Поход с девушками на Ангренское плато – это оптимистичное путешествие в горах Западного Тянь-Шаня, совершенное в кругу семи прекрасных молодых туристок в мае 1990 года. Поход первой категории сложности, но все участники были в горах далеко не первый раз. Я к тому времени уже побывал в «пятерке» на Кодаре.
Поход с девушками. Дневник участника
Саладуха Александр — руководитель
Борисова Маргарита
Ковалева Галина
Кузина Алевтина
Сивишкина Нина
Молодцова Галина
Теречева Татьяна
Вергазова Галина
Игнатьев Александр — инструктор
2 мая. Приехали в Ташкент в 4.45, а в 5 утра поезд «Ангренец» уже тронулся с перрона. Конечно, вместе с нами. Правда, перед этим под нашим вагоном ползала бригада – целый консилиум – из шести монтеров. Наконец, после долгих и горячих споров, они решили, что поезд может ехать и без тормозов. Может, до Ангрена доедем без остановок? Главное, Ангрен не проскочить.
По случаю праздника все надели красные бантики. Но проводник в вагоне предупредил, чтобы мы сняли «это». Похоже, советская власть здесь заканчивается. Посоветовавшись, решили, что в случае чего сдадим Татьяну-комиссара. Она получила ласковую кликуху Танька КПСС.
Все пассажиры в вагоне садятся справа по ходу – от солнца прячутся. Наши же организмы, ослабленные длинной северной зимой недостатком ультрафиолета, требуют солнечного света. Все живое тянется к солнцу, а мы пока все живы.
Все спят, один я, как истинный путешественник, изучаю из окна вагона местные ландшафты, животный и растительный мир. Посмотришь направо – видишь! Посмотришь налево – тоже видишь. Душа радуется. Из фауны в основном попадаются ишаки. Из птиц видел аиста. Еще успел заметить, что население здесь, в отличие от Ташкента, разговаривает преимущественно на узбекском языке.
Ангрен
Странный город Ангрен. Здесь много народу разных национальностей. А вот автобусов мало. Солженицын в своем «Ахипелаге» упоминал Ангрен, как один из городов, построенных на костях зеков. Что же, стране в 1941 году нужен был уголь. В 1990 году это был индустриальный центр с множеством крупных заводов.
Один гражданин сомнительного вида стал источником многочисленных советов для Саладухи. Я бы не стал доверять информации, полученной от этого типа. Благодаря его советам мы сидим на автовокзале целых два часа.
В киоске продается плакат «Я голосую против догматизма, бюрократизма, комчванства …», и что-то там еще. Нарисована рука, которая держит большой партбилет. Большой партбилет – это плохо, ведь в карман не лезет. Причем рука нарисована так, как будто хочет швырнуть этот билет куда подальше.
Я купил этот плакат, который оказался последним, и подарил Татьяне. Она благосклонно приняла подарок. Татьяна — рисковая женщина, продолжает казать свою революционную сущность – так и не сняла свой красный бант. Да еще купила значок с Лениным. Тут же на ней и крестик. Не то странно, что крестик на шее (Партия мудрая, она простит), а то, что крестик – атрибут православия. Не знаю, как это воспримут местные преимущественно мусульмане. Новейшая История СССР нас рассудит.
Поход с девушками начинается
Исполнилась мечта идиота – мы добрались до поселка Ирташ. Здесь встали на стриптиз – то есть переодевались на глазах изумленных местных жителей. Здесь же произошел первый инцидент – стычка завхоза с начальником. Завхоз дает команду варить суп и чай, а командир разрешает только чай, так как сегодня надо еще дойти до ГМС (гидрометеостанция). В результате горячего спора победила завхоз. Начальник же впал в ступор и апатично уставился в воду, пытаясь, должно быть, в струях горной реки разглядеть свадебные танцы маринок. Но, увы!
Пока обедали, появился ГАЗ-66, который ехал в нужном нам направлении. Наши женщины быстро охмурили водителя своими чарами. В машину мы загрузились еще быстрее.
Ехали вверх по «адыловской дороге», местами даже на ней сохранился асфальт. Эта Дорога была построена для того, чтобы возить минеральную воду из Арашанских источников для ванны самого Адылова.
Начало Адыловской дороги
Адылов был председателем крупнейшего агропромышленного комплекса в Узбекистане – Герой труда и прочая. Прославился тем, что показал всем, что значит социализм по-узбекски в действии – то есть настоящее средневековье. У него были даже зинданы – подземные тюрьмы для перевоспитания неугодных. За пару лет до нашего похода он был разоблачен.
Останавливались на пасеке. Здесь стадо диких детей обступило нас. Они тыкали пальцами в наших женщин и весело смеялись. Наши туристки были без штанов, то есть в шортах. Эти «дети гор» никогда не видели голых женских ног. На пасеке к нам подсел мужик, на вид таджик. В результате общения выяснилось, что он русский, родом из Белинского района, там у него живут все родственники. «Таджик» оказался нашим земляком.
Подъехали к ГМС. У заброшенного сарая поставили палатки. Можно было, конечно, и травку поискать, но туристы легких путей не ищут. Стоим под самыми снегами, но от их ледяного дыхания нас прикрывает сарай.
Цинковые женщины
3 мая. Мы бодро поднимаемся на плато, но никак не поднимемся. Женщины обмазали все лица цинковой мазью – от загара. Почему-то развезло на рифму.
Ты куда нас завел, Лишь снега кругом.
Знаешь, Саша, я не вол, Я мечтал о другом.
Я мечтал, чтоб пальмы зрели, Ананас чтоб цвел.
Чтоб хоть ели зеленели, Знаешь, Саша, я не вол.
Я мечтал, чтоб баобабы, Ананас чтоб цвел,
А не цинковые бабы, Ты куда же нас завел?
Цинковые женщины полны оптимизма
Адыловская дорога вся в снегу, но все равно по дороге идти лучше. Видели волка. Он бежал то ли от нас, то ли в обход, чтобы сделать засаду. А может, за сородичами, за подмогой.
Когда дело стало клониться к закату дня, и мы сделали дневную норму километров, увидели сверху красивое зеленое место для ночевки. Травка изумрудная. Однако, для этого надо было перевалить бугор. На бугор поднялись, а вниз девчонки спускаться категорически отказались – усталость кусает ноги, а склон очень крутой. Вернулись назад.
Салодуха долго ругался, но перед женским упрямством он был бессилен.
Пришлось ставить палатки на снегу. Слава богу, дождя не было. Волки нас не загрызли. Но самое главное – налили спирту.
Бескрайние снега
4 мая. Вчера болел живот, а сегодня нет. Наверное, алкоголь сказал свое благородное слово.
Идем по плато. Вокруг – бескрайние снега. Поворачиваешь голову на 360 градусов – везде арктический пейзаж. Солнце слепит и сверху и снизу, отражаясь от снега. Попались чужие следы – по ним идти гораздо легче. Следы уходят вправо, и мы по ним. А зря!
На перевал
Идти все равно тяжело – дает себя знать высота. Наконец, залезли на перевал, и там поняли, что не туда. Вот так слепо доверяться чужим следам!
Что делать? Перевал в сторону спуска лавиноопасен. Явно не «единичка Б». Спустились назад, врубились в снег, построили снежную стенку от ветра. Стали ночевать.
У начальника сгорел примус, и в сваренную еду попал бензин. Так что жизнь впереди нас ожидает радостная – так называемое счастливое будущее.
5 мая. С утра идет дождь, но мы с большим энтузиазмом идем на перевал. На этот раз я помирился со своими предубеждениями и намазался той гадостью, чем украшают себя наши девушки – цинковой мазью.
Наша задача казалась нам не очень сложной – подняться на морену, а там и перевал рядом.Но солнце довольно быстро разогнало тучи, снег раскиселило. Наш слабый пол пашет снежную целину, меняясь через каждые пятнадцать минут. Лично я замыкающий, защищаю тылы группы. Пока зашли на морену, все силы покинули нас. Пришлось идти через силу.
На седловине как будто что-то торчит. Молодцова с Саладухой поспорили – перевал это или нет, на бутылку шампанского. Что и засвидетельствовано группой в полном составе.
При подходе к перевалу увидели морду моего тезки – Александра Сергеевича Пушкина.Игра света на снежном склоне.
Снег, град и грязь
На перевале тур, но он пустой. Хоть и холодно, но все веселые – наконец-то раздают шоколад.
На спуске прокатились на полиэтилене, получив огромное удовольствие. Но в основном идти пришлось пешком. Идем час, второй, снег не держит. Проваливаемся иногда по пояс. И все пешком – попутного транспорта нет. Изредка то с правого, то с левого склона сходят лавины.
Попался труп обглоданного козла.
К вечеру погода начала портиться. Загремела гроза, пошел дождь, а потом нас накрыл град. И так больно долбал по нашим головам! Сели спиной к ветру. Но идти надо… Встали, пошли.
Вот уже и снега кончаются, деревья стали попадаться, но мы все идем – замерзшие и насквозь мокрые.
Дошли до скотогонной тропы на речке Безымянной. Нашли вырубленную на склоне площадку для стоянки. Сюда, прямо в грязь, и поставили палатки.
6 мая. С утра дождя нет. Морды у всех опухшие, губы в болячках. Набрали кое-каких дров. Одежду сушим на ветру. А пейзажи вокруг завораживающе – прекрасные!
Идем по тропе вдоль речки, не зная, как сия бурлящая вода называется. На противоположном склоне по снегу пробежало стадо козлов. Мы сами чувствуем себя козлами, только с рюкзаками, поэтому обрадовались встрече с «коллегами». Правда, они местные, здесь живут, а вот что мы здесь делаем, остается загадкой. Загадка не только для тех, кто в горы не ходит, но и для нас самих.
Пришли к выводу, что идем по Акбулаку.
Юбки и платья в походе
Встали на обед. Здесь девушки показали свою бабскую ( в хорошем смысле слова) сущность. Откуда ни возьмись появились юбки и платья.
Саладуха, ты чудак –
Вывел нас на Акбулак.
Хоть сюда нам и не надо,
Все равно мы очень рады.
Группа вышла без потерь,
Будем ревень есть теперь.
Как довольны наши личики-
Вот теперь мы в «единичке».
Мы теперь всему довольны,
Только что-то морде больно.
Не хватает лишь дивана,
Но зато Матрен Иванна
С Галиной платьица надели.
Эх! Глаза бы не глядели!
Это вовсе не мираж,
Охватил меня мандраж!
Давайте суп грибной хлебать!
Автор этих строк и Танька КПСС
Во время обеда навстречу группа идет. Граждане — туристы из Ижевска. Оказалось, что пройденные нами перевалы закрыты. А вертолет, который мы видели в горах, ищет нас. Когда ижевцы узнали, что у нас семь женщин и только двое мужиков, вылупили глаза от изумления. А когда узнали, что у нас «единичка», еще более удивились. Мы – пензяки. Наши «единички» – еще те «единички».
Встретили еще одну группу. У них один турист в кедах, второй в кроссовках, а третий – в керзовых сапогах. Подарили им часть продуктов. Как они обрадовались! Говорят, что понесут дрова с собой – примуса у них нет. Мечтают попасть на источники. Счастливого пути вам на Ангренское плато!
К концу дня Саладуха заставил нас переправляться через приток по бревнам. А так как бревна были скользкие, то и сухими мы из воды не вышли. Что же – это одно из удовольствий походной жизни.
Зато на ночевку встали на травке. Всю ночь где-то в темном небе, на котором Татьяна разглядела свою звезду Сириус, кричала какая-то дикая птица.
На Серкели
7 мая. Наконец мы пришли к Серкели. Здесь много пензенских групп. Все упахались в снегах Тахты и сходят с маршрута за неимением времени. Рассказывали, что у прижима переправляются вплавь, а рюкзаки толкают перед собой – так много воды.
Здесь встали на обед. Во время обеда прошел так называемый опрос общественного мнения – идти или нет на перевалы Зилай – Ароб. В результате этого опроса возобладала точка зрения, что не идти. После этого Алевтина сильно поругалась с Саладухой и обиделась на него. Или наоборот – сначала обиделась, а потом поругалась.
Всю ночь пензяки орали песни – у них кто-то сгонял в Бричмуллу за горючим. И мы выпили остатки спирта – грамм по двадцать. Эти граммы не согрели ни душу, ни сердце.
8 мая. С утра помыли головы и намазали лица чем только можно в надежде подлечить физиономии. Морды облазят, глаза заплывают, губы в болячках, мухи кусают, речка шумит – и все это называется отдых.
Ужасно чешутся лицо, шея, уши – все то, что облазит.
Нина Сивишкина не хочет фотографироваться
К обеду подскочили Ваня Некрытов и Олег. Они на время стали центром внимания. Ребята поели и ускакали.
Мы тоже как-будто стали собираться, воспользовавшись моментов – временно дождь прекратился. Собрались, стоим с рюкзаками, смотрим – а из одной палатки ноги торчат. Это Галины Молодцовой ноги, и Танька КПСС рядом с нею. Уж какие они там философские вопросы решали, не знаю – может Татьяна толкает тезисы о руководящей роли КПСС, божась и целуя крестик свой металлический на своей партийной груди.
В общем, произошел эмоционально – психологический конфуз с креном в стрессовую ситуацию. И уже я начал терять спокойствие самообладания. Но тут мудрая женщина Алевтина сказала фразу, которая остудила меня: «Человек всегда должен оставаться человеком». В общем, мы снова встали на ночевку.
Кругом родные все места
9 мая. Большой праздник, а мы идем по дороге. Кругом родные все места. Вот на противоположном берегу впадает Караарча – много воспоминаний с ней связано. Вот тропа на склоне ниточкой тянется – там мы со Стульниковым ходили.
Мы идем, а шарики разноцветные болтаются на рюкзаках – бесполезная, глупая штука, но настроение поднимает. Ритуля не теряет времени даром – собирает траву зизифору.
Дошли до какой-то базы отдыха, где, пока мы ели колбасу, нас яростно облаивала собака. Колбасы мы ей не дали, мы сами голодные как собаки. Мы сами глупее собак, мы – ослы. Ни одной собаке не хватит ума таскать рюкзак. Правда, не каждая собака ест колбасу и шоколад.
Тут машина прервала мои размышления. Молодой узбек сокрушался, что едет в другую сторону, но обещал забрать нас на обратном пути. Мы ждать не стали – мухи кусают, пошли. Но нас вскоре прихватил «Урал» с ржавыми вагонетками в кузове. Это была веселая езда. Так весело, наверное, и сам Гоголь не ездил. Где ему! В те времена не было «Уралов» с вагонетками.
Так, с пересадками, мы оказались в Бричмулле, где удачно закупили хлеба и чашмы. И вот мы идем по поселку – все в штанах, как требуют местные обычаи, а ребятишки кричат: «Палька дай! Дай палька!». Но мы не отдали свои альпендрыны. А ведь воспитывались при социализме. Но меня лично успокоило, что и Танька КПСС не отдала «пальки».
Пришли мы на автобусную остановку, а здесь автобус уже стоит. Мы, недолго думая, поехали на нем в Ташкент. Автобус ехал не через Чимган, а через Чарвак, в результате мы увидели плотину Чарвакского водохранилища – захватывающее зрелище. За окном – прекраснейший закат, на слайд так и просится, только фотоаппарат в рюкзаке, а до него не добраться.
Ташкент — хороший город
По дороге имели честь лицезреть несколько разбитых машин. Для кого-то это праздник со слезами на глазах.
В Ташкенте Татьяна проявила организаторские способности и провела нас к зверинцу. Вернее, на базу СЮТур, а за забором – зверинец. Здесь, под музыку рычанья львов мы удачно заночевали.
10 мая.Ташкент – хороший город. Это город-сказка. Особенно для закончивших маршрут в горах Тянь-Шаня. Здесь есть баня, пиво, магазины, базары. Все эти культурные заведения мы и посещали, а вечером пошли в «Голубые купола», следуя давней традиции пензенских туристов. Но сие заведение превратилось в забегаловку. Здесь уже не подают ни шампанское, ни коньяк. Здесь уже нельзя прилично посидеть с нашими приличными девушками. Это же позор интернационализму! А впрочем, далеко можно уйти в рассуждениях, вызванных отсутствием шампанского.
11 мая. Посетили Алайский рынок. Восток и его традиции не загубила даже диктатура пролетариата.
Мы с Саладухой удачно попили пива в бане, но к поезду успели за несколько минут до отправления. Прощай, Тянь-Шань, прощай, Ташкент.
Это был мой последний поход в Тянь-Шаньские горы. А дальше – развал СССР. Развал всего. И туризма тоже…
Больше в поход с девушками я не ходил. Но дружба осталась на много лет. Периодически мы встречаемся.
Дневник похода представил его участник Игнатьев Александр
Фото со слайдов автора
(1) комментарий