Река Мана (Красноярский край) пройдена пензенскими туристами на плоту в походе III категории сложности.
Состав группы
Храмкин Анатолий Сергеевич (1934) – капитан, доктор.
Райкин Анатолий Иванович (1932) – старпом, завхоз.
Петрин Евгений федорович (1932) – штурман, казначей.
Ступников Иван Дмитриевич (1940) – второй штурман.
Старостин Василий Васильевич (1939) – боцман.
Манидин Александр Александрович (1942) – матрос, кок.
Все шестеро из Пензы-19.
20 июня 1971 года поездом Харьков – Владивосток выехали к месту прохождения маршрута.
22 июня в 10.15 местного времени группа благополучно прибыла в город Красноярск. Вечером того же дня в 18.15 поездом Красноярск – Абакан мы выехали к месту назначения, поселок Кой на реке Мана.
23 июня в 1.20 группа прибыла на место. Весь день ушел на ознакомление с местными властями, организацию приобретения материала для постройки судна, транспортровку его в нужный район. К вечеру с божьей помощью все было улажено.
Разбив лагерь на берегу Маны, команда приступила к вечерней трапезе, после чего был объявлен отбой.
24 июня
Рано утром приступили к постройке судна «Дельфин 4». День прошел в строительных работах. Команда к вечеру притомилась, но работа была не завершена. По приказу командира команда получила усиленный ужин.
Строительство подходит к концу
25 июня
К 13.00 местного времени постройка судна была завершена. Началась погрузка. В 14.00 погрузка окончена.
В 14.10 судно «Дельфин 4» снялось со швартовых. Начались ходовые испытания.
В 16.30 ходовые испытания окончены. За 2 часа 20 минут пройдено 30 км. Встали на стоянку у левого берега. Мана оставляет хорошие впечатления. Течение быстрое, плыть приятно.
Судно принято комиссией с оценкой «Хорошо». Состоялся парад команды и торжественный подъем флага.
Подъем флага
26 июня
Температура воды днем 13 град., воздуха 34 град.
В 6.45 тронулись с первой стоянки.Течение быстрое. Встречаются мели, застрявшие бревна. Опасных препятствий нет.
Вперед внимательно смотрели. Результат? Сидим на мели
В 7.50 остановка на завтрак.Пристаем к правому берегу, место очень красивое. Населения поблизости нет. По правому берегу Маны проходит железная дорога Абакан – Тайшет.
В 9.30 уходим со стоянки. Течение на этом участке усилилось, уклон заметен на глаз. Повысить внимание!
Вскоре железная дорога уходит под горй в тоннель. Река Мана делает крутой поворот налево. Мы расходимся в разные стороны.
В 12.10 делаем остановку у правого берега. За 3 часа 45 минут пройдено около 60 км. Течение настолько сильное, что не выдерживают швартовые. Срочно принимаем меры.
Выдержат ли якоря? Боцман тянет пескаря
После обеда команда отдыхает. Кто занимается рыбной ловлей, кто пошел в горы. Рыбы в реке много: хариус, ленок.
27 июня
На рассвете рыбная ловля. В 6.00 подъем флага, подготовка к следующему переходу. В 10.00 снялись со швартовых. Вскоре с левого берега прошли населенный пункт Бирюсук.
Недалеко от Бирюсука первый порог. Готовимся к его проходу. Течение становится сильнее. Контрольный замер показал скорость 18 км/час.
Впереди постепенно нарастает шум – это порог, хотя его еще не видно. В 11.15 выходим к порогу, благополучно минуем его и делаем короткую остановку.
После небольшого отдыха снова в путь. После порога река Мана немного замедлила свой
С правого берега рыбачий поселок Кожилак. Остановки не делаем. Вскоре догоняем сплавщиков. В 14.30 становимся на ночлег у правого берега маны, место называется Черемушки. Начинается сильная гроза.
28 июня
Вода 10 град., воздух 26 град.
6.00 подъем флага. Погода испортилась, всю ночь шел дождь, гроза перешла в мелкий нудный дождик. Впереди на реке начинаются завалы. Ждем, когда разберут, и можно будет двигаться дальше.
В 8.00 решено сделать небольшой бросок – дойти до безымянного острова, где есть избушка сплавщиков, и, если погода не улучшится, там и заночевать.
Избушка нам не понравилась. Пробыв в ней несколько часов, решили покинуть ее и перейти намного ниже к холодному ручью.
В 14.00 встали на ночлег. День был не ходовой и пройдена едва 15 км.
29 июня
Вода – 10 град., воздух – 21 град.
В 6.05 снялись со швартовых. Впереди трудный участок – начались сплошные завалы. Нужно быть предельно внимательными. Пока все идет хорошо. Идем в сплошном потоке бревен. Необходимо дойти до Нарвы. На исходе хлеб.
Идем без остановок. Пройдена половина. Еще 40 км. и будет Нарва.
На одном из завалов по небрежности рулевых едва не потерпели крушение. Экстренными мерами судно удалось спасти, но команде был нанесен материальный ущерб. В Нарве не досчитались 23 банки тушенки, литровой банки масла, две бутылки растительного масла и кое-каких рыболовных принадлежностей.
11.30 прибыли в Нарву.
30 июня
В 6.00 снялись со стоянки и перешли на правый берег ниже моста. Команда занялась оcмотром и ремонтом судна. Во время ремонта и было обнаружено, что погибла часть продуктов.
Отремонтировав судно, пополнив запас продуктов, мы готовы были тронуться в путь.
В этот день передали по радио о гибели космонавтов Волкова, Пацаева, Добровольского. В 14.00 мы покинули Нарву. Течение после Нарвы быстрое, много завалов и сплошным потоком идет сплав леса.
Вперед смотрящий и рядом спящий
Вскоре мы догнали еще один плот с тремя туристами. По их словам парни из Красноярска.
В 16.00 остановились на ночлег совместно с красноярцами. Место для стоянки выбрали неудачное – берег болотистый, тьма комаров и мошки.
1июля
Вода – 11 град., воздух – 17 град.
Рыбаки поднялись рано, но рыба ловится плохо, погода неважная. Решено спуститься немного ниже.
Остановились на правом берегу реки у подножия скалы. Рыба и здесь ловится плохо. Поднялись на скалу. Вид сверху превосходный. На скале оставили бутылку с запиской.
Вернувшись на плот, в 9.00 покинули стоянку и направились на поиски рыбного места. В 9.15 на правом берегу прошли заброшенную деревню.
В 11.00 подходим к экватору! Пройдена половина пути. Делаем остановку. Завтра предстоит крещение новичков. Погода не благоприятствует, но таков обычай. Обнаруживаем еще пропажу. Исчезли рыболовные снасти – подсачек. Видимо, нас обокрали красноярские туристы.
2 июля
С утра подготовка к празднику Нептуна. Крещение юнги. Погода не жаркая, сильный ветер, временами дождь. В 9.00 окунание юнги в холодную купель. Для сохранения его здоровья по приказу командира выделено 100 грамм спиртного и десятую часть луковицы.
Нахальный юнга решил окунуться еще раз. Решительными действиями старпома наглость юнги была пресечена.
Сегодня решено сделать стоянку. Занимались рыбной ловлей и охотой.
3 июля
За день проделали небольшой переход, от речки Говорливой до большой горы, 30 км. Течение на участке сильное, встречаются завалы, идет сплав.
У большой горы вынуждены встать – впереди завал, ждем, когда разберут. Там работают сплавщики.
На скале обнаружили орлиное гнездо. Юнга с капитаном пошли посмотреть и принесли одного птенца.
Большие дяди и маленькая птичка
Остаток дня занимались кто чем. Ловили рыбу, бродили по лесу и горам. К вечеру снова пошел дождь.
Матрос за работой
4 июля
Завал разобран. В 9.00 снимаемся. Течение сильное, участок не очень сложный. В 10.45 проходим село Большой Унгуш. Село действительно большое, расположено на правом берегу. Остановки не делаем.
От Унгуша правым берегом Маны проходит дорога, места красивые. Через час входим в село Малый Унгуш. Делаем короткую остановку. В 14.00 уходим дальше.
В 16.00 остановка на ночь.
5 июля
6.00 подъем, в 8.00 завтрак. Мимо нас прошли три плота с плановыми туристами.
В 9.00 снимаемся и идем дальше. Река сильно петляет. В 9.50 проходим мост. Дорога идет из Унгуша на поселок Жерж. В 10.15 проходим поселок Жерж, остановки не делаем.
Река разделяется на два русла. Идем правым протоком. Обогнавшие нас плоты с туристами попадают в завал, но все кончается благополучно. Мы завал миновали без приключений. Справа какая-то заброшенная деревня.
В 13.00 по левому берегу поселок Кершел. В 15.00 становимся на ночлег.
6 июля
Утром ловим рыбу. Рыбалка была удачной.
После завтрака в 9.30 тронулись в путь, а он предстоял немалый. Нужно было пройти в район Урмана. Кончался запас хлеба.
Решено идти без остановок, а пройти нужно около 100 км.
Участок прошли без приключений. В 15.25 прибыли в намеченный пункт.
Вечерняя прогулка
7 июля
Стоим в 6 километрах от Урмана. В 9.00 снимаемся. В 9.30 входим в село. Швартуемся. Будем пополнять запас продовольствия.
После двухчасовой стоянки уходим. Возле Урмана река Мана делает большую петлю и разделяется на два рукава. Проходить нужно левым рукавом. Впереди Урманский порог.
Он не опасен. Проходим его без труда. В сорока километрах ниже Урмана делаем остановку.
8 июля
В 10.00 снялись со стоянки. Течение быстрое, ровное, много островов. Берега красивые, много скал. В 12.00 делаем короткую остановку. В 12.35 снимаемся и идем дальше.
14.10. У Золотой речки останавливаемся на ночлег.
9 июля
День отдыха. Стоим у Золотой речки. Занимаемся рыбной ловлей. Обследуем окрестности.
Бродяга
10 июля
Вода – 12 град., воздух – 34 град.
В 10.00 снимаемся. Идем на Береть. Хлеб опять на исходе, в Берете надо пополнить. Дальше по Мане до Усть-Маны населения нет.
В 12.50 входим в населенный пункт Береть. Дело осложнилось – не можем пополнить запас хлеба, в Берете его просто нет, так как пекарня на ремонте.
В 14.25 уходим. Осталось 150 км. Это дня три хода. А течение заметно ослабевает.
В 18.50 на границе заповедника «Столбы». Делаем остановку. Ужин без хлеба. Хорошо, есть макароны, рис и кое-что другое.
11 июля
В 9.00 снимаемся. Течение заметно ослабло, оно ровное, спокойное. Уже нет ни перекатов, ни мелей.
По пути в интересных местах делаем короткие остановки.
В 18.00 становимся на ночлег. Настроение у команды непонятное: кто грустит, кто просто свиреп, а некоторые поют и даже пляшут. Чувствуется приближение конца.
12 июля
Вода – 13 град., воздух – 36 град.
В 9.00 трогаемся в путь. Течение спокойное, 4 – 5 км/час. Хлеба у нас нет второй день. Это не огорчает: продукты на борту еще имеются. Голод не угрожает.
Ребята пообросли, загорели, немного устали, но настроение бодрое.
Сегодня нам предстоит пройти последний на Мане порог Нижний. Ну что ж, мы готовы, и есть уже опыт. Вперед, в бушующие воды!
В 15.00 подходим к Нижнему порогу. Это, пожалуй, самый большой порог на маршруте. Река делает левый поворот. Вода кипит как в котле. Основной струи в пороге нет. Течение вихревое.
Судно плохо управляется. Пришлось поработать. Но вот стихия позади, спускаемся еще немного и встаем на ночлег.
13 июля
В 8.45 торжественное построение команды. Последний переход. Впереди Енисей – конец нашего маршрута. Настроение бодрое и немножечко грустное.
В 9.00 снимаемся со швартовых. Последний переход начался. В 15.30 по местному красноярскому времени входим в Усть-Ману. Поход окончен.
Встаем на последнюю стоянку, где проведем последнюю ночь на реке Мана!
14 июля
В 6.00 подъем. Торжественное построение команды. Прощание с Маной и с судном «Дельфин 4».
В 16.15 спуск флага. Капитан благодарит команду за службу. Прощай, река Мана!
Прощай, прекрасная Река Мана! Пронесшая на своих стремительных водах наше судно в течении 18 дней на расстояние почти в 600 километров. Прощай, наш друг и товарищ «Дельфин 4»! Ты служил нам верой и правдой, был родным домом все это время, пронес нас на своей палубе по прекрасной реке, и ни разу не подвел нас. Спасибо тебе, Дружище! Прощай навсегда!
В 7.00 команда покидает судно.
Поднимаемся в гору, на душе грустно. Внизу, сиротливо притаившись, стоит у берега покинутый нами плот. Сверху смотрим на него в последний раз, и от этого становится еще грустнее. Команда идет молча. Настроение, видимо, у всех плохое.
В 11.15 мы прибыли в Красноярск.
Вечером того же дня, 14 июля, в 21.15 мы покинули Красноярск.
17 июля 1971 года в 12.10 по московскому времени команда судна «Дельфин 4» в полном составе, без потерь, высадилась на перрон станции Пенза I.
Так мы вернулись домой.
Отчет составлен на основании судового журнала, который регулярно велся командой в период всего
Маршрут на Мане в целом не опасен, но требует внимания. Местами скорость течения достигает 18 км/час. Средняя скорость 10-11 км/час. Ближе к Енисею она снижается до 5-6 км/час. На Бирюсугском пороге держаться надо середины реки, подальше от правого берега.
На Урманском пороге большой опасности нет, он находится в левом русле. Сначала нужно придерживаться левого берега, на порог выходить ближе к центру.
На Нижнем пороге нужно идти центром. Течение на нем несколько беспорядочное, что плот становится плохо управляемым.
Отчет составил: штурман Петрин
Утверждаю: капитан Храмкин
Отчет переработал Игнатьев Александр