Река Кереть в Карелии была разведана пензенскими туристами в далеком 1962 году. И с тех пар там побывало множество пензенских групп групп. Первопроходцами были пензенские студенты.
Северная Карелия
Год 1962
Меньше двух суток езды на поезде, и ты попадаешь в глухой, суровый и прекрасный край – край лесов и озер, край дичи и рыбы, край прекрасных белых лебедей.
Огромные валуны, бескрайние озера, бурные порожистые реки олицетворяют титаническую силу природы. Невольно возникает мысль, что вот так было здесь и тысячу и десятки тысяч лет тому назад. Своеобразна и флора этого края: здесь не видно привычных нам дубов и кленов, а бескрайние просторы ели с небольшими белыми прожилками знаменитой карельской березы. Под ногами толстая подушка разнообразных мхов, которые под дождем набухают и делаются рыхлыми.
Ягод здесь несметное количество. Здесь и брусника, и голубика, черника и морошка, встречаются грибы. Вот по этому краю и совершили прошлым летом свое путешествие туристы нашего института.
Маршрут начался на маленькой станции Лоухи. По озерной системе Кереть , которая включает в себя более десятка озер, было пройдено около ста пятидесяти километров.
Озера здесь настоящие лабиринты, на них бесчисленное множество островов. Так, на самом большом из озер, протяженностью более семидесяти километров, находится их около трехсот шестидесяти. В таких местах лишь компас может правильно указать путь. Однако все проходит благополучно и после двухдневной разведки мы пробираемся в озерную систему Энгозера.
День пути – и мы у единственного населенного пункта, встретившегося на всем нашем трехсоткилометровом пути, у лесопункта Пайозеро.
Местные жители встретили нас радушно. Да и как же иначе: туристы бывают здесь очень редко. Удивил нас и магазин, где можно было пополнить при необходимости запас продуктов таким дефицитом, как свиная тушенка, колбаса и т.д. А хлеб местной пекарни превзошел все наши ожидания.
По пути нам встречались села, покинутые жителями еще в военные годы, встречались укрепленные линии с дотами и ходами сообщения: в этих местах велись жестокие бои с немецкими и финскими фашистами, рвавшимися перерезать железную дорогу Москва – Мурманск.
Цепочкой озер с поэтическими названиями Пилдозеро, Синдамозеро, Мурамозеро достигаем источников бурной реки Ваинги, впадающей в Белое озеро. В истоках этой реки – настоящий рай для рыбака. Здесь в бурных струях водится хариус, ленок. За камнями, в спокойных местах рыбака поджидают килограммовые окуни. В этих местах рыбе почему-то больше нравится поплавок, чем настоящий жирный навозный пензенский червяк, и она с большим удовольствием глотает его, тогда приходится прилагать усилия, чтобы отнять у нее этот рыбацкий инвентарь, но рыбаки изощряются. Здесь рыба подается к столу во всевозможных видах.
Дальше наше путешествие напоминало слалом на байдарках, т.к. на пятидесятикилометровом пути уровень воды падает более ста метров. Отдельные участки пути напоминали километровые лестницы, где между камнями бушует и пенится водяная стихия. В зависимости от обстоятельств, участки эти проходились или на байдарках, или по пояс в воде со страховкой. Самый сложный порог пришлось обойти по берегу.
Вот и железная дорога. С чувством сожаления разбираем байдарки и отправляемся на станцию. Цель похода – разведка нового маршрута, составление карты и описание, — достигнута.
Новый маршрут по северной Карелии ждет наших туристов.
Г. Черняев.
На снимке: туристы на байдарках.
«За инженерные кадры». Пятница, 18 января 1963 г. №2 (234)
(2) комментария