Куба́нь — река на Северном Кавказе, берущая своё начало в горах Карачаево-Черкесии — с северо-западного и юго-западного плеча Эльбруса. Сплав по реке Кубань (по ее верховьям) на байдарках осуществили пензенские туристы.
Отчет о водном туристском путешествии 3 категории сложности по реке Кубань, совершенном с 30.4.77 по 9.5.77.
Паспорт маршрута
Длина сплавного участка 110 км.
Перепад высоты на маршруте 500 м.
Расход воды в апреле-мае 30-50 куб.м/сек.
Категория III
Рекомендуемые средства сплава – байдарки, надувные лодки, плоты с надувными элементами.
Рекомендуемое время путешествия – середина апреля – середина мая, сентябрь-октябрь.
Состав группы
Ронин Д.Н. – руководитель.
Акимов Г.К.
Гришин Г.В.
Чертыковцев Ю.Б.
Солонихин С.А.
Романов В.П.
Абсолютное большинство участников похода являются членами сборной области по ТВТ и принимали активное участие в первенствах Поволжья, Европейской зоны РСФСР, Куйбышевской области.
Краткое описание района маршрута
Районом путешествия был выбран Северный Кавказ, Карачаево-Черкессия.
Река Кубань является идеальным полигоном для
Возможность доставки группы из Пензы в точку начала маршрута окончательно определила выбор в
Краткая лоция маршрута
Написать подробную лоцию реки Кубань нашей группе не удалось, да в этом и нет нужды, ибо река может измениться в течение часа (в зависимости от воды)!
Начало маршрута – в трехстах метрах выше сельсовета Поляна – центральной усадьбы поселка Эльбрусский.
На протяжении первых нескольких километров река часто делится на протоки, с падением воды в них до 1, 5 метров. Вот пример, характерный участок реки:
Падение воды на участке между островом и отмелью около метра. Каждый поворот реки – довольно сильный прижим к вогнутому берегу, да еще и осложненный камнями. Часто встречаются шиверы с приличными валами, камней много, но маневр не слишком труден.
На участке до моста у впадения слева реки Даут (12 км) около 30 препятствий, почти каждое из которых может стать причиной основательной поломки байдарки.
Средний уклон на этом участке 9-13 м/км. Скорость течения постоянно высокая, около 10 км/час, на порожках и шиверах еще более убыстряющаяся. Особое внимание надо обратить на участок от поселка на правом берегу (крыши крыты красной черепицей) до моста. Разведка чрезвычайно желательна!
Несколько далее – один берег реки одет в бетон, в центре – остатки арматуры на протяжении 100 метров.
Даутский порог
В остальном река проходима без разведки, ходовое время 2,5 часа. Встали на шивере в 800 метров выше Даутского моста.
Во второй день московская школа инструкторов (при нашем участии) вывесила трассу на этой шивере и тренировалась весь день.
В третий день, не доходя 150 метров до Красного (Даутского) моста остановились и вышли на разведку Даутского порога.
Средняя часть Даутского порога
Даутский порог, вторая ступень
На Даутском пороге в одной лодке была пробита дыра. Едва успев устранить неисправность, нам пришлось устраивать лагерь, так как начался сильный дождь, не прекращавшийся до самого вечера. Вода поднялась более чем на полметра, и порог стал являть собой иную картину! Почти все означенные камни были закрыты. По всему порогу – мощные пульсирующие валы. В 60 метрах ниже порога шивера, ощетинившаяся после дождя полутораметровыми валами с запрокидывающимися верхушками.
Три Взрывных порога
Четвертый день – пройден участок от реки Даут до Аманхипа (12 км). На участке три очень сложных порога: Первый Взрывной, Второй Взрывной и Третий Взрывной.
Первый Взрывной находится в 1,5 километрах ниже последаутской шиверы, длина порога 100 метров. Разведка по левому берегу.
В центре струи – 1,5 – 2 метровые валы, бочки. В принципе проходимы на скорости, но как альтернатива отсутствию умения удержаться полулагом на краю струи.
На этом пороге мы видели, как вдребезги разлетались лодки, попавшие в камни. Скорость течения – огромная, порядка 20 км/час. Еще через 2, 5 км (препятствий нет) – порог «Z» (второй Взрывной).
Основная трудность – пересечение основной струи, особенно вначале, где на сбое струй пульсирующие валы.
Затем следуем около 5 километров «разбоев», характерных для начального участка, и Третий Взрывной. Этот порог расположен на прямом участке и представляет собой участок с крутым падением и большим количеством камней, образующими мощные «бочки».
Вода была довольно большая (постоянно шли дожди) и почти все камни были закрыты, но валы делали проход по центру практически неприемлемым! Проход вдоль левого берега. Пристать можно за 30 метров до порога (он хорошо заметен с воды) к левому берегу к отмели.
Каньон Аманхит
Затем, до Аманхита (4 км) множество разбоев, надо не ошибаться в выборе проток, но серьезных препятствий нет. Аманхит можно узнать издали – по скалам, которые сузили и без того узкую реку до предела и как бы нависли над ней. По правому берегу – 600-метровая терраса, с деревьями и травой – отличное место для лагеря. После террасы река делает поворот налево (60 град.) – вход в Аманхит.
Апофеоз маршрута — каньон Аманхит
Пятый день – просмотр Аманхита, обнос байдарок. Смотрели, как отдельные группы преодолевают его. В общем, удачно, но один «ЛАС – 5» сделал «мертвую петлю» в валах на выходе каньона. Длина обноса 1,5 км.
Шестой день Аманхит – Карачаевск (13 км). Множество разбоев, но иногда река, сливаясь, образует мощнейшие шиверы с очень большими (от 1,5 до 2 м) валами. Разведка затруднительна, места в общем опасные, так как перевернувшуюся байдарку чрезвычайно трудно вытащить самому из потока.
Примерно через 7 км. от Аманхита довольно оригинальное препятствие:
Четкий слив, идеальные валы (2,5 м), и все это проходит через низко нависшее дерево. Первые две байдарки, ринувшиеся на штурм этого препятствия, были перевернуты: первая валами, вторая – деревом. Пришлось пересекать струю в сливе, почти лагом. Наша группа преодолела порог благополучно!
В начале поселка Каменомостский находится Верхне-Каменомосткий порог. Мощный слив через всю реку с огромным камнем в центре и мощными бочками:
Еще через 1 км. – «Желоб», стометровый участок с падением около 7 метров, тремя свалами воды – в большую воду не проходим. В конце каньон сужается до 3, 5 – 4 метров!
До автостанции от «Желоба» — 1 км. Сплав по реке Кубань закончен. Можно разобрать лодки и ехать домой!
Рекомендация по технике сплава, способах страховки, снаряжению
Байдарки для сплава должны быть без рулей, со спиленными колодками. Для придания лодке максимальной маневренности, их неплохо бы «стянуть» тросом.
Почти все «Салюты» на маршруте были развернуты задом наперед — это существенно упрощает жизнь первому гребцу. 99,9 % маршрута было пройдено нами на отрицательной скорости – к этому надо приучаться на
Особое внимание следует обратить на непотопляемость байдарки – после переворота ей может быть придется плыть не один километр!
Обязателен навык прохождения валов лагом! Это довольно частый маневр. Сплав по реке Кубань требует тщательной подгонки фартуков и юбок. Это одна из слагаемых успешного прохождения маршрута.
О страховке можно сказать следующее: основной вид ее – страховка с байдарки (к перевернувшейся лодке подъезжает другая байдарка и цепляет ее карабином за обвязку. Эффективен также кораблик.
Страховка с берега – только на «именных порогах», так как осуществлять ее постоянно не хватит времени.
При подборе снаряжения следует учитывать погодные условия – почти постоянно моросит дождь.
Продукты питания можно
Заключение
Сплав по реке Кубань представляется значительным с точки зрения тренировочного похода. Приняв все меры предосторожности, а так же внеся конструктивные изменения в лодки и пройдя предварительный курс тренировки, туристы могут успешно преодолевать подобные маршруты, чему свидетельство – данный поход.
Отчет переработал Игнатьев Александр