Обеспечение безопасности на воде — одна из важнейших составляющих при организации водного похода. Особенно при сплаве по бурным горным рекам или во время половодья.
Обеспечение безопасности на воде
Первое условие обеспечения безопасности туриста-водника — правильная оценка своих сил и опыта при выборе маршрута и его тщательная проработка.
Все опасные места необходимо проходить после предварительной разведки. Часто при этом часть участников команды высаживают, и они обеспечивают страховку с берега.
Обязательно наличие индивидуальных спасательных средств на каждого участника любого водного похода, независимо от сложности маршрута. Туристы часто используют армейские спасжилеты, имеющие подъемную силу 15 кг, достаточную для большинства походов. В сложных походах по горным рекам с сильно вспененной водой необходимы жилеты с подъемной силой не менее 22- 24 кг. Для увеличения подъемной силы жилета применяются дополнительные надувные ( или с наполнением из пенопласта ) элементы плавучести.
При сплаве по бурным рекам рекомендуются защитные шлемы. Туристы, плавающие на надувных судах, часто применяют спасательные комплекты. Они защищают ноги, колени и бедра от ударов о камни. Байдарочникам такие комплекты не рекомендуются, так как мешают быстро покинуть судно при перевороте. В период межсезонья и при сплаве по горным рекам каждому участнику необходим гидрокостюм. Он хорошо защищает тело от переохлаждения. При сплаве по бурной воде на байдарке необходим защитный фартук, в противном случае судно может заполниться водой.
Подготовка плавсредства
Много значит правильная укладка вещей в плавсредстве. Они должны быть хорошо закреплены и не мешать управлению. В байдарке вещи должны быть уложены таким образом, чтобы каждый участник похода мог быстро покинуть судно при необходимости. Раньше для укладки вещей шили из детской клеенки цилиндрические мешки. Укладывали их вдоль бортов внутри байдарки. Сейчас много гермомешков, и есть прочные полиэитиленовые. Но часто вещи просто складываются в середине байдарки и закрепляют. Надо следить, чтобы это не мешало быстрой эвакуации.
В носу и корме байдарки должны быть какие-то поплавки, которые не позволят ей затонуть при оверкиле. Очень коварными являются завалы, которые могут встретиться на реках. При сильном течении байдарку может затянуть под завал. Если избежать этого не удается, экипажу, чтобы не попасть под завал, необходимо в спешном порядке покинуть судно. Особенно это касается сидящего впереди. Для него малейшее промедление опасно, даже при наличии спасжилетов. Бывает, что одежда, цепляясь за что-то, мешает выбраться. Для таких случаев в кармане спасжилета необходимо иметь короткий острый нож, с заточенным с двух сторон лезвием.
Анализ несчастных случаев
Анализ несчастных случаев в водных походах, произошедших с нашими туристами, показывает, что все они допустили поспешность, небрежность или грубую ошибку при сплаве.
Гибель Семена Юрова (1960 г. ) при сплаве по Суре в половодье произошла в результате нарушения правила прохождения опасных участков. Группа вошла в слив плотины без разведки, и все байдарки перевернулись. Семену выбраться не удалось, так как он запутался в веревках рулевого управления.
Кстати, существует версия, что группой руководил Стрит Голубцов, но это не так. По словам участницы этого похода Эллы Николаевны Рудченко ( Чаговец ), он в то время был в командировке, и группа шла без него.
Второй случай ( 1985 г. ) — гибель в походе Людмилы Никитиной ( Буровой ) во время сплава 2 мая.
Вячеслав и Людмила Никитины — оба опытнейшие водники. Но собирались в спешке и забыли взять фартук для байдарки, а река оказалась бурная. В результате в какой-то момент байдарка наполнилась водой, и им пришлось ее покинуть. Оба были в спасжилетах. Им помогли выбраться находившиеся ниже по течению туристы. Но Людмила к тому времени уже погибла от переохлаждения ( она была очень худенькой ). Для нее этот поход оказался слишком сложным, хотя опыт у нее был большой. В 28 лет она стала инвалидом, но как человек с очень сильным характером, вытащила себя из крайне тяжелого состояния ( постоянно принимала лекарственные препараты ), ходила на
Трагические случайности?
Еще один случай — это гибель на Суре во время половодья опытнейшего туриста-водника Стрита Голубцова (1977 г.). Он сам часто предупреждал, что не бывает легких походов, то есть на воде расслабляться нельзя даже в походах выходного дня. О том, что там проходит линия электропередачи, было известно давно. Мы всегда проходили у берега, где меньше вероятность задеть веслом за провод. Но в этот раз впервые шли по только что образованному Сурскому водохранилищу. Поэтому все было незнакомо, и провод был очень низко над водой. К тому же спешка, сумерки, отсутствие спасжилета. Возможно, при его наличии Стрита удалось бы спасти. Скорее всего, он хотел защитить сына, который сидел впереди, и принял удар на себя. Один из экипажей в другой группе водников, проходивший немного раньше, тоже получил разряд от этой линии электропередачи, но они остались живы, хотя и попали в воду.
О недавнем трагическом случае гибели двух женщин (одна из которых наша туристка Ольга Якушева) сказать ничего не могу, но идти в таком составе (один катамаран — две женщины в возрасте под пятьдесят, двое мужчин и два подростка) на сложный маршрут, как мне кажется, неразумно.
И еще хотелось бы напомнить всем, надеющимся только на удачу, что рискуя своей жизнью, вы подвергаете опасности и других. Тех, кто вам доверился, и тех, кому, возможно, придется проводить спасательные работы.
В настоящее время ставится вопрос о том, чтобы выходящие на маршрут туристы обязательно вносили страховой взнос. В противном случае спасательные работы они должны оплачивать сами. Возможно, так и будет.
Екатерина Крысина
Из