Отчет о пеше-водном путешествии третьей категории сложности по Восточному Саяну (река Уда Саянская), совершенном с 10.07.77 по 5.08.77.
Справочные сведения о маршруте
Заявочные документы на пеше-водное путешествие 3 категории сложности по Восточному Саяну с маршрутом: пешая часть – пос. Верхняя Гутара – р. Ужур – р. Казыр – р. Уда Саянская; водная часть – пос. Алыгджер – пос. Нерха – пос. Порог.
В связи с нелетной погодой и ожиданием вылета самолета в г. Нижнеудинск в течение 5 дней был применен запасной вариант маршрута: пешая часть – пос. Алыгджер – руч. Урунг-Ой – р. Уда (Нижний каньон) – пос. Алыгджер и водная часть маршрута соответствовала основному маршруту.
Протяженность водной части 250 км, продолжительность сплава 10 дней.
Во время сплава пройдены пороги: «Красный камень», «Джуглымский», «Джуктырский» , «Нижняя баба», «Верхняя баба», «Три бандита», «Черный остров», «Миллионный» и 58 шивер.
Состав группы
Быков Валерий Иванович – руководитель, лоцман.
Нарчинский Александр Григорьевич – казначей.
Щуплов Валерий Николаевич – фотограф.
Проценко Игорь Михайлович – завхоз, лоцман.
Костенко Виктор Владимирович – рыболов.
Конохов Василий Григорьевич – казначей.
Горбачев Евгений Владимирович – санинструктор, фотограф.
Новиков Владимир Александрович – отв. за ремнабор.
Горюнов Александр Андреевич – отв. за дневник, фотограф.
График движения
10-13.07. Пенза – Нижнеудинск
Поезд Харьков-Владивосток. От ж.д вокзала до аэропорта 3,5 км. Единственно возможное место для бивуака – терраса между аэропортом и берегом реки шириной 100 метров (во время сильных продолжительных дождей заливается водой). Из-за большого количества туристских групп и малого количества леса – трудности с дровами.
В период ожидания летной погоды из-за сильных дождей в верховьях вода поднялась на 6 метров ( в каньонах). При подъеме воды в верховьях на 4 метра, терраса заливается водой через 6-12 часов.
14-18.07. Нижнеудинск.
Ожидание самолета на Алыгджер. Непрерывный дождь все пять дней.
18.07. Полет до Алыгджера
Перелет на самолете до поселка Алыгджер. Время полета 1 час. Ясно, температура 20 град. По просьбе туристов самолет летит вдоль русла реки Уда.
19.07. Алыгджер – ручей Урунг-Ой – ручей Тоз-Ой
Переправа (лодочная) через реку Уда напротив магазина в месте впадения ручья Урунг-Ой. Такса – 20 коп.
От переправы до 2 родника по р. Урунг-Ой идет тропа через покосы (6 км), далее тропа становится неявно выраженной, переходит с одного берега на другой (много поваленных деревьев). Через 5-6 км тропа почти полностью теряется.
Следующие 5 км подъем по засоренному камнями руслу ручья. Далее ручей завален стволами деревьев, оставшийся участок до перевала проходим по левому склону ущелья выше границы леса. Из-за большого нагромождения «живых» камней траверс склона довольно сложен. Более целесообразно выходить на перевал по гребню.
С седловины перевала имеются два спуска: налево в долину ручья Хароны-Ой, прямо в долину ручья. Выход к ручью То-Ой по хребту на юго-восток, спуск к ручью Тоз-Ой крутизной 35 град. (почти каровый). Спускались, траверсируя хребет с правой стороны.
20.07. Ручей Тоз-Ой – водопад – пос. Алыгджер
В 7 километрах не доходя до устья, ручей Тоз-Ой пересекается конной тропой, идущей с верховьев реки Уды. Вдоль ручья тропа выходит к берегу Уды чуть ниже водопада и идет далее до пос. Алыгджер (15 км). Осмотр каньона и водопада занял 2 часа.
21-23.07. Пос. Алыгджер
Дневка – постройка плотов. Пригодный для постройки плота лес находится в нескольких километрах от Алыгджера на берегу притока Кара-Бурень. Заготовка леса для плотов и сплав его до верфи занял полдня. Постройка двух плотов заняла 2,5 дня.
Ввиду отсутствия сухостоя в районе Алыгджера постройку плотов лучше проводить на р. Кара-Бурень в 5-6 км выше поселка Алыгджер.
24.07. Алыгджер – шивера №4
Пасмурно. Иногда моросит мелкий дождь. Температура воздуха 15-17 град. Низкая облачность, видимость 1,5-2 км.
Спуск на воду, проверка и загрузка плотов заняла 4 часа. Вода в реке поднялась в течение часа на 40 см. Скорость течения резко возросла. Отчалили в 14.00. Кратковременная остановка в центре поселка у магазина. Пополнили запас продуктов. Идет дождь, вода в реке Уда поднимается.
Шивера №1 (категория 3)
Расположена в 500 м ниже водомерного поста. Проходим без просмотра по основной струе. Высота валов 0,5 м, скорость течения 10-12 км/час.
Шивера №2 (категория 1)
Ориентиром служит ручей слева. Проходим без просмотра по основной струе. Дождь перестал. Низкая облачность. Высота валов в шивере не более 1 м, скорость течения до 15 км. Камни скрыты под водой.
Шивера №3 (категория 2)
Расположена в 1 км ниже реки М. Урунг-Ой. Состоит из двух частей, разделенных 50 м относительно спокойным участком. Проходим без просмотра по основной струе. Часто работаем обеими гребями влево. Стоячие волны до 1 м. Делаем просмотр первых двух каскадов шиверы №4 с левого берега.
Шивера №4 (категория 3)
Расположена в 1 км ниже шиверы №3. Состоит из 3 участков, разделенных 100-150 м плесами. Общая длина около 1 км. Скорость потока 15 км. Высота валов до 1,5 м.
Проходим ближе к левому берегу с лавировкой между обливными и надводными камнями. На втором участке на втором плоту при обходе надводного камня ломается задняя гребь. Плот развернуло, экипаж причаливает к левому берегу в 100 м ниже от места аварии, используя запасную гребь.
Разбиваем лагерь недалеко от третьего каскада шиверы №4, начинаем делать новую гребь.
Поломка греби произошла по следующим причинам. В момент прохождения рядом с камнем передние гребцы опустили гребь в стоячую воду, из-за чего плот начало разворачивать. В это время задние гребцы делают гребок, чтобы предотвратить разворот, гребь попадает в отбойную волну и ломается. Бревно для сломанной греби имело большую конусность и много сучков около лопасти.
Место для стоянки неудобное. У берега много камней, нет удобного места для палаток.
25.07.Третий каскад шиверы №4 – порог «Три бандита»
Закончили упаковку рюкзаков и сделали гребь к 11 часам. Продолжаем сплав. Третий участок шиверы №4 достаточно мощный. Проходим с просмотром с левого берега, так как много подводных и надводных камней.
Порог «Красный Камень» (категория 2)
Ориентир – поворот реки влево и 100-метровая скальная стенка на правом берегу красноватого цвета. Перед порогом за 200 м на повороте слабый перекат. В центре русла большая скала. У правого берега слив водопадного характера высотой 0,7 м. Скорость течения 15 км. Проходим с просмотром с левого берега по основной струе ближе к правому берегу, все время работая обеими гребями влево. Высота волн до 0.7 м.
Шивера №7 (категория 2)
Состоит из 3 участков, разделенных плесами. Проходим без просмотра по основной струе. Скорость течения 12 км. Причаливаем к правому берегу для просмотра порога «Три бандита».
Порог «Три бандита» (категория 4)
Начинается 300 м надпорожной шиверой на плавном левом повороте реки. Правый берег реки скальный, левый – россыпи больших валунов. Подход сильно засорен надводными и подводными камнями. На месте порога две скалы резко сжимают русло, а третья скала лежит в середине и делит поток на две части. Сливы представляют собой мощные стремнины, заканчивающиеся серией крупных валов высотой до 1 м. Скорость в сливе свыше 15 км.
Порог «Три Бандита»
Проходим по правому сливу как можно ближе к центральной скале. У самой скалы плот начинает разворачивать влево. Задней гребью выправляем положение и далее идем прямо по основному руслу. Ощущается сильный прижим к правому берегу. Приходится сильно работать обеими гребями влево, чтобы избежать столкновения со скальным правым берегом. После порога река делает плавный правый поворот.
Причаливаем к правому берегу для просмотра порога «Джуглымский». Разбиваем лагерь. Место для лагеря неудачное, но поблизости лучше нет.
26.07. Порог «Джуглымский» — Нерха (шивера №16)
Расположен в 1 км ниже порога «Три бандита» за правым поворотом русла реки. Начинается довольно широкой (до 100 м) шиверой с возрастающей скоростью течения и возрастающей засоренностью русла. На протяжении всей шиверы множество разнокалиберных камней. Сам порог так же сильно засорен обливными камнями. Скорость основного потока свыше 15 км. Высота валов на выходе из порога до 1 м.
Устанавливаем ориентиры. Заходим в шиверу по центру, затем проходим по основной струе с лавировкой между камнями, далее по основному валу.
Причаливаем на правый берег для просмотра.
Сложность порога обусловлена сложностью лавировки между камнями. Страховка с берега на «живца».
Красная линия – прохождение 1 плота, синяя линия – 2 плота.
Порог «Джуктырский» (категория 2)
Лежит в 1 км ниже устья реки Джуглым, за поворотом реки вправо. Правый берег вдается в русло плавным галечным мысом. Порог состоит из порога с очень мощным сливом вправо и несложной шиверы, отдаленной от порога 100-метровым плесом – уловом. Скорость в сливе до 20 км. Высота валов до 1,5 м.
Проходим по центру с переходом через струю и продолжаем движение по правой кромке валов. На выходе из валов, избегая прижима, энергично работаем гребями влево.
Шивера №12 (категория 2)
Трехкаскадная, разделена двумя плесами. Ориентир – поворот реки влево и ручей по правому берегу. По своему характеру похожа на каскад шиверы №4, но засоренность русла значительно меньше. Проходим по основной струе, с несложной лавировкой между обливными камнями без просмотра. Скорость 15 км. Высота валов до 0,7 м.
Порог «Верхняя баба» (категория 2)
Основной ориентир – скала, напоминающая силуэт женщины.
Останавливаемся для просмотра на правом берегу. Длина порога 250 м. От правого берега русло до середины перегораживает гряда с мощным сливом на острые камни. Так как перед этим река делает крутой левый поворот, то основная струя устремляется на эти камни. У левого берега лежит полуобливной камень-одинец. Проходим между левым берегом и камнем-одинцом.
Данный вариант прохождения порога «В. Баба» возможен только при уровне воды значительно выше среднего. Для плотов в малую и среднюю воду порог гораздо сложнее, так как вся струя воды бьет в два камня в центре русла. Для просмотра и удобства захода в основную струю порога «Н. Баба» лучше причаливать на правом берегу сразу после слияния обоих рукавов и не ближе 350 м от порога.
После камня-одинца причаливаем к левому берегу в улове. Затем проходим шиверу по основной струе. Сразу за поворотом реки русло разбивается на 2 рукава. Правый рукав с мелким уловом. Причаливаем к левому берегу в 300 м от порога «Н.Баба». Для успешного прохождения порога «Н.Баба» пришлось подтягивать плот на веревке верх по течению.
При отчаливании плот может попасть на камень и на мель.
Порог «Н. Баба» (категория 2)
Расположен в 1 км ниже «В. Бабы». На входе в порог косые валы скальных выступов левого берега. Далее несложная шивера длиной 500 м.
В отдельных местах русла торчат одинокие скальные выступы. На выходе из шиверы два выступа делят поток на три струи. Скорость течения 15 км. Высота валов до 1 м. После отчаливания сильно работаем вправо, чтобы войти в основную струю. Проходим в основной струе вплотную с правым берегом, далее вдоль правого берега продолжаем движение.
Порог «Тугурик (категория 2)
Расположен в 10 км ниже порога «Н. Баба», перед устьем реки Тугурик. На этом 10 км участке серьезных препятствий нет. Порог расположен на правом повороте реки. Правый берег – скальный выступ, левый – отлогий галечник. В пороге сужение у русла, а затем крутой поворот реки вправо. На левый берег создается сильный прижим. На выходе из порога – подводные камни и стоячие волны 0,7 м. Скорость течения 15 км. Проходим без просмотра по основной струе.
Порог «Зеленый камень» (категория 1)
Ориентир – поворот реки влево и высокие отвесные скалы зеленовато-сиреневого цвета по левому берегу. Скорость течения 10 км. Проходим сходу без просмотра по левой половине русла. В устье реки Нерха находится домик, в котором живут косцы. Поселок Нерха лежит в 6 км от реки Уда вверх по течению р. Нерха.
Шивера №16 (категория 2)
Состоит из двух каскадов. Первый в 300 м ниже устья р. Нерха представляет собой резкое сужение русла с крупным падением и высокими валами свыше 1 м. Скорость свыше 12 км. Проходим без просмотра по основной струе.
Второй каскад расположен за поворотом реки вправо. Длина участка около 400 м. Отделен от первого каскада 200 м быстриной. Представляет собой хаотичное расположение различных камней. Проходим сходу без просмотра по основной струе с лавировкой между камнями.
За шиверой №16 на левом берегу разбиваем лагерь. Берег высокий, сухой. Место удобное для лагеря, по рассказам местных жителей – много змей.
27.07. Р. Нерха (16 шивера) – р. Хайлама (29 шивера)
Порог «Черный остров» (категория 2)
Скорость течения 15 км, расположен в 2 км ниже шиверы №16. Ориентир – левый берег скальный, правый – отмель, посередине русла – остров, поросший лесом. Остров делит русло на 2 рукава. Левый рукав мелкий и непроходимый (уходит резко влево). Правый рукав вначале пересекается грядой от правого берега, поток крупным мощным сливом падает вниз и далее серия мощных валов высотой 0,8 – 1 м. С воды порог заметен очень плохо, и при подходе можно ориентироваться по гряде камней на правом берегу.
Просмотр с правого берега. Он затруднен, так как нет тропы. Порог можно проходить без разведки. Линия движения ближе к острову в левой половине потока через слив и далее по основной струе.
Шиверы 18-22 (категории 1-2)
Скорость движения 10-12 км. Представляет собой несложные шиверы длиной от 200 до 1000 м. Прохождение сходу, без разведки по основной струе, с лавировкой между обливными камнями.
Порог «Миллионный» (категория 3)
Скорость течения 15 км/час. Ориентиры – за 1 км до начала предпорожной шиверы в русле реки торчит огромная скала №1.
Далее на повороте реки на левом берегу скала №2 высотой 150 м красноватого цвета.
Пристать для разведки к левому берегу сразу за скалой №2. Порог начинается небольшой шиверой, затем следует небольшой поворот русла влево и создается навал на правый берег. Далее русло выравнивается, следует серия высоких (до 1,5 м) косых валов, затем в центральной части ближе к правому берегу мощная каменная глыба, делящая поток на 2 струи. Основная струя – левая, затем русло поворачивает вправо, создавая тем самым небольшой прижим на левый берег. Общая длина порога 500 м.
Проходим вдоль левого берега, опасаясь задеть за него, так как вдоль берега выступающие скалы создают небольшие, но мощные уловы. Если проходить достаточно близко к левому берегу, то легко уходить от камня, делящего поток на две струи. После прохождения камня уходим вправо, так как поток создает прижим на левый берег.
Для удобства фотографирования при прохождении двумя плотами первому плоту на выходе из порога желательно причалить к правому берегу, так как здесь с высокой скалы лучше просматривается весь порог.
Ночлег между 29 и 30 шиверами. Место для ночлега не очень удобное. Идет дождь, температура 10-15 град.
28.07.Шивера №30 – шивера №45 (категория 1-2)
Туман очень низкий, рассеялся около 10 часов. Во второй половине дня солнечно.
Серьезных препятствий нет. Прохождение на всем участке по основной струе с несложной лавировкой между обливными камнями. Скорость течения до 10 км. Высота валов до 1 м. Лагерь разбили на левом берегу в 1 км ниже шиверы №45.
29.07. Ручей ниже шиверы №45
Дневка. Лагерь у ручья. Банный день. Мелкий ремонт личного снаряжения. Профилактический осмотр состояния плотов, подкачивание камер, замена перетертых веревок, крепящих камеры и настил. Рыбалка. Сбор грибов. Солнечно, температура 20 град. Рыба ловится плохо. По-видимому, повлияли продолжительные дожди.
30.07. Ручей ниже шиверы №45 – шивера №49
Солнечно, температура 20 град. Серьезных препятствий нет. Все шиверы проходим без просмотра с несложной лавировкой между камнями (преимущественно обливными). Высота волн в шиверах менее 1 м. Скорость течения до 10 км. Ширина русла на спокойных участках до 100 м. По берегам красивые скалы – кипарисы.
31.07. Шивера №49 – Плиты
Серьезных препятствий нет. Характер реки такой же, как на предыдущем участке. Хотели посетить пещеру, но не нашли. Нет точного ориентира на карте.
1.08. Плиты – Богатырь
Солнечно, температура 20 град. Серьезных препятствий нет. Русло реки часто делится многочисленными островами на два рукава. Проходим без разведки по основной струе, так как основной рукав всегда хорошо просматривается с воды. Лагерь на левом берегу недалеко от поселка Богатырь.
2.08. Богатырь – поселок Порог
Препятствий почти нет. Ширина русла более 100 м. Плесовые участки чередуются с незначительными перекатами. Скорость течения 5-6 км. В поселке Порог заканчиваем сплав. Разбираем плоты. Делаем дневку. Утром едем первым автобусом до Нижнеудинска. Автобус по расписанию опаздывает к поезду Иркутск – Харьков. Но, благодаря опозданию поезда на 1 час, мы успеваем на него.
2-5. 08. Нижнеудинск-Пенза.
Итоги путешествия. Выводы, рекомендации
Следует подчеркнуть, что основные цели путешествия были достигнуты.
Погода во время путешествия была неустойчивой – большей частью дождливой.
Пешая часть маршрута проходила в солнечную погоду.
Водная часть маршрута проходила в основном в пасмурную и дождливую погоду. Следует учесть, что все основные пороги и шиверы проходили в дождь, при ограниченной видимости.
Уровень воды был выше среднего приблизительно на 0, 5 м, что облегчило прохождение некоторых порогов и шивер, так как мелкие камни остались под водой, но высота валов и скорость течения увеличились.
Опыт эксплуатации двух плотов разной конструкции показал, что конструкция «легкий вязаный плот» является предпочтительней плота с тяжелой жесткой рамой по следующим причинам: более гибкий и, следовательно, хорошо идет на волну; легче в управлении.
Существенный недостаток для любителей рыбной ловли – очень малое количество рыбы в реке. На рыбацкое счастье повлияла также дождливая погода и отсутствие дневок. Вследствие потери времени на ожидание летной погоды в аэропорту г. Нижнеудинска (5 дней) пришлось отказаться от основного варианта маршрута и воспользоваться запасным вариантом.
Очень живописные места, достаточно высокая техническая сложность, практически полное отсутствие гнуса и относительная простота (если повезет с погодой) заброски, делает этот маршрут интересным и очень удобным для сплава.
Рекомендации по прохождению маршрута
Для лучшего ознакомления с районом путешествия целесообразно планировать комбинированный пеше-водный маршрут.
Базовой точкой может служить пос. Алыгджер, где можно оставить на хранение часть снаряжения и продуктов. Из пос. Алыгджер можно делать радиальные и кольцевые выходы различной протяженности.
При 5-6 дневном варианте можно рекомендовать маршрут: вверх по реке Кара-Бурень до зимовья «Крестик, затем по «гольцам» выход на реку Уда и вдоль реки Уда вернуться в Алыгджер. В этом случае придется 3 раза переправляться через реки Кара-Бурень и Уда.
Вероятно, более удачным временем для путешествия следует считать август, так как в этот период много ягод, грибов, более устойчивая погода. В августе – период созревания «золотого» корня, который в это время обладает наиболее лечебными свойствами.
Пешая часть маршрута так или иначе должна предусматривать выход к «Нижнему каньону», находящемуся в 15 км от поселка Алыгджер на р. Уда выше по течению, так как тропа к «Нижнему каньону» идет по левому берегу реки Уда.
Река Уда в районе Нижнего каньона поражает своей суровой
Для тех туристов, кто что-нибудь знает о Куйбышевском фестивале туристкой песни памяти Валерия Грушина, представляет интерес барельеф, установленный в районе гибели Валерия Грушина (около метеостанции Ходама). Барельеф установлен на левом берегу р. Уда Саянская после 33 шиверы.
При наличии времени можно причалить к правому берегу сразу за поворотом напротив метеостанции и попросить лодку, чтобы переправиться на левый берег. При недостатке времени можно причаливать и к левому берегу.
Описание конструкции плотов и их особенности
Маршрут совершался на так называемых «надувных плотах», грузоподъемность которых в основном обеспечивается за счет автомобильных камер или других заполненных воздухом емкостей, прикрепленных к сравнительно легкой раме. Сверху к раме крепятся подгребицы и настилается палуба из жердей. Основной недостаток таких плотов – они требую больше времени и сил на приобретение «плавсредств» и доставку их к реке. Однако благодаря малому весу надувные плоты по сравнению с деревянными имеют лучшие мореходные качества, а для их постройки не нужен хороший сухостой.
Выбор камер
При выборе камер выгоднее брать их больших номинальных размеров, они изготовлены из более толстой резины (что повышает их прочность) и обычно имеют большее отношение объема к собственному весу (то есть грузоподъемность). Однако очень большие камеры, например, от трактора «Беларусь» неудобны конструктивно. Наим использовались камеры от грузовиков МАЗ и ЗИЛ, соответственно 3 и 4 штуки на плот.
Разрывы в камерах вулканизировались или заклеивались общеизвестным методом. Поверх наклеенной заплаты, особенно, если дыра была большая, накладывался бандаж из любой материи.
Для крепления камер к плоту тяжелую раму приподнимали на бревенчатой кладке, легкую ставили на ребро. Камеры привязывали любой веревкой диаметром 5-7 мм (в среднем 10 м веревки на одну камеру). Привязка производилась в 4 местах к двум жердям или поперечинам, через которые подъемная
Размеры рамы, в отличие от деревянного плота, определилась не требуемой грузоподъемностью, а характером реки, размером камер и удобством размещения людей, и составляли соответственно 2 м в ширину при 6 м. длине.
Рама плота
Основу рамы составляют лонжероны, которые скреплены силовыми поперечинами. Лонжероны – не только силовой элемент конструкции, они обладают существенной грузоподъемностью. Чтобы использовать ее, не увеличивая осадки плота, камеры и лонжероны нужно устанавливать на одинаковой высоте. Для этого камеры располагаются между лонжеронами, а их подъемная
Испытания прошли две конструкции рам: тяжелая рубленая и легкая вязаная. Основное достоинство рубленой рамы в том, что при достаточной легкости все основные элементы удается скрепить с помощью пазов и клиньев, то есть применять технологию сборки, привычную плававшим на деревянных плотах и не требующую проволоки или веревки для вязки. Назначение же тяжелых лонжеронов – увеличить момент инерции плота относительно его продольной оси, что уменьшает опасность переворота.
Преимущества «надувного» плота
Плот «надувного» типа имеет большой запас плавучести и очень малый момент инерции, они все время держатся на поверхности воды, повторяя все ее неровности, а попав бортом на крутую и высокую волну, наклоняются на угол, превышающий критический. В это м заключается основной смысл тяжелой рамы.
В отличие от тяжелой жесткой рамы, легкая вязаная имеет «упругие» соединения, позволяющие элементам рамы смещаться и поворачиваться относительно друг друга – тогда нагрузка распределяется сразу на несколько узлов и элементов. Изготовляется она из жердей диаметром 15-18 см. Лучший материал – сырая ель, сосна, можно использовать березу и лиственницу (последнее хуже). Сухие жерди имеют трещины и подгнившие участки, поэтому их нужно брать потолще.
Удобнее и быстрее скреплять раму гвоздями и отожженной трехмиллиметровой проволокой. В каждое пересечение элементов продольного и поперечного набора вбивается гвоздь длиной 150 мм, а затем пересечение перевязывается крест-накрест проволокой. Поскольку нагрузки распределяются на много узлов, гвозди работают вполне удовлетворительно. Так же для удержания деталей от взаимного смещения в местах пересечения нужно делать вырубку примерно на ¼ диаметра жердей. Но эта работа требует дополнительных затрат и времени.
Подгребицы
Для конструкции подгребицы была выбрана так называемая «саянская» подгребица с наклонными стрелами. Бревно-упор играло роль мощной поперечины, а стрелы при достаточной прочности работали как диагональные распорки, не позволяющие раме перекашиваться. Греби использовали такие же, как и на деревянных плотах. Ставить гребь слабее, потому что сам плот легче, нет необходимости, так как прочность гребей определяется не весом плота, а силой гребцов, и всякое недоиспользование этой силы неоправданно уменьшает маневренность судна.
Палуба надувного плота обычно находится выше над водой, чем у деревянного, и высота соответственно получается ниже. Поэтому груз пришлось распределять между передней и задней подгребицами. Это не вызывало больших неудобств, так как нос надувного плота волны заливают значительно меньше, чем деревянного. Рюкзаки можно ставить прямо на настил палубы, а не приподнимать их, как часто делают на деревянных плотах.
Страховка осуществлялась за счет натянутого репшнура, между подгребицей и рамой.
Отчет переработал Игнатьев Александр