Отчет о водном походе на байдарках 2 категории сложности в районе Валдайской возвышенности с 29 апреля по 9 мая 1978 года. Маршрут: озеро Валдай – река Валдайка – озеро Пирос – река Березайка – река Мста.
Сведения о районе путешествия
Район путешествия расположен в северо-западной части Русской равнины, на Валдайской возвышенности.
Мстинская впадина за городом Валдаем отделяет от основной возвышенности ее северную часть, где и начинается маршрут. В этом районе много озер, заболоченные равнины чередуются с крупными холмами и грядами. Преобладают еловые и сосновые леса.
На маршруте встречаются два крупных озера – озеро Валдай, площадью около 20 кв. км и озеро Пирос, около 30 кв. км.
На островах озера Валдай находится историко-архитектурный памятник 17 века – Иверский монастырь.
Состав группы
Горелов Владимир Александрович – руководитель.
Адяков Вячеслав Васильевич.
Воврищук Александр Юрьевич.
Куликова Людмила Степановна.
Дроган Владимир Александрович.
Описание маршрута
28 апреля поездом «Сура» отбыли в Москву. В Москву прибыли утром 30 апреля. Перетащили вещи на Ленинградский вокзал и сразу же приобрели билеты до станции Валдай на поезд №668 Москва-Псков. На станцию Валдай прибыли в 23.10. Стоянка поезда 2 минуты, но поезд ждет, пока выгрузится последний турист. А туристов ехало довольно много.
От станции до озера прямо по дороге минут тридцать хода с грузом. Перетащились в две ходки. Поставили палатки на берегу около пристани. Было очень холодно. Мороз градусов 7-8. Дул пронизывающий ветер.
Утро 30 апреля началось для нас с сюрприза – озеро Валдай оказалось покрыто льдом. Пришлось нанимать автобус, чтобы объехать озеро. За автобус заплатили по 1 руб. с каждого. Доехали до моста через реку Валдайка – это километра 2 ниже озера.
Река Валдайка. Что же нас ожидает?
Собрали байдарки, пообедали и отплыли. Река Валдайка довольно шустро бежит среди лесистых берегов. На первых двух-трех километрах много прижимов, камней, небольшие сливы, завалы. Затем река становится спокойнее, но завалов очень много. Некоторые приходится обносить по берегу. На этом участке надо быть очень внимательным. Многие группы имели здесь аварии и оверкили. На одном из завалов получила пробоину одна из наших байдарок. Пришлось остановиться на ремонт, а заодно и на ночлег. Весь день было холодно, временами шел дождь.
1мая. По реке Валдайка
Утро 1 Мая было морозным. Вода в ведрах за ночь промерзла до дна. Долго отогревались, сушились у костра. Вышли в 11 часу. Вначале характер реки такой же, как вчера – прижимы, завалы, сквозь которые приходится продираться, а некоторые обносить по берегу.
Через некоторые завалы байдарки переносят на руках
Затем река выходит из леса. Берега болотистые, мест для стоянок нет. Река сильно петляет. Перед обедом прошли разрушенную плотину. Струя наваливается на левый бок, а затем, после слива, наносит на поваленное дерево. Прошли все удачно.
Старая плотина, которых много на реке
На ночлег остановились в шестом часу на правом берегу затона – искусственного озера. Длина озера около шести километров.
2 мая
2 мая вышли около 10 часов. Вначале река широкая, течение спокойное, почти не наблюдается. Кое-где у берега покрыта льдом, который легко ломается байдаркой. Однако толщина льда все же достаточная, чтобы прорезать обшивку. Поэтому такие места старались обходить.
Прошли несколько мостков, какие-то деревеньки. В одной деревне высокий автодорожный мост. За деревней – разрушенная плотина, остатки старой мельницы. Плотину обнесли по берегу – слишком много свай и бревен торчит в струе.
За плотиной река сужается, течение убыстряется. Начинается длинная, километра четыре, шивера. Очень интересный и сложный участок. Много камней, часть из которых скрыта водой.
Мы встретили две группы, у которых на этом участке были оверкили. Вода очень холодная, купаться ни у кого из нас не было желания, поэтому мы и этот участок прошли благополучно. Правда, одна байдарка получила небольшую пробоину, но ее быстро заклеили во время обеда.
В конце шиверы еще одна разрушенная плотина. Пошли ее левой струей. Минут через 30 после плотины дошли до станции Лутошино. Остановились сразу за автодорожным мостом. Сходили за хлебом. Погода, которая начала нас радовать (целый день светило солнце), опять стала портиться. Подул холодный северный ветер, небо затянулось свинцовыми тучами.
За Лытошино два низких моста. Река Валдайка сильно петляет. В одном месте реку пересекает высокий автодорожный бетонный мост. Сразу за мостом – остатки старого деревянного моста. Образуется довольно крутой слив с «бочкой». Прошли слив и «бочку» на большой скорости. На ночлег остановились около семи часов вечера на живописном правом берегу. Весь берег был покрыт голубыми, с белым оттенком, цветами. Их здесь называют «подснежниками».
3 мая. Озеро Пирос
Утро 3 мая было холодным и ветреным. Минут через 30 после выхода со стоянки дошли до озера Пирос. Высокие волны шли поперек нашего курса, вызывая сильный прибой у берега. Решили переждать, надеясь, что волнение к вечеру утихнет. Надежды наши не оправдались. Озеро Пирос не успокоилось, к тому же пошел сильный дождь.
Разбили палатки, решив заночевать. На озере Пирос у нас была запланирована дневка.
Дождь шел всю ночь, а к утру перешел в мокрый снег. Ветер не утих. Все же решили выходить и попытаться пройти за день озеро. Попытка оказалась неудачной. Километра через четыре у села Засстравы одну байдарку захлестнуло волной. Пришлось срочно отливать воду. Отойти от берега больше не удалось, слишком высокие волны у берега. К тому же повалил такой мокрый снег, что о дальнейшем пути не могло быть и речи. Заночевали в селе, в крайней избе. За ночь отогрелись, обсушились.
5 мая. Река Березайка
Утром 5 мая встали в 6 часов. Дождя нет, светит солнце. Ветер послабее, чем вчера. Минут за 40 прошли оставшиеся километры по озеру до села Рютино. Выход из озера в реку Березайку с воды плохо заметен. Необходимо после моста свернуть влево. Ориентиром выхода в реку будет большой кирпичный дом и плотина.
Березайка — полноводная река с довольно быстрым течением. Очень живописные берега. Много удобных мест для стоянок. Препятствий почти нет. Пешеходные мостки – обнести по берегу, низкий трос парома – прошли ближе к берегу, остатки старой мельницы – прошли легко по струе.
Река Березайка. Разрушенный мост
За день легко прошли около 80 километров. В этот день светило солнце, так что с погодой нам тоже повезло. График движения, из которого мы выбились на озере Пирос, наверстали.
6 мая
6 мая вышли около 9 часов. Характер реки не изменился. Ближе к впадению во Мсту скорость еще увеличивается. На перекатах появились высокие стоячие волны. Прошли еще одну разрушенную плотину с довольно высокими валами.
В Мсту вышли, не заметив этого события. Обратили внимание, что характер реки изменился – стала широкой, берега голые, кое-где покрытые кустарником. Спросили у рыбаков, долго ли еще до Мсты, оказалось, что давно уже по Мсте плывем. Выбрали удобное место для ночлега.
Ветер тихий, теплый. Попробовали ловить рыбу. Поймали несколько голавлей, одного довольно крупного. Ловили на тесто из блинной муки. Первый раз за весь поход сварили уху.
7 мая
7 мая – последний день на маршруте. В этот день мы прошли очень интересный и наиболее сложный участок.
Наиболее серьезными препятствиями на этом участке являются: Малый порог, Большой порог, порог Лестница и другие менее заметные пороги. Этот участок подробно описан в туристской литературе.
На Большом и Малом порогах – высокие стоячие валы до 2 – 3 метров. В хорошо оборудованной байдарке, с фартуком, обладая элементарными навыками управления байдаркой, эти пороги скорее вызывают интерес, чем трудность прохождения. На этих порогах проводятся соревнования по технике водного туризма (ТВТ). Мы наблюдали, как легкие, одно-двухместные каяки непринужденно скользят по огромным валам, да еще умудряются попасть в ворота.
Порог Лестница легко проходится левой струей вдоль берега. Признаком приближения порога является церковь на правом берегу.
Сразу же за церковью – два островка. Порог Лестница – между левым островом и берегом. На этом пороге многие туристы тренируются, затаскивают байдарки выше по течению и проходят порог по несколько раз.
Мы прошли порог вдоль левого берега. Только одна байдарка рискнула пройти самим сливом. Прошли удачно, но воды нахлестало полную байдарку, так как она была без фартука.
Дальнейший путь сложности не представляет. Быстрота течения и высокие валы.
Часам к двум дошли до Боровичей. В самом городе есть остатки плотины. Нужно быть внимательным, тк как проходится плотина не во всех местах легко. Мы прошли вдоль правого берега. Остановились за мостом на низком правом берегу. Отсюда до станции минут 20 хода.
Взяли билеты на прямой поезд до Москвы. Весь вагон был забит туристами. Утром 8 мая около 6 часов прибыли в Москву. Билеты до Пензы были куплены заранее, поэтому оставшееся время провели, гуляя по Москве.
Итоги путешествия. Выводы, рекомендации
Подводя итоги, можно сказать следующее: Маршрут можно рассматривать как перспективный для отработки прохождения порогов как для учащихся школы туризма, так и для спортсменов-водников. Лучшие условия создаются в период половодья. График маршрута выдерживается без напряжения.
Сложные участки маршрута чередуются со спокойными. Самые сложные участки приходятся на конец маршрута.
Участок на реке Валдайка позволяет провести
В условиях ограниченного времени и относительно небольших расходов в период половодья можно проводить специальные тренировочные сборы. На Мстинских порогах – для отработки отдельных элементов техники водного туризма.
На маршруте обязательно иметь спасжилеты и желательно иметь фартуки на байдарках.
Отчет переработал Игнатьев Александр