Поездка в Домбай была запланирована после изучения Баксанского ущелья пензенским альпинистом и путешественником. Обо всем увиденном, о своих впечатлениях рассказывает Павел Камаев.
Поездка в Домбай
«…Нас провожает с тобой гордый красавец Эрцог.
Нас ожидает с тобой марево дальних дорог.
Вот и окончился круг, помни, надейся, скучай.
Белые флаги разлук вывесил старый Домбай.»
Ю. Визбор.
Пока наше автопутешествие идёт по плану. Теперь нам надо увидеть очередную жемчужину Кавказа, воспетую в песнях и в стихах — Домбайское ущелье. Путь неблизкий, поэтому из Нальчика выехали пораньше. По отличной автостраде миновали Баксан, Пятигорск, Минводы и через 2,5 часа приехали в Черкесск — столицу Карачаево-Черкесской республики (КЧР). Город расположенной на правом берегу Кубани, в предгорной зоне.
Черкесск
Город основан в 1825 году, как станица Баталпашинская на месте военного укрепления. Осенью 1918 г. станица была занята отрядами генерала Шкуро, который объявил мобилизацию в деникинскую армию. В январе 1919 г. он овладел Кисловодском. В станице организовал производство снарядов, патронов, сукна, кожаных сапог, бурок и шуб для Белой армии. Во власти деникинцев Карачай и Черкессия находились до весны 1920 года.
С 1922 г. станица — центр Карачаево-Черкесской автономной области, а в 1931 г. область получила статус города и имя Баталпашинск. В 1939 г. Баталпашинск переименован в Черкесск, а с 1991 г. стал столицей КЧР. К востоку от города находится Кубанское водохранилище и озеро Малое, и проходит Большой Ставропольский канал. Население Черкесска около 123 тысяч человек. От города начинается Военно-Сухумская дорога.
Карачаевск и Теберда
Через 60 км мы приехали в Карачаевск — город республиканского значения, расположенный на берегах трёх рек — Кубани, Теберды и Мары, на высоте 850 м. С трёх сторон Карачаевск окружён горами. Основан карачаевцами в 1926 г. как селение Георгиевское. В 1929 г. получил статус города и назывался Клухори. В 1957 г. переименован в Карачаевск, население 21 тысяча человек. До 1992 г. в городе работало 36 промышленных предприятий. Имеется свой госуниверситет им. У.Д.Алиева. На склонах горы Дардон археологи обнаружили средневековое поселение, на берегу реки Теберда нашли остатки построек с предметами быта. На правом берегу Кубани обнажили фундамент одноапсидного храма. То есть в древние времена эти места были заселены людьми.
Следующий небольшой городок на трассе А-155 через 45 км — Теберда, расположенный на северных склонах хребта Большой Кавказ. Основан в 1868 г., как селение карачаевцев, начиная с 1925 г., в нём открываются курорты, санатории и дома отдыха. Центр климато-бальнеологического лечения, есть турбазы и противотуберкулёзные санатории. С 1971 г. обладает статусом города-курорта.
Туристская Мекка Большого Кавказа
И вот, наконец, наша машина въезжает в рукотворный узкий коридор с высокими обрывистыми склонами, прорытый экскаваторами для дороги с двойной полосой, на правом орографически склоне Домбайской долины, по дну которой несётся бурная горная река Домбай-Ульген. Над дорогой справа и слева растёт густой хвойный и лиственный лес. Поэтому последние километры до Поляны мы едем по зелёному коридору. Перед нами громадная живописная Домбайская Поляна на высоте 1630 м — соединение рек трёх ущелий: Алибека, Аманауза и Домбай-Ульгена.
Это туристская «Мекка» Большого Кавказа. Она со всех сторон окружена горами, покрытыми хвойными лесами. Снежные вершины, ледники, альпийские луга и бурные грохочущие реки создают неповторимую красоту. Напротив Домбай-Ульгена возвышается четырёхгранная вершина скалы Белалакая (Полосатая гора, 3861 м), левей — Чёрный Зуб Софруджу.
Красоты Домбая
В глубине ущелья видны грозные стены Аманауза. Оттуда, из ледникового грота, с высоты нескольких десятков метров обрушивается Софруджинский водопад. Он разбрызгивает вокруг алмазные брызги, несётся водяной завесой, создавая потрясающее зрелище. От него начинается бурная река Аманауз.
Со склонов хребта Мусса-Ачитара, с кругозора 2400 м, открывается изумляющая сочетанием красок и теней, удивительная по своей пропорциональности панорама на снежную цепь гор шириной более 30 километров. У входа в ущелье реки Птыш находится Чухчурский водопад. Поток Чухчур, прорыв глубокое русло, с грохотом низвергается мощными каскадами с уступа на уступ. Достигнув долины, бешено мчится к протекающему недалеко Птышу. Слившись, они образуют реку Домбай-Ульген. От водопада открывается замечательный вид на вершины и ледники Главного хребта, которые не видны с Домбайской долины.
На склонах долины 8 канатно-кресельных дорог, маятниковая дорога, гондольная дорога, 7 бугельных подъёмников длиной от 200 до 600 метров. Пропускная способность гондольной дороги составляет 2400 чел./час. Турбаза существует с 1925 года. По склону горы Мусса-Ачитара (коварный хребет, 3012м) проложена парнокресельная канатная дорога. Первая и вторая очереди канатной дороги поднимают отдыхающих в вагончиках на большую поляну. Там можно любоваться
Приют в частном доме
Вся громадная Домбайская поляна застроена туркомплексами, многоэтажными гостиницами, котельными, санаториями и домами отдыха. На редких, оставшихся свободными, местах заложены фундаменты или уже воздвигаются стены. Мы проехали через весь этот комплекс в конец поляны, ближе к входу в Алибекское ущелье. Там нашли приют в одном из двухэтажных домиков.
Красивые домики смотрятся как большие изящные игрушки. Они построены из гладких оцилиндрованных брёвен и покрашены олифой с лаком. С улицы лестница ведёт на второй этаж, где находятся две меблированные комнаты, туалет с канализацией, душевая с тёплой водой. Зимой домики обогреваются от центрального отопления. Внизу, перед лестницей, стоит большой стол со скамейками. Пол и пространство перед домом уложены круглым булыжником. Машина стоит рядом с домом. Цена за такое комфортное проживание невысокая — 500 руб. с человека за сутки. Зимой, когда бывает наплыв лыжников, цена выше. Недалеко от домиков находятся кафе и столовая, но у нас было с собой, что покушать и
На следующий день с утра мы прошли в центр, где джиппингуют местные доморощенные экскурсоводы. Джиппинг предлагает экскурсионную программу, проводимую многочисленными турфирмами сомнительного происхождения, но реклама поставлена хорошо. Плакаты, буклеты, говорливые экскурсоводы громко вещают о горных достопримечательностях, рекламные прайс-листы и объявления экскурсионных бюро с броскими названиями. Нам предстоял пеший поход к леднику Алибек.
На джипе до альплагеря
Для экономии времени решили от Поляны до альплагеря «Алибек» проехать на машине. Желающих подвезти нас много. Поторговавшись, договорились с карачаевцем за 3 тысячи руб., что он нас подвезёт на джипе до альплагеря, а вечером заберёт. Через час встречаемся в назначенном месте и с удивлением видим, что вместо джипа стоит старенький «Жигулёнок» первой модели. Совсем другой водитель объясняет нам, что произошла накладка, и вместо джипа его брат оставил ему «Жигулёнок». Но обратно за нами приедет джип.
Делать нечего, время поджимает, пришлось усаживаться в эту старую рухлядь и трястись по каменистой дороге. На входе в ущелье дорогу перегораживает шлагбаум. Предприимчивый мужик собирает экологический налог за проезд и проход по территории Тебердинского заповедника. С туристов по стольнику, с машины – 500 руб., конечно, квитанций не даёт, деньги кладёт в свой карман. Очевидно, делится с начальством, иначе на этом месте не стоял бы.
Потрогать ледники
За сто метров до альплагеря машина забуксовала на каменистом подъёме, и нам пришлось дальше идти пешком. Альплагерь «Алибек» встретил нас угрюмым молчанием. Тишина, никого нет. Только один сторож вышел навстречу, предлагая за плату переночевать в пустых домиках. Дальше вместо дороги пошла тропа по левому (орографически) лесистому склону ущелья. До морен ледника шли 2,5 часа. Поднявшись на морены, увидели водопад, выходящий из-под ледника. На стыке двух морен ледников Алибека и Двуязычного внизу увидели небольшое моренное озеро исключительной чистоты, оно называется Турье. Спустившись к нему, долго любовались
Вернулись к Турьему озеру, полюбовались окружающей панорамой, пытаясь зафиксировать в памяти и запомнить каждую деталь окружающей горной природы. Когда ещё увидишь подобную суровую красоту?! И вздыхая, отправились в обратный путь, встречая на тропе таких же романтиков и непосед, желающих своими глазами увидеть и потрогать ледники. На поляне недействующего бывшего альплагеря «Алибек» нас ждал, обещанный карачаевцем джип, на котором мы благополучно спустились на Домбайскую поляну. Мечта осуществилась, теперь мы на наших дружеских посиделках будем петь песни Ю.Визбора, имея полное представление о Домбае.
Поездка в Домбай вместе с друзьями осуществлена Павлом Камаевым
(3) комментария