Отчет о туристской экспедиции на байдарках (с детьми) по маршруту первой категории сложности (река Медведица) от города Аткарск до поселка Медведицкий.
Цель экспедиции
Определение возможности проведения семейных байдарочных походов по р. Медведице в районе Саратовской и Волгоградской областей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Время проведения с 4 по 21 августа 1986 года.
Справочные сведения об экспедиции
Туристская экспедиция, организованная клубом «Вездеход» с целью изучения маршрута по реке Медведице для проведения самодеятельных семейных походов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста состоялась в августе 1986 года. В экспедиции участвовало пять семей, в составе одиннадцати человек взрослых и девяти детей в возрасте от 6 до 16 лет.
Маршрутом экспедиции был выбран участок реки Медведицы между г. Аткарском Саратовской области и поселком Медведицкий Волгоградской области протяженностью 225 км.
Общая продолжительность путешествия составила 19 дней.
Прохождение маршрута на байдарках осуществлялось на всем протяжении реки, за исключением плотины в районе с. Старая Бахметьевка, перед Лысыми Горами, где осуществлялся обнос байдарок. Все остальные препятствия, такие как остатки плотин от старых мельниц, остатки мостов, проходились экипажами с предварительной разведкой, страховкой с берега и воды, частичной разгрузкой лодок, иногда без матросов из-за малого уровня воды и наличия в русле реки большого количества подводных камней и бревен.
Заброска в исходную точку маршрута со станции Пенза III до ст. Ртищево с последующей пересадкой на поезд Ртищево-Астрахань до Аткарска. Далее, с привокзальной площади рейсовым автобусом на с. Барановку, до моста через реку Медведицу.
Следует отметить, что данный вариант заброски прорабатывался, однако не использовался. Заброска осуществлялась автобусом, предоставленным областным советом по туризму и экскурсиям, через г. Петровск, с. Песчанка и на Аткарск. Общее затраченное время в пути около 6 часов. На всем протяжении до места старта – моста через реку Медведица у села Барановки идет дорога с асфальтовым покрытием.
Возвращение группы с маршрута осуществлялось следующим образом. Пешком, в несколько ходок с левого берега реки Медведицы, от ж.д. моста, до ст. Медведица. Расстояние около 3 км. по хорошо натоптанной тропе. Затем поездом Волгоград-Балашов, электричками Балашов-Ртищево и Ртищево-Пенза. Возможна посадка в Балашове на прямой пассажирский поезд до Пензы. Однако, в конце августа билетов практически нет, а тем более на большую группу.
Состав группы по экипажам
Экипаж 1 (Чижик)
Необутов Вячеслав Валерианович (1947) – руководитель.
Необутова Людмила Михайловна (1944) – завхоз
Необутов Алексей Вячеславович (1975) – рыбак.
Необутова Елена Вячеславовна (1979) – помощница медсестры.
Экипаж 2 (Дельфин)
Савицкий Евгений Аркадьевич (1945) – зам. Руководителя, кинооператор.
Савицкая Светлана Владимировна (1948) – помощник физрука.
Савицкая Ирина Евгеньевна (1974) – ветврач.
Савицкий Аркадий Евгеньевич (1980) – хранитель огня.
Экипаж 3 (Котик)
Базекин Евгений Петрович (1947) – комендант лагеря.
Базекина Наталья Николаевна (1950) – помощник завхоза.
Базекина Александра Евгеньевна (1973) – участник.
Экипаж 4 (Зеленый крокодил)
Адяков Вячеслав Васильевич (1952) – казначей.
Адякова Наталья Николаевна (1952) – медсестра.
Адяков Борис Вячеславович (1975) – помощник коменданта.
Адяков Антон Вячеславович (1980) – хранитель огня.
Экипаж 5 (Тортилла)
Мордвинцев Анатолий Федорович (1941) – массовик-затейник.
Мордвинцева Людмила Ивановна (1943) – воспитатель.
Экипаж 6 (Черная каракатица)
Мордвинцев Максим Анатольевич (1966) – физрук.
Мордвинцева Надежда Анатольевна (1969) – плаврук.
Мордвинцева Ирина Анатольевна (1973) – энтомолог.
Организация экспедиции
«Семейные путешествия», «семейный туризм» — такие словосочетания прочно начинают входить в наш обиход. Все больше появляется возможностей для путешествий с детьми. Люди путешествуют на теплоходах, поездах, автобусах в самых различных направлениях.
Последние годы в туризме вместе с отдыхом на плановых маршрутах все больше утверждается такая форма активного отдыха, как самодеятельные туристские походы. В организации и проведении таких путешествий вместе со взрослыми на равных правах участвуют и дети.
В связи с тем, что в турклуб «Вездеход» обращалось и обращается много семей с просьбой помочь им вместе с детьми приобщиться к туристским походам, семейной секцией клуба была запланирована и утверждена областным советом по туризму экспедиция по реке Медведице, протекающей по соседней с Пензенской области – Саратовской. Ее целью было изучить возможности реки для проведения пензенскими семейными группами байдарочных походов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Выбор реки
Река Медведица была выбрана для экспедиции по следующим причинам:
— относительная
— в спортивном отношении вся река не превышает 1 категорию сложности.
— прохождение маршрута по Саратовской и Волгоградской областям предполагало довольно устойчивую, теплую погоду и наличие дешевых и в достаточном количестве овощей и фруктов.
— довольно большое число населенных пунктов по берегам реки давало возможность схода с маршрута в любом месте в случае экстренных непредвиденных обстоятельств, либо быстрое оказание медицинской помощи в случае необходимости.
Сам по себе маршрут не нов, он описан в «Водных маршрутах СССР и отдельной брошюре «Маршрут водного путешествия по реке Медведице», однако семейными группами пензенских туристов еще не основан.
Осуществление экспедиции было поручено группе, основной состав которой был из семей, прошедших вместе в течение последних несколько лет маршруты по рекам Урал, Сыр-Дарья, Ахтуба, Днестр. Накопленный опыт и вполне сформировавшиеся взгляды на требования к маршруту для семейного похода группа использовала для изучения реки Медведицы с этой точки зрения, то есть изучалось на месте возможности реки для осуществления спортивно-развлекательных мероприятий, рыбалки, наличие удобных мест для стоянок, дневок, обучения детей
Одновременно с общими задачами экспедиции, исходящими из ее целей подготовить маршрут для будущих семейных походов пензенских групп, наша группа ставила перед собой и другие цели: это испытание нового снаряжения (проверялись новые варианты конструкций спасжилетов для детей, испытание трехместной байдарки Таймень-3 для наиболее рационального размещения семьи из 4-5 человек, новая конструкция палатки и т. д.).
Спортивно-туристские мероприятия
Разрабатывались мероприятия по проведению всевозможных спортивно-туристских соревнований для дошкольников и детей младшего школьного возраста с тем, чтобы их опыт в дальнейшем использовать при проведении туристских слетов, по проведению различных туристских праздников («Открытие маршрута», «День Нептуна», «Банный день», «Торжественное окончание маршрута» и т.д.). Планировались занятия с детьми среднего школьного возраста по практическому овладению элементами ТВТ на нескольких перекатах, посещались буровые вышки и нефтяные качалки.
Маршрут от Аткарска до станции Медведицы вполне отвечает вышеизложенным требованиям и может быть рекомендован для проведения семейных байдарочных походов с детьми дошкольного и младшего школьного возраста группам, имеющим некоторый опыт нескольких туристских походов.
График движения и техническое описание маршрута
4.08.86. Старт
Заброска на маршрут г. Пенза – автодорожный мост у с. Барановки. Протяженность 200 км. Автобус заказной. Маршрут Пенза-Петровск – с. Песчанка – автодорожный мост по дороге на с. Барановку (примерно в трех км от Аткарска). Сборка байдарок на левом берегу в 100 м ниже моста через р. Медведица. Планировалась заброска электропоездом до Ртищево, затем поездом №612 Ртищево-Астрахань до Аткарска.
5.08.86. Автодорожный мост – с. Верхн. Красавка (левый берег)
Ширина русла 15-20 м, вода спокойная, множество водорослей, проход свободный, берега высокие. Обратить внимание на коряги и одинокие бревна при прохождении под мостами ж/д и автодорожным.
Пройдено 11 км.
6.08.86. С. Верхн. Красавка – пос. Нестеровка (в стороне от берега)
Русло окружено коридором пойменного леса. Обилие лилий через 4 часа чистого времени начинается на правом берегу с. Щербиновка, которое тянется почти на 2 км вдоль берега.
В районе села есть мелкий каменистый перекат, после крутого левого поворота, справа высокий коренной берег, на котором хорошо видны столбы линии электропередачи. Просмотр по правому берегу. Проход в зависимости от уровня воды и расположения коряг и подводных бревен. Скорость воды небольшая, длина переката 150-200 м.
За перекатом спокойная вода и далее через 500-600 м порог. Русло раздваивается, образуя в середине островок, соединенный с обоими берегами пешеходным мостком. Проход левой протокой. Обязательный просмотр с правого берега и пешеходного мостика.
В пос. Нестеровка есть магазин. Хлеб привозной 1 раз в двое суток. На новых картах Нестеровка и Приречное очевидно одно и то же.
Пройдено 17 км.
7.08.86. Пос. Нестеровка – с. Лопуховка
Участок проходим на всем протяжении через 1,5 часа чистого времени после старта крутой левый берег, сужение русла до 10-15 м, затем протяженный быстрый перекат, называемый Громок (или Шумок). Недалеко от этого места станция Юная. Весной на этом перекате саратовские туристы проводят соревнования по ТВТ.
Через 3,5 часа после старта деревянный низкий автодорожный мост на с. Озерное. В с. Озерное – закупка хлеба.
Выше моста устье р. Идолги. За мостом на левом берегу пионерлагерь им. Гайдара, на правом берегу – село Лопуховка. Перед селом встали лагерем.
Пройдено 13 км.
8.08.86. С Лопуховка – Старая Бахметьевка
Берега одеты пойменным лесом. Проходима на всем участке, кроме плотины в 1 км. ниже Старой Бахметьевки или здесь же село Графщино. Обнос по правому берегу.
Ниже Б. Рельни русло реки расширяется, образуя обширные плесы, ширина до 80 м. Течения почти нет, влияет подпор плотины. Мест для стоянки ниже Б. Рельни до плотины – мало.
Характерные участки маршрута по времени от начала 4 участка:
— через 2 часа – Шереметьевка, в стороне от берега.
— через 3 часа у р. Белгаза и за ним д. Воробьевка.
— за 4 часа с. Большая Рельня.
— через 4.30 с. Федоровка.
— через 6 часов Старая Бахметьевка, здесь же с. Графщино.
Плотина! Обнос неразгруженных байдарок 40 минут. В 40 минутах ходу после плотины перед ж/д мостом лагерь на правом берегу.
9.08.86. Старая Бахметьевка – станция Пески
Через 30 минут после старта реку пересекает железнодорожная линия Аткарск-Лысые Горы-Калининск. А затем шоссе Саратов-Балашов. Лысые горы названы по двум довольно высоким безлесным холмам правого берега.
При проходе под автодорожным мостом быть внимательным, мели и большие камни. Обязательна разведка. Страховка с воды и с берега.
Сразу за мостом на левом берегу пляж, можно остановиться.
От моста до почтового отделения на правом берегу 10 мин ходьбы. Здесь же есть магазин.
Ниже первого автодорожного моста через 15 мин еще два, последний разрушен. Каменистые мели, возможен прорыв оболочек. Произошел прорыв одной байдарки.
Почти до деревни Старые Пески (правый берег) мест для стоянок мало. После деревни разрушенный мост. Деревня заброшенная.
Ниже моста на правом берегу большая песчаная коса. Левый берег высокий, обрывистый. Хорошее место для дневки.
За день пройдено 15 км.
10.08.86. Дневка
Банно-прачечный день, мелкий ремонт снаряжения. Постройка бани из полиэтиленовых тентов. Спортивные
11.08.86. Старые Пески – д. Алексеевка
Ниже Старых Песков мест для биваков мало, так как тянущиеся сплошной стеной густые пойменные заросли затрудняют выход на берег.
На участке встречаются мели, на подходе к с. Алексеевка множество подводных коряг. Случился прорыв трех байдарок. На мелях ниже с. Новые Пески (правый берег) и две оболочки около Алексеевки.
Скорость движения несколько замедлилась, так как к нам примкнул еще один семейный экипаж ленинградцев на «Салюте» из четырех человек. Лодка сильно перегружена и часто садится на мели и коряги, к тому же постоянно текла. Последний прорыв заставил остановиться лагерем сразу после с. Алексеевка. График движения несколько нарушился – долго собирался присоединившийся по их просьбе экипаж ленинградцев. Старт в 10.15, через час на правом берегу д. Новые Пески, еще через два часа устье р. Баланды, далее через час с. Алексеевка.
На участке три закола, река Медведица перегорожена кольями с заложенными между ними тонкими ветками. Иногда оставлен в одном месте узкий проход. Преграда искусственная, очевидно – для ловли рыбы.
За день пройдено 19 км.
12.08.86Д. Алексеевка –д. Малый Карамыш
Ширина реки от 20 до 50 м, старт как обычно в 9.00. Экипаж ленинградцев решил больше не испытывать судьбу и закончил маршрут.
Пытаясь автотранспортом уехать до Калининска или Лысых Гор.
Участок проходим на всем промежутке. Низкий автодорожный мост у Атаевки отсутствует. На этом месте строители возводят новый. На этом месте перекат. Проход с просмотром, без матросов – мелко и отдельные подводные камни. В Атаевке магазин. Хлеба продали только 4 буханки, так как привозной.
Перед устьем Карамыша автодорожный мост – просмотреть с берега. Ниже моста на правом берегу д. Мал. Карамыш. Это место – одно из самых красивых на Медведице.
Пройдено за день 21 км.
13.08.86. Д. Малый Карамыш – Шмакова Балка (правый берег, в стороне от берега)
Через 1,5 часа ходу остатки старой плотины от мельницы. Русло раздваивается, образуя в середине остров. Левая протока не проходима – поперек бревно. Проход у правого берега. Разведка по правому берегу.
Препятствие из старых пней высотой 50-80 см, торчащих из воды, за ними сразу улов. Течение не сильное. Проход по центру между пнями. Возможна страховка стоя на дне около пней, глубина около полуметра, и ниже с байдарки.
За 20 минут до плотины на правом берегу дорога, возможно с. Невежкино, затем большая коса на правом берегу и далее плотина. После косы крутой правый берег. С воды плотина просматривается плохо – мешают кусты и выступ берега. Также возможно нахождение страхующего около пней, стоя в воде – глубина 0,5 м.
Через 45 минут после плотины Большие Копены. Крутой левый берег, местный пляж. От этого места до магазина 15 минут хода пешком. Своя пекарня, можно
Через 1,5 часа с. Песковатка (левый берег), разрушено. Еще через час остановка на правом берегу на большой косе. В стороне по правому берегу дорога на Шмакову Балку. После Песковатки река Медведица покидает Саратовскую область и ниже течет по территории Волгоградской.
14.08.86. Дневка напротив д. Шмакова Балка
Проведение «Дня Нептуна», соревнований на воде среди экипажей. Конкурс на лучший костюм.
Бросание колец с байдарки.
15.08.86. Шмакова Балка – с. Медведица (левый берег)
С утра сильный ветер, дождь во второй половине дня до вечера, пасмурно.
Берега низкие и поросшие камышом, травой. Мест для стоянок в течение часа нет. Вода почти стоячая, через час пути русло раздваивается. Прошли правой протокой, сразу за соединением проток на левом берегу с. Гречихино, полуразвалившееся. Вдалеке резко выделяется церковь, построенная в готическом стиле.
Еще через час пути после Гречихино водонапорная башня (правый берег) и затем д. Большая Князевка. Еще через 1.10 на правом берегу с. Бахметьевка. Видны нефтяные качалки.
В Бахметьевке можно
За день пройдено 20 км.
16.08.86. С. Медведица – Куракино (правый берег ниже села)
Утро дождливое, северный ветер, похолодало. К полудню небо развеялось, появилось солнышко.
Сразу за плотиной в 10 мин автодорожный мост, проход под ним ближе к правому берегу. Проход просмотреть с моста. За ним мели и полузатопленное бревно поперек русла. Много мест для стоянок. На правом берегу перед д. Александровка сходили на экскурсию к нефтяным качалкам ( 100 м от воды).
Вдали виднеется Жирновск. Множество нефтяных качалок ниже Александровки. Река Медведица достигает ширины до 100 м и глубины до 2 м. Течение слабое. Вода становится грязнее.
В районе Жирновска после спокойной воды два переката, небольшие по длине – 50-70 м, несложные, но мелкие. Обязательно просмотреть. Проходить в зависимости от уровня воды, с частичной разгрузкой или без матросов. У нас прорыв двух байдарок.
Перед первым перекатом русло раздваивается, проходить левым берегом. Справа непроходимо.
Ходового времени от автодорожного моста у с. Медведица до перекатов 4 часа. Ниже перекатов в течение 30 мин следуют подряд три моста. Первый автодорожный, второй высокий из труб, пешеходный, третий – автодорожный, железобетонный, высокий, сразу за ним порог. Ниже на правом берегу пионерский лагерь «Нива». Порог образован железобетонными конструкциями плотины, постройка которой была не закончена. Оставшиеся препятствия создает перепад уровней около метра. Длина порога 30-50 м.
Просмотр с левого и правого берега. Прошли без детей. Страховка с воды байдаркой ниже порога и с берега, страховочной веревкой. С воды просматривается вся длина порога. Необходим сигнальщик для хорошего захода. Заход ближе к левому берегу. Лагерь сразу за поворотом на правом берегу.
17.08.86. Дневка. Село Куракино (правый берег ниже села)
Посещение г. Жирновск. Проведение соревнований на полосе препятствий и по
18.08.86. С. Куракино – с. Егоровка (правый берег ниже села)
Участок без особых препятствий, за исключением коряг, торчащих из воды. Много мест для стоянок. Встречаются мели и быстрины, небольшой перекат через два часа, перед д. Линево.
Русло реки извилистое с крутыми поворотами, небольшими островами. В районе д. Егоровка железнодорожный мост. Проходим ниже д. Егоровка на левом берегу здание оригинальной архитектуры, резко выделяющееся среди других построек. В нем находится мельница.
Осмотрели издали, близко не подойти, мешают дома. На очередном повороте реки ниже здания мельницы встали лагерем.
Пройдено за день 24 км.
19.08.86. Дневка ниже с. Егоровка
Более точно место стоянки – в 20 минутах хода ниже мелькомбината или здания оригинальной конструкции. До конца маршрута остается не более часа ходу по воде. Пеший поход в пос. Медведицкий для предварительного приобретения билетов на обратную дорогу. По левому берегу час ходьбы пешком до поселка. Предварительная касса прямо на вокзале. Обратная дорога от вокзала к ж/д мосту через р. Медведица вдоль железнодорожного полотна, 30 минут ходу, затем по берегу до лагеря.
20.08.86. С. Егоровка – железнодорожный мост у пос. Медведицкий (левый берег)
Через несколько поворотов после старта видны металлические фермы моста – это и есть конечная точка маршрута. Основными препятствиями, встречающимися на участке – мели и коряги. Ширина реки не более 30 м.
Разборку байдарок можно осуществлять сразу за мостом на левом берегу, на небольшой поляне. С нее до вокзала ст. Медведица идет хорошая тропа, без груза 30 мин ходу вдоль железнодорожной линии.
Разборка байдарок, упаковка снаряжения, транспортировка снаряжения на вокзал в несколько ходок до 21 часа. Ночевка до 6.00 в здании вокзала ст. Медведица. Пассажиров почти нет.
За день пройдено 5 км.
21.08.86. Ст. Медведица – ст. Балашов-ст. Ртищево
Поезд Волгоград – Балашов. Время отправления 7.19. Прибытие на ст. Балашов около 12 часов. Купить билеты или закомпоссировать в конце августа на Пензу почти невозможно, особенно на группу из 20 человек. Самое надежное – электропоезд, который отправляется в 16 часов. Прибытие на ст. Ртищево около 19 часов.
22.08.86. Ст. Ртищево – ст. Пенза III
Электропоездом в 3 часа до ст. Пенза III. Переждать до отправления поезда можно на перроне вокзала или привокзальной площади. Детей можно разместить в комнате матери и ребенка.
В итоге проведенного путешествия по графику движения на маршруте по заброске на стартовую точку маршрута и возвращению в г. Пенза – можно отметить следующее:
Общая продолжительность маршрута – 19 дней.
Ходовых дней на байдарке – 11.
Чистое ходовое время – 55 часов.
Дневок – 4.
Заброска на место старта и возвращение поездом – 4 дня.
Среднее ходовое время в день – 5 часов.
Количество естественных и искусственных препятствий, заслуживающих внимания – 9.
Итоги экспедиции
Подводя итоги путешествия, можно отметить, что поставленные перед группой задачи выполнены.
Оправдались предположения о многих преимуществах маршрута. Действительно, хорошие погодные условия в течение всех дней похода, чистая теплая вода, достаточное количество удобных мест для стоянок, наличие дров для костров, удобный способ заброски на место старта и возвращение с маршрута, небольшие денежные расходы позволяют отдать предпочтение маршруту по реке Медведице.
Наличие естественных и искусственных препятствий делает привлекательным маршрут и в спортивном плане.
При организации последующих семейных походов следует обратить внимание на некоторые моменты:
— вся группа обязательно должна иметь опыт путешествия в походах выходного дня;
— для успешного прохождения естественных и искусственных препятствий руководитель и его заместитель должны иметь опыт прохождения маршрутов второй категории сложности;
— в путешествии большой группой более 15 человек необходима схоженность и хорошая подготовка;
— для увлекательного путешествия и хорошего отдыха среди детей обязательно должны быть ровеcники;
— учитывая наличие в группе детей дошкольного возраста следует увеличить количество дней маршрута по сравнению с общепринятыми для 1 категории сложности. Эти дни использовать на дневки или радиальные пешие выходы и спортивные мероприятия, которые разнообразят дни маршрута и дают возможность снять утомляемость детей. Необходимость этого обусловлена тем, что младшие дети в течение всего ходового времени сидят пассажирами, что явно утомляет их больше, чем физическая нагрузка;
— каждый ребенок должен иметь постоянную обязанность в группе, пускай даже незначительную, искусственно придуманную;
— путешествие проходит интересней, когда каждый экипаж имеет свое название.
Отчет переработал Игнатьев Александр