Центральный Кавказ. Отчет о горном туристском путешествии пензенских туристов третьей категории сложности, совершенном с 30 апреля по 14 мая 1981 года.
Нитка маршрута
При совершении путешествия, по решению местного КСС и представителя ЦМКК, группа была ыпущена по измененному маршруту. Это было связано с тем, что первоначально заявленный перевал Ак-Су (2А) был закрыт для прохождения групп.
Поселок Верхний Баксан – река Адыр-Су – перевал Гумачи (2А, 3530) – река Адыл-Су – река Юсеньга – перевал Бечо (1Б, 3375) – перевал Квиш (2А, 3450) – перевал Басси (1А, 3034) – пос. Хаиш.
Состав группы
Ивентьев Евгений Николаевич (1955) – руководитель.
Сентюрина Людмила Яковлевна(1952) – завхоз.
Косоурова Нина Федоровна (1954) – участник.
Дубова Клавдия Петровна (1948) – медсестра.
Бугров Вячеслав Анатольевич (1951) – отв. за ремнабор.
Животов Виктор Степанович (1936) – фотограф.
Белобородов Геннадий Васильевич (1955) – участник.
Сигаев Юрий Михайлович (1945) – зам. руководителя.
Ивентьев Геннадий Николаевич (1953) – участник.
Техническое описание
2. 05. 81
Из г. Минводы доехали на рейсовом автобусе до селения В. Баксан. Селение В. Баксан находится на противоположном берегу, к нему идет дорога через мост. Слева от трассы находится почта. Недалеко от нее влево начинается дорога, ведущая в ущелье р. Адыр-Су. По этой дороге мы начинаем свой маршрут. Вскоре дорога подходит к скальному обрыву. Здесь находится подъемник для машин и лестница для людей. Дальше дорога идет по правому берегу. Вскоре доходим до моста через Адыр-Су. Где-то внизу, в каньоне, шумит река.
У моста останавливаемся на ночевку.
Пройдено 2 км.
3.05. 81
По мосту переходим на левый берег и продолжаем движение по дороге, ведущей к альплагерю Уллу-Тау. Дорога идет вдоль реки Адыр-Су по дну ущелья с небольшим набором высоты.
После перехода по мосту на правый берег видна канатная дорога.
Дорога проходит ниже канатки. Слева от дороги встречаются памятники.
А справа открывается вид верхней части ущелья р. Адыр-Су.
По дороге доходим до альплагеря Джай-Рык, далее дорога теряется под снегом. Недалеко находится второй а/л Уллу-Тау.
На противоположной стороне ущелья находится летний кош.
В нем и останавливаемся на ночевку. Кош находится в небольшом хвойном лесочке. Отсюда хорошо просматривается дальнейший путь движения до развилки ущелья.
Здесь кончается зона леса и дальше встречается только кустарник.
Всего за день пройдено 12,5 км.
4.05. 81
Пересекаем ущелье в направлении развилки ущелья, придерживаясь правого склона. При подходе к развилке начинаем постепенно траверсировать правый склон и поворачиваем вправо. Перед нами открывается вид на правое ущелье. Впереди видны бараньи лбы, с которых свисает ледник.
Начинаем подъем вправо на боковую морену. Подъем идет по травянистому крутому склону.
На морену подниматься лучше сразу в лоб, так как далее по ущелью ее верхняя часть становится обрывистой. С морены открывается панорама Центрального Кавказского хребта.
Дальше продолжаем движение по морене до видимых впереди скал.
От скал открывается вид на перевал Грановского.
Проходим под скалами и, траверсируя правый склон, выходим в среднюю часть ледника Гумачи.
После преодоления еще одного взлета, справа по ходу открывается седловина, ведущая к перевалу Гумачи.
Этот взлет берем «в лоб». Бергшрунд забит.
После этого взлета открывается верхний цирк ледника Гумачи. К седловине пер. Гумачи идем влево с небольшим набором высоты и, немного спустившись, оказываемся на седловине перевала Гумачи.
Снимаем записку группы Ростовского областного клуба туристов «Планета» з-да Ростсельмаш под руководством Дменчук А. от 4 мая 1981 года.
Противоположная сторона перевала крутая. Спуск начинаем слева от тура по небольшому скальному кулуару. Спуск со страховкой. Дальнейший спуск идет по крутому снежнику до ледника. С ледника хорошо видна седловина пер. Гумачи.
Ледник полностью закрыт. С верхней части ледника хорошо виден Эльбрус.
По леднику идем прямо, в направлении к вершине Шхельда. В средней части ледника поворачиваем вправо, справа находится небольшой ледопад. Центром ледника спускаемся вниз до конца ледника.
Низом ущелья доходим до домиков.
Дальше спускаемся между центральной мореной и правым склоном до конца морены, где начинается зона кустарников. Здесь и останавливаемся на ночевку. Здесь же находится базовый лагерь групп под руководством Банарюка и Маслова.
5. 05. 81
Спускаемся вниз по тропе, идущей по правому склону, до альплагеря Адыл-Су. От лагеря вниз идет дорога. По дороге спускаемся вниз до трассы, ведущей в Терскол. По трассе доходим до моста через р. Юсеньги. Здесь, перед мостом, наша группа поворачивает влево и по тропе начинает подъем вдоль р. Юсеньги. Сначала тропа поднимается вверх от реки, потом опять подходит к реке, и снова уходит вверх от реки. По тропе доходим до северного Приюта Бечо, находящегося около реки на небольшой поляне. Здесь находятся каркасы домиков. К приюту пришлось спуститься вниз. Здесь же находится мостик на противоположный берег. На приюте Бечо останавливаемся на ночевку.
Всего за день пройдено 16,5 км.
6. 05. 81
Погода стоит ясная, морозная. Солнце еще не взошло. От Северного приюта поднимаемся вверх по склону. По верхнему плато проходит тропа, по ней доходим до широкой долины. Место, где река как бы входит в теснину.
Перед нами открывается панорама верхней части ущелья Юсеньги, здесь везде лежит снег, только местами просматриваются черные пятна камней.
Спускаемся вниз к реке, пересекаем ущелье в направлении к боковому хребту.
Выйдя на гребень, продолжаем путь сначала по гребню, с гребня открывается вид на ущелье р. Юсеньги.
Потом, траверсируя противоположный склон гребня, выходим на дно бокового ущелья. Обойдя небольшоц ледопадик, начинаем подъем на перевал. Идем по следам. Преодолев последний, не очень крутой взлет, выходим на седловину перевала Бечо. Погода испортилась. На перевале находится много памятников.
Седловина перевала широкая. Выпало много снега и записку найти не смогли. Начинаем спуск в сторону ущелья р. Доллар. Сначала спускаемся на ледник и, поворачивая влево, продолжаем спуск по снежным скалам бокового хребта. По скалам спускаемся до боковой морены. Справа виден ледник Долар.
Внизу видимость хорошая. По боковой морене спускаемся вниз. Снизу хорошо видно ущелье, идущее на перевал Бечо.
Внизу ущелье расширяется. Спускаемся до изгиба ущелья. После поворота ущелье сужается. Перед поворотом ущелья находятся развалины Ю. Приюта Бечо. У развалин останавливаемся на ночевку.
Всего за день пройдено 12,1 км.
7. 05. 81
Перейдя по снежному мосту через реку Доллар, начинаем движение в сторону ледника Квиш по правому склону ущелья. Отсюда хорошо видно ущелье, ведущее на перевал Аксу.
После прохода небольшой теснины впереди видны бараньи лбы, служащие ориентиром для прохождения перевала Квиш.
Сам ледник на фотографии не виден. Продолжаем движение по дну ущелья до виднеющихся впереди бараньих лбов. Справа от бараньих лбов нависает ледник Квиш, образующий ледовую стенку. Начинаем обходить бараньи лбы слева. Преодолев небольшой взлет и выйдя на ровное плато, останавливаемся на ночевку.
Всего за день пройдено 9,8 км.
8. 05. 81
Начинаем движение слева вдоль бараньих лбов. Сзади открывается вид на ущелье реки Квиш.
Двигаемся вдоль бараньих лбов, перед нами открывается седловина перевал Квиш.
Подъем от места ночевки до последнего взлета не крутой, а сам перевальный взлет крутой.
Поднимаемся в лоб по снежнику. Бергшрунд забит снегом. Возможен подъем слева по скалам, но в данный момент они закрыты снегом. Седловина перевала представляет из себя широкое плато, справа видны скалы.
Погода испортилась, найти записку нам не удалось. Спускаться начинаем между ледопадом и скалами, слева от них. Сначала идет крутой спуск, спускаемся по перилам и останавливаемся в трещине в безопасном месте.
Дальше спускаемся прямо вниз по снежнику.
Далее склон выполаживается и идем влево к центру ледника. После этого следует еще один спуск, после чего склон опять выполаживается. С этого места хорошо просматривается перевал Квиш.
Спуск с перевала возможен справа от скал. Для этого надо спуститься метров 3-4 по скалам и дальше по снежнику вниз. Спускаемся вниз, придерживаясь ближе к правому склону ущелья. Внизу видно ущелье р. Накра.
Чем ниже спускаемся, тем уже становится ущелье и круче спуск. Спускаемся в ущелье р. Накра и по левому берегу идем вниз. После поворота ущелье сужается, тропа идет по левому склону.
Вскоре доходим до приюта Бабаш, где встречаемся с группами под руководством Банарюка и Маслова.
Всего за день пройдено 15 км.
9.05 81
От приюта Бабаш возвращаемся назад до поворота ущелья р. Накра. Прямо по ходу видны бараньи лбы, за которыми и начинается подъем на перевал Басси. Бараньи лбы обходим справа по лесистому склону.
Подъем на перевал Басси представляет из себя преодоление 4-5 взлетов, снизу кажущимися седловиной перевала. И только после преодоления предпоследнего взлета перед нами открывается верхний цирк, в котором трудно найти седловину перевала. Но отсюда хорошо виден памятник, стоящий на седловине перевала Басси, по нему и следует ориентироваться при подъеме на перевал. Пройдя последний крутой взлет, мы выходим на седловину перевала. На перевале снимем записку группы туристов Саратовского областного совета под руководством Мотова, м/к 18-81 от 8 мая 1981 г.
Видимость плохая, идет снег. Спускаемся до реки Ненскры, где и останавливаемся на ночевку. Ущелье закрыто снегом.
Всего за день пройдено 11,9 км.
10-11. 05 . 81
Дальнейший путь по ущелью р. Ненскра не представляет никакой сложности. Ущелье в верховьях полностью закрыто снегом. Ниже начинается местами показываться тропа. Тропа идет по левому берегу. Проходим ущелье Доллар. Примерно через 6 км от ущелья Доллар тропа перебирается на правый берег. Пересекаем цепь полян, минуем коши, бараки лесорубов. У воды много площадок для ночевок. Природа начинает постепенно оживать. Встречаем поляны, заросшие подснежником и зеленые лужайки.
Чем ниже спускаемся, тем меньше остается снега. Перед первым селением Тита тропа возвращается на левый берег и сменяется дорогой. Возле селения имеется минеральный источник. Часа через два проходим селение Чубери, далее путь лежит до селения Хаиш. На прохождение этого маршрута требуется два дня. На этом пешая часть маршрута заканчивается.
Всего за два дня пройдено 45 км.
От Хаиш можно свободно доехать до Зугдиди. Здесь проложена хорошая шоссейная дорога.
Итого пройдено 140 км.
Отчет переработал Игнатьев Александр