Отчет о туристском путешествии 2 категории сложности на байдарках (река Рось), совершенном пензенскими туристами в сентябре 1971 года.
Организация похода и краткая характеристика маршрута
В сентябре 1971 года МК профсоюза проектного института ГПИ-6 был организован поход на байдарках по Днестру.
Выехав из Пензы 31 августа, группа туристов, состоящая из пяти человек, вечером 2 сентября выгрузила свои вещи на перроне вокзала города Кишинева. На следующее утро в Кишиневском клубе туристов, куда мы пришли, чтобы зарегистрироваться, мы получили в этом отказ. На маршрут выходить не разрешили, так как с 1 сентября Днестр на территории Молдавии и Одесской области объявлен закрытым на карантин в связи с появившимися случаями холеры.
Так как на территории Молдавии водных маршрутов больше не имеется, нам не оставалось ничего другого, как выехать из Кишинева в Киев.
В Киевском городском клубе туристов нам порекомендовали, как наиболее для нашей группы подходящий, маршрут по реке Рось.
В библиотеке этого клуба нам предоставили отчет о походе по Роси в летнее время, а также одним из киевских туристов нам были любезно на время предоставлены книжка «Водные маршруты Украины» с описанием маршрута по Роси и подробная карта Украины в масштабе 1: 600000, а также карта участка маршрута от Белой Церкви до Богуслава в масштабе 1: 300000.
Таким образом, поход по Роси явился как бы запасным вариантом несостоявшегося похода по Днестру, а теоретическая подготовка к нему составляла 3 дня.
Река Рось, являющаяся правым притоком Днепра, протекает с уклоном 0,61 м/км по густонаселенной Киевской области. И эта населенность была настолько густа, что являлась даже своеобразной трудностью: для того, чтобы найти небольшой лесок с целью выбора места ночлега, приходилось плыть по несколько часов вдоль далеко тянущихся по обоим берегам сел.
Еще одной трудностью маршрута являлись многочисленные плотины и мостики, которые необходимо было обносить. Причем волоки в таких случаях были от 10-15 м до 300-400 м.
И, наконец, основной и самой интересной трудностью маршрута явились пороги. На Роси оказалось 11 порогов, которые были или описаны, или упомянуты в отчете киевских туристов и в книге «Водные маршруты Украины».
Весь маршрут от с. Володарки до г. Корсунь-Шевченковский длиной 203 км котируется как маршрут 2 категории сложности и может быть условно разделен двумя большими городами на три примерно одинаковые части. Это города Белая Церковь и Богуслав.
Первый участок – с. Володарка-Белая Церковь длиной 54 км интересен тем, что на нем располагается основная масса порогов. Самым трудным отрезком этого участка маршрута является участок в районе села Пилипчи, где на протяжении двух км. находятся 4 порога и 3 плотины.
Через 1,5 км после с Пилипчи находится перекат длиной 150-200 м.
Первый порог находится в районе Городище-Пустоваровском, а последние два порога первого участка маршрута находятся через 2-3 км после с. Глыбочка.
Второй участок маршрута Белая Церковь-Богуслав длиной 96 км характерен относительным спокойствием. Он напоминает Суру в районе Канаевка –Усть Уза, а порой и Старую Суру в районе Ахун.
Третий участок Богуслав – Корсунь-Шевченковсуий длиной 53 км тоже характеризуется порогами, причем в летнее время года это самые интересные пороги : порог «Богуславский, порог «Шум» и порог «Косой».
На маршрут можно выйти из Киева двумя способами. Или с междугородней автостанции «Южная» автобусом до с. Володарка.
Или, на наш взгляд лучший вариант, электричкой до Белой Церкви, и оттуда на автобусе до с. Володарка.
На поход по Днестру нами предусматривалось по 100 рублей с человека. Но, в связи с вынужденным лишним катанием на поезде туда-сюда, фактически было истрачено по 110 руб.
Если сразу планировать маршрут по Роси, поход может обойтись в 80-100 руб с человека.
Состав группы
Савицкий Евгений Аркадьевич (1945) – руководитель.
Савицкая Светлана Владимировна (1948) – завхоз.
Савицкая Надежда Аркадьевна (1952) – летописец.
Копов Николай Степанович (1947) – фотограф.
Макурина Валентина Васильевна (1949) – медсестра.
Описание маршрута
Прожив в столице Украины 3,5 суток, собрав максимум сведений и материала о маршруте, взяв в Киевском прокатном пункте 3 надувных матраса, мы наконец, 8 сентября сели в электричку и отправились в сторону Белой Церкви. Через 2,5 часа мы уже были в Белой Церкви и с помощью городского транспорта перебирались со своим неподъемным багажом к автовокзалу.
Еще 1,5 часа езды на автобусе по довольно неплохой трассе и мы уже в темноте выгружаемся прямо на мосту посреди Володарки.
Пока выгружались, начал моросить дождь. (К слову сказать, к дождю мы уже начали привыкать, так как со дня нашего приезда в Киев, он шел здесь каждый день). Эта морось нас подстегнула и, не долго думая, тут же под мостом поставили палатки и устроились на ночлег.
А под мостом течет та самая река Рось, которая в древности еще во времена Великого пути из Варягов в грки и торговли Варягов в устье Роси с местным населением, дала название окружающей местности Россия, та самая река Рось, которая на этот раз должна нам заменить Днестр.
На территории Володарки Рось представляет собой небольшую речушку, заросшую тростником и камышом.
На следующий день, провозившись полдня со сборкой и раскладкой вещей в резиновые мешки, мы наконец загрузились и выплыли на чистую воду. Река становится пошире и почище. Пейзажи берегов очень схожи с Сурскими.
Проплыли село Логвин. Сразу за Логвином на высоком правом берегу находится сосновый лес, в котором хорошо остановиться, если на маршрут вышли поздно, и время заката поджимает.
Плывем дальше. Снова начинает капать дождь. Плывем, не обращая на него внимания. Но когда на небе появляется огромная, не внушающая никакого доверия, дождевая туча, выбираем порядочное местечко на правом берегу в соснах перед селом Михайловка и устраиваемся на ночевку.
Только поставили палатки и приготовились стряпать ужин, как полил страшный дождь. Но через час он кончился и мы все-таки поужинали. И закусили дикими грушами.
Леса здесь характеризуются тем, что кроме грибов, орехов, шиповника, терна и других обычных даров леса, изобилуют еще дикими грушами, яблонями, вишнями.
На следующий день через 1,5 часа после отплытия были в Городище – Пустоваровском. Не доезжая Городища хорошо останавливаться для ночевки.
В Городище находится плотина, которую необходимо обнести. Обнос надо делать по левой стороне по дороге метров 200.
Далее надо плыть вдоль правого берега, так как русло усеяно надводными и подводными камнями.
Через 500 м после плотины, как и обещал отчет киевлян, перед нами предстал наш первый в жизни порог длиной около 60 м.
Быстро умяв свой обеденный перекус, с нетерпением побежали осматривать этот порог. Тщательно его просмотрев и наметив линию движения, расставили страховку и стали готовиться к прохождению порога.
Решили, что проходить его будут по очереди капитаны в своих разгруженных байдарках. Первым шел руководитель похода. Немного не успел повернуть и его прижало левым бортом к надводному камню посреди порога. Подождав, пока вода немного развернет байдарку вокруг камня, оттолкнулся от него и оставшийся путь прошел благополучно.
Второй капитан прошел свой первый порог так же успешно.
Загрузили вещи, посадили своих матросиков и тронулись дальше. По берегам тянутся бесконечные села. В районе сел Фесюры и Яблоновка встречаются мели и одиночные камни. По рекомендации киевлян ночевку надо устраивать за селом Яблоновка. Действительно, до Яблоновки порядочных мест для ночевки не просматривается.
Доплыли до Яблоновки перед заходом солнца. Облегченно вздохнули – сейчас остановимся и начнем готовить ужин. Оказалось, что вздохнули рано. Еще добрый час пришлось плыть вдоль села, пока оно кончилось. Причалили уже в темноте.
Утром обнаружили, что ночевали рядом с гранитным карьером. Пошли его рассматривать. Впечатляющая картина. В огромном котловане наворочены здоровенные глыбы прекрасного строительного камня. А мы-то накануне гадали, что это за взрывы слышны!
Осмотрев карьер, тронулись в дальнейший путь. День выдался хорошим, солнечным. Через 3-4 км доплыли до села Пилипчи. Здесь между двумя берегами низко над водой протянут паромный трос. Надо быть внимательным, чтобы не налететь на него. Таких тросов в дальнейшем будет много. Проходить их надо около берега, где они выше поднимаются над водой.
Сразу за паромом река раздваивается на два рукава. Идти надо по левому рукаву, ибо правый не судоходен даже для байдарок.
Метров через 100-150 после развилки плотина старой мельницы, от которой остались 2 полуразрушенные стены. За мельничной плотиной небольшой порог. Осмотрев его, решили проплыть его вместе с матросами, но в разгруженных байдарках. Поэтому перетащили вещи от плотины сразу за этот порог. Это метров 200-250.
Первой прошла байдарка руководителя. Прошла порог без особых приключений. Порог характерен тем, что по линии движения байдарки заканчивается тремя параллельными грядами камней, расположенными вдоль линии движения в полуметре друг от друга. И только между левой грядой и островком можно проплыть. Нужно только вовремя повернуть. Вторая байдарка не успела вовремя это сделать. Пришлось затормозить, их развернуло, и они прошли эти гряды уже кормой вперед.
Пообедали и направились к следующему порогу, который находится метров через 350 от первого.
Этот порог несколько сложнее первого и заканчивается водосливом высотой около 30-40 см.
Решили проходить порог по одному в не загруженных байдарках. Оба капитана успешно его преодолели.
Сразу за этим порогом оба рукава снова соединяются. За рукавом мост, соединяющий автодорогу на правом берегу с гранитным карьером на левом берегу напротив порога. Мост можно обнести. Метров через триста после моста еще один порог. Он сравнительно легкий и его мы прошли вместе с матросами, предварительно перетаскав вещи аж за старую мельницу. Это метров 350. От этой мельницы осталось полуразрушенное здание и на месте бывшей мельничной поляны образовался порог, который с правого берега плохо просматривается. Поэтому, да еще потому, что ребята в этот день с непривычки и так сильно утомились, решили этот искусственный порог обнести. Вещи уже были перетащены за мельницу. И, подплыв максимально, насколько это возможно, на байдарках к мельнице, перетащили и их.
День уже начал клониться к вечеру, а мы все еще находились в селе Пилипчи. На пороги ушел почти целый день. В темпе надо было выбираться из села и искать место для ночлега.
Еще не кончились Пилипчи, а по левому берегу уже тянется село Трушки. За селом Трушки – перекат длиной 150 м. На правом берегу в этом месте скалы, на левом – хороший сосновый лес. В сумерках проскочили перекат и сразу же в небольшой лагуне на левом берегу остановились.
Весь день была отличная погода, а вечером все-таки не выдержала – испортилась, и снова начал моросить дождь.
Через 1,5 – 2 км от места ночевки находится село Глыбочка. За селом обнаружился еще порог. На выходе его мост с сильным водосливом. Чтобы попасть под мост, необходимо сильно повернуть. Порог проходится с командой, но в разгруженной байдарке.
Байдарка руководителя прошла порог и под мостом сравнительно легко, слегка задев рымом сваю.
Второй же байдарке пройти под мостом не удалось. При прохождении порога она слегка задела о подводный камень, и продырявилась байдарка. Пришлось вытаскиваться на сушу и клеить байдарку.
На обед и клейку ушло 1,5 часа. Не проплыв и полкилометра, за первым же поворотом натолкнулись еще на один порог. Это был самый интересный порог на нашем пути. Полу естественный, полу искусственный, он располагается в месте строительства новой плотины. Порог этот образуется из трех каскадов – трех, почти параллельных гряд камней, между которыми метров по 30-40 сравнительно спокойной воды с одиночными подводными и надводными камнями.
Первые два каскада относительно не сложные. В конце первого каскада по линии движения находятся два подводных острых камня в двух метрах друг от друга, между которыми надо проплыть.
Второй каскад заканчивается раздвоением струи: главная струя течет чуть левее, а другая поворачивает вправо и течет по подводным частым камням, образуя буруны. Надо плыть по краю этих бурунов, оставляя их по правому борту. Затем, пройдя между надводными (слева) и подводным (справа) камнями, надо повернуть градусов на 30 вправо и пройти третий каскад.
Третий каскад представляет собой гряду из частых камней, образующих только в одном месте ворота, шириной около двух метров, где может проскочить байдарка. Но в этих воротах лежит почти вертикально бетонная плита, которая образует как бы небольшую плотину высотой 70-80 см. Здесь образуется мощный водослив со стоячей волной.
Оба капитана успешно преодолели этот порог, а их прохождение было снято на кинопленку.
На эти два порога ушел почти весь день. Причалили снова в полной темноте за селом Чмыревка. И, хотя на берегу был лес, с дровами, здесь было неважно. За ним так хорошо ухаживают, что он выглядит намного чище и лучше, чем парк Белинского в Пензе. Немалого труда стоит найти сухую ветку. Но мы все-таки нашли дров и на ужин, и на завтрак.
День выдался солнечный, до Белой Церкви осталось не более 2,5 часов ходу. По всему берегу полно ежевики.
От «Александрии» до Белой Церкви прошли под самодельным, на скорую руку, парусом. В час дня мы уже перетаскивались через плотину в Белой Церкви.
Через 1,5 часа, пополнив свои пищевые запасы в прибрежном магазине, мы отчалили от плотины и поплыли дальше.
Обедали снова на плаву. Все-таки это хорошая система, особенно на реке.
Начался второй участок маршрута: Белая Церковь – Богуслав. Этот участок, по собранным сведениям, должен был быть самым тихим, никаких порогов, если не считать моста и мельничные плотины.
Когда мы доплыли до села Коженики, уже спустились сумерки. Остановились ночевать на другом берегу напротив этого села.
Вспоминали, что из Белой Церкви не дали телеграммы и утром отправились на местное почтовое отделение, а заодно и в сельсовет поставить отметку в маршрутной книжке.
Село оказалось очень большим (более 300 дворов, чтобы сделать свои дела, пришлось потратить два часа.
Наконец тронулись дальше. В селе Бирюки мельничная плотина. Обнос ее слева 20 м. Недалеко от плотины магазин.
Через час пути появляется село Пугачевка. Между Пугачевкой и селом остров около 10 км. На этом участке много хороших мест для ночевки. Но мы прошли это расстояние в хорошем темпе и решили проплыть еще немного. Оказалось – напрасное решение. Дальше порядочных мест для остановки почти не было, и пока мы искали такое местечко, на землю опустилась кромешная тьма. В полной темноте пристали к берегу, выгрузились и разбили лагерь.
Всю ночь мешали тепловозные гудки. До железнодорожного узла Ракитное осталось 3-4 км. Ночь была тихая, ясная, звездная. На угольно – черном бархатном небе сверкали крупные золотые капли звезд. Красотища неописуемая! Каково же было наше удивление, когда утром, высунувшись из палатки, мы увидели пасмурное тяжелое свинцовое небо. Не верилось, что это после такой прекрасной ночи.
Позавтракали, загрузились и снова в путь. В Ракитном мост, который надо обносить справа метров 25. А за поворотом уже видна Синява. Это большое село с гранитообрабатывающим заводом. Действующая мельница и ее плотина, по которой нескончаемым потоком идут самосвалы – порожние на завод и с гравием и гранитом – с завода. Обнос плотины справа 30 м.
Было решено пополнить здесь запасы продуктов. Командировали девчонок в магазин. Начал накрапывать дождь. Пока дождались девчат, дождь разошелся не на шутку. Вытащили полиэтиленовые пленки, закутались по возможности и стали выбираться за пределы села. По плану было намечено сделать ночевку у «Божьей горы», где изумительное место для дневки. «Божья гора» находится в 6 км от Синявы. Но нам оказалось «не до жиру». Дождь не прекращался, а село снова оказалось очень растянутым вдоль берега, и пока мы добирались до его последнего дома, несмотря на полиэтиленовые пленки, ни одной сухой нитки на нас не было. Пришлось останавливаться в ближайшем сосняке и быстро раскидывать лагерь. К вечеру дождь поутих и мы смогли организовать просушку вещей.
Следующий день по графику был отведен под дневку. Хотелось все-таки пройти оставшиеся 4 км и сделать дневку на «Божьей горе». Очень уж расхваливали ее киевляне. Высаживаться надо у большого валуна, торчащего из воды. У подножья горы изумительный родник.
Но утро оказалось пасмурным, а пока готовили завтрак, и вовсе пошел дождь и уже не прекращался весь день. Так и пришлось проводить дневку на этом месте.
И снова утро. И снова погода не понятная. Сначала, вроде, прояснялось. Пока позавтракали и собрались, прояснение прекратилось.
Перед Бушевым надо быть внимательным. Там имеется низководный мост. Пройти можно только под правым пролетом.
За Бушевым нас снова застал дождь. Но до села Саврки уже недалеко. А ночевать можно, по рекомендации киевлян, за последним домом Саврки. И снова (в какой уже раз!) конца не видно этому селу, а когда наконец добрались до последнего дома, оказалось, что не только ночевать там нельзя, а вообще через 150 м новое село начинается и тянется неизвестно до каких пор.
Так, под дождем, промокшие до нитки, мы проплыли подряд три деревни, а когда наконец смогли выбрать место для ночевки, оказалось, что отмахали мы в этот день 37 км.
Остановились перед селом Дыбинцы на маленьком сухом пятачке у самого подножья крутого высокого холма, склон которого покрыт лиственным лесом.
С вершины этого холма открывается изумительный вид украинского пейзажа. Ровная, как после рубанка равнина. На сколько хватает глаз разбита она на прямоугольники и квадраты полей. Прекрасная река Рось делает у подножья холма сильную излучину и, извиваясь, скрывается за очередным холмом на западе. Слева расположились села Синица и Борода, справа – Дыбинцы, вдоль всего противоположного берега, насколько это видно справа и слева, тянутся дворы села Чайки.
На этом миниатюрном пятачке, чуть-чуть возвышающимся над полузатопленным берегом, мы вынуждены были провести еще одну дневку под непрекращающимся ливнем.
После вынужденной дневки погода прояснилась и мы, не теряя времени даром, тронулись в путь. Не проплыв и 20 минут, мы натолкнулись на плотину Дыбинецкой ГЭС и, если бы не старик – рыбак, вовремя предупредивший нас криком, мы бы «спрыгнули» с 10 – метровой плотины, настолько она была незаметна и неслышна.
Обносить эту плотину надо слева, примерно 30 м. Благополучно обнеся ее, мы снова сели в свои байдарки и через 1,5 часа подплыли к Богуславу.
В Богуславе можно закончить маршрут, если не хватает времени, или какие-либо другие обстоятельства вынуждают к этому. Остановиться можно на водной станции «Спартак».
Из Богуслава можно уехать в Киев автобусом или электричкой.
У нас времени было еще много. Единственное, что могло заставить нас закончить маршрут в Богуславе –погода, но она начала заметно улучшаться. И мы решили плыть дальше.
Только вплыли в Богуслав, как река Рось раздвоилась. Плыть надо по правому меньшему рукаву. В центре города на левом основном русле стоит плотина, за которой русло почти без воды,
На правом рукаве мост автостанции. Обнести его можно с левой стороны, метров 100. С моста спускается в реку металлическая решетка с шириной ячеек примерно 150 см. Благодаря тому, что вода в реке поднялась, оказалось возможным проплыть, при некоторой сноровке, в одну из ячеек, что мы со вторым капитаном и сделали. Провели сквозь эту ячейку обе байдарки.
Далее рукав переходит в 150 метровый канал и оканчивается плотиной Богуславской ГЭС. Обнос плотины справа около 300 м.
Сразу за плотиной начинается «Богуславский» порог. Его прошли в груженых байдарках вместе с матросами.
Начало темнеть. Через 700-800 м после Богуславского порога находится второй порог «Шум». Его также прошли в груженых байдарках с матросами.
По отчету киевлян эти пороги должны быть очень интересные. Но, благодаря тому, что вода в Роси из-за дождей поднялась почти на метр, пороги оказались почти затопленными и стали уже не очень сложными. Снова начал накрапывать дождь.
Спешно пристали к берегу и начали разбивать лагерь. Оказалось, что мы высадились на необитаемый остров.
Только поставили палатки, как хлынул ливень, который окончился только через 1,5 суток. Все это время пришлось безвылазно просидеть в палатках. Снова потеряли день.
Утром тучи начали расходиться, даже проглянуло солнце. Пока готовили завтрак, на солнце подсохли подмоченные вещи, одежда, а сухой одежде и живется веселее. В последний раз оглянулись на видневшийся вдали Богуслав и поплыли вперед.
Узкая долина реки до самого села Хохитва. Перед Хохитвой порог «Косой» (по словам киевлян очень сложный). Мы его проскочили без остановки и осмотра, почти не заметив. Результат поднявшейся воды.
Сразу за порогом река раздваивается, в малую воду летом можно проплыть под мостом в правый рукав, доплыть до остатков плотины старой мельницы и обнести ее справа метров 150.
В большую воду можно сделать по другому, как мы и поступили. Вход в левый рукав преграждает искусственный завал из отходов стройматериалов. Обнести этот завал метров 25, справа. В обычную воду этот рукав очень мелкий, заваленный камнями. Другое дело при поднявшейся воде. Этот рукав представляет из себя уже довольно интересный 200 метровый перекат, который мы прошли без предварительного осмотра.
В правом же рукаве, благодаря поднятому уровню, остатки плотины оказались полузатопленными и в купе с валунами образуют довольно симпатичный порог. Прохождение его возможно с матросами, но в разгруженной байдарке.
Ночевать остановились в Выграевском лесу между двумя базами отдыха. Ночь тихая, звездная, изумительная.
Наступившее утро было еще лучше. За 20 дней пребывания на Украине ни разу не видел такого чистого (без единого облачка) голубого неба. Мы, конечно, воспользовались этим и стали загорать, так сказать, без отрыва от весел.
К обеду достигли плотины Стеблевской ГЭС. Обнос плотины довольно сложный. Сделать его можно двумя способами. В обоих случаях надо сначала как можно ближе к плотине пристать у левого берега. Затем, вытащив байдарку на берег и перейдя дорогу. Или спуститься вниз по хорошей, но довольно крутой тропе метров 100 и спустить байдарку в залив с обилием камней. Затем провести байдарку по заливу между камней до основного русла. Или пронести байдарку по плотине до ее середины и спуститься по очень узкой, двухколенной высокой лестнице на правый берег и там, метров через 30, спустить байдарку в основное русло.
Мы выбрали второй способ с некоторыми изменениями. Донесли байдарки до лестницы и не стали спускаться с ними по лестнице, что очень неудобно, а привязав к носу и корме по длинной веревке, спустили на них байдарки прямо с плотины на берег, а затем осталось только донести их до воды.
В этот день доплыть до Корсунь – Шевченковского нам не удалось. Слишком много времени потратили на плотине. Остановились на последнюю ночевку в 2 километрах от Корсуня в красивом сосновом лесу.
Последняя ночь! Она была особенно хорошей. Долго не хотелось идти спать. Невольно старались продлить последние минуты заканчивающегося похода. Но как ни откладывай, а спать надо!
На утро погода такая же изумительная. Последний раз позавтракали и выдраили до блеска котелки – больше нам в этом году в них не готовить.
Через час после отплытия мы уже вынимали из резиновых мешков все снаряжение и снова раскладывали его по рюкзакам. Основная часть похода окончена.
За три часа высушили и разобрали байдарки, упаковали рюкзаки, и за 15 минут промчались на грузовике до станции, прибыв туда за 4 минуты до прихода электрички.
Еще 4 часа тряски в электричке – и мы снова в Киеве.
А на следующий вечер мы уже сидели в поезде, везущем нас домой в Пензу.
Отчет переработал Игнатьев Александр