Река Подчерем и река Щугор на Приполярном Урале пройдены пензенскими туристами на байдарках в августе 1968 года.
Маршрут по рекам Подчерем и Щугор
Весь маршрут разбивается на отдельные этапы, которые имеют свои особенности и трудности.
- По железной дороге до ст. Печора.
- От ст. Печора на пароходе по р. Печора до р. Подчерье.
- От д. Подчерье вверх по р. Подчерье волок до устья Б. Емель.
- От р. Б. Емель до Тельпос (приток р. Щугор) переход через перевал.
- Сплав по р. Тельпос — река Щугор и по р. Щугор до р. Печора (д. Усть-Щугор).
- На пароходе от д. Усть-Щугор до ст. Печора.
- От ст. Печора до Пензы по ж.д.
Состав группы
Белицкая С. И. (1938) – завхоз.
Болдуев В. И. (1947) – ремонтник.
Гридин Г. Д. (1930) – руководитель.
Мезенов А. В. (1946) – медбрат.
Подложенов Е. А. (1946) – боцман.
Седов В. Н. (1939) – комиссар.
Затраты времени на поход
Дорога – 5, 5 суток.
Пешая часть (против течения и волок) – 14 суток.
Водная часть – 10 суток.
Итого 30 суток.
Описание маршрута
По железной дороге до ст. Печора
Группа из 6 человек выехала из Пензы 3 августа на Москву. В Москве пересадка на поезд «Москва-Воркута». Билеты достали с большим трудом. В порядке пожелания группам, желающим пройти по этому маршруту, необходимо особо обратить на это внимание, учесть, что август – сезон летних отпусков.
Группа выгрузилась в Печоре в 12.00 (время везде московское). Со стороны города перед вокзалом висит объявление о движении теплоходов вниз и вверх по течению. Рядом с вокзалом имеется столовая, где можно пообедать и найти машину для перевоза груза на пристань. Пароход отправляется в 14.30.
От ст. Печора по р. Печора до д. Подчерье
5 августа. На пароходе познакомились с нач. экспедиции, база которой расположена в д. Орловка. Нач. экспедиции рассказал много интересного о здешних местах и обещал всестороннюю помощь, которая вскоре потребовалась.
Тем временем теплоход медленно поднимался вверх по р. Печора. Несколько слов о самой реке: по реке производится сплав леса и по ней все время плывут бревна, плоты, встреча с которыми даже для теплохода представляет определенную опасность. От огромного количества сплавляемого леса вода в Печоре стала коричневой, но река красивая.
До д. Подчерье добрались 6 августа в 12.40. Выгрузились на берегу и в заброшенной столовой организовали лагерь. Собрали байдарки, распределили снаряжение, в магазине купили хлеб. Вышли из Подчерья в 17.00.
Волок
Сразу же за деревней начинается первый перекат. Здесь стало ясно, что без забродных сапог и сапог вообще делать нечего.
Разработали метод транспортировки байдарок волоком, а именно: вторая байдарка заходит носовой частью (20 см) за корму первой, третья буксируется за второй. Три человека тянут за бичеву (капроновый шнур) весь караван.
Два человека управляют всем караваном, управление производится второй байдаркой, которая является рулем. Один человек помогает обводить камни, повороты, заросли лопухов, прибрежные кусты.
Первый день перехода (второй день пути) закончился под дождем.
8.08.68
До Орловки шли под дождем весь день. Еще одна техническая деталь: под штормовки одели жилеты, а сверху в виде накидки прикрепили лакоткань. Таким образом плечи и спина были закрыты от прямых капель дождя. Вот здесь и воспользовались мы помощью нач. экспедиции. Приобрели три пары сапог, пересушили снаряжение и снова в путь, и снова в дождь.
9.08.68
Несмотря на дождь, который поливал нас на протяжении всего нашего перехода 9-13.08 (волока) вверх по Подчерему, река оставляет о себе самое прекрасное воспоминание.
Она то разливается как несколько сот метров в ширину, то сужается до десятков метров. То перекаты и мель, где приходится тащить байдарку по дну реки, то глубина многометровая. А к берегам подступила глухая, непроходимая тайга. В местах, где река стиснута отвесными скалами, просто кажется невероятным, откуда берет дерево силы держаться за скалу, покрытую только мхом.
То сдавленная скалами, то разливаясь, река заставляет очень часто (особенно в начале пути) переправляться с одного берега на другой. Особенно трудно проходить участки, заросшие лопухами. В таких местах, обычно, течение не ощущается, а следовательно, практически караван выходит из-под контроля и не слушается руля.
Кроме того, из воды торчат валуны, и приходится заходить в воду и проводить байдарки. Шнур путается в траве, часто приходится останавливаться и очищать веревку от запутавшихся лопухов.
По берегам реки расположены охотничьи избы, где в дождик можно перекусить и посушить одежду.
На 7 день волока добрались до устья реки Большой Емель. На берегу стоят несколько изб. Здесь раньше была «фактория».
На Б. Емели сделали дневку. С утра затопили баню, попарились.
14.08.68
Начали заниматься охотой. Дичи много. Утки, рябчики, глухари. Хорошо бы иметь лайку.
Двое пошли на разведку. В 1,5 – 2 км от устья реки Б. Емель есть тропа на перевал.
На следующий день (15.08.68) после обеда вышли к началу тропы. Разбили лагерь. Остаток дня и половина следующего уходит на сборы и подготовку к нашему переходу через перевал.
Пеший переход
Начало – 16.08.68. Пеший переход проходил следующим порядком: с рюкзаками делаем первый переход и выбираем место для лагеря с таким расчетом, чтобы успеть вернуться за байдарками и ночевать в лагере.
В начале пути тропа четко заметна и идет через лес. Шли медленно. Все время приходится обходить и перелазить через завалы. Вскоре тропа вышла к высохшему болоту. Здесь тропа раздвоилась. Одна пошла в обход – влево, другая – прямо через болото. Пошли через болото по азимуту. Прошли болото, вошли в лес. Лес в низине – мочажина, кочки, поваленные деревья. Деревья очень слабо держатся на корнях. Очевидно, корни не уходят глубоко в грунт, а стелятся близко от поверхности. Не составляет труда раскачать и повалить дерево диаметром 180 – 200 мм. Выбрали место для лагеря и вернулись за байдарками.
В старом лагере сделали перекус и уже по знакомой тропе – снова в путь. Новый лагерь разбивали в темноте. В низине, да еще на болоте, как всегда, очень много комаров.
17.08.68
Решено пробиться к перевалу и там оставить байдарки. Вернуться и ночевать в старом лагере.
День жаркий. Солнце печет. На болоте испарения. Дышать трудно, раздеться нельзя – комары, овода, слепни, мошка не дают покоя. Ноги, руки, лицо, шея – все в шишках, распухло, все зудит и чешется. Идем «по-волчьи» — след в след.
Вышли из леса на болото. Топь – проваливаешься до колен в мочажину. Сориентировались, взяли азимут на гору. Пересекли болото и вошли в лес. Поваленные деревья, камни – все покрыто мхом, журчит вода, но выбивается на поверхность лишь кое-где, и снова исчезает в камнях. Через каждые 20-25 мин останавливаемся на отдых.
Подъем пошел круче, идем медленно. Приняли решение – перевал не искать, а сделать восхождение на вершину. Там сориентироваться, оставить байдарки и вернуться в лагерь. С каждым шагом подъем круче. Ближе к вершине лес стал мельче, и вот уже вошли в полосу карликовых елей и берез. Все переплелось так плотно, что приходится с трудом продираться через эту живую стену. Вот живая стена позади, впереди вершина. Путь к ней совершенно открыт. Под ногами камни, мох, лишайники, ягоды.
На вершине
А вот и вершина. Ощущение такое, какое может быть только на вершине. С горы открывается чудесная панорама. Стоишь на одной из вершин Горного хребта. С одной стороны пойма Подчерема, с другой – река Щугор. И кругом тайга с плешинами болот. Вдали возвышается г. Тельпос.
Погода ясная и гора особенно хорошо видна со своими снежными склонами. Любоваться можно долго, но день близится к концу, а впереди еще переход назад в лагерь, а ночью в тайге лагерь не найдешь и в двух шагах.
Спускаемся с горы широким фронтом, чтобы скорее разыскать тропу, по которой шли. Вот и тропа с нашими зарубками. Идем быстро, а еще быстрее темнеет. Тропу не видно. Искать нет времени. Снова расходимся. Здесь мы почти дома. Вот тропа и лагерь. Пришли в полной темноте. Быстро разводим костер. Ужин и спать. Завтра предстоит не менее трудный день.
18.08.68, воскресенье
Задача дня: свернуть лагерь, перевалить через перевал и выйти к р. Тельпос.
День теплый, даже жаркий. Свернули лагерь и снова вперед по уже знакомой, проторенной тропе к перевалу. Вчерашняя ли нагрузка дает себя знать, либо рюкзаки тяжелее, но идем медленнее.
Мочажина, завалы, камни под ногами затрудняют движение, но особенно мучает мошка, оводы, комары. Но вот подъем позади. Вышли на вершину, отдыхаем. Делаем фото и киносъемки.
После перерыва начинаем спуск по азимуту на излучину р. Тельпос. Спуск проходит быстрее и несколько легче. У подножия горы начинается болото. Идем по болоту (гать). Прошли гать, вышли на заросшее болото (трясина).
Быстро начинает темнеть. Пересекаем болото напрямик, так как по расчетам река близко, а идти в обход нет времени, становится темно. Пересекаем болото из последних сил. Ноги вязнут по колено. Вот уже болото позади. Но реки все нет. Слышим шум реки, но подойти к воде нет возможности – впереди болото, которое надо обходить, а идти нельзя – темно.
В темноте разбиваем лагерь на болоте, выбрав место посуше. Нарубили лапник под палатки. Поздний ужин и отдых.
19.08.68
День жаркий. Встаем тяжело. Сказывается переход накануне. Во время завтрака принимаем решение. Два человека остаются переносить лагерь на берег реки, а четыре человека возвращаются на вершину за байдарками.
Восхождение проходит быстро (налегке). Возвращаемся медленно. Шесть мест на четыре человека! Часто отдыхаем. Идем 10 минут, 5 – отдыхаем. Последние усилия и в 19.30 мы в лагере. Несмотря на усталость, настроение бодрое. Саша играет на гитаре, а Женя пытается в темноте попасть в утку, которая на манок подплыла к берегу, к самому костру шагов 5-7. Два выстрела и два промаха. Взаимное уважение.
20.08.68. Дневка на р. Тельпос
День теплый. Немного похмурилось, но дождя нет. После завтрака стали собирать байдарки, клеить сапоги, готовиться к сплаву. Весь день ушел на сборы. Почти все сапоги требуют ремонта, все текут – порезы о камни.
Сплав по р. Тельпос до р. Щугор и по р. Щугор до реки Печоры
21 августа. Первый день сплава по р. Тельпос
День с утра был солнечный, но с середины дня пошел дождь – мелкий, моросящий, с небольшими паузами.
В верховьях река мелкая, сплошные перекаты. Сразу же на первых километрах сказались особенности реки и недостаток опыта при переходе перекатов. Первой потекла байдарка «Салют». Прорвали оболочку у среднего шпангоута, начали штопать, клеить. На «Луче» оказалось три дыры, но небольшие. Клеили под дождем, закрываясь пленкой. Здесь же устроили перекус. Через полчаса сплава снова остановка – порвали «Луч». На ремонт ушло более 1,5 часов.
К вечеру дождь перестал, но пасмурно. В 19.00 встали на ночевку, разбили лагерь. Берег высокий, елки, березки. Место красивое. Ночью пошел дождь, но не сильный.
22 августа
Утро солнечное. Продолжаем сплав по реке Тельпос. Сплошные мели, перекаты. Огромные валуны. Часто приходится вылазить из байдарок и тащить их волоком. День прошел удачно – не повали ни одной байдарки. Остановились на ночлег, по подсчетам Виктора, километрах в 3 от Щугора.
23 августа. Река Щугор
Третий день идем по р. Тельпос. К 12.00 вышли на Щугор. Река Щугор многоводнее Подчерема. Красивая река, перекаты и пороги чередуются с плесами. Излюбленные места семги. Семга играет – выпрыгивает из воды, так чуть-чуть поменьше байдарки. А вот и первые трофеи на реке – убили нырка. Минут 30 гонялись за ним на байдарках. На ужин был суп с утятиной.
24 августа, суббота
День теплый. Утром Г.Д. и Женя убили двух глухарей. Продолжаем сплав. Часов в 12 встретили группу туристов из Уфы. Группа идет пешком на гору Тельпос. Группа из 8 человек. Это первые люди, с кем мы разговаривали после Подчерема (Б. Емель).
Проходим перекаты, фотографируем горы, реку. Охотимся на крохалей.
На ужин «а ля бурде» из глухарей. Ночевали на реке Малый Паток.
25 августа, воскресенье
С утра день хмурился. Приготовили накидки, плыли в ожидании дождя. Охотились на крохалей – добыли 4 штуки.
Встретили моторную лодку – забрасывала туристов вверх по Щугору. Поговорить не удалось.
К 18.00 подошли к «Верхним Воротам». Вид очень красивый, но самая прелесть в ручье «Водопадный». По ручью пешком прошли вверх до водопада. Уже темно, фотографировать нет возможности. Пошел мелкий, нудный дождь.
Лагерь разбили у входа в «Верхние ворота». Днем была одна остановка – клеили «Луч». В лесу нашли старые оленьи рога.
26 августа
С утра идет дождь. Небо заволокло. Ветер, облачность низкая. Дождь не сильный – мелкий, холодный. Тучи идут так низко, что будто задевают за вершины деревьев на скалах.
На «Луче» треснул кильсон. Экипаж с утра занят ремонтом. А время движется к обеду. Иногда выглядывает солнце, но не на долго. При таком ветре совершенно не ощущается тепло. И снова мелкий моросящий дождь.
К 11 часам закончили сборы и отплыли. Вошли в устье ручья Водопадный и начали съемку «Верхних ворот» на кино — и фотопленки.
В 12.00 продолжили движение. Встречный ветер поднял волну. Грести трудно, не смотря на то, что течение помогает нам. Догнали экспедицию. Кто такие, не известно. Экспедиция сплавлялась на резиновых лодках.
А вот впереди и «Средние ворота». Вид очень красивый. Река Щугор стиснута скалами с двух сторон, причем скалы отвесные. Впечатление такое, что реку перекрывает плотина, не достроенная в середине. А на ровной вершине скал – лес.
Лагерь разбили в 2 км от Мичебичевника.
27 августа
С утра дождь. Погода явно испортилась. Холодно. Палатки мокрые. Завтракали под дождем. Сушить палатки негде, так и свернули их мокрые.
Отплыли в 10.00. Снова встречный ветер, на реке волна. Одели жилеты. Гребли не переставая.
Около Мичебичевника через реку протянут трос. По этому тросу перетаскивают сено с одного берега на другой.
Много уток, подпускают близко, а стрелять нечем – кончились патроны. Дошли до «Нижних ворот». Произвели фотосъемку. Задерживаться не стали, снова гребем. От «Нижних ворот» до впадения Щугора в Печору ничего особенного, примечательного нет. Большие плесы, отмели, перекаты – вот, пожалуй, и вся особенность этой части пути.
На пароходе от д. Усть-Щугор до ст. Печора
В 16.00 пришли в Усть-Щугор. Байдарки занесли на дебаркадер. Стали паковать вещи в байдарки. Купили хлеб. Теплоход опоздал на 40 мин. Ветер, дождь. Даже пошел снег. Ужинали на теплоходе. Пели песни. В Печору пришли в 10.00 утра 28 августа.
От ст. Печора до Пензы
Перевезли вещи на вокзал. Билетов на поезд нет.Все места забронированы – едут студенческие строительные отряды. Пошли в баню, попарились, побрились. Привели себя в порядок. Пообедали. Ночь просидели на вокзале.
29 августа.
В 5.40 погрузились в поезд. Позавтракали и спать. Можно считать, что закончился наш поход, так как началась обычная вагонная жизнь.
Отчет прочитал Игнатьев Александр