Велотуризм в городе Заречном начал активно развиваться в семидесятые годы прошлого столетия. Начинали с походов выходного дня, а затем стали совершать и категорийные путешествия.
Первые годы работы велоклуба «Дорогой отцов» города Заречного
История закрытого города Пенза-19 (позже — Заречный) и история туризма тесно связаны с первым директором завода М.В. Проценко (в книге Ильи Ефимовича Ветрова «Перевал Бечо» есть упоминания об участии М. В. Проценко в переходе рабочих Тырныаузского комбината через Главный Кавказский хребет).
Уже в начале 60-х годов в г. Пенза-19 активно работал клуб туристов «Бригантина» под руководством Подольского Анатолия. Но в 1966 году, после отъезда актива клуба в Ташкент на
В 1973-1974 годах в наш город приезжает большая группа молодых специалистов из Владимира, Смоленска, Горького и других городов.
В ее составе энергичные молодые ребята, которым не сидится на месте, их обуревает жажда странствий и
1975 год. Шнаевские озера. Слева направо: Ильюхин Егор, Темников, Литвиненко Владимир
Всё началось в 1975-1976 годах уже прошлого столетия. Одними из первых были велосипедные поездки на р. Вядь, на Суру. Поездки были как однодневные, так и в формате походов выходного дня с палатками, с ночевками, с песнями у костра.
После того, как Александр Соколовский сводил группу молодых специалистов сначала в Карпаты, а затем в горы Памиро-Алая, велосипед отошел на второй план, а потом был забыт до лучших времен.
Слева направо: Павелин Анатолий, Карабасов Вячеслав, Шемятенков Виктор, Новикова (Симаранова) Светлана, Подобед Владимир, Стехов Владимир, Грудкина (Брус) Татьяна, Султанов Евгений, Истомин Иван, Красильников Андрей, Шутов Евгений.
Зато в городе очень активно начал развиваться туризм. Был организован клуб туристов «Союз», в котором были пешеходники, водники, горники, лыжники.
Заводские и городские туриады, агитпоходы, походы со школьниками, и, конечно, пользующиеся огромной популярностью, вечера туристов, собирающие полные залы в Доме пионеров и ДК «Современник».
Маршруты прокладывались по всем уголкам нашей, тогда еще большой, страны. Секции туризма были во всех школах, больших цехах.
1984 год
Развитие велотуризма в городе началось, как ни странно, с лыжного агитпохода. В 1984 году агиттеатр под руководством Ларисы Викторовны Востоковой уговорил Шутова Евгения сводить их в
Сейчас трудно вспомнить, кому первому пришла в голову идея покататься на велосипедах. Но, бесспорно только одно, что 14 апреля 1984 года 7 человек поехали на велосипедах на р. Вядь.
В этом путешествии было много интересных моментов. Одна из участниц этого похода села за руль велосипеда второй раз в жизни и сразу же попыталась разрушить памятник на пр. Победы, а затем еще умудрилась упасть с велосипеда около сотни раз. Спасло нас то, что все это происходило ночью. Даже такие трудности не остановили нас.
Для кого-то эта поездка стала точкой отсчета рождения нового коллектива, нового вида общения, в дальнейшем получившим название ВЕЛОКЛУБ. Для других эта дата является роковой – приведшей к оригинальному знакомству двух людей – Кошеварова Александра и Тонкошкуровой Юлии.
От судьбы не уйдешь, не открестишься. Пришлось, (и я надеюсь, что без сожаления) Юлии поменять фамилию Тонкошкурова на Кошеварову. Правда, это было несколько позже.
Август 1984 г. У клуба туристов «Союз» перед выходом на маршрут. Кошеваров Александр, Беляев Валерий, Мухина Ольга, Бондарь Олег.
После первой поездки последовали поездки на Сурское море, в Никольск. К августу месяцу группа из 6 человек была готова совершить велопоход I категории сложности.
Материальная база – только личное снаряжение, включая и велосипеды. Абрамов Вячеслав помог обзавестись велотренажером. Маршрутные документы оформляли в Куйбышевской МКК, т.к. в пензенской МКК не было полномочий по велотуризму.
В походе под руководством Шутова Евгения приняли участие: учащийся техникума Бондарь Олег, инженер пищекомбината Мухина Ольга, и работники завода Тонкошкурова Юлия, Беляев Валерий и Кошеваров Александр.
Запомнились грибы рыжики, беспролазная грязь и последняя ночевка, когда велосипеды утром оказались на деревьях.
Поход закончился 29 августа, в среду. Приехали домой, привели себя в порядок…, а в пятницу поехали на «Поляну идолов» на закрытие туристского сезона.
Осенью, после очередного вечера туристов в Доме молодежи, на котором мы рассказали о своем походе, коллектив велосекции значительно пополнился новыми людьми, многие из которых уже имели опыт пеших и лыжных походов.
Выход с места первой ночевки на берегу р. Ишимки на автомобильную дорогу
Дамы в этот день перед выходом на маршрут одели белые носки… Если бы они знали, что их ждет впереди
Первопроходцы
Беляев Валерий Отв. за снаряжение
Тонкошкурова Юлия Отв. за дневник
1985 год
Строя планы на 1985 год, мы учли, что это год 40-летия Победы над фашистской Германией. Появилась идея посетить город-герой Волгоград в День Победы 9 мая.
Т.к. протяженность маршрута была более 600 км, то подготовку начали заранее – готовили карты, ремонтировали велосипеды, изготавливали велорюкзаки и другое снаряжение.
Многие опытные туристы сомневались в успехе нашего похода. Чтобы не подвергать новичков излишней нагрузке, решили идти двумя группами: более опытная группа в составе: Шутов Евгений, Кошеваров Александр, Беляев Валерий, Бондарь Олег, Тонкошкурова Юлия, Мухина Ольга, прошедшие 1 велопоход, идет от Пензы.
Вторая (под руководством Олега Хабибуллина) – до Саратова добирается поездом, а с Саратова обе группы идут вместе. Участники второй группы: Холопов Александр, Зигерт Сергей, Макешина Марина, Дудник Сергей, Козлова Алла.
Такая разбивка на две группы оправдала себя, т.к. маршрут оказался сложным в физическом и техническом плане. Нашему механику Александру Кошеварову приходилось часто ремонтировать велосипеды: менять и клеить камеры, выправлять колеса, погнутые рамы и вилки.
Если в первые дни похода нас донимал сильный встречный ветер, то во второй части маршрута – жара до 35 0С.
Впервые мы увидели миражи – Волга кажется совсем рядом, но идти до нее несколько часов.
Привыкшие к лесным районам, мы неожиданно на берегу Волги оказались без дров, т.к. там совсем не было не только деревьев, но даже и кустов.
Под Энгельсом посетили место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина.
В походе было много интересного, но самые яркие впечатления остались от празднования Дня Победы в городе-герое Волгограде.
Митинг на центральной площади, шествие ветеранов обороны Сталинграда, Мамаев курган, народные гуляния и, конечно, праздничный салют.
Участники похода помнят, как мы с нетерпением ждали выехавшего за нами автобуса и после двухдневного ожидания были вынуждены добираться домой на попутных машинах.
От похода остались незабываемые впечатления и ощущение того, что при желании и соответствующей подготовке можно преодолеть любой маршрут.
В августе 1985 года впервые велосекция провела велотуриаду на берегу Сурского водохранилища. К осени количество желающих участвовать в велопоходах увеличилось.
Строя долговременные планы, мы пришли к мнению, что надо подхватить традицию заводского мотоотряда «Дорогой отцов» и продолжить военно-патриотическую тематику походов по местам сражений Великой Отечественной войны, но уже на велосипедах.
9 мая. Мамаев курган – шествие ветеранов
Председатель Горспортсовета Геннадий Сергеевич Карпухин говорит напутственные слова
1986 год
1986 год в велосекции начался с лыжного агитпохода по Пензенской области. Одновременно с этим шла подготовка ко второму этапу велопохода «Дорогой отцов»: мы наладили связь с городским музеем, советом ветеранов города.
Слева направо: Теребилкин Александр, Ястребова Надежда (секретарь ГК ВЛКСМ), Кормилицын Андрей, Барковский Владимир (ответственный от ГО ППЗ), Холопов Александр, Гордеева Лариса, Ражев Геннадий (секретарь заводского комитета ВЛКСМ), Резкова Александра, Дудник Сергей, Козлова Алла, Макешина Марина, Бондарь Олег, Щепилло Владимир, Шутов Евгений
Протяженность 2 этапа велопохода по маршруту Волгоград-Новороссийск была более 900 км. Это нас уже не пугало, но предъявляло повышенные требования к технике и физической подготовке участников.
К следующему походу секретарь ГК ВЛКСМ Филимонов Михаил – помог организовать выделение автобуса до Волгограда.
Участники похода: Шутов Е.Е., Теребилкин Александр, Бондарь Олег, Дудник Сергей, Резкова Александра, Макешина Марина, Хабибуллин Олег, Козлова Алла, Холопов Александр, Засимов Виталий, Кормилицын Андрей.
Второй этап похода начался там, где закончился первый этап – на Мамаевом кургане.
Остановились на канале. Самого канала не видно уже со ста метров. Куда ни посмотри — везде степь, и, вдруг, среди бескрайних просторов равнины плывет баржа.
Поход изобиловал событиями и впечатлениями: 400 жара к середине похода сменилась проливными дождями и ночными заморозками.
На всем протяжении маршрута мы встречались с ветеранами, посещали, музеи, школы. В Котельниково со своими воспоминаниями перед нами выступили: старейший ветеран города Дегтярев Степан Григорьевич (91 rод) и Алимов Федор Иванович, принимавшие участие в обороне и взятии города.
Котельниково. Город начинается с Кургана Воинской Славы. От трассы к кургану ведет обсаженная кустарником дорожка. И прежде, чем встать на ночевку, участники возложили цветы к подножию памятника
Уже в темноте добираемся до Дубовского. Остановились на ночлег в роще при въезде в село. Воду брали в колонке в селе. На огонь костра пришли двое местных. Они с интересом выслушали наши рассказы, и в свою очередь рассказали о том, что происходило во время войны в этих местах.
Рассказали, в частности, о частях румын, которые стояли во время войны в Дубовском, о перевалочном концентрационном лагере наших военнопленных, расположенном недалеко от поселка.
Группа «Поиск» из поселка Зимовники поддерживает связь с пензенскими ветеранами: Даниловым Кузьмой Степановичем и Мурзаевой Галиной Ефимовной (393 медсанбат) — в 1985 году были у них на 9 мая.
Радовала доброжелательность людей: в Ростовской области секретарь Дубовского комитета ВЛКСМ Наровенко Николай Павлович сначала просидел с нами у костра до полуночи, а потом совсем не ложился спать, чтобы приготовить нам на завтрак шулюм из молодой баранины.
…А температура воздуха З5 градусов жары, а ветер из ласкового превратился в порывистого «астраханца», дующего навстречу с порывами до 40 метров в секунду. Скорость упала до 5 км/час.
Первомайская демонстрация в г. Сальске
…1 мая. Проснулись в половине пятого, позавтракали, собрались, и в 6 часов 20 минут вышли на трассу. Планировали пройти демонстрацию в Первомайске. Но приехали туда в 9 часов. Решили не ждать, а добираться до Сальска.
В городе бушует весна и праздник. Колонны демонстрантов медленно втягиваются на центральную площадь. После коротких переговоров с представителями горисполкома наша группа, пропыленная, загорелая, голодная, но веселая, занимает место среди первомайских колонн.
Настроение у всех приподнятое. Ярко — синие куртки придают велосипедистам праздничный вид. Под грохот барабанов, (а сзади шла колонна пионеров — барабанщиков человек 40) и под приветствия руководителей Сальска, мы проезжаем через площадь.
Казалось бы, что такого – прошли, ну и прошли, а до сих пор возвращаются воспоминания того времени, возникает в душе
…Велосипеды – это самое больное. А у Олега Хабибуллина горе — лопнул обод заднего колеса. Ехать стало практически невозможно. Но снова выручили комсомольцы. Они принесли новое колесо с камерой и покрышкой.
Видя наши усталые лица, с фермы с шутками и смехом притащили нам 15 литров молока. Поели, отдохнули и в 20 часов снова в дорогу.
…И, вновь, гостеприимство жителей превзошло наши ожидания. Ночевать нас зазвали к себе в кошару чабаны. Накормили овечьим сыром, лавашем, молоком. Уложили в тёплой, сухой комнате.
Этот праздничный первомайским день был полон разнообразных впечатлений, и, кроме того, было пройдено свыше 100 км, из которых большая часть по грунтовым дорогам.
…Полетела трещетка. Остались с Шутовым ремонтировать. Отремонтировали, поехали дальше. Темно. Фонарь только у Женьки. Он едет первым. В темноте держусь вплотную к нему. Ничего не вижу. Пытаясь догнать группу, превышаем разумную скорость движения ночью.
Результат – резко вильнув, велосипед Шутова падает, гитара издает жалобный стон. Я врезаюсь в упавшие велосипед, рюкзак и гитару. Но самое интересное в том, что сам стою на ногах. Когда просто останавливаюсь, забываю вынимать ноги из туклипсов. А тут выпорхнул из них, как 2-х метровый мотылек. Совершив замысловатый кульбит, устоял на ногах. Потери – все струны на гитаре…
На ночевку встали в посадках в 3-х км от Белой Глины. А, когда стали ставить палатки и разводить костёр, поняли, что посадки полностью состоят из акаций, шипы которой обильно усеяли не только ветки, но и стволы. Эта ночевка стоила нам 4-х проколотых камер и 5 грамм зеленки, изведенной нашим санинструктором Олегом Бондарем на смазывание царапин и уколов от шипов.
…Кое как раскачавшись, в 10 часов вышли на трассу. Термометр показывает +6 градусов. Руки мерзнут. Не прошли и 10 км, как дождь из моросящего превратился в ливень. Когда подъезжали к Усть-Лабинску, не только на нас, но и в рюкзаках не было сухого места.
В Усть-Лабинске райком комсомола, видя наше состояние, организовали баню (не смотря на выходной день) и помогли просушить вещи в городской прачечной.
…На ночевку остановились не доезжая 25 км до Краснодара, на территории опытной станции (филиал НИИ лекарственных растений). Таких станций в Союзе 9.
Заведующий базы оказался добродушным и гостеприимным хозяином. Выделил нам пустующую квартиру для ночевки, принес дров. А, узнав, что кое кто из нас кашляет, дал малинового варенья и мятного масла. Ночью в комнате стоял крепчайший запах мяты. Этим маслом делали ингаляции, пили с чаем, натирались. И все спали. Спали так крепко, как никогда до этого.
…Хоть и не было предварительной договоренности с Новороссийском, там нас тоже встретили комсомольские работники и, не смотря на предпраздничный день, оказали теплый прием, помогли разместить нашу технику, обеспечили номера в гостинице.
Надолго запомнилось 9 МАЯ в городе-герое Новороссийске, рассказы ветеранов, защищавших и освобождавших город, о тех суровых днях и ночах 1942-1943 годов.
Парад Победы, морская прогулка на катере по Цемесской бухте. Температура за бортом 9 градусов, волны захлестывают, теплой одежды нет. Вечером – поездка на Малую землю.
Во время обратной дороги в электричке родились стихи известной многим песни «Серой лентой асфальт под колеса ложится». Впервые с велосипедами домой добирались на самолете.
Новороссийск – Цемесская бухта – ветеран рассказывает о боях
В июле 4 человека – Шутов Евгений, Демченко Олег, Егоров Андрей и Макаров Анатолий — попробовали испытать себя в веломарафоне до Грушинского фестиваля, преодолев 400 км за 2 дня.
В этом же 1986 году под руководством Дудника Сергея был проведен поход по маршруту Клин — Волоколамск – Гагарин. Участники похода: Теребилкин Александр, Жаринова Ирина, Пронягина Светлана, Антонов Алексей, Севостьянов Олег, Гусева Татьяна, Мериханова Светлана, Сахович Сергей.
Участники похода посетили разъезд Дубосеково, где находится мемориальный комплекс «28 панфиловцев», которые погибли, но не пропустили врага к Москве. Были в «Долине смерти», возложили цветы к памятнику погибшим воинам, сооруженному заводскими мотоотрядовцами в селе Семеновском. Посетили музей Ю.А.Гагарина.
В августе в городе организуется уже традиционная велотуриада на берегу Сурского водохранилища. В городе велотуризм был впервые включен в городские соревнования по технике туризма.
Два члена велосекции: Шутов Евгений и Дудник Сергей едут на Кавказ на семинар средней инструкторской подготовки по велотуризму.
Все это время мы базировались в клубе туристов «Союз» на ул. Спортивной, 3. Но это помещение становилось уже тесновато для нас с нашими велосипедами. (учитывая то, что там базировались, и водники, и пешеходники).
Комсомол совместно с ДОСААФ при поддержке парткома ППЗ помогли выбить помещение – бомбоубежище № 303/304 около завода. Затем купили первую партию велосипедов «Турист». Мы уже стали называться велоклубом.
У мемориала 28 панфиловцам. Сахович Сергей, Мериханова Светлана, Жаринова Ирина, Антонов Алексей, Пронягина Светлана, Севастьянов Олег, Гусева Татьяна, Дудник Сергей
Велотуризм в городе Заречный развивал Шутов Евгений Евгеньевич