Большое спортивное путешествие на мотоциклах 5 категории сложности совершили пензенские туристы, посетив в том числе Кавказ и Крым.
Отчет о туристском путешествии группы мототуристов по маршруту: Пенза-Саратов-Волгоград-Элиста-Домбай-Керчь-Бахчисарай-Севастополь-Ялта-Симферополь-Мелитополь-Жданов-Ростов н/д-Рязань-Пенза.
Категория сложности – V.
Продолжительность похода – 26 дней.
Количество участников – 8 (на 4 мотоциклах).
Руководитель путешествия – Платов Н.Я.
Вступление
Путешествие на мотоциклах было задумано давно, но совершить его нам не удавалось по разным причинам, а главным образом потому, что сведения о состоянии дорог по маршруту были скудными, противоречивыми и в большинстве своем пугающими. Говорили, что дороги заброшены, и что проехать по ним на мотоциклах представляет большую трудность.
Поскольку, говорили нам скептики, в этих районах (Саратовская, Волгоградская области и Калмыцкая АССР), где идет дорога, в июле-августе стоит большая жара, то техника каша, по крайней мере, днем, работать не будет – перегреется, а если будут дожди, то тогда и вовсе по грунтовым дорогам без какого-либо покрытия и ухода проехать будет просто не возможно.
Карты, схемы и другая литература, которую мы могли достать в период подготовки, ответа тоже не дали.
Даже из шоферов-профессионалов не нашлось таких, которые бы ездили на машинах дальше Саратова.
Таким образом, перед поездкой мы не имели перед собой ясной картины состояния дорог маршрута.
Это положение отпугнуло многих, кто раньше собирался ехать с нами. Однако, время старта приближалось, подготовка шла своим ходом и маршрут этот заинтересовывал нас все больше и больше.
Справочные сведения о путешествии
К моменту совершения этого путешествия у нас был известный опыт сложных поездок, однако этот маршрут предъявил к нам особые требования, которые мы должны были предусмотреть, определить и подготовить себя и машины к ним.
Окончательный состав команды был определен в следующем качественно-экипажном составе:
Мотоцикл Урал М-63 – 3 экипажа
Мотоцикл Ява-350 – 1 экипаж.
Туристская группа выехала из Пензы 5 июля в 18.00 и закончила путешествие на мотоциклах 31 июля в 20.00 (продолжительность похода – 27 суток).
Все ночевки были в полевых условиях в туристских палатках.
Маршрут путешествия:
По территории РСФСР – 2400 км.
По территории Калмыцкой АССР – 370 км.
Украинская ССР – 1835 км.
По территории Кавказа – 450 км.
В том числе в общей сложности плохих грунтовых дорог пройдено – 970 км (участки Пенза-Волгоград, Волгоград-Элиста и Мелитополь – Ростов).
Следует отметить, что на указанных участках в сухую погоду грейдер вполне проходим (самый плохой участок Пенза-Саратов), перегоны дороги Камышин-Волгоград, Таганрог-Ростов имеют асфальтовое покрытие. Этот грейдер, по словам местных шоферов, весьма трудно проходим в дождливую погоду даже на грузовых машинах. Но, говорят они, дожди идут здесь довольно редко, если идут, то непродолжительное время и дороги скоро подсыхают.
Состав группы
Платов Н.Я – руководитель.
Заносиенко Е.П. – пресса.
Павленков Е.Ф. – тех. группа.
Платова Т.И. – завхоз.
Платова Е.Н. – санитар.
Заносиенко З.С. – повар.
Богородицкий А. – пресса.
Богородицкая Ольга – тех. группа.
Таким образом, туристская группа в восемь человек, в общей сложности с небольшим опытом походов, относительно не трудно прошла маршрут общей протяженностью в 5055 км за 26 дней.
График движения был отличным до известной степени от запланированного. Это можно объяснить отчасти тем, что дороги на самом деле оказались хуже, чем мы ожидали, и в том, что в течение первых 20 дней пути нас сопровождала изнуряющая жара. И мы, и мотоциклы были здорово уставшими от жары, особенно в первые пять дней.
Дневник движения группы
Начат 5.7.68. Показание спидометра – 8785 км.
Окончен 31.7.68. Показание спидометра – 13 840 км.
5.07.68. Старт
Сборы были недолги. Почти все было подготовлено заранее. В этот день, день выезда, мы погрузили уже упакованный багаж на мотоциклы, уселись сами и ровно в 18.00 запустили двигатели, чтобы двигаться по маршруту.
Сразу за городом развилка дорог – асфальт на Тамбов и поворот налево по грейдеру на Саратов. Буквально за 2 км от развилки путь нам преградила речка, мост через которую был разобран и мы, вернувшись к развилке, поехали в объезд петлять по области.
Проселочные дороги на этом участке, хотя он был и коротким, вымазали нас и мотоциклы до возможного предела – три часа мы отмывались у озера, где остановились на ночевку. Это за селом Князь-Умет уже на Саратовской дороге.
Место для ночевки превосходное во всех отношениях, погода отличная. Отбой в 23 часа.
6.07
Подъем в 5.40, выезд в 6.40. Хорошая погода. Дорога стала хуже. За 5 июля пройдено 72 км, но каких… Не дорога, а трасса для мотогонок по пересеченной местности. Хуже этого участка мы, к счастью, более не встречали.
У въезда в Петровск один из Уралов проколол заднее колесо сразу двумя гвоздями, у второго Урала отвернулся верхний болт крепления двигателя к раме (под бензобаком).
В 11.15 все неполадки устранены, и мы с большим вниманием проезжаем по городу. Но все же выехали не туда. Проехав километров пятнадцать, мы поняли, что дорога стала значительно лучше, чем была до сих пор. Это нас смутило. Для уточнения спросили у мальчишек, сколько километров осталось до Саратова. Они толково рассказали нам, что едем мы не на Саратов, а на Вольск, и что ехать до него еще далеко.
Вернувшись назад в Петровск, на выезде из него встретили заправочную колонку, заправились по 10 литров, и уже не съезжая с плохой дороги, выехали на Саратов.
Жара
К обеду началась жара с сильным попутным ветром. Двигатели Уралов были на пределе перегрева, и мы остановились на обед, не доезжая до Саратова 35 км.
В деревенском парке у пруда устроили привал, переждали жару, пообедали и выехали в 17.30. Дорога здесь в такую жаркую погоду твердая как асфальт с большими ямами и ухабами.
Саратов. Мост через Волгу. Энгельс. Опять Саратов, и к вечеру мы пытаемся выбраться из Саратова на Камышин, на Волгоград. С большим трудом по так называемой «дороге дружбы» мы выезжаем за пределы города. Где, по чрезвычайно крутому подъему в гору (только на первой передаче смогли въехать) мы выбираемся на нужную дорогу. И через 40-50 минут езды принимаем решение остановиться на ночлег.
Делаем левый поворот с дороги, переезжаем через железную дорогу и проезжаем 200 метров в лесах к оврагу. Оказалось, что здесь замечательное место для ночевки и отдыха. Внизу течет сказочный родник, а кругом смешанный лесок с полянами, покрытыми цветным ковром. Много земляники.
Березки стоят здесь свободно, показывая всю красоту свою, и все вместе они похожи на девушек, гуляющих по лугу.
Здесь мы отдыхали и делали профилактику мотоциклам.
За день пройдено 120 км.
7.07
Подъем в 6.00. Уезжать было жалко – привлекательное место.
Следовательно, дорога до Саратова километров за 25 асфальтирована и после Саратова километров 5 тоже идет асфальт, а потом грейдер до самого Камышина. Но грейдер вполне приличный в хорошую погоду.
В Камышин прибыли в 18.00. Здесь поджидал нас дефект – не стала гаснуть контрольная лампочка работы генератора. На малых оборотах двигателя лампочка горит нормально, при увеличении оборотов она на мгновение гаснет, а потом устойчиво и ярко горит. Оказалось, сгорела катушка реле-регулятора.
Много труда, средств и времени потратили в Камышине, чтобы найти новое реле. Достали только в ГАИ. Правда, здесь, прямо в городе, нам посчастливилось искупаться в Волге. Городской пляж здесь вместе с Волгой хороши, прямо бесподобны.
Мы смогли продолжать путь только к обеду другого дня. Таким образом за этот день – 7 июля, — мы проехали 186 км.
8.07
Сумели выехать только в 12.00. Так как реле, с трудом купленное в ГАИ, оказалось совершенно разрегулированным. Пришлось искать, доставать тестер и регулировать реле. За этот день сумели проехать 90 км.
Ночевку организовали прямо у Волги в посадочках. Берегов, более или менее подходящих для купания, нам найти не удалось и, решив отдохнуть, мы остановились в километре от шоссе Камышин-Волгоград. Этот кусок дороги асфальтирован.
9.07
Подъем в 4.30. В 5.30 выезжаем. Дорога здесь с пологими, но продолжительными подъемами-спусками.
Хотя раннее утро, солнце только встало, — уже жарко.
На завтрак остановились на реке Пичуга. Волга все время показывается слева от дороги в 3-5 км. Но, к сожалению, подъездов к ней нет. Да и Пичуга тоже приятная и большая река.
Обильный завтрак – манная каша, кофе, ягоды (вроде смородины, мы набрали их в прибрежных кустах, ягод здесь много и вкус у них отличный), малосольные огурцы ( мы сами их солили, и они за 2-3 дня отлично усаливаются, правда, много возни со стеклянной посудой), вафли, печенье.
Здесь мы изрядно подкрепились. И уже следующая остановка у нас была в Волгограде. Осмотр Волжской ГЭС, города Волжского.
Мамаев курган и бесконечно длинный город Волгоград.
Располагаемся на ночевку у села Цаца за селом (вправо от дороги) у озера.
За день проехали 210 км.
10.07
Мы предполагали, что этот участок пути самый тяжелый, поэтому встали пораньше и смогли выехать уже в 4.15.
Но, на наше счастье, грейдер здесь приличный, мы развивали скорость до 70-80 км/час, и это вполне безопасно – полотно дороги ровное и хорошо накатанное.
Правда, днем раньше прошел небольшой дождь, и дорога стала вообще отличной. К 12.00 были уже в Элисте. Обед, осмотр города. А в 20 км от города по отличному шоссе в сторону Ставрополя у большого озера мы сделали привал.
Это озеро расположено влево приблизительно в километре от трассы. Его видно с дороги. Здесь уже настоящая Калмыцкая степь, земля какого-то серого цвета без растительности, вся покрытая трещинами. Безжизненная земля. А озеро, поросшее камышом, кажется не естественным. Вода серо-молочного цвета, покрытое какой-то ровной рябью от постоянно дующего сильного ветра, как-то даже отпугивает. Нам показалось, что и погода здесь какая-то мучительная, печет солнце, совершенно нет тени – кругом голая безжизненная степь и дует сильный ветер, еще более усугубляя жару.
До поселка Дивное нам встречалось несколько водоемов, где возможно искупаться, а здесь и купаться-то не хочется – обжигающий, изнурительный ветер гонит и гонит вперед.
Остановились на ночевку в районе железнодорожного переезда, в придорожных кустах. Время 20.15.
За день пройдено 325 км.
11.07
Подъем в 6.00. Профилактика нашим мотоциклам. Выезд в 9.30.
Далее дорога пошла значительно
На ночевку остановились ровно в 19.00 – очень красивое место, правый берег реки Большой Зеленчук. Лужайка с густой зеленой травой и пушистые кусты рядом с водой. А вода чистая, голубоватая и холодная.
За день пройдено 244 км.
12.07
Подъем в 6.00. С чувством позавтракали, полюбовались здешним утром и не спеша тронулись в путь.
Поскольку заезд в Теберду и Домбай не входил в наши первоначальные планы, а следовательно, и время на это не предусматривалось, мы решили осмотреть эти места бегло – не слезая с седла. Теперь же можно утверждать – такие прекрасные места мимолетом смотреть нельзя – только разжигаешь свой туристский аппетит. Уезжаешь же с большим сожалением и чувством досады, в том смысле, что не сумел на этот раз правильно выбрать маршрут, что так мало времени отведено на, по существу, самые красивые места.
Проехали Теберду. Осмотрели Домбай. Взбирались к Северному приюту – здесь достигли высоты вечных снегов. Далее приюта дороги нет, хотя очень тянет дальше, к Клухорскому перевалу. Места там, конечно, бесподобной красоты.
Вся сегодняшняя езда по типичным горным дорогам прошла успешно. Хотя было тепло, двигатели мотоциклов работали хорошо и были далеки от перегрева. Выбор места отдыха и ночевки не представляется сложным. Даже наоборот – трудно выбрать лучшее из хорошего.
На обратном пути ночевали за Верхней Тебердой на берегу реки. Время 19.45.
За день пройдено 227 км.
13.07
Подъем в 5.30. В горах вообще, и здесь в частности, эта ночь была холодной , а утро росистым.
Завтрак, и мы в пути. Обед устроили с трехчасовым привалом, с отдыхом и купанием на реке Уруп в 20 км от Армавира.
Прямо у трассы слева и справа от моста отличные места для отдыха. Река быстрая, неглубокая, дно усыпано мелкой галькой, берега с песчаными пляжами и тенистыми рощами.
Затем послеобеденный бросок, и на ночевку выбираем место у станицы Тбилисской в 27 км после Кропоткина по дороге на Краснодар. Время 20.00. Показание спидометра – 10677 км.
За день пройдено 299 км.
14.07
Подъем в 5.30. Завтрак, и мы в пути.
Перед Краснодаром купили в колхозном саду яблок столько, сколько каждый хотел и смог загрузить уж и на без того перегруженные мотоциклы.
Яблоки здесь – лучшего качества, цена – самая низкая, в пределах стоимости бутылки пива.
По недоразумению из Краснодара один экипаж выехал по другой дороге, чем требовалось по маршруту, но все закончилось благополучно – поплатились еще одним проколотым колесом.
В станице Ильской, где группа собралась в полном составе, просмотрели грандиозный пожар склада у ж/д станции. На улице жара, наверное, поэтому пламя сожрало здоровенный склад в считанные минуты, загорелся вагон-холодильник, стоящий рядом со складом на рельсах. Мы, человек двадцать, пытались отвести его, но сдвинуть не смогли.
От жары возгорались рядом стоящие дома и сараи. К счастью, их удалось отстоять. Опаснейшее дело пожар, еще раз наглядно показало нам пример колоссальных бедствий, несчастий и убытков, полученных, возможно, от одного небрежного жеста недисциплинированного человека.
Ночевали перед въездом в горд Крымск, с правой стороны дороги на территории опытного хозяйства (добрый сторож любезно разрешил нам здесь остановиться) на берегу реки. Очень удобное место. Время 19.30.
За день пройдено 216 км.
15.07
Подъем в 7.00. В связи с тем, что некоторые участники похода устали, подъем решили сделать на два часа позднее обычного.
Дорога до порта Кавказ характерна затяжными подъемами и спусками, асфальтирована. Перед самой переправой дорога идет пл песчаной косе и дорога здесь песчаная, на одиночках ехать здесь несколько труднее.Такая дорога тянется приблизительно шесть километров. Затем паромная переправа, и вот мы въезжаем на Крымскую землю. Город Керчь.
К этому времени жара подходила к своему максимуму. В 9 утра было 27 градусов, а в обед – настоящее пекло.
Двигатели Уралов были на пределе перегрева. К 15.00 мы были уже в Феодосии. Разместились на «автостоянке» прямо на «Золотом пляже». «Автостоянка» — это что-то среднее между кемпингом и просто ничем.
Устроились, провели техническое обслуживание мотоциклов.
За день пройдено 235 км. Общий пробег за десять дней пути – 2343 км.
16-17.07
Эти два дня похожи друг на друга – тишиной, морем, солнцем, Айвазовским. Мы бродили по Феодосии, отдыхали и купались. Говорят, Золотой пляж – один из лучших в Крыму. Наверное, так оно и есть. А вот туристский лагерь расположен, по нашему мнению, в самом неподходящем месте – между грязным затхлым болотом с одной стороны и оживленным шоссе с другой.
Здесь мы подкорректировали наш маршрут, крымскую его часть. Теперь сделаем большое Крымское кольцо – из Феодосии через Старый Крым в Симферополь – Бахчисарай – Севастополь. Через Байдарские ворота в Ялту, и через Симферополь уже поедем на Мелитополь.
18.07
Подъем в 6.00. Сборы, оформление документов и в путь.
Действительно, дорога до Симферополя, затем до Бахчисарая и Севастополя пожалуй, самая красивая, приятная и легкая.
Трехчасовая остановка в Симферополе, затем столько же времени провели в Бахчисарае и его окрестностях. И вот мы у ворот Севастополя. Границу города обозначает грандиозный обелиск города-героя.
Как-будто в знакомом городе мы всей группой свободно поколесили по красивым севастопольским улицам. Нам сразу бросилось в глаза отсутствие запрещающих знаков. Свободное движение по городу — здесь безусловно решен наиболее рационально вопрос уличного движения транспорта.
Милиционер рассказал нам, где остановиться на ночевку, и по его рассказу мы без труда нашли автостоянку «Омега». Это то же, что и в Феодосии, только удобств здесь больше, да и расположен он значительно удобнее, чем феодосийская стоянка. Отсюда мы выехали на третий день.
За этот ходовой день проехали 204 км.
19-20.07
Экскурсии, знакомство с городом русской морской славы.
21.07
Подъем в 6.00 и в путь. Следуем через весь город и направляемся по ялтинской дороге дальше по маршруту. Замечательная погода, прекрасная дорога. И как-то сразу возникает перед взглядом перевал Байдарские ворота с его достопримечательностями – рестораном по типу шалаша и неповторимым видом на море и Форос.
В этом обетованном туристами месте мы пробыли три часа. Все любовались окрестностями. Следуем дальше по извилистой горной дороге вниз, к морю. Приняли решение остановиться лагерем на автостоянке «Голубой залив» — это рядом с Семеизом. Место очень удобно и прямо божественно красиво. Мы считаем, что это наша самая отдаленная точка маршрута. Поэтому здесь была организована самая длительная стоянка.
С 14 часов мы начали второй этап нашего путешествия – отдых. Здесь мы провели большое техническое обслуживание мотоциклов. Набирались сил на обратный путь. Здесь мы систематизировали накопленный материал и впечатления. Отсюда мы делали радиальные выезды по интересующим нас местам.
На Ай-Петри
В частности, была совершена ночная поездка на Ай-Петри. В 3.00 мы поднялись, а к пяти часам утра были на перевале. Встречаем восход.
Потрясающей красоты картина восхода – надо бы утвердить традицию, туристам, встретившим здесь солнце, выдавать «охранные грамоты» в стиле традиций для моряков, пересекающих экватор.
Здесь же, на Ай-Петри, построено очень красивое (особенно ночью или на рассвете) здание ресторана. Этот ресторан работает ночью, однако, к большому сожалению, сувенирами здесь даже не пахнет. Порядки здесь, как в обычном ресторане.
А восход красив… Все идет точно по полной программе «божьего графика» — сначала заря с
Утром здесь холодно почти всегда. Туристы, а их здесь было человек 30, были одеты тепло, вплоть до одеял и спальных мешков.
До 25.07, дня нашего выезда, каждый из нас накатал по 200-250 км. Здесь случился, на одном из Уралов, дефект – вылезла шпилька крепления крестовины кардана к хвостовику ведущей шестерни главной передачи. Ход заклинило. Все закончилось легким испугом благодаря тому, что скорость была невысокой – 40 км/час.
25.07
День прощания с Черным морем. В 14.00 группа в сборе. Отправляемся в обратный путь. Погода отличная, дорога замечательная, настроение бодрое. В эти полдня мы заехали за Джанкой. Здесь была ночевка.
За день пройдено 213 км.
26.07
Подъем в 6.00. Этот день предполагается сделать напряженным ходовым днем. После Мелитополя поворачиваем вправо с основной трассы и двигаем к Бердянску. В 12.00 Бердянск. Обед, купание, осмотр города. В 16.30 въезжаем в Жданов. Осмотр города, отмечаем маршрутные книжки, выезжаем за город в сторону Донецка для заправки (в городе заправки нет) и уже в сумерках выезжаем за город. Находим место ночевки на берегу Азовского моря. Отбой в 23.30. Погода портится, дует холодный порывистый ветер.
За день пройдено 392 км.
27.07
Утром нас разбудил гром, удары капель дождя о палатку и сильный порывистый ветер. Время 5.10. Быстрые сборы, легкий завтрак и мы в пути.
Кругом тучи, нас поливает дождь, сильный ветер. Пл отличному асфальту, но при такой плохой погоде мы добрались до Таганрога. Здесь обед, краткий отдых и снова в путь. Дорога до Ростова на Дону хорошая и при условии несколько поутихшего дождя мы благополучно добираемся до города. Мы останавливаемся в Кемпинге и в первую очередь делаем профилактику мотоциклам.
У одного из Уралов – помят обод колеса коляски (вмятина большая, вероятно, от удара о камень – на удивление, камера с покрышкой целы, даже следов нет). Кроме того, порван корд покрышки заднего колеса, большая выпучина на резине. А так же разрегулировалась синхронность работы цилиндров, большой расход масла.
У второго Урала сработалась резина у левого болта-оси маятниковой подвески заднего колеса, пробита канистра для масла (Она была укреплена на подножке коляски).
За день пройдено 159 км.
28.07
Подъем в 6.00. Выезд в 8.45. В двух заправках (Ростовской и Новочеркасской) не было бензина А-72, а ближайшая оказалась в Богучаре. Благодаря запасным десятилитровым канистрам (у каждого из Уралов) мы смогли преодолеть этот, пожалуй самый длинный перегон без заправок. На этом участке встречали многих «голосующих» с просьбой дать немного бензина.
Большущая очередь в Богучарской АЗС. Отстояли. Двинулись дальше. Дорога хорошая, но скучная. Обед с трехчасовым отдыхом. На ночевку остановились у развилки дороги на Миллерово. С левой стороны дороги очень хорошее место, но без воды. Отбой в 20.20.
За день пройдено 371 км.
29.07
Подъем в 5.50. Быстрые сборы. Снова дождь. До самого Воронежа на сопровождал дождь. 9.00. Воронеж. Обед. После обеда запустили мотоциклы. У одного из Уралов обнаружен сильный звонкий стук. С 10.40 до 15.25 мы обнаруживали и устраняли дефект. Оказалось, поршень правого цилиндра заклинил на пальце поршня. Поршень невозможно было повернуть на пальце. С большим трудом выпрессовали палец. На нем большое наволакивание бронзы с подшипника верхней головки шатуна. В 18.30 остановка на ночевку.
За день пройдено 340 км.
30.07
Подъем в 5.30. Так как точного маршрута в этом районе нет, точнее, было несколько вариантов проезда, то учитывая плохую погоду (дождь льет без перерыва) приняли решение ехать по асфальту.
Таким образом, наш путь должен был пройти так: с основной трассы Ростов-Воронеж-Москва мы в городе Кашира сворачиваем вправо, на Зарайск, потом на Луховицы и Рязань.
Решено было, как потом оказалось, правильным. Все это время дождь лил проливной и, конечно, по более короткому пути через Гремячее и Михайлов, где грунтовая дорога, нам бы не проехать. А дорога Кашира-Зарайск-Луховицы – хороший асфальт.
После проезда Зарайска, где у нас был обед и короткий отдых, дождь еще более усилился и уже не прекращался до самой Пензы. Только выехали за город, забарахлил один из Уралов – начал «стрелять», потерял мощность.
Мы предположили, что это результат размокших от дождя свечных проводников. Устроили у дороги навес из соломы и просушили проводники. Двигатель заработал, но не на долго – опять потерял мощность, опять появились хлопки. Так добрались мы до Рязанской АЗС, что стоит на объездной дороге. Заправили мотоциклы и в путь. Остановились на ночевку в придорожной автобусной будке. Время 23.20.
За день пройдено 379 км.
31.07. Финиш
Подъем в 5.00, выезд в 8.30. мотоцикл заработал вроде лучше после дополнительной регулировки карбюраторов и зазоров в клапанах, но потом все повторилось.И действительно, дефект мы обнаружили уже около самой Пензы, когда двигатель так «стрельнул», что вылетела из своего места выхлопная труба правого цилиндра.
Оказалось, что при езде в дождь по мокрой дороге, влага проникала в коробку, где расположен прерыватель зажигания и замыкали контакты.
Мы заклеили изоляционной лентой разъем коробки и дефект не повторился. В этот, последний день пути, перед нами стояла цель добраться до дома. Конечно, оставшиеся 426 км не ахти уж какой большой путь, но при данной ситуации проехать это расстояние представлялось определенной трудностью – шел дождь уже пятый день.
Однако в 20.00 мы были дома. Показание спидометра – 13840 км.
За день пройдено 426 км.
Всего пройдено – 5055 км.
Рекомендации по выбору маршрута и предложения по снаряжению команды
Грейдерные и частично проселочные дороги по этому маршруту безусловно проходимы и вполне возможны для автомототуризма. А в связи с тем, что они проходят «по глубинкам» Европейской части СССР, еще не затронутым туризмом, то являются в достаточной степени новыми.
Вдоль Волги и на Маныческих озерах – отличная рыбалка, да и просто пожить у пресной воды под ласковым, не обжигающим, как на юге, солнцем большое удовольствие.
Конечно, вдоль этих дорог не встретишь станции технического обслуживания, но в беде не останешься одиноким, любая колхозная мастерская не откажет в помощи. А техническое оснащение таких мастерских – на высоком уровне.
Разумеется, нагрузки на автомобиль или мотоцикл, особенно на ходовую часть по этим дорогам выше, чем на асфальте, однако они, эти нагрузки, не настолько велики, чтобы их бояться. Нельзя, конечно, мчать по грейдеру или проселку со скоростью 80-90 км/час, а езда в 40-50 км/час вполне возможна и допустима без вреда для матчасти.
Среднедневной пробег в этом случае получается вроде бы и не большим, — в пределах 200 км, однако усталость чувствуется.
Маршрут в целом интересен во всех отношениях, может только, несколько великоват. Нам кажется теперь, что заезжать в Бердянск – Жданов – Ростов не стоило бы. Этим мы несколько перегрузили путешествие, искусственно усложнили его. Всякий другой участок интересен и достоин внимания.
Экипировка
Экипировка, теперь можно сказать, была рациональной. Многие запчасти и слесарный инструмент были в пути нужны. И разложены удобно.
А палатки, спальники и другие им подобные вещи были хорошо защищены от дождя и грязи, легко распаковывались и запаковывались. Для всего этого, кроме палаток, были приспособлены у одних специально сшитые брезентовые мешки, у других легко закрывающие и открывающие непромокаемые тенты. Эти тенты заранее были одним концом закреплены к багажнику – три других конца были оборудованы специальными завязочками, которые можно было легко и быстро развязывать и завязывать.
Палатки у нас укладывались в специальные непромокаемые мешки и упаковывались отдельно на одном из мотоциклов Урал. Разборные, стандартные колья для палаток укладывались в мешок вместе с палатками, а длинные, неразъемные, укладывались в два чехольчика с длинными шнурками и просто привязывались к раме между коляской и мотоциклом. Этот способ крепления, мы считаем также удачным, так как колья не мешают, легко и надежно закреплены.
Удачно было продумано крепление багажа на мотоцикле Ява. В этом экипаже было два человека и весь, довольно объемистый груз помещался в трех чемоданах и рюкзаке. Три чемодана оптимальных размеров размещались так: один лежа на багажнике, а два других вертикально по бокам багажника, опираясь на специальные подножки, приваренные к боковым подкосам багажника. И закреплялись эти чемоданы каждый одним ремнем рассчитанной длины. Таким образом получился легкосъемный надежный способ крепления.
Схема крепления канистр
Канистры под масло и бензин были размещены у нас на подножке с правой стороны коляски на специальной платформочке, изготовленной из алюминиевого уголка 30*30*4 и закреплялись резиновыми шнурами от эспандера.
Вода и питание
Брали мы с собой еще и пятилитровую канистру с запасом воды. Конечно, без этого запаса можно обойтись на этом маршруте, но нам понравилось это маленькое удобство для дежурных, и мы все постоянно заботились о его пополнении. К тому же очень часто на дороге встречаются удобные и красивые места для отдыха и ночевок, но без воды, так в этом случае запас нас выручал.
Запас продуктов питания с места старта мы выбрали большой. Особенно запаслись разными крупами, макаронами, консервами (мясными и овощными) и банками со сгущенным молоком, кофе и какао.
Потом оказалось, что по дороге есть возможность покупать по потребности и вкусу свежие продукты и овощи. И, кроме того, почти вся дорога усажена различными фруктово-ягодными растениями – бери сколько хочешь и что хочешь. Мы умудрялись даже готовить для себя малосольные огурчики.
Вот поэтому мы по дороге имели запас продуктов не более чем на два обеда. Это кроме фруктов, а фрукты и ягоды были у нас в изобилии.
Отчет восстановил и переработал Игнатьев Александр