Новый веломаршрут от Каменки до Пензы по грунтовым дорогам разработал и прошел в июле 2024 года известный пензенский турист Александр Зайцев. Ночной велопробег помог избежать изнуряющей жары.
Новый веломаршрут: по грунтовым дорогам
В этот раз решили с Романом исследовать новые дороги от Каменки. И вроде бы там почти нет неизведанных мест, а вот поди ж ты, при ближайшем рассмотрении оказалось, что не все окрестности Каменки изъезжены. Маршрут я прикинул от остановочного пункта Кевда, что за Каменкой, и через лес под Кочалейкой нам предстояло выехать в поля, а затем через небольшую и почти заброшенную (как мне казалось) деревеньку Кера махнуть в обход Нечаевки на исток Мокши и далее через Краснополье, Пословку и Васильевку домой.
Увы, ввиду рабочего дня кроме Романа никто к нам так и не присоединился, ну, вдвоём тоже неплохо. Добравшись через Арбековский лес до разъезда Арбеково, я встретился с Романом, а чуть позже на платформу подкатил Александр с семьёй, жаль, что не с нами, а просто посмотреть на «Орлан» и проводить нас. Чуть раньше времени пришёл наш рельсовый автобус, нам удалось удачно погрузиться во второй вагон и впереди были полтора часа отдыха под стук колёс.
Старт от Кевды
В 22.38 «Орлан» прибыл на о.п. Кевда, где после высадки мы слегка перекусили и тронулись в путь.
Первые сто метров сразу погрузили нас в суровую реальность: тропинка проходила меж высоких зарослей крапивы, под склонёнными ветками, но вскоре экшн закончился и тропинка, поднявшись вверх, привела нас к железнодорожному мосту через реку Варежка. Несмотря на предупреждающую надпись на табличке «Посторонним проход воспрещён!», другого пути у посторонних в сторону Кочалейки нет, значит, и мы нарушим.
Мост привлекает к себе внимание необычной «кружевной» оградой, кажется, что это довольно старый, возможно, даже дореволюционный декор, но вот найти сведения об этом мне не удалось.
Вперед в неизвестность
С моста через Варежку мы укатили к Кочалейке. Поле перед селом было не то вытоптано, не то выкошено «под ноль», из-за чего катить можно было где угодно, мы даже не замечали, есть ли колея под нами или нет. Буквально коснувшись края Кочалейки, по автодорожному мосту переехали реку Атмис и свернули влево к лесу. Здесь начинался самый интригующий момент «ночнушки» — мы не знали, будет ли дорога через лес, не вкрячимся ли мы, будут ли завалы и т.п. Да, на карте дорога была, но чем ближе мы подъезжали к месту входа в лес, тем она становилась всё более заросшей. В итоге колея сворачивала влево, а вправо перед лесом, куда по карте шёл наш трек, были только заросли крапивы и мелкого кустарника. Минута на размышление, уважаемые знатоки! Досрочный ответ?! Едем, господин Ведущий!
И, протиснувшись сквозь траву, мы увидели вполне себе проезжабельную просеку, правда, с уклоном вверх. Но это и понятно, нам надо было выбраться из долины Атмиса, и значит, в лесу нам будут попадаться подъёмы. Первые тягунки проезжали в седле, но затем, через метров 300 от въезда в лес, дорога поворачивала влево и уклон вдруг резко увеличился! Ехать стало невозможно, по ощущению, уклон был больше, чем по улице Красной, и даже идти было непросто в такой крутой подъём.
По полям и колеям
Однако вскоре подъём закончился, и можно было снова ехать. Но спустя несколько сотен метров более-менее накатанная дорога свернула влево, и мы продолжили ехать по слабо различимой в свете фонаря колее. Местами попадались завалы, но некритичные, и около 0.30 мы наконец выбрались на грунтовку вдоль ЛЭП и ехать стало приятнее. Далее наш путь проходил по полям до села Большие Верхи, и где-то на этом участке у Романа отвалилась одна из бонок и он решил немного проехать назад, поискать… но такую мелкую деталь ночью даже при свете фонаря найти сложно, а учитывая громадные трещины в земляных колеях, она могла попасть куда угодно…
А тем временем на небе медленно загорался рассвет, чёрное звёздное полотно подёрнулось тёмно-синими красками уже в половине второго, и постепенно, к двум часам утра или пока ещё ночи к тёмным цветам добавился и яркий оранжевый, подсветив собой тёмные облака у горизонта.
В Больших Верхах выехали на асфальтовую дорогу, и, держа путь прямо на рассвет, поражались удивительным краскам и цветам. Навигационные сумерки почти закончились, фонари можно было смело выключать. Верхушки лёгких кучевых облаков над головой побелели, словно горные вершины от снега, а воздух вокруг был пропитан таким волшебным ароматом хлеба! Пшеница и рожь уже созрели, и тёплой летней ночью источали невероятно вкусный и сытный аромат, который не у каждого хлебозавода-то почувствуешь!
Кера удивила
В Дмитриевке свернули снова на грунты, и вот эта дорога в сторону Керы и Успенского нам показалась самой приятной. Лайтовый спуск, всё приближающийся восход и дивные ароматы кружили голову. Наконец, мы свернули на Керу, где я хотел посмотреть на старое полузаброшенное село… но вместо этого увидел неплохих размеров коттеджный посёлок, МТС, ухоженные дома и огороды — было приятно вот так вот ошибиться! На подъёме из Керы встретили восход ровно в 4.00, полюбовались, насладились зрелищем и помчались дальше.
Изначально в планах у меня был проезд через село Николо-Азясь напрямую, с выездом в Выглядовку, но увы, кроме пары-тройки жилых домов в Николо-Азяси дорога никуда не вела и нам пришлось вернуться к церкви Николая Чудотворца и сделать небольшой крюк по полям. Зато нам удалось увидеть уже готовую к уборке технику, комбайны, трактора и другие сельхозмашины стояли «на низком старте» в поле под Нечаевкой. Промчавшись через Выглядовку и коснувшись края Елизаветино, вкрутили в затяжной подъём и в 6 утра оказались на истоке Мокши.
Отдых на полпути
Усталость уже давала о себе знать, хотя мы проехали-то всего лишь 63 км. Сказывалось напряжение от тряски по разбитым трещинами грунтовкам и лёгкий голод — с момента старта мы только слегка перекусывали и толком ничего не ели. Поэтому решили здесь всласть отдохнуть, покушать, я также решил набрать иван-чая и только тогда отправиться дальше. После завтрака нас стало клонить в сон… и так не хотелось уезжать! Но впереди было ещё почти столько же километров, а время было уже 8 часов, и солнце начинало припекать, поэтому чтобы не быть утомлёнными солнцем, мы всё же нашли в себе силы продолжить путь.
Два часа отдыха положительным образом сказались на наших физических возможностях, довольно быстро мы добрались до Краснополья, а затем и до Пословки, куда уже через час должен прибыть «Орлан» из Пензы. Пословка — бывший разъезд: здесь легко можно увидеть старую платформу и даже остатки шпал на бывшем первом пути.
Поприветствовав возвращающийся в Пензу тепловоз ТЭП70БС (интересно, с Моршанска что ли ехал резервом?), мы пересекли линию и углубились по травянистой грунтовке в сторону Вязовки. Дорога эта для меня была знакома, но тем не менее мы немного заплутали при переезде маленького овражка, и всё же в конечном итоге выбрались в Вязовку без приключений.
А дальше уже было простенькой задачей доехать до дома. По асфальту от Васильевки проехали через Крутец, с юга обошли Богословку и попрощались в Ленинском Лесхозе друг с другом. Я приехал домой в 12.10, довольно сильно уставший, и затем провалявшийся в постели почти весь остаток дня. О чём ничуть не жалею — ведь покатушка вышла прекрасной, и хочется теперь повторить этот маршрут днём. Огромное спасибо Роману за компанию!
Новый веломаршрут разработал Александр Зайцев