Велопоход на исток реки Мокша пензенские туристы совершили 3-4.6.23, при этом сделав несколько неожиданных открытий. Например, открыли истинный исток Хопра.
ВелоПВД на истоки Хопра — это мейнстрим. ВелоПВД на исток реки Мокша — вот это уже куда интереснее! По чести говоря, мы собирались съездить в этот поход ещё на прошлых выходных, но тогда непонятный прогноз погоды заставил нас остаться дома. И вот, неделю спустя, субботним вечером в 20 часов мы собрались на Западной поляне и покатили через Арболес навстречу приключениям. Гена вновь придумал отличный маршрут, и сомневаться в его интересности было бы безумием. Нам предстояло по самому короткому пути доехать до истока, переночевать и на следующий день через Куваку ехать на истинный исток Хопра, а затем попытаться найти грунтовый выезд из села Кучки на сердобскую трассу. Ухх, звучит многообещающе, поэтому надо ехать!
Арболес был почти сухой, лишь местами остатки осадков недельной давности напоминали о себе широкими лужами. В лесу же и приключился первый «конкурс» этого ПВД — открутился болт крепления багажника к раме, и пока я отстал от парней, чтобы посмотреть, как можно ухо крепления закрепить на раме, они уехали на Богословку. Я этого не знал, и спокойно покрутил на памятник революционерам, а потом спустился вниз и по селу Арбеково поехал к конечной 18 маршрутки. Там мы снова встретились, и пока пережидали внезапно налетевший ливень, провели в буквальном смысле привязку уха крепления багажника к раме — у Гены нашлась ленточка, с помощью которой удалось крепко закрепить конструкцию.
Исток реки Мокша
После осадков продолжили путь по старой М-5, и через Пяшу ушли на ст. Рамзай, а далее грунтами на исток Мокши.
К сожалению, мы проскочили поворот на накатанную грунтовку вдоль железки, и нам пришлось ковыряться по разбитой тяжёлой техникой дороге. Часто приходилось спешиваться и обходить сырые участки, и в довершение всего сверху снова на нас посыпались капли. Но этот разгул стихии быстро иссяк, и мы старались не сбавлять хода, ведь стрелки часов уже перевалили за полночь, и наступило воскресенье. В итоге мы прибыли на исток Мокши в 0.30, где нас уже ждали Антон с Сашей, и мы не мешкая набросились на еду — за весь вечер никто из нас практически ничего не ел.
У жаркого костра с сосисками и разговорами обо всём время пролетело незаметно, и в 2.30 мы разбрелись по гамакам и палаткам.
Ветреное и холодное воскресное утро
Очень холодное и ветреное утро заставило нас оперативно позавтракать, собраться и одеться, и в результате мы смогли выехать в 9.30, на полчаса раньше намеченного времени. Однако в Нечаевке слегка расслабились, и, попрощавшись с Антоном и Сашей, покрутили на Отрадный уже почти в полдень. Дорогу на Отрадный асфальтируют, и это прекрасно — будет ещё одна прекрасная сельская дорога. От Отрадного до Куваки шла просто идеальная, почти асфальтовая грунтовка, а в сочетании со ставшим теперь попутным ветром это была такая божественная благодать, какую только можно себе представить.
Через реку Атмис вброд
Перед Кувакой расположились на обед, поели горяченького, заправили свои топливные баки — и вперёд, в неизвестность! Интерес представлял участок от Октябрьского до Надеждинки: никто там не был и каким образом придётся пересекать реку Атмис — неизвестно. В итоге дорога от Октябрьского была представлена слабой колеёй сквозь траву в человеческий рост, а через Атмис, видимо, когда-то был мост, но сейчас её можно перейти только вброд. Успешно форсировав водную преграду, мы вновь углубились в травянистую чащу. До железной дороги оставалось не более 200 метров, но всё это пространство было очень сильно заросшим травой и в особенности высоченной крапивой — прокладывая себе путь, парни получили «заряд бодрости и улучшение кровообращения».
Истинный исток Хопра
На другой стороне железки виднелось село Надеждинка, проехав сквозь него, мы выехали на тамбовскую трассу и чуток прокатились с фурами. Свернули на Кургановку, остановились у магазина на перекус и тут нас покинул Дима — его не устраивал вариант возвращения в 23 часа, и для ускорения процесса он поехал на Студенец и далее грунтами параллельно тамбовской трассе.
Сельская мозаика из крышек. Село Кургановка Каменского района
А мы с Геной вдвоём продолжили путь, и уже ближе к семи вечера добрались до села Ивановка, где, несмотря на позднее время, решили заехать на истинный исток Хопра. Настоящий исток представляет из себя три объединенных пруда в ложбинках, которые в итоге собираются в один поток, довольно большой по ширине.
Настоящие истоки Хопра находятся здесь. Окрестности села Ивановка, Пензенский район
Удовлетворившись открытием, помчались по асфальту в Кучки. Гена хотел разведать, есть ли от Кучек прямой грунтовый выезд на сердобскую трассу без подъёма на континентальный водораздел. В лучах заходящего солнца мы ехали сквозь казавшееся бесконечным село, настолько длинного села я ещё не видел.
Новая дорога. Неожиданное открытие
Но вот асфальт закончился у последнего дома, и началось самое интересное. Укатанная грунтовка вела куда-то вдаль, но куда — пока было неясно. Пойдёт ли она прямо, или же уйдёт куда-нибудь на Лисовку, а может, и вовсе вернётся на дорогу в Большую Елань? Но чем дальше мы ехали, тем быстрее сомнения растворялись в вечернем воздухе. В конечном итоге грунтовка вывела нас к почти угасшему селу Большая Александровка и далее на сердобскую трассу, и это была победа! Ни на спутниковых снимках, ни на картах ОСМ эта дорога не значилась, и для нас это открытие было сродни открытию Америки.
Теперь нужно было постараться как можно быстрее добраться домой, ведь впереди оставалось ещё 40 км, а на часах было около 9 вечера. Предложенный Геной вариант Надеждино — Второе Отделение — Ардым я отверг, так как в этом случае пришлось бы сделать большой крюк в районе Михайловки.
Вечер над селом Надеждино Пензенского района
Я предложил снова чуток поэкспериментировать и проехать с Надеждино неизвестной дорогой на саратовскую трассу наискосок. Опасения вызывало её возможное состояние, ведь мы оба там не ездили, а вдруг она растворится в полях и будет перепахана? Но всё прошло благополучно: слегка накатанная грунтовка привела нас к саратовской трассе, ну а дальше все пути и дороги нам были знакомы. Проехав от Ардыма на Мичуринский вдоль железки, мы на улице 40 лет Октября встретили понедельник и расстались, разъехавшись по домам.
Как всегда, я очень был счастлив проехаться и старыми, и новыми маршрутами, особенно в отличной компании, да ещё и с приключениями! Гена, спасибо тебе огромное за организацию похода, буду очень рад или присоединиться, или возглавить следующую интересную ПВДшку. Идеи уже есть, а это значит – надо больше катать!
Исток реки Мокша посетил Александр Зайцев
(1) комментарий