Отчет о пешем туристском путешествии пензенских туристов 2 категории сложности по Закарпатью, совершенном со 2 ноября по 14 ноября 1979 года.
Маршрут похода по Закарпатью
Г. Пенза – г. Львов – г. Рахов – перевал Камень Клевка – перевал Кобылецкий – поселок Кобылецкая поляна – село Водица – поселок Усть-Чорна – село Русская Мокрая – турбаза Синевирское озеро – село Синевирская поляна – г. Львов – г. Пенза.
Протяженность маршрута 170 км.
Продолжительность путешествия 12 дней, из них на маршруте 7 дней.
Состав группы
Бочкарев Сергей – руководитель.
Казанцев Эдуард – завхоз.
Астафьева Валентина — летописец.
Мищенкова Маргарита – медсестра.
Ладиков Юрий – реммастер.
Александровская Елена – фотограф.
Организация путешествия
Мы выбрали маршрут, по которому раньше никто из нас не ходил. Запланированы были подъемы на вершины Петерс и Говерла, много перевалов. Было взято во внимание возможность пополнения запасов продуктов на маршруте и выход на ближайшие населенные пункты при травмах, несчастных случаях, или при плохой погоде.
Однако на месте Раховское КСС предупредила нас о том, что подниматься на Петрос и Говерлу запрещено, как раз было время тишины в заповеднике и вход туда запрещен. Они предложили нам идти по запасному варианту, по которому мы и совершили путешествие.
Описание маршрута
1 ноября
Собираемся в 21.00 на вокзале. Жигулевская группа спокойна – у них билеты на руках, а у нас ни билетов, ни надежды их
2 ноября
Делаем еще одну отчаянную попытку уехать «зайцами», но перестраховались – купили одновременно билеты. Пока судили да рядили, наш «левый» поезд ушел, и вот с перестраховкой сидим уже полдня. В 17 часов идем к своему поезду. И опять червь сомнения грызет нас – рядом стоит поезд на Харьков, но привязанность к билетам побеждает. Мы в вагоне.
3 ноября
6 часов утра проводница всех будит – нужно сдавать белье, и хотя мы его не брали – встаем. Укладываем рюкзаки. Москва, Казанский вокзал. Наконец-то мы не в Пензе, и нужно куда-то ехать. В 8.45 на Киевском вокзале.
Одного оставляем с рюкзаками, двое уходят за билетами, у остальных минут 30 свободного времени. Билеты удалось
В нашем распоряжении было почти полдня. Решили пойти в музей «Бородинская панорама». Перед тем, как попасть в основной музей, заглянули в его филиал «Кутузовская изба». Изба стоит на старом историческом месте. Дои состоит из двух комнат. В одной из них восстановлена обстановка того времени, икона и скамья даже оригинальные. В другой – личные вещи Кутузова.
Два часа мерзнем на улице, и наконец с группой начинаем осмотр с нижнего зала. Здесь картины, рассказывающие о военных событиях начала войны до Бородинского сражения. По винтовой лестнице поднимаемся во второй зал. Здесь фотография с портрета автора панорамы Франца Рубо. Он является автором Севастопольской и Бородинской панорам, написал 200 картин (некоторые из них представлены в этом зале).
Третий основной зал. Окон в зале нет, но мягкое искусственное освещение создает ощущение дневного света. Собственно картина расположена по заднему плану, а ближе к зрителю разбросаны естественные (не нарисованные) детали, воссоздающие картину панорамы боя.
И настолько картина и детали подогнаны, что создается иллюзия объемности, естественности пространства. Когда идешь, то кажется, что даже дым движется, парит. Впечатление огромное.
4 ноября
2 час ночи. Идем на посадку. Вагон достался нам – холод, как на улице. Места общие – плацкартные, проводница гром-баба.
В 10 часов встали, чтобы ухватить кипяточка. В вагоне холодно, как и при посадке. Единственное место, где «пахнет» теплом – коридорчик перед купе проводников.
Ух! Хорошо – горячий чаек в таком вагоне. После завтрака утепляемся, шьем, поем (глаголы можно продолжать). Скоро Киев.
Проезжаем новый район, а вот и широкий Днепр с островами. На высоком берегу видны Киево-Печерская лавра и весь город.
Перрон. Выбегаем на привокзальную площадь, фотографируемся. В Киеве пасмурно, холодно, а что в Харькове?
14 часов. После обеда записываем и разучиваем песни. Восьмой час вечера – ужинаем, на этот раз совсем плохо – по всему составу нет воды.
5 ноября
3 часа утра. Всех будит проводница. Встаем, укладываем рюкзаки. Опять нет воды.
4.00. Львов. Занимаем очередь, чтобы купить билеты на автобус и на электричку. Нужно бы было взять билеты до Ивано-Франковска в Москве. В 6.40 идет автобус до Яремчи. Проезжаем еще сумрачный Львов. В поле снег, а в городе, судя по лужам, был дождь.
Проезжаем ряд поселков и городов: Стрый, Долина, Николаев, Болехов, Калуш. Мелькают чистенькие усадьбы, затейливые, часто в 2 этажа, дома. Позади Ивано-Франковск, Надворная, Делетин и, наконец, Ярема. Обедаем и пересаживаемся в автобус, следующий в Рахов – начало нашего маршрута, но лучше было бы это сделать во Львове.
17.20. Рахов. Делимся – часть уезжает в КСО, а другая в магазины, нужно купить кое-что из продкутов и поискать канистру для бензина (наша потекла, пришлось выбросить). Приезжают ребята из КСО. Начальник будет завтра утром, приходится ночевать на турбазе «Тиса» — это недалеко от автостанции.
Рахов. Легенда связывает название этого города с опришками (народными заступниками), которые в этой долине раховали (по- украински делили) сокровища, отнятые у богачей. Другой вариант – имя собственное (славянское) Рах. Центр туризма и горнолыжного спорта. Городок расположен на берегу стремительной Тисы.
Приезжать сюда нужно с июля по октябрь, в ноябре начинаются дожди, в горах снегопады.
6 ноября
Встали в 7 часов. Завтракаем и ждем начальника КСО.
9 часов. Наш маршрут перечеркнут крест-накрест. Сильные снегопады. В районе горы Темпы без лыж не пройти – 3 метра снега. Теперь мы должны выйти на Дубовец, а затем на Усть-Чорну, Синевирское озеро.
От турбазы идем к церкви, расположенной в центре города, выходим на улицу Советской Армии. По этой улице выходим к парку. Проходим его. Дальше двигаемся по трассе до военной дороги. По ней идем до того места, где с правой стороны бетонный барьер, слева дерево с маркировкой. Маркировка белая с синей полосой, от этого места вверх уходит тропа.
Тропа вновь выходит на военную дорогу. Дальше идем по линии телеграфных столбов вдоль подножия горы лесом. Вновь выходим на военную дорогу и дальше по ней до перевала Камень Клёвка. С перевала спускаемся в направлении Косовской поляны. Доходим до моста через Косовскую, переходим на правый берег и, пройдя немного вперед, сворачиваем направо с ориентацией на гору Кобыла с правой стороны.
В 13 часов встаем на обед. После обеда идем по тропе вдоль ущелья до перевала Кобылецкий. И вновь выходим на военную дорогу. 5 километров идем по дороге, срезаем серпантин дороги по полю и выходим на широкую дорогу. По ней доходим до дуба с дуплом, от которого 3 километра идем до турбазы «Трембита». На турбазе никого кроме сторожа нет – межсезонье.
С погодой нам не повезло: с самого утра льет дождь, а здесь пошел мокрый снег, да еще и туман. Упрашиваем сторожа, и он пускает нас в домик. Ужин готовим на плитке и примусе.
7 ноября
Подъем в 7.00. В 9.00 фотографируемся на территории турбазы и идем по дороге. Двое ушли вперед, а остальным нагнавший на машине сторож посоветовал спуститься напрямую к мосту. Пока искали друг друга, потеряли целый час. Это лишний раз доказывает, что растягиваться в походах нельзя.
Переходим по мосту на правый берег Шапурка. Проходим ферму и поле и, ориентируясь на телефонную линию, идем по дороге. Выходим на военную дорогу, идем по ней до фермы. Недалеко от фермы стоят три дома. Здесь спрашиваем, как лучше дойти до перевала Кичера.
Дорога серпантином уходит вверх, раза три срезаем ее напрямик. Перевал Кичера. Здесь снег. Вот и черешня, о которой нам говорили. От нее дорога поворачивает направо-вниз. Мы сворачиваем влево и идем по санному следу, он выводит нас к дому. Расспрашиваем хозяина, как нам лучше спуститься. Сделали лишний крюк – придется выходить на старую дорогу.
На одном из поворотов, на полянке, останавливаемся на обед. Погода не радует. Сверху сыплется не то дождь, не то снег.
Петляя, дорога выводит нас к поселку Тушак. Слева, у самой дороги, магазин. Покупаем здесь хлеб. От магазина спускаемся вниз через поле к речке (ручью). Переходим на ее правый берег по камням. Поднимаемся верх по тропе. Выходим на перевал Пентин. Кругом снег.
Спускаемся и выходим на верхний поселок села Водицы. У местных жителей спрашиваем, как лучше пройти. Они приглашают нас в гости и предлагают заночевать здесь, в школе. Сдвинули парты, в освободившемся углу раскидываем палатку, а на нее матрацы и спальные мешки. Разожгли железную печку с трубой, на ней готовили ужин.
8 ноября
Подъем в 7.30. В 9.20 выходим и идем по тропе круто вниз. Проходим село – это километра 4. Вчера почти весь день шел снег, сегодня – дождь. Идем по дороге все выше и выше.
В 12.50 на перевале Калинский. Спускаемся немного вниз и в 13.00 останавливаемся на обед.
По ту сторону перевал осталось румынское село Плаюц. Мы снова в пути. Проходим Дубовец, Калины. Отсюда начинается шоссе. Идем по шоссе до поселка Дубовое. За селом сворачиваем в долину реки Дубовец. И здесь останавливаемся на ночлег.
9 ноября
В 7.00 подъем, в 9.00 выходим, так как в 8 еще темно. Выходим на шоссе. Дорога прижимается к левому склону, справа – Тереева. Вода здесь в реках почему-то зеленая.
Идет сильный дождь. Решили, что под таким дождем целесообразно, образно говоря, подъехать. Мы ловим попутную машину и доезжаем до Усть-Чорна. Идем через село до турбазы «Ялинка». Ближе к вечеру пошел сильный дождь. На турбазу пришли мокрые до нитки. Здесь почти никого нет – сторож и кочегар. Забираемся в кочегарку, греемся, сушимся.
В 7 часов приходит старший инструктор турбазы, он делает отметку в нашей маршрутной книжке. Останавливаемся на ночлег. Чуть позже подошла группа туристов из Одессы. Знакомимся, расспрашиваем о маршруте. Ужин готовим на примусе. В 9 начинаем укладываться спать – завтра надо рано вставать.
Турбаза расположена на краю поселка на берегу Брустуранки. Ниже по течению она сливается с Мокрянкой, образуя Терееву.
Вот уже неделю мы проходим по селам, но не надоело рассматривать дома – сколько выдумки, фантазии, вкуса. Архитектура, краски, отделка – все приковывает внимание.
Усть-Чорна – крупный Верховинский поселок. История образования его относится к 60-70 годам 18 столетия, когда по указанию австрийской императрицы Марии Терезии сюда переведено 10 семей из Австрии. Через поселок проходила фашистская оборонительная линия «Арнада». 21 октября 1844 года Усть-Чорна была освобождена. Во время отступления она была почти полностью сожжена фашистами.
Около источников минеральной воды расположен Дом отдыха.
10 ноября
В 5.30 подъем. В 7.35 выходим, но еще очень темно, и дождь льет, как из ведра. Идем от турбазы по шоссе вверх по долине реки Мокрянки. Проходим поселок Русская Мокрая, справа по дороге интересная часовня.
Места вполне оправдывают свое название – льет, льет и льет. Остановились под крышей шашлычной – может перестанет? Дождь немного утих, снова идем дальше. За поселком сворачиваем на проселочную дорогу.
Дождь опять усилился, но пока дорога идет полого – идти сносно. Заходим в лес, и тут обстановка похуже. Дождь сделал свое дело – ноги вязнут, а на обледенелых участках разъезжаются. Вода, кажется, льет ото всюду: сверху, снизу, а рядом мчится поток. Переходим на правый берег ручья по камням. От ручья дорога переходит в тропу и круто поднимается вверх. В 13 часов останавливаемся на обед в ельничке.
И опять двигаемся по крутой тропе наверх. И вот перевал Комсомольский. Дождь прекратился. Спускаемся с перевала не по дороге, а напрямую, по полю. Спускаемся к ручью и дважды переходим его по камням. Заходим в лес и выбираем место для ночевки.
11 ноября
Встаем в 7 часов. В 9.10 выходим на маршрут. Лес позади, вышли к поселку Колочава. Километра 3 идем по селу до школы. Раньше нас сюда подошла группа туристов из Минска. Дальше идем вместе.
Огорошил Негровец. Уже привыкли к веселым, светлым, нарядным поселкам, а тут темные, старые, низкие домики – от этого и крыши у них кажутся выше. Зато очень интересная церковь – деревянная, с затейливыми крышами, шпилем, чем-то отдаленно напоминающая пагоду.
Два раза дорога пересекала Тереблю. Мы в Синевире. На краю села дорога разветвляется: одна идет в Межгорье (налево по ходу), а другая – в Синевирскую поляну. В Синевире купили батарейки, в конце похода транзистор заработал.
Долина реки Теребли от Синевира до Синевирской поляны живописнейшая. Неширокая (в ширину дороги да реки), склоны крутые, покрытые еловыми лесами. Чистые, чуть тронутые желтизной полянки. Река петляет: то уходит к склону, то прижимается к самой дороге. Доходим до того места, где река Озеренка впадает в реку Тереблю. Здесь останавливаемся на обед.
Переходим на левый берег реки и идем вверх по ее течению. Долина расширяется – Синевирская поляна. Отсюда по асфальтовой дороге идем к озеру Синевир.
В 17.30 дошли до турбазы. Покрутились в поисках ночлега – ничего не получилось. Решили идти к самому озеру.
Переходим по железному мостику, поднимаемся по дороге, уходящей круто верх. Вышли на поляну. Здесь стоит одноэтажное здание турбазы. На турбазе один сторож. О ночлеге мы с ним договориться не смогли. Разбивать палатки в этом районе нельзя – заповедник, поэтому нужно спешить спуститься – уже совсем темно, седьмой час.
Спускаемся вниз и уже более настойчиво наседаем на сторожа нижней турбазы. Устраиваемся все вместе (минчане и мы) в одном домике, сообща готовим ужин на примусе. Поем песни под гитару. Долгожданный крепко заваренный чай все пьют с огромным удовольствием.
12 ноября
Наши просыпаются в 6.00. Укладываем рюкзаки, готовим завтрак. Минчане поднимаются и уходят на озеро, а мы в это время завтракаем. Вернувшихся минчан оставляем с рюкзаками, а сами идем к озеру. Туман настолько плотный, что озера как такового не видно. Встречаем вчерашнего сторожа. Он утверждает, что если подождать, то туман рассеется. А пока еле-еле проступают ели, окружающие озеро и островок на нем.
Пока ждем, расспрашиваем об озере. Сторож рассказывает, что вода в нем всегда холодная. Приглашает нас приезжать летом, говорит, что летом здесь
Вместе с минчанами идем в поселок Синевирская поляна. Там садимся на автобус и едем во Львов. Приезжаем в город вечером, сразу идем в гостиницу «Львов», где нас размещают по разным номерам.
Наутро мы бодрые и отдохнувшие. Наконец-то спали на белых простынях в шикарной гостинице. Отправляемся на вокзал, где оставляем рюкзаки, берем билеты на Пензу, а сами едем на экскурсию по Львову. Были на холме Славы, где похоронены герои, отдавшие жизни за освобождение Родины. Побывали на Лычаковском кладбище, где похоронены прославленные люди – художники, артисты, писатели.
После экскурсии возвращаемся на вокзал. В 16.00 поезд Прага-Москва увозит нас из Львова. В Москве делаем пересадку на Пензу.
14 ноября прибываем в родной город Пензу.
Выводы и рекомендации
В поход по этому маршруту, и вообще по Закарпатью, советуем совершать с августа по октябрь. В эти месяцы там наблюдаются наименьшие колебания температур и количества осадков. Нам в этот раз с погодой очень не повезло, и мы не рекомендуем другим группам в ноябре отправляться в путешествие по Закарпатью.
Отчет переработал Игнатьев Александр