Отчет о спортивном путешествии пензенских туристов 2 категории сложности по Карелии на байдарках (Топозеро – река Поньгома).
Цели и задачи путешествия. Обоснование выбора района путешествия
Путешествие было организовано Пензенским клубом туристов и явилось зачетным для слушателей школы инструкторов водного туризма.
Основная цель путешествия – закрепление на практике знаний и навыков, полученных за время обучения в школе инструкторов.
Кроме того, ставились задачи повышения спортивного мастерства туристов, укрепления их физического здоровья, знакомства с новыми туристскими районами.
Для проведения путешествия остановились на маршруте по Карельской АССР (Топозеро – река Поньгома).
Выбор такого маршрута объясняется следующими соображениями:
— район интересен в познавательном отношении.
— на маршруте имеются различные виды препятствий (большие открытые водные пространства, пороги, перекаты и т.п.).
— наличие коротких железнодорожных и автомобильных подъездов к маршруту.
— разнообразие природных условий.
— отсутствие в библиотеке клуба подробного отчета о данном маршруте.
Состав группы
Сашкин Валерий Павлович – руководитель.
Сашкина Валентина Петровна – медсестра.
Глебов Алексей Николаевич – реммастер.
Борисов Павел Анатольевич – рыбак.
Цыганова Валентина Евгеньевна – участник.
Горелова Нина Андреевна – завхоз.
Проведение путешествия и техническое описание маршрута
31 июля 1976 года наша группа выехала из Пензы в Москву. 2 августа в 1.00 поездом №16 Москва – Мурманск отправилась в Карелию. 3 августа в 1.52 прибыли на станцию Лоухи, откуда нам предстояло добираться до начальной точки маршрута – поселка Кестеньга. Сделать это можно несколькими способами. Если группа немногочисленна по своему составу, то удобней и проще всего ехать на автобусе «Лоухи-Кестеньга», который отходит от вокзала станции Лоухи в 7.00 и 12.00. Если группа большая или есть возможность объединиться с другими группами, то можно
Около вокзала находится железнодорожная столовая, работающая круглосуточно, где можно пообедать. Рядом продовольственный магазин. Здесь же остановка автобуса.
Мы объединились с группой туристов из Риги и заказали в трансагенстве автомашину. Поездка до Кестеньги обошлась в 19 рублей 60 копеек ( каждая группа заплатила половину стоимости).
Кестеньга находится в 64 километрах от Лоухи. Ехали до нее 1 час 15 минут. В поселке есть почта, продовольственный и промтоварный магазины. В поселковом совете необходимо зарегистрироваться, отметить маршрутную книжку. Лучшее место для сборки байдарок – лужайка на берегу озера у причала для катеров. Здесь обычно останавливаются все группы туристов.
Топозеро ждет нас
Топозеро отличается постоянным сильным волнением, вызванном его большой площадью и северными ветрами. Следует отметить, что ветер на Топозере может очень быстро, буквально в течение 20-30 минут менять свое направление и силу. Поэтому при передвижении по озеру необходимо соблюдать известные меры предосторожности. Тем более, что почти каждый год случаются несчастные случаи. Незадолго до нашего приезда утонули три местных жителя и два туриста.
Площадь Топозера 986 квадратных километров, длина – 75 км, ширина – 30 км. На озере 144 острова.
Из Кестеньги к месту волока на озеро Левицкое лучше всего двигаться вдоль левого по ходу берега, хотя в некоторых литературных источниках не рекомендуется идти вдоль левого берега, так как левый якобы заминирован со времен войны. Однако, как нам сообщили в поселковом совете, к настоящему времени все заминированные участки разминированы и совершенно безопасны в этом отношении. В то же время, двигаясь вдоль правого берега, легко можно попасть в пограничную зону, для пребывания в которой необходимо специальное разрешение.
Нас Топозеро встретило неприветливо. Было пасмурно, шел мелкий дождь. Ветер дул встречный и поднимал на открытых участках озера большую волну. Поэтому в первый день выхода на маршрут плыли всего полтора часа. Остановились на ночлег на одном из небольших островов, чтобы осмотреться, оценить обстановку.
В последующие три дня погода нас также не баловала. Температура воздуха днем не превышала 10 градусов, непрерывно моросил дождь. Однако, мы продолжали движение вперед.
При плавании по Топозеру обязательно нужно иметь хорошую карту, поскольку обилие островов, изрезанность береговой линии сильно затрудняют ориентировку. Целесообразно двигаться по азимуту, намечая линию движения от одного острова к другому. Большую помощь может оказать бинокль, так как на большом расстоянии острова на горизонте сливаются в одну картину и их трудно различить невооруженным глазом, тем более в пасмурную погоду.
Красоты Карелии, рыба, ягоды, грибы
Топозеро очень живописно. Это мы поняли на шестой день
Топозеро мы прошли за 20 ходовых часов. При этом большую часть времени пришлось идти против ветра. Лишь отрезок пути от озера Лахка-лампи до места волока ветер был попутный. Поставили на байдарки паруса, однако
Волок в озеро Левицкое
Для совершения волока из Топозера в озеро Левицкое необходимо подойти к старой пристани на левом берегу Топозера в юго-восточной его части. При этом важно вовремя свернуть к пристани и не уплыть дальше до конца озера. Левее пристани узкая протока, которая заканчивается земляной плотиной. От плотины до озера Левицкого – 500 метров. Байдарки, естественно, переносятся не разбираясь. У нас волок занял около полутора часов.
Озеро Левицкое имеет длину 8 км и ширину 1,8 км. и связано с озером Поньгома узкой каменистой протокой. Ориентир для выхода из озера – мост через протоку. Здесь же находится контрольный пункт пожарной охраны, производящий регистрацию всех проходящих по этому маршруту. На этом участке байдарки проводятся вброд.
Озеро Поньгома
Длина озера Поньгома 16 км. Озеро открытое и при северо-западном ветре на нем поднимается волнение. Из озера вытекает река одноименного названия. Исток реки в юго-восточном углу озера. Река Поньгома от истока до устья протекает через ряд озер. На реке насчитывается 57 порогов. При этом надо иметь ввиду, что они отличаются друг от друга по сложности и большинство их следует назвать скорее шиверами.
Продвигаясь по реке, можно ориентироваться по количеству пройденных озер и порогов, что мы с успехом и делали. Это оказалось очень удобным – ошибка практически была незначительной.
От озера Поньгома до Номозера река мелкая и узкая. На ней насчитывается здесь 7 порогов. Все они несложные и проходятся без предварительного просмотра. В сухое лето может потребоваться проводка судов. Номозеро буквально кишит рыбой. За час мы наловили килограммов пятнадцать окуней, плотвы, язей. На берегу Номозера встретили редкого для Карелии зверя норку. Как потом выяснилось, в Кестеньге есть зверосовхоз, где норок содержали в клетках. Часть из них убежали и расселились в окрестных лесах.
Через два километра (здесь нужно преодолеть два простых порога) – безымянное озеро. Восточная часть его разделена мысом, поросшим лесом, на два залива. Выход следует искать в левом заливе. На мысу расположилась деревня Кокорино. Жителей в ней нет, дома заброшены, но сохранилась баня, которую можно растопить и попариться.
После безымянного озера до Вокшозера семь порогов. Эти пороги также несложные. Берега реки низкие, болотистые. Пороги чередуются с плесами.
Вокшозеро
Вокшозеро – одно из самых красивых озер, через которые протекает река Поньгома. Здесь можно сделать дневку. Длина озера 10 км, ширина около трех. Чтобы найти исток реки Поньгомы из Вокшозера, необходимо двигаться северным берегом вдоль заброшенной деревни. Через двести метров Поньгома впадает в озеро Волина-ламбина. Затем следует еще одно небольшое озеро и пороги встречаются один за другим. 23 по счету Падун один из наиболее сложных. Примерно за километр перед ним реку пересекает мост автомагистрали Москва-Мурманск.
Порог Падун
Тактика прохождения порога зависит от уровня воды в реке. Обычно рекомендуют проводить байдарки вдоль правого берега, поскольку порог представляет собой сплошную плиту, перегораживающую реку, и только возле правого берега есть узкий проход.
Однако, при нашем прохождении обстановка была несколько иная. Во-первых, уровень воды в реке был сравнительно высокий. Во-вторых, от правого берега до середины реки бревна образовали большой завал, обеспечив тем самым дополнительный подпор воды. Поэтому мы решили проходить порог вдоль левого берега поодиночке. Решение наше оказалось правильным. Все байдарки успешно преодолели препятствие.
В то же время экипажи из других групп проходили порог вдвоем и ближе к центру реки, так как прохождению у левого берега мешали камни под водой. Два экипажа не справились с управлением и были затянуты под бревна. Нарду у порога в это время скопилось много, и пострадавшим быстро была оказана необходимая помощь. Байдарки вытащили из-под бревен. Они, в общем-то, не пострадали, только подмокли некоторые продукты, да утонули некоторые мелкие вещи.
Через 1,5 км – Столпорог. Это ступенька примерно метровой высоты. Ниже ее – множество камней. Поэтому Столпорог целесообразно обнести левым берегом, тем более, что обнос всего метров 10-15.
Следующий за Столпорогом – 25 порог. Он длинный, с обилием камней. Перед прохождением его желательно просмотреть.
Затем еще два порога, и Поньгома впадает в Большое Рогозеро. Озеро очень мелкое, даже на середине торчат камни, и камней много под поверхностью воды. В южной части Большого Рогозера (за каменистым мысом) протока в Малое Рогозеро.
Романпорог
После Рогозера на реке до следующего сложного порога Романпорога насчитывается 14 небольших порогов, опасных для байдарок множеством камней. Отличительной особенностью Романпорога является мост над ним и ледорез при входе в порог. Длина порога около полукилометра. Перепад уровней около восьми метров.
При прохождении его нужно предварительно внимательно просмотреть, в нужных местах выставить сигнальщиков, поскольку из-за большой длины порога и обилия маневров трудно запомнить линию движения, организовать страховку.
Наша группа прошла Романпорог не совсем удачно. Первый экипаж в составе двух человек сплавился благополучно, вторая байдарка с одним гребцом – тоже. Третья байдарка, тоже управляемая одним гребцом, с ходу наскочила на камень и накрепко засела. При попытке стронуть ее с места, байдарка перевернулась. Капитана выловили, байдарку тоже. На берегу организовали сушку подмоченных вещей и одежды.
Корнейпорог
Далее по реке встречаются несложные 43 и 44 пороги и 45 – Корнейпорог, перегородивший реку тремя ступенями. Главный слив его образован наклонной плитой. Перепад достигает пяти метров при длине 20 метров. Проходить порог в большую воду можно, что успешно доказала шедшая впереди группа москвичей.
Главный слив обнесли по правому берегу, а дальше байдарки провели. При подходе порог почти совсем не виден, слышен только сильный шум, поэтому нужно соблюдать известную осторожность.
Все следующие пороги, а их до железнодорожного моста 12, требуют повышенного внимания и высокой техничности при прохождении.
Мы закончили маршрут у железнодорожного моста через Поньгому. Отсюда в направлении на север в четырех километрах находится станция Кузема. Здесь нужно зарегистрироваться в поселковом Совете. У моста ежедневно в 7 часов утра останавливается почтово-багажный поезд, на котором можно доехать до станции Кемь, где пересесть на пассажирский поезд до Москвы. Можно также пройти до станции Кузема, где московские поезда останавливаются.
Маршрут при желании можно продолжить, если пойти до устья реки Березовка сначала от моста по Поньге до ее впадения в Белое море, затем по Белому морю. По реке Березовка подняться против течения до станции Кузема.
Выводы о путешествии и рекомендации другим группам
В целом, путешествие прошло успешно. Все участники показали хорошую физическую и техническую подготовку, и могут быть рекомендованы для участия в путешествиях более высокой категории сложности.
Данный маршрут можно рекомендовать туристским группам, имеющим определенную подготовку, поскольку большие открытые водные пространства Топозера, ряд сложных порогов на реке Поньгоме представляют определенную опасность.
На протяжении всего маршрута нет ни одного населенного пункта, поэтому продуктами следует запасаться на все время похода.
Особую осторожность следует соблюдать при передвижении по Топозеру. Не рекомендуется удаляться от берега более чем на 1 км. Двигаться следует вдоль наветренного берега, чтобы в случае аварии легко было до него добраться.
При непредвиденных обстоятельствах маршрут можно закончить раньше – в тех местах, где проходят автомобильные дороги. Это плотина у места волока из Топозера в озеро Левицкое, мост перед порогом Падун, мост перед Романпорогом, берег Вокшозера.
Выходить в море для продолжения маршрута до станции Кузема можно только в тихую погоду.