Поход выходного дня на Тянь-Шань… Ничего не соврав, документально-достоверно, из походного дневника, вашему вниманию предоставляются сведения о походе выходного дня на Западный Тянь-Шань в 1985 году, то есть о некатегорийном походе, группы туристов из Пензы.
Почему возникла идея этого похода? Ведь мы занимались спортивным туризмом, уже побывали и в «четверках» и в «пятерках». 1985 год. Горбачева избрали Генеральным Секретарем Всея КПСС. Уже был объявлен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Гласность и прочие атрибуты Перестройки появятся лишь через год. А песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен» стала будоражить умы молодежи только через два года. Но легкий ветерок свободы уже слегка пьянил мозги. Тогда мы еще не знали, каким тяжелым будет похмелье. Но нам захотелось «свободы». Чтобы, значит, не зависеть от графика и быть свободным в своих перемещениях. Тем не менее, руководителем группы Виктором Богословским был надлежащим образом оформлен маршрутный лист, зафиксированный Татьяной Тарасовной Мартыненко со всеми полагающимися печатями. А это означает, что наш поход выходного дня все-таки был официальным. Что из этого вышло, читайте в дневнике Игнатьева Александра.
Поход выходного дня в 1985 году на Западный Тянь — Шань
Группа общественных инспекторов по охране природы и окружающей среды (ГОИ) — филиал туристской группы «Сивки-Бурки».
Руководитель – Богословский, он же реммастер.
Завхоз – Хохлунова Людмила, она же буфетчица (упоительная женщина). Она же медсестра. Пока мы мало едим, завхоз нас уважает.
Фотограф и летописец, а также горнист и зонтиконосец – Игнатьев Александр. Страдает повышенной аксельбантностью. Весь в «рыгалиях». На нем висят брелок-градусник, ножницы складные, ножик, экспонометр и два фотоаппарата – «Смена» и ФЭД. С собой – самовар раритетный, дореволюционный,с медалями, горн пионерский, советско – социалистический, зонт черный, полуавтоматический.
Обман государства
27 – 30 апреля. В поезде. Самое интересное в поезде – это случай со студенческим билетом Людмилы. Студенческий она позаимствовала у знакомой. А когда проводник – узбек, проверяя проездные документы, спросил ее отчество, тут мы и пролетели. Эх, Милка, отчество свое не могла запомнить. Свои ФИО должен знать каждый человек! Результат – 13 рублей доплаты и 8 рублей штраф. За обман государства – как объяснил проводник.
Всю дорогу куражились. В кураже объявили Кзыл – Орду безъядерной зоной. Жаль, об этом не узнала широкая мировая общественность и жители города.
Напротив – эшелон в Афган. Техника, солдаты в плавках. На вагоне написано мелом – «Осторожно, злые люди!»
30 апреля. Ташкент – Чимган. Рано утром, за шесть рублей на извозчике добрались до Шастри – автовокзал. Здесь тучи сгущаются. Народ прибывает как цунами – неотвратимо и мощно. Но нас, пензюков, много. Вперед выдвинули Тюленева с его лысиной и легендой о рудниках в Магадане и других курортных местах. Все пензенцы уехали на одном автобусе.
В Чимгане все
Нас записали в спасатели
Первоначально мы планировали пройти «классику» — по «Алямскому кольцу». Но КСС во главе с Кабановым Геннадием, похоже нас загипнотизировали и мобилизовали в КСО, мы теперь – КСП ( контрольно-спасательный пост) №3. Нам даже выдали соответствующую печать. И отправили на Коксу для организации и контроля навесной переправы через реку после спуска с перевала Алям.
Та самая печать
Первомай решили отметить 30 апреля вместе со спасателями. Праздник удался. Этому способствовали шампанское и чашма. Из Вахурина получился хороший горнист.
Отмечаем Первомай. Из Вахурина получился хороший горнист. Крайний справа — Начальник КСО Кабанов Г.В. Вторая справа — Ольга Змачинская.
Пока мы праздновали в весельи и беззаботности, сидя под тентом, погода испортилась. Как –то неожиданно как загромыхает! Началось все сразу – мощно и неотвратимо огромными градинами.
Первой стало заливать палатку Вахурина. Тот, рванув на груди рубаху… одел куртку и стал рубить ледорубом обводные каналы. Вследствие этих действий селевой поток из грязи, града и воды, устремился в палатку Стехова. Хорошо устроились лишь Кабанов со Змачинской. Их семейная палатка мирно, не таясь, стояла на бугорке. Наконец эта мини сель добралась и до нас. Попеременно рубили каналы с Витьком. А как больно град бьет по телу! Но победить поток не удалось. Лежать в мокрой палатке не очень комфортно.
Стихия длилась два часа. Каково же тем, кто наверху? Без зависти, отнюдь, я думаю об этом.
Витек ушел проведать Вахурина и не вернулся. Спали с Милкой и Геной Шныревым, тесно прижавшись друг к другу.
Пейзаж на улице – весь побелел от града.
Говорят, я ночью изрекал что-то на неизвестном языке.
Первомай. Витек говорит – если погода плохая будет, не пойдем. В хорошую погоду мы КСО, а в плохую – ГОИ, то есть отдыхаем. Ведь у нас поход выходного дня.
Нашу группу усилили
Нашу славную группу «на троих» неожиданно «усилили» Ольгой Змачинской. У нее был в прошлом году «богатый опыт», когда Гена Кабанов таскал ее по Саргардонскому хребту. Учитывая повышенную лавиноопасность нынешнего межсезонья, Кабанов решил, что «богатый опыт» Ольги пригодится в нашей мобильной группе. Ну, теперь нам ничего не страшно! Одновременно с этим повысилась «околбасенность и осгущенность» группы.
Подходим к остановке автобуса, а из кафе Чернышов выбегает, даже шашлык не доел. Все обрадовались, как будто год не виделись.
На автобусе доехали до Бричмуллы. Прикупили хлеб. Ведь хлеб – всему голова. А голова в походе тоже иногда нужна, а не только ноги. Пример последовал тут же. Пошли не по той тропе. Залезли куда-то, там и зависли. В общем, без веревки не обошлось.
На Коксу множество отдыхающих. Как-то мимо нас проплыл волейбольный мяч. Почти такая же ситуация произошла с нами. Встали на отдых после реки Чавота. Перекус, самоварчик, то да се. Пошел я к реке. А Витьку вздумалось бросить мне кружку, чтобы я ему водички свеженькой набрал. Я не поймал. А кружка оказалась моя. И поплыла моя кружка, как тот волейбольный мяч, только все низом, низом.
Лирическое отступление, навеянное потерей кружки в водах Кок-Су, написанное вечером.
Песнь Кок-Су
Чуден Днепр при тихой погоде. А Кок-Су чудна хоть в дождь, хоть при луне. И ревет она одинаково при любой погоде. Жаль, не знаю местных наречий. Что такое Кок –Су? Может быть »река, несущая кружки ». Кок-Су –река повышенной мощности . Мы несем рюкзаки, а она способна нести все, что в нее попадет, и ей все равно – кружка ли это, волейбольный мяч или останки туриста .
Есть ли у Кок-Су душа? Есть, но она охлажденная, и потому попавшему в Кок-Су отнюдь не душно. Душа холодная и гордая. Нет, ты не позволишь, чтобы какой-нибудь удалец сплавился по тебе на вязанке хвороста. И спешишь ты в ущелье, смело несешь свои воды Чарваку-озеру, будто знаешь, что ничего не пропадает.
Марксист свое веское слово сказал:
Материя не умирает.
Погибнет турист, на могиле его
Огромный лопух вырастает.
Испарится вода в Чарваке, выпадет снегом в горах, из него народится новая, молодая Кок-Су. Будто знает, шельма, о круговороте воды в природе и поэтому смело и щедро уносит голубые воды свои из родных мест. Ты также шумно текла до нас, и точно также будешь шуметь, когда нас не станет. Нет, шумит она не из вредности, хоть крут и своенравен ее характер. Шумит она, потому что движется, радуется своему бытию. Шуми, шуми, Кок-Су! Может быть, наши дети пойдут по тропе вдоль тебя, удивляясь твоей
Но главное – ты ведешь к золотой Бричмулле, мечте всех жаждущих в походе, ведь как ни много воды в тебе, ты не можешь утолить жажды так, как утоляют ее в Бричмулле под чинарой.
Спасибо тебе, Кок-Су
Спасибо тебе, Кок-Су за то, что ты наша, советская, и может быть люди коммунистического будущего будут ставить палатки на твоих берегах.
И будут эти люди такими же чистыми в делах и помыслах, как воды твои,
Я завидую тебе, Кок-Су, что ты будешь шуметь и в будущем, когда обман в любых его проявлениях исчезнет. Как жаль, что я умру в бесчестном мире, как жаль, что я и сам грешен. Спасибо тебе, Кок-Су, за твою чистоту.
Ты мощна, ты грозна, но ты честна. СПАСИБО ТЕБЕ, КОК-СУ !
Вверх по Кок-Су
Вверх по Коксу идем не торопясь. Тропа несколько видоизменилась, кое-где камушки валяются размером с малогабаритную квартиру. Дождик собирается с утра, и только мы с Витьком добежали до Щели, только костер развели, как небо раскрыло свое хлебало. Вот тут мой зонтик вторично сказал свое веское слово. А дождь все сильнее, и этот фактор помог раскрутить завхоза на доппаек. Дождь дождем, а идти надо. Следующую ходку я прошел с зонтом в левой руке, потому что в правой – альпеншток.
Витек каждому встречному гордо объясняет, что он начальник КСП, и кто мы такие, зачем идем, куда идем и т.д.
А тропа глинистая «раскиселилась» – и мы все замызганы грязью по пояс.
Прибыли на пост
2 – 3 мая. На Коксу у Айрыка переправа кипит и без нас. Переправились сами и натянули свою, то есть спасательскую, веревку.
Теперь у нас две палатки. Женская – серебрянка, дай им бог дожить до серебряной свадьбы, и красная мужская – дай нам бог дожить до золотой.
Красную Вахуринскую поставили рядом с веревкой – чтоб не сперли, а то вдруг из Одессы группа пройдет. Прошел слух, что какая-то группа из Одессы подбирает все, что плохо лежит, и все, что хорошо стоит, но без присмотра.
Народ переправляется. Омичи, новосибирцы, куйбышевцы, тольяттинцы и другие. Веревка горит. Обустраиваем лагерь. Вешаем плакаты, пишем новые. Наш девиз: «Пусть выше тянь-шаньских гор взрастет из Пензы мухомор!»
Мужик переправился на нашу сторону, кое-как переполз по веревке, сказал «рахмат», вынул бутылку из-под водки и пошел за водой. Ищет мумие. Сочинили с Виктором песню «Туристушки – бравы ребятушки».
Туристушки, бравы ребятушки
Туристушки , бравы ребятушки ,
А кто ваши деды?
-Наши деды вкусные обеды ,
Вот кто наши деды!
…А кто ваши бабки?
-Наши бабки мозолистые пятки –
Вот кто наши бабки!
…А кто ваши мамки?
-Наши мамки рюкзаковы лямки-
Вот кто наши мамки!
…А кто ваши сестры?
-Наши сестры ледорубы остры-
Вот кто наши сестры!
…А кто ваши браты?
-Наши браты анораки рваты –
Вот кто наши браты!
…А кто ваши дети?
-Наши дети и ни те ни эти-
Вот кто наши дети!
…А кто ваши жёны?
-Наши жёны рюкзаки гружены-
Вот кто наши жёны!
…А кто ваши тёщи?
-Наши тёщи морды наши тощи-
Вот кто наши тёщи!
…А кто ваши тести?
-Наши тести спирту граммов двести-
Вот кто наши тести!
…А кто ваши дяди?
-Наши дяди мы в дожде и граде-
Вот кто наши дяди!
…А кто ваши тёти?
-Наши тёти по уши в болоте-
Вот кто наши тёти!
…А кто ваши внуки?
-Наши внуки вечны наши муки-
Вот кто наши внуки!
День был чудесный. Заполненный вперемежку развлечениями и делами, причем и то и другое было отдыхом. Приятная и непринужденная атмосфера царит в нашей маленькой компании, которая периодически разбавляется гостями. Кажется, такой и должна быть настоящая жизнь – неспешной, веселой и легкой. И люди должны окружать именно такие – беззаботные, улыбающиеся и всем довольные. В общем, сплошной праздник. Когда все, что делаешь – тебе не в тягость.
Через Алям к Чаткалу
4 мая. Тем не менее, чтобы жизнь на Коксу не казалась медом и не расслабляла, с утра мы с Виктором уходим на Чаткал. На перевал Алям забежали почти
Автор дневника на перевале Алям
Вниз к Чаткалу спускаемся
Бежим, дудим. При спуске на серпантине навстречу группа Ольги Маковской. Дудим – они чуть с испугу и неожиданности чуть назад не покатились!
Внизу навстречу меднолицый всадник. Лошадь такая дикая, что увидев нас, шарахнулась с тропы вверх по склону. «Меднолицый» интересовался маршрутными документами. Наши бумажки рассматривал с важным видом. Удовлетворился. Хотя, мне показалось, что он и читать-то не умеет.
Пришли на пасеку. Там в тени аксакалы чаек попивают. Пригласили нас. Молодой , который встретил нас на лошади, прислуживает. От былой важности не осталось и следа.
Аксакал предостерег – на мост не ходите. Заставят работу делать. А документы? «Э-э, народ – то темный, неграмотный», — говорит аксакал, а глаза хитрые-хитрые, с восточным прищуром.
А погода начала портиться. Тучи поползли из-за хребта с ужасающей быстротой. Мы ноги в руки – и бегом вверх по серпантину. Уже видно, как молнии хлещут в скалы.
Когда вернулись на Коксу, узнали, что Милка развернула там бурную деятельность – переправляет группы туда – сюда, да еще записи какие-то в маршрутки лепит. Витек аж схватился за свою кудрявую голову.
Прибывают пензенцы
Пришла Маковская «со-товарищи» на наш самовар. Принесли спирт – это, мол, к чаю. Славно посидели!
Потом спустились с Аляма пять ташкентцев, и оказалось, что у них вожачок один из тех, кого мы на Караарче спасали в 1982 году. Как тесен мир! Они снова шли по Караарче. Говорят, что в этом году воды гораздо больше.
Ниже по течению свалили березу, и теперь там многие группы и переправляются.
5 мая группа Маковской пошла на экскурсию на Голубое озеро. За ними увязались бердищевцы, прихватив с собой и наших девчонок. И тут пошли наши земляки-пензяки. Дудим, дудим. Губы уже болят, но фирму держать надо!
Рубим дровишки, готовим себе обед и…скучаем. Ибо – без женщин какое настроение? Наверное, потому и скучаем, что самим готовить приходится.
У нас дрова – арча. Они так приятно пахнут, что группа Маковской приходила меняться дровами.
Милка осталась на другом берегу с бердищевцами. И, главное – вместе с самоваром! Уж больно ей хохлы понравились. Фамилия ведь у нее такая – Хохлунова.
В дождь пришла группа Кондрашова – все промокшие и ободранные. Да еще злые. Кондрамед (это они Володьку так называют) завел их незнамо куда, ночевали на хребте на 3700. С маршрута их сняли, поход не засчитывают. Кондрашов залез в палатку и, высунув лишь голову, стал варить себе какао на примусе. С большим трудом отнял у них котел и вскипятил его на костре. Вечером пришли ташкентцы. Пытались выменять у меня сигарету за два кг манки. Отдал им бесплатно шесть штук.
6 мая. Утром нам привели Милку. Вроде в целостности и сохранности. По крайней мере, с виду все в порядке. Оказывается, они ночевали у пасечника.
Дорога в Бричмуллу
Мы с Витьком уходим – нам пора возвращаться, а Милка с Ольгой Змачинской остаются. Идем с группой Ольги Маковской.
Когда переходили мост через Айрык, увидели такую картину – пасечник вылавливает мешок, стоя по колено в реке. Витек бросился помогать. Оказывается, ишак упал в воду, сам вылез, а тюки поплыли и зацепились за корягу.
Бердищевцев мы догнали довольно быстро. И с этого момента погода почему-то стала портиться. Пошел дождь. Так и шли под дождем – тропа «раскиселилась». Лишь один раз встали на холодный перекус.
У водопада навстречу нам мужик, девочка, корова и теленок. Аборигены попросили помощи. Я перенес теленка на руках через ручей – воды по колено. Следом бердищевцы идут, и при переходе через этот ручей несколько девчонок даже упали в воду.
А дождь все идет. В одном месте, где был провал – тропа вдруг оказалась на два метра ниже, было круто и глинисто. Витек орет Ольге: «Давай, на заднице спускайся!» А она в ответ: «Я грязная буду!» И тут Виктор изрекает: «Лучше быть грязным и живым, чем мертвым и чистым!»
Дождь закончился, когда дошли до Чавоты. Мы с Виктором рванули в Бричмуллу. Взяв «чашмы» и последнюю буханку хлеба, вернулись.
Сидим в виду Золотой Бричмуллы довольные, живые, а мы с Виктором особо жизнерадостные. Ведь мы в Бричмулле пива попили. Конечно, под Чинарой.
На бердищевцев напала бацилла блинопечения. Болезнь закончилась далеко за полночь. Ах, как звезды горят, как таинственно мерцают!
Прощайте, Тянь-Шаньские горы!
7 мая. Проза кончилась, поперли рифмы.
Раннее утро, 15 минут шестого,
Быстрые сборы – полчаса и готовы.
Вот уже бричмуллинские заборы-
Прощайте, прощайте, тянь-шаньские горы!
Ташкент, вокзал, камера хранения,
Базар, плов, пиво до одурения.
Все на Восточном базаре нам в диво!
Нищие живописны – им комплимент,
Тюбетейки и джинсы – все это Ташкент!
8 – 10 мая. Ташкент – Куйбышев – Пенза. Отмечали в поезде дни рождения Ольги Маковской и Виктора Богословского.
В Пензе поздно вечером нас встречают. Кого с цветами, кого с пивом, а меня с дочкой. Закон диалектики: встречают с большей радостью, чем провожают. Даже если это был всего лишь поход выходного дня.
Постскриптум.
Много лет спустя, уже в 21 веке, про поход выходного дня автор дневника написал стихотворение.
Воспоминание о походе выходного дня на Тянь–Шань, Милкином самоваре и горне.
Помню, был поход
Выходного дня,
А какой народ —
Все мы как родня.
Среди нас Витёк,
Кудрявость в нём и прыть.
Одной рукою мог
Из четверти налить.
Тут же Милка-сан,
Бабочек знаток,
На японских снах
Сдвинута чуток.
И ещё была
Ольга среди нас.
Пахла и цвела –
Помню, как сейчас.
Среди Вас и я,
Был без седины,
Уходил в поход
Вечно от жены.
Но ещё был член
Чудной группы той,
Сразу брал нас в плен,
Как встанем на постой.
Звали Самовар –
Гость из старины.
Он — как божий дар,
Раритет страны.
Был он блеском чист,
Коль его потрёшь,
Стар и медалист,
В общем, всем хорош.
Чаем нас поил –
Щедро, от души,
Он нам будто был
Вместо анаши.
Он туристов всех
Собою удивлял,
Он имел успех,
Фишкой нашей стал.
Горн ещё там был —
Самовару брат,
Дуть, что было сил
Был безумно рад.
Было всё давно,
В прошлом веке аж,
Кому-то всё равно,
Скажет: «Антураж».
Мне же очень жаль
Светлых тех деньков.
Кто б освободил
От нынешних оков?
Мы б тогда с Витьком
Залезли на Алям,
Стали бы пугать
Сверху разных дам.
Встрепенулись бы
Алямские цветы…
Если б да кабы…
Помню я, а ты?
Двадцать первый век,
На дворе – кошмар.
Не забыть вовек
Милкин самовар…
Помнишь ли ты, Мила,
Тянь-Шаня колера?
Как давно всё было,
А будто бы вчера …
Путешествие в горы, даже если это всего лишь поход выходного дня, требует от участников определенной подготовки — физической и специальной. Фирма
(2) комментария