Пензенские велосипеды были известны по всей стране. В музее завода ЗиФ сохранились сведения о велопробеге Пенза-Москва в далеком 1928 году на первых выпущенных заводом велосипедах.
ЗВЁЗДНЫЙ ВЕЛОПРОБЕГ
Из первых 10 собранных велосипедов 5 были отобраны для испытаний, по программе разработанной Патрубтрестом, реализовать которую было поручено группе опытных велогонщиков из спортивного общества г. Москвы. В пробег — испытание были отправлены веломашины с номерами рам №№: …1;…2;…5;…7;…9 — новые, до пробега не работали. Полностью номера рам не показаны с целью сохранить интригу.
На этих велосипедах работали велосипедисты — испытатели (такой статус они получили): Колосов, Ульянов, Заяц, Бушнин, Богомолов — известный в то время велогонщик. Товарищ Командор команды т. Колосов. Перед стартом был произведён тщательный визуальный осмотр всех 5 машин, с фиксацией замеченных отклонений в специальный журнал.
3 августа 1928 года в 5 часов вечера был дан старт.
Из журнала пробега и “ Докладной записки о велопробеге Пенза — Москва”.
Из фонда ГАПО
3 АВГУСТА
В 5 часов вечера дан старт — моросил дождь. Проехали до села Весёловки, дождь усилился, пришлось остановиться ночевать. Ещё не заснули, как у одной из машин что-то треснуло, утром при осмотре оказалось — лопнул шатун в месте клинка. Не имея с собою запасных шатунов пришлось звонить тов. Курочкину о высылке таковых, кот. были доставлены через 1-1,5 часа.
4 АВГУСТА
Заменили шатун и, имея с собою в запасе выехали из Весёловки в 11 часов дня. Шёл дождь, дорога невозможная. на колёса налипает грязь, препятствуя вращению. С трудом местами едем — местами идём пешком, затрачивая при этом много времени на очистку колёс от грязи. Проехали около 65 км. остановились в селе Фёдоровка.
5 АВГУСТА
Ввиду дождя и грязи на просёлочной дороге ехать стало не возможно. Решили изменить маршрут и ехать параллельно ж/д полотна, по дорожке для пешеходов. Из Фёдоровки через Каменку выезжаем на ст. Студенец. От грязи и по этой дороге мы не избавились, за исключением того, что с изменением почвы грязь не стала налипать на колёса. За этот день мы доехали до ст. Пачелма.
6 АВГУСТА
Выезжая из Пачелмы продолжая путь весь день под дождём — мы покрываем расстояние в 125 км. доехав до Моршанска.
7 АВГУСТА
Выехали из Моршанска в 9 часов утра. Дорога хоть и грязная, но погода благоприятствует — дождя нет. Покрыв расстояние в 100 км. остановились на ст. Кензино, не доехав км. 20 до Ряжска.
8 АВГУСТА
Выезжая из Кензино, до обеда едем под периодическим — после обеда под сильным дождём и покрываем расстояние в 95 км. Останавливаемся на ст. Строжилово в 45 км. от Рязани.
9 АВГУСТА
Выехав со ст. Строжилово проехали Рязань. Остановились за Рязанью в 25 км., покрыв расстояние в 70 км.
10 АВГУСТА
Выбравшись от Рязани на шоссейную дорогу, положение наше улучшилось. Дорога грязная, но гораздо устойчивей для езды, колёса скользят меньше.Под сильным дождём мы покрываем расстояние в 130 км., не доезжая до Москвы 40 км.
11 АВГУСТА
Выехав с последней остановки при хорошей погоде и не доехав до Москвы, остановились наскоро помыть машины. Около часу прибыли на скаковой стадион, где нам был дан финиш и где мы были тепло встречены как представителями от завода так и членами ВСФК.
Закончив наш трудный звёздный и испытательный пробег 7,5 дней, мы ехали на сплошной грязи и воде, 6 дней ехали под дождём, при таком положении во все движение велосипеда неизбежно должно попасть грязь, вода и песок, что вредит и подвергает к преждевременной разработке подшипников, у наших же машин разработок подшипников мы совершенно не наблюдали.
Трудности пензенские велосипеды выдержали
Грязь и песок также губительно должны были — бы отразиться и на всём состоянии машин. Ввиду скольжения по грязи и уравновешивания машин от падения с машин, приходилось брать максимальный запас прочности. При этом падения всё таки были неизбежны и падали в разнообразном виде. Падали на ровной дороге — летели и под откосы. Падали с высоких насыпей, срываясь с пешеходной дорожки, при этом как машина так и велосипедист летят до низа кувыркаясь. Много было падений и через руль, когда переднее колесо неожиданно влетало в прорытую яму. Падения доходили до смешного, когда один из участников падает отвесно в овраг двух саженей глубины (4 м.). Не мало падений было коллективных — тогда как передний, соскользнув,падает, за ним следующие летят через него. При этом получается целая куча в безпорядке лежащих машин.Всех же падений было до сотни на каждого.
Падения, грозившие изгибам рамы, поломкой рамы или передней вилки, принесли нам изгиб передних вилок у двух машин, изгибы боковые, которые удалось выправить в дороге.Падения, грозящие погнутию или излому кареточным осям — шатунам или педальным осям, принесли нам излом одной кареточной оси. Где по излому видно, что 40% излома свежий, 60% было покрыто окислением. По чему можно судить, что трещина в оси была раньше.
Грубых недостатков машин в дороге не выявлено, не касаясь термической обработки, которую можно выявить большим расстоянием пробега.
Мелкие недостатки
1) Необходимо усилить край загиба щитков — края слабоваты и от тряски выпучиваются.
2) Производить сверловку дыр в ободе до никелирования, а не после, так как места дыр остаются не заникилерованными и окисляются, что способствует преждевременному прорыву обода ниппелями.
3) Необходимо переконструировать верхнюю гайку руля, сделав завёртывание её при помощи ключа.
К месту назначения машины прибыли в порядке, где они попали под критику большого количества участников звёздного пробега и где можно было слышать только удовлетворительные
Участник пробега______п/п_______________(подпись не разборчива).
20.08.1928 года.