Отчет о водном туристском путешествии пензенских туристов 3 категории сложности (Реки Северного Урала), совершенном с 24 июля по 22 августа 1975 года. Маршрут по рекам Подчерье, Понью и Щугор.
Руководитель группы Семенов Г.П.
Состав экипажей:
1 байдарка – Семенов Г.П., Семенов Е.Г.
2 байдарка – Рахимов К.Ш., Рахимова Л.Н.
3 байдарка – Тычков В.И.,Севостьянова Т.К.
4 байдарка – Гладков С.В., Терехина Г.Г.
5 байдарка – Гладков В.С., Яблонская Т.В.
Описание маршрута
26.07.75
Поезд прибыл на станцию Печора в 21.34. От станции до пристани 6 км, ходит рейсовый автобус. Мы воспользовались для перевозки своего солидного снаряжения завербованной автомашиной, которая доставила нас к пристани.
На берегу у места причала теплохода поставили мы свои палатки и провели первую ночь на Печоре. Но это была необычная для нас ночь. Малиновый диск солнца, чуть коснувшись горизонта, медленно катился по кромке земли, озаряя спящий город своими нежно-багровыми лучами, разливаясь многоцветьем тонов по небесной лазури. Мы бродили по пустынным улицам Печоры, осматривая окрестности, с высокого берега любовались рекой Печорой, по которой то и дело скользили теплоходы, баржи, толкаемые буксирами, лодки рыбаков.
На берегу р. Печоры. Памятник первопроходцу Русанову
В 6.30 взяли билеты, позавтракали.
В 7.20 прямо к нашим рюкзакам врезался в прибрежную гальку нос теплохода. Погрузка снаряжения на теплоход велась своеобразно: с байдарками и рюкзаками за плечами, цепляясь за бортовой поручень лицом к борту мы пробирались вдоль всего теплохода от носа до кормы по привальному брусу, и складывали свое снаряжение в кормовой части на крышу теплохода. В 7.40 теплоход с водометными движителями, упираясь в тугие звенящие струи воды, сполз с гальки и помчал нас вверх по реке Печоре.
В Подчерье прибыли с некоторым опозданием, так как на одном участке реки долго ползали по бревнам, плывущим по реке.
Начало маршрута
Выгрузились в 16.10 на острове, напротив устья реки Подчерье – здесь на высоком берегу, метрах в 100 от места выгрузки, есть поляна для сборки байдарок.
Дали телеграммы о выходе на маршрут, закупили хлеб и собрали байдарки, поплыли вверх по реке Подчерье, чтобы отплыть немного от поселка, и встать на ночлег. Мощное течение сносит байдарки, и, несмотря на усиленную работу веслами, байдарки еле двигаются вперед. Пристаем к крутому левому берегу – правый до самой воды зарос густым кустарником. Ведем байдарки корабликом с берега. Но вот и на левом берегу заросли кустов. В этом месте река сузилась, и мощная тугая струя не позволяет идти на веслах.
По реке на моторной лодке катаются местные ребята и, видя наши тщетные усилия проскочить эту быстрину, предлагают нам отбуксировать байдарки на два километра вверх по течению.
Цепляем две байдарки к лодке, и отправляем с ними нашего представителя. Вот лодка возвращается и забирает еще три байдарки.
Стемнело, наступила белая ночь. Пройдя по дороге около двух км, мы подошли к местному аэродрому, прошли через его поле и вышли к реке, где пристали наши байдарки. Здесь, на береговой террасе, на левом берегу поставили наши палатки, поужинали и легли спать.
27.07.
Позавтракали, свернули лагерь, готовим байдарки в далекий путь вверх по реке Подчерье.
Байдарка для буксировки была оснащена носовой и кормовой бечевой. На двух байдарках бечева крепилась за нижнюю часть шпангоута с последующей обвязкой петлей на носу и корме.
На трех байдарках бечева крепилась следующим образом: конец бечевы пропускался в рым форштевня, затем через отверстие для мачты и натяжную петлю деки и привязывался к нижней части второго шпангоута. Аналогично крепилась и кормовая бечева. Острые кромки в отверстиях рымов были заполувалены круглым напильником. При таком закреплении бечевы тяговое усилие передавалось каркасу байдарки, а в рыме бечева свободно скользила в продольном направлении, не нагружая растягивающим усилием оболочку.
Для бечевы использовались трехмиллиметровые витые капроновые шнуры длиной 40 м. Свободные концы бечевы наматывались на челнок, изготовленный из дощечек подобранного на берегу ящика. Лучше такой челнок сделать заранее.
В форштевень и ахтерштевень до установки их в оболочку были поставлены камеры для боксерских груш, надутые до диаметра 350 мм.
Все снаряжение, которое должно быть сухим, упаковывается в продолговатые ящики из детской клеенки и размещается в байдарке таким образом, чтобы не мешать при посадке и высадке из байдарки и не создавать помех при управлении байдаркой.
Начало долгого бечевника
Переправились на другой берег, где русло у берега заросло белокопытником – большими водяными лопухами.
Течение в лопухах потише, и байдарки медленно продвигаются вперед. За поворотом лопухи на правом берегу кончаются, но по берегу идти нельзя – заросли кустов. Переплываем на левый берег, проводим байдарки через перекат и тянем байдарки с берега на бечеве корабликом. Матрос тянет байдарку за носовую бечеву, капитан кормовой бечевой направляет байдарку на нужный курс.
Лагерь у ворот Вуктылпармы на р. Подчерье
В 19.40 дошли до ворот Вуктылпармы, течение в воротах позволяет идти на веслах. На левом берегу за отвесным утесом удобная поляна для лагеря, где мы и остановились на ночлег.
28.07.
Продолжаем двигаться верх по реке. Пологие берега чередуются с обрывами. То тянем байдарки корабликом, то садимся в них, обходя заросшие кустарником берега.Идем по левому берегу, обходя байдарками заросли лопухов.
Почти на всем протяжении берега заросли лопухами
Тактика движения байдарок корабликом в основном сводится в правильном выборе длины бечевы. На спокойных участках байдарку тянул капитан, матрос управлял байдаркой. Если сложные участки, матрос тянул, а капитан управлял байдаркой. На свободных от препятствий участках реки носовая бечева распускалась на 20-25 м. Рулевой с кормовой бечевой шел в 3-5 м сзади ведущего, принимая таким образом часть тягового усилия на себя. На участках реки с подводными и надводными камнями рулевой выбирал длину бечевы такой, чтобы идти в 1-3 м впереди носа байдарки, выбирая для нее безопасный путь в русле реки.
Рулевой не должен идти на уровне кормы, хотя в этом положении байдаркой управлять легче, но рулевому плохо видно путь перед байдаркой, и она часто натыкается на подводные камни. В этом случае все тяговое усилие передается ведущему, он быстро устает и уменьшает скорость движения.
Угол атаки байдарки по отношению к направлению течения выбирается в зависимости от скорости течения реки. При малой скорости угол атаки А принимается около 10 град. При большой скорости течения Угол А принимается минимальным, но позволяющим удерживать байдарку на нужном курсе. Большой угол А увеличивает нагрузку на ведущего. При слишком малом угле байдарка часто теряет курс и устремляется к берегу или заходит в лопухи, откуда ее трудно выводить на чистую воду.
На 22 км река разделяется на три протоки. Идем по средней, через мелкие перекаты вброд, ведя байдарки.
На 23 км деревня Орловка, состоящая из двух жилых домов, напротив нее остров. Прошли левой протокой по левому берегу, не заходя в Орловку. На 28 км остановились на ночлег.
29.07.
Идем в основном по правому берегу, по хорошей тропе. Два раза садились в байдарки, обходя скалы, выгребая на веслах против сильного течения.
Обрывистые берега р. Подчерье на 32 км.
На 36 км порог Кожвелдор. Прошли по правому выпуклому берегу. Вот здесь и пригодился опыт предыдущих дней на точность проводки байдарки по намеченному курсу. Мощные тугие струи, разбиваясь о разбросанные в русле реки камни, грозно шумели на пороге. Экипажи второй и четвертой байдарок не сразу попали в нужную струю, ставя в отдельные моменты байдарку в критическое положение – поперек струи. Порог прошли все байдарки без аварий.
Через заросли белокопытника
Сильно затрудняют передвижение и снижают темп движения заросли белокопытника – больших водяных лопухов в русле реки. На некоторых участках ширина зарослей лопухов достигает 30 м. На таких участках бечева, провисая, цеплялась за лопухи, и байдарка застревала в зарослях.Приходилось пробивать байдаркой, как ледоколом, путь в зарослях, подталкивая ее за корму. Там, где заросли были пореже, протаскивали байдарки сквозь лопухи. На отдельных участках байдарки проводили между зарослями лопухов и кромкой берега.
На 38 км остров, проходим правой протокой. В конце острова на правом берегу избушка. Обедаем около нее и продолжаем путь. Переплываем на левый берег, правый метров на 20 зарос лопухами.
Лагерь на левом берегу р. Подчерье у скалы «Пик»
На 43 км устье реки Летней. Переплыли на другой берег, потом опять на правый берег. Берег сырой, отовсюду сочится вода. Впереди на левом берегу торчит скала в виде пика, а рядом видна поляна. Переплываем на левый берег и останавливаемся на ночлег. На поляне высокая, около 180 см, сочная трава.
30.07.
Приходится идти то правым, то левым берегом. На участках, где скалы подступают вплотную к реке, приходится идти по воде или садиться в байдарки и выгребать против сильного течения. В местах, где берега заросли кустарником, а река имела достаточную глубину, превышающую высоту сапог, приходилось садиться в байдарки и выгребать во всю мощь своих моторов, идя по кромке зарослей лопухов, где течение несколько замедляется.
Против сильного течения р. Подчерье по кромке лопухов
Байдарки прорезают лопухи на р. Подчерье. Впереди гора Тимаиз
На перекатах с бурным течением приходилось брести по зарослям лопухов, ведя за собой байдарки. Впереди, справа, на левом берегу показалась гора Тимаиз, высотой 693 м. На 60 км на левом берегу останавливаемся на ночлег.
31.07
Идем дальше по левому берегу, байдарки как ледоколы прорезают густые заросли лопухов. Все чаще попадаются перекаты, мелеет река. С утра тучи комаров атакуют нас, протираем открытые участки тела ДЭТой, комары отстают. Полчища слепней, оводов в желтую полосочку с прозрачными сферами глаз, зеленые и зеленоглазые твари разных мастей и калибров жужжат перед нашими носами — все хотят жрать.
Впереди небольшой участок скал. Садимся в байдарки, переплываем живописный скалистый берег. Капитан третьей байдарки обнаружил течь, пристаем к берегу на ремонт. Разгружаем байдарку, в носовой части – небольшая пробоина. Капитан с реммастером приступают к ремонту, остальные изучают окрестности. Матрос первой байдарки выловил парочку хариусов, засолили их.
Ремонт закончен, плывем дальше. На 69 км в устье реки Тименки встали на обед. Пока варился обед, матрос первой байдарки выловил еще 5 хариусов. Пообедали.
Над нами вдруг начал кружить вертолет, вот он идет на посадку на полянку на противоположном берегу. Из него выскакивают пилоты, грузят выловленную заранее заброшенным сюда представителем аэрофлота рыбу. Взревел мотор и вертолет, оглушая окрестности своим ревом, улетел.
А мы пошли дальше, потянув байдарки по левому берегу. Река делает крутой изгиб и течет под уклон на перекате, и снова лопухи.
День чудесный, жарко, но полностью раздеться не дают огромные слепни и оводы. Днем комаров сдувает ветерком. Переплываем на правый берег, потом на левый и в устье ручья с Тимаиза на 76 км останавливаемся на ночлег.
1.08.
Продолжаем движение вверх по реке Подчерье. Опять продираемся сквозь заросли лопухов, переплываем на байдарках особенно заросшие участки, перегораживающие реку более чем наполовину.
Р. Подчерье больше чем наполовину заросла лопухами
Прошли избушку на правом берегу, чуть выше устья р. Малого Емеля, прошли еще немного и на просторном мысе, обдуваемом ветерком, встали на обед. Рыбаки пошли на перекат половить.
В обед попробовали засоленных вчера хариусов – хороши. Капитан пятой байдарки поймал небольшую семгу. Испекли ее в костре и попробовали.
Потянули байдарки правым берегом, перекат следует за перекатом. Ярко светит солнце, дует легкий ветерок, сдувая комаров. Зачастили обрывистые берега, а местами отвесные скалы. Приходится садиться в байдарки и усиленно грести против сильного течения. Река мелеет, в русле все больше камней. Идем правым берегом, протаскивая байдарки сквозь заросли лопухов.
Переплыли р. Камчатку и, пройдя поляну в конце ее на правом берегу, напротив переката встали на ночлег.
2.08.
Завтракаем под веселое журчание реки на перекате. Ярко светит на безоблачном голубом небе солнышко и здорово пригревает. Пятая байдарка клеится – где-то течет старая-престарая, залатанная оболочка.
Берега реки поросли еловым с примесью березы и осины, лесом. Острова разделяют реку на протоки, заросшие лопухами. То садимся в байдарку и гребем через глубокие плесы, то бредем по мелководью через перекаты, которые следуют один за другим. Идем то по правому, то по левому берегу, то по гальке очередного острова.
Обедаем на одном из островов, расположившись на галечном пляже.
Плывем, идем где возможно, вперед и вперед. Миновали очередной остров, пошли справа левой протокой. Перебрались через перекатик перед следующим островом. По берегам кусты, течение позволяет идти на веслах.
Кончился остров, река течет в одном русле мощным потоком. Гребем изо всех сил, а вот очередная протока. Входим в левую протоку и понимаем, что это река Большой Емель. Плывем метров 400 по Большому Емелю, и вот справа на левом берегу показалась изба, баня, большая поляна.
Пристаем к обрыву берега высотой около метра. Берег грязный, илистый. Выгружаемся, вытаскиваем байдарки. Палатки ставим на высоком берегу на зеленой лужайке. Затопили баню, варим ужин. Поужинали, помылись в бане, приняли освежающую ванну в реке и, посидев у костра, пошли спать.
3.08.
От большой избы из четырех комнат осталась одна, где можно ночевать, в остальных разобраны полы и выбиты окна. Над баней разобрана крыша, но осталось чердачное перекрытие и камин с котлом – мыться можно.
Сегодня отдыхаем – пройдено 105 км по реке Подчерье. День чудесный – на небе ни облачка, дует легкий ветерок, отгоняя комаров. Все занялись ремонтом снаряжения. Потом некоторые желающие пошли побродить по дебрям. Ягод нет, грибов мало, в избытке лишь комары, оводы и слепни.
В избе ночевали трое туристов из Тольятти. Их забросили сколько возможно вверх по реке на моторной лодке и сюда они дошли. Утром они ушли, подхватив свои объемистые рюкзаки, на северо-северо-восток, к реке Тельпос.
Пообедали, отдыхаем. Экипажи первой и третьей байдарок занялись заготовкой дров, затопили баню. Матрос первой байдарки на чердаке избы нашел местечко, где нет комаров и мух, где можно спокойно посидеть в холодке, обозревая окрестности. Вскоре на чердак перебрались все.
С крыши избы открывается панорама Уральских гор, к которым мы завтра продолжим путь.
Поужинали, желающие пошли париться и нырять в студеные воды р. Б. Емель.
4.08.
Встали в 7.00, в палатке температура поднялась до парной бани, хотя солнце стоит чуть выше хребта. Снаружи палатки стоит несмолкаемый гул эскадрилий мух разных мастей, и как только высунешь нос из палатки, они тут же атакуют открытые части тела – здорово и чувствительно кусают.
В 9.00, позавтракав, плывем дальше. Берега поросли кустарником, река скрылась в лопухах, стала мельче. Идем по руслу реки, тянем свои корабли. Река течет сплошным перекатом, переходим с берегом на берег, где удобнее тянуть. Вот долина расширилась, река разделилась на протоки. Правая закрыта лопухами, в левой шумит перекат. Проходим его, и в заливе в 14.00 встаем на обед.
В 15.05 пообедали, двинулись дальше. Река мелеет, на отдельных участках глубина около 20 см, бредем по руслу. Берега заросли кустарником и деревьями до самой воды. У экипажей второй и четвертой байдарок наклейки из клеенки на сапогах порвались, им приходится черпать короткими сапогами холодную водичку реки. Берега пошли низкие – правый с еловым лесом, левый – с березовым редколесьем и кустарником.
Вот на правом берегу небольшая полянка с высокой густой травой, встаем на ночлег в 19.10.
Пока выгружались и ставили палатки, трава стала мокрой – выпала роса. Развели большой сушильный костер, ужинаем.
5.08.
С утра подвели итоги вчерашней сушки. Поджарились сапоги Гладкова В. С., штаны Терехиной, обгорели носки Тычкова.
Река виляет из стороны в сторону, выписывая петлю за петлей, бредем по галечным отмелям. Вот река поворачивает на восток. Проходим ручей Семицветный, и на левом берегу увидели кострище – причалили на обед. На юг от реки большая заболоченная поляна, а дальше горные хребты Уральских гор.
Пообедав, идем дальше. Петляет река, глубина около 20 см, ширина реки около 10 м. В отдельных местах на плесах глубина увеличивается. Река разбивается на протоки, образуя острова. Крутой вираж слева с узким потоком сквозь кусты, а справа река разлилась по отмели, образуя мелкий перекат. В середине узкий проход и резвая струя, где можно провести наши корабли. Встав с обоих сторон прохода, проводим одну за другой байдарки. Капитан пятой байдарки идет в крутой вираж, берет разгон в кусты и получает пробоину сантиметров 30 длиной.
Встаем чинить. Через 1,5 часа плывем дальше правой узкой протокой, левая делает большую петлю. На левом берегу заросли красной смородины, но ягод мало – насобирали на компот.
Река стала совсем мелкой, в русле много камней, подъем стал круче, течение бурлит на валунах, приходится тащить байдарку между камней. Вот справа на левом берегу небольшая вытоптанная площадка и вывеска на елке – изба Фишмана. Пристаем, выгружаемся. На крутом берегу, среди елей, несколько кострищ и место для лагеря.
Первый этап маршрута – подъем по р. Подчерье закончен.
Пройдено 136 км за 9 дней, плюс день отдыха.
Рядом стоит группа рижан – трое мужчин, идут на надувном понтоне. От избы остались одни гнилушки.
6.08.
Разбудила барабанная дробь по крыше палатки. Первый дождь на маршруте. Над костром повесили пленку – печем блины. Завтракаем, а дождь поливает. Хмурые лохматые тучи окутали окружающие горы. Потом подул ветерок, развеял тучи, дождь прекратился. Разбираем байдарки, готовим к укладке рюкзаки.
От третьего варианта волока, который планировался, пришлось отказаться. Группа рижан сходила по этой тропе на разведку и посоветовала не соваться туда. Тропа на много километров заболочена.
Пошли по второму варианту волока, описанному в книге Кеммериха «Северный Урал». Взяли с собой байдарки и часть груза. От избы Фишмана пошли по едва заметной тропе по азимуту 150. Через гору с отметкой 562 с юга на север идет просека. Тропа пересекает просеку и идет по кромке каменного склона горы. Здесь мы, потеряв тропу, отклонились южнее тропы, прошли не по тропе, идущей по седловине, а выше, по каменному склону горы и, дойдя до ручья, не нашли тропу.
Пообедали, перешли ручей, текущий в овраге, заросшем густым лесом, и продолжили движение на юг. Отклонившись вправо, снова вышли на просеку, с другой стороны дороги. Левый берег ручья притока Семицветного, куда мы попали, сильно заболочен, зарос густыми зарослями кустарника и смешанного леса.
Чтобы не уходить дальше с тяжелым грузом, решили спуститься к ручью по просеке и, оставив здесь груз, возвратиться в лагерь, так как было уже 16.00. Основная группа пошла в лагерь кратчайшим путем по просеке, а три капитана пошли искать тропу, двинувшись вверх по ручью, прошли с километр и вышли на тропу.
В лагерь возвратились по тропе на север до р. Подчерье. Несколько километров до реки и по берегу реки тропа сильно заболочена. Мы правильно сделали, что не пошли по ней с грузом.
У просеки мы догнали основную группу и вместе возвратились в лагерь.
7.08.
Позавтракав, уложили в рюкзаки оставшееся снаряжение и в 9.30 пошли по знакомой тропе. Теперь у нас была схема волока, оставленная прошедшей ранее Куйбышевской группой туристов, и которая вчера была у рижан. Срисовали схему и оставили ее на елке в кармане из полиэтиленовой пленки.
Тропа идет по границе каменной россыпи горы к первой седловине, спускается к притоку ручья Семицветного, переходит на левый берег ручья. В 11.00 мы дошли до ручья. Дальше тропа идет вдоль ручья по левому берегу. Ручей питает небольшой ледничок, который виден с тропы. Тропа пересекает небольшой заболоченный участок и ручеек и постепенно отходит от притока р. Семицветного, лес редеет, переходит в березовое редколесье и скоро кончается. Прямо впереди видна каменная громада горы Пеленер, а справа перед горой – перевал. Тропа перед подъемом на перевал кончается, каждый идет, где ему нравится. Склон покрыт мягкой травой и мхом, на отдельных участках большие россыпи крупных камней.
На перевале
В 14.00 мы на перевале, высота его 960 м. Отсюда видны все четыре горы и долина ручья Семицветного, и даже долину реки Подчерье, уходящую вдаль. Перевальная точка мало заметна. Перевал пологий, седловина довольно широкая и имеет спуски в другие боковые долины. После перевала надо пройти около 600 м по азимуту 170, а затем по азимуту 100 идти до ручья.
При хорошей погоде со склона за перевалом просматривается вся долина ручья и реки Пеленьи до реки Понью. Серебристые ленты их четко выделяются на темнозеленом таежном фоне.
Ручей питается из снежника, лежащего в глубоком овраге. Вскоре на левом берегу ручья появляется тропа.
Спустившись в зону леса, останавливаемся на обед. Дальше тропа, пройдя березовое криволесье, переходит на правый берег речки Пеленьи, чуть выше в которую впадает ручей. Здесь уже начинается тайга. Примерно через 5 км тропа, идущая по правому берегу р. Пеленьи, выходит к реке Понью. Ниже устья р. Пеленьи несколько полян для сборки байдарок.
8.08.
Ночью и утром лил дождь и с выходом несколько задержались – вышли 10.15, налегке и быстрым маршем пошли вверх по долине к перевалу. Холодно. Гора Пеленер и перевал за ночь покрылись снегом. Идем все выше и выше по тропе, вот и граница снега. Снег мокрый, хлюпает под ногами.
Перевал и окружающие его горы закрыты облаками. Входим в облако и берем направление по каменным турам, идущим через весь перевал. Толщина снега на перевале доходит до 15 см. Мы идем в ботинках, сапоги в долине в упаковках байдарок. Ноги от раскисшего снега мокры и ледяная стужа пробирается от него по всему телу. Идем без остановок. На перевале еще холодней. В сплошной завесе облаков не видно очередного тура, и мы петляем по перевалу.
Начался спуск, и мы помчались вниз. В разрывы туч стала просматриваться долина р. Семицветного. Скоро снег остался позади, но в долине после дождя все мокро, по тропе журчат ледяные ручьи, и мы без остановок шагаем все дальше.
Вот и ручей. Переправляемся на его правый берег и, спустившись вдоль ручья 1 км, доходим до просеки, переходим опять на левый берег, где мы оставили свои байдарки и рюкзаки, покрытые полиэтиленовым тентом. Одеваем сухие носки и сапоги.
Последний рывок
В 15.30 двинулись в обратный путь по левому сильно заболоченному, заваленному буреломом и заросшему высокой травой, берегу. Вышли на тропу, где у ручья место для костра. Пообедали.
В 17.00 двинулись в путь. Тяжелые упаковки и рюкзаки врезаются в плечи. Мы медленно бредем по размокшей тропе все выше и выше. Ветерок разогнал тучи, выглянуло солнце, стало теплей. Дошли до границы снега, остатки его размокают под лучами солнца.
Проходим перевал, пошли вниз, а сзади на перевал надвинулась лиловая лохматая завеса облаков, холодное дыхание ветерка с перевала подгоняет нас. Темнеет, мы спешим вниз, в долину, но тяжелый груз давит на плечи, в ногах чувствуется усталость.
Перешли реку Пеленью и на ощупь шагаем по тропе. Наконец дошли до Понью, занялись ужином. Переоделись в сухое.
9.08.
Окружающие хребты и горы покрыты снегом. Холодно. После завтрака занялись сборкой байдарок. Упаковываемся, собираем байдарки. Собрались тучки, брызгает дождь.
После обеда свертываем лагерь. Поплыли капитаны, матросы шагают по берегу. Река Понью сплошной перекат, мелко, много камней в русле. Капитаны второй и четвертой байдарок в коротких сапогах. Сдерживают движение.
Прошли около двух км, темнеет. Останавливаемся на ночевку на просторной поляне на правом берегу.
10.08.
Дует холодный порывистый ветерок, в разрывы туч проглядывает солнце и приятно пригревает.
В 9.00 поплыли по р. Понью. Короткие плесы чередуются с перекатами, на которых приходится вылазить и проводить байдарку. Матросы шагают по правому берегу.
Впереди виден Главный Уральский хребет, у его подножия – Щугор. Петляет река, в русле много камней, на которые то и дело натыкается байдарка.
Р. Щугор, впереди главный Уральский хребет
Проходим очередной перекат и узкий слив, и вот р. Понью вливается в реку Щугор. По величине даже трудно сказать, какая река несет больше воды.
В 14.00 обедаем, в 15.30 плывем дальше. Плесы пошли глубже и длинней. Сажаем матросов.
Справа мощный хребет с каменной осыпью. Река разветвляется на протоки. Идем в левую узкую, но глубокую с заросшими кустарником берегами. На перекатах выпрыгиваем из байдарок, проталкиваем их сквозь каменный барьер.
По светло-голубому небу бегут облака, сквозь них светит солнышко, пригревая нас. Когда солнце прячется за тучи, становится холодно. Благополучно проходим следующие друг за другом перекаты.
Вот река поворачивает направо, слева впадает первый приток. Мы пристаем на правый высокий берег на ночлег. В 18.20 выгружаемся, ставим лагерь, собираем грибы и ягоды для ужина. Половили рыбу, но ничего не поймали.
В 20.30 праздничный ужин в честь дня строителя. Пшенная каша с тушенкой и жареными грибами, туристский торт – слоеный блин с вареной сгущенкой, чай с ягодами.
11.08.
С утра холодно, на траве искрится иней. По небу плывут кучевые облака, сквозь которые пригревает солнце. Хорошее место для лагеря.
В 9.45 поплыли дальше. Перекаты следую один за другим. Мелкие перекаты с большим количеством камней в русле проходим, придерживая байдарку за фальшборта, на отдельных участках плывем, маневрируя по руслу реки. Байдарки скребутся о галечниковое ложе реки и, содрогаясь, ползут по камням, увлекаемые течением и усилиями наших весел. Пасмурно, холодно.
В 14.00 на левом берегу остановились на обед. Слева проплыли р. Хальмерью. В отдельных местах река распадается на протоки и надо быстро решать, где плыть.
В конце длинного острова, на левом высоком скалистом берегу, останавливаемся на ночлег. Прошли правой протокой.
12.08.
Тяжелые ленивые тучи закрыли вершины окружающих нас гор. Тепло.
Р. Щугор. С Тельпосского хребта сползают лохматые тучи
В 9.30 плывем дальше по реке Щугор. В 10.00 слева устье какой-то реки, возможно, Мороя.
По описаниям маршрута р. Мороя впадает в Щугор перед островом, но мы проплыли перед островом только одну реку, считая, что это была Хальмерья.
Вот русло разделяется на три протоки – плывем средней. Тучки понемногу редеют, делаются жиже, хорошо пригревает солнце.
Слева Тельпосский хребет, на склонах видны снега, вершины окутаны облаками.
Река Щугор. Снег на склонах Тельпосского хребта
Длинные плесы Щугора сменяются мощными сливами на перекатах с хаосом камней. С 12.30 до 17.00 обед, рыбная ловля.
В 19.00 подошли к началу Большого порога. Темнеет, становимся на ночлег на правом берегу у шумящего впереди порога. Начал моросить дождь, выбивая по крыше палатки монотонную симфонию.
13.08.
Моросит дождь. Дежурные разжигают костер, закрывая его своими телами. Окружающие хребты скрыты за белесой пеленой сплошной облачности, которая окропляет все своей влагой.
Идем смотреть порог. По руслу реки шириной метров 50 в невообразимом беспорядке торчат камни и здоровенные валуны, между которыми прорываются тугие струи воды, вспениваясь и шумя на камнях. У левого берега и в центре реки прослеживается довольно мощная струя достаточной глубины. Решили идти по центру. Идет дождь. 1, 2, 3 и 5 байдарки проходят по центральной струе, 4 байдарка у левого берега.
Идем смотреть второй каскад – начало его похоже на первый, а конец его скрывается завесой дождя. Каскад длинный, трудно наметить путь движения. В конце каскада хаос подводных и надводных камней, между которыми упругие струи вытанцовывают дикую и коварную пляску. Просматривается стремительная струя у левого берега. Матросы становятся на страховку у опасной части порога и в конце порога со спасательными веревками.
Страхующая команда на посту. Идет дождь
Все байдарки благополучно проходят и этот каскад.
Третья байдарка проходит Большой порог
Третья байдарка скачет по волнам порога
Льет дождь, но пора обедать. Впереди длинный плес, сажаем матросов, плывем. В конце плеса высаживаемся на правый берег, идем смотреть третий, последний каскад порога.
Правая часть русла – длинный частокол из камней – противотанковое заграждение. Проход у левого берега. Садимся, плывем на левый берег. Идем искать проход в этом ералаше из воды и камней. Река, разделенная камнями на отдельные струи, мчится между ними как хороший слаломист. Косые сливы чередуются с поперечными каменистыми грядами. Намечаем путь движения, ставим страхующую команду матросов на удобных местах, для оказания помощи и пускаемся в каскад.
Третий каскад
Первая байдарка идет на разведку, благополучно проходит порог и становится на страховку за порогом.
Большой порог проходит первая байдарка
Первая байдарка становится на страховку за порогом
Нормально проходит 2 байдарка. Третья байдарка, развернувшись на одном из водосливов в начале порога, кормой вперед мчится по струе на камни. Капитан, отчаянно вертя головой и работая веслами, отгребается от камней и, не имея возможности развернуть байдарку на узкой струе, поворачивается в байдарке лицом к корме, мчится по порогу, стоя на коленях, и благополучно проходит порог.
Большой порог пройден в целом очень хорошо. Дождь продолжает охлаждать наши разгоряченные буйной энергией порога тела.
Сажаем матросов, плывем дальше. Пора становиться на ночлег, но берега сырые – сочатся водой, сверху тоже льется вода. Вот уже темнеет, а подходящего места нет. Наконец, небольшая полянка – причаливаем, разбиваем лагерь, сушимся, ужинаем.
14.08.
Пасмурно, но дождя нет. В 10.30 поплыли. Река становится шире, перекаты глубже, быстрое течение несет нас все дальше и дальше.
В 12.10 подошли к устью р. Волоковки, спустились по длинному узкому перекату, и вот уже справа тропа к метеостанции. Зашли на метеостанцию, отметились, поговорили. Чуть ниже, за поворотом, встали на обед.
На берегу много кедра – собираем шишки, пробуем орехи. Поспевает черника. Впереди гора Тельпосиз окутана словно ватным одеялом белесовато-серым облаком. На воде, в байдарке, комары не беспокоят. Оводы и слепни остались по ту сторону перевала.
Описали большую дугу, огибая гору Шахтарову, справа проплыли устье реки Торговой. В конце дуги, на левом берегу, напротив островка остановились на ночлег.
На берегу хорошая стоянка, площадка хорошо продувается ветерком. На противоположном берегу белеет скала.
15.08.
Ночью моросил дождь, трава и кусты мокрые. Пасмурно, но дождя нет. Сегодня дневка. После завтрака рыбаки пошли на перекат ловить рыбу, остальные собирают ягоды, орехи.
Вскоре тучки развеялись, выглянуло солнце и в тайге стало уютней.
Рыбаки возвратились с уловом – хороша уха из хариусов.
Приводим в порядок снаряжение, греем воду – делаем общую головомойку.
16.08.
Туман стелется по реке, скрывая все вокруг. Туман рассеивается, а вслед ему с горы Тельпосиз сползает мутно-белесая мохнатая масса облаков, закрывая окружающие хребты и долину р. Щугор.
В 9.10 поплыли. Река стала широкой и глубокой. Мимо проплывают берега, поросшие еловым и кедровым лесом, обаятельные березовые рощи. Вот слева проносятся устья ручьев Нярт-Сюю и Дурной Ель.
У устья р. Дурной Ель планировалась стоянка и поход на г. Тельпосиз. Но гора закрыта облаками – плывем дальше. Вдруг сзади туча отодвинулась и открылась громада Тельпосиза. Каменный конус горы слегка окутан кисейным покрывалом, который шлейфом развевается по боковому хребту.
С горы Тельпосиз сбегают облака
В 13.30 на левом берегу встаем на обед. Тельпосиз то скрывается в облаках, то предстает перед нами во всей своей дикой
В 16.10 пошли дальше. В 16.30 проплываем ниже устья р. Тельпос. Здесь стоят туристы из Ярославля – шли по Тельпосу. Байдарки усиливали еловыми жердями по периметру нижней части байдарки.
По правому берегу тянут вверх три нептуна – москвичи.
Плывем дальше, солнце скрылось за хребтом, пора выбирать место для лагеря. Пристаем к мысу из гальки на левом берегу.
17.08.
Пасмурно. Туман над рекой скрывает окружающие холмы. Позавтракали и поплыли дальше. Река стала широкой, глубокой, изредка попадаются перекаты. Проплыли километр – слева устье реки Седью. Погода разгулялась – пригревает солнце, по небу бегут кучевые облака. Левый берег становится постепенно все выше и круче, и вскоре переходит в обрывающиеся отвесно к воде скалы. Правый высокий, но пригодный для причаливания. Величественной и полноводной стала река Щугор. В лесу поспевает черника, морошка.
В 13.00 подплыли к устью р. Малый Паток, причалили. На берегу избушка, нас встречает рыбнадзор. Отобрал спиннинг у Тычкова и Рахимова, осмотрел остальные байдарки.
В 14.20 остановились на обед на левом берегу. Берег сырой, везде струится вода, но в лесу полно ягод.
Ниже устья р. М. Паток сильный слив и перекат. Слева скалистый, крутой и высокий берег. В конце участка, на пригорке небольшая банька с печкой и бочкой для воды. В этом месте река широко разлилась, в средней части русла мель, у левого берега у бани протока мелкая, но на байдарке пройти можно.
Река сделала несколько петель и сузилась, стиснутая скалистым левым и высоким, крутым правым берегом. А дальше как бы уперлась в скалы, делает крутой поворот. На правом берегу перед скалами встаем на ночлег.
18.08.
По палатке барабанит дождичек, пора вставать. Пасмурно, вдоль реки дует легкий ветерок. Серовато-рыжие и белые скалы стиснули реку, отвесными утесами нависают над рекой. Верхняя плоская часть скал поросла густым лесом. Все небо заволокло серой пеленой, идет дождь.
Позавтракали и поплыли. Входим в Верхние Ворота. За скалой, где мы ночевали, из узкой мрачной теснины, из каменного каньона вытекает ручей Вельдор-Картыель. Входим в устье ручья, высаживаемся на его левом берегу и идем вверх по тропе по берегу ручья. Тропа поднимается все выше по отвесному берегу, между каменным столбом и высокой отвесной стеной.
Тропа идет по уступу скальной стенки каньона Вельдор-Картыель между каменным столбом и высокой отвесной стеной
У водопада
Из противоположной каменной стены бьет мощный каскад и водопадом низвергается в небольшое озерко, из которого вытекает ручей. Тропа идет дальше по узкому уступу скальной стенки, но идет дождь, тропа скользкая, и нет желания лететь вниз, в холодное озеро.
Ручей Вельдор-Картыель водопадом низвергается в небольшое озеро
Поплыли дальше. Отвесные скалы по обоим берегам реки Щугор образовали каменные ворота, по-видимому значительной глубины – течение реки, несмотря на сужение, едва заметно. Хорошо бы полазить по скалам, но льет дождь, и мы, закрывшись накидками, плывем дальше.
Скалы Верхних Ворот на р. Щугор
Через час дошли до следующих Средних Ворот. Издали кажется: высокие скалы запрудили реку, и только вблизи, за поворотом, подплывая к отвесным стенкам, открывается за поворотом проход.
В скалах Средних Ворот крупная пещера длиной 100 м, но льет дождь, трава и кусты мокрые, искать вход в пещеру в такую сырость не хочется.
Мимо проплывают заросшие тайгой берега. На правом берегу, когда дождь наконц тоже уходит на перерыв, пристаем обедать. Поспела черника, морошка. Едим ягоды, собираем на компот.
Плывем дальше. Все полноводней и величественней становится Щугор. Вот русло разделяется на две протоки, идем левой. На правом берегу за островом виден домик деревни Мичабичевник. За поворотом, на пологом галечниковом берегу встаем на ночлег. Льет дождь. Идем за дровами, дежурные занялись ужином. Над костром соорудили навес из жердей и полиэтиленового тента, чтобы не мочило дежурных и не размыкали блины.
Пока перестал дождь, ставим палатки, разгружаем байдарки. Дождь то затихает, то принимается с новой силой поливать тайгу и нас тоже.
Весело пылает костер, трещит в костре сырая хвоя, заварен круто дымный чай. Для изгнания сырости изнутри всем выдается по 20 г спирта. Смазываем внутренности спиртом, ужинаем. Костер хорошо пригревает, а мы поем туристские песни. Пушистые ели, обступившие нашу небольшую полянку, тоже подпевают нам.
19.08.
Пасмурно, но дождя нет. Снимаем лагерь. Плывем дальше по спокойной, ровной глади реки. Берега стали ниже, покрыты зарослями елей и берез, кедра и тополей.
Вот и Нижние Ворота: с обоих сторон реки мрачные, отвесные, испещренные темными щелями высятся скалы, сквозь которые река прорезала себе проход.
За очередным островом, на правом берегу, высадились на разминку. На берегу заросли красной смородины. Насобирали спелых ягод.
Все шире и глубже река, горы остались позади. Пошли пологие низкие берега, заросшие лесом и кустарником. За нами плывут 3 байдарки другой группы.
Показался высокий левый берег реки Печоры. Проплываем устье Щугора, и вот уже более темные и мутные воды Печоры подхватили нас. На высоком левом берегу поселок Усть-Щугор.
Место остановки теплохода в двух км ниже поселка на левом берегу у просторной галечниковой отмели у столба с вывеской Усть-Щугор. Отмечаемся на метеостанции, на почте даем телеграммы о благополучном окончании похода, в Пензу и в Сыктывкар.
На высокой отмели ставим палатки, сушим байдарки. Рядом с нами останавливается еще одна группа – москвичи. Оказалось, что у них давно кончились продукты, а местный магазин сегодня оказался закрыт. Мы вышли с маршрута на два дня раньше, так как не ходили на Тельпосиз, закрытый облаками. Отдаем москвичам часть продуктов. Пообедали, опять начали сгущаться тучи. Упаковали байдарки и пошли спать. По палатке барабанит дождь.
20.08.
Встали в 5.30. Завтракаем, снимем лагерь, поход окончен. В 7.35 подплывает теплоход. Грузим свое снаряжение и поплыли.
В 12.00 мы выгрузились в Печоре. Нашли машину, перевезли свои вещи на вокзал, оставили около них дежурных и пошли в баню.
Занялись заготовкой провизии на дорогу, поужинали в столовой у вокзала, взяли билеты на поезд Воркута-Адлер.
Отчет переработал Игнатьев Александр