Многие пензенские туристы совершали поход в Карпаты, но, к сожалению, очень мало сохранилось информации об их походах. Как правило, ходили там пешеходники единичку или двойку, обычно как тренировочные путешествия, и отчеты не хранили. Нашёлся отчёт о походе у Алексея Садова, который познакомит с Карпатами.
Поход в Карпаты
Краткая характеристика района путешествия была изложена руководителем в отчёте о походе в таком виде:
Состав группы: Садов Алексей — руководитель, Федорова Людмила – завхоз, казначей, Шаповал Олег — летописец, Гордеева Лариса — санинструктор, Толкачёв Василий – фотограф, Буянин Михаил – фотограф.Стартовый вес рюкзаков – 23 кг. Поход проходил в межсезонье, поэтому участников ожидал трудный маршрут.
Ниже данные из отчёта Садова Алексея, дополненные фотографиями из отчета.
23-27.04.81. В 16-32 на поезде «Пенза-Москва» отправились в путь. В Москве пересели на поезд «Москва-Трускавец». Доехали до Львова. Загрузились в поезд «Львов-Коломыя» и из Коломыя на электричке доехали до пос. Яремча.
27.04.81. В Яремче были в 8-30. В 9-30 на турбазе (т/б) «Гуцульщина» встали на учёт в КСО (контрольно-спасательный отряд). Отправили телеграммы. В 12-00 пообедали и в 13-00 вышли на маршрут.
Начало пути. Маркированные тропы
От т/б «Гуцульщина» тропа уходит серпантином, затем она переходит в грунтовую дорогу, которая выводит нас на небольшой перевал. С перевала виден хутор, который не обозначен у нас на карте. Затем дорога опять переходит в тропу, которая ведет через хутор вверх на небольшой отрог. Местность сильно пересечена множеством отрогов и ям. С отрога спустились вниз, перешли приток реки Жонка и пошли вдоль него направо. Прошли два деревянных моста и перешли через реку Жонка. Дальше по дороге вверх, серпантином выходим на перевал Переслоп. Тропа промаркирована бело-желтой краской.
За перевалом дорога кончилась. Началась тропа, которая тянется через строй молодых елок и спускается к реке Зеленица.
Вдоль реки идёт дорога, которая через 40 мин приводит нас к приюту «Довбушанка». Приют почти полностью разрушен.
От него по грунтовой дороге вдоль реки Зубринка подошли под гору Добошанка (другое название Довбушанка). Встали на ночлег в 19-50.
Прошли 16 км за 3,2 часа чистого ходового времени. С утра погода солнечная, безветренная. К вечеру небо нахмурилось и начался дождь.
Восхождение на горы Добошанка и Поленски
28.04.81. Сегодня предстоит восхождение на гору Добошанка (Горганские горы). Вышли в 8-20. При подъёме встретили группу из Подмосковья. Тропа (её маркировка сменилась на красную) идёт на гору вверх сначала прямо в лоб, а потом серпантином проходит по глубокому снежнику и выводит на небольшую полонину (безлесный участок гор), с которой виден триангуляционный знак вершины Добошанка. Её высота 1754 м. Далее подъём на вершину по нагромождению различной величины камней. Попадается кедровый стланик. В 10-45 были на вершине. Сняли записку туристов из г. Ровно, дата сегодняшняя.
От вершины Добошанка пошли по хребту к горе Поленски. Из-за сильного ветра идём очень медленно. Через 2 часа мы на горе Поленски. Высота 1693 м. Тура нет. Чуть левее с горы просматриваются дома села Быстрица.
С горы стали спускаться в долину в сторону села. Спуск весьма сложный, иногда крутой, с резкими перепадами высоты. Местами лежит глубокий снег, что сильно затрудняет передвижение. Камни, из которых сложена гора, сплошь покрыты жёлтым лишайником. После снегопада эти камни представляют собой серьёзное препятствие, т. к. становятся скользкими. Через 2,25 часа встали на обед. До села не дошли около километра.
Туристские приюты
В 16-50 вышли на грунтовую дорогу (по левой стороне идёт бело-голубая маркировка). В селе находится действующий приют «Быстрица». Он начинает работать с 1 мая. Дорога через 4 км сменяется хорошо битой тропой. Прошли около 9 км и встали на ночлег на реке Довжинец.
Прошли 21 км за 8,8 часа чистого ходового времени (по данным отчёта). На протяжении всего дня пасмурно, сильный ветер, снег.
29.04.81. Выход в 8-40. По тропе через час подошли к приюту «Столы». От приюта начинается глинистая машинная дорога, которая спускается с перевала «Столы», и тянется вдоль реки Гнилица. По левую сторону дороги имеется бело-синяя маркировка. Река извилистая, во многих местах пересекает дорогу, что затрудняет передвижение. Через 1,4 часа были в селе Паляница. Село раскинуто по долине на 6 км.
От села по дороге идём к посёлку Яблоница. Дорога через два часа подходит к шоссе, которое идёт на село Кременцы на северо-восток и к селу Яблоница на юг. Спустя 40 мин мы были в Яблонице.
Пообедали. Тропа на Ворохту начинается прямо за церковью, уходит на хребет Шимшор. Хребет представляет собой травянистый, с небольшими перепадами высот холм, по которому идёт набитая тропа, а затем и дорога, ведущая к селу Ворохта. Пройдя вниз с хребта около 5 км, вышли к крайним хатам с. Ворохта. Поставили отметку К.С.С. В К.С.С. нам было разрешено сделать радиальный выход на г. Говерла (наивысшая точка Украины — 2061 м), при этом изменили часть маршрута в связи с высокой лавинной опасностью. Заночевали на берегу реки Прут.
Прошли 28 км за 6,45 часа чистого ходового времени. На протяжении всего дня переменная облачность, временами снег.
На Говерлу
30.04.81. От Ворохты до Говерлы 22 км. К подножию вершины ведет шоссейная дорога. Первые 6 км проходим па шоссе, ведущему в пос. Верховина, и сворачиваем вправо. Через 5 км выходим к небольшому поселку, в котором находится Говерлянское лесничество Карпатского государственного заповедника. Здесь есть столовая, туристический приют «Черногора», который начинает работать с 1 мая. Здесь мы получили пропуск на пребывание в заповеднике. Далее дорога идёт долиной Прута к урочищу Форещанка. Поднимаемся дальше в верховья Прута. Дорога ведет к высокогорной (высота 1100 м) учебно-тренировочной спортивной базе «Заросляк». Она расположена у вилки дорог на полонины Пожижевская и Заросляк. Отсюда начинается пешее восхождение на вершину. С момента подъёма сильно испортилась погода, вершину видно временами средь рваных облаков.
Движемся вдоль притока реки Прут, затем через еловый лес переходим приток и поднимаемся на полонину. Начинается альпийское высокогорье. С полонины идём на северный отрог Говерлы (Черногорский хребет) – на так называемую Малую Говерлу (Говерляну – 1770 м). Поднимаемся около часа. С Малой Говерлы подъём более пологий. Поднимаемся ещё около часа. Стали попадаться крупные камни, видимость практически исчезла. Очень много снега, временами приходится идти по пояс в снегу.
Из-за сильного ветра и плохой видимости решили срочно спускаться к турбазе. Сильный ветер замел все наши следы, спускались наугад, холодно. На турбазе два часа ждали погоды, но безуспешно. С турбазы пришлось вернуться за пределы заповедника к приюту «Черногора». Легли спать в 21-40.
Прошли 22 км за 8,3 часа чистого ходового времени. На протяжении всего дня непогода.
Гора Кукул
1.05.81. Выход в 9-00 по направлению к горе Кукул (Черногорский хребет). Прошли контрольный пост заповедника, потом ещё около километра по дороге и повернули вправо.
Отсюда начинаем подъём на вершину. Чуть выше от подножия начинается тропа (бело-голубая маркировка), которая сначала идет в лоб на расстоянии 1 км, а затем серпантином влево с крутым взлетом выводит на вершину. Высота 1539 м. На вершине много снега, стоит столб, рядом со столбом большой плоский камень с непонятными знаками (вершина была раньше постом чешских пограничников).
Дальше тропа уходит траверсом вдоль склона, маркировка тропы та же. Идти трудно из-за глубокого снега (местами по пояс). Через 40 мин вышли на полонину. На краю её стоит старый заброшенный домик лесников. В 20-30 метрах от этого домика начинается тропа (маркировка бело-синяя), идущая траверсом левого склона хребта.
По тропе вышли к заброшенному хутору пастухов, через полчаса прошли ещё один хутор и вышли к трём домикам охотников. В одном из них отдохнули. У последнего домика стоит квартальный столб 19-20. От столба стали спускаться вниз по просеке. Через 1,5 км просеку пересекла тропа, идущая траверсом влево. Прошли по ней около 500 м. Тропа выводит к ручью и сбегает вниз по его правой стороне. Спустились на поляну, с которой начинается хорошая дорога.
Ручей здесь пополняется множественными большими и малыми притоками и превращается в приток реки Лазещина.
Движемся по дороге вдоль притока по правой стороне, дошли до домиков лесорубов. От них прошли ещё 1,5 км до слияния притока с рекой Лазещина.
Встали на обед.
По тропам и по дорогам
После обеда в 14-40 по дороге вышли в сторону пос. Лазещина. Дорога идёт по правой стороне реки, изредка на деревьях попадается бело-желтая маркировка. Через 2,1 часа подошли к пос. Лазещина.
Встали на ночлег на берегу реки недалеко от посёлка.
Прошли 19 км за 5,4 часа чистого ходового времени. С утра и весь день ненастье – мелкий моросящий дождь, ветер.
2.05.81. От поселка Лазещина до посёлка Ясиня идёт шоссейная дорога. По ней мы и дошли до Ясиней за 50 мин. В Ясинях зарегистрировались в К.С.О. Отправили телеграмму в пос. Ворохта.
В 12-00 вышли по направлению к приюту «Драгобрат».
Тропа начинается на левом берегу реки Черная Тиса за старой деревянной церковью и идёт в лоб на перевал.
Чуть выше попадается бело-желтая маркировка. С перевала вправо, траверсом хребта идёт глинистая тракторная дорога. По ней шли три часа до приюта.
Радиалка на вершину Близница
На приюте встретили группу Юдаева Олега, которая собиралась идти в Ясиня. Пообедали. Сделали радиальный выход на вершину Близница (1883 м). До самой вершины идут 4-5 метровые столбы с указателями направления. До вершины час хода. Тура нет, вместо него лежит железная арматура (наверно, бывший триангуляционный знак), к ней привязана пластмассовая трубка, в которую, как нам сказали, кладут записки. Записки не было. Оставили свою, сфотографировались. Свидовецкий хребет весь покрыт снегом. Через 45 мин спустились к приюту, здесь заночевали.
Прошли 24 км за 6,05 часа чистого ходового времени. С утра и весь день дождь, ветер, туман.
3.05.81. До обеда полуднёвка. Отметились в К.С.О. В 13-00 вышли по направлению к горе Унгаряска по Свидовецкому хребту. Погода резко испортилась и тропа, идущая по хребту, едва просматривалась. Шли без остановок 3 часа. К 17-00 видимость резко ухудшилась, а к 17-40 пропала почти полностью. Встретили группу из г. Ровно, прошли вместе ещё метров 300-400 и решили ставить палатки.
Прошли 14 км за 4 часа чистого ходового времени. Непогода.
Непогода. Отсидка в палатке
4.05.81. Отсидка. Всю ночь и весь день сильный ветер, снег с градом, туман. Ночью сорвало тент с палатки и порвало ветром палатку наверху у кола. Вынуждены из-за плохой видимости отсиживаться целый день.
5.05.81. Утром видимость 10-15 м, сильный ветер, дождь и снег. К 12 часам видимость улучшилась, что позволило нам быстро собраться и выйти. Для точного определения местонахождения поднялись на гору, под которой подразумевалась гора Татарука на Свидовецком хребте (1711 м). Сняли записку, подтверждающую наши доводы.
На горе Унгаряска (1707 м) не нашли ни тура, ни триангуляционного знака, который по описанию должен быть на вершине. В очередной раз перекусили.
В это время подул сильный ветер, который принес тучи с градом. Видимость стала ухудшаться. Из-за плохой видимости и глубокого снега решили не идти на гору Плешка, а идти на гору Подпула, чтобы затем свалить в Усть-Чорну.
Последняя вершина
Через 2 часа, т.е. в 13-20 взошли на гору Подпула (1629 м), сменили записку, сфотографировались. Сняли записку женской группы из Петрозаводска от 5 мая 1981 г.
Спуск с вершины начали по тропе, которая стала резко уходить влево к молочной ферме. Прямо за фермой идет хорошая тропа, по левую сторону на деревьях попадается бело-желтая маркировка. Тропа сворачивает влево, идет траверсом хребта и выводит через еловый лес к реке Яблоница. Встаем на ночлег.
Прошли 15 км за 5 часов чистого ходового времени. Утром ветер и снег, вечером ветер и дождь.
6.05.81. Вышли в 7-00. Вдоль реки Яблоница идёт грунтовая дорога, по ней дошли до пос. Кляузура, а затем через 2 часа добрались до поселка Усть-Чорна. Отсюда каждые 2 часа ходит автобус до города Тячев. Время в пути 1,4 часа. По приезду в Тячев отправили необходимые телеграммы о завершении маршрута в Пензу-19, Пензу и Ясиня. Вечером на поезде уехали во Львов.
Прошли 17 км за 3,4 часа чистого ходового времени. Дождь.
7-8.05.81. Из Львова доехали на поезде до Москвы, а потом и в Пензу.
Отчет переработал Божаткин Михаил.
Ваш взгляд на чрезвычайно важные для людей вещи заслуживает особого внимания. Благодарю!