Пензенские туристы в мае 2023 года совершили велопутешествие по Боснии и Герцеговине и получили положительные эмоции как от похода, так и от этой европейской страны.
Велопоход по Боснии и Герцеговине (май 2023)
Вот уж никогда не думал, что организую велопоход в эту страну. Но так сложились обстоятельства, что круг вариантов сузился, но в итоге я даже был рад, что удалось побывать в Боснии и Герцеговине. Пообщаться с местными жителями, посмотреть как они живут, и что представляет из себя страна, где 30 лет назад закончилась кровопролитная жестокая война. Неделя в велопоходе пролетела очень быстро, но в голове успела закрепиться мысль, что невзирая ни на что, жизнь продолжается, все отстраивается и люди, воевавшие друг с другом, все же могут жить пусть не в дружбе, но в мире.
Даты: 1 мая — 6 мая 2023 года.
Трек: Сараево (Sarajevo) — Мостар (Mostar) — Ябланица (Jablanica) — Зеница (Zenica).
Статистика: 383 км, суммарный набор 7200 м.
Участники:
Слева направо: Андрей, Дмитрий, Вадим (все родом из Пензы, но теперь нас раскидало по разным местам и странам).
Вступление
Первая половина мая подходящее время для велопохода. Еще нет сильной жары, в горах прохладно. В нашем случае, погода была прохладнее климатической нормы. Ночью температура была примерно +5 градусов, днем по разному. Дожди были, но это не мешало ехать по плану, так как маршрут проложен на 90% по асфальту, либо по хорошему грейдеру. Мы взяли палатки, но решили что будем действовать по обстоятельствам, и если нужно будет снимать гостевой, дом то не побрезгуем этим воспользоваться. Заморачиваться с приготовлением пищи на горелке/костре тоже не стали — по пути питались в придорожных кафе. Конечно взяли, на всякий случай, и горелку 26 гр веса и газовый баллон на 200 мг, воду там для чая вскипятить, если возникнет необходимость. Какой-то тщательной подготовки по сути не было, маршрут предстоял простой, я по быстрому нарисовал в Komoot (кстати, рекомендую).
Денежная единица — Боснийская Конвертируемая Марка, но зачастую в кафе, гостевых домах и туристических местах охотно берут евро. Курс стандартный 1 евро: 0,5 марок.
Мы пользовались автобусными добросками-пробросками, и отметили, что с погрузкой велосипедов проблем нет. Автобусы большие, людей не много. Главное
День 1 (1 мая) Sarajevo — приток реки Rakitnica
48 км, набор 1044 м
Встретившись утром в назначенной точке на окраине Сараева, мы, которые не видели друг друга с год, отметили, что сильно ничего не поменялось в нас. Какими были, такими вроде и остались.
1 мая официальный праздник в стране, поэтому многие магазины закрыты. Но кафе и рестораны работают, так что, не покупая продукты на ходовой день мы, примерно в обед, стартанули из Сараево. Поздно, потому что возникли технические неполадки, новомодный навигатор у Андрея внезапно не хотел грузить мой трек, а у Димки спустило колесо внезапно.
Через несколько километров после выезда из города начался длинный и нудный асфальтовый тягун с набором +900 м. Мы настроились, что до вечера нам предстоит его преодолевать и ехать только вверх и вверх. Дорога ведет на горнолыжный курорт Babin Do, и учитывая праздничный день, машины сновали туда-сюда. Траффик по дороге довольно комфортный, но учитывая подъем, безветренную погоду и старый автопарк, ехать было совсем не комфортно. Почти все время стояла вонь от машин. Видов каких то красивых долго не было, только лишь когда уже совсем близко оказались к горнолыжному курорту, открывается вид на гору Bjelašnica (2067 м).
Фотография эта сделана на высоте примерно 1250 м, и видно, что листва на деревьях практически отсутствует. А вот с какой высоты это началось, мы как то не заметили. Не обошлось без технических неисправностей — у Андрея камешек попал в задний переключатель, и в дуалах Shimano Ultegra из за этого слетел тросик. Т.е. в какой то момент скорости просто перестали переключаться. Совместными усилиями разобрались все же, как решить проблему, получили опыт по ремонту манеток такого типа.
На горнолыжном курорте жизнь еще теплится, хотя сейчас самое межсезонье. Но кафе и рестораны работают и люди присутствуют. Даже заметили некоторых людей с горными
Неплохо пообедали в кафе, утеплились, так как стало заметно холодать и продолжили набор высоты. Оставалось подняться еще немного, около +200 м до высоты 1486 м, и потом будет долгожданный сброс. Пасмурное небо немного прояснилось и все вокруг стало как то сразу веселей восприниматься. Погода конечно сегодня сильно менялась в течении дня — от тепла и даже жары в Сараево, до хмурой и пасмурной на подъезде к горнолыжке, и потом опять солнце, как только начали спускаться вниз.
Примерное место ночевки я предполагал у речки, но когда мы подъехали, то оказалось, что речка течет глубоко в ущелье и ставить там палатку никак не получится. Но на наше счастье, проехав буквально 500 метров дальше по основной дороге и обогнув горный выступ, мы обнаружили шикарное место для ночлега. Рядом река, есть родник, отворотка с трассы накатанная. С дровами проблема, кругом только какой — то кустарник, либо безлиственные ивы. Не стали заморачиваться, просто сделали чай на горелке и общались до самой темноты. Почти год мы друг друга не видели, и все айтишники, так что тем для разговора было много.
День 2 (2 мая) приток реки Rakitnica — Mostar
105 км, набор 2059 м
Всю ночь дождь барабанил по палатке. Я даже под утро стал переживать, как бы не вышло так, что мы стоим в большой луже, так как почва была и так довольно пропитанная влагой еще вечером, а палатки стояли не на самом высоком месте, а там где было ровно. Утром, лежа в спальнике, когда вроде уже и
Наши надежды оправдались, кафе было открыто. Пока нам готовили завтрак, я и Дима удачно просушили ботинки, которые намокли из за нашей безалаберности. Вчера вечером мы их как — то небрежно бросили в тамбур палатки, и всю ночь вода стекала по тенту прямо в ботинки. Прям как дети, оказавшиеся в первом своем походе, честное слово.
Кафе расположено в месте, откуда ведут в горы разные трекинговые маршруты. Сейчас еще мало постояльцев в этом месте, но летом тут, я уверен, жизнь кипит. Хорошо подкрепившись и просушившись, мы продолжили движение вверх. Практически сразу пошел очередной набор на +520 м, причем местами довольно крутоватый. После зеленых красок Сараева все вокруг сейчас казалось суровым, холодным, неприветливым. Хотя как горы могут быть не приветливыми? Им все равно, это чисто наше восприятие.
А вот последние сто метров набора до перевала, действительно были потрясающими по
Классическая фотография на перевале (ветер и холод, бррр) и теперь вниз, вниз, где зелень и тепло.
Сбросив сумасшедшие 1500 м вниз, растеряв все, что мы набирали вчера и сегодня, мы оказались среди зелени и тепла. Еще несколько километров проехать вдоль реки Неретва и пора обедать.
Вот кстати: жары не было совсем, но для велопохода такая погода даже лучше. Проехав несколько деревень и вывесок «Konoba» (кафе), у меня по плану было найти место для трапезы у озера Boračko. По карте там видно что место туристическое. Но каково было наше изумление, когда оказалось что там нашлось всего лишь одно открытое кафе, и то без нормальной еды. Хозяин вошел в наше положение и был рад помочь. Хорошо, рядом нашелся малюсенький магазинчик, где мы купили какие то консервы, хлеб, еще что — то…. Нам разрешили воспользоваться столом, принесли ложки, вилки. Чай у них есть и каким — то чудом они так же нашли и по кусочку тортика. В общем, голодными не остались, а торт прям поднял нам настроение и придал сил. Работать мышцами нам еще предстоит много сегодня, надо набрать примерно +950 м высоты.
После кафе мы разделились, так как было два варианта продолжить путь. Первый больше подходит для МТБ велосипеда, набрать +400 м по каменистой серпантинной грунтовке, второй вариант дать крюк по асфальту и хорошему грейдеру. Я не помню точно, сколько километров этот крюк, может +15 км. Его выбрал Андрей, а я с Димкой решили не спеша, пешком, как получится, набрать +400 м «в лоб», по серпантину. Практически все время шли пешком, на моих покрышках ехать не вариант, но для МТБ и градиент и покрытие сносное. Иногда с серпантина открывается вид на озеро Boračko, где мы обедали.
Удивительно, но на точке сбора мы с Андреем оказались одновременно. Т.е. выигрыша по времени нет ни там, ни там. Слева как раз примыкает наша каменистая грунтовка, а вперед уходит накатанный грейдер, на который вышел Андрей, когда закончился асфальт.
Дальше особо событий никаких не было, плавно набрали остаток высоты по грейдеру, вышли на плоскач, проехали еще немного, туда, сюда и вот и спуск.
В какой то момент времени грейдер закончился и пошел шикарный асфальт — видимо кусками этот участок дороги асфальтируют и может через несколько лет тут можно будет ехать с ветерком. К вечеру уже накатила усталость, но очень хотелось дотянуть и заночевать в хостеле в Мостаре. Когда пришло время включить задние красные фонари для безопасности, было очень приятно осознавать что вон он, Мостар, далеко далеко……. внизу. А какой велосипедист не любит кататься с горочек, особенно когда горка сбрасывает 1 километр вниз?
Заселились в самом центре города уже в сумерках, и, не теряя времени, так как были очень голодны, пошли в ресторан, который нам порекомендовал хозяин хостела. Красивый исторический центр, туристов навалом. Вокруг одни магазины, кафешки да рестораны.
Ресторан оставил двоякие впечатления, вроде и рейтинг у него высокий и имя узнаваемое, но заказав блюда из говядины, нам принесли из свинины. Вероятно, мы были слишком голодными и уставшими, поэтому не стали разбираться, почему так вышло.
День 3 (3 мая), дневка Mostar
36 км, набор 200 м,
У нас не спортивный поход, поэтому утром выспались кто сколько мог (ну почти) и пошли искать кафе для завтрака. Нашли по отзывам в гугл-картах пиццерию рядом с домом, заказали огромную и обсудили как провести день. В итоге я и Андрей решили сгонять в радиалку в местечко Vrelo Bune а Дима остался погулять по городу и поделать кое-какие дела. Город расположен практически на уровне моря, было солнечно и довольно тепло. Отправившись в радиалку и пересекая реку Нерва по городскому мосту мы увидели, как со старого моста в воду прыгают люди. А высота там 24м! Потом узнали что это такой аттракцион для туристов. Местные смельчаки кладут шляпу на мост и когда туда накидают на сумму примерно 50 евро то они прыгают в воду.
Локация Vrelo Bune, куда мы поехали, довольно интересная. Река Буна вытекает из пещеры, над которой нависает массивный скальный отвес. Рядом построен монастырь-музей Dervish House. Мы во внутрь него не ходили почему то, видимо не надеялись что то там увидеть стоящего. Вокруг полно ресторанчиков, всякие побрякушки продают, все как везде куда привозят туристов на автобусах.
На обратном пути, уже когда мы подъехали практически к Мостару, бросили взгляд назад, а там — ба! — черная-черная туча прямо на нас летит! Пришпорили коней и понеслись с попутным ветром быстрей в хостел. Успели! Только зашли в здание как хлынул ливень и жары как и не было. Вечером опять пошли гулять по городу, все же интересный он, необычный и не похожий на какие либо другие города где я был до этого. Каменная восточная архитектура элегантно вписалась в крутые берега реки Неретвы.
День 4 (4 мая) Jablanica — озеро Ramska
60 км, набор 1740 м
Первоначальный план был ехать на велосипедах сразу из Мостара до озера Ramska, но тогда километраж был бы под 100 км и набор под 2000 м. Многовато, но больше смущало то, что до Ябланицы (Jablanica) придется ехать почти 40 км по узкой трассе, которая является основной дорогой между Мостаром и Сараевым. Было ясно что чем раньше выезжать тем лучше, в идеале часиков в 6 утра. Но мы с Димкой решили не геройствовать и проброситься этот участок на 8-часовом утреннем автобусе, а Андрей все же решил ехать по ней. В 8 утра мы сели на автобус, велосипеды закинули без снятия колес в багажное отделение и созерцали красивое ущелье, попутно завтракая. Дорога проходит по красивой и интересной местности, вдоль реки Неретва. С другого берега возвышаются высокие скалистые горы.
Видели из окна Андрея, он молодец, бодро едет. Приехав в Ябланицу сбегали в магазин закупить продукты, т.к. не понятно когда будет обед и что будет с ужином, посмотрели экспозицию военного времени — взорванный мост с паровозом и сели ждать Андрея в кафе.
Ждали не долго, он был легок на помине, вместе позавтракали плотно и стартанули. Почти сразу же пошел набор в гору, нужно набрать +1000 м. Дорога приятная, машин нет, кругом зелень и горы.
Неспеша поднимались все выше и проезжали небольшие деревушки. Никаких кафе тут нет, места не туристические.
Взобравшись в этот так скажем перевал, мы попадаем в Природный парк, простите, Blidinje.
Зимой тут горнолыжка, летом треккинг. Cейчас еще не сезон и нет ни того ни другого. Горы высотой 2100 — 2200 м заметно доминируют на этой местности. Жаль у нас мало времени и мы проезжаем только по самому краю парка и созерцаем снежные красавцы только издалека.
Дальше асфальт кончился и пошел гравийный участок. На наших с Андреем дорожных покрышках-сликах 28-30 мм было ехать тяжело. Велосипед прыгал по камням, скользил, а нам ведь еще предстоит набрать еще около +300 м вверх. Хорошо хоть местами было получше ехать, но чем выше, тем меньше таких участков было.
Димка на своем МТБ тут был королем, и получал удовольствие, в отличии от меня с Андреем. Дорога проходит в лесу, места дикие, звери тут точно водятся. Машин нет, может раз в час одна проедет.
Долго петляли по этой дороге по лесу, то набирая 20 м вверх, то сбрасывая вниз. В итоге все же стало очевидно, что начался глобальный сброс высоты к озеру Ramska, который ниже на 800 метров. По карте у озера вроде можно найти какие-то гостевые дома, может повезет найти даже работающее кафе. Хотя у нас и был запас еды на ужин с собой но хотелось все же чего-нибудь вкусного на ужин. Но вышло в итоге все просто замечательно.
Не доезжая пару километров до озера, я заметил большой дом и двух ребят на веранде за столом. На столе стояли бутылки пива. Слово за слово и план на сегодня вырисовывался просто отличный. Ребята оказались классные! Один как раз хозяин и занимается туристическим бизнесом (сдает дом в аренду, катает на лодке по озеру и т.п.) , а второй — его друг детства, который сейчас живет в Австрии и приехал в гости. Да и вообще они случайно сегодня приехали в этот дом проверить его состояние перед туристическим сезоном и
Очень гостеприимные ребята! Вот их сайт http://rama360.net.
Мы договорились поставить палатку у них на территории и воспользоваться горячим душем. Лучшего и представить было не возможно. Конечно же, мы их отблагодарили и заплатили какие то копейки, 50 евро что ли за всех….. Ни о чем, в общем, за такой вечер. Палатки поставили под навесом на веранде что оказалось очень хорошей идеей — дом защищал от ветра и поэтому ночевать было очень комфортно в наших тонких легких спальниках, хотя температура опускалась до +5.
А утром вот такой был вид из палатки.
День 5 (5 мая) озеро Ramska — перевал Rostovo
86 км, набор 1780 м
Весна теплом в этом году Европу не балует, холодно практически везде, и Босния не исключения. Чтобы с утра и до вечера было жарко, тут с нами такого не было, правда мы все же и в горах находимся, а не на побережье, но все же. Но сегодня день обещал быть теплым, по крайней мере не облачным. Обязательно надо скрывать части тела, иначе обгораешь моментом, ведь ветер-то холодный и кожа совсем не чувствует, что ее поджаривает солнце. Только под вечер начинаются боли. В этом походе я возил с собой крем от загара, чего никогда раньше не делал. Ну что же, со временем становлюсь умнее, что-ли.
Сегодня с утра по плану обогнуть озеро Ramska, и по какой-то гравийной дороге пробираться к городу Kupres. Состояние дороги неизвестное было мне на этапе планирования, но ребята, у которых мы ночевали, сказали, что дорога в самый раз для наших велосипедов. Утром мы с ними позавтракали и они заспешили уезжать по делам, но нас не торопили освободить территорию и попросили только закрыть калитку за собой. Неспеша запихав все вещи по сумкам, стартанули по отдельности с небольшим интервалом. Озеро Ramska, конечно, красивое, вот бы приехать сюда летом, поплавать на лодке.
Проехав небольшую асфальтную часть, вы свернули на эту грунтовку. И действительно, она вполне проезжабельная на дорожных покрышках 28мм.
Проехав пару деревень, мы поднялись и вышли на какое то пустынное плато, вокруг никого.
Высота примерно 1200-1300 м, ледяной ветер, но не забываем про жгучее солнце. Потом дорога ныряет в лес и тут Андрей чуть не пустил слезу, вспоминая леса России — в Черногории то, где он сейчас живет, лес совсем куцый, настоящий лес надо еще поискать. А тут толстые, реальные ели прям как на родине!
Потом был участок где находилось много заброшенных деревень и ощущалась разруха. Новые дома никто не строит и некоторые поселения совсем не жилые. Исход людей отсюда был еще, как я понял, в прошлом столетии, но могу и ошибаться. История не по моей части, поэтому я так мало каких то сносок в отчетах даю — кому надо, тот все найдет в Интернетах.
В город Kupres мы приехали изрядно голодными, по гугл-картам тут должно быть полно ресторанов и кафе, но как же мы удивились когда оказалось что все они, ВСЕ(!) закрыты. Типа все, зимний сезон кончился — рядом горнолыжка, которую обслуживает этот город. Мы расстроились было, но повезло, что нам подсказали поехать в гостиницу 3-звезды (Hotel Knez), типа при ней можно покушать, больше нигде в городе ничего не найти. Как же мы были рады, что так и оказалось. Цены приемлемые вполне, порции большие и вкусные. Обстановка тоже соответствующая, в общем мы были довольны.
Восстановив силы продолжили наш путь. Собственно по плану было заночевать после города Bugoino, который на 800 м ниже лежит и оставалось ехать до него всего ничего. Чуть чуть набрать а потом — вжик и вниз. Вот кстати спуск был красивым, отличная дорога с неплотным трафиком виляет среди густого леса. Велосипед стремительно набирает скорость, потом торможение, вход в вираж и снова набор скорости…. Здорово одним словом! В городе Bujoino не задерживались, купили легкий перекус на ужин и тут поняли, что силы еще есть, светового дня вполне хватит чтобы взять еще сегодня один перевал +550м и упростить себе задачу на завтра. Сказано — сделано. Машин мало, так что набирать высоту по трассе было комфортно.
Поднявшись перевал, на высоту 1100м, мы заметили что тут тоже зимний горнолыжный курорт а сейчас ничего не работает. И тут взглянув на карту я понял, что если сейчас сбрасывать высоту то мы окажемся в густонаселенной долине, где найти месту для палатки будет очень сложно. Внутренняя чуйка мне говорила что если свернуть с трассы и ехать по грунтовке через неработающие гостевые дома, то может что то и выгорит. Так и оказалось, мы нашли шикарное место. Ровная полянка, защищенная от ветра с одной стороны, рядом речка чтобы помыться, даже есть какие то кусты для костра. Такое дело надо отметить, тем более у нас было чем — ребята у которых мы ночевали презентовали нам сливовую самогоночку. Так что под костерок, разговоры, она пошла просто замечательно.
Это наша последняя в этом походе общая ночевка, завтра мы разъедемся по разным местам, поэтому этот вечер был особенно ценен для нас.
День 6 (6 мая) перевал Rostovo — Zenica
49 км, набор 420 м.
Собственно все, самое интересное позади. Утром мы неспеша позавтракали, погрелись на солнышке, просушили палатки которые из за большой разницы дневных и ночных температур каждое утро собирают чуть ли не литр влаги. Осталось набрать последние 150 метров вчерашнего перевала и дальше только вниз, в плотную населенку. Спуск с перевала лично мне понравился, местами открывается красивый вид на серпантины и долину.
Спустившись с 1100 м на 400 м, заметно потеплело, можно было ехать даже в майке.
Машин на дороге сильно прибавилось, ехать стало не комфортно. При первой же возможности мы находили срезки по тихим местам. Здесь проживают в значительной степени Хорватские Боснийцы, и скажем, там живут они неплохо. Иногда попадались пригородные районы с домами и палисадниками прямо как в какой-нибудь Баварии.
Город Zenica — место нашего финиша, отсюда мы автобусами разъедемся кто куда — я в Тузлу, откуда у меня вылет «домой», ребята в Сараево. Город произвел приятное впечатление, довольно чисто, есть велодорожки.
Вот и все, покупка билетов и посадка в автобусы проблем не вызвала. Правда, водители морщились, когда видели, что велосипеды хотят пихать без чехлов и без разборки, но уплата 5 евро за багаж на месте снимала все вопросы.
Итоги
Какие же будут итоги похода? Наверно самое неизгладимое впечатление оставили дома, которые постоянно встречались на нашем пути. Не только в деревнях но и в больших городах, стены которых хранят последствия боев. Заделанные кирпичом дыры в многоэтажках, балконы все иссеченные осколками, разные мемориалы установленные в
Ну а второй итог — не смотря ни на что, традиция ездить в походы и получать эмоции, которые дает именно этот формат путешествия, в нас все еще живет. А значит, все будет хорошо.
Организатор велопохода по Боснии и Герцеговине Вадим Щербаков