Мотопоход по маршруту Пенза-Волгоград-Тбилиси-Батуми-Новороссийск-Ростов-Воронеж–Тамбов-Пенза. Отчет о походе 5 категории сложности.
Вступление
Пензенская секция автомототуристов документально была оформлена в 1965 году. Но и до 1965 года автомототуристы города собирались в группы и совершили ряд автомотопоходов по родной стране.
Первым значительным походом «Пензкамта» был поход по маршруту: Пенза-Москва-Брест-Чоп-Одесса-Харьков-Москва-Пенза (ралли «Родина», 1966 год).
Этим походом «Пензкамт» получил свое первое боевое крещение. Надо сказать, что ребята достойно выдержали все испытания, и не только безаварийно прокатили по маршруту, но провели большую общественно-полезную работу – собрали большое количество материала для пензенского краеведческого музея о 354 стрелковой дивизии.
Вторым значительным походом был мотопоход «Пензкамта» в Чехословакию (Пенза – Прага – Пенза, 1967 год). Во время этого похода была проделана большая общественно-полезная работа по сбору материала о жизни и деятельности Чехословацких красногвардейцев, воевавших за Советскую власть в Поволжье и г. Пензе в 1918 году. Поход прошел успешно.
Весной 1968 года был проведен поход по маршруту Пенза – Жигули – Пенза.
Вот после этого похода у нас и возникла идея проложить новую дорогу на юг страны через Саратов-Волгоград-Элисту. Ребятам захотелось испытать себя и свои машины. Да и, честно говоря, уже порядком надоело все путешествия начинать через Москву. «Пензкамт» разработал маршрут на юг и поручил разведать его группе туристов с тем, чтобы потом пройти по нему основным составом «Пензкамта». В период подготовки к походу были собраны сведения о состоянии дорог Саратовской, Тамбовской, Липецкой, Волгоградской областей, а также о дорогах Калмыкии.
Справочные сведения о мотопоходе
Путешествие Пенза-Саратов-Волгоград-Элиста-Тбилиси-Батуми-Новороссийск-Ростов на Дону-Воронеж-Тамбов-Пенза было совершено командой автомототуристов на мотоциклах «ИЖ» П-2, ИЖ Ю, ЯВА 250.
Команда выехала из Пензы 10 июня 1968 года и вернулась назад 2 июля 1968 года. Таким образом, путешествие длилось 23 дня.
Маршрут команды пролегал по РСФСР, Калмыкской АССР, Грузинской ССР, Юго-Осетинской АО, Аджарской АССР, Абхазской АССР. Протяженность маршрута – 4783 км, из них 1048 км по бездорожью.
Основные пункты на маршруте: Волгоград, Элиста, Орджоникидзе, Тбилиси, Батуми, Сухуми, Поти, Новороссийск, Ростов на Дону, Воронеж, Тамбов, Пенза.
В период мотопохода погода стояла дождливая, что явилось дополнительными трудностями на маршруте.
Весь маршрут был пройден за 14 ходовых дней – в среднем по 340 км в день.
Состав группы
Петров В.А. – руководитель, водитель.
Коробков Е.П. – механик, водитель.
Косолапкин В.И. – врач, водитель.
Карпова О.Н. – повар, пассажир.
Уланова Л.И. – завхоз, пассажир.
Макарова В.И. – участник, пассажир.
Описание мест путешествий
Маршрут проходил по живописным местам СССР. Начиная от Пензы и вплоть до самого Кавказа, маршрут для всех участников мотопохода был абсолютно новым.
Вплотную до Камышина дорога нас не баловала, хорошо, что хоть местами был иногда более-менее хороший грейдер.
Калмыкия
А дороги по Калмыкии каждый час преподносили нам сюрпризы: то своими горячими и сильными порывами ветра так, что иногда приходилось быть поверженным на землю, то своей невообразимой пылью, то проливными дождями. Да и наезженные дороги по Кавказу в этом сезоне были не совсем обычными: очень часто приходилось форсировать горные реки, которые прорвались через дорогу. Местами еще встречался лед на дороге, а многие участки дорог были вообще разбиты, или завалены обвалами. Да еще по этим горным, и без того очень оживленным дорогам проводились военные учения, в результате чего все дороги были буквально забиты транспортом, а дождь так и не оставлял нас без внимания на все пути. И было всего интереснее, что дождь начинался именно тогда, когда мы начинали продвигаться дальше.
Что касается АЗС, то на всем маршруте, за исключением участка Ростов-Дон – Воронеж, они встречаются в достаточном количестве. А в горных районах они буквально на каждом шагу, правда, не так хорошо оборудованы, но всегда можно найти нужный бензин, масло и даже заправиться по талонам не рыночного фонда, что никогда у нас не получалось на АЗС нашей республики.
Кавказ
По сравнению с равнинными дорогами, горные дороги гораздо интереснее. Не успеешь как следует разглядеть окружающий пейзаж, как он уже меняется, и вот над тобой уже нависает скала, дорога становится тесной, а за поворотом уже ждет солнце и горы, немного отступившие от дороги и манящие своей синью. Путешествовать по горным дорогам очень опасно: здесь приходится смотреть не только пейзаж, но и следить за частыми и опасными поворотами.
Хорошо, что горные дороги идут через селения, поэтому по пути можно ознакомиться с древними архитектурными памятниками, которых на Кавказе много.
В селениях можно
У горного селения Казбеги слева видна в хорошую погоду гора Казбек.
Крестовый перевал
На вершине Крестового перевала есть хорошая поляна, на которой можно отдохнуть, позагорать, полюбоваться
Недалеко от Тбилиси как раз на пути расположена Мцхета – старый монастырь. Архитектура монастыря очень оригинальна, он виден уже издалека и проехать мимо него просто невозможно. Недалеко от Тбилиси есть хороший кемпинг, услугами которого обязательно нужно воспользоваться.
Очень красива дорога на Боржоми – слева река, а справа монолитная стена гор, кое-где прорезанная трещинами. Но обидно, что в Батуми через Боржоми не проедешь – нужен пропуск в пограничную зону.
В Гори были в музее И. В. Сталина – очень хороший тихий и уютный город. Местные жители нас встречали всегда радушно, приглашали к себе в гости, угощали национальными блюдами.
Батуми большой город, а поэтому в районе его просто невозможно найти хорошего места для ночевки. Дальше дорога идет недалеко от моря. Присутствие моря сделало воздух еще чище, появилось больше света, солнца, подул боковой прохладный ветерок.
В Лазаревском есть на берегу моря хороший кемпинг, вот здесь-то и можно остановиться и как следует отдохнуть. Здесь собираются целые городки из бродячих автомототуристов, поэтому бывает очень весело и интересно.
Абрау-Дюрсо
Недалеко от Новороссийска есть красивейшее озеро Абрау-Дюрсо. Конечно, озеро Рица
Если на Рице нельзя ловить рыбу, купаться, и даже к озеру близко нельзя подойти, то на Абрау-Дюрсо можно поймать хорошего сазана, найти место для стоянки и все, что нужно для хорошего отдыха. А само озеро расположено недалеко от моря, всего в 15 минутах ходьбы. Так что можно купаться на выбор: или в пресной озерной воде, или в морской.
Дорога на Ростов-Дон первоклассная, ровная как струна, слева и справа фруктовые посадки.
От Ростова до Воронежа дорога тоже вся засажена фруктовыми деревьями. Здесь можно полакомиться яблоками, грушами, вишней. Дорога идет далеко от населенных пунктов, АЗС по пути нет.
Воронеж – Липецк – Грязи: кончился асфальт, начинаются грейдерные дороги.
Тамбов – Пенза трудный участок, часто встречаются пески, дороги разбиты.
От Котовска до Тамбова идет шоссе, а от Грязи до Тамбова шоссе совсем нет. Шоссейка кончается от Тамбова у Кирсанов. В этих местах дорога пустынна, изредка промелькнет грузовик и опять пусто. Степь, кое-где встречается перелесок. От Кирсанова до Кевды шоссе совсем нет. Правда, от Белинска до Каменки есть мощеная дорога, но она до того разбита, что по ней ехать невозможно.
Шоссе начинается в 3 км от с. Кевды и идет вплотную до Пензы. Нужно отметить, что в Тамбове идет интенсивное строительство шоссе и, по-видимому, уже к 1969 году оно будет до самой границы с Пензенской областью.
Техническая характеристика маршрута
Весь маршрут можно условно разбить на участки с характерными условиями и особенностями трассы.
Пенза-Камышин: участок грунтовой дороги, местность пересеченная. В Пензенской области встречается много лесов, а в Саратовской области лесов меньше, дорога местами песчаная, есть крутые подъемы, а начиная от Усть-Золихи идет по Заволжской степи, слева вдали видна Волга.
Камышин-Волгоград: шоссе, покрытие хорошее, очень большие подъемы, лесов встречается очень мало, вокруг степь, выжженная солнцем. АЗС встречаются часто.
Волгоград-Элиста: очень сложный и утомительный участок грунтовой дороги. Леса нет, правда, рядом с дорогой есть посадки какого-то кустарника, и до того это все однообразно, что порой невозможно по местности определить, где находишься. Сильные ветры, глиняная пыль, раскаленный воздух. Встречаются затяжные по 2-2,5 км подъемы. Ветры бывают такой силы, что валят мотоцикл. АЗС встречаются часто, селения расположены в 10-15 км.
Элиста-Ставрополь: степной участок дороги, вокруг все живое выжжено солнцем, правда, около Ставрополя начинаются посадки шелковицы, встречаются леса. Трудный участок дороги, дуют сильные боковые ветра. Шоссе с хорошим покрытием.
Ставрополь-Батуми-Новороссийск: горный участок маршрута, местами дороги разбиты (Орджоникидзе-Тбилиси) (Батуми-Сухуми), очень интенсивное движение.
Новороссийск-Воронеж: равнинный участок пути, шоссе первоклассное, АЗС очень мало, селения вдалеке от дороги, очень интенсивное движение.
Воронеж-Липецк: лесистый участок дороги, движение нормальное, состояние дороги хорошее.
Липецк-Пенза: в основном грейдерный участок пути. Встречаются большие пески, движение интенсивное, АЗС встречаются часто.
На всем протяжении маршрута, кроме участка Волгоград-Элиста-Ставрополь можно найти недалеко от трассы отличное место для отдыха (подробнее об этих местах смотрите в дневнике похода).
За время похода было пройдено 4783 км, из них 1048 км по бездорожью.
Дневник похода
Наш поход начался из села Веселовка 10 июня 1968 года в 8.00 вечера.
Провожать нас приехали Платов, Сорокин, Малкин, Харин. Упаковали свои пожитки и в путь. За с. Кривозерье пожали ребятам руки и, под их завистливые взгляды, тронулись в путь.
10.06.68. Мотопоход начинается
Доехали до р. Ардымка, что от Пензы 29 км. Прямо вправо за мостом отличная лужайка и хороший родник, а у местного населения хорошее молоко. Дорога до Ардымки неплохая, местами шли 60 км.
11.06.68
Встали в 5.00. Вплотную до Саратова идет грунт, правда, местами довольно хороший. Шоссе начинается от с. Каменка. У с. Луганское искупались на озере и отдохнули. На ночевку встали на 34 км от Камышина справа от трассы, у буровиков. На ночлег устроились в будке. Здесь можно хорошо порыбачить в реке Иловле.
От Саратова до Камышина дорога неважная. Чувствуется, что недавно здесь прошли дожди.
12.06.68
Подъем в 4.30. Умылись, позавтракали и в путь. На 20 км от Камышина начинается шоссе, которое идет вплоть до Волгограда. Слева – Волга, справа степь, а посередине хорошая автострада.
Остановились в Волгограде у профилактория завода «Химик» на берегу Волги и отдыхали до 5 часов вечера. Осмотрели Волгоград, были на Мамаевом кургане.
На выезде из Волгограда заправились и взяли путь на Элисту. Шоссе идет вплоть до Цацы.
13.06.68
Подъем в 3.15. Подготовка к Калмыкии. Кипятим во фляги черный кофе с собой.
Дорога очень трудная, много кочек, много пыли. На 100 км пришлось остановиться, забарахлила цепь у ИЖа.
По обе стороны от дороги посадки из кустарников, а на них ягода, что-то среднее между смородиной и крыжовником.
Трудные затяжные подъемы, дует горячий ветер. Полетели у двоих багажники, в одном совхозе заварили их, а впереди дождь. Немного проехали и остановились, в дождь здесь ехать абсолютно невозможно.
Привязали к столбу палатку и легли спать
14.06.68
Встали в 4.00. Трасса немного набита, всю ночь шли «Колхиды», а на небе даже солнце. На 27 км от Элисты начинается шоссе.
Элиста расположена в глубокой котловине внизу. На весь город 5 колодцев с питьевой водой. На выезде из Элисты заправились. Началась мертвая дорога. Ни одного дерева, только выжженная степь да верблюды. Кругом солончаки, высохшие озера, белые как снег.
Начался дождь, остановились на хуторе Бондаревский.
15.06.68
Все было бы хорошо, только Коробков никак не желает вставать рано, из-за этого мы теряем много времени.
Ну вот, наконец мы позавтракали и с ветерком поехали дальше. После поселка Октябрьский участок дороги на протяжении 2,5 км абсолютно разбит.
Но все же мы решили пробиться и 1,5 часа тащили на себе мотоциклы по колено в грязи, но пока еще бодрые, ведь впереди Кавказ.
Но вот и Ставрополь – зеленый красивый город, улицы тихие, узкие. На Пятигорск нужно ехать по улице Ленина, а за городом налево. В этих местах пейзаж очень напоминает Жигули. Состояние дороги хорошее, очень большое движение.
По обочине дороги растет шелковица, ешь не хочу. Но вот и Пятигорск. Остановились в кемпинге, что у въезда в город справа. Завтра пойдем на гору Машук. Наконец сегодня не было дождя.
16.06.68
Проснулись рано. Идет дождь, но мы стараемся его не замечать, ведь когда ходишь пешком, он не так мочит. Ходили на вершину горы Машук, на место дуэли Лермонтова. Осмотрели город – очень красивый, особенно хорошо он просматривается с горы Машук.
А дождь все идет, но мы решили прорваться через него и в 2 часа тронулись в путь. Остановившись в Нальчике, отдохнули, погуляли по городу и поехали дальше. Дождь кончился, дорога хорошая, движение небольшое, так как сегодня воскресенье.
Только стали подъезжать к Орджоникидзе, опять начался дождь. Остановились в кемпинге на выезде из города. Мы до того все промокли, что даже не стали ставить свою палатку, а воспользовались дежурным домиком. Отогрелись, просушились и легли спать
17.06.68
Опять идет дождь. Приготовили завтрак, провели техосмотр машин. В 9.00 в путь на Тбилиси, через перевал Крестовый. Дорога через перевал и опасна и красива. Начиная от Орджоникидзе 42 км дорога совсем разбита. Местами дорога размыта реками и приходится ее преодолевать вброд.
Дорога перегружена военным транспортом – идут учения.
Под дождем ехали до самого перевала, а наверху нас встретило солнце. Остановились на поляне, просушили одежду, отогрелись, пообедали и поехали дальше. Спускаться с гор еще опаснее, чем подниматься.
Меньшинство подчиняется большинству
У Тбилиси остановились в турбазе «Дагоми».
18.06.68
Этот день посвятили осмотру Тбилиси. Были в Краеведческом музее. Посетили рестораны «Арагви», «Дарьял». Город изумителен. Поднимались на фуникулере. В магазинах есть все.
19.06.68
Встали в 7.00. Собрались в путь на Кутаиси. Только отъехали, начался мелкий дождь, но на улице тепло. Ехать можно, правда, дождь сечет лицо и заливает очки.
Миновали Мцхету – памятник истории Грузии. Сейчас там действующий женский монастырь. У Мцхеты заправились и поехали на Гори. В Гори были в музее И.В.Сталина. Из Гори проехали в Боржоми, но в Батуми нас не пустили пограничники. Вернулись в Хашури – бывшая крепость.
Из Хашури через Рикотский перевал (996 м) красивой и опасной дорогой взяли курс на Самтредиа.
За этот день прошли по дождю 338 км, торопились к морю, горы уже примелькались.
20.06.68
Встали в 6.00. Солнца нет, впереди горы, а за ними море. Миновали Кобулетти – маленький городишко, дорога крутит и вертит, словно старается вывернуть нас наизнанку.
Проскочили перевалы и вот оно – Его Величество Море. Остановились на отдых у Батуми, искупались, а потом поехали в город. Решили ехать дальше по морю к Полти (Кобулетти – Натанеби-Поти).
Остановились на ночлег недалеко от с. Натанеби у речки. Место удобное, тихое, недалеко от трассы, да и море рядом.
21.06.68
Встали в 5.00. В Поти ехали по маршруту: Натанеби-Уреки-Поти. Дороги здесь совсем нет, есть только грунтовая.
В Поти остановились, покушали, искупались в 5.00 вечера поехали на Сухуми по маршруту Поти-Хоби-Зугдиди-Гали-Анигварский.
На ночлег встали на р. Окуми. Сегодня прошли 160.
22.06.68
Встали в 7.00. Порыбачили в реке Окуми. После обеда стали собираться в путь, думаем сегодня доехать до озера Рица. Дорога на Рицу изумительна, таких дорог мы еще не встречали. Она петляет по Гагскому ущелью, местами ущелье сжимается до 8-10 метров. Река Бзыбь течет бурным водопадом,от нее масса брызг, воздух сырой, в ущелье нет солнца, так что ехать довольно прохладно.
Но вот и Рица – голубое озеро. Озеро изумительно по красоте, но вот беда – к нему нельзя подъехать, висит «кирпич». Поднимаемся вверх на Авдхару и на 17 км влево от трассы находим удобное место для стоянки. Внизу водопад, а вокруг горы. Все вокруг здесь сыро, костер развести трудно, палатку на скалах поставить невозможно (крючья не лезут), да еще начался дождь.
Сварили ужин и легли спать. Нас охраняют сосны и пихты-великаны. Мелкий моросящий дождь, шум водопада.
23.06.68
Проснулись рано, но не встаем – идет дождь. Но все же в 7.00 вылезли из палатки готовить завтрак. Промокли до нитки, а конца дождю не видно. Рисовать нельзя, придется отсюда уезжать. Когда дождь немного утих, мы покинули это дождливое место, заправились на Рице на АЗС и поехали на Сочи. В ущельях Гаги нас опять накрыл страшный ливень. Ехать продолжаем, думаем на море обсохнуть.
Под Леселидзе у моря остановились, обсушились и отправились дальше. Только отъехали от Адлера, опять нас накрыл дождь. Пока доехали до Сочи, вымокли до нитки и решили его переждать. Но до 2 часов ночи он так и не прекратился. Пришли к своим машинам и решили потихоньку ехать в кемпинг за город. Нашли этот кемпинг с большим трудом уже в 3 часа ночи.
24.06.68
Встали в 8.00. Светит солнце, но набегают тучи и снова начинается дождь. Вот ведь не везет! Собираемся ехать в Лазаревское. В 10.30 уже были в Лазаревском, устроились на отдых. Думаем здесь отдохнуть 3 дня. Весь день купались.
25, 26. 06.68
Утром море, в обед море и вечером море.
Море утром и в обед, а вечером сделали профилактику мотоциклам.
27.06.68
Встали в 6.00. С утра купались на море, а после обеда поехали на Новороссийск. За Новомихайловкой есть место диких автомототуристов. Думали там остановиться, но проскочили дальше – очень уж много там народу.
За Архипо-Осиповкой есть хороший ключ, рядом сад. Здесь мы и решили заночевать.
28.06.68
Встали в 7.00 и в 7.30 уже в пути. Дорога здесь уже стала легче, не так крутит. У моего Ижа полетел трос переднего тормоза, до Новороссийска ехали без него. Осмотрели Новороссийск, были в музее, на рынке, в порту.
Вечером приехали в Абрау-Дюрсо, до него от Новороссийска 18 км. Красивейшее озеро, пресное. Есть рыба сазан, который надо ловить на жмых от подсолнуха. Недалеко от озера море. Места для палатки найти можно. В колхозе есть отличная столовая.
29.06.68
Встали рано,купаемся и загораем на озере. Рыбаки нас накормили ухой из сазана, а сазаны здесь иногда попадаются до 6 кг.
Сюда надо приезжать просто на отдых, отличное место.
30.06.68
Встали в 7.00. Погода плохая, поэтому решили ехать домой. Взяли курс на Ростов. От Новороссийска дорога прямо как стрела, мотоцикл сам набирает скорость и идет не шелохнувшись. Слева и справа сады. От Павловского нас опять начал полоскать дождь.
Прошли Ростов стороной через Аксай и встали на ночлег в 15 км от Новочеркаска. Этот дождь абсолютно не дает ничего делать.
Вокруг нас сады. Выбирай, что тебе по вкусу. Сегодня прошли 493 км.
1.07.68
Встали в 4.00. Кое-где прорываемся сквозь завесу утреннего тумана. Туман рассеялся, опять пошел дождь, но нам не привыкать – едем по дождю.
Завтракали в Тарасовке, но лучше там не есть.
Обедали в Павловском, а дождь все идет. Всю дорогу тянутся посадки садов.
В Воронеже были в 7 часов вечера. Пообедали в столовой и в путь. Вот уже и Липецкая область, остановились на ночлег в 9 вечера. Сегодня прошли 611 км.
2.07.68
Встали в 5.00. Дождя нет, солнце. У Хлевного взяли курс на Липецк. Трасса отличная, абсолютно пустая, не то, что до Воронежа.
В Липецке были в 7.00 и тут же поехали на Тамбов через Грязи. Шоссе идет за Грязи на 15 км, а потом начался дождь и настоящие грязи. Мотоциклы тащили на себе, хорошо, что хоть местами попадаются песчаные дороги.
В Тамбове были в 12 часов. Пообедали и поехали на Пензу. Шоссе идет за Кирсанов на 18 км, а потом идет грейдер.
Местами дорога очень тяжелая – глубокие пески, а дождя здесь давно не было.А вот и знак Пензенской области. До самого Поима дорога очень тяжелая – пески, а от Белинска пошел хороший грейдер. Шоссе идет от Кевды до Пензы.
Но вот и Пенза, последние печати в маршрутную книжку, прощаемся с ребятами. Итак, сегодня пройдено с грунтом и шоссе 536 км. Самых, пожалуй, трудных.
Мотопоход закончен успешно. Будем готовить себя и машины к новым походам.
Рекомендации по выбору маршрута и предложения по снаряжению команды
Выбор маршрута преследовал цель поиска самых коротких путей-дорог на юг, а также пройти по мало изъезженным туристами дорогам.
Хотя этот маршрут труден потому, что четвертая часть пути проходила по грейдеру и погода в этот период была дождливая, мы рекомендуем туристам пройти этот маршрут.
Большую часть времени нужно израсходовать на знакомство с городами, историческими памятниками, которых на Кавказе встречается очень много. Нужно уделить большое внимание багажнику. Он должен быть сделан очень просто, а груз должен быть расположен как можно ниже.
На мотоцикле-одиночке должны стоять противоударные трубы и ветровое стекло.
По этому маршруту лучше ехать небольшими группами по 3-4 экипажа, так как по грунтовым дорогам очень много пыли, а в горах не видно всех экипажей.
Отчет переработал Игнатьев Александр