Каменная чаша — одна из достопримечательностей Жигулевских гор. Интересные места посетили пензенские туристы, совершая мотопоход в Жигули.
Отчет о мотопоходе по маршруту Пенза-Жигули-Пенза 3 категории сложности
В городе Пенза автомототуризм зародился сравнительно недавно. Правда, первые мотопоходы уже были совершены малочисленными группами туристов уже в 1960 году. В основном в районы Крыма, Кавказа, Куйбышевской, Ульяновской, Саратовской областей, а также и по дорогам Пензенской области.
Но все эти походы были документально не оформлены, совершались разрозненными группами и не носили целенаправленного характера. И вот по инициативе группы туристов (Малкина В. М., Платова Н. Я., Лисова П.) и при поддержке пензенского горкома ВЛКСМ с осени 1965 года была создана секция автомототуристов при пензенском клубе туристов, руководителем секции единодушно избрали тов. Платова Н. Я. – ветерана мототуризма.
Секцией был разработан и утвержден устав «ПЕНЗКАМТА». Была создана инициативная группа по подготовке к участию «ПЕНЗКАМТА» во Всесоюзных соревнованиях «Ралли Родина». Этот поход был отлично подготовлен и проведен в июле-августе 1966 года. Всем 16 участникам команды были вручены почетные грамоты ЦК ДОСААФ – за отличные материалы, собранные во время похода. Поход проходил по местам боев пензенской 354 стрелковой дивизии по маршруту: Пенза-Москва-Смоленск-Минск-Брест-Львов-Чоп-Черновцы-Кишинев-Одесса-Киев-Москва-Пенза. Общая протяженность 6560 км, в течение 32 дней.
В 1967 году «ПЕНЗКАМТ» разработал и провел мотопоход по маршруту: Пенза-Прага-Пенза, посвященный 50-летию Советской власти. В походе участвовало 14 человек. Этот поход ставил своей целью сбор материалов и документов, запись рассказов очевидцев об исторических событиях 1918 года в городе Пензе. Маршрут команды пензенских автомототуристов нашел одобрение ЦК ВЛКСМ, а этот поход явился одним из первых автомотопоходов советских туристов за рубеж.
Идея похода 1968 года Пенза-Жигули-Пенза родилась еще зимой во время наших совместных лыжных прогулок по Пензенской области. Была составлена инициативная группа, которой поручили разработать и подготовить мотопоход «Жигули».
Справочные сведения о мотопоходе
Путешествие Пенза-Жигули-Пенза было совершено командой автомототуристов следующим составом:
Автомобиль «Волга» — 1 экипаж.
Мотоциклы «Урал»- М63 с коляской – 2 экипажа,
«ИЖ ЮК» — 2 экипажа,
«Ява 350» — 3 экипажа,
«Чезета 175» — 1 экипаж,
«ИЖ П2 – 1 экипаж.
Команда выехала из Пензы 30 апреля 1968 года и вернулась назад 4 мая 1968 года, таким образом путешествие длилось 5 дней.
Маршрут группы пролегал по Пензенской, Ульяновской и Куйбышевской областям.
Протяженность маршрута – 910 км, из них 200 км пройдено по бездорожью.
Основные пункты по маршруту: Пенза-Кузнецк-Сызрань-Жигулевск-Зольное-Тольятти-Пенза.
Состав группы
Петров В. А. – руководитель, водитель, врач.
Уланов Л. И. – пассажир.
Платов Н. Я. – водитель, зам. руководителя.
Корифельд В. И. – водитель.
Корифельд Т. Н. – пассажир, повар.
Богородицкий А. А. – водитель.
Богородицкая О. Н. – пассажир.
Павленков О. Ф. – водитель, пом. механика, фотокорреспондент.
Грибова И. Г. – пассажир.
Жирнов В. И. – водитель.
Малкин В. М. – водитель, нач. штаба, фотокорреспондент.
Коробов Е. П. – водитель, гл. механик.
Сорокин В. Г. – водитель, завхоз, кассир.
Сорокина И. Н. – пассажир.
Сорокин Г. И. – ст. водитель.
Сорокина Н. И. – пассажир.
Мотопоход от Пензы до Жигулевска не представлял бы большой трудности, если бы в этот период с 30 апреля по 1 мая не было холодно и не шел снег. Маршрут по Жигулям имел определенную сложность, так как дороги были разбиты, а порой и совсем отсутствовали.
Описание мест путешествия
Маршрут нашей команды проходил по очень живописным и малообследованным местам (в смысле мототуристами) трех соседних областей: Пензенской, Ульяновской, Куйбышевской. В «Жигули» мототуристы области походов не совершали и, естественно, этот поход вызвал большой интерес у туристов.
Дорога до Жигулевска хорошая, а в районе «Жигулей» она почти отсутствует. Правда, встречаются небольшие участки старой потрепанной шоссейной дороги.
Заправляться по маршруту лучше в Кузнецке и Жигулевске, а в самих «Жигулях» можно заправиться на заправочной станции в районе пос. Зольный, в 3, 5 км вверх по Волге. В Кузнецке АЗС стоит в 300 м от трассы через переезд по мосту. АЗС маленькая, неприветливая, но всегда можно найти нужный сорт бензина и много-много потратив времени, чтобы заправиться.
В Жигулевске АЗС стоит внизу спуска с горы. АЗС хорошо оборудована, но не всегда есть нужный бензин. Но зато напротив АЗС отличная столовая.
Начиная от Пензы дорога идет по пересеченной, лесистой местности, которая изобилует маленькими речками и большими лесами, которые тянутся на протяжении всей пензенской области. Прямо за рекой Кадада есть отлично оборудованная площадка для отдыха, а в селе Махалино хорошая дорожная столовая.
От Кузнецка дорога немного однообразна, идет по степи, вдали от железной дороги. Лес виднеется в 5-6 км по сторонам дороги, а уже перед Сызранью начинают подниматься над горизонтом величественные отроги Жигулей. Вокруг Сызрани идет хорошая кольцевая дорога, но и в самой Сызрани есть что посмотреть туристу. Ведь уже здесь начинаются Жигули, здесь перекинулся через красавицу Волгу трехкилометровый мост, а в районе Кашпира возвышаются терриконы, там идет разработка залежей известняка и цемента. Вокруг Сызрани высятся вышки нефтедобычи, многие из них действующие.
По своему характеру дорога от Сызрани до Жигулевска холмиста, с частыми пересечениями с второстепенными дорогами, а вблизи Жигулевска в 40-60 км проходит через старинные приволжские села. В районе села Печерское открывается красивейшая панорама: справа – Волга, слева – приток Волги река Уса. Здесь можно хорошо порыбачить на Волге или на Усе.
В районе села Переволоки Волга и Уса приближаются друг к другу на расстояние 800 – 500 м. Здесь туристы перетаскивают свои лодки из Волги в Усу и следуют дальше опять по течению до Куйбышевского моря, а потом по Волге вниз до Куйбышева. В устье реки Усы на правом берегу возвышается Усинский курган (г. Лепешка), с него открывается красивый вид на Усу, Волгу, Молодецкий курган. Жигулевские горы издавна привлекают туристов своим интересным прошлым. В этих местах проходила вольница Степана Разина, а в районе села Малая Рязань есть пещера Степана Разина. По преданию, Разин хотел проделать сквозной ход поперек всей Самарской Луки с выходом на Волгу и Молодецкий курган.
К городу Жигулевску дорога спускается очень круто, движение здесь интенсивное: снуют бензовозы, цементовозы, машины со стройматериалами.
В Жигулевске можно осмотреть ГЭС им. В. И. Ленина, шлюзы, есть краеведческий музей. Если пройти к селу Валы, то в его окрестностях можно увидеть остатки Муромского городища. В районе села Бахилова Поляна есть утес «Шелудяк», названный в честь сподвижника Степана Разина – Федора Шелудяка. На Бахиловой Поляне можно устроить привал, полюбоваться сохранившейся здесь первобытной
Дороги в этих местах очень опасны. Опасные крутые повороты, встречаются частые обвалы, дорога гористая. Вообще дорогу в Жигулях можно сравнить с дорогами Кавказа, только небольшой перепад высот.
Поселок Зольный – один из центров нефтяной промышленности. Около Зольного оврага Жигули очень высоки, здесь возвышается гора Бахилова.
Недалеко от Солнечной поляны в 3 км через горы находится красивейшее место Жигулей – Каменная Чаша. В это место сходятся отроги всех гор Жигулей и образуют чашу. С высоты 25-30 м к дому лесника течет по колодам ключевая вода, правда, эти колоды нуждаются в ремонте.
Вниз по Волге от пос. Солнечного тянутся карьеры и каменоломни. В селе Ширяево летом 1870 года жил и работал художник И. Е. Репин, работавший над картиной «Бурлаки на Волге».
Гаврилова Поляна – излюбленное место туристов, удобное для привалов и разбивки лагеря. На правом берегу между пос. Солнечный и с. Ширяево расположен завод «Богатырь» — крупнейший известковый завод.
Ниже Богатыря видна Верблюд-гора.
На левом берегу – Царев курган, здесь по преданию в 1722 году останавливался Петр I. Сейчас Царев курган стал значительно меньше. Он состоит весь из щебенки, а этот материал необходим для строительства дорог. У Царева кургана в Волгу впадает река Сок, через которую перекинулся красивейший мост. Здесь же виден и пос. Волжский, и старое русское село Б. Царевщина.
Ниже Царева кургана Жигулевские горы с правой стороны и Сокольи – с левой, — образуют Жигулевские ворота.
Между с. Коптево и Студеным оврагом расположено несколько пещер. От пос. Управленческий начинается дачная зона г. Куйбышева, где расположены многочисленные дома отдыха и пионерские лагеря.
В г. Куйбышеве находится краеведческий музей, музей В. И. Ленина, очень богатый художественный музей.
Город Куйбышев славен своими революционными традициями. Здесь жил и работал В.В. Куйбышев, М. В. Фрунзе, М.
Техническая характеристика маршрута
Весь маршрут можно условно разделить на участки с характерными условиями и особенностями трассы.
Пенза – Кузнецк: пересеченный, лесистый, густонаселенный и напряженный участок.
Кузнецк – Сызрань: однообразный холмистый, степной участок, с малым движением.
Сызрань – Валы: живописный, холмистый, с умеренным движением.
Валы – Жигулевск – Зольное: участок гористый, опасный, но после с. Бахилово интенсивность движения спадает.
Зольное – Каменная Чаша: в основном бездорожный, гористый, но очень живописный.
По дорогам в Жигулях нужно ездить очень осторожно: частые крутые повороты, выбоины на дороге, а то и вовсе бездорожье – требуют от водителя большой внимательности.
По этим дорогам невозможно ехать со скоростью 60 км/час. Как правило, на этой трассе стоят в основном только указатели поворотов, а больше никаких знаков не встретишь. Никаких гостиниц и кемпингов на трассе нет, а заправиться можно только у с Зольное, так что необходимо брать с собой небольшой запас горючего.
Надо сказать, что по всей трассе всегда можно найти отличное место для ночевки, недалеко от Волги, чтобы можно было порыбачить. Жители в Жигулях гостеприимные, любят и знают свои места.
За время похода всего было пройдено 910 км, из них 200 км по бездорожью.
Дневник похода
Наш поход начался с ул. Плеханова от Госцирка. Погода стояла очень плохая, холодная, ветреная. Шел снег, а иногда и дождь, но все же, несмотря на все это, 30 апреля 1968 года в 18.00 наша команда начала наматывать на колеса очередные километры.
Впереди едет Алик Павленков на мотоцикле «Ява-350», замыкает колонну Сорокин Владимир на машине «Волга». Весь маршрут у нас проходил по заранее разработанному графику, который в основном был выдержан на протяжении всего похода.
По дорогам в жигулях порядок движения экипажей менялся, так как я хорошо был знаком с дорогами Жигулей и ехал впереди, а замыкающим шел так же – В. Сорокин.
30.04.68
Собрались у Алика Павленкова в 17.30, подогнали багаж, еще раз проверили, все ли закуплено, и в 18.00 двинулись в путь. Идет сильный снег, холодно. Доехали до реки Кадада и договорились о ночлеге в п/лагере завода «Химмаш». На спидометре 6715 км – значит пройдены первые, самые трудные, 95 км пути.
1.05.68
Подъем в 4.00. Поздравили гостеприимного хозяина п/лагеря с праздником. Дежурный Платов Н. варит кофе. Утро хорошее, солнечное, немного облачное.
Выехали в 6.00 утра. Со скоростью 70 мчимся по трассе навстречу солнцу. Заправились в г. Кузнецк. Пообедали за Сызранью у государственного сада. У спуска к г. Жигулевск у Корнфельда полетела катушка прерывателя. В 14.00 были в Жигулевске, заправились, поехали к плотине Волжской ГЭС, проехали по плотине до г. Комсомольска и через Жигулевск поехали на Бахилово. Дорога нормальная – то вверх, то вниз, очень опасные спуски, кое-где дорога вообще разбита. Очень опасные спуски и повороты. Вот здесь ребята и увидели настоящие Жигули. Жигули – это лучше Крыма, Карпат и Кавказа, так как они вмещают в себя все, но только в миниатюре.
У Куйбышевской ГЭС им. В. И. Ленина
Расположились лагерем на берегу Волги у п/лагеря Волжский Артек.
Сегодня проехали 300 км.
2.05.68
Встали в 6.00. Погода стоит хорошая, солнечная, теплая. С утра ходили на приют «Трех пальцев», что расположен на отроге Бахиловой горы. Ходили с ребятами на утес «Шелудяк», лазили на гору «Бахилова».
Погода хорошая, все загорают, но в 15.00 мы поехали дальше. Наш путь лежит в «Каменную чашу» — сердце Жигулей. Солнца здесь много, вода бежит из родника между камней. Когда-то здесь были колоды, и вода бежала вниз на 800 м по ним, а теперь увы, в век цивилизации лучше за ней ходить пешком с ведром.
От Бахиловой Поляны до Зольного 9 км проехали быстро. Дорога нормальная, правда, местами разбитая, очень опасные спуски с поворотами, местами есть обвалы на дороге.
От Зольного до Солнечного состояние дороги такое же. От Солнечного до Ширяева дороги как таковой нет. Есть вырубка в склоне горы, по которой ухитряются ходить машины.
В районе с. Ширяево ходили в заброшенные каменоломни. В них холодно, но сухо.
Каменоломни в районе села Ширяево
От Ширяево до Каменной Чаши дороги совсем нет, да еще и перепахана целина. Остановились на небольшой поляне. Эти 6 км от Ширяво, буквально не мы ехали на машинах, а машины на нас. Прибыли на место в 7.30 вечера, а прошли всего 35 км за 4, 5 часа. Остановились далеко от воды, но что поделаешь – «Волга» ближе подъехать просто не может.
3.05.68
Ночью прошел сильный ливень. Вокруг уже начинают распускаться деревья, лес подернулся пастельной зеленью. Все это хорошо, но что же будет с нашей дорогой назад?
Лагерь тих, спит, а мне не спится. Уже 6 часов, а дождь все идет.
7 часов – я встал и сразу же побежал посмотреть то подобие дороги, которое было и которое теперь стало.
Вот и другие стали потихоньку выползать из палаток и опять все бегут смотреть дорогу. А Жигули клубятся туманом, даже не видны вершины. Иногда дождь снова начинается, и тогда все с укором смотрят на меня. Ведь я обещал им в Жигулях отличную погоду.
Во второй половине дня погода улучшилась, а за
4.05.68
Подъем в 4.00. Ночью шел дождь, а сейчас погода солнечная, правда, немного прохладно. Кое-как выбрались на дорогу, пришлось даже «Волгу» вытаскивать на руках, и поехали через Жигулевск в Тольятти. Дороги на Тольятти разбиты и страшно перегружены, да это и понятно – ведь завод и город пока еще в строительных лесах.
Посмотрели на молчаливые металлоконструкции, которые со временем будут цехами, и поехали назад в Пензу. Заправились в Жигулевске.
И вот мы уже на пути в Пензу. Прощайте, опасные дороги, прощайте, Жигули.
Остановились перед Сызранью около сада. Привал был 1 час. За это время пообедали, отдохнули. В походе основное питание и дисциплина, пока и то, и другое на высоте. В этом большая заслуга В. Сорокина и Н. Платова.
Как только отъехали, пошел дождь, который с небольшими перерывами поливал нас до самой Пензы. Два раза попадали в полосу сильных бурь. Ветер поднимает с пашни пыль и со страшной силой кидает ее в лицо. Вокруг темно, в двух-трех метрах ничего не видно. Идем на подфарниках, а ветер норовит снять с седла и опрокинуть мотоцикл.
Вот с такими небольшими «развлечениями», мокрые, уставшие, но счастливые, мы прибыли в Пензу. Поставлена последняя печать на Почтамте.
Прощаемся друг с другом. Прощайте, друзья, до новых встреч, до новых походов!
На спидометре сейчас 7625 км, значит, за сегодняшний день пройдено 345 км.
А за весь поход пройдено 910 км.
Рекомендации по выбору маршрута и предложения по снаряжению команды
Маршрут был выбран в основном с целью
Чтобы проехать в Каменную Чашу, лучше ехать по дороге, которая идет сразу же за с. Александровка направо. Из Жигулевска на Бахилово проехать можно оврагами только в случае хорошей погоды и, конечно, если не будет машины. И все же машина нам во многом помогла, так как везла большую часть нашего командного снаряжения.
Хорошо иметь с собой треногу для подвешивания ведра, она бывает необходима на небольших привалах.
Всем участникам похода необходимо иметь в обязательном порядке шлемы, защитные очки, теплые краги (если путешествие проводится ранней весной) и штормовые костюмы (они не пропускают поток воздуха, а намокнув, быстро высыхают).
Необходимо иметь 25-30 м капронового фала, который можно использовать как трос для буксировки, а дождливую погоду на стоянках, как средство для закрепления тента.
В случае хорошей, теплой и солнечной погоды, лучше всего остановиться в районе горы Бахилова (недалеко Волга, рядом ручей, хороший лес),а в холодную солнечную погоду лучше проехать в Каменную Чашу. Весь маршрут очень живописен, проходит недалеко от Волги.
Отчет переработал Игнатьев Александр