Правые уклонисты — приверженцы идейно-политического течения в среде коммунистов-большевиков, с которым в своё время боролись дедушка Ленин и его верный ученик товарищ Сталин.
Однако речь пойдёт об очередном маршруте группы велотуристов Пензы. На этот раз к предыдущему составу добавились Виктор и Антон Семёнкины. Как обычно, идею путешествия разработали, используя документы и сведения разных краеведов. Решено было проверить несколько интересных объектов, где в первую очередь могли быть пещеры, камни-менгиры, родники и многое другое.
Правые уклонисты Пензы на велосипедах
Маршрут: Сюзюм — Бестянка — Марьевка — Тарлаково 1-е — Русское Труёво — Индерка — Средняя Липовка — Нижняя Липовка — Нижний Катмис — Дигилёвка — Городище — Мордовский Ишим — Асеевская. 122 км. 22-24 июня 2007 года.
В пятницу 22 июня на электропоезде Пенза — Кузнецк доехали до станции Сюзюм. Далее маршрут планировали через сёла Бестянка, Марьевка, Тарлаково 1-е, Русское Труёво, Индерку, Среднюю Липовку, Нижнюю Липовку. Затем, через Нижнелиповский дом отдыха выйти на гору Башмак. После вернуться и продолжить маршрут в село Нижний Катмис. Далее через г. Городище проехать на станцию Асеевская и вернуться 24 июня вечерним электропоездом в Пензу.
Необходимо отметить, что, как и в первой экспедиции, маршрут начался с небольшого дождика. Но по прибытию на станцию Сюзюм дождь прекратился. И через час в сумерках группа устанавливала палатки для ночлега в замечательном берёзовом лесочке недалеко от села Бестянка. Земляники в лесу было гораздо больше, чем комаров. Даже огромный пенёк создавал интерьер уютного лесного земляничного бара. Много лекарственных трав .
Утром, свернув лагерь, продолжили маршрут и въехали в село Бестянка. Радушная татарская деревня с красивыми мечетями, добротными домами и базаром в плане интересующей нас информации ничего не дала.
Переехав асфальтированную дорогу, очутились в селе Марьевка. Сразу ощутили контраст русской жизни: заброшенные заросшие бурьяном покосившиеся избы. И, как везде, разговорчивые старики, которые интересующих нас сведений не дали.
Опрос населения
Переехав в село Тарлаково 1-е, увидев действующую церковь и надеясь услышать о наличии подземелий (пещер), несколько воодушевились. Однако, церковный сторож, 80-летний старожил этих мест дед Иван ничего, ни о каких пещерах, подземных монастырях (а именно такая информация у нас была) не знал. Более молодой его односельчанин Василий сказал, что в детстве жил в другом селе Николаевка в 10 км от Тарлаково 1. И там были какие-то подземные ходы из бывшей барской усадьбы. Николаевка не вписывалась в наш маршрут, и группа отправилась в село Русское Труёво
.
С трудом отыскав дорогу (сёла находятся в 2 км друг от друга, но принадлежат разным районам), добрались в Русское Труёво. Практически заброшенное людьми, оно, как и Марьевка, представляло жалкое зрелище. Несколько человек из села Индерка обрабатывали огороды, но полезных сведений нам не предоставили. Наоборот, пришлось объяснить им, что 1000 лет назад здесь была крепость-городище. И оборонительные валы являются памятником той эпохи.
Далее добраться до Индерки — 5 км, пусть и по заброшенному асфальту, не составило труда. Подкрепившись мороженым, отправились в Среднюю Липовку, где посетили святой источник. Когда-то при нём был монашеский скит и часовня. Но от неё остались несколько головёшек и старых кирпичей, да несколько ям, заросших кустами, — могилы монахинь. Правда, источник стараниями местных умельцев и на деньги саратовских спонсоров (они там строят зону отдыха) в прекрасном состоянии.
Камень-менгир на горе
Далее маршрут, как и намечали, лежал в Нижнюю Липовку, где у местного населения узнали, как попасть на гору Башмак. В прежние годы это был любимый экскурсионный маршрут отдыхающих в санатории. А на вершине находился камень-валун, который скатили к подножию. Сразу вспомнили экспедицию в село Кевдо-Вершину: камень-менгир на горе — это уже кое-что в поисках местного Стоунхенджа. По карте определили координаты вершины горы Башмак. Высота 263 метра над уровнем моря, 46 градусов 9 минут 33 секунды восточной долготы, 53 градуса 15 минут 6 секунд северной широты.
Добравшись до санатория (теперь там пионерлагерь), первым делом устроили обед, любезно воспользовавшись услугами местной столовой, а, заодно, и пытались найти проводника. Нам указали на местного столяра Алексея Николаева, но, к сожалению, его не оказалось в посёлке. Пришлось искать дорогу самостоятельно. Собственно, искать было нечего, так как дорога через лес была одна. Через 800 метров от главного корпуса стали попадаться поваленные деревья. Пришлось даже пустить в ход пилу, а ещё через 50 метров путь преградил лесоповал — результат прошедшей накануне бури. Преодолеть завал на велосипедах не представлялось возможности.
Штурм горы Башмак
Было решено разделиться. Семёнкины остались караулить вещи, остальные — без рюкзаков, только с велосипедами, пошли на штурм горы Башмак. Вот здесь группа первый раз уклонилась ВПРАВО, приняв едва заметную кабанью тропу за старую туристскую стёжку. Проплутав в лесных зарослях полчаса, пришли к выводу, что без проводника выйти на Башмак не удастся. Пришлось вернуться, к тому же комары были хозяевами положения. Вернувшись в дом отдыха, узнали, что проводник Алексей Николаев приехал и готов поделиться всей информацией.
Несмотря на то, что он называл гору Баш Магара (по-татарски «главная пещера»), никакой пещеры на горе нет. Да и в окружающих её оврагах тоже. Поскольку день клонился к вечеру, то решили не искушать судьбу и оставить на другой раз покорение местной достопримечательности и легенды: грозный разбойник Башмаков — своего рода местный Кудеяр, имел на горе лагерь и держал в страхе всю округу. Учитывая вариант, что фамилия встречается в топонимике Пензенского края, например, станция Башмаково, то реальность данного разбойника более чем очевидна.
После неудачной попытки покорить гору Башмак у группы оставался последний объект на маршруте. Село Нижний Катмис, где по данным археологов, было древнее буртасское городище с огромными валами и какими-то глубокими ямами — вероятными подземельями. Покинув гостеприимный дом отдыха, через час подъехали к Нижнему Катмису. Не изменяя избранной тактике, приступили к опросу местного населения.
Ош панда — древняя крепость
Про какие-либо пещеры никто не слышал, про древнее городище тоже. Все указывали на город Городище. Пришлось пойти на хитрость и спросить о достопримечательностях села вообще. Моментально получили ответ: «Ош Панда». Пришлось обстоятельно объяснять, что городище — древняя крепость, а по-мордовски «Ош Панда». Получив ориентиры, отправились искать этот археологический памятник. Солнце клонилось к закату и слепило глаза, дорога шла в гору, силы были на исходе. Бортовой велокомпьютер показал, что за день накрутили 70 км, пересекли границу трёх районов. И здесь второй раз группа совершила уклонение ВПРАВО. Надо было ставить лагерь, а место на вершине было хорошо продуваемо от комаров. К тому же обнаружили какие-то валы.
Сумерки не позволили обследовать валы детально, но сразу возникли сомнения: каким образом древние строители собирались держать оборону? Хоть и на вершине, а со всех сторон поле и никаких намёков на огромные ямы. Утром получить ответы на вопросы не удалось, практически до обеда стоял туман. А когда он развеялся, нужно было двигаться дальше, чтобы успеть на электричку. Решили в Нижний Катмис не возвращаться, а ехать через поле и лес на Дигилёвку. Проехав буквально 300 метров от нашей стоянки, наткнулись на заросший крапивой бункер, приняв его сначала за древний курган.
Здесь появилась версия о том, что поле на вершине служило во время войны запасным аэродромом, а бункер с остатками железобетонной арматуры был штаб. Правда, была ещё версия о том, что бункер — это заброшенная насосная станция. А найденные валы служили для снегозадержания, так как на вершине очень скудная растительность и почва слишком каменистая. Проверять версии — это уже другая задача, а группа, проехав по заброшенной лесной дороге, выехала к селу Дигилёвка. Здесь, как итог всех наших стараний, пришло «время собирать камни». Мы увидели крутой обрыв с огромными глыбами из кварцевого песчаника. На них тонким слоем, словно приклеенные, оказались древние окаменелости — ракушки.
Дубы и валуны
Под обрывом два огромных 300-летних дуба, под ними огромные камни со следами современного отдыха: банки, бутылки. Но и это не испортило впечатления сакральности этого места.
Возникло предположение, что здесь происходили языческие моления — моляны жителей древней Ош Панды. Как оказалось потом, её координаты 53 градуса 15 минут северной широты практически лежат на одной параллели с горой Башмак. И очень блики к Гремучему роднику в Кевдо-Вершине. Ещё одна достопримечательность Дигилёвки — пруд. Дорогу к которому, по местной легенде, вымостили каторжане по приказу Екатерины Второй.
Наш дальнейший путь лежал в г. Городище, затем в село Мордовский Ишим, где посетили родник у дороги. А само село хорошо известно своим национальным мордовским костюмом. После короткого отдыха возле Ишима благополучно добрались до станции Асеевская и вернулись на электричке в Пензу.
Хотя наши уклонения на маршруте вправо не позволили посетить важные во всех отношениях объекты, но тем больше
Алексей Плотников.
Фото Андрея Нугаева.