Дорога троллей в Норвегии — это тема, к которой пензенские велотуристы подбирались лет пятнадцать. Уж больно далёкой и суровой казалась нам эта северная страна. И только загадочное слово «фьорд» из школьного учебника и всё увеличивающийся поток восхитительных отзывов в интернете о природе этой страны лишь усиливали наше
Дорога троллей в Норвегии. Исполнение мечты
Страна оказалась действительно далёкой, хотя и имеет сухопутною границу с Россией.
И вот в июле этого года десант пензенских велотуристов «высадился» сразу в трёх точках Норвегии: на севере, в центральной части и на юге.
Наша группа, состоящая из трёх человек, решила остановиться на центральной Норвегии, посетить все три столицы и проехать по знаменитой «дороге троллей», не забывая при этом про фьорды. После долгих совещаний было принято решение ехать через финский город Vassa и шведский Ostersund в норвежский Trondheim, откуда и начиналась самая интересная часть маршрута. Так как общая протяжённость маршрута превысила 2000 км, то решили, что часть пути придётся преодолевать на общественном транспорте, несмотря на возрастающие расходы. Из Осло были заказаны через интернет билеты на самолёт до Москвы. Мы потом подсчитали, что за всё время путешествия сделали 18 пересадок. Это 2 самолёта, 5 паромов, 5 поездов, 6 автобусов.
Из Питера до Хельсинки доехали экскурсионным автобусом, который отправляется регулярно вечером от Московского вокзала. От Хельсинки до Vassa, пожертвовав равнинной Финляндией, также доехали на рейсовом автобусе. Ожидаемого парома в шведский город Sundsvaal, который сокращал бы значительную часть пути до Trondheimа, не оказалось. Пришлось плыть в Umea, откуда уже поехали на велосипедах.
Ехали мы почти на полном автономе, так как из-за малой населённости Скандинавии не всегда можно оперативно
Дороги Швеции
Дорогами Швеции нам приходилось путешествовать и раньше. Ничего нового. Это великолепные дороги, идущие по холмистой местности, красивые озёра, великолепные леса, полные грибов и черники. На этот раз наш маршрут пролегал по диковатой, малонаселённой местности через город Dorotea в Ostersund, так что прелестями шведской природы мы налюбовались сполна. Очень часто встречались великолепно подготовленные освещённые лыжные трассы, проложенные по лесам и горам, специально покрытые толстым слоем еловой коры. Трассы эти не пустуют и летом.
Погода была довольно прохладная, но это способствовало нашему быстрейшему продвижению к Норвегии. В эти дни мы проезжали за день 100-120 км. В городе Ostersund посетили
Через два дня мы достигли своего первого фьорда, на берегах которого лежит Trondheim. Это первая столица Норвегии. За половину дня осмотрели Старый город и другие достопримечательности. Дорога до городка Donbas не представляет особого интереса, а дальше пошла одна красотища. До города Andaldnes, лежащего на берегу очередного фьорда, мы ехали, широко раскрыв глаза, и не знали, какая
Необыкновенно красивые водопады
Почти на каждом километре дороги стали встречаться самые разнообразные по высоте и силе водопады. Это настолько красивое зрелище, что можно смотреть, не отрываясь, долго, долго, не жалея ни плёнки, ни аккумуляторов, ни места на флэш-картах. Было довольно жарко, и это лишь усилило таяние ледников и силу водопадов. Надо сказать, что с этого дня и почти до конца нашего путешествия установилась очень жаркая погода. Это не совсем характерно даже для летней Норвегии с её переменчивой и капризной погодой. В этом смысле нам очень повезло
.
Хотя поворот на нужную нам дорогу №63 был раньше Andaldnesa, мы всё же решили посетить этот городок. Здесь очень красивый фьорд с бирюзовой водой. Осмотрев город, мы вернулись на поворот на дорогу «троллей». С этого момента видеокамеру можно было вообще не выключать до конца нашего путешествия – настолько всё было красиво. Но начались серьёзные горы с затяжными серпантинами подъёмов. Скорость заметно упала. Хотя крутизна и не превышает 12 процентов, но отдыхать практически негде – всё время вверх. Дорога, построенная в 1936 году, настолько узкая, что встречные машины разъезжаются только в специальных «карманах».
Дружелюбие местных водителей
Водители очень дружелюбно относятся к велосипедистам. Зная, что крутить педали очень трудно, всячески стараются поприветствовать и приободрить нас. Но все эти трудности не идут ни в какое сравнение с той
Утром, по холодку, мы довольно резво забрались наверх к истоку водопада. Здесь тоже имеется смотровая площадка. Вид с неё вниз на водопад и на дорогу, по которой мы только что поднялись.
Тут следует сказать, что норвежцы много внимания уделяют экологии и много делают, чтобы многочисленные туристы со всего мира в полной мере увидели всю эту красоту. Почти в каждом более-менее интересном месте обязательно стоит указатель и построены специальные смотровые площадки.
Дорога троллей трудна для велотуристов
После спуска с перевала мы продолжили своё движение по «дороге троллей». В городке Valdall с ходу залетели на паром, чтобы пересечь фьорд. На другой стороне фьорда дорога №63 продолжалась дальше. Продолжалась дальше и
После небольшой экскурсии по городу мы стали искать продолжение нашей дороги. Но перед нами была только стена. И только внимательно присмотревшись, мы увидели тоненькие витки серпантина на этой стене. Это и была наша дорога. Штурм решили отложить до утра и заночевали в кемпинге у подножия перевала. Сходили в душ, привели себя в порядок и зарядили аккумуляторы. Кемпинг расположился возле мощнейшего водопада, так что ужинали и спали мы под аккомпанемент бушующей воды.
С утра опять вверх и вверх. Дорога нигде не даёт передышки, но мы упорно ползём по этой дороге на перевал. Солнце печёт нещадно, уже начинаем бинтовать руки от ожогов, но это всё равно лучше, чем дождь. Водопады следуют за водопадами, сопровождая нас на протяжении всей дороги. Спуск с перевала был для нас наградой за тяжкий труд, и вскоре мы достигли конца этой удивительной по
Дальше дорога привела нас в город Lom. Это большой туристический центр. Здесь находится старинная церковь. Ей более 1000 лет. Равносторонний крест и головы драконов на её крыше в очередной раз подтверждают теорию Мурада Аджи о великом переселении и об алтайских корнях скандинавских народов.
В Ломе поворачиваем на дорогу №55. Начинается пологий затяжной подъём, потом следует довольно ровный участок. С трудом нашли место для ночёвки.
Удивительные достопримечательности
С утра продолжили подъём. Проехали небольшой кемпинг с красивой колонной, поставленной в честь Конституции 1814 г. Дорога всё время идёт вверх, потом относительно ровный участок по берегу озера, а затем начинается основной подъём к перевалу в красивом ущелье. В конце этого ущелья два высоких водопада по отвесным скалам. У скалы, которая давала небольшую тень, приготовили обед. Рядом снежная поляна. С этого места открывался чудесный вид на нашу дорогу с серпантином к перевальной точке 1434 м.
Это самый высокий автомобильный перевал Норвегии. Вокруг много снежников. Самый разнообразный народ «отрывается» на снегу: валяются, бегают и играют в снежки.
Через некоторое время доехали до «норвежского телевизора», вырезанного в глыбе гранита. Показывает только одну программу, да и то в хорошую погоду.
Дорога на плато идёт то вверх, то вниз по довольно крутым горкам. Дорога местами прорезана в толще ещё не растаявшего снега. Высота вешек по краям дороги впечатляет. Сколько же снега зимой? Даже в разгар жаркого лета проезжаем целые поля снега, где можно кататься на беговых
Красота фьордов
Недалеко от пос. Urnes слева от дороги очередная достопримечательность – водопад высотой 218 м. Переезжаем фьорд на пароме, и после затяжного подъёма выходим на нашу дорогу №55. На развилке дорог Kaupanger-Songdal решаем, куда ехать дальше. Большинством голосов приняли решение немного отдохнуть, проехав часть пути на пароме. Кроме этого, всем захотелось увидеть красоту фьордов именно с воды. Три часа до городка Gundvangen пролетели незаметно. Мы нисколько не пожалели, что выбрали этот путь. Такой своеобразной красоты мы раньше не видели. Берега фьорда на всём протяжении пути украшают самые разнообразные водопады. Местами приходилось до предела запрокидывать голову, чтобы увидеть вершину стены на берегу, и проход был таким узким, что парому приходилось замедлять ход. Видели знаменитые виды фьордов, которые являются визитной карточкой Норвегии. И, конечно же, неповторимая бирюзовая вода.
На пути к Бергену
Отдохнув немного во время путешествия на пароме, мы продолжили путь по направлению к Бергену – второй столицы Норвегии. Дорога такая же красивая, и множество водопадов. На месте одной из ночёвок мы наблюдали сразу шесть водопадов. Но тут нам судьба приготовила ещё одно испытание. Почти на всём протяжении пути до Бергена нам приходилось искать альтернативную дорогу, так как по основной дороге движение на велосипеде запрещено. После городка Voss нам показали дорогу до городка Dali, который был по пути нашего маршрута, но эта дорога оказалась высокогорной с перевалом и намного длиннее. Теперь, дома, нам кажется, что мы не зря проехали по этому пути, т.к. посмотрели ещё один заповедный уголок Норвегии, причём непохожий на всё увиденное ранее.
Непредвиденные трудности
Таких огромных каньонов мы не видели нигде. Но тогда этот подъёмчик нам дался с большим трудом. Тем более погода испортилась, и полил бесконечный дождик. Он был несильный, то затухал, то усиливался, но шёл непрерывно. И по мере нашего продвижения вверх усиливались потоки воды, стекающие с гор. Наконец, они превратились в бушующие реки и стали заливать нашу дорогу, а так как воде некуда деться между отвесной горой и высоким бордюром, то вся эта масса воды вместе с камнями понеслась нам навстречу. Мы вынуждены были спешиться и, уворачиваясь от камней, идти пешком. Пройдя два маленьких тоннеля по этой «реке», мы наткнулись на «хвост» автомобилей. Оказывается, выше селевой поток разрушил дорогу, и все ждали прибытия трактора, чтобы заделать промоину. Мы были более мобильны, чем автомобили, и поехали дальше.
Вокруг лежали кучи свежевыпавшего града, и было довольно холодно. Дождь не прекращался, кроме этого, началась гроза. Молнии сверкали где-то рядом с нами. А мы всё тянули и тянули до перевала. Наконец, дорога пошла вниз, и мы стали подыскивать место для ночёвки. Остановились в каком-то закутке возле большего озера. Гром напоследок так грохнул, что мы чуть не упали. На следующее утро мы любовались горами, посыпанными свежевыпавшим снегом. Остаток дороги до городка Daly был по своей красоте просто великолепен.
Мы всё время ехали вниз, и казалось, что этому красивейшему спуску не будет конца. После Dali нам опять пришлось пробираться по незнакомым велодорожкам, пока не уткнулись в скалы, сквозь которые до самого Бергена проложены шесть тоннелей для скоростного транспорта и железной дороги. Для велосипеда пути нет. Пришлось до города добираться на электричке. Хотя Bergen считается самым сырым местом Норвегии, нам с погодой повезло. Все два дня, что мы провели в городе, светило яркое солнце, что позволило нам сполна насладиться этим красивым, уютным городом.
Поход завершается в Осло
Подсчитав оставшиеся до самолёта дни, мы пришли к выводу, что своим ходом нам до Осло не доехать. Пришлось брать билеты на автобус. Решили, что поедем ночным рейсом, чтобы поспать в автобусе и утром быть в Осло.
Это было нашей большой ошибкой. Дорога была такой поразительной красоты, что пока не стемнело, мы, не отрываясь, смотрели на проплывающие за окном панорамы горной Норвегии. Хорошо, что в это время года в северных широтах темнеет поздно
.
Осло встретил нас дождём, который не прекращался весь день, поэтому экскурсия по городу оказалась смазанной. После того, что мы видели, город поразил нас мусором, бомжами и многочисленными личностями явно с «большого бодуна». Где берут выпивку – неизвестно. Цены космические. Спиртным в Норвегии торгуют только в специализированных магазинах, которые днём с огнём не найти. Например, в Бергене всего два таких магазина, причём один из них на вокзале
.
Решили доехать до аэропорта на электричке, так как все выезды из города по автобанам, а пробираться под дождём по окольным дорогам не очень-то хотелось. Добрались быстро без всяких проблем и недалеко от аэровокзала расположились на ночёвку. На следующий день перед вылетом мы поездили по окрестностям, как бы бросая прощальный взгляд на полюбившуюся нам страну. До свидания, Норвегия! Счастья и процветания твоим жителям! Мы сюда обязательно вернёмся!
Валерий Асташин, октябрь 2008 года.