В 1981 году группа туристов из г. Пенза-19 совершила путешествие по Северному Тянь-Шаню. Отчет о походе четвёртой категории сложности по Северному Тянь-Шаню, совершённом с 29 июня по 15 июля 1981.
Маршрутная книжка № 34п/81
Руководитель группы Ильюхин Е. В.
Основные характеристики маршрута
Пешеходное путешествие четвёртой категории сложности (4 к.с.) проводилось группой с/к «Союз» Горспортсовета — 31 с 29 июня по 15 июля 1981 г. в районе Северного Тянь-Шаня по маршруту: ур. Медео — пер. Талгарский (н/к, 3200 м) — р. Лев. Талгар — лед. С. Тогузак 1Б, 4200 м) — лед. Богатырь — р. Ю-В. Талгар — р. Джангырык — р. С. Кугантор — пер. Кугантор (1А, 4000 м) — р. Ю. Кугантор — р. Ак-су — пер. Кок-бель (н/к, 2395 м) — р. Чон-Ак-су — лед. Ата-Джайляу — пер. Ата-Джайляу (2А, 4500 м) — лед. Джинды-су — лед. Джангырык — пер. Чон-Кемин (2А‚ 4200 м) — оз. Джасык-кёль — р. Чон-Кемин — р. С. Орто-кой-су — пер. Кёк-ойрык (1А, 4071 м) — р. Ю. Орто-кой-су — пос. Чон-Сары-Ой (оз. Иссык-Куль).
В приведённой нитке маршрута был использован запасной вариант: р. Ю-В. Талгар — р. Джангырык — р. С. Кугантор — пер. Кугантор (1А) — р. Ю. Кугантор — р. Ак-Су вместо первоначально запланированного участка: р. Ю-В. Талгар — р. Чилик — р. С. Джель-Карагай — пер. Джель-Карагай (1Б) — р. Ю. Джель-Карагай — р. Ак-Су (см. раздел 3).
Предусматривался также ещё один запасной вариант маршрута: вместо участка лед. Джангырык — пер. Чон-Кемин (2А) — оз. Джасык-Кёль, участок: лед. Джангырык — пер. Чилико-Кеминский (1Б) — оз. Джасык-Кёль.
Путешествие было зарегистрировано в Пензенской областной МКК (шифр 149-00-4(1)33020), маршрутная книжка 34п/81.
Количество участников путешествия — 7 человек, руководитель группы — Ильюхин Е.В.
Протяженность активной части маршрута — 235 км.
Общее количество походных дней — 16.
Перед выходом на маршрут группа в полном составе явилась в КСС по адресу: г. Алма-Ата, ул. Митина, д.5, т/б Алма-Атинская, где было получено разрешение на выход.
Список группы
- Ильюхин Егор Васильевич — руководитель
- Юдаев Олег Васильевич — завхоз
- Орехов Владимир Алексеевич — топограф
- Щукин Олег Михайлович – ответственный за медобеспечение
- Ступаневич Дмитрий Васильевич – фотограф
- Корсаков Николай Иванович — реммастер
- Клочков Вячеслав Николаевич – ответственный за снаряжение.
Все участники из г. Пенза-19
ОРГАНИЗАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЯ
К пешеходному путешествию 4 к.с. по району Северного Тянь-Шаня группа начала подготовку с декабря 1980 г в соответствии с заранее составленным планом, предусматривающим полный объём работ по информационному, техническому и материальному
обеспечению группы.
Кроме этого, все члены группы проводили
Весь запланированный объём работ и
При разработке маршрута кроме литературных источников (см. приложение 9) были использованы материалы, которыми располагали группы, ранее совершившие путешествия в районе Сев. Тянь-Шаня, а также учтён опыт, приобретённый членами группы в походах по Западному Тянь-Шаню, проведённых в 1978-1980 гг.
Определяющее влияние на выбор района путешествия и на разработку маршрута оказали следующие факторы:
— достаточная схоженность группы, её возросший опыт путешествий в горных районах,
— удобство выхода на маршрут и схода с маршрута (см. раздел 3),
— возможность в случае аварийной ситуации быстро добраться до людей практически из любой точки маршрута (по рекам Чилик и Чон-Кемин, кроме того пастухи на р. Джангырык, р. Чон-Ак-су и селевики),
— большое
— возможность побывать на оз. Иссык-Куль.
В результате был разработан маршрут, значительная часть которого проходит по району, характеризующемуся повышенной сложностью (большая абсолютная высота, наличие мощных ледников, сложные метеоусловия).
Группой были оформлены и представлены на рассмотрение в Пензенскую областную МКК заявочные документы на совершение путешествия 4 к.с. по маршруту:
Медео — пер. Талгарский (н/к‚ 3200 м) — р. Лев. Талгар — лед. С. Тогузак — пер. Тогузак (1Б, 4200 м) — лед. Богатырь — р. Ю-В. Талгар — р. Чилик- р. С. Джель-Карагай — пер. Джель-Карагай (1Б, 4000 м) — р. Ю. Джель-Карагай — р. Ак-су — пер. Кок-бель (н/к, 2395 м) — р. Чон-Ак-су — лед. Ата-Джайляу — пер. Ата-Джайляу (2А, 4500 м) — лед. Джинды-су — лед. Джангырык — пер. Чон-Кемин (2А, 4250м) — оз. Джасык-Кёль — р. Чон-Кемин — р. С. Ортокой-су — пер. Кёк-Ойрык (1А, 4071 м) — р. Ю. Орто-Кой-су — пос. Чон-Сары-ой (оз. Иссык-Куль).
Запасные варианты маршрута
1) вместо участка — р. Ю-В. Талгар — р. Чилик — р. С. Джель-Карагай — пер. Джель-Карагай (1Б) — р. Ю. Джель-Карагай — р. Ак-су предусматривался участок — р. Ю-В. Талгар — р. Джангырык – р. С. Кугантор – пер. Кугантор (1А) — р. Ю. Кугантор — р. Ак-су,
2) вместо участка — лед. Джангырык — пер. Чон-Кемин (2А) — оз. Джасык-Кёль предусматривался участок — лед. Джангырык — пер. Чилико-Кеминский (1Б) — оз. Джасык-Кёль.
В тактическом отношении построение маршрута таково‚ что нарастание сложности (и‚ соответственно, нагрузки) идёт постепенно, пик нагрузки приходится на его среднюю часть и к концу маршрута нагрузка, так же постепенно, спадает (конкретно по дням см. раздел 3.
Протяжённость активной части маршрута с учётом коэффициента 1,2 — 237км (километраж определялся путём измерения по карте масштаба 1:100000 курвиметром). Планируемое количество ходовых дней-16 + один резервный день.
В связи с неточностями. групповых картографических материалов (неточности были указаны в КСС г. Алма-Ата) общая протяжённость маршрута возрастала ~ на 15 км, причём на самых сложных участках (были неправильно обозначены перевалы Ата-Джайляу и Чон-Кемин), группа ещё перед выходом на маршрут рассматривала возможность использования первого варианта запасного маршрута.
Сложные погодные условия первых дней (см. раздел 3) убедили группу в необходимости воспользоваться запасным вариантом. Таким образом, вместо участка — р. Ю-В. Талгар — р. Чилик — р. С. Джель-Карагай — пер. Джель-Карагай (1Б) — р. Ю. Джель-Карагай — р. Ак-су был пройден участок — р. Ю-В. Талгар — р. Джангырык — р. С. Кугантор — пер. Кугантор (1А) — р. Ю. Кугантор — р. Ак-Су. В результате, группа смогла выдержать запланированные сроки маршрута и в остальном придерживалась первоначального плана путешествия.
Каждый участник проходил все, без исключения, участки маршрута.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
27.06; 28.06. Проезд самолетом: г. Пенза — г. Куйбышев (рейс 365); г. Куйбышев — г. Алма-Ата (рейс 5335). Прибыли в г. Алма-Ата в 13-50 (московское время). Далее по тексту местное время.
Проезд автобусом до Медео. Поднялись на противоселевую плотину, прошли по дороге до домика лесника и остановились на ночлег.
Вечером штиль, безоблачно.
Прошли 2,5 км за 1 час.
1 день. 29.06. Домик лесника – ур. Чимбулак
Группа получила разрешение КСО и в 16.00 вышла на маршрут.
В сторону ур. Чимбулак ведет хорошая грунтовая автомобильная дорога. Путь все время идет на подъем. В 18.00 прибыли в ур. Чимбулак, где расположен международный горнолыжный лагерь. Здесь полным ходом идет строительство нового главного корпуса на 200 мест. Из-за сильного ливня решили дальше не идти и остановились на ночлег в одном из домиков лагеря.
Отбой в 22.00.
С утра солнечно, после обеда пасмурно. 16.30 — 18-50 сильный дождь. t ~ 20°С.
Прошли 5 км за 1.30 час.
2 день. 30.06. Ур. Чимбулак – пер. Талгарский — верховья реки лев. Талгар.
Подъем дежурных в 5.50. Ночью шел дождь, в стороне перевала сплошная облачность. Вышли в 7.45 в сторону пер. Талгарский по тракторной дороге. Через 25 мин, дошли до окончания первой очереди канатной дороги. С ночи дождь, сильная облачность. К 7.00 погода улучшилась.
Подъем не сложный, всё время по тракторной дороге (ф.1, ф.2). На пер. Талгарский (н/к, 3200 м) поднялись в 10.10. Свежий ветер, временами облачность. С перевала хорошо просматривается г. Алма-Ата. Временами небольшой дождь, t ~ 15°С.
Спуск с перевала осуществляли по хорошо набитой тропе и через 20 мин. (в 10.43) остановились на перекус на правом берегу р. Комсомолка. Речка неширокая, перешли по камням; по берегам в изобилии растет дикий лук. Вышли в 11.06 и через 25 мин, поднялись на гребень отрога, с которого видна долина р. Лев. Талгар. Здесь тропа резко поворачивает вправо и круто уходит вниз к р. Лев. Талгар. Из альпийской зоны тропа приводит в зону леса. Лес еловый, темный. Тропа после дождей раскисла, склоны крутые, поэтому спускаемся очень осторожно.
В 12.26 спустились к р. Лев. Талгар; река мощная, много воды. После отдыха, в 12.49 выходим вверх по левому берегу реки. Примерно через 0,5 км пути тропа стала забирать вправо, вверх. Шли по этой тропе около 10 мин. и поняли, что идем не туда. Оказалось, что на наших картах не обозначен довольно значительный левый приток реки Лев. Талгар. Вернулись немного назад, затем взяли вправо и вышли на нужную нам тропу, идущую по левому берегу р. Лев. Талгар. Сильная облачность, дождь до 12. 30.
Тропа хорошо набитая, идет то удаляясь от реки, то подходя к ней вплотную. В 13.35 остановились на обед в очень удобном месте на берегу реки.
Выход в 15.55. Вскоре после выхода прошли место где раньше находился альплагерь «Альпийская роза». Сейчас о лагере напоминают только остатки фундаментов бывших строений. Далее тропа уходит немного вправо и теряется в нагромождении камней. Берем влево и нужную нам тропу обнаруживаем у самого берега реки. В 17.16 вышли к месту, где тропа уходит резко вверх и огибает большой прижим. Вскоре река становится спокойнее, берега
выполаживаются. В 17.45 остановились на отдых у мощного родника. Далее тропа круто забирается на очередной отрог и уходит влево вплотную к реке. Лес стал значительно реже. В 18.30 вышли к месту, где долина реки резко расширяется, начинаются альпийские луга. Деревьев почти нет, немного елей и заросли можжевельника. Дальше, по ходу движения деревьев совсем не видно.
Решаем встать на ночлег, поскольку дальше дров не будет. Отбой в 22.00
С 17.00 до конца дня легкая облачность, солнце; вечером умеренный ветер вверх по долине.
Прошли 14 км за 3.30 час.
3 день. 1.07. Верховья реки лев. Талгар – лед. С. Тогузак.
Ночью дождь с градом, порывистый ветер средней силы.
В 2.38 пятеро членов группы ощутили подземный толчок. Ощущение не из приятных, но и удивляться нечему — мы как раз находимся в зоне повышенной сейсмоактивности. Подъем дежурных в 6.20, вышли в 9.00. Идем по хорошей тропе и в 9.36 вышли к р. Туристов. Переправа не сложная, по камням (ф.3).
Сразу за р. Туристов тропа теряется, выходим ближе к руслу р. Лев. Талгар и начинаем подъем по малозаметной тропе, идущей по центру оконечной морены. Постепенно, по мере подъема, тропа забирает влево и выводит к круто обрывающемуся языку лед. Дмитриева. Здесь находиться опасно, т.к. с купола ледника постоянно сыплются камни. Берем левее и уже без тропы поднимаемся по камням на центральную морену.
В 13.10 остановились на обед у осадкомера. Выход в 14.20, продолжаем подъем по морене. В 14.45 пришли в лагерь селевиков, расположенный на небольшом плато, рядом с правой (орографически) боковой мореной. Селевиков забросили сюда вертолетом часа за 4-ре до нашего прихода.
Переменная облачность, прохладно. Низкая облачность, видимость ~100 м; холодно, мелкий дождь, сильный ветер.
С 15.10 до 16.05 сильный снег, град, порывистый ветер.
Два человека будут работать здесь до, сентября. У селевиков получили информацию о походе к перевалу и о его прохождении по лед. Богатырь. От их лагеря до перевала около 5 км. Выходим в 15.15. Тропа сразу резко идет на подъем и выводит на гребень правой боковой морены. Тропа хорошо заметна и только изредка теряется в камнях. Но отыскать ее легко: она все время идет по гребню боковой морены. Подъем не сложный, крутизна в среднем около Справа, внизу просматривается сплошь изломанное трещинами тело ледника. Язык ледника открытый, но по мере подъема начинает появляться все более мощный снежный покров.
Видимость резко ухудшилась, t ~ 3°С. В 16.23 вышли в место, где морена выполаживается, просматриваются места стоянок ранее проходивших групп. Отсюда ~ 2,5 км до перевала и дальше на морене подходящих мест для ночевки не видно. На расчищенных от камней площадках установили палатки. В отдельные моменты облака рассеиваются и тогда просматривается перевальная седловина. Надеемся выйти завтра утром пораньше и пройти ледник по твердому насту. Отбой в 20.00. Вечером ветер стих. всю ночь шел снег.
Прошли 8,5 км за 4 час.
4 день. 2.07. Лед. С. Тогузак — пер. Тогузак — южная оконечность ледникового озера.
Дежурные встали в 4.30, завтрак в 5.20, выход в 6.10 (ф.4).
За ночь навалило много снега, идти трудно. Тропы по гребню морены уже нет, и сама морена кончается, выходим в 6.50 на ледник. Ледник закрытый, очень много снега. Надежды на утренний твердый наст не оправдались, приходится по очереди тропить дорогу (ф.5).
Снег рыхлый, проваливается на 30÷40 см.
Идем с тщательным зондированием пути. В стороне перевала сплошная облачность, перевальная седловина не просматривается. Движемся по направлению, выбранному в момент, когда перевал был открыт. С утра идет мелкий снег, низкая облачность, t ~ 1÷2°С. Возникшие сомнения насчет целесообразности преодоления перевала в такую погоду, рассеяли соображения, что путь на перевал мы знаем точно, сам перевал относительно простой. Кроме того, группа располагала всем необходимым на случай вынужденной ночевки в зоне снегов и имела достаточный опыт таких ночевок. С 7.10 снег усиливается, сильный ветер, видимость 50-60 м.
В 8.00 начинаем подъем по широкому снежному кулуару, соединяющему перевальную седловину с поверхностью ледника. Кулуар имеет юго- юго-восточную ориентацию. Крутизна кулуара 30÷35°, поверхность покрыта толстым слоем снега. Снег глубоко проваливается, идти тяжело. Идем прямо в лоб, стараясь не подрезать склон. Ближе к перевальной седловине глубина снежного покрова уменьшается, снег становится более плотным. Склон постепенно выполаживается и в 9.50 выходим на перевальную седловину пер. Тогузак (1Б, около 4200 м). Перевальная седловина сплошь покрыта снегом (ф.6).
Из-за ограниченной видимости, из-за крайне неблагоприятных погодных условий тур обнаружить не удалось.
Холодно, сильный ветер, сплошная облачность, видимость 20÷50 м.
Спуск с перевала начали в 10.05 по снежному склону крутизной 10÷15°. Склон почти незаметно переходит в ледник Богатырь. Снежный покров на леднике очень глубокий, дорогу тропим по очереди. Через час ходьбы в сплошной облачности стали проявляться просветы и в один из таких моментов удалось точно определить наше местонахождение и просмотреть дальнейший путь почти до конца лед. Богатырь. Взяли левее и вышли на левую боковую морену ледника. Под защитой большого камня в 12.10 остановились на горячий перекус (ф.7).
В 12.30 ветер утих, мелкий снег, временами солнце.
Выход в 13.20. Идем по леднику, который постепенно поворачивает вправо на юго- юго-запад. Идем с тщательным зондированием пути. Толщина снежного покрова уменьшается, появляются мелкие закрытые трещины. Дальше движемся в связках (Ф.8).
Ближе к языку ледника очень много трещин, все закрытые. Трещины в основном поперечные, но есть и продольные. Скорость движения незначительная. В 15.45 ледник Богатырь пройден. Дальнейший путь по старым разрушенным моренам вдоль правого борта долины. Тропа мало заметна и часто теряется. В 16.15 вышли к небольшому ледниковому озеру. С 16.00÷21.30 сильная облачность, мелкий снег, дождь, ветер.
Озеро обошли правым берегом по камням и временами появляющейся тропе (ф.9).
Хорошая тропа появляется только в конце озера. В 17.20 вышли к южной оконечности озера. Здесь есть удобные места для палаток, защищенные от ветра складками местности.
Отбой в 21.10.
Прошли 15 км за 7,50 час.
5 день. 3.07. Ледниковое озеро — слияние р. Ю-В. Талгар и р. Джангырык — р. Л. Джангырык-верховья р. С. Кугантор
Подъем дежурных в 6.00. Выход группы в 8.20. С утра снег, сильный ветер, температура 1÷2 °С.
Из-за сложных погодных условий, чтобы не выбиться из графика, решаем идти запасным вариантом: вместо пер. Джель- Карагай (1Б) — пер. Кугантор (1А).
От озера идем по довольно хорошей тропе, которая через 300 м резко уходит вниз к р. Ю-В. Талгар. Крутой спуск вывел на широкую ровную долину (~500х1800 м). Сильный ветер, сплошная облачность. Правым бортом долины по тропе в 9.15 выходим к лагерю селевиков (3 палатки), который расположен в самом конце долины. 9.50÷12.20 сильный дождь.
Здесь же рядом, на берегу реки размечена посадочная площадка для вертолета. Селевики работают с мая по сентябрь. Выходим в 9.40. Дальше идем по хорошей тропе правым берегом р. Ю-В. Талгар. Путь все время под дождем (от мелкого до сильного). В 11.15 привал напротив впадения р. Эшикты. В 12.05 вышли к р. Джангырык, в широкую долину. Здесь впервые увидели эдельвейсы.
В 12.20 переправились через р. Джангырык в месте, где река разбивается на несколько рукавов. Переправа не сложная -«стенкой» по три человека. Дождь перестал лить и в 12.25 остановились на обед на правом берегу р. Джангырык.
Вышли в 14.10 и дальше движемся правым берегом вверх по р. Джангырык по довольно хорошей тропе. В 14.40 вышли к стойбищу пастухов в месте впадения р. С. Кугантор в р. Джангырык. Пастухи угостили кумысом и рассказали, как лучше идти на пер. Кугантор. Вышли в 14.55 по тропе, идущей вдоль правого берега р. С. Кугантор. 15.00÷16. 45 сильный дождь с набором высоты переходящий в снег.
Вначале тропа резко идет на подъем (на 150÷200м), затем набор высоты плавный (ф.10).
Долина расширяется и тропа приводит к конечной морене ледника. Перевал не просматривается, весь хребет закрыт мощным слоем облаков. На ночлег остановились в 17.15, не доходя до морены ~ 1 км. Палатки удобно поставили под укрытием одиноко стоящего большого камня, у самого берега р. С. Кугантор. Вечером средняя облачность (временами солнце).
Отбой в 20.00.
Прошли 19 км за 5,15 час.
6 день. 4.07. Верховья р. С. Кугантор — пер. Кугантор — р. Ю. Кугантор (граница леса) – р. Ак-су
Подъем в 5.30, выход в 7.25. С утра солнечно, штиль, легкая облачность в сторону перевала, t ~ 10÷12 °С. Начали подъем по |левой боковой морене по хорошо набитой тропе. В 8.00 привал у границы снега. Вышли на ледник, снег довольно плотный, проваливаемся незначительно. Продолжаем движение по леднику левым (по ходу) краем и затем поднимаемся на левый отрог хребта. Склон снежный, крутизна до 40°, набор высоты около 100 м, поднялись в 9.00. Отсюда хорошо видна перевальная седловина и на перевал идем с небольшим набором высоты траверсом отрога хребта почти строго на юг. На перевал Кугантор (1А, около 4000 м) поднялись в 9.35 (ф.11).
Сняли записку туристов из г. Петропавловска (Каз. ССР), ДСО «Металлист» от 28 июня 1981 г. На перевале очень холодно, небольшой снег, сильный ветер снизу, из долины р Ю. Кугантор.
Спуск, с перевала начали в 9.25 по тропе круто (25÷35°) уходящей вниз по заснеженному, местами оттаявшему склону среди крупных камней (ф.12).
9.50÷11.10 снизу, по ущелью р. Ю. Кугантор идут облака, ветер средней силы, видимость ограниченная. В 10.20 дошли до воды — привал. В течение последующих 35 мин. спускались по левому берегу р. Ю. Кугантор по часто разветвляющейся тропе. Идем в облаке, видимость ~ 50 м. Снега уже нет, появилась зеленая трава. в 11.10 перешли по камням на правый берег р. Ю. Кугантор. Дальше идем по хорошей тропе с очень резкой потерей высоты. В 11.55 дошли до границы леса. Ущелье очень узкое, с крутыми склонами, сплошь заросшими тянь-шаньскими елями (ф.13).
Река здесь очень бурная, течет вниз под большим уклоном. Нашли подходящее место у самой реки и в 12.00 остановились на обед. С 11.30 солнечно, небольшая облачность, t ~ (16÷18) °С.
Выход в 14.10. В 15.55 подошли к месту слияния р. Ю. Кугантор с крупным правым притоком. Дальше по правому берегу тропы нет (слишком крутые склоны). Перешли вброд «стенкой» на левый берег р. Ю. Кугантор. После слияния этих двух речек река называется Ак-су. Здесь, на левом берегу р. Ак-су имеется удобные площадки для установки палаток, много дров. По левому берегу р. Ак-су идет хорошая тропа. Она идет сначала у самой воды, а затем уходит вверх по склону и идет среди елей, далеко от воды. Через 50 минут пути тропа
резко идет на спуск и выводит в широкую безлесную долину (лес только на склонах) р. Ак-су к молочной ферме (гурт № 4,5). Отсюда вниз по левому берегу р. Ак-су идет тракторная дорога. Прямо у фермы по доске перешли на правый берег р. Ак-су и пройдя по хорошей тропе около 1 км вниз по реке, остановились в 17.20 на ночлег в удобном месте. Отбой в 21.35.
Прошли 16,5 км за 6,20 час.
7 день. 5.07. Р. Ак-су — р. Чон-Ак-су (верхнее озеро)
Подъем в 6.30. Выход в 8.30. |С утра солнечно, штиль, t ~ 15°С. Первая ночь с начала похода прошла без дождя. Тропа сначала легким траверсом, затем круто уходит вправо вверх. Путь все время по лесу. Тропа постепенно делает поворот влево и в 9.10 выходит на большое зеленое пастбище. Отсюда очень хорошо просматривается путь, пройденный группой от пер. Кугантор (ф.14).
Продолжаем движение по пастбищу на юго-запад, в сторону пер. Кок-бель. Он хорошо просматривается и на него ведет из долины р. Ак-су автомобильная дорога. В 9.40 встретили пастухов-киргизов. 10.00÷16.00 солнечно, легкая облачность, t ~ (20÷22) °С.
В 10.05 прошли пер. Кок-бель (н/к, 2395м) и по автомобильной дороге спустились с него к р. Чон-Ак-су к мосту (ф.15).
Привал у моста в 10.20. По мосту прошли на правый берег р. Чон-Ак-су. В 11.50, пройдя несколько пересохших ручьев, дошли до довольно полноводного правого притока р. Чон-Ак-су и остановились на его берегу на обед.
Дров достаточно. Высушили и одежду, спальные мешки, пропитавшиеся влагой в предыдущие дни маршрута.
Вышли в 14.50 и в 15.15 подошли к нижнему озеру. Озеро очень красивое, по берегам растут тянь-шаньские ели, очень чистая вода. После отдыха продолжаем путь. Очень жарко, идем медленно. Идем по хорошей грунтовой дороге с легким набором высоты. В 16.25 вышли к верхнему озеру. Оно меньше по размеру чем нижнее и менее красиво. По берегам хороший лес, место для стоянки очень удобное. На сегодня программа выполнена. Отбой в 20.00.
Прошли 18 км за 3,40 час.
8 день. 6.07. Р. Чон-Ак-су (верхнее озеро) — р. Джинды-су
Подъем в 8.00. Сегодня полудневка. С утра солнечно, легкая облачность, легкий ветер, t ~ 18° С. Отдыхаем, ремонтируем одежду, обувь. Выход в 14.30. По-прежнему идем в зоне леса, хотя лес растет только по склонам долины и в основном по правому берегу.
Грунтовая дорога становится малозаметной, так как дно долины сплошь покрыто камнями (ф.16).
Слева по курсу просматривается большой каньон. В 16.15 подошли к каньону. Стены каньона очень крутые и абсолютно лишены растительности. По дну каньона протекает ручей, который легко перейти вброд. Снова хорошо просматривается грунтовая дорога. Пока
идём в зоне леса и лес правому берегу еще довольно значительный. 16.30. Становится прохладнее; по-прежнему солнечно, легкий ветер.
По левому берегу растут лишь кустарники, елей нет. По пути встречаем пастухов с отарами
овец. В 18.00 вышли к месту, где дорога раздваивается. Одна продолжает идти верхом, вдоль правого берега, другая — уходит вправо вниз к реке и выводит к мосту. Здесь как раз проходит верхняя граница зоны леса. Решаем дальше двигаться по левому берегу р. Чон-Ак-су и идем по дороге, ведущей на мост. По левому берегу проходим около 2 км, переправляемся по камням через ручей Джинды-су (название ручья по словам пастухов) и решаем останавливаться на ночлег на его правом берегу (18.45). Дров мало (ветки кустарников). Отбой в 21.30.
Прошли 11 км за 3,20 час.
9 день. 7.07. Р. Чон-Ак-су – лед. Ата-Джайляу
Подъем в 6.00. Выход в 7.55. С утра легкий ветер, облачность, t ~ 5° С. Идем левым берегом р. Чон-Аксу. Тропа идёт сначала близко от воды, затем забирается вправо вверх. Слева по курсу хорошо виден пик Советских топографов (4550 м). Тропа часто теряется. Идем с постепенным набором высоты. В 10.15 путь преграждает высокая морена, сложенная из крупных камней. Прямо из-под морены выбивается и тут же впадает в р. Чон-Ак-су довольно мощный левый приток. Обогнули морену и сразу за ней повернули вправо, держа путь на конечную морену лед. Ата-Джайляу. Влево просматривается путь к пер. Ак-су (1А).
Через 45 мин. пути с постоянным набором высоты, подошли к конечной морене лед. Ата-Джайляу. Выбрали наиболее оптимальный путь и решили идти сначала по правой боковой морене, затем перейти на центральную морену и по ней выйти на левую оконечность ледника. Путь как по боковой, так и центральной морене технически не сложен (ф.17).
Пройдя большую часть центральной морены, остановились в 12.38 на удобной площадке, защищенной от ветра складками местности. На сегодня план выполнен.
Выходить на ледник и идти по раскисшему снегу нет смысла.
Отбой в 19.30.
Прошли 9 км за 4,35 час.
10 день. 8.07. Центральная морена лед. Ата-Джайляу — пер. Ата-Джайляу — лед. Джинды-су
Подъём в 4.30, выход группы в 6.15. С утра солнечно, штиль, t ~ 5° С. Идти все время приходится по камням, осыпям с частыми подъёмами и спусками (ф. 18).
Сзади, внизу, хорошо просматривается долина р. Чон-Ак-су и возвышающийся над ней пик Советских Топографов (ф.19).
Продолжая движение по центральной морене, постепенно забираем вправо, к левой боковой морене и в 6.40 выходим к языку ледника (ф.20).
Язык ледника свободен от снега, изрезан широкими и глубокими трещинами. Поверхность льда усеяна мелкими камнями.
Подъём на ледник начали по его левому краю, вплотную прижимаясь к боковой морене. Подъём не крутой, плавный набор высоты. По мере подъёма открытого льда становиться меньше, а толщина снежного покрова возрастает. Продолжаем движение по снегу, тщательно зондируя путь ледорубами (ф.21).
Наст очень прочный и нога проваливается не более чем на 2-3 см. Ледник постепенно делает поворот влево (по ходу), все такой же плавный набор высоты (ф.22).
Перевала пока не видно. В 10.20 остановились на перекур. Наст все еще продолжает неплохо держать. Солнечно, штиль, снизу из долины р. Чон-Ак-су медленно наползают легкие кучевые облака.
С места перекуса уже хорошо видна перевальная седловина (ф.23).
До неё ~ 2 км. Вышли в 10.50. Высота над уровнем моря более 4000 м и она уже начинает ощущаться — переходы становятся короче.
Снег держит уже плохо и временами проваливаемся по пояс. Перевал уже совсем рядом. С нашей стороны подъём не представляет особой сложности (визуально можно оценить 1Б к.с.).
Облака снизу, из долины р. Чон-Ак-су догоняют нас, но не похоже, чтобы погода серьезно ухудшилась (ф.24).
Преодолеваем последний взлет на перевальную седловину (ф.25).
Крутизна в среднем составляет 40°. В 12.55 мы уже на перевале Ата-Джайляу (2А, около 4500 м) (ф26).
Перевальная седловина покрыта глубоким снегом и только самый ее гребень местами свободен от снега. На этом гребне и сложен тур, в котором мы обнаружили записку группы туристов ЛКТ г. Москвы. Группа поднялась на пер. Ата-Джайляу 26 августа 1980 г. Подпись руководителя неразборчива. В записке также было указано, что в связи с очень крутым спуском непосредственно с перевальной седловины на лед. Джинды-су (две ступени ледопада)‚ они будут осуществлять спуск через западную седловину, перейдя через вершину. Наша разведка показала, что этот вариант неприемлем для нас из-за сплошного очень высокого карниза, в котором не удалось обнаружить никаких понижений и разрывов.
Поэтому группа решила осуществлять спуск непосредственно с перевальной седловины по ледопаду. С перевальной седловины в сторону лед. Джинды-су также свисает очень высокий мощный карниз, но в правой части седловины карниз постепенно уменьшается. Спуск решили производить здесь; начали спускаться в 13.25 (ф.27).
Организовали верхнюю страховку (через ледоруб) и группа осуществила спортивный спуск в два этапа. Сначала был пройден первый ледопад (на двух связанных основных веревках, каждая по 45 м), а затем, на выполаживающемся участке перед вторым ледопадом была организована вторая точка страховки. Средняя облачность, ветер, усиливается.
Средняя крутизна первого ледопада ~ 50-55°(ф.28).
На преодоление второго ледопада (на его самую крутую часть, от 60 до 40°) понадобилось также 90 м веревки. Оставшаяся более пологая часть (~ 35°) преодолевалась глиссированием. Последний участник везде шел с нижней страховкой. Спуск с перевальной седловины на лед. Джинды-су занял около 1,5 час. Путь по лед. Джинды-су оказался тяжелым из-за глубокого раскисшего снега. Проваливаемся по колено, иногда по пояс. 14.50 -17.20 облачно‚ пошел небольшой снег, вперемешку с градом. По мере спуска, ближе к концу ледника — мокрый снег с дождем.
Путь тропим по очереди, идем не связываясь, с тщательным зондированием пути. Через ~3 км пути появились боковые морены. Выходим на левую боковую морену и делаем небольшой перекус (шоколад, снеговая вода). Далее движемся по боковой морене, т.к. стали появляться глубокие закрытые трещины. Толщина снежного покрова постепенно уменьшается. Спуск по морене ведем до того места, где ледник становится открытым и выходим на лед. По краю ледника идти легко, трещин практически нет, они заметны только ближе к центру ледника. Язык ледника плавно спускается в долину и заканчивается небольшим озером талой воды с довольно топкими берегами. Снег прекратился, штиль, легкая облачность.
Из озера вытекает ручей — это один из истоков р. Джангырык. Начинаются сумерки, нашли удобное место ~ в 100 м от ледника и в 18.50 встали на ночлег. Отбой в 22.30.
Прошли 7,5 км за 3,15 час.
11 день. 9.07. Лед. Джинды-су — лед. Джангырык (цирк перед перевалом Чон-Кемин).
Подъём в 9.30, хорошо выспались. Сегодня полудневка. Солнечно, легкий ветер, t ~ 5° С.
Отдыхаем, сушим, приводим в порядок снаряжение.
На маршрут вышли в 15.00. Место нашей стоянки находилось неподалеку от подножия высокой морены, которая образовалась благодаря движению двух смежных ледников — Джинды-су и Джангырык. Поэтому переход с одного ледника на другой лучше всего осуществлять по этой морене. Поднявшись на гребень морены, выбрали наиболее рациональный путь. Дальше удобнее всего оказалось двигаться не по моренам, а траверсируя левый (по ходу) склон долины. Этот путь ~ через 1,5 км выходит на правую боковую морену лед. Джангырык. По ней с постепенным подъёмом идем около 1 км и в 16.00 выходим на открытый ледник. Трещин мало, они все узкие и неглубокие. Вся поверхность льда усеяна крупными и мелкими камнями(ф.29).
Набор высоты сначала плавный и незначительный, затем ~ через 1 км открытый участок ледника кончается и начинается довольно крутой (до 35°) подъём по ледопаду. Здесь уже ледник покрыт глубоким снегом. Идем левым (по ходу) краем ледника, проваливаемся неглубоко (максимум — до колена). Постепенно крутой подъём кончается и переходит в более пологий (до 15°). Дальше идем забирая вправо, к центру ледника. Там предполагается наш перевал. Но его пока не видно, прямо по курсу, из-за складок местности выглядывают лишь острые пики вершин. Справа хорошо просматривается седловина пер. Чилико-Кеминского (1Б).
Небольшой снег с дождем, ветер средней силы. Если посмотреть назад, то внизу хорошо виден весь изломанный ледопадами участок лед. Джангырык, ведущий к пер. Машковцева (1Б) (ф.30).
Продолжаем движение‚ постепенно набирая высоту. Погода начала портиться. В 17.18 прямо по курсу увидели пер. Чон-Кемин. До него ~ 1,5-2км. Снежный покров стал более глубоким и более плотным. Проваливаемся незначительно. Поверхность ледника постепенно выполаживается. Влево уходит большой цирк с крутыми склонами. В 18.28 подошли под перевал. Штиль, без осадков, легкая облачность.
Выбрали удобную и безопасную площадку и стали вытаптывать место для палаток. Палатки установили тандемом, с общим тамбуром. Отбой в 21.30.
Прошли 7 км за 2,50 час.
12 день. 10.07. Лед. Джангырык — пер. Чон-Кемин — оз. Джасык-Кель.
Подъём в 5.30. Быстрые сборы, завтрак, подготовка снаряжения(ф.31).
Полный штиль, ясно, безоблачно. Выходим в 7.10. Наст крепкий, как асфальт, держит превосходно. Перевальная седловина совсем рядом и очень хорошо просматривается (ф.32).
В нашу сторону свисает мощный карниз. Карниз просматривается на всей перевальной седловине и его нет лишь в самой правой ее части. Там же и наименее крутой склон. Эти соображения и определяют путь подъёма. Склон довольно крутой (до 45- 50°), снег смерзшийся, поэтому вверх уходит связка-двойка в кошках (ф. 33).
Она идет до седловины и навешивает перила. Остальные участники быстро поднимаются по перилам (со схватывающим узлом).
На пер. Чон-Кемин (2А‚ 4200 м) группа была уже в 7.50 (ф.34).
Перевальная седловина широкая, довольно плоская и вся засыпана снегом. Тур обнаружили в ее левой части, на склоне, на выступающем из снега небольшом каменном островке. Сняли записку группы туристов Киевского района г. Москвы от 30 августа 1980 г. В группе 6 человек, руководитель Маркова. В 8.10 начали спуск с перевали (ф.35).
Спуск по крутому (до 40°) снежному склону совершаем с самостраховкой.
В 8.25 спустились на ледник, находящийся в истоках р. Чон-Кемин. Сначала идем правым краем ледника (по твердому снегу), а затем продолжаем спуск по правой боковой морене. У самой оконечности языка ледника спускаемся с боковой морены вниз, на центральную морену и дальше двигаемся по руслу высохшей реки. Воды совсем нет, вся речка течет под землей и выходит на поверхность только в месте ее впадения в оз. Джасык-Кель. Ближе к озеру Джасык-Кель появляется хорошая тропа, идти становится значительно легче. В 11.30 вышли к озеру Джасык-Кель. Вдоль его южного берега идет хорошая тропа. У западной оконечности озера имеются удобные ровные площадки. После преодоления двух самых сложных перевалов требуется отдых.
Место для полуднёвки удобное, погода благоприятствует. Озеро Джасык-Кель очень красивое: под ярким солнцем вода в нем имеет насыщенный синий цвет. Озеро расположено на высоте свыше 3000 м над уровнем моря, с двух сторон зажато крутыми склонами гор. Остаток дня отдыхаем, загораем осматриваем окрестности озера (ф.36).
Прошли 11,5 км за 3,30 час.
13 день. 11.07. Оз. Джасык-Кель — р. Чон-Кемин.
Подъем в 6.30, выход в 8.50. Солнечно, безоблачно, легкий ветер, t ~ 5° С.
Тропа сразу же делает резкий подъем на морену, отгораживающую озеро от р. Чон-Кемин. Вода озёра Джасык-Кель проложила себе путь под мореной и вырывается из-под нее мощным потоком. Это и есть начало р. Чон-Кемин и отсюда, с морены, очень хорошо просматривается ее широкая долина. Тропа от озера идет хорошая. В 9.30 подошли к левому притоку р. Чон-Кемин — р. Ак-су. Река довольно мощная, но ее можно перейти «стенкой» (ф.37).
Дальше тропа теряется, но идти удобно: дно долины ровное‚ поросшее невысокой травой. Очень много эдельвейсов. В 10.40 подошли к реке Долонаты. Отдыхаем в прекрасном месте в настоящей «клумбе» из различных цветов (ф.38).
Перейти р. Долонаты оказалось сложнее‚ чем р. Ак-су. Переправились «стенкой», в месте, где река разбивается на несколько рукавов. Дальнейший путь по ровной широкой долине р. Чон-Кемин. Тропа часто теряется в лугах и снова появляется в местах сужения долины. В 13.35 перешли «стенкой» р. Чолпон-Ата и остановились на обед. Р. Чолпон-Ата наиболее мощный из пройденных ранее левых притоков р. Чон-Кемин и при переправе «стенкой» требуется большая осторожность и внимание. Вышли в 16.00. Идем опять широкой долиной. Стали встречаться пастухи с отарами овец. После стрижки овец гонят на горные пастбища. Переменная облачность, сильный ветер снизу-вверх по долине. В 17.30 подошли к реке Тортунуч-кой-су. Дневной план выполнен, остановились на ночлег.
Отбой в 21.00.
Прошли 17 км за 4,30 час.
14 день. 12.07. Правый берег р. Тортунуч-кой-су — р. С. Орто-кой-су — лес в нижней части ущелья р. С. Орто-кой-су — морена в средней части ущелья р. С. Орто-кой-су.
Подъем в 6.00, выход в 8.00. Через р. Тортунуч-кой-су переправились «стенкой» (по три человека). Воды с утра мало и переправа не представляет особой сложности. Ясно, безоблачно, легкий ветер, t ~ 10-14 °С. В 8.50 подошли к реке Чон-кой-су, переправились по довольно приличному мосту. Дальше идем по хорошей дороге. Через 40 минут ходьбы тропа поднялась на высокую старую морену, перегородившую долину. С морены тропа резко уходит вниз и выводит к домику, в котором в летнее время живут табунщики.
После морены долина опять расширяется и вдали уже просматривается левый склон ущелья р. С. Орто-кой-су, поросший елями. Выше места впадения р. С. Орто-кой-су до самых истоков р. Чон-Кемин ели больше не встречаются. К р. С. Орто-кой-су подошли в 10.45 (ф.39).
Кроме елей в нижней части ущелья р. С. Орто-кой-су растут различные кустарники и арча. Везде следы многочисленных стоянок. Выбрали удобное место на правом берегу р. С. Орто-кой-су и решили хорошо отдохнуть, так как сегодня на перевал не идти, а до намеченного участка, где остановимся на ночлег, пути осталось ~ на 2 часа. А поскольку только здесь, в низовьях р. С. Орто-кой-су, имеются дрова, то лучшего места для отдыха и обеда не найти. 14.00-16.00 Сильный дождь, сплошная облачность.
Отдых и обед из-за ливня затянулись до 16.00. Выходим в 16.20. Ищем правым берегом реки с небольшим набором высоты (ф.40).
Тропа хорошая. Еловый лес кончился (он тянется всего метров на двести узкой лентой по левому берегу реки). Тропа все время идет по правому берегу р. С. Орто-кой-су местами у самой воды. Впереди видна мощная и очень высокая морена. 17.30-18.25 Моросит мелкий дождь, ветер средней силы.
За ней просматриваются склоны хребта, покрытые снегом. Перевала не видно, он слева и загорожен отрогом хребта. Встали на ночлег у подножия морены в 18.20. Отсюда до перевала около 2-х часов ходьбы. Отбой в 20.30.
Прошли 7,5 км за 1,45 час.
15 день. 13.07. Подножие морены – пер. Кек-Ойрык — среднее течение р. Ю. Орто-кой-су.
Подъем в 5.20, выход в 7.15. С утра солнечно‚ легкая облачность в районе перевала.
Сразу же резкий подъем на морену, тропа хорошая. С вершины морены открывается прекрасный вид на хребет Заилийский Ала-Тау (ф.41).
Через час ходьбы тропа поворачивает налево и по вершине боковой морены ледника ведет в большой цирк со склонами средней крутизны. Прямо по курсу перевальная седловина. Она широкая и слабо выраженная. С боковой морены тропа спускается на ледник и затем делает резкий подъем по заснеженному склону морены(ф.42).
После теплой ночи снег рыхлый и глубоко проваливается. Подъем не очень крутой, средняя крутизна около 35°. Вершина морены плоская, платообразная. Отсюда, перевальная седловина совсем рядом; подъем по снежному склону крутизной ~ 40° занимает 15 мин.
На перевал Кек-Ойрык, (1А, 4071 м) поднялись в 9.59 (Ф.43).
Сняли записку группы плановых туристов от 7.07.81 г. руководитель Азимов А.Р. (маршрут 502-90-07, группа №6). Сильный холодный ветер, средняя облачность.
Спуск с перевала начали в 10.15. Спуск по снежно-каменистому склону по мало заметной тропе. Внизу хорошо просматриваются засыпанные снегом старые морены (ф.44).
Вверх по ущелью р. Ю. Орто-кой-су ползут облака. Внизу, в стороне оз. Иссык-Куль сплошная облачность. 10.30. Мелкий дождь, видимость резко ухудшилась. Тропа малозаметна и часто теряется под снегом. Видимость резко ухудшилась, идем очень медленно. Через 55 минут дошли до резкого сужения долины. В этом месте тропа круто уходит с морены вниз. Спуск трудный из-за плохой видимости и мокрых глинистых склонов.
В 11.30 вышли на широкую каменную долину р. Ю. Орто-кой-су. Идем по хорошей тропе по правому берегу реки. В 12.20 перешли по камням на левый берег реки и остановились на обед в удобном месте, напротив устья р. Торт-тор. Сплошная облачность, видимость 50-100 м. Временами облака рассеиваются и есть возможность просмотреть путь. Вышли в 14.30. До намеченной по плану точки осталось несколько километров. Облака немного рассеялись, дождь прекратился.
Идем по тропе, по левому берегу р. Ю. Орто-кой-су (ф.45).
Впереди по курсу видны сплошные темные облака, которые ползут нам навстречу. Тропа переходит на правый берег, затем, через 1,5 км снова на левый. Долина реки сужается. Светлое время для ходьбы еще есть, но из-за резкого ухудшения погоды решаем движение прекратить. Идем по графику, план на день выполнен. Остановились на ночлег в ~3,5км ниже устья р. Торт-тор на правом берегу р. Ю. Орто-кой-су в 16.00. Сплошная облачность, сильный дождь, ветер до конца дня.
Прошли 15,5 км за 5,30 час.
16 день. 14.07. Р. Ю. Орто-кой-су — поселок Чон-Сары-ой (оз. Иссык-Куль).
Из-за дождя подъем в 7.00. Выход в 9.10. Ночью шел дождь; сильный ветер. С утра пасмурно‚ мелкий дождь; t ~8-10 °С.
Идем по хорошей тропе левым берегом реки. Часты спуски и подъемы. В стороне Иссык-Куля никаких просветов не видно, облака ползут снизу. Тропа постоянно идет на подъем и уходит влево от реки и затем идет на спуск. Река течет внизу в довольно узком каньоне. Постепенно становится теплее. Через 2 часа ходьбы, на очередном спуске, неожиданно выскочили из облачного слоя и сразу же увидели прямо по курс оз. Иссык-Куль и горную цепь Терскей-Алатау, на его противоположном берегу. Тропа идет по самой вершине небольшого отрога и спускается по нему на широкую прибрежную долину. Над оз. Иссык-Куль чистое небо, солнце. По долине течет р. Ю. Орто-кой-су. Дальше видно, как она постепенно разветвляется в целую сеть каналов. На берегу Иссык-Куля видны домики среди деревьев -это поселок Чон-Сары-ой.
В 12.35 остановились на обед на берегу р. Ю. Орто-кой-су. Место очень красивое: зеленая лужайка, окаймленная зарослями кустарников. До поселка Чон-Сары-Ой осталось около 7 км. Торопиться уже некуда. Обедаем, отдыхаем, загораем. Выход в 16.00. В пос. Чон-Сары-Ой пришли в 17.20. Напрямую пройти нельзя, приходится обходить поля, огороды. Солнечно, безоблачно, легкий ветер, t ~25 °С. На ночлег остановились на берегу оз. Иссык-Куль, в посадках акации. Воду для питья пришлось брать в поселке. Отбой в 22.00. Путешествие по Северному Тянь-Шаню закончилось.
Прошли 21 км за 4,25 час.
17 день. 15.07. Пос. Чон-Сары-ой — г. Чолпон-Ата.
Подъем в 7.00. Проходящим автобусом уехали в г. Чолпон-Ата, до которого около 15 км (ф.46).
В г. Чолпон-Ата автовокзал, аэропорт и оттуда легче уехать в г. Фрунзе.
16.07, 17.07. Автобусом доехали до г. Фрунзе. Самолетом Фрунзе-Москва (рейс 610).
Поездом Москва-Пенза (№110).
ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ, ВЫВОДЫ‚ РЕКОМЕНДАЦИИ
Итоги путешествия
С 29 июня по 15 июля группа туристов с/к «Союз» Горспортсовета-31 совершила пешеходное путешествие 4 к.с. по интересному, характеризующемуся значительной сложностью району Северного Тянь-Шаня (Заилийский Ала-Тау и Кунгей-Ала-Тау).
За 16 дней по сильно пересеченной горной местности пройдено 235 км. При этом группа преодолела 7 перевалов, из них пять перевалов. категорированые: пер. Тогузак (1Б, 4200 м), пер. Кугантор (1А, 4000 м), пер. Ата-Джайляу (2А, ~4500 м), пер. Чон-Кемин (2А, 4200 м), пер. Кек-Ойрык (1А, 4071м).
В связи с наметившимся отставанием группы от первоначально запланированного графика движения, группа приняла решение воспользоваться запасным вариантом маршрута (см. раздел 2). Это позволило, не снижая категории сложности маршрута, выдержать запланированные сроки и в остальном придерживаться первоначального плана путешествия.
Подводя итоги проведенного путешествия, можно отметить следующее:
— за время путешествия участники накопили богатый опыт по преодолению различных естественных препятствий, выбору наиболее безопасного и рационального пути при прохождении перевалов, лавиноопасных участков, организации походной жизни группы в условиях малозаселенной горной местности;
— все члены группы повысили свое мастерство во владении туристским снаряжением и инвентарем, закрепили навыки в ориентировании на местности и действии сложной походной обстановки;
— участники познакомились с замечательным по
— во время нахождения на маршруте заболеваний, травм не было; всеми участниками путешествия была показана хорошая физическая и техническая подготовка, высокие моральные качества, твердая дисциплина;
— расчет продовольствия, комплектование походной аптечки, ремнабора и подбор основного снаряжения были произведены правильно.
Выводы
Тщательный и всесторонний анализ совершенного путешествия позволяет сделать следующие выводы:
— цели и задачи, поставленные перед группой, выполнены полностью, пройденный маршрут в спортивном и эстетическом отношениях полностью удовлетворяет участников группы и соответствует 4 к.с.;
— тактических и технических ошибок и просчётов на маршруте не было, все решения по преодолению естественных препятствий, по выбору темпа движения группы, по
— успешное проведение путешествия стало возможным благодаря большой и всесторонней подготовительной работе, проделанной всеми без исключения участниками, их хорошей физической и технической подготовке, высоким моральным качествам и твёрдой дисциплине;
— к наиболее сложным участкам маршрута, кроме категорированных перевалов, на период прохождения группы можно отнести:
а) ледник С. Тогузак из-за наличия глубокого, рыхлого снежного покрова и плохих метеоусловий (сильная облачность, снег, сильный ветер);
б) ледник Богатырь из-за плохих метеоусловий в его верховьях, глубоко и рыхлого снежного покрова и из-за наличия большого числа трещин в его нижней части;
в) ледник Джынды-су (много трещин ближе к языку ледника, плохие метеоусловия);
— использование запасного варианта маршрута позволило при сохранении категории сложности путешествия выдержать запланированные сроки и в остальном придерживаться первоначального плана путешествия;
— за время путешествия все участники значительно повысили техническое и тактическое мастерство, приобрели необходимый для совершения более сложных туристских путешествий опыт, участники путешествия повысили свой спортивный опыт;
— создан сплочённый, целеустремлённый коллектив, способный совершать путешествия высших категорий сложности.
Рекомендации
Для групп, желающих совершить путешествия по Сев. Тянь-Шаню и, в частности, по нашему маршруту, можно дать следующие рекомендации:
— большая часть маршрута проходит по безлесной зоне и поэтому группе необходимо иметь примус и необходимый запас горючего;
— лучше иметь два примуса — в этом случае незначительное увеличение общего веса группового снаряжения позволит группе сэкономить время на приготовление пищи и снизить расход горючего: для ещё более значительной экономии горючего и сокращения времени на приготовление пищи рекомендуем применять специальный чехол (кожух) для примусов, который легко изготовить из куска стеклоткани;
— при остановке на ночлег в зоне снегов, в непосредственной близости от перевала (или же на перевальной седловине) может возникнуть необходимость в строительстве ветрозащитной стенки из снега, поэтому желательно иметь пилу-ножовку, удобную для выпиливания снежных кирпичей;
— во время путешествия нужно быть особенно осторожными при переправах через реки, так как в течение суток уровень воды в них может значительно изменяться; переправу лучше осуществлять в утренние часы в тех местах, где река широко разливается, или разбивается на несколько рукавов;
— особую осторожность необходимо соблюдать при движении по ледникам из-за наличия закрытых трещин и при преодолении лавиноопасных участков. в особенности это касается лед. Богатырь, лед. Ата-Джайляу, лед. Джинды-су и лед. Джангырык, пер. Ата-Джайляу, пер. Чон-Кемин;
— при подъёме на ледник С. Тогузак рекомендуем более удобный и простой путь, чем тот, которым прошла наша группа (см. раздел 3); для этого нужно сразу после переправы через р. Туристов спуститься к. р. Лев. Талгар, переправиться на её правый берег и подняться на (орографически) боковую морену, по которой идёт тропа в сторону пер. Тогузак;
— продукты для питания на маршруте необходимо иметь на все дни путешествия, т.к. пополнить их негде; у селевиков можно пополнить запасы горючего для примусов;
— при нахождении на маршруте старайтесь ежедневно устраивать трехразовое горячее питание — это поможет вам обеспечить хороший походный темп и полноценный отдых.
Отчет прочитал Божаткин Михаил