Древние наскальные рисунки — это свидетельства жизнедеятельности людей еще в дохристианские времена. Пензенец Павел Камаев изучал доисторическую живопись в загадочной стране Джунгарии.
К наскальной живописи Джунгарии
«Панмонголизм. Хоть слово дикое,
Но мне ласкает слух оно…»
Александр Блок.
В конце 60-х и в начале 70-х годов прошлого столетия, когда я ежегодно участвовал в спортивных походах по Северному Тянь-Шаню, я часто слышал от своих алма-атинских друзей о живописных ущельях Джунгарского Алатао. Слово «Джунгария» не только ласкало слух, но и как магнитом тянуло к себе. Предполагая неведомую страну, не тронутую цивилизацией и таящую в себе встречи с неизведанным миром. Но обстоятельства не складывались в те годы, и посетить Джунгарию мне удалось только в 1994 году.
В то время путь на Памиро-Алай был труднодоступен из-за развившегося тогда бандитизма в горах и пограничного контроля на границах суверенных республик — Узбекистана и Киргизии. Я списался со своими алма-атинскими друзьями и весной, в конце апреля, на своей машине «Жигули» 6-й модели приехал в Алма-Ату. Там меня ждали двое товарищей — Николай Кондратов и Пётр Мозговой. С ними я раньше ходил в спортивные походы по Заилийскому и Кунгей Алатао Северного Тянь-Шаня. Ходил много раз, поэтому мы хорошо знали друг друга, и у нас были общие интересы и взаимопонимание.
Из Алма-Аты по автотрассе проехали около 200 км на северо-восток. Миновали город Капчагай, перевалили небольшой хребет Архарлы, оставили позади себя посёлок Сарыозек. Пересекли перевал Алтынэмельи и, когда оказались на его южном склоне, перед нами открылись обширные и светлые дали пустыни, подёрнутые тонкой завесой пыли, сквозь которую едва проглядывали очертания лежавших на нашем пути гор Катутау.
В самом начале подъёма на перевал Алтынэмель в одном из боковых ущелий находится громадный, размером почти с юрту, хорошо окатанный серый валун. На валуне выбита древняя тибетская надпись. Это была наша первая встреча с посланием людей из далёкого прошлого. Затем мы спустились вниз в пустыню и понеслись по ровному шоссе. Мимо величественного со снежными вершинами Джунгарского Алатао, хорошо видного вдали справа от нас.
Джунгарская горная область
Джунгарская горная область расположена между озером Алаколь в северной части и рекой Или в южной части. В основном состоит из двух параллельных хребтов — Северный и Южный, и ряда коротких хребтов, отходящих от них. Максимальная высота хребтов — 4464 м. Хребты имеют снеговые вершины и ледники длиною 5-6км. Языки ледников спускаются до 3200 метров. Снежники и ледники дают начало многочисленным небольшим, но многоводным рекам, впадающих в озеро Балхаш. К ним относятся реки Каратал, Лепса, Аксу, Или, Баскан, Сарканд и Биен. Река Тентек несёт свои бурные воды в озеро Сасык-коль.
По долинам рек растут яблонево-осиновые леса. К ним примешиваются кустарники
А теперь вернёмся к описанию нашего автопутешествия. Проехав по мосту через реку Или, мы попадаем на территорию Семиречья, название рек которых я перечислил выше. Русла этих рек окаймлены тугайной растительностью. Между ними простираются полынные пустыни в сочетании с солончаковыми. В это весеннее время пустыня радует глаз цветением сиреневых кустов тамариска, розовым цветом песчаной акации, алыми маками, изумрудной листвой лоха.
Через сотню километров в ложбине появилось село Коныролен, утопающее в зелени тополей, ивы и карагача. Мы съехали с асфальта и по грунтовой дороге, извилистой и крутой, поднялись в горы. С обеих сторон дороги на светлых холмах виднелись величественные гряды чёрных скал. Они сложены из порфирита и покрытые чёрным загаром и лаком пустыни. А также наскальными рисунками древних жителей этих мест.
Музей под открытым небом
Рисунки изображали козлов с обычными рогами и лировидно-загнутыми, с длинным собачьим хвостом, горных баранов архаров и домашних коз, оленей и собак. Встречаются рисунки медведя, рыси и барса, тигра, который преследует козлов. На одном из рисунков изображена целая свора собак с обрубленным хвостом или с хвостом, закрученным калачиком. Старательно выбита фигура черепахи. Есть рисунок скорпиона и даже человека, сидящего на коне, держащего на поводу какое-то животное, и две фигуры в ритуальных позах, в сложных головных уборах. В общем, здесь целый музей под открытым небом.
Древние наскальные рисунки
За этими скалами подъём стал ещё круче, а дорога извилистей. С перевала спуск намного положе, а горы красочнее. Перед нами красные, оранжевые, желтые, синие участки древних отложений песка и глины. Они очень живописны и нарядны. Это Белые горы, а на самом деле они излучают палитру красок. Изрезанные ложбинками, ущельями, дикие и необычные. На поверхности земли сверкают кристаллы гипса, очень много
Творчество древних художников
Следующее боковое ущелье в Белых горах было как бы продолжением музея наскальной живописи. На чёрных глянцевых от пустынного загара гранитных плитах и валунах выбиты примитивные фигурки горных козлов, маралов, волков и охотников с луками и стрелами. Пара вертикальных борозд — ноги. Горизонтальная черта с изогнутым концом и двумя выгнутыми дужками — всё остальное. Несколько тысячелетий — и изображение покрывается вечным загаром. Зачастую по цвету оно ничем не отличается от нетронутого камня. И тогда петроглиф выдаёт только рельеф, да и то лишь в том случае, если смотреть на него под острым углом. Зачастую, если у человека не развита наблюдательность, он проходит мимо сигналов, оставленных человеком много тысячелетий назад. А ведь этот древний человек-художник передавал на скальных стенках жизненные процессы своей деятельности.
Подобные древние наскальные рисунки я встречал в ущелье Джабаглысу в северной части Аксу-Джабаглинского заповедника и в верховьях каньона реки Сох в предгорьях Памиро-Алая, где на труднодоступном мысе находится небольшая крепость. А внизу, под крепостью, расположены плоские крыши маленького киргизского кишлака Аугул. Там я оставлял свой мотоцикл и карабкался в боковые ущелья в поисках мумиё. В крепости, на плоской известняковой глыбе были выбиты изображения барса, козлов, двугорбых верблюдов с всадниками. Встречаются и более сложные композиции, рассказывающие о жизни и мировоззрении наших далёких предков. В Северном Прииссыкулье наскальные изображения тянутся на десятки километров, а в знаменитом урочище Ферганского хребта – Саймары-Таш, по которому проходит граница между Киргизией и Узбекистаном, их насчитывается около ста тысяч. В основном это чёрно-белые изображения.
Древние наскальные рисунки бывают цветными
А вот в Ферганской долине, ближе к киргизскому городу Ош, в местечке Сурот-Таш, в переводе на русский язык — «рисованный камень», на рыжих скалах встречаются цветные изображения тонконогих лошадей-аргамаков. На отвесных скальных плитах, обращённых к югу, кое-где образуется коричневая и красно-бурая патина, создающая контрастный и живописный фон очень тёплых, солнечных тонов. Сами лошади светло-серые, золотисто-жёлтые, передающие ощущение живой конской плоти, с потрясающей выразительностью, угаданной в мёртвом камне.
Кроме рисунков лошадей, разбросанных по всему гребню в количестве около двух десятков, встречаются наскальные изображения традиционных козлов, охотников с дубинками в руках, оленей и портреты мужчин и женщин по пояс. Мужчины с широкими носами и толстыми губами — воины. А женщины с короной на голове, стрельчатыми бровями и раскосыми глазами. С копной спадающих к плечам кос, соединённых на груди какой-то подвеской.
Археолог-востоковед М.Массон в 1939 году датировал эти древние наскальные рисунки первым тысячелетием до нашей эры. Учёный пришёл к выводу, что здесь изображены чистопородные аргамаки, близкие к ахалтекинским, на выведение которых была затрачена селекционная работа многих поколений. Это означает, что окрестности Ферганской долины были областью развитого коневодства. А многочисленные наскальные рисунки в боковых ущельях Джунгарского Алатао говорят, что в далёком прошлом люди, жившие здесь, занимались в основном охотой на диких животных и зверей.
Видевший своими глазами древние наскальные рисунки, Павел Камаев.
(1) комментарий