Группа пензенских туристов совершила сплав по реке Катунь на катамаране и плоту с 8 августа по 30 августа 1980 года. Водное туристское путешествие 4 категории сложности.
Маршрутная книжка 66В-80
Руководитель группы Ронин Д.Н.
Маршрутно-квалификационная комиссия рассмотрела отчет и считает, что путешествие может быть зачтено всем участникам и руководителю.
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПУТЕШЕСТВИИ
Паспорт активной части маршрута
Географический район путешествия — Алтай.
Административный район путешествия — Горно-Алтайская а.о.
Вид туризма — водный.
Средства сплава — плот камерный, катамаран.
Нитка маршрута — с. Берель, Восточно-Казахстанской обл. — п. Язевка – р. Катунь — Усть-Кокса — пор. Аккемский прорыв — пос. Иня.
Продолжительность путешествия — 16 дней
Общая продолжительность похода — 23 дня
Время проведения — 08.08.80 — 30.08.80
Протяженность маршрута — 315 км.
из них:
подход от с. Язевки до р. Катунь — 12 км.
сплав по р. Катунь — 303 км.
Перепад высот на маршруте — 934 м.
средний уклон на маршруте — 3,1 м/км.
Уклон отдельных участков до 13 м/км.
Максимальный уклон участков — 17,4 м/км.
Волоки — обносы — нет
Маршрут и состав группы рассмотрен и утвержден ОМКК Куйбышевского облсовета по Т и Э.
Список участников похода
Ронин Дмитрий Наумович, Пенза, руководитель
Быков Валерий Иванович, Пенза-19, зам. руководителя, лоцман плота
Щуплов Валерий Николаевич, Пенза-19, зам. лоцмана плота, отв. за худ. самод.
Флягин Владимир Ильич, Пенза-19, зам. лоцмана катамарана, кинооператор.
Нарчинский Александр Григорьевич, Пенза-19, казначей.
Костенко Виктор Владимирович, Пенза-19, реммастер.
Божьев Виктор Михайлович, Пенза, медобеспечение.
Горюнов Александр Андреевич, Пенза-19, завхоз.
Колмыков Михаил Евгеньевич, Пенза.
Горюн Александр Васильевич, Пенза-19.
Организация путешествия
Водное путешествие 4 категории сложности начало готовиться в январе 1980 г.
Возможность совершить такое путешествие основывалось на имевшемся опыте схоженного коллектива туристов.
В связи с тем, что все участники имеют опыт спортивного сплава по таёжным и горно-таёжным рекам‚ для приобретения навыков сплава по горным рекам была выбрана Алтайская река Катунь, которая в своём верхнем течении имеет препятствия, аналогичные рекам Кавказа, Тань-Шаня. То есть, сплав по реке Катунь был необходим участникам для подготовки к сплавам по рекам Тянь-Шаня.
Кроме приобретения опыта указанный район был выбран для ознакомления с чудесным уголком нашей Родины – горным Алтаем.
После выбора конкретного района путешествия был составлен план подготовки и тренировок, который группа выполнила полностью.
Согласно этому плану были проведены следующие мероприятия
Все участники занимались общефизической подготовкой: лыжные кроссы, бег, плавание, участие в походах выходного дня.
Сплав по весеннему паводку на байдарках по р. Кадада — р. Сура, Пензенской обл.
Тренировки и участие в областных соревнованиях по ТВТ.
Поиск картографического материала по району путешествия составление графика движения, схемы маршрута, планирование сроков прохождения и выхода на маршрут.
Выход был намечен на первую декаду августа 1980 г.
Подготовка средств сплава и снаряжения ‚ составление рациона питания, перечней ремнабора и аптечки.
Изучение литературы. Особое внимание уделялось изучению мер безопасности на воде. Изучены физико-географические и климатические особенности района путешествия.
Подготовка заявочных документов.
За 2 недели до начала похода была составлена смета и закуплены продукты, испытано снаряжение и кинофотоаппаратура, проверено личное снаряжение.
За неделю до похода были оформлены пропуска в пограничную зону.
Полностью выполненный план предпоходных мероприятий способствовал успешному прохождению и завершению похода.
Техническое описание маршрута
1 день. 08.08. Пенза — Москва. 1 ч 45 мин, 700 км, самолет.
2 день. 09.08. Москва — Усть-Каменогорск . 4 ч 20 мин, 4084 км, самолет.
Прилетев (приехав) в Усть-Каменогорск, надо немедленно отправляться на пристань «Аблакетка».
3 день. 10.08. У-Каменогорск — Б-Нарымское — 5 ч 30 мин, 194 км, теплоход «Ракета».
Катон- Карагай — 2 ч 30 мин, 90 км, автобус.
4 день. 11.08. — Берель — 3 ч, 80 км, автобус.
Не доезжая до с. Берель 500 м., после моста через р. Берель Белую, надо выходить – влево уходит дорога на Катунь и Рахмановские ключи.
— оз. Язевое — 5 ч, 29 км, попутная машина.
Из пос. Язевка можно доехать до р. Катунь, в случае хорошей погоды и наличия вездехода (Урал, Газ-66, Зил 157-К и др.). Фото 1.
— р. Катунь — 1 ч, 3 км, пешком.
Дорога и ориентир до р. Катунь от пилорамы несложная, 300 м идет легкий подъем, а затем все время вниз по колее через заболоченный участок.
5-7 дни. 12.08-14.08. Постройка плота и катамарана
В этом месте строились сотни групп и в поисках материала приходилось уходить за километр и далее. При подъезде к реке на машине рекомендуем добывать строевой лес в с. Язевке или на пилораме, с подвозом на машине. Группа москвичей, руководимая С. Кирилловым, так и поступила, «выиграв» у нас 1,5 дня. Берега реки слабо заболочены, мошки и комаров хватает. Репелленты пользуются спросом. Река в этом месте течет по хорошо разработанной долине, течение слабое, вода очень холодная, мутная, для питья малопригодная, но ручьев с чистой водой рядом достаточно.
Днем тепло, температура 20-30°, ночью ясно, холодно 8-10°, вечером 13-14° непродолжительные дожди, после чего небо очищается. Ф 2.
8 день. 15.08. Место постройки — между 1-й и 2-й шиверой
3 ч, 10 км.
Выйдя, как обычно в первый день, очень поздно — в 15.00, мы отправились в путь, которого ждали с нетерпением. Около двух часов сплава — никаких препятствий, река имеет типично равнинный характер. Изредка встречаются отмели, незаметные из-за мутной воды и слабого течения. Глубина реки 0,2-2 м, ширина 15-30 м, берега подболочены. Лес (в основном, на левом, северной экспозиции берегу) на расстоянии 100-200 м от реки. Мошка липнет и на воде. Шум от 1-й шиверы мы услышали за 1 час до нее (ветер был встречный, западный). Постепенно течение убыстряется и начинается 1-я шивера, о чем сигнализирует полуобливной камень в центре реки. Шивера 1-2 категории сложности, в разведке не нуждается (как и все прочие шиверы верхней Катуни). Скорость потока 10-15 км/ч. Длина шиверы 250 м.
До обеда, солнечно, 20-25°‚ после обеда небо затянулось тучами, с 16 до 19 шел дождь, временами ливень, вечером, с 21-00 ясно, ночью ясно, температура 10°.
9 день. 16.08. До ручья, впадающего слева на 32 км.
5 ч, 25км
На второй день нашего активного путешествия характер реки несколько изменился. Сразу же за 1-й начинается 2-я шивера — категории сложности 2. Длина 300 м. За устьем р. Узун-Карасу начинаются разбои. Уклон достаточно велик, в русле много камней, но маневр, при достаточной внимательности и грамотности экипажей, не представляет затруднений. В протоках достаточно воды (если выбирать правильно) и в целом этот 7-и км участок несколько походит на реки Кавказа узкие протоки, на изгибах большое, до 1-1,5 падение.
После впадения слева речки (или ручья) Ускучевка начинается длинная 5-километровая шивера (с перерывами), в которой после впадения р. В. Кураган через 350-400 м притаился порог «3 камня». Порог, тем более 1-й на маршруте‚ заслуживает внимания и остановки перед ним с целью разведки. Дополнительные доводы: через 100 м. после устья В. Курагана неординарный перекат — шивера, для байдарок представляет опасность; и великолепная река В. Кураган, своей чистотой радующая глаз после Катуни. Водная обстановка этого отрезка приведена на схеме № 3. Левый поворот реки на 80-90°-это и есть порог. Проход возможен, как левее первого, так и между 1-м и 2 — м, на любых «судах». После разведки порог никакого «интереса» не представляет.
Далее река около километра течет узким, до 10 м, руслом. Берега крутые, образованные осыпью из средних размеров камней. Если смотреть поперечный разрез этого участка, то он будет напоминать жёлоб. Это и отмечено на некоторых туристских лоциях. Также встречается название «Труба». Ф 3.4.
Названия пугают (достаточно вспомнить «Трубу» – «Желоб» на р. Кубань, но действительность разочаровывает. Отдельные камни, проходы достаточно широки, маневр не осложнен. Далее горы отступают от реки, и она опять разбивается на протоки. Характер их тот же, что и на предыдущем отрезке. Примерно на 32-м км (следующий после речки Суетка приток) ручей слева – место, вполне подходящее для ночлега.
Характер погоды абсолютно повторяет предыдущий день.
10 день. 17.08 32 км перед 3-и «щеками»
1,5 + 0,2 +…+ 6 ч,15 км.
После выхода еще около 3 км тянутся протоки, затем река собирается в одно русло, изредка вспениваясь шиверами. Отмечать их (шиверы) и описывать подробно не имеет смысла, т.к. они не превышают по сложности 3 категорию и абсолютно бесхитростны, т.е. практически все равно у какого берега держаться, с какой стороны обходить то или иное препятствие. Заслуживает внимания, да и то своим внешне грозным видом, (большие камни в русле‚ скалистые берега то слева, то справа) шивера перед порогом «Щеки», но она также не требует разведки.
Порог «Щеки» заметен издали по сильному, до 10 м, сужению реки (слева и справа выходы скал) и большому камню в русле в 1,5-2 м от правого берега. Приставать нужно за 100-150 м до 1-го порога (на байдарках и катамаранах участок для чалки гораздо обширнее), к правому берегу. Время пути от ночлега до «Щек» 1,5 часа. Разведка «Щек» требует много времени, т.к. приходится пробираться на большие расстояния по валунам. В целом, первые и вторые «Щеки» — это несплошной каньон (см. схему № 2), в котором находится несколько сливов, осложненных (конец 2-х) неосложненных камнями и несколько прижимов, грозных с виду, но имеющих чистую струю вдоль выпуклого берега.
Вал местами до 1 м, глубина в скальных коридорах значительна. Здесь уже начинает сказываться мощь реки — возникают горизонтальные и вертикальные водовороты.
Название «5 Щек» — это препятствие носит неправильно. В одно и то же время там можно насчитать от 5 до 25 Щек, поэтому считать их не имеет смысла, т.к. даже незначительное изменение уровня воды в некоторых порогах приводит к кардинальному изменению их структуры. Хронометраж прохождения 1 и 2 Щек мы не проводили из-за сильной разнотипности судов, а также полной занятости группы на страховке шедшей параллельно группы из Тюмени и кинофотосъемки. В целом этот отрезок имеет длину 3 км и порядка 6-7 отдельных препятствий, хорошо видимых с наплыва. Причаливание между отдельными порогами доступно для любых средств сплава при должной сноровке.
На ночлег встали после хорошо видимого 3-го ручья, круто падающего по курумнику правого берега (на выходе вторых Щек, пройдя еще около 700-800 м) на левом берегу. Впереди, в 200 м виднелось резкое сужение реки в скалах, высотой до 10-15 м. -«3 Щеки».
Ясный теплый день, 20-30°. Ночью ясно‚ холодно до 10°. Ф 5,6.
11 день. 18.08. 3 Щеки — р. Озерная
3,5 ч, 20 км.
Разведка 3-их и следующих Щек возможна по любому берегу р. Озерная Характер Щек не меняется — это отдельные препятствия, разделенные плесами или уловами; вот только выбраться на берег из некоторых уловов без альпинистского снаряжения невозможно — высота вертикальных стен на отдельных участках до 20 м! Структура порогов достаточно ясна из схем, остается добавить, что связка 3-х и 4-х Щек — украшение любой реки. Маневр достаточно сложен, но река еще может простить некоторые ошибки.
Пятые щеки представляют из себя несколько пологих сливов с незначительными прижимами и уже уступают пройденному. Проход виден с воды, маневрирование в валах до 1м‚ но расстояние позволяет и отдохнуть. Потом Щеки незаметно переходят в шиверу, которая с перерывами тянется около 5 км. На ночлег встали в устье р. Озерной.
Ясный теплый день, 20-30°. Ночью ясно‚ холодно до 10°.
12 день. 19.08. р. Озерная — р. Быструха
6,5 ч, 33 км.
В этот день пройдено 33 км. Трехчасовая остановка в устье реки Зеленка приятно скрасила однообразие реки (в спортивном отношении). Редкие шиверы 2 категории сложности, а их порядка 6‚ шивера и порог «Вешняки» и немногочисленные протоки – вот и все, что река приготовила нам на этот день. От устья р. Большая Тихая шивера — порог «Вешняки» заметен по сужению реки, к ней выходят отроги боковых хребтов, заметному уклону впереди и камням. «Вешняки» проходятся по центру, вал высотой 0,7-0,8 м. Шивера находится в 200-300 м ниже устья р. Большой Тихой, на прямом участке, порог — после 200 м и леса за левым поворотом реки. Проходится также по центру.
Погода как накануне.
13 день. 20.08. р. Быструха — р. Бирюкса
3ч, 15 км.
Характер реки похож на предыдущий. В начале 111 км‚ после левого, а затем правого поворота заметно резкое сужение реки, слева впадает приток, камни в русле — это начало участка. 1-я «Часы»‚ вторая — «Копенная»‚ по нескольким камням в русле, похожим на копны сена и две не названы. Между ними участки спокойного быстротока 150-500 м.
Шиверы круто падающие, сильно забиты камнями. Вал до 1 м. Разведка необязательна, но желательна, особенно для байдарок. Еще через 2 км — слева впадает крупный приток р. Бирюкса, где мы остановились на днёвку. Место красивое, в 50 м от устья вверх по Бирюксе — 100-метровая «ванна», глубиной до 2 м и слабым течением. Вода довольно теплая.
В 10-12 км выше по р. Бирюксе — «Чертов омут» в скалах, глубиной до 15 м. Много ягод, кедра, грибов.
Погода как накануне.
14 день. 21.08. р. Бирюкса — 152км‚ с. Огневка
6 ч, 37 км.
На этом участке река быстро течет в красивых берегах. Препятствий почти нет. Перед деревней Мараловодка паром, трос натянут высоко. За деревней река разбивается на протоки с довольно большими островами. К коренному берегу, как левому, так и правому, подойти трудно. Выбор проток сложнее, чем на верхнем участке, но опасности особой нет. На ночлег встали на одном из островов. По обоим берегам тянутся деревни, но в протоках их можно только угадывать.
Горы отодвинулись и впереди, по курсу, едва виднеются.
Погода как накануне, ночью несколько теплее — до 12-15°.
15 день. 22.08. с. Огневка – 180 км.
7 ч, 28 км.
Весь следующий день плыли по протокам. Пойма реки широкая‚ берега низкие. Горы далеко отодвинулись от реки. По берегам тянутся частые села, во всех есть магазины, но покупать там особо нечего. Усть-Кокса заметна издали. В районе поселка река на короткое время сливается в одно русло. Левый берег в селе — крутой галечный обрыв высотой до 8 м. Если заходить в поселок, то чалиться надо в самом начале этого обрыва, в самом устье крупного притока р. Коксы и идя вверх по Коксе, выйти в центр поселка. Далее, сразу за поселком, река снова разбивается на протоки. Ночлег на одном из островов, примерно в районе 180 км…
16 день. 23.08. 180 км — 3 км. ниже Тюнгура
45 км. Еще через 8-10 км, перед подвесным автомобильным мостом, протоки кончаются. Горы подходят к реке, местами в сужениях имеются перекаты и шиверы. Они несложны, но уже имеют значительный вал. Сразу за мостом несколькими рукавами в Катунь впадает р. Мульта. По левому берегу, близко к реке проходит грунтовая дорога в Усть-Тюнгур, изредка попадаются летние молочные фермы.
За Тюнгуром река еще более сужается, входя словно бы в ущелье. Скорость потока значительна. Место для стоянки приходится выбирать на небольших террасах, носящих следы паводка. По тому, как много песка на берегу, трава редкая и «причесана» в одну сторону, вниз по течению, а также по наносному материалу ‚ застрявшему на деревьях на высоте до 1,5 м ‚становится ясно, что подъем воды в этом ущелье вещь нередкая и это следует принимать во внимание, тем более‚ что полдня и всю ночь шел дождь, вода к утру поднялась на 0,5 метра.
Тепло, 20-25°, средняя облачность. Во второй половине дня и всю ночь — мелкий дождь, с небольшими перерывами. Ф 7.
17 день. 24.08. 3 км. ниже Тюнгура — 245 км, начало Аккемского прорыва
3 часа плотового хода и начало Аккемского прорыва. Река до начала прорыва — узкое, до 20-30 м, ущелье, прерываемое отступлениями скал. Течение быстрое, в русле иногда встречаются камни. Ориентир Аккема — сужение реки с поворотом налево 40°. Справа на повороте более светлый конус выноса ручья Беркем. В сужении видны валы. Приставать за 50-100 м до поворота, в уловах правого берега; видны места стоянки туристов.
Аккем — безусловно апофеоз верхней Катуни. Суженная до 20-25 м каньонообразными берегами, река на отдельных участках мчится со скоростью до 25 км/час, вздыбливаясь валами, иногда до двух с лишним метров. Река настолько мощная, что заход в улово на маломерных судах типа байдарки, требует филигранной техники. Общая длина прорыва — 5 км. В разную воду он насчитывает от 5 до 9 (в малую воду больше) препятствий — сливов.
Наиболее сложны для небольших судов пороги с 1 по 4. Все пороги проходимы, как по основной струе, так и по краю. Обстановка порогов с 1 по 4 дана на схемах №4,7. Разведка порогов с 1 по 5 — по правому берегу, вдоль воды по камням. Пробираться по ним, особенно в дождь, занятие не из приятных. Левый берег — отвесная скала высотой до 30 м тянется сплошной стеной до 5 порога, затем также превращается в осыпь разнокалиберных камней. По обоим берегам идет хорошая верховая тропа, но с нее реки почти не видно. В этот день осмотрели прорыв до 4 порога, наметили участок причаливания. Прохождение отложили на завтрашний день, т.к. дождь мешал кинофотосъемкам.
Пасмурно, после 12.00 теплый обложной дождь весь день и ночь, температура 15-20°. Ф 8.
18 день. 25.08. Аккемский прорыв – 4 км ниже Аргута
Вода продолжала подниматься, еще на 0,5 м и вчерашняя разведка стала ненадёжной. Прорыв начинается 500-700 м быстротоком, который суда пролетают примерно за одну минуту. Первый порог каскада (см. схему 4) — это слив через плиту, перегородивший почти всю реку. В 3-4 м от правого берега в русле огромный камень. Левее него слив довольно крут, имеет мощный закрученный вал. Правее слив более пологий, с одним небольшим косым валом. Далее на протяжении 100 м цепочка затухающих валов, сужение с косыми валами от левого берега и еще через 50 м – 2 порог.
2-й порог — это два классических слива, разделенных по ширине реки, лежащим почти в центре, камнем. Левый слив гораздо мощнее правого, с двух сторон накрывается отбойными валами, на пересечении, дающем огромный гребень. Проходить эти два порога лучше разом, хотя чалиться можно почти в любом месте прорыва. (Для плота причаливание осложняется большой скоростью и относительно короткими 50-100 м участками «спокойной» воды).
Еще через 120-150 м сужение с небольшим падением воды и валами, после чего еще через 150-170 м — 3 порог, пологий чистый слив с простым валом (см. схему №5). Через 100-120 м, после 3 порога — сужение реки, у правого берега камень, иногда заливаемый водой, еще через 35-40 м — 4 порог, насыщенный камнями. В малую воду проход левее и правее центральной группы камней, прорываясь через косые бочки, валы, а в правом проходе еще и по сбою струй противотока улова и струи. Место очень интересное. Но когда вода поднялась, оказался возможным проход над центральным камнем (на схеме он обведен красной рамкой). Правда для этого пришлось «прострелить» огромный накрывающий с головой вал, далее как обычно, цепочка затухающих валов. Через 200 м пятое препятствие Аккемского каскада.
Слив через всю реку, более пологий у правого берега. Вал до 1,5 м. Далее до левого поворота (см, схему 7), являющегося, по нашему мнению, концом порога‚ еще несколько препятствий, образованных мощными отбойными струями попеременно от левого и правого берега. Эти перегораживающие валы идут от берега до центра реки. «Протыкать» их не рекомендуем, т.к. за ними находятся уловы. Таких мест около 5-6, все они обходятся по чистой струе у противоположного берега. Естественно, что маневр связан с пересечением струи. Выход из прорыва уже не сложен и достаточно ясно показан на схеме.
Далее, еще около 4 км река течет узким, с крутыми осыпными берегами и значительной скоростью потоком до устья Аргута, который шумной, мощной рекой впадает справа. На стрелке великолепная стоянка, но, чтобы попасть на нее‚ особенно, плотовым группам, надо задолго прижиматься к правому берегу, ибо струя в этом месте отходит от левого берега, а затем Аргут вообще отбивает любое судно к левой стороне. Брод через Аргут в этом месте невозможен. Если идти вверх вдоль Аргута 5 км, то открывается великолепный вид на нерядовой порог «Атланты». Ниже от Аргута хорошую стоянку найти затруднительно. Вода Аргута грязно-серого цвета. Замутняет посветлевшую воду Катуни до полной непрозрачности. Пить ее неприятно. Ниже впадения Аргута чистый ручей, в удобном для стоянки месте, попадается нескоро (через 10-15 км).
Чуть ниже Аргута — шивера. Камней не видно, но валы и значительные‚ метровые и больше, ширина реки 100 м.
Моросящий, с перерывами дождь. Температура 20°. Ф 9, 10, 11-13, 14.
19 день. 26.08.80
Через два часа хода подошли к устью Чуи. Вода в ней была высокая, и даже, не вода, а раствор глины, который бешеным потоком врывался в Катунь. На стрелке хорошая стоянка. Вдоль правого берега Чуи и Катуни, в месте их слияния, вплотную к воде выходит Чуйский тракт с довольно интенсивным движением. В районе впадения Чуи несколько уловов, которые трудно миновать. Ниже их — шивера, подобная послеаргутской. В уловах этой шиверы беспорядочно вырастают «поганки»‚ высотой до полуметра, с интенсивным перемешиванием воды, байдарочникам следует быть особенно внимательными.
Ниже троса от бывшего парома‚ примерно через 1,5 км, следует пристать для осмотра порога, носящего название «Юшмановский слив». Что он из себя представляет в малую воду мы не поняли, в большую же — это 1 м перепад, при длине языка 50-60 м. с огромными пологими валами. Ближе к берегам валы пониже, но более крутые и косые. Еще примерно через 2-2,5 км — пос. Иня, откуда можно уехать в Горно-Алтайск. Приставать можно между двумя, рядом лежащими автомобильными мостами.
В поселке почта, магазин, больница, гостиница для шоферов, при гостинице баня.
Погода как накануне.
Обеспечение безопасности на маршруте
Безопасность прохождения маршрута складывалась из общих и специальных мер при подготовке путешествия, а также мероприятий, проводимых непосредственно в походе.
Период предпоходной подготовки
1) Собран достаточно полный описательный и картографический материал, с которым внимательно ознакомились все участники;
2) Учитывая мощь реки‚ участниками изготовлены и опробованы на своем полигоне спасательные жилеты‚ объемом 25 л, с встроенной обвязкой и личным комплектом в непромокаемой упаковке‚ включающем в себя спички, глюкозу и др.; чувствительные к ударам места были защищены накладками и щитками из пенополиэтилена;
3) Для уменьшения последствий переохлаждения, в случае попадания участника в воду, все имели сплавной костюм, состоящий из шерстяного трико и облегающего комбинезона из болоньи, препятствующего свободному обмену воды.
Специальные меры предпоходной подготовки
1) тренировки по сплаву в быстротоке в спасательном жилете с однолопастным веслом;
2) тренировки по сплаву на перевернутом катамаране при численном составе экипажа от 1 до 6 человек;
3) тренировки в метании репшнура на дальность и точность попадания.
Непосредственно в походе обеспечение мер безопасности базировалось на строгой личной дисциплине каждого участника, четким распределением действий каждого члена экипажа плота и катамарана при предполагаемой аварийной ситуации на каждом участке сплава, а также разведки сложных участков. Дополнительная страховка предполагалась при прохождении каскадов «Щеки» и «Аккемского прорыва» и состояла из коллективного обсуждения линии движения и взаимной подстраховки судов‚ а также вспомогательной страховки с берега. Порог «Щеки» относительно маловодный, не требующий маневра, первым проходил катамаран и зачаливался сразу же после очередного препятствия в одном из многочисленных уловов, у того берега ближе к которому проходила линия движения, т.е. основная струя.
После того, как катамаран зачаливался, сменялась береговая страховка и проходил плот. Этот же маневр повторялся при прохождении всех «щек». Экипаж катамарана проводил кинофотосъемку и был готов оказать помощь экипажу плота. Самому большому риску при этом подвергалась кинофотоаппаратура, упаковать которую не было бы времени…
Особенности прохождения Аккемского прорыва
Прохождение «Аккемского прорыва» имело свои особенности. Самый сложный участок его, 1-4 пороги прорыва, имел линию движения центр — левее центра, в тоже время, левый берег являл собой отвесную стенку до 30 м высотой. Поэтому страховка с берега, правого по ходу, теряла эффективность. «Кораблик » также не пригодился, т.к. на такой скорости потока он будет сам являться источником опасности (исходя из опыта работы с «корабликом» на р. Ка -Хем, в районе 19-22 порогов Мельзейского каскада).
Здесь был выбран следующий способ страховки. Первым проходил плот и после прохождения препятствия зачаливался в улове, причем на длинной веревке, привязанной рифовым узлом для быстрого отпускания его и у самого края улова, ближе к потоку. Затем шел катамаран, причем линия движения выбиралась так, чтобы в случае аварии, его пронесло бы как можно ближе к плоту, который был готов оказать ему помощь.
Такая тактика была выбрана потому, что плот в условиях очень мощной воды и несложного маневра являлся самым безопасным судном, в то время, как катамаран в случае «зевка» экипажа имел неплохие шансы для переворота.
Тактика движения
Тактика движения на реке, кроме вышеописанных участков, сводилась к тому, что катамаран, как маневренное и имеющее собственную скорость судно шел первым, указывая путь плоту. Особенно это выгодно было при прохождении многокилометровых участков, где река разбивалась на многочисленные протоки.
В целом, можно сказать, что залогом успешного прохождения группы, ее психологической устойчивости и уверенности явилось, с одной стороны — хорошая техническая подготовленность экипажей и надежность выбранных судов для маршрута данной категории сложности, а с другой — уверенность друг в друге и в выбранных способах страховки.
Кроме профилактического осмотра и ремонта судов группа не потратила ни одной минуты на аварийные и спасательно-восстановительные работы и испытывает некоторое «сожаление» в том, что не удалось испытать себя в критических ситуациях.
Итоги путешествия, выводы, рекомендации
Подытоживая пройденный маршрут, можно утверждать, что он пройден полностью, в срок и без критических ситуаций.
Предпоходная подготовка оказалась полной и достаточной для данного маршрута, за исключением, может быть, выбранного варианта подъезда к исходной точке маршрута. (Об этом см. подробно соответствующий раздел).
Маршрут, по мнению группы, соответствует 4 категории сложности.
Река имеет довольно широкий выбор типов препятствий, нарастающий, вместе с мощью воды, сложности с двумя кульминационными точками — каскады «Щеки» и «Аккемский прорыв».
На протяжении маршрута можно, иногда и необходимо‚ применять все виды и типы страховки, в отдельных местах требуется хорошее знание динамики потока. При сплаве на гребных судах отличным подспорьем является слаломная техника, приобретаемая на тренировках и соревнованиях по ТВТ. В тоже время большое количество грибов, ягод, кедровых орехов приятно разнообразит маршрут. В целом маршрут проходит по ненаселенной местности, за исключением 60-и км участка в районе Усть-Коксы‚ где можно пополнить запасы продовольствия. Однако‚ следует учесть, что если в Восточном Казахстане в магазинах можно купить практически все, то на всем маршруте, проходящем по Алтаю (РСФСР) полки магазинов являют собой безотрадную картину.
Выбор судов
Что касается выбора судов, то группа единогласно считает, что наименее перспективным является плот, причем любой конструкции, а наиболее удобными — байдарки‚ катамараны, надувные лодки. Обоснования для этого следующие:
Маршрут чрезвычайно популярен и лес в начальной точке его значительно прорежен. На изготовление рамы плота и настила приходится губить массу молодых деревьев и подлеска, а это в общем то варварство.
Наличие длинных прогонов, не имеющих препятствий, удручающе действует на участников похода. Поэтому желательно иметь скоростные суда для сокращения времени прохождения таких участков с целью увеличения времени для береговых экскурсий.
В наш век, век НТР, скоростей и гиподинамии сплав на небольших динамичных судах, дающих к тому же более полное ощущение борьбы со стихией и единства с ней, является более предпочтительным для молодежи.
Следует сказать, что рекомендации для групп, следующих до Чемала, могут отличаться от наших из-за соображений безопасности.
В целом, маршрут может быть рекомендован, с учетом вышесказанного, всем группам, желающим проверить свое мастерство на мощной воде Катуни и ознакомиться с чудесным уголком нашей необъятной Родины – неповторимым Алтаем.
Некоторые рекомендации по снаряжению, походной аптечке и ремонтному набору
Для более быстрой увязки рюкзаков на плоту желательно применение либо коротких веревок, либо альпинистских карабинов.
Для сокращения сроков изготовления плота, а также вследствие дефицита материалов для настила желательно применение сетки, изготовленной из парашютной стропы. Данная сетка может служить настилом хотя бы для грузовой площадки под рюкзаки. Подобную сетку мы попытались изготовить из имеющейся в нашем распоряжении стропы и можно отметить что она оправдала себя.
Желательно вместо проволоки для вязки плота использовать специально заготовленные петли из парашютной стропы или любой капроновой веревки и стягивание петли производить скруткой. Применение петель во — первых уменьшает вес группового снаряжения, во-вторых экономит время при постройке плота.
Для кино — и фотоаппаратуры желательно продумать упаковку, позволяющую кроме герметичности обеспечить более быструю распаковку и упаковку, поскольку мешок из клеенки не удовлетворяет ряду требований. В связи с этим заслуживает внимания опыт некоторых групп, использующих для этого коробки из пенопласта оклеенные стеклотканью с эпоксидным клеем (для прочности).
Практика многих походов показывает:
Во время постройки плота и во время сплава возникает множество мелких травм (ссадины, царапины) медленно заживающих в условиях постоянного контакта с водой, поэтому из всех предметов походной аптечки наибольшим спросом пользуется фурапласт, йод, перевязочные материалы. Поэтому при составлении походной аптечки следует учесть данное обстоятельство и постараться запастись данным препаратом.
Мы используем cookie. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie.Хорошо