Речные походы вот уже больше 10 лет по рекам России совершает и водит с собой людей пензенский турист Дмитрий Щербаков.
Речные походы Дмитрия Щербакова
В одной песне Майка Науменко есть такие слова:
Я хотел бы стать рекой,
прекрасной рекой
И течь туда, куда я хочу…
Но я городской ребёнок,
А реки здесь одеты в гранит.
И эти слова как нельзя лучше подходят к началу истории Дмитрия Щербакова, который изначально даже не думал заниматься речными путешествиями, но вот уже более 10 лет совершает сплавы по рекам России и водит с собой людей.
В детстве я был сугубо городским мальчиком. Моя бывшая жена вспоминает: «А помнишь, ты утверждал, что ты и лес несовместимы?» И тогда я отвечаю: «Я такое говорил? Быть не может!» И, действительно, мне сейчас сложно представить свою жизнь без рек и лесов.
В молодости я общался с ребятами-туристами, как и многие, ездил на «СТРИТ» («СТРИТ» – ежегодный слёт туристов, организованный в
Карелия – первая любовь и на всю жизнь
Первый раз – всегда самый запоминающийся. И, несмотря на то, что с тех пор прошло уже почти 20 лет, всё помнится будто вчера. Нас было пять человек. Ребята, с которыми мы решили поехать в Карелию, так же, как и я, никогда не сплавлялись по рекам, а занимались
Выехали из Пензы на двух машинах и по дороге купили в Москве катамаран. Тут надо сказать, что речь идёт не о педальных катамаранах, которые мы привыкли видеть на пляжах и зонах отдыха.
Туристические, или сплавные, катамараны представляют собой небольшое разборное судно, состоящее из двух надувных корпусов, соединяющихся между собой каркасом из дерева или металла. Мы тогда купили только надувные части, чтобы собрать их уже на месте.
Наше путешествие было очень интересным, и не только благодаря изумительной карельской природе. По пути мы посетили секретную атомную базу, построенную в советские годы Лаврентием Берией.
В настоящее время база уже не действует, но поскольку один из участников нашего похода был знаком с генералом, работавшим на этой базе, нас туда пустили и даже позволили переночевать в домике самого Берии!
Дальше у нас была остановка в Питере, где мы посетили Петергоф. Добравшись до городка Сортавала на берегу Ладожского озера, съездили на катере до Валаама. А задержавшись в Петрозаводске, посетили и остров Кижи. Но это всё было лишь разминкой.
Настоящий поход начался у нас в городе Чупа, где мы оставили свои машины и договорились о том, чтобы нас забросили к месту сплава. В водном туризме «заброс» – это обычное дело. Редко когда удается начать сплав из черты города. В Карелии же это и вовсе невозможно.
Нас отвезли примерно за 20 километров от Чупы к месту, где должен был начинаться наш сплав. Мы выбрали небольшую горно-таёжную реку – Винчу. Протяженностью она всего 18 километров и считается самой короткой рекой в Карелии. Но, несмотря на такие скромные размеры, река и окружающая её природа просто невероятно красивы! Пороги сменяются плёсами – широкими и спокойными участками, и потом снова бурная река!
Мы выгрузили из машин снаряжение, отпустили водителей и стали собирать наши катамараны. Так как необходимые перегородки мы не купили, решили смастерить каркас самостоятельно. Срубили несколько тонких сосенок, с помощью которых соединили надувные части, а посередине положили настил, на который погрузили свои вещи. Никто из нас подобной работы никогда не делал, но тогда уже всю информацию можно было взять в интернете, и в итоге у нас получились полноценные катамараны.
В общей сложности сплав по Винче занял у нас 5 дней. Мы, конечно, останавливались на ночёвки, разбивая палатки. Но и днём делали остановки, например чтобы искупаться в карельских банях. Это небольшое сооружение недалеко от воды, представляющее собой очаг, сложенный из камней, вокруг которого делается каркас из стволов деревьев, а сверху накрывается полиэтиленом или брезентом. Получается такая мини-парилка прямо на берегу реки.
Кстати, подобные бани можно увидеть только в Карелии, в нашей средней полосе такого нет. Но, скажу вам, это невероятное удовольствие – после того как попаришься, сразу же окунуться в чистейшую речную воду!
А вода в Карелии действительно очень чистая, её даже можно спокойно
Путешественники по рекам никогда не говорят, что они плавают. Мы всегда говорим «ходить по рекам». Правда, частенько случается и ногами походить. Бывает, что на реке попадается непроходимый участок из-за валунов или упавших деревьев, тогда делают так называемый обнос – когда часть пути обходится по берегу. А бывает, надо перетаскивать лодку из одного водоёма в другой – это называется «волок».
На реке Винче есть место – Падун. Это водопад, который на лодках могут решиться пройти только сумасшедшие. Поэтому перед Падуном мы причалили к берегу и обошли пешком опасный участок. Хотели даже дойти до Соловков, но не получилось. Я повредил ногу, и пришлось возвращаться.
В общем, из Карелии я тогда вернулся с морем впечатлений и решением продолжать совершать сплавы. Но так сложилось, что было много работы, планы менялись, и во второй свой сплав я отправился только 5 лет спустя, уже в 2009 г.
Начало байдарочных походов
Первый раз пойти на байдарках по Суре мне предложила Оля Цыпина, молодая девушка, родители которой также увлекались туризмом. Тогда я подумал: «Байдарки? Да нет, это ерунда какая-то!» Мне после катамарана всё в байдарке показалось неудобным: и сидеть низко, и руки устают.
Истоки Суры
Когда уже приспособился, я в байдарки просто влюбился! Но это потом, а тогда мне очень хотелось снова вернуться в Карелию. Поэтому решил собрать команду и самостоятельно организовать поход.
Катамараны я попросил у ребят-ориентировщиков, с которыми ездил в первый раз. Выбрал маршрут первой категории сложности, по реке Шуе. Это одна из самых больших и протяженных рек в Карелии, с переменчивым характером: то спокойная, то суровая.
новичков она хороша тем, что пороги на ней расположены от простого к сложному и заканчиваются знаменитым порогом Большой Толли, который собирает немало туристов, а новички могут пройти там боевое крещение.
Компания тогда у нас никак не собиралась, но в итоге всё-таки нашлись шесть человек, и мы поехали в Карелию, на этот раз на поезде. Если вы когда-нибудь ездили на поездах в том направлении, особенно летом, то знаете, как много туристов можно встретить в одном вагоне.
Мы познакомились с компанией, которая ехала организованной экскурсией по тому же маршруту, что и мы. И когда мы встретились с ними как раз в районе порога Толли, они дали нам покататься на своих байдарках. Вот тогда я впервые в жизни кильнулся.
Кильнуться – это значит перевернуться на лодке. Надо понимать, что такие ситуации могут не раз встречаться во время сплава, и нужно быть к этому готовым и ни в коем случае не паниковать. Некоторые байдарочники даже специально тренируются, отрабатывая переворот на воде. Но обычно это делают на каяках.
Лодки бывают разные
Людям, далёким от речного спорта, сложно понять, чем отличаются разные типы лодок. Однако разница бывает довольно большая: от истории происхождения до устройства и способа управления.
Байдарка – это чисто русское название. На Западе есть только каяки. Каяки бывают одно-двухместные, изготавливаются из разных материалов. В России же повелось каяком называть одноместную пластиковую лодку. Она более лёгкая, маневренная и предназначена
Поскольку в наших планах никогда не стояло выполнять какие-то сложные элементы на воде, то все мы ходим именно на байдарках. И если поначалу было непросто собрать команду, то теперь у нас сложившийся круг любителей речных походов.
С 2010 г. мы стали регулярно ходить по пензенским рекам, причем сезон открывали уже на майские праздники. Так продолжается до сих пор. Сначала у нас была очень небольшая компания, буквально три байдарки. Но со временем стало появляться всё больше желающих, и теперь наши группы могут насчитывать до 22 человек.
Наши путешествия я никогда не называю сплавами. Как я говорю: это выезд в лес с элементами гребли.
Мы не стараемся выбирать особо сложные и опасные маршруты, поэтому отправиться в поход может кто угодно, независимо от опыта, возраста и физической подготовки. В наших командах бывают и совсем молоденькие девушки, и достаточно пожилые люди.
Дмитрий Щербаков в Карелии
Главное – это
Ольга Королькова и Дмитрий Щербаков на Узе.
Походы мы, как правило, начинаем вечером. Выезжаем после работы, добираемся до места, разбиваем палатку и там ночуем. А с утра уже собираем свои байдарки и отправляемся в путь. Некоторые люди ошибочно полагают, что лодки всегда перевозят целиком, в том виде, в котором мы привыкли их видеть. Такие лодки действительно есть, но сейчас большинство байдарок имеют разборную конструкцию, что значительно облегчает их транспортировку к месту сплава. Они состоят из каркаса, на который натягивается «шкура» – чехол, который раньше делали из брезента и резины, теперь же изготавливают их ПВХ.
«Таймень» и «Щука»
Сейчас байдарок огромный выбор, и каждый может
Сам я хожу по рекам именно на «Таймени». Кроме лёгкости и устойчивости, ещё одно важное преимущество «Таймени» – это большое расстояние между гребцами, благодаря чему во время гребли люди не сталкиваются вёслами. На многих лодках это расстояние меньше, и тогда приходится всем грести чётко в одном ритме А какой это отдых?! Это уже больше спортивную греблю напоминает.
Сейчас особой популярностью пользуются каркасно-надувные байдарки. Они обладают большей плавучестью, особенно это важно в случае опрокидывания. Пустая «Таймень» при перевороте сразу же утонет, а вот каркасно-надувная останется на воде.
Есть ещё байдарка «Щука». Вокруг неё до сих пор ходит много споров, и находятся как горячие поклонники, так и ярые противники этой лодки. «Щука» относится к типу плоскодонок, у неё нет никакого каркаса: только надувные баллоны и оболочка.
На сборку «Щуки» уходит всего 15 минут, и она очень лёгкая – весит порядка 11 килограммов. Однако за счёт отсутствия каркаса «Щука» не пробивает валы. Если «Таймень» просто прорежет собой волну, то «Щука» будет переваливаться.
Я ходил на такой байдарке по Карелии, а на тех реках часто встречаются мелководные участки, и вот тут на «Щуке» можно легко проскользить по каменистому дну, а каркасная лодка обязательно повредится.
Также на байдарки можно устанавливать руль, но, по-моему, ходить на «Таймени» с рулём – это извращение. Она и так ровно идёт, а управлять легко вёслами. Зато когда я поставил руль от «Таймени» на «Щуку», то управляемость увеличилась в разы. Одним словом, у каждой лодки есть свои преимущества, и их можно познать только на практике.
Реки – для всех, даром!
Уже давно стало популярным изречение «Сделайте своё хобби своим бизнесом!». Многие рукодельницы (швеи, мастера по дереву), да и вообще люди, увлекающиеся тем или иным делом, начали активно это монетизировать. Казалось бы, речные туристические походы – отличный бизнес. Но для меня речные походы – это исключительно совместное путешествие с единомышленниками.
За все годы, сколько мы ходим по рекам Пензы, для меня это стало своеобразной традицией. Как только приближается сезон, мне начинают звонить и спрашивать: ну что, когда мы отправляемся и куда? Давай придумывай!
А это уже не так-то просто, потому что я прошел уже почти все пензенские реки: Суру, Хопёр, Узу, Айву, Ворону, Сердобу, Арчаду, Вышу, Кададу и Старицу. Не ходили мы только по Мокше и Чембару.
Но, конечно, самой моей любимой рекой в Пензенской области является Айва. Необычайной красоты, но очень сложная. Это полугорная река, там очень быстрое течение и много препятствий. Кильнуться на Айве можно за милую душу, поэтому это река не для новичков.
Бывало, мы лишались части своих продуктовых запасов. Как-то раз на Айве две лодки у нас кильнулись, вся тушенка утонула, зато водка всплыла, потому что была в пластиковых бутылках, мы её потом выловили!
Ходить по Айве лучше весной, когда уровень воды выше. Кстати, эту реку любят не только пензенские жители, много людей приезжает на Айву из Москвы и из других регионов. Потому что место действительно потрясающей красоты!
Как правило, среди участников сплава роли чётко распределяются. У байдарки всегда есть матрос и капитан. Матрос сидит впереди, капитан – сзади. Задача матроса грести (или не грести) и слушать команды капитана, который отвечает за управление. Впрочем, спереди байдаркой и невозможно управлять.
Поэтому если в нашу команду приходят новенькие, мы сажаем их вперёд, а назад уже более опытных. Ведь когда, например, мы видим впереди препятствие, нужно грести исключительно назад, чтобы сбавить скорость, и тем самым увеличить себе время для принятия решения и манёвра.
Олег Тимошин и Владимир Чистиков.
Но случаются ситуации, когда уже невозможно вырулить и надо только выпрыгивать из байдарки. На Айве у нас так несколько лодок потонуло.
На реках, разумеется, часто встречаются внештатные ситуации, и главное тут сохранять спокойствие. Был случай, когда течением нашу байдарку стало стаскивать к поваленному дереву. Отплыть в сторону не удавалось и под ним тоже было невозможно пройти. Нас уже начало затаскивать течением под это бревно, и я понимаю: сейчас точно перевернёмся.
И тут в последний момент вижу в стволе небольшую выемку, под которую как раз можно поднырнуть! Мы ныряем под бревно и выплываем на поверхность с другой стороны. Всё в порядке, лодка стабилизировалась, можно продолжать путь.
Вообще, по сложным рекам типа Айвы лучше идти в собственном темпе, не ориентируясь на других участников. Потому что если постоянно останавливаться, ждать, когда остальные подплывут, потом снова продолжать – так можно реку вообще не пройти.
Но бывает, когда кто-то переворачивается и ему нужна помощь, тогда мы всегда останавливаемся и возвращаемся по берегу. Тут главное – поставить точку на навигаторе, где ты оставил лодку. Иначе потом её просто не найдёшь.
Хорошая подготовка – половина успеха
Перед тем как отправляться в путь, нужно подумать о нескольких вещах. И прежде всего, это одежда. Разумеется, если средства вам позволяют, то можно
Достаточно иметь два комплекта одежды: один на себе, другой упаковать в герметический мешок на тот случай, если байдарка перевернется и вы окажетесь в воде. Обувь нужно брать удобную и не спадающую с ног. То есть пляжные тапочки для этого не подойдут. Сапоги тоже лучше не надевать, в них будет жарко, и сушить их дольше. Для себя я купил резиновые шлепанцы на застёжках – дёшево и сердито!
На Арчаде
Второе, о чем надо позаботиться, – это еда и вода. Воды мы берём по две пятилитровых канистры в лодку, а дальше уже пополняем запасы в пути. Всегда можно остановиться в каком-то посёлке или набрать из родника.
Случалось и такое, что вода кончилась, а поблизости достать её негде. В таких ситуациях можно использовать фильтр для воды. Но, честно говоря, это долго и неудобно. И, как правило, с водой проблем в пути не бывает.
По еде у нас существует традиция, сложившаяся уже 6 лет назад: в первый день мы всегда готовим плов. На всех, в большом казане! Ну а остальная еда – это тушенка, рыбные консервы, печенье. Там уже каждый берёт с собой что захочет.
В байдарочных походах не бывает обеда, обычно только завтрак и ужин, а днем делаем только небольшой перекус, чтобы не терять времени. Чем ещё хороша лодка – не нужно тащить вещи на себе, как в обычных турпоходах. Поэтому берём и еду, и посуду, и гитары, чтобы посидеть у костра и вместе попеть песни. Готовим тоже всегда на костре, хотя и берём с собой газовые горелки, например на случай дождя.
Но дождя никогда не бывает. Это правда! Про меня даже сложилась легенда, что если я веду группу в поход, то дождя не будет. Не знаю, как это объяснить, но мы ходим по рекам уже больше 10 лет и ни разу за всё время не попадали в дождь.
Помню, шли однажды по Хопру. Выехали из Пензы в дождь, приезжаем на место – сухо. Прошли весь Хопёр, все пять дней стояла идеальная погода, не упало ни капли, хотя в Пензе в те дни был и дождь, и ветер. Стоило нам в конце выйти на берег и начать собирать лодки, как нас накрыло.
На Арчаде
Куда бы я еще хотел отправиться? Мечтаю купить «Щуку» и отправиться на север Карелии. Там есть удивительное место – озеро Кереть, в котором находится 140 островов, а на некоторых островах свои внутренние озёра. По берегам там растут красивейшие карельские сосны, много заливов, а на юге – и песчаных пляжей. Туда надо ехать хотя бы на две недели. А лучше на три.
Ведь не зря врачи говорят, что отпуск у человека должен быть три недели, ведь только за это время удаётся полностью перезагрузиться. А уж в тех краях такое ощущение, словно заново рождаешься!
От редакции
Человек может прожить только одну жизнь, но, слушая рассказы Дмитрия Щербакова, понимаешь, что у каждого из нас есть возможность наполнить эту жизнь приключениями и незабываемыми эмоциями, которые могут дать нам реки. Нужно только понять их характер, подружиться с ними. И если у кого-то будет
Беседовала Анастасия СУДНЕВА
Фото из архива Дмитрия ЩЕРБАКОВА
Газета «Улица Московская» № 988, 10 Февраля 2024