Дневник похода водного туристского путешествия 3 категории сложности по рекам Нюкжа и Олекма, совершенного с 29 июля по 1 сентября 1977 года.
Маршрут проходил по рекам Амурской области и Якутской АССР и включает
Состав группы
Семенов Герман Павлович (1929) – руководитель.
Вырыпаев Николай Петрович (1927) – завхоз.
Голенков Евгений Петрович (1956) – рыболов.
Бурдуков Александр Николаевич (1939) – художник.
Мартыненко Татьяна Тарасовна (1924) – заготовитель ягод.
Гульцев Геннадий Иванович (1931) – охотник, рыболов.
Филатов Валентин (1938) – пом. завхоза.
Устинов Евгений Григорьевич (1931) – кино-фотооператор.
Емелина Валентина Павловна (1947) – медсестра.
29.07.77. Поезд 180 Киев-Владивосток в 17.40 выехал из Пензы. Пять суток поезд вез нас с Запада на Восток по нашей широкой стране.
4.08.
На 6 день в 6.30 прибыли на станцию Большой Невер. В Тынду ходит рейсовый автобус, но на автовокзале много народу, а у нас много груза.
Договорились с шофером автомашины, который берется доставить наш груз. Трое из нашей группы едут автомашиной с грузом, остальные на автодороге Большой Невер-Якутск поджидают попутные автомашины и постепенно рассаживаются по машинам, едущим в Тынду.
5.08.
Примерно в 1.00 по московскому времени собираемся у аэропорта Тынды, это в 18 км за Тындой. Местному времени это соответствует 7.00. Утро, ярко светит солнце.
Рейсы самолетов в Усть Нюкжу отменены. Есть возможность улететь попутным вертолетом. Подошел старшина милиции делать досмотр наших вещей. Перетрясли, по его требованию, все рюкзаки и упаковки лодок. Отобрал 4 ножа, патроны, фляжку со спиртом. Перевозить подобные грузы в вертолете не положено.
Целый час упаковывали свое разворошенное снаряжение. Оказалось, что в Усть Нюкже нелетная погода, полет отменяется. Метрах в 200 от здания аэропорта, в молодом сосновом лесочке ставим лагерь, готовимся к ночлегу. Первыми заселили наши походные квартиры мухи. Приходится выгонять непрошеных квартирантов. Территория вокруг аэропорта сильно замусорена, и мушиная орда прочно обосновалась здесь.
6.08.
Встали в 2.00, позавтракали, узнали в аэропорту, что и сегодня нелетная погода. Пообедали. С севера, закрыв полнеба, надвигается серая масса облаков. В аэропорту узнали, что в ближайшие дни ожидается сплошная облачность, дождь.
Проработали варианты подъезда к реке Нюкжа на автомашине вдоль строящейся магистрали БАМа. Вскоре подыскали автомашину, шофер обещает забросить нас на берег Нюкжи.
Погрузились в автомашину и поехали. В Тынде остановились, закупили хлеб, дали телеграмму в Пензу о выходе на маршрут и поехали дальше по строящейся трассе БАМа. Начался дождь. Хорошо, что попалась крытая автомашина, на нас пока не капает.
Едем по временной дороге, по прорезанному бульдозером склону хребта, то по размытой дожем таежной хляби, то по почти готовой насыпи трассы БАМа. Дождь превратил ручейки в реки и машине все труднее приходится преодолевать бурные мутные потоки.
Стемнело, идет дождь, а мы все едем. Наконец река Верхняя Ларба преградила нам путь. Через реку строится мост, на поперечных брусьях еще нет настила и въезд на мост преграждает большой валун. Здесь у моста на насыпи стоят еще несколько машин с разным грузом.
Выгрузились из машины, при свете фар в завесе дождя ищем место для ночлега. Лес с обеих сторон насыпи залит поднявшимися водами Верхней Ларбы. На только что отсыпанной насыпи дороги камни, грязь. Единственное удобное место – строящийся мост.
Струи дождя без задержки сливаются сквозь поперечные деревянные брусья в речку. Распаковываем лодки, ставим их на мост, накачиваем один за другим отсеки, надувные дуги расправляют и натягивают тент. Укладываемся в лодках и закрываем входные люки. По тенту монотонно постукивает дождь
7.08.
Утром разбудил шум машин. Хмуро, сумрачно и сыро вокруг, продолжается дождь. Приехали строители делать мост. Убираем лодки с моста и спускаем их к краю насыпи на берегу ручья. У подножия насыпи у самой воды сооружаем навес и складываем под него свое снаряжение. Занялись подготовкой снаряжения к
По насыпи подъехали еще несколько мощных автосамосвалов с грунтом. Ярко оранжевые «Магирусы» разворачиваются, пятятся к краю насыпи и начинают один за другим сыпать с верхней бровки откоса содержимое своих объемистых кузовов. Фронт отсыпки приближается к нам. До нашего шаткого навеса достают уже увесистые камушки, а сверху кричат, чтобы мы освободили место работы.
Быстренько рассовываем снаряжение и продукты по мешкам и грузим в лодки. Опускаем надувные дуги с тентом и стягиваем перекрестной обвязкой. Рассаживаемся по распределенным местам и отчаливаем. Стремительное течение подхватывает наши лодки и несет по течению. Выгребаем на середину ручья, резвый поток на повороте несет лодки на кусты. Гребем во всю мощь наших «четырехсильных» моторов. Уходим от кустов и снова поворот, снова надо уходить от прижима.
Ручей делает петлю за петлей и на нашей тихоходной лодке приходится грести и грести, чтобы направить судно куда нам надо, а не туда, куда стремится занести нас развеселившийся ручей.
Впереди — препятствия
Но вот впереди не видно прохода – ручей перегорожен завалом из бревен. Гребем к правому берегу и цепляемся за кусты – берега нет, все затоплено, кругом вода. Некуда выйти, чтобы обследовать завал. Постепенно спускаемся ближе к завалу, цепляясь за прибрежные кусты. По обоим берегам ручья растет мелколесье, кусты, среди них на наших широких лодках не пройти.
Ручей на этом живописном участке русла соорудил себе полосу препятствий. Короткие и длинные, толстые и тонкие, отполированные до блеска речным песочком и еще не обработанные бревна перегородили ручей, образовав плотину.
Порезвившись меж стволов, ручей выскочил за преграду и, звеня тугими струями, побежал дальше. А мы остановились перед мудреным сооружением и стали искать проход в этом шатком и коварном бедламе.
У правого берега завал значительно уже и сдерживается тремя поперечными бревнами. Первая лодка подплыла вплотную к завалу. На шаткие, скользкие бревна, балансируя веслом, выходит капитан первой лодки и начинает расталкивать бревна. Потом ему удается сдвинуть и удалить одно из поперечных бревен, и часть освободившихся стволов тут же подхватывается веселым ручьем и уносится за поворот. Два поперечных хлыста хорошо зацепились корнями за прибрежные деревья и не хотят разжимать свои объятья.
Борьба с завалами
На помощь идет капитан второй лодки. Совместными усилиями удается расправиться еще с одним бревном. Гибкая неблагодарная лесина , извернувшись, успела лягнуть стоящего одной ногой на ней капитана первой лодки, и он плюхается в холодные объятия ручья.
Капитан второй лодки раскачивает последнее бревно, но оно хорошо зацепилось и не хочет покидать свое место. Тогда он расталкивает подпруженные бревна и, подталкивая их, выпроваживает под последним бревном. Вот проход очищается, одно из последних бревен ловко увертывается из под ног, и капитан второй лодки погружается в мутную ледяную водичку. Быстро выскакивает, выбирается на более устойчивые бревна, отряхивается от воды и готовится к проводке лодок.
Решил, подтопив бревно, провести лодки над ним. Капитаны лодок, встав на бревна, пропускают лодки и наконец, мокрые и продрогшие, занимают свои места на капитанском мостике.
Более часа затратили на прохождение 6 метров завала. Нужно сушиться, ищем место для стоянки, но берегов не видно, лес залит водой. По лесу на наших широких лодках не пройти. Дождь продолжается, прибывает вода в ручье. Бурный, стремительный поток несет вырванные с корнем деревья, кусты, наши лодки.
Наконец показалась кромка берега, спешим причалить. Быстро разводим большой костер, готовим ужин, сушимся. Ставим палатки между могучими лиственницами рядом с пушистыми стройными елочками.
8.08. Нюкжа
Встали в 1.00. Мелкий нудный холодный дождь старается промочить нас до печенок.
Дежурные долго хлопочут у костра, который сердито шипит, споря с дождем, окуривая его, а заодно и нас, густым едким дымом. Завтракаем. С густых пушистых ветвей разлапистых лиственниц, в окутанные паром миски с кашей, капает ароматный хвойный эликсир.
Погружаемся, плывем дальше. Стремительное течение Ларбы подхватывает наши лодки, и мы мчимся на юго-юго-запад. Заросшие кустами берега залиты водой.
Набухшая от идущего почти непрерывно третий день дождя, река затопила широкую долину. Русло реки сильно петляет, стремительное течение на крутых поворотах несет в кусты, и мы работаем веслами, уходя от прижимов.
Вот Ларба вливается в реку Нюкжа. Стремительная, переполненная обильными дождями река подхватывает наши ярко-оранжевые лодки и мчит на северо-северо-запад. Ширина реки около 300 метров. Мутные воды реки несут много вырванных с корнями деревьев, бревна, разный мелкий хлам, смытый с прибрежных полян. На правом берегу Нюкжи, прорезая хребет, пересекая долины и таежные дебри, четко просматривается лента будущей железной дороги. Мощные машины, деловито урча, грызут горы, прокладывая путь.
Продолжается дождь, вода в реке Нюкжа прибывает.
9.08
Встали в 2.00, по крыше палатки барабанит дождь. Хмуро вокруг, над рекой стелется туман. У прижима на левом берегу журчит река. Дежурные, увертываясь от густых клубов дыма чадящего под дождем костра, готовят завтрак. Под воздействие продолжающейся четвертый день сырой и холодной погоды два участника похода скисли. Сырость, по-видимому, пробрала их до костей. Им бы теперь полежать на горячем песочке в Каракумах. Еще у одного участника расстройство пищеварительного тракта. Ему легче – густые кусты рядом.
В 3.30 завтракаем. У больных плохой аппетит, с трудом справились с половиной своего завтрака, прогреваются у костра. В 4.30 дождь затих, начали снимать палатки, укладывать в лодки снаряжение.
В 5.30 поплыли. Плывем мимо невысоких сопок и хребтов, покрытых в основном хвойным лесом. Преобладают пихта и лиственница, на южных склонах хребтов выделяются светло-рыжими стволами сосны. Берега заросли кустами и березками.
Вода прибывает
Начал накрапывать дождь. Вода в реке по-прежнему прибывает. Дует сильный встречный ветер, сильно замедляя движение наших тихоходных лодок. Нас легко обгоняют плывущие по мутной воде бревна. Вот нас быстро догоняет бревно с торчащими над водой корнями. Подплываем к нему, набрасываем на корень петлю, трос натягивается, и бревно, как мощный буксир, потянуло нас, увлекаемое быстрым течением.
Препятствий на реке нет, и Нюкжа плавно несет нас все дальше на северо-северо-запад. Впереди прямо на нашем курсе в реке виден кран. Подплываем. Оказывается, река захватила в свои мощные объятия экскаватор, который работал на берегу на погрузке гравия для насыпи БАМа.
В 8.10 отцепляемся от буксира и причаливаем на обед. На берегу много маслят. Пока дежурные сооружали костер, все разбрелись по заросшей белоствольными березками лужайке и насобирали грибов. Ароматный суп с грибами улучшил настроение, и мы поплыли дальше. Тучи опять сгустились. С сопок сбегают серые хлопья облаков и осыпают нас холодной влагой. Постепенно дождь усиливается. Подняли заднюю дугу и часть тента, трое матросов забрались внутрь, двое остались наверху.
По-прежнему дует встречный ветер. Нас догоняет небольшое бревно, заарканиваем его. Ход его замедляется. Бревно ровное, без ветвей и корней, плохо цепляется за струю реки. Ветром нас сносит в береговые, затопленные рекой кусты. Дождь прекратился. Вызываем на верхнюю палубу остальных матросов, бросили слабый буксир и заработали веслами.
Хребты вдоль реки стали выше. Пристаем в устье небольшого ручья на правом берегу. Здесь заросли стройных берез, осин и другой зелени. На небольшой полянке кочки и лужи – негде ставить палатки. Отчаливаем и плывем дальше.
Трудности причаливания
Вот впереди на левом берегу показался невысокий ровный берег. Гребем к берегу. Но ход наших кораблей очень мал, а река стала достаточно широкой. Пока мы старательно гребли к левому берегу, быстрое течение лихо пронесло нас мимо чистой уютной полянки на берегу. Плывем вдоль заросшего густыми кустами берега. Впереди в кустах виден просвет, делаем рывок и причаливаем. Небольшая полянка и достаточное количество дров – вполне подходящее место для ночлега.
Выгружаемся в 14.10, темнеет. Начал накрапывать дождь. Затрещал костер, сизым дымом разгоняя комаров. Ставим насквозь промокшие палатки. Подсушиваем матрасы, готовим постель и ужинаем. Сегодня решили подлечиться. Медсестра выдала всем больным, и
Посидели у костра, вспомнили разгоняющие тоску песни. Дождь подмачивал нас с одной стороны, костер подсушивал с другой. И, чтобы поддерживать требуемую для комфорта влажность, все вертелись, словно кролики на вертеле у ярко пылающего таежного костра.
10.08
Встали в 0.50. Пасмурно, сквозь серую лохматую массу облаков контрастно выделяются и излучают свет, окаймленные розовым кружевом, полосы ярко-голубого неба.
Недалеко от костра на ствол поваленной лиственницы выбежал милый бурундук, посмотрел удивленно на расположившихся на его поляне пришельцев, протер лапками бусины своих черных глаз и, увидев дружественные улыбки, не спеша удалился по своим бурундучьим делам.
Свертываем лагерь. Проглянуло солнце. В его дрожащих лучах все вокруг засверкало и заискрилось рубинами в каплях вчерашнего дождя. Под теплыми лучами над поляной заструился парок, в мареве которого, примешиваясь к горьковатому дыму костра, вдруг появился, а потом усиливаясь и все более настойчивее щекоча обоняние, распространился аппетитный запах чего-то вкусненького.
Запах быстро собрал обитателей поляны к костру. Хороши жареные грибы с картофельным пюре и ароматный черный кофе с светло-зелеными иголками лиственницы.
Вдоль трассы БАМа
В 3.15 поплыли. На склоне правого хребта просматривается трасса БАМа. Он то подходит к реке, то прячется в густых таежных зарослях, то уходит, минуя кручи, на противоположный склон хребта.
Подул ветерок, разогнал остатки туч и замедлил
На правом берегу, на южном склоне хребта, выстроились стройные сосенки, а на левом берегу только пушистые лиственницы и косматые пихты. Хребет встал на пути северного холодного ветра, и за его широкой спиной ветер потерял силу и стало заметно теплее.
Полноводная река, взбухшая после дождей, несет нас мимо живописных зеленых хребтов, рассеченных глубокими долинами, в которых звонко журчат ручьи.
Впереди показался высокий хребет, вершина его значительно выше границы леса и цепляется за облака.
В 6.45 пристаем на обед на правом берегу в устье небольшого ручья. Напротив, на левом берегу, просторная долина, поросшая лесом, вдали замыкается поперечным хребтом.
На берегу много голубики и еще больше брусники. Сладкие, с приятным, чуть кисловатым привкусом, крупные изумрудно-синие ягоды голубики манят к себе. Трудно оторваться от такого лакомства. В 200 м. от берега ровный ряд колышков обозначил ось будущей железной дороги, здесь уже прошли геодезисты.
В 7.45 обедаем и в 8.30 плывем дальше. По ярко-голубому небу бегут кудрявые облака, дует свежий ветерок. По правому берегу, по заросшему лесом склону хребта видно строющуюся Байкало-Амурскую магистраль. На правом берегу поселок Талума, где обосновались строители БАМа. На левом берегу виден вертолет. А вот, выпорхнув из-за хребта, пошел на посадку самолет – аэропорт Усть-Нюкжа.
Усть-Нюкжа
Проплыли километра два, встретили моторную лодку с местными жителями, у которых узнали, что поселок Усть-Нюкжа расположен на берегу Олекмы, в 2 км. выше устья Нюкжи. Нам на наших тихоходных лодках против течения не выгрести. Нужно было приставать у аэропорта и идти до поселка.
Причалили лодки у кустов в устье Нюкжи и на попутной моторной лодке наши представители поехали в село. В сельсовете села Усть-Нюкжа сделали отметку в маршрутной книжке, купили хлеба. Завхоз разошелся и накупил масла, тушенки и еще ряд не предусмотренных сметой продуктов. К нашим лодкам нас любезно подвез на моторной лодке молодой председатель сельсовета. За время дождей вода в реке прибыла на 6 метров.
В 12.00 поплыли дальше. Мощное течение реки Олекмы подхватило наши лодки и понесло на север. Здесь, ниже Усть Нюкжи, трасса БАМ пересекает реку Олекму и пойдет по левому берегу Олекмы. Проплыли километров 8, и на правом берегу причалили на ночлег. Дожди перестали и вода в реке начала убывать. Поляна, которой мы причалили, замусорена плавником, только что освободилась от воды.
Вторая лодка прохудилась, где-то спускает. Разгружаем ее и вытаскиваем на берег. Ставим палатки, они еще не совсем просохли. Погода улучшается, по небу бегут серые косматые тучки, дует свежий ветерок. Вода в реке убыла на 80 см.
В 14.10 ужинаем. На западе появилась темно-лиловая туча. Накрываем палатки тентами, прибираем разбросанное снаряжение.
11.08.
Встали в 1.15. Пасмурно, в разрывы туч проглядывает солнце. За четыре дня дождь основательно пропитал влагой наши вещички. Разбираем снаряжение, вытаскиваем из мешков для просушки.
В 2.00 завтракаем. Снимаем палатки. Просушили лодки, упаковываем и грузим слегка просохшее снаряжение. Что не просохло – досушили во время плавания. На берегу заросли крупного шиповника. Чуть дальше на берегу растет единственный в этом месте кедр, который чьими-то заботливыми руками огорожен заборчиком. На табличке просьба о бережном отношении к кедру. Вода в реке убыла на 60 см.
В 4.35 стремительные струи реки Олекмы подхватили лодки и мы поплыли дальше на север. Хребты, образующие долину реки, покрыты лесом. Очень живописны долины, прорезающие хребты и открывающие широкий обзор вдаль. За поворотом налево остров, русло расширилось, течение замедлилось.
В 8.10 на левом берегу ниже устья небольшого ручья, залитого поднявшейся водой, остановились на обед. 9.40 — поплыли дальше. В русле реки большие острова, заросшие кустарником и пихто-еловым лесом. Слева скала и русло разделяется очередным островом. Сразу за скалой уходим в левую малую протоку.
Впереди показался высокий безлесный хребет. Редкие кучевые облака плывут по голубому небу, а где-то в вышине растянулась по небосводу паутина перистых облаков. Дует встречный холодный ветер, препятствуя нашему движению. Вот опять острова , плывем у правого берега. В 500 метрах ниже острова на правом берегу в устье ручья на мысу останавливаемся на ночлег.
В 12.45 ставим палатки. Правый берег – уходящий вдаль высокий Становой хребет с крутыми, местами скальными склонами. Ширина Олекмы более 200 м., на отдельных участках разливается до 600 м. В 16.00 стемнело.
12.08.
Встали в 0.50. Тихо, холодно. Над рекой туман, не видно противоположного берега. Из-за хребта на правом берегу показалась оранжевая сковородка и осветила туман над рекой. Туман толстыми ломтями начал сползать с хребта и под рубиновыми лучами оранжевой сковородки стал таять, проявляя противоположный берег и уходящую вдаль долину реки.
Вода в реке убыла на 60 см. Снимаем лагерь, грузим на лодки снаряжение. Первая лодка стоит в кустах вся мокрая от росы. Экипаж готов к отплытию. Экипаж второй лодки еще не готов, что-то укладывают.
В 3.15 первая лодка отчаливает и, подхваченная течением, уходит вперед. Под теплыми лучами восходящего солнца быстро просыхает верхняя палуба лодки. В 3.55 причаливаем к правому берегу, ждем вторую лодку. По крутому откосу забираемся на высокий берег. Здесь, среди редколесья. Много голубики, но еще больше длинноногих рыжих комаров.
Лакомимся сочными спелыми с легким восковым налетом ягодами. Подплыла вторая лодка и мы, отбиваясь от гудящей голодной комариной оравы, быстро плывем на середину реки. На левом берегу виден лагерь геологов. Один из геологов подъехал на моторной лодке к нам и сказал, что устье реки Хани и пороги рядом.
Подготовка к порогам
В 5.00 подплыли к реке Хани и в устье ее, на песчаной косе, причалили для подготовки своих кораблей к плаванию по порогам. Тщательно уложили снаряжение внутрь лодки, задраили входные люки, верхние вертикальные надувные дуги наклонили и привязали перекрестной обвязкой к боковой обвязке лодки. Проверили спасжилеты и поплыли. Слева высокий с крутыми склонами хребет Удокан, справа Становой хребет сжали реку каменными тисками. Река мощным потоком, между вставших на ее пути каменных громад, устремляется на север. Мутная вода пульсирующими тугими буграми беснуется в узком русле, затопив камни и прибрежные кусты.
Прошли перекаты Сарылыр, Молох. На перекате Бес Урях стоячая волна высотой до 2 м. Упругие, пенящиеся хлесткие струи баламутятся по реке, затем сшибаются в диком стремительном танце в высокие белопенные валы и остервенело хлещут по нашим лодкам. Слегка подмокли, но перекаты прошли успешно. Над нами голубое небо, но солнце витает где-то за высокими хребтами. Вот очередной поворот и мы выплыли в ярко освещенную солнцем долину реки.
Новые члены экипажа
У нас появились члены экипажа, не предусмотренные нашей маршрутной книжкой. На наших лодках поселились мухи. Все попытки избавиться от них пока безуспешны. На перекатах они находят укромные местечки и прячутся от холодных брызг.
В 7.45 пристаем на правом берегу перед очередным поворотом реки на песчаном откосе. Обед. Хорошо прогревает солнце. Загораем, купаемся. Нашим незваным пассажирам объявляем экономический бойкот, не оставляем им ни маковой росинки из наших пищевых ресурсов.
В 9.15 поплыли дальше. Река сужается, главная струя с разгона бьет в галечниковую отмель, и мощная отбойная гряда со стоячими волнами высотой около 1,5 м. перегораживает реку. Порог Кенгой. Пересекаем струю, подплываем к гряде. Валы шутя подбрасывают наши лодки, одна из волн окатывает нас своим холодным всплеском. Мы, работая на веслах, изо всех сил уходим от пляшущей гряды и мчимся дальше.
Справа высокие, живописные хребты с каменными осыпями, местами заросшие кустами. Ярко зеленые островки контрастно выделяются на серо-коричневом фоне каменных глыб. Левый берег пологий, уходящий вдаль и в высоту склон хребта. Очередной поворот, и в вершине дуги в Олекму впадает ручей с левого берега. Справа высокая, крутая каменная осыпь, а впереди видна отвесная скала с расщелиной.
Очаровательная полянка
В 12.10 на левом берегу в 510 м. ниже ручья остановились на ночлег. Можно причалить сразу за ручьем, но его плохо видно издали, и мы начали причаливать, когда вышли в створ ручья. Пока выгребали на сильном течении, нас снесло. Лагерь поставили в 60 м. от берега на очаровательной полянке в окружении стройных сосенок. Но, чтобы пройти на поляну от стоящих в воде лодок, надо преодолеть береговую стену из поросших мхом валунов, где черт не только ноги, но, пожалуй, и рога поломал бы. Затем надо продраться сквозь пикантный кустарник, цепляющийся за штаны мертвой хваткой, а потом преодолеть участок для бега с барьерами из поваленных в экстравагантном беспорядке молодых елок.
Сходив по этой олимпийской щестидесятиметровой трассе разок-другой, обнаружили, что лучше здесь делать ход конем, обходя стороной этот чрезвычайно живописный участок, а трассу оставить олимпийцам.
Таймень
Начал накрапывать дождичок. Капитан второй лодки пошел к ручью на рыбалку, остальные занялись устройством лагеря, заготовкой дров. Вернулся рыбак с трепещущим тайменем. Все бросились за своими рыболовными снастями и кинофотоаппаратурой и помчались к ручью. Остался лишь дежурный капитан первой лодки, который занялся сооружением костра.
В 15.30 пестрая, веселая компания рыболовов, художников и фоторепортеров возвратилась, мокрая по пояс, довольная полученной эмоциональной встряской от изумительных, неповторимых по
В 16.10 роскошный ужин – супер уха, тушеный таймень в собственном соку с таежным соусом под майонезом, пунш.
Легкий прохладный дождичек охлаждает наши горячие души, и мы удаляемся в свои походные спальные будуары.
13.08.
Встали в 0.50. Тихо, в густом тумане не видно ни реки, ни противоположного берега, лишь над головой завис, упершись в кудрявые верхушки берез и пушистые ветви стройных сосенок, голубовато-сиреневый зонтик небосвода. Выше тумана, за высоким Становым хребтом на правом берегу Олекмы разгорается пламя утренней зари. Начинают проявляться утесы на противоположном берегу. Туман то кисейными слоями, то пушистыми хлопьями сползает с хребта, рисуя фантастические этюды в багровых лучах восходящего солнца. Вот лучи его выглянули из-за хребта, пробились сквозь белесую мглу и осветили наш лагерь.
В 3.30 завтракаем. Занялись изучением окрестностей, рыбной ловлей, сбором голубики и прочими делами. Вторая лодка где-то пропускает воздух, реммастер занялся ремонтом. Вода в реке убыла на 80 см.
В 7.30 обедаем, снимаем лагерь, грузим снаряжение. Погода хорошая, тепло, но тучки сгущаются.
Пороги
В 8.30 поплыли, мощный поток подхватил наши лодки и мы помчались. За 15 минут прошли прямой участок около 4 км., река поворачивает направо, впереди порог Балыхтах. Осторожно плывем вдоль правого выпуклого берега, левый берег – отвесные мрачные скалы с сильным прижимом. За одним из уступов скалы большой улов с круговоротом. Поворот направо, потом налево мощный прижим. По всей реке пляшут стоячие волны, вздымаясь то вдоль, то поперек русла, то сшибаясь под любым произвольным углом, и зловеще шипя, опрокидываются навзничь, вскипая бурунами.
Проходим порог Балыхтах, по стоячим волнам высотой более 2 метров наши лодки бросает как скорлупки. Чуть успокоившись, река снова волнуется – очередной порог Терех Мастах, стоячие волны до 1 м. высотой, проходим по краю струи.
Воды в Олекме еще много, все камни залиты водой. Волнение усиливается, входим в порог Юсь Эриллачах. Где-то в глубинах реки зарождаются высокие валы, гребем к левому берегу. От гряды камней на левом берегу возникает чреда стоячих волн, они смыкаются с уже гуляющими по реке валами, образуя ревущий дьявольский хоровод.
Гребем к правому берегу изо всех сил, но мощная центральная струя стремительно несет нас в самый центр разгулявшегося хоровода. Продолжаем грести к правому берегу, стараясь вырваться из объятий коварных волн. Огромные водные валы высотой более 3 м. бросают наши лодки вверх-вниз, вверх-вниз, а потом мчат нас все дальше.
Человек за бортом
Вот очередная волна, зловеще шипя, подняла нас, передний левый борт лодки взметнулся вверх, лодка заняла угол более 45 град. к горизонту, а в это время откуда-то сбоку и сверху хлестанула поперечная волна и слизнула с первой лодки сидевшего на руле капитана. От мощного удара из-за угла он сделал сальто назад прогнувшись и в миг, лишь хлопнув ушами, оказался за бортом. Не выпуская из рук весла, он рванулся к лодке, уцепился за бортовую обвязку, бросил весло в лодку и, ухватившись за протянутую руку матроса, забрался в пляшущую на высоких волнах лодку.
Валы стали уменьшаться, и наши лодки понеслись дальше. Слева впадает ручей Тумуллур – в русле его видны только камни. Плывем к правому берегу, где виднеется долина впадающей реки. Но там стоят палатки, по-видимому, геологов, и мы плывем дальше. За поворотом на левом берегу метеостанция и дом. Причалили к берегу, сходили к дому, но никого там не нашли. Места для палатки здесь не оказалось – поляна очень мала.
Отчаливаем и, отплыв с километр, причалили к песчаному откосу. Быстро разводим костер, ставим лагерь. Начинает темнеть. Оказалось, что почти все основательно подмокли. Сооружаем сушильный костер и развешиваем на просушку мокрую одежду. Ужинаем и отключаемся.
У прижима на противоположном берегу журчит река, и глухо рокочут перекатываемые рекой камешки.
14.08.77.
Встали в 2.15. Тихо, прохладно.Солнце взошло, но скрыто за хребтом на противоположном правом берегу. Вода убыла на 60 см. На берегу все мокро от обильной росы. Вот солнце выглянуло из-за высокого хребта и сразу стало жарко.
В 4.00 завтракаем. Подсушиваемся, грузим снаряжение и в 5.30 выплываем. Стремительный тугой поток подхватывает наши лодки и мчит вниз по реке. На правом берегу шумит прижим и стоячая зыбь разбегается по реке. Проходим несколько излучин реки, слева опять поднимается высокий, крутой хребет Удокан, заросший лесом. Река упирается в поперечный хребет и устремляется вправо.
В 6.30 подплываем к устью реки Дягдя, на берегу лагерь геологов. Причаливаем на правый берег перед устьем реки Дягдя ив зарослях черемухи, несколько левее лагеря геологов ставим свои палатки. В 9.45 обедаем. Геологи снимают лагерь, собираются улетать. Ярко светит солнце. Загораем, сушим снаряжение, купаемся в студеных водах Олекмы. Вода в реке становится все прозрачнее. Поговорили с геологами, занялись хозяйственными делами. Надо кое-чего пришить, что-то постирать.
В 12.10 прилетел вертолет и сел на большую береговую песчаную отмель прямо перед нашими палатками, разметав вихрем от винта наше некоторое неприбранное снаряжение и развешанное по кустам мелкое барахло.
Помогаем грузить геологам снаряжение и образцы. Пилот, глядя на гору снаряжения, говорит, что с такой маленькой площадки не взлетит с таким большим грузом. Решают часть груза взять и выгрузить на галечной остров в устье реки Дягдя. Вертолет прилетает за оставшимся грузом, геологи прощаются с нами и улетают на остров, где догружаются. Натужно взревев мотором, вертолет делает пологий разгон и медленно поднимается, разворачивается и улетает вверх по долине реки Дягдя.
Комаров мало, на открытом мысу их сдувает ветерком. Некоторые организовали баню и греют воду. Появились тучки. Накрываем палатки тентом и идем спать.
15.08.77.
По крыше тента дождь выбивает тарантеллу. Московское время 0.00. Пасмурно, серые лохматые тучи оседлали хребты. К 1.00 дождь затихает, тучи рассеиваются, светлеет. К 3.00 дежурные приглашают на завтрак. Проглядывает солнце. Его горячие малиновые брызги засверкали на мокрой листве черемухи у наших палаток, заискрились в бусинках капель на зеленой траве. Сегодня дневка.
Кто собирается идти на рыбалку, кто за грибами, кто побродить по живописным окрестностям в долине реки Дягдя, полакомиться ягодами. Желающие греют воду и идут в организованную среди стройных березок баню.
Долина реки Дягдя узкая с крутыми склонами, на отдельных участках скальные уступы и отвесы, каменные осыпи. В 1,5 км. от устья на реке живописный порог, с последующим прижимом.
В 13.10 все возвратились. Рыбаки поймали трех тайменей, гуляющие по окрестностям набрали грибов, художник набросал несколько этюдов. В 13.30 солнце скрылось за хребет левого берега. Ужинаем. Ароматна и вкусна уха из тайменей.
16.08.77.
Встали в 1.30. Тихо, прохладно. Солнца не видно за высоким хребтом. Вода в Олекме убыла на 70 см. Охотник подстрелил тетерку. Вторая лодка долго грузится.
В 5.00 поплыли. Плывем по спокойной реке. Миновали длинное плесо, подошли к порогу Дюлюн. Упругие струи баламутятся по реке. Стоячие волны высотой не более 1 метра. Прошли по центру струи. На берегах живописные стены средневековых замков с причудливыми зубами. Взметнулись ввысь величественные пирамиды сторожевых башен.
Высота береговых хребтов более 500 м. Склоны хребтов покрыты темно-зеленым ковром хвойного леса. Некоторые вершины хребтов завершаются скальными образованиями , которые очень напоминают дозорные башни древних замков. Отдельные отвесные вершины башен четко выделяются на ярко-голубом небе.
Прошли еще один порог, по-видимому, Бадалхай. Стоячие волны не более 1 м. И опять спокойная река.
В 9.50 обедаем и в 10.45 поплыли дальше. Проплыли около 2 км. и и впереди зашумел порог Махочен. По всей ширине реки пляшут коварные волны. В середине реки гряда стоячих волн, высотой более 2 м. Первая лодка проходит правее центральной струи у правого берега. Вторая лодка проходит у левого берега. У берегов волнение потише.
В 14.10 причаливаем на ночлег на правом берегу за устьем небольшого ручья. 300 м. ниже ручья стоит новая просторная изба с печкой. В избе живет лесоустроитель. Ведет учет пригодной для разработки древесины. Двое рабочих из его группы работают за ближайшим хребтом ниже по реке.
17.08.77.
В 3.30 плывем дальше. Река спокойна. По-прежнему долину реки обрамляют высокие хребты, покрытые хвойными лесами. На левом берегу огромная скала. Скальный выступ почти вертикально выходит из воды, останавливаемся перед ним на обед.
В 9.00 плывем дальше. Олекма спокойно, но довольно быстро несет лодки дальше на север.
Поворот реки направо и впереди показались белые гребешки волн. Лесоустроитель рассказал, что впереди у нас последний серьезный порог Белая лошадь. По нашей карте это должен быть Дагдаяр. Длинный прямой порог. Стоячие волны не более 1, 5 м. Идем у правого берега. Пенящиеся белые гребни волн, как гривы лихих коней мелькают перед нашим взором. Волны легко швыряют наши лодки, стараясь дотянуться до нас своими холодными щупальцами. Но мы легко справляемся с этим бесовским хороводом. Воды в реке еще много и большинство камней находятся где-то под водой.
Впереди показался остров, идем правой протокой, река устремляется вниз – очередной перекат, по-видимому, Ханеный. Сзади, догоняя наши лодки, надвигается, расправив свои сине-лиловые крылья, огромная туча.
Справа зашумела река, гребем к правому берегу и в 11.30 пристаем ниже устья ручья Лытого. На высоком берегу величественные пихты, рядом кострище, место для палаток. Рыбаки занялись рыбной ловлей, вытянули несколько рыбин. На берегу очень много бурелома. Завтра дневка. Под вековой пихтой соорудили стол и скамьи. Постелили живописную, ароматную скатерть из таежных цветов. Стемнело. Оранжевые сполохи костра освещали дрожащую розовым светом таежную поляну и окружающие ее деревья. Все быстро справились со своей порцией рыбы с пшеничной кашей, запили дымным чайком. Хорошо, но мало!
18.08.77.
Встали в 2.20. Пасмурно. Хребет на противоположном берегу скрыт тучами, которые постепенно скатываются в Олекму. Сооружаем навес над столом и скамьями из жердей и пленки. Успели вовремя – тучи перепрыгнули через Олекму и начали поливать все вокруг. Идет мелкий холодный дождик.
Сегодня дневка. Все расходятся по окрестностям – кто на рыбалку, кто за грибами, кто за ягодами вверх по долине ручья Лытый. Русло ручья завалено огромными валунами. На берегу ручья много спелой голубики и красной смородины.
После обеда все вновь разбрелись по окрестностям. К вечеру вернулись с грибами, ягодами и рыбой. На ужин всех зазывали ударами в медный таз. За столом воцарилась тишина. Дежурный, следя за каждой каплей, разлил по кружкам по ложке противоэнцефалитной микстуры. Все довольно легко справились с гречневой кашей с тушенкой. Всех доконал слегка подгорелый, но невероятно вкусный и ароматный кекс. Наелись как удавы и отползли к костру. Над рекой зазвучала песня.
Догорел костер, певцы уморились и стали расходиться по палаткам.
19.08.77.
Встали в 2.10. Над рекой белое марево тумана. В 5.45 поплыли, прошли перекат Белен. Камни где-то в воде, воды в Олекме еще много. Волнение на перекате небольшое, волны не более 0,5 м.
Погода чудесная. Ветерок попутный, хорошо подгоняет наши лодки.
В 8.05 прошли устье реки Энюки, на правом берегу гидропост и жилой дом. Прошли ручей на правом берегу и у основания рыжей горы встали на обед.
В 12.15 подплыли к воротам. Правый берег высокий крутой хребет, левый берег — отвесная скала. Вершина утеса – профиль воина в шлеме.
В 12.35 причаливаем у подножия утеса на отмель в устье реки Тас. Ставим палатки на галечниковой отмели. Капитаны решили проверить годность лодок для ночлега, и расстелили в них спальники. Экипажи расположились на ночлег в палатках.
20.08.77.
Встали в 1.05. Из долины реки Тос дует холодный пронизывающий ветер.Быстро разжигаем костер – погреться. С верховьев реки Тас спускается группа лесоустроителей. Их базовый лагерь находится в долине реки Энгока и сюда они приплыли на моторной лодке.
Капитаны занялись проработкой проекта оборудования кораблей для круглосуточного плавания. Матросы получили задание готовить соответствующие материалы.
Занялись переоборудованием. Сделали каркас и дополнительный настил. Под настилом разместилось все снаряжение. Днем лодки могли плыть с опущенным тентом, экипажи находились на «верхней палубе».
На ночь тент поднимался, все переходили на «нижнюю палубу». Один из люков задраивался. Две лодки связывались со стороны закрытых люков.
В 13.00 на реконструированных лодках поплыли дальше. Новое оборудование лодки позволяет лежа в постели плыть, куда глаза глядят.
В 16.00 причаливаем на ужин к левому берегу перед островом. На песчаной береговой полосе свежие следы крупного медведя – хозяин тайги, надо полагать, приходил прополоскать горло.
Поужинали и в 17.05 легли спать в лодках, стоящих на якоре у берега. Решили, что лучше ночевать у берега, чем сидеть ночью на мели.
Встали в 23.30. Светает. Связали лодки и поплыли дальше. Взошедшее солнце осветило лужайку и пасущегося на ней оленя. Олень поднял голову, кивнул нам и принялся щипать искрящуюся росой траву.
21.08.77.
Течение Олекмы несет наши лодки все дальше на север. Ниже большого острова хребты резко сузились, лес на их склонах стал гуще. Лиственницы, пихты, сосны, березы покрывают скальные склоны хребтов.
В 2.00 причалили к левому берегу на завтрак. К утренней таежной тишине добавился какой-то звук. Из-за поворота реки с низовьв Олекмы подплыли три моторки. На них отпускники из Олекминска, едут в верховья на рыбную ловлю и охоту. Обменялись с ними
В 9.45 доплыли до ручья и встали ниже устья на правом берегу. После ужина устраиваемся на ночлег в лодках, привязав их к деревьям на берегу. Ночью в 20.00 по нашей верхней палубе забарабанил дождь, пришлось встать и поставить над входом водоотводной козырек.
22.08.77.
С утра идет дождь, вода в реке прибыла на 25 см. В нашу сторону надвигаются тучи. Приготовились к дождю – убрали все в лодки, задраили входы. Между двумя пихтами натянули тент.
В 10.00 прибыли наши представители, привезли несколько уток, тайменей. Простились с рыбаком, он лих развернул лодку и поплыл вверх по реке.
Занялись обработкой уток и рыбы. В 15.10 под могучими пихтами был торжественный ужин в честь дня рождения фото-кинооператора. Завхоз, по убедительной просьбе общественности, выделил по несколько грамм какой-то не очень приятно пахнущей, но прозрачной жидкости. Выпили эту микстуру. При этом у 55 % участников этой процедуры нижнюю челюсть сводило куда-то вправо и вверх к левому уху, а у 45 % — наоборот к правому уху. Затем уху ели, тушеным тайменем лакомились, пили чай с брусничным вареньем.
Ужин прошел на высоком берегу Олекмы в дружественной обстановке, под призрачным светом звезд, в ароматной атмосфере таежного костра.
23.08.77.
Встали в 1.30. Холодно, пасмурно, вода в реке прибыла на 20 см. Комаров мало, но иногда пристает мошка. Забирается за ворот, за пояс, снизу в штанины. Разъела ноги у двух матросов. Ну а вообще без штанов здесь будет худо.
В 3.30 поплыли. Лес на склонах хребтов стал гуще, мощнее. Река расширилась, течение замедлилось. Слева глубокий залив – устье реки Орусмень. В 9.00 причаливаем на обед.
В 12.20 прошли устье реки Тенти. Наши пассажиры прочно обжили наши лодки. Несколько мух, покинув чьи-то уютные квартиры, продолжают плыть с нами все дальше на север. Такие настырные – надо полагать, рвутся в Якутию осваивать таежные просторы. Они рассаживаются в недоступных местах. Изредка мы, чтобы они не скучали, хлопаем лопастью весла по тому месту, где они обычно сидят. Но они начеку и, взмыв верх, тут же садятся на свои любимые места.
В 14.10 причалили на галечную отмель на ужин. В 16.15 поплыли дальше. На ночную вахту заступил Устинов, в 21.00 его сменил Филатов.
Ночью проснулись от скрежета камней о днище – сели на мель. Вахтенные, недовольно ворча, вывели лодки на нужный курс и мы поплыли дальше.
24.08.77.
В 1.30 вахтенный причалил к берегу на завтрак. В 3.05 завтракаем. Вернулся охотник с охоты, принес двух тетерок.
В 5.30 поплыли дальше.Проплыли километра два, на правом берегу сенокосы, впереди остров Чокурдал. Стали надвигаться тучи, и вскоре оказались над нами, пошел дождь. Ослепительные стрелы молний вонзаются в реку, грохот ударов разносится по долине.
В 7.30 причаливаем к правому берегу, перед устьем небольшого ручья, на обед.
В 11.05 по правому берегу живописная лужайка и два дома. Причаливаем, идем в дом. Четверо якутов сидят за дощатым столом, поужинали и дымят, как паровозы. Молодые якуты от 12 до 25 лет заготавливают для совхоза сено. Поговорили об их житье, о погоде, и поплыли дальше.
В 13.30 у здоровенного камня, с хорошую комнату, причаливаем на ужин. В 15.00 выплываем и гребем на главную струю реки. Вахтенный Гульцев заступает на дежурство.
25.08.77.
Вахтенный Филатов в 0.05 дал сигнал к причаливанию, увидев на берегу пасущихся коров и решив, что это поселок Куду Кюель. Начали быстро грести к левому берегу. Ширина реки около километра.
Прошли вперед по берегу километра два – никаких признаков поселка, только по берегу вьется едва заметная тропа. Договорились, что лодки плывут дальше, а Семенов идет по берегу по тропе.
Пройдя по берегу за 2 часа более 12 километров, описав огромную дугу, Семенов дошел до пристани, где стояли мотолодки и на высоком левом берегу расположился поселок. Куду Кюель. Лодки отстали и прибыли к пристани только в 3.20. Остановились на завтрак метрах в 700 ниже пристани.
В поселке есть почта, магазин, сельсовет, аэропорт. В сельсовете сделали отметку в маршрутной книжке, на почте дали телеграмму. Аэропорт в 3 км ниже поселка по течению реки.
В 7.30 поплыли дальше. Дует встречный ветер, и мы очень медленно двигаемся вперед. Причаливаем к берегу, срубаем небольшую елку, привязываем к ней буксирный конец. Елку подхватило течением, буксирный конец натянулся и потащил нас против встречного ветра.
На слегка вогнутом правом берегу много плавника. Его выбросило, когда в половодье вода поднималась здесь на 11 метров.
В 13.05 причаливаем на ужин. Плавника много, и для заготовки дров не нужны ни пила, ни топор.
Сегодня большой прощальный костер.
26.08.77.
Встали в 1.00. Тихо, пасмурно. В 3.15 отплываем. В 8.15 причаливаем на обед.
Река широко разлилась по долине, ширина около 800 метров. В 13.30 причаливаем на ужин. После ужина, уже в темноте, отплываем дальше. Вахтенный заступает на дежурство.
27.08.77.
В 1.00 причалили на завтрак. Вахтенный разбудил дежурного. Охотник пошел на охоту. В 2.10 на запах блинов и каши из лодок начали выползать остальные члены экипажей. Пришел охотник с тетеркой.
Нам навстречу плывут моторки из Олекминска, едут охотники и рыболовы на промысел.
В 8.15 причаливаем на обед. Вторая лодка отстала, поджидая охотника, который пошел по берегу. Сварили обед, а 2 лодки все нет. В 11.00 лодка появилась – экипаж ликвидировал пробоину. В 12.00 отчаливаем.
Впереди замаячил огонек. Начал накрапывать дождь. Появился новый монотонный звук летящего шмеля. С каждой минутой звук становился все громче, и вот стало ясно, что вверх по реке плывет моторная лодка. А вот на берегу костер, и рядом две причаленные лодки.
Впереди в русле реки показались заросли леса – остров. Подплываем ближе, оказалось, левая протока перегорожена песчаной плотиной и река, делая крутой вираж, поворачивает вправо. Впереди высокий правый берег кончается и открывается широкий простор реки Лены. В 0.40 причаливаем – пора завтракать.
28.08.77.
Встали Вырыпаев с Семеновым и пошли на разведку. Продравшись сквозь заросли колючего кустарника, вышли к левой протоке. На левом берегу Олекмы, выше галечниковой полосы, открылся поселок Троицкое, домов 50. В левой протоке работает плавучий кран, грейфером черпает со дна протоки песок и грузит на здоровенную баржу. Вырыпаев вышел на берег напротив крана и стал шастать по берегу. Вскоре с крана показалась лодка с представителем крана. Выяснилось, что после загрузки баржи за ней придет буксир и поведет в Олекминск.
В кустах Семенов встретился с местным охотником, у которого выяснил, что регулярного сообщения с Олекминском нет.
Занялись просушкой снаряжения.Галечниковая отмель стала похожа на пестрый цыганский табор. Упаковываем рюкзаки, моем лодки.
В 11.00 понесли рюкзаки на берег напротив баржи, на лодке переправили их на баржу. Буксира пока нет. Решили сплавать за дровами. Только вернулись с дровами, показался буксир «Май» с пустой баржой.
Олекминск
В 16.30 Подплыли к Олекминску. Оказалось, что баржу буксир потянет дальше, а нам пора высаживаться. Причал-дебаркадер занят пассажирским судном. Место для причаливания на берегу занято большим понтоном и речным трамваем «Лебедь». «Лебедь» по настойчивым сигналам «Мая» отходит в сторону. Выгружаться тоже было непросто.
При скудном свете редких фонарей ищем место для ночлега. За павильоном для приема посуды находим небольшую, заросшую травой, поляну. Ставим палатки, а Семенов и Вырыпаев идут на разведку в аэропорт.
В 18.00 выходим на причал, чтобы узнать дорогу. Местное время 24.00, полночь. У встреченного якута узнаем направление. В 19.05 пришли в аэропорт. Не видно ни души, все закрыто. Походив вокруг аэровокзала – деревянного одноэтажного дома, собрались идти назад. Но вот на заднем крыльце появилась фигура – дежурный радист вышел покурить. Он пригласил нас в комнату и начал выяснять по внутренней связи о самолете на Красноярск. Самолет будет в 10.00 и в 12.00. Назад дошли за 30 минут. Ложимся немного поспать.
29.08.77.
Проснулись от воя сирены в 0.00. Раннее утро, к пристани причалила «Ракета».
Пошли в город отметить маршрутную книжку и посмотреть Олекминск. Город раскинулся по берегу Лены между невысоких холмов.
Посмотрели варианты дальнейшего пути. На пароходе в Усть-Кут 5 суток. Многовато, а у нас кончается отпуск.
Снимаем палатки, ищем машину для переброски снаряжения в аэропорт. Подвернулась грузовая машина – быстро грузим снаряжение, забираемся в кузов, накрываемся пленкой – идет дождь.
Приехали в аэропорт – под ногами красная грязь. Прибыл самолет на Красноярск – берем билеты, оформляем груз. Загружаемся в АН-24 и в 10.20 вылетаем.
Поднялись выше линии облаков, земли не видно. Через два часа самолет идет на посадку в Ленске. Вышли проветриться. Везде та же красная грязь. Летим дальше.
Через 2.20 идем на посадку в Братске. Здесь бетонная взлетная полоса, просторный аэровокзал.
Еще через два часа посадка в Красноярске. Выгрузились, пошли на заправку в ближайшее кафе. Подыскали автомашину, загрузились и едем на железнодорожный вокзал. Подошли к кассе – там толпа, на поезд 179 Владивосток-Москва билетов нет. Вдруг объявляют, что через 15 минут отправляется поезд Красноярск-Москва. Пробравшись сквозь толпу, берем билеты и
В вагоне пусто, размещаемся по свободным местам.
Окончилась походная жизнь, впереди работа и подготовка к следующему походу.
Дневник восстановил Игнатьев Александр