Река Мста расположена на северо-западе Русской равнины, примерно посередине между Ленинградом и Москвой. Это хороший весенний маршрут для подготовки к летним более сложным сплавам.
Отчет о водном походе 2 категории сложности по реке Мста (Калининская и Новгородская области) в период с 28 апреля по 8 мая 1987 года.
Нитка маршрута: Пенза – Вышний Волочек – р. Мста – Боровичи – Пенза.
Общая протяженность водной части маршрута 187 км. На маршруте расположены 5 порогов 2 категории сложности.
Список участников:
Зайцев Геннадий Леонидович (1950) – руководитель.
Дрейшер Елена (1965) – летописец.
Байдаров Дитрий Станиславович (1965) – заместитель руководителя.
Горюнова Галина Анатольевна (1967) – заместитель завхоза.
Денисов Виктор Михайлович (1965) – фотограф.
Стрельцова Елена (1965) – летописец.
Степашкин Вячеслав Владимирович (1965) – заместитель реммастера.
Вилесов Сергей Краснославович (1965) – завхоз.
Шакмаев Александр Александрович (1965) – реммастер.
Софьина Наталья (1963) – медсестра.
Аляксин Игорь Викторович (1965) – казначей.
Михалев Василий Николаевич (1964) – медбрат.
Техническое описание маршрута
Отправление из Пензы во вторник, 28 апреля, в 20.10. Поезд №51 «Сура». Сразу переносим вещи с Казанского на Ленинградский вокзал. Ближайший поезд до станции Вышний Волочек в 11 часов. В 16 часов мы в Вышнем Волочке. От вокзала до реки Цна примерно 1,5 километра. Сразу по приходу на место дежурные заняты установкой лагеря и приготовлением ужина, остальные участники похода занимаются сборкой и оборудованием байдарок, подготовкой снаряжения к походу.
30.04
Выход. С утра был зачитан приказ №1, определен режим дня в походе. Дежурные определили порядок движения группы на маршруте. Подогнав все недоделанное вчера, трогаемся. Около трех километров, по небыстрой, неширокой Цне, и мы выходим к озеру Мстино.
На озере еще лежит лед. Вдоль берега широкая полоса чистой воды. Идем, придерживаясь левого берега. За деревней Деревково – остановка на ночлег. Пройдено примерно 15 км.
1.05
Сегодня праздник. В приподнятом настроении быстро укладываемся, примерно в 10.30 (в соответствии с графиком), выходим. Еще примерно 6-7 км, и озеро Мстино кончается. Из его северного конца вытекает река Мста. Дальнейший наш маршрут проходит по ней.
Плывем по Мсте до села Алексеевское. Ширина реки колеблется от 20 до 40 м. Течение небыстрое, примерно 0,5 метра в секунду. На пути два моста, в том числе мост в селе Алексеевское. Погода разгулялась, и сегодня температура на солнце достигает 25 град.
Жарко уже второй день, и у участников похода начинает загорать лицо. На ночлег останавливаемся за мостом на левом берегу реки.
2.05
Подъем, как обычно, в 8.00, зарядка, завтрак. В 10.30 выход. Препятствий на реке практически никаких. Ширина реки около 30 м. На обед останавливаемся недалеко от ст. Мста. Около станции – железнодорожный мост. От реки по железной дороге до станции не более 400 м. Очень удобное место для начала маршрута.
Очень много туристических групп начинают свой маршрут от станции Мста
Отсюда и далее вниз по реке встречаем очень большое количество туристических групп из самых разнообразных уголков страны (Ленинград, Москва, Рязань и пр.). На чем только здесь не сплавляются! И ПСН, и плоты, и катамараны, различные байдарки промышленного и самодельного изготовления.
Движение нашей группы происходит по установленному дежурными порядку, с интервалом 30-50 м. Причем впереди идущий экипаж ориентируется по сзади идущему. Поставленная дежурными задача №1 – отработка траверса на встречающихся участках с повышенным течением реки.
На стоянку встали в 18.00 за деревней на крутом левом берегу реки. Устройство лагеря, сбор дров, ужин. После ужина разбор проведенного дня с выявлением недостатков и ошибок. Затем каждый экипаж по отдельности определил по карте местоположение группы и пройденный путь в км, с обязательной мотивировкой своей точки зрения.
3.05
Подъем в 8.00. Выход 10.00. Погода четвертый день стоит жаркая. На небе ни облачка.
Ширина реки 25-40 м. Берега все чаще обрывистые. Препятствий практически нет. В устье левого приnока р. Березайки устроили небольшую тренировку. Отрабатывалось хождение против течения. Течение в Березайке быстрее, чем в Мсте, достигает 7-8 км/ч. После впадения Березайки река Мста немного увеличилась в ширину и прибавила в скорости течения (до 6 км/ч).
Примерно через 17-18 км в Мсту справа вливается крупный приток Уверь. Ширина Мсты увеличивается до 80 м, существенно возрастает скорость течения. Однако сильный встречный ветер не дает передвигаться с большой скоростью. Постепенно река сужается до 50-65м и ширина ее не меняется практически до Боровичей.
Скорость практически постоянна и равна 5-6 км/ч. Изредка встречаются перекаты. На стоянку встаем за деревней Девкино.
4.05
Проведен эксперимент. Экипаж с байдарки промышленного производства на некоторое время пересел на байдарку самодельную. Произошел оверкиль, около берега.
Кильнуться на Мсте не так уж и трудно
Вечером на разборе проведенного эксперимента были проанализированы ошибки, совершенные экипажем, приведшие к оверкилю. В первую очередь это то, что экипаж не учел обратного течения при крутом повороте реки. Кроме того, выяснилось неприспособленность некоторых экипажей к более легким и требующим более четкого управления байдаркой самодельного изготовления.
У села Жедин перекат, в малую воду, видно, порог. Прошли Опеченский посад. Перед малым порогом останавливаемся для разведки на правом берегу. Наиболее безопасное прохождение порога по центру и левому краю реки. Справа стоячие волны высотой около 1 м. Есть и косые волны.
В тренировочных целях проходим прямые волны около правого берега, с организацией страховки с берега. За правым поворотом встаем на правом берегу для разведки Большого порога. Разведку производим с высокого правого берега.
Вид на Большой порог и поляну с высокого правого берега
Большой порог
Большой порог начинается за следующим левым поворотом реки. Наиболее безопасное прохождение по центру реки. Ближе к левому берегу в пороге расположены высокие стоячие волны, есть бочка. Переправляемся на левый берег, и с организацией страховки простреливаем бочку, находящуюся почти около самого берега. Не разгружая байдарок, на самодельной байдарке проводим тренировочные проходы препятствий порога.
Здесь, на Большом пороге, почти идеальные условия для организации
Примерно в 1 км от Большого порога останавливаемся на несколько минут около подземной реки Поперетка.
Около подземной реки Поперетка
До порога лестница около 30 минут сплава. Разведка и страховка с левого берега. Проходим порог в левой, слабой части бочки. Еще правее, до самого берега, свободный проход шириной метров 10.
Около порога Лестница всегда много туристов
Идем дальше до порога Егла. Разведка по правому берегу. Напротив второго каскада порога Егла встаем на дневку на левом берегу реки. Напротив, на правом берегу, стекает небольшой водопадик и около него стоячие волны примерно 1 м высотой. Порог Егла особой технической трудности при прохождении не представляет. Впрочем, это не относится к более высокой или более низкой воде.
5.05
Дневка. Отрабатываем приемы сплава на байдарках. День прошел в напряженных тренировках по технике сплава как на самодельных, так и на байдарках промышленного изготовления.
6.05
Выход 10.30. Порог у села Путлино представляет собой разбросанные по руслу реки валы высотой около 1 м. Прохождение трудностей не представляет. Разведку лучше проводить с правого берега. Остановку в Боровичах делаем около второго моста на левом берегу. Недалеко баня. До вокзала примерно 1 км по улицам города.
Второй день испортилась погода, и сегодня идет дождь. Натянули тент, сложили вещи. Затем по очереди отнесли байдарки на вокзал (в собранном виде).
Любишь кататься, люби и саночки возить
На вокзале в Боровичах большой навес, и здесь уже сушат и складывают свои байдарки и другие плавсредства несколько групп. Наш поезд в 23.25. Перенесли все вещи, уложили байдарки. На этом водная часть маршрута закончилась.
Отчет переработал Игнатьев Александр