Пензенские туристы — краеведы обследовали окрестности села Атмис в поисках пещер, узнали много интересного из истории края и выдвинули несколько исторических гипотез.
Загадки окрестностей села Атмис
С утра, собрав лагерь и спрятав велосипеды на опушке, углубились в лес. С самого начала лес был испещрён различными ямами и канавами. Определить их происхождение не представлялось возможным. Но в какой из ям вход в пещеру? (О ней нам сообщили знакомые Татьяны, ездившие туда в прошлом году по ягоды.) Побродив с полчаса по лесу, мы обнаружили несколько входов в пещеру. После этого было решено вернуться к велосипедам и перегнать их на максимально близкое расстояние к пещерам, после чего детально заняться их прохождением.
Передислокация заняла немного времени, и ничто не мешало приступить к изучению главной цели этого похода. Все обнаруженные входы находятся примерно на одном уровне. Исследование начали с более южного входа. Небольшой, но вполне проходимый лаз оканчивался просторным залом диаметром около 3 м, высотой 1,5 м, заваленным глауконитовым песчаником. Причём были видны свежие обвалы со стен и потолка. Все вероятные продолжения пещеры с данного входа завалены и вряд ли подлежат расчистке силами нашей группы.
Следующий вход, левее предыдущего, оказался малоперспективным. Завал идёт от самого начала, а заниматься серьёзными раскопками не входило в наши планы. Поэтому перешли к следующему входу, ещё левее.
Несмотря на узость, просматривалась перспектива зала, поэтому несколько минут на расчистку не показались лишними. Этот вход, как и первый, перешёл в небольшой наклонный зал размером 2 на 3 м и высотой 1,5 м, в конце которого был ещё один лаз. Посветив туда фонариком, увидели ещё перспективу продолжения. Опять пришлось заняться раскопками. Усилия не были потрачены зря: лаз выходил в просторный зал диаметром 2,5 и высотой около 2 м. Можно было стоять в полный рост.
Нужны новые исследования
Посреди зала находится нагромождение камней, причём неясно, упали они с потолка сами или сложены человеком, т.к. камни не имеют свежих разломов. Но самое интересное, что и этот зал имеет перспективу продолжения. В левой его части имеется ещё один лаз, видно продолжение в виде узкого хода. Чтобы туда проникнуть и оценить дальнейшую перспективу, нужно иметь изящную комплекцию. К сожалению, Антона Семёнкина с нами не было, поэтому проспект его имени в этой пещере не открыт.
Эта пещера, без учёта не пройденного хода, оказалась в длину 7 метров. Камни в ней представляют собой песчаник глауконит, но более твёрдый, чем в южном входе. Что позволяет сделать вывод как о главной пещере в системе каменоломен этого массива. В том, что это каменоломни, в отличие от пещер, обнаруженных в Вадинском районе, сомнений нет. Но к этому вопросу мы ещё вернёмся.
Последний, самый левый (северный) вход, оказался слишком завален и не представлял никакой возможности проникнуть в него без длительных раскопок.
Для исследовательско-поисковой экспедиции оказалось вполне достаточно того, что нами обнаружено и пройдено. А главное — появилась новая запись в кадастре пещер Пензенской области.
Исчезнувший артефакт
Т.к. мы осознавали, что эти пещеры были известны местным жителям, мы отправились в село Атмис к Варваре Георгиевне Смагиной, дочери Георгия Дмитриевича Смагина — основателя первого сельского музея в Пензенской области. К сожалению, у неё случилось горе — умер муж. Но, несмотря на это, она уделила нам несколько минут, и мы получили ответы на интересующие нас вопросы. Прежде всего, Варвара Георгиевна подтвердила, что о пещерах в Атмисском лесу известно, но лазить туда боялись. Каменоломни возле села Вирга она назвала Дурымовскими (позднее вернёмся к этому вопросу). На кладбище с. Атмис издревле находилась плита из песчаника с высеченной бегущей лошадью. Но в результате передачи сельского музея после смерти Г.Д.Смагина в Н.Ломов, этот артефакт бесследно исчез.
На вопрос о монастыре в Коммуне (по карте — пос.Октябрь) Варвара Георгиевна дала много информации, после чего мы распрощались и двинулись к указанному посёлку. Но, как обычно, не успели доехать до него пару километров — стало вечереть. Поставили лагерь в берёзовой лесополосе и провели ночь под кудахтанье тетерева и крики других, неизвестных нам, птиц.
Поиск монашеских келий
Наутро поехали искать Коммуну. Как ни странно, дорога была достаточно наезженной, Слегка поплутав, мы пересекли границу Мокшанского района и въехали в посёлок Октябрь, в народе именуемый Коммуна. Ближайший дом, охраняемый собакой, не подавал других признаков жизни, пришлось искать других собеседников. Сначала попалась парочка возле мотоцикла с люлькой, собиравшая вишню. Они посоветовали проехать дальше, где живут бабульки-старожилы. Постепенно вокруг нас собрались почти все жители небольшого посёлка, включая приезжих. Беседа началась с акции недоверия — проверки документов, а закончилась экскурсией к месту бывших подземных монашеских келий.
От келий остались лишь ямы, а от тихой монастырской жизни — лишь воспоминания да старые домики, сложенные из брёвен монастырского общежития. Приехавшие к одной из старушек дети, убедившись в наших добрых намерениях, а заодно в некоторых познаниях мордовского языка, рассказали нам несколько интересных моментов из жизни Коммуны в 20-х годах. В частности, о том, что в то время в округе действовали воровские банды. Жителям приходилось держать оборону — охранять посёлок с дедовскими берданками.
Легенды — отголоски прошлого
Но не только берданка была хорошим аргументом против бандитов, а и детское воображение. Бандиты выслали разведчика, которому удалось разговорить подростка из Коммуны. Паренёк быстро сообразил, чего надо дяде, и начал рассказывать о глубоко эшелонированной обороне. О часовых с винтовками и маузерами, о пулемётах на крышах домов. После этого бандиты не решились на нападение. А вскоре доблестное ОГПУ очистило местность от «кулацких элементов».
Заслуживает внимания и одна из «стандартных» легенд о Пугачёвском камне. Под ним якобы спрятана аж целая подвода с награбленным добром. Камень — ледниковый валун — сейчас глубоко ушёл в землю. К сожалению, нам его увидеть не удалось, но наш проводник Виктор Растов подтвердил его существование. После обследования окрестностей он проводил нас на лесную дорогу, ведущую в с. Вирга. Там нам предстояло посетить самое протяжённое (в прошлом) подземелье Пензенской области — Виргинские каменоломни. Дорога оказалась не слишком утомительной. Вскоре мы достигли звенящего ручья, на карте именуемого речкой Виришкой. Очередной брод — привычное дело в наших экспедициях.
Точного расположения каменоломен никто из участников не знал, ориентиром служил небольшой карьер, видимый с трассы «Урал». Проехав огородами западной части села Вирга, мы достигли нужного места. К счастью, неподалеку в огороде трудилась женщина. Она охотно рассказала, что вправо от карьера, в холмах, действительно есть пещеры. К ним можно пройти, но опять пересекая ручей.
Дурымовский овраг
По карте, самая западная часть села Вирга обозначена как Атмис (поэтому иногда пещеры называют Атмисскими). Но женщина сказала, что в народе эту часть села называют Дурымовкой, и овраг, на склонах которого находятся пещеры, именуется Дурымовским и тянется как раз до Коммуны, по легенде, пещеры идут туда же, а также на Салолейку и Наровчат (что, исходя из геологии местности, весьма сомнительно). Сама же этимология названия, по версии местных жителей, состоит в следующем. В старину народ здесь поселился «не по понятиям» — дурью маялись — Дурымовка. К истинной этимологии вернёмся позднее.
По едва заметной дороге вышли к уже известному ручью и даже обнаружили некоторое подобие мостика из нескольких жердочек. Переправились по ним и набрали воды из ручья, ввиду отсутствия её запасов. В небе стали появляться нежелательные тучки. Поэтому, спрятав велосипеды в ельнике (чтобы не месить грязь в случае дождя), двинулись на поиски пещер.
Вход в каменоломни
Рассечённый склон с многочисленными ямами явно указывал на бывшие когда-то подземные пустоты. И через 20 минут поиска был обнаружен явный вход в каменоломни.
На это указывала конструкция из стальных труб, кирпича и бетона, когда-то служившая преградой для случайных посетителей. Но с небольшим окошком для 3-тысячной колонии летучих мышей, давно облюбовавших эти каменоломни для жизни. Правда, сейчас их судьба неизвестна, т.к. основной вход слева от решётки 15 лет, как завален упавшим деревом. Удалось проникнуть в правую тупиковую часть подземного лабиринта.
То, что мы побывали у главного входа, выяснилось позднее. Главное — мы нашли местоположение пещер. А на обратном пути нашли дорогу в село, по которой к пещерам можно подъехать практически вплотную. Правда, опять-таки через брод, возле которого для велосипедов и пешеходов есть мосток. Над пещерами по верху холма проходит какая-то дорога, возможно, также ведущая к Коммуне.
День заканчивался весьма удачно: нашли каменоломню. Да и гроза, не сулившая ничего хорошего, ушла в другую сторону. А мы уселись перекусить и выбрать маршрут возвращения в Пензу.
Великий Атмис
Но об этом — в другой главе. А сейчас — пространное резюме по поводу «Великого Атмиса». Такого эпитета заслуживает не только село Атмис, но и река, по которой оно названо, да и вся окружающая местность. Упомянутый выше Г.Д.Смагин всю жизнь изучал эту территорию и сделал немало открытий:
По вопросу этимологии названия есть несколько версий. Одна из них — река некоего Атмы. Окончание «-ис» указывает на принадлежность термина к загадочным буртасам. Споры о происхождении этого народа и, особенности, о том, куда он исчез, не утихают до сих пор. Для тех, кто интересуется подробностями, можно рекомендовать труды профессора археологии Г.Н.Белорыбкина. Однако, необходимо заметить, что, хотя его точка зрения является авторитетной, есть и другие версии.
В частности, наиболее рациональной представляется версия о том, что буртасы — не этнос, а образ жизни, как у казаков в современном понимании, с определёнными обычаями и функциями. Слово, оканчивающееся на «-ис», также следует понимать не как конкретную реку, а как достаточно большую территорию вместе с её водосбором — притоками. Термин «Атма» имеет свои аналогии и в санскрите — тайном языке русских Вед.
История села Атмис
Что касается села Атмис, то считается, что оно основано в 1622 году при царе Василии Шуйском. В то время земли по реке Атмис давали служилым татарам (по одной из версий — потомкам тех самых буртасов). После событий 1670-1672 гг. — бунта С.Разина — эти земли были отданы русским служилым людям города Н.Ломова. Наличие курганов в окружающей местности говорит о том, что и до XVII века эта территория была обитаема, и ждёт своих исследователей, таких, каким был Г.Д.Смагин.
Село Вирга основано служилыми людьми города Н.Ломов во второй половине XVII века. Исходя из названия — «вдоль леса» по-мордовски — ранее эти места были обжиты мордвой. Виргинский лес расположен на возвышенности, сильно рассеченной оврагами. Там, возможно, мордва устраивала свои тверди — места укрытий на случай нападения врагов.
Новые версии
Что касается термина Дурымовка (так называется западная окраина с.Вирга), здесь необходимо остановиться подробнее. В отличие от народной этимологии, можно предположить: Дурымовка — Турымовка — Турдым. «Тур» — в переводе с чувашского (тюркского) — холм, вершина; мордовское слово с тем же значением — «ур», что говорит об общности корня, соответственно, и языка в древности. «Дым» обозначает влажное место, а также звенящий ручей, что вполне соответствует и современному состоянию местности: Дурымовка — звенящий (быстро текущий) вдоль холмов ручей. Связывая этимологию с тюркоязычными чувашами, опять приходим к буртасам, т.к. чувашей считают их потомками. В XIX веке краеведы без сомнений писали: «буртасы (чуваши)».
Если исходить из принадлежности местности к буртасам, то можно по-другому взглянуть на происхождение пещер-каменоломен: — Наровчатские пещеры находятся в местности, где археологи обнаружили буртасское городище при впадении реки Шелдаис («воды Шелдая») в Мокшу;
— в Вадинском районе нами обследованы пещеры при древних городищах, которые археологи также приписывают буртасам, а многие топонимы местности (многочисленные «Лаки») имеют чувашское (буртасское) происхождение.
Таким образом, вполне можно предположить, что каменоломни в Дурымовском овраге и в Атмисском лесу имеют более древнее происхождение. И, возможно, были изначально культовыми сооружениями. Но, как видим, судьба всех упомянутых выше объектов сложилась по-разному. Наровчатские пещеры остались культовыми и были адаптированы христианами. Пещеры по реке Вад оказались заброшенными, но тем и ценна перспектива их раскопок. потому что возможно обнаружение каких-либо артефактов, подтверждающих их назначение. По реке Атмис пещеры были использованы в качестве каменоломен. Что, конечно, увеличило их размеры, но поглотило возможные следы их использования в древности.
Добыча песчаника в Дурымовских каменоломнях
Исследование Дурымовских каменоломен показало, что в них велась добыча песчаника, а не известняка, как считалось ранее. Ошибка связана с тем, что глауконитовый песчаник по цвету и внешней структуре очень напоминает известняк. Причём, добываемый песчаник не был однородным, встречаются мягкие и твёрдые пласты. Твёрдый камень шёл на строительство дорог и сооружений (есть версия, что древний город Мохши на месте современного Наровчата во времена Золотой Орды строился из Дурымовского камня), а более мягкий шёл в отвал. Отвалы эти хорошо видны и сейчас. Они представляют собой площадки — насыпи высотой до 5-8 метров, площадью 50-80 кв.м. Их расположение соответствует многочисленным входам, которые в настоящее время обвалились.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что работа в каменоломнях была очень опасной. Пласты мягкого песчаника подвержены осыпанию. В настоящее время видны свежие следы камнепадов, хотя пещеру нельзя считать посещаемой. Использовать каменоломни в качестве экскурсионных объектов не представляется возможным без соответствующего укрепления. да и главный вход в настоящее время замурован осыпью, хотя до этого местные власти закрыли его решёткой.
Чтобы представить масштаб каменоломен Вирги и Атмиса, необходимо проводить соответствующие
«В Нижне-Ломовском уезде добывается крестьянами … песчаника при с.Атмиссе и Потьме Атмисской волости около 34 куб.саж.».
Большое спасибо Евгению Медоварову aka Thorax за предоставленную информацию.
Всё вышесказанное о территории Атмиса с полным правом позволяет считать его Великим: древняя топонимика, курганы, пещеры, таинственные находки — всё говорит об уникальности этого края.
Свинячий городок
Как ранее говорилось о народной этимологии Дурымовки («дурью маяться»), так и в названии данной главы мы не отходим от устоявшихся традиций, хотя здесь речь пойдёт о возвращении группы в Пензу.
Перспектива «пилить» 70 км по оживлённой трассе вместе с «сажемётами» под маркой «КамАЗ» и подобными им нас не радовала, поэтому решили проехать по маршруту Вирга — Широкоис — Нечаевка — Богословка — М.Валяевка — Пенза, используя второстепенные и грунтовые дороги. К тому же, по пути вырисовывалась возможность посетить интересующие нас объекты. В частности, возле Нечаевки местность под названием Городок. Такое название сулило древний объект с валами и др. укреплениями. Народное название «Свингородок» объясняется тем, что во времена колхозов здесь была свиноферма.
Покинув Виргу в 6 часов вечера, трудно было рассчитывать преодолеть более 80 км до Пензы без ночёвки. По стечению обстоятельств, удалось засветло добраться до «Свингородка». Лагерь разбили возле карьера в молодой дубовой рощице, которую решили считать священной мордовской рощей, хотя её возраст не превышает 40-50 лет.
Хорошо отдохнув, с утра приступили к исследованию карьера. Свежие следы машин говорили о том, что карьер является действующим. Что, однако, не мешает многочисленным птицам использовать его под жилище.
Валы и курганы
После карьера направились к ближайшему лесочку на склоне в надежде поискать овражный мыс с валами. Однако никаких признаков городища не обнаружили. На вершине возле лесочка нашли хорошо накатанную дорогу, что говорит о том, что сельское хозяйство в этих местах не совсем заглохло. В отличие от свинофермы, скелет которой укрылся у подножия огромного кургана. Неожиданно увидели вал и старое, но не заброшенное татарское кладбище. Главной достопримечательностью которого оказался огромный розовый камень — гранитный валун, явно ледникового происхождения.
Находясь на господствующей высоте местности, на водоразделе Хопра и Мокши, мы поняли назначение валов и кургана. Когда-то здесь был укреплённый городок. К какой эпохе он относился, сказать трудно. Судя по кладбищу, скорее всего, этот сторожевой пункт следует отнести к засечной черте XVII века. Огромный курган — более 50 м в основании — вероятно, свидетельство более далёких эпох, но это уже загадка для археологов.
Мы же взяли курс на Пензу. Сделали по пути фотосессию церкви в с.Вязовка, запаслись родниковой водой у с.Крутец. К обеду понедельника 28 июля вернулись домой, весьма удовлетворённые результатами экспедиции.
Маршрут: Засечное — Н.Ломов — Н.Нявка — Атмисский лес — Атмис — Коммуна — Вирга — Озерки — Нечаевка — Вязовка — М.Валяевка — Пенза.
190 км. 25-28 июля 2008 г.
Алексей Плотников
Фото участников экспедиции
Редактор Татьяна Белявская