Достопримечательности Камчатки пензенский турист и путешественник Алексей Чумаков осматривал в седле мотоцикла. О том, как пришел в туризм, о походах и путешествиях на мотоцикле рассказывает сам Алексей.
В туризм — через баню
В туризм меня притащил Корженко Виктор. Без насилия – просто соблазнил. Мы с ним вместе в бане парились. Он предложил поехать с ним на Грушинский фестиваль. Это было в 2009 году.
На фестивале он познакомил меня с Владимиром Мищенковым. Председатель турклуба сообщил, что собирается команда на Эльбрус в 2010 году.
— Ты ходил хоть раз в горы?
— Да нет, ни разу не ходил.
А мне уже был 41 год. Я до этого только бизнесом занимался. И на мотоцикл первый раз я тоже сел в 2009 . Купил, сел, покатался.
А почему вдруг? Да бес его знает, вернее – бес в ребро, как обычно бывает у мужиков. Если честно – вот я в Таиланде был раз семь, на Гоа третий раз сьездил, на Кубе был, в Доминикане, во Вьетнаме, в Сингапуре. Сейчас уже и не вспомнишь все… Со временем все замыливается. Ну, море, солнце, песочек… Это все баловство. Хотелось чего-то другого – настоящего. К тому же у меня был небольшой депрессняк в связи с семейными обстоятельствами. И я решил из него выходить – начал искать новые эмоции.
На Эльбрус поднимался первый раз и зашел. Было нас человек 7. Для акклиматизации Мищенков нас сводил на обсерваторию, потом на Чегет. Зашли на Западную вершину мы втроем – Мищенков, Комраков и я.
На Западной вершине Эльбруса
Оттуда все пошло и поехало, и, можно сказать – поплыло. Я почувствовал вкус к жизни туристской и нашел источник незабываемых эмоций. Для меня самое главное в путешествии – это друзья. От команды очень многое зависит. С хорошей командой любое путешествие в удовольствие.
Следующий поход был с Мищенковым — на Байкал, на остров Ольхон.
Горный Алтай
Потом мы пошли с Леонидом Кривоноговым в горный Алтай. В походе прошли 6 перевалов. Пешком прошли более 100 км. Груз был – первые три дня я просто умирал – 37 кг рюкзак был. Пройдешь километра два, думаешь – все, сейчас упаду и больше никогда не встану. Снаряжение тяжелое – несли и веревки, и крючья. Маршрут этот, как мне объяснили, пензяки шли впервые – по Интеренету посмотрели, нитку нарисовали, и вперед.
Пару перевалов веревки вывешивали – и на подъеме, и на спуске. Мне дали жумар – в первый раз я эту штуку увидел.
— Умеешь?
— Да чего, это же элементарно.
Там крутой такой склон, если сорвешься – костей не соберешь. Я на жумаре поднялся, передаю его Леониду. Он говорит:
— От себя-то отстегни.
— А я и не пристегивал…
Видели бы его глаза в этот момент…
— Да ты что, дурак, что ли?
Тоже ведь час, наверное, висели. А я без страховки.
У нас в группе Чистиков был. Он всегда первым поднимался. У него здоровья и сил немеряно. Володя с этими двумя ледорубами – хлысь, хлысь, — и наверху. Веревку кинет – мы за ним.
Один раз даже переночевали наверху. Пятачок под наклоном. Палатку поставили, семь человек залезли. И всю ночь так сидели. Чуть-чуть расслабишься, и чувствуешь, что скатываешься.
Водные походы
Как к водникам попал? Опять же Корженко. Опять же в бане. Говорит он мне:
— Группа собирается на байдарках в Карелию. Хочешь?
Я ни разу в Карелии не был. Конечно, захотелось. Ну, подвели меня к Диме Макурину. Этот поход был в 2016 году. А второй раз с Макуриным в 2018 году на реку Андома ходил.
Путешествия на мотоцикле
На мотоцикле я много путешествовал. В эту тусовку меня Олег Юрьевич Караулов заманил. Мы с ним тоже в бане познакомились, и он взял меня под свое крылышко. И первая дальняя поездка была в Одессу. Мы с ним вдвоем доехали до Одессы, потом оттуда кружочек в Молдавию и вернулись домой. Я раньше и на машине не ездил на дальние расстояния, а тут сел на мотоцикл и – покатил в туманную даль.
Самый дальний маршрут был в Ирландию. Проехали через всю Европу, с французского Бреста на пароме ночью переправились до Ирландии. Там пять дней местные ребята из байкерского клуба нас катали по стране. На обратной дороге прокатились по югу Франции – Лазурный берег, Ибица, Канны, Сан-Тропе. Посмотрели на жизнь олигархов. Всего это путешествие заняло три недели. Проехали 12 тысяч километров.
В 2015 году ездил во Владивосток. Только в одну сторону. Обратно мотоциклы нам транспортная компания доставила, а мы сами на самолете вернулись.
Сначала мы доехали до Байкала, потом до Улан-Удэ. Оттуда свернули в Монголию. Потом выскочили поближе к Чите.
Самое большое расстояние, пройденное за день — 1600 километров. У нас не было цели – проехать больше и быстрее. Просто бывает, что ночевать негде – кругом тайга. Боязно – вдруг медведь залезет в палатку. Поэтому старались ехать до населенного пункта. Поставишь палатку, на костерке ужин приготовишь. Утром чуть рассвет забрезжил – сел и поехал.
На снегоходе
А вот на снегоходах… С тем товарищем, с которым во Владивосток ездил – у него есть два снегохода. Вот он иногда меня приглашает. Было это в прошлом году — сели в Бакшеевке, доехали до Никольска. В Никольске переночевали, потом доехали до Кузнецка. В Кузнецке снова переночевали, а оттуда – полями до Пензы.
На снегоходах нужно ездить, как минимум, вдвоем, лучше – втроем. Где-нибудь в поле можно застрять, потеряться, замерзнуть. А пешком по глубокому снегу сколько пройдешь? В поле иногда наметает по шею. А снегоход тяжелый, в нем 200 килограммов. А ты в одежде, в этой сбруе. Тема меня тоже заворожила, но техника дорогая, и сам он дорог в обслуживании. К нему надо машину с прицепом. Это же игрушка для мужчины. Мужчины как дети, только игрушки у них дорогие.
Достопримечательности Камчатки в седле мотоцикла
Идея съездить на Камчатку возникла у друга – байкера, причем за целый год до поездки.
За полгода билеты покупали. Туда и обратно с большой скидкой билет встал в 27 тысяч. А если накануне брать, один билет тысяч в семьдесят обойдется.
И вот в сентябре 2018 летим из Москвы до Петропавловск — Камчатского. А там мы взяли такси, заранее забронировали гостиницу, заранее забронировали мотоциклы – в аренду. Это горные мотоциклы – эндура. А у меня «эндурной» подготовки тоже никакой не было. Я только по трассам общего пользования ездил. А тут мы ездили и на Гейзерные долины – их на Камчатке много разных, на самом деле. И на вулканы.
Там дорог практически вообще нет. Куда люди пешком поднимаются на сопки – мы туда доезжали.
В общей сложности мы там пробыли 10 дней, из них 7 дней провели в седле мотоциклов.
Нас было 7 человек. Мы взяли 6 мотоциклов и одну машину сопровождения – джип. В джип мы и бензин грузили, и запчасти.
Были поломки, конечно. И колесо в «восьмерку». Берешь молоток и выпрямляешь. Конечно, едешь — дрын-дрын-дрын, но лишь бы доехать. В основном, грунтовые дороги, булыжники. Там везде черный вулканический песок с камнями.
Гейзеры, вулканы и красная икра
Местные на Камчатке берут лицензию и рыбу ловят прямо сетями. Подходишь – дайте рыбку. Пару рыбок здоровенных дают. А они такие толстенькие,полные икры. Тузлук сваришь, в тузлук икру на пять минут. Потом на хлеб с маслом этой икры — не намажешь, а накладешь… Никогда столько икры не ел раньше…
Конечно, благодатные места. Жить там – не знаю, как. Для этого, наверное, нужно там родиться. А вот приехать, посмотреть – очень красиво. Эти сопки, вулканы, тайга – завораживают. И даже отсутствие дорог не коробит. Это здесь, в Пензе, едешь, чуть дорога плохая – уже плюешься. А там вообще на это внимания не обращаешь, тем более на таких крутых мотоциклах.
Жили мы в гостевом доме. Во дворе – бассейн, и вода в нем горячая – из термального источника.
Радиалки делали – уезжали на целый день. Заправка мотоцикла на 150-200 километров. Еще запас бензина брали с собой. Куда можно, машина доезжала, а мы дальше – в горы, к гейзерам ехали.
Были на вулканах Горелый, Ключевского, и еще на двух. На водопады ездили.
Один раз делали дневку – незапланированную. Когда с этой икрой вечером как поддали… А утром голову от подушки не могли оторвать.
А на следующий день – все, хватит валяться. Такую красоту пропускать. Прилетели ведь на другой конец света!
Вот оно — счастье!
Накатаешься, иногда под дождь попадешь. Настолько замерзнешь, приезжаешь на свою базу – мотоцикл бросаешь,
– Вот оно, счастье!
И, наверное, ради таких моментов приходится напрягаться, чтобы вечером у костерка – ощутить счастье. Чтобы почувствовать кайф, нужно преодолеть какие-то трудности. Меня больше, чем на два дня «ленивый» отдых вообще не прельщает.
Брали мы в аренду (вместе с капитаном) парусное судно на целый день. Заплатили по пять тысяч с носа. И все это ради рыбалки в Тихом океане. Спиннингами камбалу ловили. Тоже специфическая рыбалка. Ведра два наловили, потом сами ее и жарили.
Я с Камчатки привез пару килограммов икры, и умудрился довезти две рыбины. Рыба была охлажденная, я ее в фольгу завернул. Привез почти свежую. И потом во дворе, на мангале, на решетке, этих рыбин и зажарил.
Весной запланировал поездку на мотоцикле на Памир. А летом – на Кольский полуостров, водный поход с Макуриным.
Рассказ Алексея Чумакова записал Игнатьев Александр