Паломнический туризм не чужд пензенским велотуристам. Николай Платов, мастер спорта СССР по туризму, со товарищи разработал маршрут по святым местам земли пензенской. Многие из них находятся в окрестностях Пензы.
Паломнический туризм как возможность заглянуть в свою душу
Ступающие на путь паломника, как правило, люди разумные в своих поступках, осторожные, обременённые нелёгким жизненным опытом, годами и очень часто — недугами. Эти обстоятельства, конечно, сдерживают побудительные душевные эмоции, зовущие в путь. Пугают и дальние дороги, и, вообще трудности, связанные с передвижением. И, наверное, это правильно – паломнический путь, конечно, несёт в себе всяческие лишения, заставляет отказаться от покоя и комфорта, лишает жизненного уюта и привычного окружения. К тому же этот путь взывает к активной жизни глубинные душевные источники, которые, в свою очередь, дополнительно требуют значительных физических и, главное, нравственных сил.
«Да, еду – но, смогу ли, под силу ли мне этот путь?…» В этом случае, как никогда, противостоят сознание и душа. Сердце настоятельно зовёт нас в дорогу, разум же, напротив – останавливает; чаще всего, к сожалению, он и одерживает верх. Может быть, единственный случай, когда одолевает душа, и человек всё же решается отправиться в путь. Это когда предстоящая дорога будет недолгой, и дорожных трудностей будет немного. Вот один из таких маршрутов нам сподобилось преодолеть на велосипедах всего за три дня. Но этого времени вполне хватило на отдых, трапезы и молитвы. Достало времени и поразмышлять о бытие и людских деяниях. Нашлось время и на осмысление настоящего и раздумья о будущем.
Большая Валяевка
Мы отъехали от города поутру. Миновав окраины, дорога, обогнув взлётное поле аэропорта, спустилась в низину. Город спрятался за горизонт, а вокруг уже был иной мир. Без суеты, шума, спешки и многолюдья. Остановились оглядеться и попривыкнуть, такое впечатление – мы уже в какой-то глухомани. Слева на завораживающем взгляд изумрудно-зелёном длинном косогоре разбросалась деревня Большая Валяевка. На самом крутом склоне двумя изгрызанными скелетами с остатками белой штукатурки, как кусками ещё не содранной кожи, и открытой выбитой кирпичной кладкой, очень похожей на кровоточащие раны, рядышком стоят остовы двух храмов. Без боли и слёз смотреть на них невозможно. Взгляд судорожно ищет утешения и, слава Богу, находит – чуть ниже рождается часовенка: маленькая, круглая, с двухъярусной крышей с кружевной каймой, резной деревянной дверью и сводчатыми окошечками. Вокруг неё в земле нарыты ямы – здесь верующие берут голубую глину для лечения. А предприимчивые люди увозят её вёдрами на продажу.
Что здесь было тогда, изначально, сейчас невозможно представить: в неизменном виде, наверное, остался только родник. Говорят, он появляется точно под папертью одной из церквей, той, которая побольше. Откуда, опять же по слухам, под землёй серебряной трубой подводится к часовенке. А дальше уже по водопроводной трубе его необыкновенной вкусноты и чистоты вода чуть ниже по склону из трёх трубочек серебряными струйками падает на землю. А потом, прячась в зарослях
Храм в Большой Валяевке в 2008 году
Выше храмов по косогору в заброшенном, сильно захламлённом саду, мы варим чай из святой воды этого благословенного источника.
Правда, есть повод поразмышлять, оценить самих себя, далёких и близких предков наших, осмыслить своё прошлое и будущее? Место это взывает к покаянию и действию; душа и мысли здесь в согласии – никак нельзя оставлять святое место в таком почти заброшенном состоянии. И хочется прямо сейчас, не двигаясь никуда дальше, а немедля засучив рукава, приводить всё здесь и в своей душе в порядок.
Паломнический туризм. Соловцовская церковь Сергия Радонежского
Вторым освящённым местом на нашем пути был храм в деревне Соловцовка – это примерно в 20-ти километрах от Большой Валяевки. Соловцовской церкви Сергия Радонежского повезло больше, ей вообще повезло – она до сих пор обережена, и сейчас ей покровительствует богатый «Газпром». Но, думается, не этот «финансовый монстр» причина ухоженности и жизнестойкости храма, а совсем другое… Известно, что в недалёком прошлом долгое время здесь справлял службу прозорливец Иоанн Оленевский, сейчас его прах покоится здесь. На радость всем в храме мироточат иконы – это ли не знак покровительства свыше? Службы здесь идут исправно и регулярно. Сюда с удовольствием собирается на богослужение вся дальняя и ближняя округа. А Пасхальный крестный ход ознаменует большой духовный праздник для многочисленной паствы.
Здесь же за небольшим оврагом в густо заросшем лесочке очень скромной струйкой струится источник Святой Параскевы. До недавнего времени это ручеёк на заболоченном склоне было непросто отыскать. Теперь всё тот же «Газпром» обустроил это место красивой часовенкой двумя добротными удобными купальнями. И, что особенно приятно, соединил храм и источник асфальтовой дорогой. До этого в дождливую погоду преодолеть данный участок плодородного здешнего чернозёма не удавалось даже на тракторе.
Так уж случается – мы довольно часто наезжаем сюда в последние десять лет. Замечено: прихожан становится больше, а вот познаний о значимости места – меньше. Обычно каждый паломник всем встречным в таких богоугодных местах старается поведать об истории этого места. Здешний встречный люд в большинстве своём как будто впервые здесь и только спрашивает. И, что более удивительно, при разговоре с местными жителями выясняется, что чаще всего они также мало что знают об этом замечательном почитаемом месте. Отсюда уходить не хочется, наверное, и вправду храм сей наделён чем-то особенным.
Паломнический туризм. Семиключье
Переночевав на опушке берёзового лесочка, на прелестной поляне, густо заросшей цветастым разнотравьем и проехав к обеду следующего дня по живописному селу Мордовская норка, мы спустились к подножию крутого лесистого склона – началу обширной поймы реки Уза. В одном из укромных распадков склона как раз и находится знаменитое «Семиключье» — следующая точка нашего паломнического пути.
Местные жители как могут своими силами обустраивают и содержат заповедное место, стараются не больно-то расшифровывать дорогу к нему. Спросишь: «Где это, как проехать?», — отвечают: «Не знаем» или, в лучшем случае, «Где-то там…», и махнут рукой в сторону бескрайнего поля. Как будто стараются сохранить печальную тайну, рассказанную легендой об источниках. В своё время мы целый день колесили по здешним окрестностям, отыскивая знаменитые родники. А родники действительно знаменитые – сейчас их больше семи.
Все они появляются сильными весёлыми струями из-под основания крутого лесистого обрыва и почти сразу же образуют маленькую быструю речку с хрустальной водой, очень «восприимчивой» к загрязнению. Достаточно бросить маленький камушек или окунуть пальчик в воду – сразу же под ними на песчаном дне образуется замутнённая струйка. Водичка потом долго очищается.
Сами истоки родников – они расположены рядышком – завораживающее зрелище: шустрые, старательные и, по-моему, даже говорливые. И если вначале чуточку сфантазировать, оказывается, что каждый родничок имеет свой цвет и вкус. Чуть позднее эти различия начинаешь явственно ощущать. А два родничка, расположенные чуть в отдалении и уже как бы на равнинке, обустроены купелями с небольшими тррогательными крестами-часовенками в изголовье. С уставленными иконками, свечами и лампадками. Почти все кусты вокруг увешаны цветными тряпочками.
Паломнический туризм. Святой источник
Немного ниже, уже по сформировавшемуся руслу речки, естественным путём образовалась внушительная чаша, на одном берегу которой сооружён дощатый настил с удобными скамейками для одежды и ступеньками в воду – это как бы общественная купальня. Погружаются в воду здесь преимущественно раздетыми.
Здесь всегда малолюдно, служба водосвятия происходит каждое девятое воскресенье после Пасхи. Судя по густым нетронутым зарослям вокруг, много мы знали. Но так как монастырь находится немного в стороне от задуманного маршрута, его посещение во время этого путешествия не планировалось. Так, ещё не закончив предпринятый вояж, родилась идея ещё одной дороги паломника. Она уже виделась нам и ощутимо манила. На этом пути примерно через сто километров, как бусинки, «нанизаны» монастыри: Дивеевский, Санаксарский, Темлянский (это тот, что под Троицком), Сканов в Наровчате и Пойгармский под Рузаевкой. С этой приятной мыслью о новой дороге мы к обеду легко добрались до Наровчата.
Паломнический туризм. Троице-Сканов монастырь
Троице-Сканов женский монастырь встретил нас архитектурной роскошью храмовых и даже вспомогательных построек. Сразу же и во всём чувствовалась благопристойность, порядок, старание и строгое соблюдение ритуалов и действующих монастырских законов. Приставленные к нам игуменьи и монашки ни на минуту не оставляли нас без догляда. Без снисхождения требовали они от нас исполнения принятых обрядов сполна. Признаться, о многих из них мы не знали, другие обряды совершали не так или совсем не умели. Нам самим от этого было неловко. Служительницы же сердились и раздражались, и от этого нам, честно сказать, было не по себе.
При первом разговоре, ещё не зная, как сложатся наши отношения, мы спросили, нельзя ли нам где-нибудь помыться; вот уже пятый день мы в пути, на что нам ответили: «Нет, сейчас идёт Пасхальная неделя, баню мы не топим. Пятый день, говорите…, да наши монашки по полгода не моются…». И попросили наши паспорта; кстати, надо сказать, вернули их на следующий день, перед самым нашим отъездом. Зато чистота в кельях и трапезной была отменной. Еда тоже в изобилии, что называется, на славу, даже дорогие продукты: сметана, сыр, солёности и печёности без ограничения. Тем не менее ощущение «своего недостойного поведения» заставляло нас быть предельно сдержанными за трапезным столом. И потому, возвращаясь в свою келью, с общего согласия развязывали свой мешок с сухарями и, разумеется, украдкой от монашек, заканчивали трапезу.
Паломнический туризм. Наровчатские пещеры
Конечно, мы побывали на Плодской горе, у подножия которой проистекают целебные источники. Залезали во мрак знаменитых пещер, однако всего больше привлекла нас
И вот с чувством неисполненных устремлений и желаний, под моросящим дождём покидали мы Наровчатскую обитель. Пред нами лежал участок дороги уже к порогу дома.
После возвращения из Иерусалима, отчитываясь за тот поход, мы предложили эту нитку маршрута Владыке Серафиму. Он, не задумываясь, сразу нас благословил, и, потому видно, эта дорога удалась.
И более чем обычно, путь сей вызвал у нас потребность покопаться в себе, поглубже вникнуть в законы и силы, которые правят нами и лично мной, поразмыслить, откуда они возникли, эти законы и силы.
Как можно догадаться, хоть путь этот успешно закончен, вопросов появилось ещё больше. И именно это опять призывает нас в новую дорогу.
Николай Платов
Фото Андрея Нугаева и из личного архива Николая Платова
Паломнический туризм имеет место быть. Порой паломнику приходится преодолевать большие расстояния. Для этого необходимы