Отчет о пешеходном туристском путешествии четвертой категории сложности по Северному Тянь-Шаню, совершенному с 1 по 22 августа 1982 года.
Маршрут: г. Алма-Ата – Медео – пер. Абая (1Б) – пер. Комсомолец (2А) – р. Левый Талгар – пер. ТЭУ (1Б) – р. Средний Талгар – пер. Бивачный (2А) – ледн. Корженевского – р. Джангарык – пер. Чон-Кемин (2А) – пер. Озерный (н/к) – г. Алма-Ата.
Состав группы: Качаев Николай – руководитель, Богатырев Владимир – зам. руководителя, Кондрашов Владимир – фотограф, Костарев Андрей – фотограф, Ковалева Галина – медик, Барышева Тамара – завхоз, Яхкинд Светлана.
График движения и техническое описание маршрута
1.08 – 4. 08
Проезд поездом со ст. Пенза-I (поезд №18) до ст. Луговая. Прибытие на ст. Луговая в 0.30 часов, пересадка на поезд №200, отправляющийся в 1.21 до ст. Алма-Ата прибытием в 14.00 (время московское). Разница местного времени и московского составляет 3 часа.
4.08.
От ж/д вокзала автобусом №2 до остановки «Зеленый рынок», затем пересадка на автобус №6, следующий на спортивный комплекс «Медео». Стадион Медео находится на высоте 1781 м над уровнем моря. С целью акклиматизации участников организовали первую ночевку на р. Малая Алма-Атинка у стадиона Медео.
5.08
Подъем в 6.30. Еще темно. Приготовили завтрак и в 8.00 вышли на маршрут. Он начался с подъема на противоселевую плотину спорткомплекса Медео. Солнечно, безоблачно, слабый ветер, температура 25-30 град. График движения группы в первый день был следующим: 25 мин – ходка, 10 мин – отдых. Такой график движения себя оправдал, так как начался большой набор высоты, а слабая акклиматизация и рюкзаки давали о себе знать.Через два часа подъема и дальнейшего движения по дороге до т/б Горельник остановились на перекус. На турбазе работает КСС, которая осуществляет контроль и проводит консультации проходящих групп.
Группа на селезащитной плотине
В 11.00 продолжили движение по накатанной автомобильной дороге. От первого поворота дороги на серпантин уходит хорошо набитая тропа, через 1,5 часа она выводит к т/б Эдельвейс. Остановились на двухчасовой обед.
У т/б Эдельвейс тропа сливается с дорогой, которая через час пути выводит к альплагерю Туюк-Суу. Влево по ходу от альплагеря с большим набором высоты тропа ведет к пер. Абая (1Б к. с., 3500 м). Делаем еще две ходки по 25 мин и в 17.00 останавливаемся на ночевку на границе леса.
Итого пройдено за день 14 км.
6.08
Подъем в 6.30. Завтрак. Выход на маршрут в 8.00. График движения: 25 мин – ходка, 10 мин –отдых. Продолжаем подъем по тропе, в некоторых местах достигающей крутизны 30-40 град. Лес кончился. Тропа идет по травянистому склону вдоль ручья. На последнем островке
В 11.00 начали подъем по центральной морене в цирк к леднику, у которого в 12.30 остановились на 2 часовой обед. Дров нет. Приготовление пищи на примусах. С места обеда хорошо виден пер. Абая – это узкая трещина в боковом хребте слева по ходу без снега ильда. Чистые скалы. С хребта возможны камнепады, поэтому движение вдоль него опасно.
В 14.30 начали подъем на перевал в «лоб» от ледника. Крутизна подъема иногда достигает 60-70 град. Подъем несложный, так как существует много удобных зацепов и точек опоры.
Перевал Абая
Через 50 мин подъема группа поднялась на перевал, в туре сняли записку группы туристов Черноголовского клуба туристов Московской области от 5.08.82 г.
Спуск по мелкой крутой осыпи постепенно выполаживающейся и выходящей на боковую морену ледника. Путь от начала спуска ледника преодолели за 30 мин. Ледник открытый, трещины маленькие, подъем незначительный.
Делаем одну ходку в сторону пер. Комсомолец (2А к.с.) и в 17.00 останавливаемся на ночь на центральной морене ледника.
Вид на пер. Абая со стороны подъема на пер. Комсомола
Ночная температура падает до -5-7 град.
Итого за день 12 км.
7.08
Подъем в 6.30. Завтрак готовим на примусах. В 8.00 выходим на маршрут. График движения: 30 мин – ходка, 10 мин – отдых. Солнечно, небольшая переменная облачность, 20-22 град.
Движение по почти горизонтальному леднику к пер. Комсомолец. За 30 мин доходим ло первого перевального взлета крутизной 30-40 град. На леднике начинают встречаться широкие трещины, запорошенные снегом. Одеваем защитные очки, кошки. Движение продолжаем в связках.
Подъем на пер. Комсомола, 2А к.с.
За 40 мин подходим ко второму и последнему взлету на перевал крутизной 50-60 град. Возможны два варианта подъема на перевал: по леднику и по крутой осыпи вдоль бокового хребта. Наиболее крутой подъем мы прошли по осыпи, затем вышли на ледник, который постепенно выполаживается и выводит к перевальному туру.
Перевал Комсомолец
Подъем на последний перевальный взлет занял 1 час 45 мин. На перевале оборудованы места для установки палаток. Сняли записку группы туристов Алма-Атинского клуба туристов от 5. 08. 82. Остановились на перевале в 12.00 на 1,5 часовой обед.
В 13.30 начали спуск с перевала Комсомолец с левой по ходу стороны перевала по крутой мелкой осыпи, которая выходит на «бараньи лбы», поэтому необходимо соблюдать осторожность и обходить скалы ближе к центру спуска.
Спуск с пер. Комсомола в долину реки Лев. Талгар
Пер. Комсомола со стороны спуска в долину реки Лев. Талгар
Вид с пер. Комсомола в сторону подъема группы
Через 40 мин вышли на открытый ледник. Ледник покрыт мелкими камнями, он полого спускается и кончается мощной мореной, середина которой промыта большим кулуаром. Наиболее удобный путь движения вдоль правого по ходу склону хребта. Можно пройти по кулуару, но этот путь опасен возможными камнепадами. Спуск от конечной морены до тропы вдоль левого берега р. Левый Талгар занял 1, 5 часа, спуск по леднику – 2 часа. Делаем еще одну тридцатиминутную ходку от места слияния речки с пер. Комсомолец с р. Лев. Талгар и в 18.40 останавливаемся на ночлег у места предполагаемой переправы. Поляна удобная для ночевки, так как много дров и места для установки палаток.
Итого пройдено за день 16 км.
8.08
Подъем в 6.30. Сразу начали подготовку к наведению воздушной переправы, так как перейти вброд р. Лев. Талгар невозможно. В 200-300 м выше по течению русло реки сужается. В этом месте на противоположном берегу нашли бревно, удобное для того, чтобы набросить петлю из основной веревки. После нескольких попыток это сделать удалось. Веревку натянули под углом к бревну, так, чтобы течение прибивало к противоположному берегу. Организовали дополнительную страховку. Первый участник переправился на другой берег в грудной обвязке на карабине по основной веревке, лежа на воде. Затем в месте ночевки набили с помощью полиспаста воздушную переправу и переправились всей группой.
Переправа через р. Лев. Талгар
В 10.00 начали движение по тропе на правом берегу р. Лев. Талгар. Солнечно, безоблачно, температура 25-28 град.
В 10.20 подошли к слиянию с правы боковым притоком, по берегам которого идут хорошо набитые тропы на перевал ТЭУ. Легко перекусив, пошли по одной из троп и через 1 час 20 мин подошли к последним деревьям зоны леса. Встали на обед.
В 13.40 по тропе, которая идет ближе к левому по ходу хребту, начали движение и через 3,5 часа подошли к удобному месту для стоянки, так как подниматься на перевал ТЭУ было поздно, решили остановиться на ночлег. Движение по тропе на этом участке пути не представляет технической трудности. С места ночевки виден перевал ТЭУ и подъем на него – сплошная осыпь разных размеров.
Итого пройдено за день 16 км.
9.08
Подъем в 6.30. Завтрак. Выход на маршрут в 8.00. График движения: 35 мин – ходка, 10 мин – отдых. Начали подъем на перевал ТЭУ. Тропа постепенно теряется, идти трудно из-за большой крутизны подъема и плохо слежавшейся осыпи. Солнечно, переменная облачность, температура 18-20 град.
Через два часа группа поднялась на перевал. В туре сняли записку группы туристов г. Ленинград от 7. 08. 82.
В 10.15 начали спуск с перевала. Спуск намного короче подъема и занял 30 мин. По мелкой осыпи сбежали на открытый ледник, трещины небольшие. После спуска остановились на сорокапятиминутный перекус, а затем продолжили движение по леднику и правой боковой морене и за 1час 45 мин подошли к слиянию рек Ср. Талгар и реки с пер. ТЭУ.
Вид с пер. ТЭУ в сторону спуска
Вид с пер. ТЭУ в сторону подъема
После двухчасового перерыва на обед продолжили движение по правому по ходу берегу р. Ср. Талгар и через две ходки по 35 мин остановились на месте, оборудованном для установки палаток перед ледником Шокальского. Дров нет, но мы располагаем большим запасом бензина, поэтому решили сделать дневку и провести разведку перевалов Бивачный (2А к. с., 4500 м), Суровый (2А к. с.,4300 м) и ОПТЭ (2А к. с., 4300 м).
1-пер. Суровый, 2А к.с., 2-пер. Бивачный, 2А к.с.,3 – пер. Уральцев
Итого пройдено 14 км.
10. 08
Дневка. Ремонт личного и группового снаряжения. Разведка перевалов. Отдых.
11. 08
Подъем в 6.00. Выход в 7.15. Переменная облачность, мелкий дождь. Река Ср. Талгар свободно переходится вброд, и далее двигались по левой по ходу боковой морене. За 45 мин поднялись на ледник Шокальского. Ледник открытый, без трещин, полого поднимается к перевалам, по мере приближения к которым крутизна увеличивается. Одели кошки и связались. За 1,5 часа подошли по леднику к подъему на пер. Бивачный. Перекусили.
Ледник Шокальского, подход под пер. Бивачный
Путь подъема по «живой» осыпи вдоль левого по ходу бокового хребта в обход мощного ледопада, с дальнейшим выходом на крутой ледовый склон и подъем по нему до перевала занял 3,5 часа. Погода ухудшается, дождь.
Перевал Бивачный
Движение вблизи левого по ходу бокового хребта опасно из-за возможного камнепада. В 13.40 группа поднялась на перевал Бивачный (2А к. с., 4500 м). Сняли записку группы туристов г. Иркутска от 7.08. 82. Пошел снег, туман, сильный ветер.
В 14. 00 начали спуск с правой стороны перевальной седловины к останцу. Для этого использовали основную веревку и ледовый крюк. «Дюльфером» спустились к останцу на расстояние 30 м, затем по мелкой крутой осыпи с левой по ходу стороны останца в связках с попеременной страховкой, спустились к бергшрунду, и по снежному мосту вышли на закрытый глубоким снегом ледник Корженевского. Другой вариант спуска с перевала более опасен из-за мощного снежного карниза вдоль всей перевальной седловины и очень крутого ледового склона с перевала. Продолжили движение в связках. Постепенно ледник открывается и выполаживается. После двух переходов остановились на ночь на центральной морене ледника.
Вид с пер. Бивачный на ледник Корженевского
Вид с ледн. Корженевского на пер. Бивачный
Итого пройдено за день 22 км.
12. 08
Подъем в 6.30. Выход в 8.00. Снег, туман. Из-за плохой видимости и свежевыпавшего снега идем в связках по леднику вдоль правого по ходу бокового хребта и через 2, 5 часа сошли с ледника на хорошую тропу на правом берегу реки. Перекусили за 45 мин.
По тропе за четыре перехода подошли к слиянию рек Юго-Восточный Талгар с рекой, берущей начало на леднике Корженевского, и остановились на обед и для наведения воздушной переправы через реку Ю-В Талгар. Удобных мест для набивки переправы нет, вброд переправиться невозможно. Создали искусственную точку опоры переправы. Для этого использовали толстое и короткое бревно от заброшенной кошары. Бревно вертикально укрепили камнями, затем забросили ледоруб с основной веревкой на противоположный берег и, когда он надежно закрепился за камни, набили переправу для первого участника. После того, как он с дополнительной страховкой переправился на другой берег, перебили переправу в более удобном месте и переправились всей группой. Переправа через р. Ю-В Талгар заняла 4 часа. (Как на самом деле происходила переправа, можно прочитать в рассказе Андрея Костарева «Переправа»).
От места переправы делаем один 40 мин переход по хорошей тропе и останавливаемся на ночевку на правом берегу р. Джангарык по ходу движения.
Итого пройдено за день 22 км.
13. 08
Подъем в 6.30. Выход на маршрут в 8.00. Солнечно, безоблачно, ветер. Дальнейший путь идет по хорошо набитой тропе по правому берегу р. Джангарык по ходу движения. Технической трудности этот участок пути не представляет. Движение строго по графику с остановками на перекус и обед. На ночь остановились перед подъемом на правую боковую морену ледника.
Итого пройдено за день 25 км.
14. 08
Подъем в 6.30. Выход на маршрут в 8.00. Начали подъем по тропе по правой боковой морене с выходом на язык ледника. Ледник открытый, с небольшими трещинами, полого поднимается в цирк. Солнечно, безоблачно, сильный ветер.
Перевал Чон-Кемин, 2А к.с.
Перевал хорошо виден, и путь на него наметили еще с морены. В верховьях ледник закрыт, поэтому движение в связках до перевального тура. В туре сняли записку группы туристов г. Иркутска от 9. 08. 82.
Спуск с перевала наиболее удобен по предполагаемому движению воды, начиная с правой части перевальной седловины вдоль правого бокового хребта в обход мощного ледосброса.
Вид с пер. Чон-Кемин в долину реки Чон-Кемин
Движение в связках, так как ледник закрыт и много трещин. За 1 час 20 мин спустились до конца ледника и вышли на тропу на правой боковой морене. Затем спустились в сухое русло реки и перешли на тропу на левой боковой морене. Остановились на ночевку у первого ручья с левого по ходу бокового хребта.
Итого пройдено за день 19 км.
15.08
Подъем в 6.30. Выход в 8.00. Солнечно, безоблачно. От места ночевки по тропе за 30 мин спустились к озеру Джашно – Кёль и обошли его с левой стороны. В конце озера у плотины есть стоянка пастухов. На плотине тропа идет по обеим сторонам р. Чон-Кемин. Мы идем по правому берегу реки к пер. Озерный, то есть используем запасной вариант маршрута, так как КСС запретила использовать основной маршрут – выход на оз. Иссык-Куль в связи с повышенной пожароопасностью района. После трех переходов подошли к слиянию рек Чон-Кемин и Кель –Алмааты и остановились на обед и отдых. Полудневка. Реки Юго-Западный Талгар т Кашка-Суу свободно переходятся вброд в любом месте.
Итого пройдено за день 10 км.
16.08
Выход в 8.00. Подъем на перевал Озерный (3150 м, н/к) по тропе серпантином по правому склону до первого ручья занял 1 час 20 мин. Затем тропа с небольшим подъемом подходит к пер. Озерный.
Солнечно, безоблачно. На перевале стоит небольшая будка строителей дороги. Дорога начинается от перевала и далее постепенно улучшаясь, спускается вниз вдоль ручья Южный. Через три перехода подходим к месту переправы на левый берег р. Большая Алмаатинка. Моста, обозначенного на карте, нет. Переправляемся вброд стенкой по четыре человека. У места переправы на левом берегу стоит юрта пастухов. Недалеко от нее останавливаемся и организуем стоянку.
Пройдено за день 18 км.
17. 08
Выход на маршрут в 8.00. Солнечно, безоблачно. Двигаемся вниз по грунтовой дороге и через три перехода подошли к оз. Большое Алмаатинское, чуть выше которого начинается зона леса. Озеро искусственного происхождения. От плотины по водоводной трубе большого диаметра вода подается в турбины Первой ГЭС.
Вариантов пути движения два. Первый – по дороге, но она делает много поворотов серпантином, второй – вдоль трубы по тропе. Мы воспользовались вторым вариантом и через два часа вышли к домикам рабочих ГЭС. От ГЭС делаем два перехода и останавливаемся в хорошо оборудованном месте в лесу у реки.
За день пройдено 20 км.
18. 08
Выход на маршрут в 7.00. солнечно, безоблачно. Двигаемся по хорошей дороге вниз вдоль реки Большая Алмаатинка. Чувствуется приближение города. Часто встречаются стоянки и группы отдыхающих на лесных полянах среди тянь – шаньских елей. К обеду подошли к ГЭС №2 и остановились на полудневку. Активная часть маршрута по Северному Тянь-Шаню на этом закончилась.
Пройдено за день 16 км.
19.08 – 22.08
От ГЭС №2 автобусом доезжаем до центра Алма-Аты, затем до ж/д вокзала. Поездом №5 проезд до до г. Куйбышев, пересадка на поезд №196, следующий до Пензы. Прибытие в Пензу рано утром.
Активными способами передвижения пройдено 235 км за 76 часов (без учета времени на переправы).
Отчет переработал Игнатьев Александр
Этнопарк «База Елистратова» (турбаза Лесная Дача Елистратова). Турбаза в Никоново
Затерявшаяся в живописных лесах турбаза «Лесная Дача Елистратова» (База Елистратова) приглашает в сказку. На её территории вас встретят рукотворное волшебство в каждой детали и одухотворённая красота природы. В царящей здесь атмосфере покоя и гармонии вы отдохнёте от городской суеты и шума, зарядитесь здоровьем и обретёте вдохновение для новых начинаний. Лесная Дача Елистратова – комфортный отдых в…