Во время велопохода по Черногории в апреле 2019 года группа пензенских туристов решила дополнительно совершить путешествие по Албании.
Слева направо: Сергей Матвеев (Пенза), Раф Мамедов (Питер), Дима Маркулев (вверху, Пенза), Вадим Щербаков (внизу, Пенза), Настя Уральцева (Пенза), Дима Матвеев (Пенза).
1 апреля. Путешествие по Албании начинается
Стоит сказать, что мы в этот день разделились на три группы и договорились встретиться на границе с Албанией: Димка Матвеев еще утром туда поехал, Раф и Дима Маркулев решили не сворачивать с трассы на второстепенную дорогу, идущую круто вверх, и ехать сразу на точку сбора.
Дорогу на границу активно реконструируют, ведутся ремонтные работы.
Как и было обговорено, встретились со всеми у кафе перед границей, отдохнули и поехали в Албанию. На границе в одном окошке собрали все наши паспорта, Черногорский офицер ставил выездной штамп, кидал на соседний столик Албанскому офицеру, тот ставил въездной. В этом же окошке нам вернули стопку паспортов и пожелали счастливого пути. И все бы ничего, да вот, отъехав пару километров, Раф вдруг вспомнил, что в том кафе оставил на столе свой телефон. Мы с ним вернулись обратно к границе, я остался дожидаться Рафа на Албанской стороне, а он прошел опять процедуру выезда и потом снова въезда. Вот так, в течение какого-то часа Раф дважды въехал в Албанию.
Нас давно пугали страшилками про Албанию, уж не знаю, всерьез или в шутку. В самолете Насте рядом сидящий
Чуть не заночевали на помойке
В городе Шкодер, правда, я в поисках места для ночевки завел ребят на помойку, где поселились на ПМЖ в домах, сделанных из картонных коробок и старого рванья, растянутого на палках, какие-то смуглые личности. Увидев это, команда сразу зароптала: «Веди нас в нормальное место». И оно сразу нашлось — кемпинг Legjenda. Как впоследствии оказалось, этот кемпинг стал просто нашим эталоном. Не только этого похода, но и вообще. Невысокая цена, много душевых и туалетов, большая зона для отдыха, кухня, интернет. Отлично говорящий англоязычный персонал. Нам поменяли деньги по нормальному курсу. Вот прямо тут, справа, мы и поставили наши палатки. Вероятно, в сезон мест может и не быть, хотя территория большая.
В этот день мы съездили в город, нашли магазин сети Spar, купили продукты и вечером сами на кухне приготовили себе еду. Сделав круг по Албании, мы опять вернемся в этот кемпинг для ночевки, поэтому я предложил ребятам оставить тут часть снаряжения, которое они зря брали с собой из России. Снега тут нет, и не предвидится, велочехлы так же не нужны пока. Набралось в итоге две большие сумки.
Над кемпингом возвышается крепость Rozafa, за которой сразу и начинается город Шкодер, но сегодня уже нет сил для посещения этих мест — оставим все это на следующий раз, ведь мы сюда еще вернемся через недельку.
2 апреля: Shkodër — Ulza Regional Nature Park
(
Прогноз погоды — сегодня солнечно, завтра еще нормально, а вот послезавтра придут ливни и дожди. Ничего нового, мы такой прогноз получали еще два дня назад, и дожди должны начаться сегодня. Но непогода все сдвигалась и сдвигалась, так что сегодня опять по жаре и солнцу едем —
Особенно дорога вдоль канала для орошения запомнилась — весь противоположный берег был в мусоре. Местами была вонь от разлагающихся органических веществ. Фу, возможно эту часть трека лучше проехать восточнее по асфальту, ближе к горам.
Мы, можно сказать, только начали наше знакомство с Албанией и тут тебе такое. Но забегая вперед, скажу, что больше такого безобразия замечено не было. Почему именно в этом места такой срач — не понятно.
Тяга к поиску «оптимального пути» завела меня в чей-то огород, и пришлось протопать сотню метров, чтобы выбраться на нормальную дорогу. Бывает.
Бетонные бункера
Что еще извесно про Албанию? Ну, конечно же, ее знаменитые бетонные бункера, которые строили ее жители по прихоти безумного диктатора Энвера Ходжи. Сегодня этих бункеров мы наблюдали большое количество. Правда, в последующие дни их не видели совсем.
Энвер Ходжа — диктатор, фанатик коммунизма, который пришел к власти в стране после Второй мировой войны и правил до 1985 года. Стиль правления во многом копировал режим Сталина. После того, как в СССР стали бороться с культом личности Сталина, разорвал дипломатические отношения практически со всеми социалистическими странами и стал готовиться к агрессии извне. Для этого в стране было возведено около миллиона бетонных бункеров. Ходжа лично контролировал ход строительства, который зачастую выполнялся за счет обычных граждан.
Бункеры строили в парках, возле детских садов и магазинов, просто посреди полей и на обочинах дорог. Возводили их открыто и никак не маскировали. В стране с населением в три миллиона жителей появилось 700 тысяч бетонных укреплений; на квадратный километр приходился один большой бункер, рассчитанный на четырех человек, и шесть двухместных. Строительство бункеров прекратили после смерти Ходжы. Новые власти разрешили их сносить, но, опять-таки, за счет граждан. Кто-то снес, кто-то переоборудовал его в курятник или сарай, кто-то даже облагородил в мини-гостиницу для туристов.
После обеда мы въехали в город Лежа, но долго там не стали задерживаться — по большому счету, город как город. Разве что перекусили да купили продуктов на вечер и утро, т.к. дальше по маршруту вряд ли будут попадаться магазины. Пока, по правде говоря, пейзаж был немного скучен — равнина, поля, редкие деревья. Разве что горный массив слева немного разбавляли эту кислую картину. Но вот после того как мы пересечем реку Mat и повернем на восток, все должно резко поменяться.
«No problem»
И наши догадки оправдались, начинается именно та Албания, которую мы и хотели увидеть — с рельефом, горными чистыми речками и водоемами. Место для ночевки у нас, честно говоря, точно не обозначено — я знаю, что по дороге будет поселение Ulez, там есть сдаваемое жилье и наверняка найдется место для палатки. Дорога туда пролегает вдоль реки Mat — справа река, слева горы — мест для палатки можно и не найти. А уже дело к вечеру, нужно как то определяться.
И неожиданно, нам очень повезло. Как только мы проехали тоннель, картина резко изменилась — если до этого река текла где то внизу в ущелье, то теперь она оказалась прямо на нашем уровне. К тоннелю примыкает плотина же! И сразу же справа у дороги стояло кафе, а рядом была большая огороженная поляна со столиками. В голове сразу возникла мысль «А что если…..».
Свернул, нашел парня, который не говорит по-английски, но кое как жестами удалось объяснить, что мы хотим поставить тут палатки. «No problem» было в его словарном запасе из английского, а еще «ОК» — что вполне достаточно, как оказалось, для общения. Знал бы он в тот момент, что он олицетворял для нас весь образ Албанской нации, и его отказ, возможно, в наших сердцах понизил рейтинг всего народа. Поставить бесплатно палатку в таком месте — это просто невероятно! Уж правда, такого потрясающего и живописного места для лагеря я не припомню.
На карте Google это место обозначено как Camping and restaurant the Malci brothers. На вечер купили немного вина и ракии, надо же хоть как то сделать выручку пустующему ресторану.
3 апреля: Ulza Regional Nature Park — Rrëshen
(
Утром мы опять разделились — у Рафа приболело колено и он решил ехать в город Rreshen более коротким путем, а именно вернуться назад 6км на основную трассу, а там еще 20 км без каких либо наборов высот. К нему решил присоединиться и Димка Матвеев. Мы же решили сделать крюк через большой город Burrel, по дороге, которую ровной не назовешь. Она постоянно прыгает то вверх, то вниз. Уж не знаю, какие там красоты были по более короткому маршруту, но наша дорога сразу стала выдавать потрясающие виды.
Потом правда, когда дорога стала удаляться от водохранилища Ulza, пошел заурядный сельский пейзаж, тянущийся до города Burrel, изредка разбавленный какими-то интересными моментами.
Где то далеко виднелись высоченные горы со снежными шапками. Деревья, окружающие нас, в основном стояли без листвы. Вроде и высота над уровнем моря всего 200-300 м, но удаленность от Адриатики все же сказывается на природе — весна сюда приходит позднее.
Когда до города Rrëshen оставалось с десяток километров, погода стала портиться — где-то слева над горой росло темное синее облако, и подул холодный ветер в нашу сторону. Предвидя дальнейшее развитие событий, мы ускорились, но, как бывает в горной местности, движение туч непредсказуемо. Облако так и не нашло в себе сил оторваться от высоких пиков.
Ночевка в кемпинге
За 500м до въезда в город Rrëshen слева от дороги на поляне у речки расположился кемпинг Lakoza. Я вначале даже не понял что это кемпинг, т.к. на большой территории не было вообще никого. Увидя большую поляну со столиками, у меня как и позавчера сработало в голове «А что если попросить разрешения поставить палатку?» Но, поговорив с молодой хозяйкой, которая довольно хорошо понимает английский, выяснил что да — это кемпинг. Сейчас не туристический сезон, вот и нет никого. Обычно место под палатку стоит 6 евро. Наши друзья, которые сегодня срезали маршрут, забронировали двухместный номер в, пожалуй, единственном отеле в этом месте — Hotel Khella Resort.
Доехали до него, встретились с ребятами. В итоге Дима Маркулев с Сергеем тоже сняли номер за 25 евро, а мы с Настей решили (вернее сказать, я решил) вернуться в кемпинг и заночевать в палатке. На улице как то захолодало, и поднялся сильный ветер — и все говорило, что вот-вот начнется дождь. Настя с большой неохотой согласилась вернуться в кемпинг, разве что возможность сперва принять горячий душ в номере у ребят, как-то сглаживало ситуацию. После водных процедур мы все вместе поехали в город поужинать и нашли прекрасную пиццерию.
Хозяйки заведения оказались очень радушными, и хотя по-английски совсем никак, мы прекрасно под смех и веселье пообщались жестами. Печь, в которой готовили пиццу, наполняла помещение теплом и каким-то домашним уютом. Кроме нас никого не было, так что все внимание было предоставлено нам — это так приятно! Разгоряченные и сытые мы с Настей в кромешной темноте (фонари-то не брали) поехали в кемпинг, все остальные в прокуреный и обшарпанный отель. Кстати, дождь так и не пришел в город.
4 апреля: Rrëshen — Fushë-Arrëz
(Дистанция 56км)
Утром стоял густой туман, и было так свежо, что пробирало до костей от такой свежести.
Но главное, ночью не замерзли, ребята дали нам спальник, который им в эту ночь был не нужен, так что Настя не замерзла. Ну а я в своем Deuter Orbit 0 еще ни разу нигде не мерз. Честные +3 он держит на ура. Утром по пути доехали до звездного отеля, собрались всей командой и поехали дальше. Я и не представлял себе на этапе планирования, что отрезок Rrëshen — Fushë-Arrëz будет таким живописным! Это настоящий праздник для велосипедиста — асфальт и нулевой траффик. А какие виды!
К сожалению, я мало снимал, местами были такие спуски, что просто было лень тормозить. Но вчерашняя дорога, особенно после того как мы удалились от водохранилища, по сравнению с сегодняшней сильно проигрывает в красотах.
Албания — нормальная страна
В небольшом поселении Gjegjan неожиданно у дороги оказалось большое кафе. Мы подумали, что не работает, т.к. там вообще не было посетителей, но оказалось, что это не так. Вышел молодой парень с отличным разговорным английским, и мы начали его спрашивать про меню. Но он сообразил, что к чему и предложил такой вариант — они приносят все что есть, а мы решаем кушать это или возвращать на кухню. Отличная идея! Мы были так голодны, а еда такой вкусной, что все было съедено до последней крошки. Пока мы трапезничали, парень любезно сидел рядом, и мы ненавязчиво болтали про жизнь молодежи в албанских деревнях, про экономику и все такое. Как оказалось, Албания — нормальная, обычная страна. В сельской местности не вся молодежь стремиться уехать в город — и тут есть работа. И вот даже в школах (правда, не во всех) преподают качественный английский язык.
Дальше у меня опять идет большой пробел с фотографиями. Дорога в целом была все так же неплохой, но не настолько яркой по красотам, как до обеда. Каких-либо крупных поселений по пути нет, поэтому по продуктовой раскладке лучше закупаться утром в Rrëshen и ехать на ней до Fushë-Arrëz. Ну и обязательно надо посетить вышеописанное кафе, мимо не проедете — оно будет справа от дороги — одно такое.
Погода портится
К вечеру погода наконец-то поняла, что солнца неприлично много и решила таки — все же пролить воду на землю. Но не сразу, а постепенно, поэтому вечером вначале включила ненавязчивый редкий и мелкий моросящий дождик. Резко захолодало. Хоть мы и на 550 м высоты, но все же чувствуется, что мы в горах. Приехав в город Fushë-Arrëz, команда сразу решила, что никаких палаток, стали искать отель. Их тут несколько, но в основном все туристы едут в обозначеный на гугл-картах Turizmi. Мы тоже туда заехали, но при пустующем отеле торговаться с нами не захотели, а цена, как нам показалась, могла бы быть и поменьше (точнее вначале обещали 50 евро за трехместный номер, потом оказалось, их нет, а только 25 евро за двухместный).
Короче, диалог нам не понравился — слишком много пафоса в речи за обшарпанные стены номера, и мы решили вернуться по трассе назад, где при въезде в город был замечен скромный отель, которого нет на картах. Парень тут оказался более приятным в общении, что сразу расположило нас к варианту остановиться тут (а других собственно и не было, ну разве что еще отель Sh&Sh, но там цены вполне себе европейские). Нам предоставили две комнаты на мансарде. Так-то комнат там штук пять, и все свободные. В этой Албании мы прям совсем избаловались — если кафе — то только для нас, если кемпинг — то только наша палатка, если отель — то мы одни.
Макароны на подоконнике
Приняв горячий душ после мерзкой погоды, мы собрались в номере, чтобы дегустрировать крепкие напитки. А чтобы обогреться, врубили на полную мощность переносной обогреватель и до полной кучи поставили на подоконник вариться макароны на горелке.
Было прикольно, когда внезапно пришел хозяин заведения, чтобы принести нам полотенца. Он посмотрел на все это безобразие, но ничего не сказал, думаю ему пофиг. Он же наверно, не позиционирует свой отель как «пафосный», и построен он для простых людей, которые могут замерзнуть и проголодатся. Обратите внимание на вид из окна — он просто потрясающий!
5 апреля: Fushë-Arrëz — Fierza Ferry Terminal
(Дистанция 75км)
Небо утром затянуло низкими облаками, время от времени моросил дождик, практически невидимый пар от земли сбивался в уже осязаемые сгустки тумана, которые медленно парили над землей. Но после теплых дней, которые стояли с начала похода, такая погода тоже была в кайф. Тем более, сегодня нам предстоит проехать по обалденным местам — это я еще предвидел, рассматривая карты, уж больно рельеф тут интересный. До самого вечера по пути не будет крупных поселений, только несколько кафешек. Правда, траффик тут нулевой, не понятно, кто приносит им доход? Итак, вот картинки сегодняшнего дня. Хотя они совсем не передают той глубины ощущений, когда все это ты видишь в реальности своими глазами.
Димка Матвеев отметил, что сегодняшний день самый потрясающий по
А вот как ГЭС выглядит снизу (нет, это не тот серпантин, по которому идет спуск).
Курьезная ночевка
Место для ночевки у нас не было заранее обозначено никак. Дело в том, что завтра в 6-00 от причала Fierza отправляется лодка Dragobia, на который мы поплывем по озеру Koman, поэтому оптимально переночевать где-то рядом с пристанью. Проехав мост через реку Valbone, мы оказались на круговой развязке — направо в крупный город Bajram Curri, налево на паром. Тут же рядом нашелся маленький магазинчик, и даже вроде какой — то необозначенный на картах маленьких отельчик. Но как нам сказали, он занят, поэтому, купив продукты, мы наудачу поехали на пристань — авось там где-нибудь поставим палатки.
Хотя погода была крайне непредсказуемой — вроде и дождя нет, но все может резко измениться. На пристани вообще ничего не оказалось — ни магазинов, ни отелей. Только строящийся дом, в котором возможно когда то все это будет, а сейчас рабочие ведут ремонт. Нашли англоговорящего парня, представившегося нам капитаном лодки Dragobia. Он разрешил поставить нам палатки прямо в этом недостроенном доме. Рабочие быстро подсуетились, убрали строительный мусор, подмели полы и любезно предоставили нам отличную террасу, защищенную от ветра и дождя. Албанцы просто чудо-нация!
Вон над пивной бутылкой виднеется наша лодка Dragobia.
Правда, не обошлось без курьеза. Я поставил на горелку воду кипятиться, и использовал ветрозащиту как обычно. Но не учел, что горелка, купленная здесь в хозмагазине, частично пластиковая. Часть конструкции оплавилась, и под весом котелка все это дело рухнуло. Хорошо, что пожара не было, все обошлось.
6 апреля: Komani Lake Ferry — Shkodër
(Дистанция 55км)
Рано утром мы с велосипедами погрузились в лодку Dragobia. Кроме нас было еще пару человек.
Погода была в это утро фантастическая и менялась каждые 10 минут. Вначале нас окутывал густой туман, но как только лодка отшвартовалась от пирса, он стал рассеиваться и стали появляться высоченные пики окружающих скал.
Атмосфера была настолько фантастической, что казалось где-то там, на скалах, наверно живут драконы.
Но солнце поднималось все выше и выше, облака рассеивались, и озеро Koman уже показывало совсем другие краски.
Два с половиной часа, проведенные на лодке, доставили огромное эстетическое удовольствие. Пожалуй, это место рекомендовано к посещению всем, равнодушным не останется никто. Летом, говорят, когда вода теплая, тут курсируют коммерческие лодки, предлагающие разные развлечения для туристов как то: купание,
На пирсе Koman, в отличие от пирса Fierza, вроде было какое-то работающее кафе, но у нас был с собой перекус, поэтому отъехав чуть поодаль и наполнив пару полторашек обычной водой из-под крана в магазине, мы сварили остатки привезенной из России гречки.
Последние 55 километров
55 километров до Шкодера дорога петляла по раздолбанному асфальту вдоль реки Koman, то приближаясь к нему, то отдаляясь. И к тому же постоянно то приходилось потеть вверх, то с ветерком скатываться вниз — вполне рабочие такие километры. Стало совсем жарко, даже не верится, что еще утром был такой дубак.
Мы опять вернулись в наш эталонный кемпинг Legjenda в Шкодере. Наше путешествие по Албании на этом заканчивается, поэтому решили отдыхать на полную катушку. Пиво, мясо, вино, сыр, оливки — все пошло в дело!
Кстати, в Шкодере мы заехали на местный рынок — оливковое масло, маринованные оливки стоят очень дешево.
До свидания, дружелюбная и потрясающая Албания! Албания явно недооценена велотуристами! И как оказалось, начало апреля отличное время для путешествия — еще нет такой жары, туристов мало. Правда, купаться скорее всего не получится.
Путешествие по Албании с товарищами совершил Вадим Щербаков