Путешествие в Финляндию из Пензы автостопом совершил известный путешественник Олег Тимошин. В своем дневнике он делится трудностями, с которыми сталкиваются автостопщики и советами тем, кто собирается повторить его путь.
Путешествие в Финляндию автостопом. (Дороги бывают разными на участке Пенза-Кеми)
Часть первая. Россия
В этом отчете я постараюсь передать чувства, которые я испытывал, находясь в пути, и поэтому строго не судите. Я ехал почти 3 суток без сна, мысли постоянно путались, сбивались, менялось настроение. Короче, строго не судите.
12 июля 2010 года. 20-40.
В этот день и время отправляется поезд № 51 Пенза-Москва. Я в вагоне, и чтобы немного скрасить свое настроение слабоалкогольными красками, в пакете у меня пара банок пензенского пива. Интересно, через какое время я его еще попробую? Наверно октябрь-ноябрь, ладно, загадывать не буду.
На улице стоит жара под 40 градусов и даже для меня, человека, 11 лет прожившего в Средней Азии, это пекло доставляет дискомфорт. Дорога в Финку, где в лесах много ягод и грибов, началась. Медленно проплыл за окном перрон и вокзал с надписью «Пенза-1», через небольшое время проводник проверил билеты, я
Почему то, перед сном пришли в голову следующие строчки:
На моем рюкзаке пыль городов,
Дорожная пыль на бандане.
Я счастлив, я не имею оков,
Я их сбросил на первой поляне.
Пусть ноги немыты уже со вчера,
Не брился порядка недели.
Но столько друзей не было никогда
За бытом, финансо-стремлений.
Я с Джа подружился в обочин часы,
Вкус нравится с форточки ветра.
И я поменялся в палатке, в ночи
P.S. Такие вот мысли поэта.
С такими мыслями я и уснул под умиротворяющий стук колес.
Ночь с 14 на 15 июля.
Утро. Тверь. Деньги за проезд не потрачены. Хм… На самом деле контролеров не было.
Расчет финансов
Время есть между собаками, целый час. Взял себе кофе и решил подсчитать свою наличность. Вернее, сколько я могу денег потратить на еду, билеты и т.п. Расклад оказался следующим. В карманах осталось 2060 рублей с мелочью. Учитывая, что маршрутка из Питера в Финку стоит примерно 35 евро, финская симка 5 евро-это необходимая сумма, которую тратить нельзя ни при каких раскладах. Переводим в рубли и получаем 1500. Перед границей надо затарить блок сигарет и водку (все можно потом продать в Финке, прибыль небольшая, но на безрыбье и рак рыба).
Итого:180+300+1500=1980 р. Остаток 80 рублей. В общем, денег нет. Остается вариант проехать стопом весь остаток пути без заезда в Питер. Я думал, конечно,что по Финке прокачусь стопом, но тут,блин,отрезок-то не маленький получается .
(Господа, вольные путешественники, готовьтесь к своим путешествиям более основательно. Не пускайтесь в такие же авантюры, как я. Мой стоп до Кеми, хоть и закончился благополучно, но могло быть совсем по-другому. Это не инструкция к действию. С уважением, Олег.)
Итак, что мы имеем. До Питера от В.Волочка – 400 км., по КАДу примерно 60-70км., до Выборга 100 км. с небольшим, до границы еще наверно полтинник, и по Финке порядка 1200км. В итоге получается надо скакануть на 1800 км. Экономия 35 евро. Забавно . Слов других не нашел. Радует то, что я полностью на автономке. Продукты есть, палатка, спальник, и т.д. — все с собой. Ну что, Олежек, удачи! К тому же объявили электричку.
Пять часов в ожидании
До В.Волочка кондукторов тоже не было, порадовался сэкономленным деньгам, и на автобусе проехал до трассы, что проходит через город. (Кто поедет тем же путем, есть автобусы, которые могут довезти намного дальше по трассе, по-моему, они едут до «Красного ключа» или как-то так, поправьте меня, я могу ошибаться). Выбирался я из города очень долго, мест неплохих для стопа хватает, только что-то у меня все не стопится. Стоит жара, ноги, которые еще не успели полностью зажить, опять все в пластыре. Короче, обычные автостопные будни.
Пришла мысль, что зря я радовался своей удаче с утра, как-то все не так, не так, как обычно. Наверно, не мой день. Что-то напрягает внутри, не дает расслабиться. Принято решение выйти нафиг из этого города километров за пять или немного дальше. Принято, сделано. Обливаясь потом, немного прихрамывая, я все же нашел, как мне показалось, очень приятное место для стопа. Тут и встал. После первого часа был
Жара 35 градусов, тени практически нет, мозг постепенно плавиться , невольно начинаешь сравнивать свой мозг с сыром в микроволновке. За эти пять часов я ходил, стоял, плясал, писал стихи, пел, в общем развлекался. Такое вот начало стопа длиной в 1800 км. Но где наша только не пропадала? Не пропадет и тут.
Встреча с попутчиком
Парнишка 30 лет, из Москвы едет, как вы думаете? В Финку! Я когда это услышал, готов был закричать: «Стой дружище, давай тебе сейчас станцую, я только-только выучил пару новых па на обочине, давай подниму тебе настроение, ведь ты уже устал. И вообще, я так рад тебя видеть, дорогой ты мой человек!» Можете представить, что в моей голове тогда происходило? Какие радостные мысли меня посетили, сколько эмоций? Вот она, госпожа удача, Джа, ты есть, недаром я кинул тебе монетку, ты помог мне. Но я сдержал свои чувства.
Мы мило беседовали с ним почти до Питера, потом меня начало срубать, в прямом смысле. Говорю, говорю, потом бац — отключился, наверно давала о себе знать бессонная ночь и жара. Паша, по-моему так его звали, ехал в Финку через Лапперанту, кататься на байке (велосипеде) один ,как- то не срослось у него с попутчиками. Да, немного странен он был. Наш совместный путь окончился немного неожиданно для меня, перед Питером он сказал, что ему надо в город, что, конечно же, в мои планы не входило, оставил меня на КАДе, указав неверное направление до Выборгской трассы, пожелав улыбок, укатил. Думаю все-таки в Финку. Ну да ладно, я все равно ему благодарен. Границу нам было бы перейти с ним проблематично. Что у него, что и у меня были не финские визы, и у таможенников возникли бы вопросы. У него был Шведский шенген, у меня Испанский.
Белые ночи в помощь
Тем временем в Питере уже вечер. КАД весь в отбойниках. Пока я разобрался с направлением, пока нашел более-менее нормальное место, прошло еще некоторое время, место не самое удачное, но мои ноги бы больше не выдержали. Хожу без атласа и пожалел об этом именно на КАДе. Ну да ладно, КАД был преодолен и в районе 11 вечера, поменяв 4 машины, я был уже на Выборгской трассе за Питером, по-моему городок называется Сестрорецк или как то так. Хорошо, что в это время года в Питере почти белые ночи, то есть темноты ночью несколько часов.
Погоня?
На КАДе было несколько забавных случаев. Первый произошел с водителем старенького ЗИЛа, развозившего воду. Как только он застопился, вернее только мы тронулись,через пару-тройку километров к нам пристроилась легковушка, мы даже с ним разговориться не успели. Соответственно он начал нервничать, ведь мы едем со скоростью километров 40-50 в час и машинка за нами с такой же скоростью уже километров 10 едет. Я, кстати, тоже напрягся. А водила все не уймется, мол твои? И т.п. Настроения у него везти меня не было, хотя было по пути, но и остановиться он боялся.
Высадил он меня только, когда эта машинка ушла в город, и то не на КАДе, а заехал в Ашан. Питерцы наверно знают, где это. Ну и ладно, мне все равно надо было водички себе налить. Думаю, что он больше не будет подвозить стопщиков. И последний отрезок до трассы меня везла дама,видимо хипповавшая в студенческой юности. Когда из разговора она узнала, что я собираюсь стопом в Лапландию, то есть через всю Финку, посмотрела на меня, вздохнула и произнесла: «Уважаю». Видимо, накатили на нее ностальгические воспоминания. Жаль, нам было по пути всего километров 10, она была интересным собеседником.
Ночной автостоп
Итак, 11 вечера. Я на остановке, минут 30 никого, верней движение оживленное, но… Дальше мне было уже проще, по крайней мере мне так казалось. Я вообще по жизни оптимист, всегда верю, что все будет хорошо. Самозастопился последний рейсовый автобус, который отвез меня подальше от города. Водитель даже денег не взял, пожелал мне удачи и уехал дальше. Минут через 20 остановилась легковушка и провезла меня еще километров 8, что было нам по пути. На предложение подвезти меня за деньги, если сговоримся по цене, до границы я ответил отказом.
Я уже принципиально решил пройти границу стопом, да и денег катастрофически мало. А на улице уже темно, да немного жара спала. Анют, спасибо за курточку, она мне немного все-таки маловата, но дело свое сделала. Одев куртку с сопами и фонарик, я встал, на ночной уже, стоп. И примерно через час я сидел в комфортабельной фуре с водителем Димой и ехал в Финляндию через загрузку в Выборге. В Выборге сходил в магазин, купил немного продуктов. Дмитрия грузить не стали, и мы налегке выдвинулись с ним в сторону Трофимовки.
Часть вторая. (Переход границы , стоп по финке)
16 июля 2010, раннее утро.
На российской границе вопросов никаких не возникло, груза нет, документы в порядке. До этого, как я писал выше, я затарился 0,5 водки и блок сигарет. Контрабанды нет, так что все в порядке, едем на финскую сторону. Тут у меня были небольшие сомнения, эти сомнения были всю дорогу до столь желанной, почему — то, в этот раз Финляндии. Все дело в том, что у меня Испанский шенген, я, конечно, заранее приготовился, если будут вопросы у погранцов, легенда была без несостыковок. Но, все равно, в голове роились куча мыслей, вроде все в норме, пропустить должны. Учитывая мое состояние, красные от недосыпа глаза, грязный, пыльный. Одним словом, БОМЖ.
Через границу без проблем
Да, забыл сказать, что перед границей я все же немного помылся, вымыл ноги, привел себя в
ОХРЕНЕТЬ!!! Ни вопроса, ничего. Я всю дорогу думал, что это будет самый трудный этап. Я читал, конечно же, что вопросов не должно быть, что это шенген, что уже куча народу так проходила. У меня это был первый опыт, в страну по другому шенгену, так что представьте, какое я испытал облегчение. К тому же, недавно прочитал, что чела тут же развернули и погасили визу. Уже в фуре говорю: «Дим, прикинь, вообще вопросов не было!» Он в ответ: «А, да, забыл тебе сказать — ты же со мной едешь, обычно не спрашивают ничего». Так что вот так, господа путешественники, проезжайте границу на фуре. В прошлом году меня доставали вопросами: куда,зачем, хоть и были на руках приглашения. Но проходил границу на маршрутке, и к тому же долго. В этом году граница пролетела передо мной и оставила только хорошие впечатления.
Финляндия
Финляндия встретила меня туманом. Примерно таким же, какой был в моей голове. Пошла вторая бессонная ночь. Мы ехали в Котку в порт. Я первый раз увидел работу порта изнутри. Горы контейнеров, здания, ветряные станции, грузовые корабли. Жаль, что нельзя прогуляться, пофоткать. Хоть и перерыв, но далеко от машины отходить не разрешают, все-таки режимный объект. Попили кофе с Димой, с фуры сняли «сундук» и мы выехали в сторону Хельсинки. Там наши пути разойдутся, он на загрузку и в Россию, я же по направлению Kemi через Tampere, Seinajoki,Vaasa, Oulu .
И вот последнее рукопожатие, пожелание шершавой, может мы когда-нибудь еще встретимся на просторах нашей страны, может и не нашей. Счастливого пути, Дмитрий тебе в Vantaa, мне же, мне же еще ехать и ехать, спасибо тебе. Объездная вокруг Хельсинки ремонтируется и чтобы найти более менее подходящее место, мне пришлось пройти порядка 5 км., не только по объездной, но еще и выйти на трассу №3, которая как раз и идет в сторону Tampere. Проезжавшие полицейские недобро одаривали меня взглядом, но получалось так, что они видели только пешего путешественника, который шел вдоль трассы. Выбрав более менее подходящее место, как мне показалось, я наконец-то скинул рюкзак и стоп в Финке начался. Время было 8-30 утра. Трафик очень даже хороший, и подняв руку, с улыбкой и отличным настроением я принялся ждать моего первого финского драйвера. Кто он? Как мне с ним общаться, очень плохо зная английский?
Примерно через час, выкурив немереное количество сигарет и уже не так горя оптимизмом, застопилась легковушка, не помню уже ее марки, да и не так это важно.
Сати
За рулем сидела женщина, и разговор у нас на удивление получился, при моем плохом английском, мы друг друга понимали, плюс еще у меня был небольшой словарь в наногавнике, который мне в течении дня не раз пригодился. Сати, если я не ошибаюсь — именно так ее и звали, ехала к своему мужу, который находился недалеко от Хельсинки то ли у родителей, то ли у родственников. Узнав, что я еду в Оуло, она даже как-то растерялась, спросила: «Тебе именно надо сегодня туда попасть?» Да, говорю, желательно. Она чуть не повезла меня туда. Но я отказался, сказав, что сам доберусь и не хочу ее беспокоить и обременять. По пути нам с ней было около 50 км. Тепло распрощавшись, зарядившись хорошим настроением, я выгрузился на обочину дороги.
Все-таки стоп по фински отличается от российского. Но мне показалось, что я порядком зависаю, трафик очень даже неплохой, но из проезжающих машин смотрят на тебя как на статую в музее, ты для них оказываешься как маленькое отвлекающее событие. Автостоп в Финляндии не развит, финны не катаются и не горят сильным желанием подвозить кого либо. Хотя это может быть только мое мнение, может мне так показалось.
Литовцы
Немного отвлекся. Следующими моими попутчиками были два литовца на Ауди. Запомнил я их, так как встреча наша меня реально рассмешила. Итак по порядку. Стопится машина, я говорю, ребята довезете в сторону Hameenlinna,Tampere? Да, говорят, падай, не вопрос, до Хаменлинны довезем, туда едем. Спасибо, говорю, и располагаюсь на заднем сиденье. Парни не говорили на английском, верней, водитель общался, как и я, немного, ну а второй видимо владел своим родным, литовским и возможно финским. Парни были лысые, в наколках, ну не сказать что гопники, вид имели соответствующий. Подозрения не вызывали, я же в Европе, в Финляндии, а тут все (почти) законопослушные. Кроме русских и переселенцев. Стандартные вопросы. Куда едешь? В Оуло, говорю.Угу. А откуда ? Из Хельсинки. А сам откуда? Из России. И тут…
А мы литовцы, живем тут. Отлично, говорю. Между ними происходит какой-то разговор с минуты две наверно, понимаю что про меня. На следующем повороте машина останавливается и мне говорят, извини типа, нам на заправку надо, тебе же надо ехать, что ты нас ждать будешь? Короче, пока. Хм… Я сначала даже немного оторопел, все-таки не любят нас латыши, особенно молодое, послеперестроечное поколение. И высадили то… Ух, далеко идти до удачного места.
Харри
Но все что не делается, я воспринимаю, как делается только к лучшему. Еще полчаса на жаре, под палящим солнцем. Да, тут в Финляндии тоже аномально жарко. Следующим моим попутчиком был Харри. С ним мы проехали порядка 35 км. До Hameenlinna. Он возвращался с рыбалки — на прицепе вез свою, очень даже не маленькую моторку. Довез он меня до города и даже по моей просьбе до ларька (R-киоск), где продают финские симкарты.
Мне все же надо было уже объявиться и прозвониться по Финке, сказать что я уже в стране и где нахожусь. Кстати, и родителей надо бы успокоить. Харри мне подарил свою карту, 5-ти километровку — Южная Финляндия. Очень полезная штука, до сих пор ее юзаю. Спасибо тебе, Харри, ни хвоста, ни чешуи. Катаясь автостопом, все время убеждаешься, что хороших человек больше. И это приятно, это не убивает во мне веру, это меня убеждает, что не все потеряно еще, что есть еще много хороших и позитивных людей с доброй душой и открытым сердцем.
Рикка
Трасса проходит через город. Сим-карта вставлена, звонки родителям и друзьям сделаны, можно прощаться с этим городком. В этот раз, к своему удивлению, я стоял не долго. Можно сказать, что эта милая девочка, с немного странным для российского уха именем Рикка, самозастопилась. То есть она мне махала руками через ветровое стекло, мол, не уходи никуда, сейчас я остановлюсь и мы поедем вместе. Это была замечательная попутчица, она была в детстве несколько раз в России и даже знала пару слов по-русски. 70 километров пролетели почти на одном дыхании. Когда мы с ней прощались, я попросил разрешения сделать ее фото на
Да ну и ладно, хотя воду действительно жалко, если учитывать, с каким желанием тебя подбирают, то в такую жару без нее будет очень тяжко. Хорошо, что довезла она меня практически до выезда из города. А время тем временем было 15-10. Можно сказать, что эти 159 километров я преодолел за 6 часов 40 минут. А впереди еще…Не сладко. Хотя я же не на интерес еду, в конце концов. Развернул карту, в поисках ближайшего по трассе водоема, надел рюкзак и пошел по направлению города Vaasa. Начал накрапывать дождь, а небо не предвещало ничего хорошего. Но я был этому даже немного рад, я так уже устал от этой жары.
Автостоп в Финляндии
Уже хотел просто плюнуть на все и поставить палатку где-нибудь недалеко от этой трассы и вырубиться часов на 10, но сначала вода. И я, сверившись с любезно подаренной мне картой, пошел по направлению к ближайшему водоему, по трассе он был примерно километрах в десяти. Начал накрапывать дождь, но это меня не пугало, ведь у природы нет плохой погоды. Правда все вкупе , дождь, жара , усталость доставляла не то что бы дискомфорт, меня начинало колбасить. В моей голове уже часа два играло радио, я слышал голоса, галюны в голове были, и уже они мне не мешали, а уже даже как-то помогали что-ли, я чувствовал себя не одним, с компанией, и эта компания мне уже начинала нравиться. Вот так я и шел, я и мои голоса в голове.
Забавный стоп в Финке. Были и такие, которые, увидев на дороге человека, сначала смотрели по сторонам, нет ли кого-нибудь рядом, никто не видит? И…. через ветровое стекло показывают фак. Меня это улыбало, как дети, ей богу. Многие улыбались, меня увидев. Действительно, стоп в Финке не развит совсем. Что, ребята? Может, на следующий год соберемся и проедем по всей Финке. Устроим небольшие соревнования из п. А в п. Б. Немного отвлекся, ну да ладно.
Весса
Весса. О нем можно, наверное, написать очень много. Обладал бы я художественным изложением, так бы и сделал, но этого у меня нет, и поэтому опишу его немного вкратце.
Весса — финский дальнобойщик, очень интересный человек. Он остановился, и проехали мы с ним почти пол Финляндии. У него есть свой клуб старых советских байков (ИЖ, Урал), он частенько катается по России (но недалеко, в основном по Карелии). Кстати, будет рад познакомиться с новыми российскими единомышленниками, кого заинтересует, милости прошу, у меня есть все его контакты. Очень позитивный человек и интересный собеседник.
Мы с ним немного сократили мою дорогу, поехали не по федеральным трассам, если можно это так тут назвать, а по деревенским дорогам. Про некоторые места он мне немного рассказывал, все-таки язык надо учить, я жалел, что знаю английский не так хорошо, чтобы свободно общаться, но это оказалось не такой большой проблемой, как я предполагал, выезжая из дома. В итоге, он проехал лишних 200 км., при угрозе штрафа за превышение нормы рабочего времени, угостил меня пивом, мы с ним попили чаю с бургерами и тепло распрощались, договорившись держать контакт по Инету. Замечательный человек Весса. Шершавой тебе дороги!
До Оулу я не доехал всего 129 км. Но меня в этом придорожном кафе, на заправке, с парковкой для дальнобоев, уже встречали. И тут начинается уже совсем другая история с полицией, маленькими барагозными финскими детьми, гопниками «по-фински», пивом, музыкой и проживанием в соц. жилье.
Небольшое отступление
Как я понимаю, многих интересует зарабатывание денег, находясь в Финке.
Заработать на ягодах и грибах довольно сложно, если вы к тому же никогда не собирали ни того, ни другого. В общих чертах выглядит все это так. Вы платите небольшой взнос за услуги человеку, кто вам будет делать приглашение, встречать вас, находить жилье, покупать транспорт.
Сумма эта составляет евро 200. Далее вы оплачиваете транспорт, в районе 80-90 Евро с человека. Машина покупается из расчета на 5 человек. Оплачиваете жилье из расчета 7 Евро в день на срок -2 недели. Из практики этих денег хватает, чтобы снять Ревитало (социальное жилье) на месяц. Жить в спартанских условиях, но есть холодильник, кухня, сауна. Думаю, никого этим из тут присутствующих не запугать. Вам высылается приглашение, и с ним вы оформляете себе визу сроком на 3 месяца в Консульстве. Получаете 3х месячный шенген. Далее вы едете в Финку, к сезону сбора ягоды. Он длится всего месяц, но опять же зависит все от года. В этом году из-за аномально жаркой погоды ее почти не было. Также в сентябре финны начинают принимать грибы, очень не плохая тема, на которой можно заработать до 80-90 Евро в день (проверено на своем опыте).
Заработок в Финке
Так же можно работать на клубнике, но из вашей зарплаты будут вычитаться налоги и в конечном итоге заработок получается не очень большой. Хотя есть плюс – это стабильность. Вы просыпаетесь в 4 утра и с 5 утра до 10-12 часов дня ползаете на корачках по полю, собирая эту чудесную ягоду, так же если вы хороший работник, то вечером финн может поручить вам еще небольшую подработку, как то – сбор, например, гороха. Это законный заработок в Финляндии по туристической визе.
При затратах в 400 Евро у вас появляется возможность посмотреть страну, пообщаться с местным населением, побродить по лесам, и … много чего еще. Все зависит только от вас и от ваших желаний. Я встречал людей, которые просто приезжали отдыхать, так как жилье стоит дорого, если его снимать на одного или даже двух человек.
Заработать можно до 1500-2000 Евро за 1,5 месяца. Хотя можно и не заработать ничего, опять же повторюсь, все зависит только от вас, от вашего желания.
P.S. Этот пост нисколько не реклама, это мои личные выводы и мой опыт.
Путешествие в Финляндию автостопом совершил Олег Тимошин
Этнопарк «База Елистратова» (турбаза Лесная Дача Елистратова). Турбаза в Никоново
Затерявшаяся в живописных лесах турбаза «Лесная Дача Елистратова» (База Елистратова) приглашает в сказку. На её территории вас встретят рукотворное волшебство в каждой детали и одухотворённая красота природы. В царящей здесь атмосфере покоя и гармонии вы отдохнёте от городской суеты и шума, зарядитесь здоровьем и обретёте вдохновение для новых начинаний. Лесная Дача Елистратова – комфортный отдых в…