Сплав по реке Лена (почти от истоков) на байдарках совершили пензенские туристы в 1973 году. Для этого пришлось проплыть по Байкалу и совершить волок через перевал в Байкальском хребте.
Отчет о походе пензенских туристов на байдарках 4 к.с. по Байкалу и Верховьям реки Лены
Данный поход является зачетным походом слушателей семинара «Руководители водных походов», поэтому слушателями семинара являлись довольно опытные туристы, участвовавшие в походах третьей и четвертой категории сложности.
Все участники зачетного похода (двадцать один человек) были разбиты на три самостоятельные группы. Руководителями групп были назначены Лобанов Женя, Дима Воробьев и Женя Савицкий. Так как все группы шли в одно время, одним маршрутом по Байкалу и верховьям Лены, то общее руководство походом было поручено Горелову Володе, который прошел этот маршрут в качестве участника в 1960 году.
Выход на маршрут
Чтобы из Пензы попасть на реку Лену – основной участок маршрута – необходимо поездом доехать до Иркутска, затем на «Ракете» — теплоходе на подводных крыльях, или на попутной машине добраться до Листвянки. Оттуда на пароходе «Бабушкин» доплыть до порта Байкал. Из порта Байкал каждые пять суток отходит теплоход «Комсомолец», которым можно доплыть до поселка Онгурены. Отсюда можно считать, начинается маршрут.
До бухты Покойники нужно добраться своими силами – на байдарках. А уж из бухты Покойники, где расположена метеостанция, через перевал – двенадцати километровый волок в верховья Лены.
Выезд из Пензы участников семинара был намечен на конец июля. Причем день отъезда был подобран таким образом, чтобы прибыть в порт Байкал накануне отплытия теплохода «Комсомолец». Для этой цели предварительно связались с Иркутском и узнали расписание движения «Комсомольца».
Выехали из Пензы 28 июля. Билеты взяли заранее в предварительной кассе в прицепной вагон поезда Киев-Владивосток.
В Иркутск прибыли 1 августа утром. На станции удалось найти грузовик, который отвез наши вещи сразу в Листвянку. От Иркутска до Листвянки — 75 км. За машину заплатили 25 рублей. С грузом отправились пять человек. Остальные добирались на «Ракете». Это около часа хода по Ангаре.
Из Листвянки в порт Байкал попасть очень просто. Между этими двумя пунктами регулярно, несколько раз в день, курсирует пароход «Бабушкин».
Весь путь занимает минут двадцать. Нам предстояло переночевать в порту Байкал, так как «комсомолец» отходил на следующий день. Расположились на полу в зале ожидания. Отгородили упаковками и рюкзаками угол, надули матрацы, поверх бросили спальные мешки.
Можно считать, что переночевали спокойно, хотя среди ночи продолжали прибывать и устраиваться на ночлег новые толпы туристов и нормальных пассажиров.
Народу скопилось очень много. Кстати, оказалось, что билеты на теплоход
Из многочисленных групп туристов на реку Лена, кроме нас, отправлялась еще только одна группа. Это плотовики из Ленинграда. Сплав они начинают от впадения Малой Лены.
Ночью пошел мелкий противный дождь, который не кончился и утром. К тому же утром поднялся еще и ветер.
Посадка на теплоход начинается в 13.30 местного времени, но ажиотаж в зале ожидания с самого утра. Каждая группа стремилась первой попасть на «Комсомолец», чтобы занять места поудобнее. Некоторым группам удалось пробраться на теплоход заранее, до объявления посадки.
Наша группа заняла носовую палубу. Установили три палатки прямо перед капитанским мостиком, а четвертую – сбоку, около аварийной шлюпки. После того, как все утряслось, оказалось, что места хватило всем. Вся верхняя палуба была уставлена палатками различных размеров, фасонов и цветов.
Матросы теплохода уверенно шныряли между палатками, перепрыгивая через рюкзаки и упаковки. Сразу видно, что для них это привычное дело.
Погода была отвратительной. Дождь, казалось, и не собирался кончаться. Довольно свежий ветер разогнал на Байкале волны. Сильно качало. А вечером, при подходе к бухте Песчаной, налетел знаменитый горный ветер – Сарма. Все произошло так, как описывают в книгах. На какое-то время дождь прекратился, ветер стих. Стало тепло и приятно. Все высыпали на палубу.
Но такое блаженство продолжалось недолго. Над Бакальским хребтом появились своеобразные вытянутые облака, и через несколько минут сильнейший порыв ветра обрушился на палубу. Многие стяжки у палаток не выдержали и полопались. Все бросились к палаткам, стремясь удержать их, и ожидая, что порыв ветра сейчас кончится. Ничего подобного! Ветер этот бушевал почти всю ночь. Нам в палатке порой казалось, что ветер вот-вот сорвет ее и вместе с нами швырнет за борт.
В Онгурен прибыли на следующий день 3 августа к 12 часам дня. До берега добирались шлюпками. К этому времени погода поправилась. Ветер стих, и дождь по всем признакам собирался кончиться.
По Байкалу
Стоянка теплохода – Онгурен с берега представляет из себя несколько домиков. В одном из них живет егерь. Он вышел к нам навстречу радостный и, мягко выражаясь, навеселе. Представился и потребовал показать маршрутные книжки. Из трех книжек мы ему показали одну. Он полюбовался на печать, удовлетворенно хмыкнул, вернул книжку и торжественно объявил, что разрешает продолжить маршрут. После чего скрылся в доме. (Интересно, что бы он предпринял, если бы у нас не было маршруток?).
Ленинградцы, которые высадились вместе с нами, взвалили свои рюкзаки и ушли по дороге за перевальчик. Дорога начинается от домиков и ведет, очевидно, в сам поселок Онгурен с магазином, почтой и прочими центрами культуры и цивилизации.
Дождь прекратился, и мы принялись собирать и упаковывать байдарки. К пяти часам все были готовы и благополучно отчалили.
Сразу за Онгуренами хребет вплотную подходит к Байкалу, отвесные скалы обрываются прямо в воду. Однако не везде скалы неприступны. Довольно часто попадаются прибрежные галечные полосы, которые, как набережные, опускаются к воде. Они довольно удобны для ночевок. Только с дровами плоховато. На одной из таких полос мы и остановились на ночевку. Было уже 8 часов вечера. Для костров насобирали плавник.
Хотя мы и идем все вместе, еду для себя готовит каждая группа на своем костре. В этот вечер у всех трех групп был ужин «По Байкальски». Все ели на первое уху из омуля, на второе – жареного омуля. Это один местный рыбак поделился с нами своим уловом. Он отвалил нам штук сорок красавцев омулей весом от килограмма и выше.
Итак, маршрут начат благополучно, если не считать, что Горелов Володя разрубил себе топором палец на левой руке. Рана глубокая, но не опасная.
Следующее утро было ясным и тихим. Небо безоблачно, Байкал спокоен. До противоположного берега, полуострова Святой нос, кажется, рукой подать. В такую погоду расстояние на Байкале сильно скрадывается. Вот, например, От мыса Шартлай до мыса Рытый, так и хочется пройти напрямую. Уж очень заманчиво близок он. Кажется, минут за тридцать свободно можно дойти до этого мыса. Но такое представление обманчиво! Около трех часов без отдыха и разминки придется добираться до него. Это довольно утомительно.
И все же две группы решились пройти до Рытного напрямую. Только группа Воробьева шла вдоль берега, делая через каждый час остановки на 10-15 минут. Хотя на мыс те две группы высадились раньше, пока они отдыхали и разминались, группа Воробьева спокойно их догнала.
В этот день было сделано около восьми ходовых часов. Ночевать остановились за мысом Рытый.
Утро 5 августа, в отличие от предыдущего, было серым. Ветра не было, но на Байкале разгулялась довольно сильная волна. Очевидно, где-то в районе Малого моря дул сильный ветер – Култук.
Полуостров Святой нос и остров Ольхон защищали пока нас от ветра, но волнение увеличивалось с каждой минутой.
Отчаливать в такую волну чрезвычайно сложно. Некоторые экипажи «хлебнули» при этом байкальской водички.
Теперь уже группа Воробьева решила срезать расстояние между мысами и идти подальше от берега. Волна здесь хоть и высокая, около метра, но зато пологая, не то что у берега. Ну, а приставать к берегу для разминки в такую волну все равно не будешь – слишком опасно. И все же правильнее было бы идти ближе к берегу, как это делали группы Савицкого и Лобанова. В случае переворота, а такая возможность всегда имеется, добираться до берега в ледяной байкальской воде – очень затруднительно.
В 2 часа дня группа Воробьева, пройдя мимо метеостанции в бухте Покойники, остановилась на ночевку. Часа через три подошли остальные группы. Они делали остановку для перекуса.
К этому времени Култук разгулялся вовсю. Когда мы пошли на метеостанцию отмечать маршрутные книжки, то и начальник метеостанции Бурмистров, и все ее работники удивленно смотрели на нас: «Это что за сумасшедшая группа пришла в такой ветер?».
Но Байкал был для нас уже пройденным этапом, и нам теперь не были страшны ни Култук, ни Сарма, ни все остальные ветры, вместе взятые. Завтра с утра – волок на Лену!
На метеостанции мы поинтересовались насчет лошадей. Такая возможность имеется. Как нам объяснили, за три лошади нужно заплатить 100 руб. Каждая лошадь берет около 100 кг. Так что группа в шесть человек может рассчитывать на вполне комфортабельный волок. Нас такой вариант не устраивал, слишком много потребовалось бы лошадей. Все-таки нас 21 человек. К тому же и лошади были заняты. На них Бурмистров со своими помощниками собирался куда-то в горы проверять автоматические метеостанции.
Как и было запланировано, волок будем совершать своими силами.
Волок
Утром поднялись пораньше. Груз был упакован еще с вечера. Быстро позавтракали и около 8 часов вышли. Тропа торная, хорошо заметная.Женя Лобанов и Валера Жуков попробовали везти груз на колясках. Однако километра через два отказались от этой затеи. Слишком много стало попадаться на тропе камней, корней, поваленных деревьев. К тому же тропа отвернула от Байкала и по Солнцепади стала все круче и круче подниматься в гору. Пришлось им бросить коляски и привычно взвалить груз на плечи.
Тропа очень хорошая, но легким волок назвать нельзя. В отдельных местах подъем довольно крут – до 35 град.
Медленно, шаг за шагом продвигаемся вперед к заветной для нас цели – к перевалу!
Попадается много грибов. Берем только знакомые: маслята, белые, шампиньоны. Больше всего маслят. Кстати, много грибов и на Байкале, в прибрежных лесах. Так что, в конце лета здесь вполне можно рассчитывать на пополнение меню грибными блюдами. Ягод пока немного – жимолость, красная смородина, брусника.
Ну вот, наконец и перевал! Чуть в стороне от тропы сложен из камней тур. Он оказался пустым. С перевала до берега Лены – метров 500-800.Весь волок – километров двенадцать. Первую ходку закончили к двум часам дня. Сложили тюки, укрыли их от дождя, попили чайку, отдохнули и двинулись обратно в лагерь. Назавтра нам предстоит повторить еще раз этот же путь.
На следующий день к вечеру весь груз был перенесен на берег Лены. В этот же вечер собрали байдарки.
Вот и еще один трудный участок маршрута пройден. Однако самые главные испытания ждут нас впереди – на Лене.
Сплав по реке Лена начинается
Сплав мы начали почти от истоков Лены. Поднявшись Солнцепадью к перевалу на высоту около 2000 метров, затем спустились к реке, сбросив всего несколько десятков метров по высоте. В этом месте Лена разделена на два рукава небольшим островком, поросшим кустарником. Пейзаж типичный для горной тундры – корявые лиственницы, стланниковая березка, угрюмые камни, покрытые мхом и лишайником.
Погода нас пока не балует, хотя и жаловаться на нее тоже еще грешно – все же дождик временами прекращается.
С первых же метров на Лене нужно быть предельно внимательным! Правда, километра 3 сложных порогов не будет, но зато много шивер с камнями и несложные порожки.
Еще при подготовке к походу мы знали, что в верховьях Лена мелкая. Поэтому заранее было оговорено – до впадения Малой Лены матросы идут берегом, а капитаны по одному проходят этот участок на байдарках.
В первый день вышли около 11 часов. Проходили небольшими отрезками с предварительными просмотрами. Километра через полтора – несложный порожек. Он представляет собой небольшой прижим у правого берега. Сразу за прижимом, от которого легко уйти, слив с большими стоячими валами в конце.
Метров через 300 – еще порог. Каменная гряда перегораживает почти всю реку, образуя крутой слив, высотой более полуметра. Хороший проход – ближе к правому берегу. Сложность заключается в том, что вход в порог завален камнями, обходить некоторые нужно вдоль левого берега. В результате, чтобы попасть в проход, нужно на расстоянии метров 30 перерезать струю. Обошлось без аварий. Правда, некоторые не успели выгрести и прыгали с плиты, ударяясь об нее кормой. А Юра Шерстнев даже умудрился благополучно спрыгнуть боком.
Группы, чтобы не мешать друг другу, идут в определенной последовательности. Первой идет группа Воробьева, затем, с небольшим интервалом, — Савицкого. Заключает группа Лобанова.
Наши девушки идут все вместе берегом. Они с интересом наблюдают, как проходят пороги и сложные участки, ребята. Особенно сем хочется посмотреть, как проходит пороги Володя Беляков, которого все называют Андреичем. У него тяжелый трехместный «Салют М-1,5», к тому же, для увеличения жесткости, он подвязал к кильсону здоровенную, вытесанную из сырой лиственницы, доску. От этого байдарка стала еще неповоротливей. Все ждут, что Андреич одним из первых перевернется на каком-нибудь порожке. Однако, он пока уверенно и лихо проходит все препятствия.
Через два часа, пройдя около трех километров, подошли к первому серьезному порогу, который скорее напоминает небольшой водопад – мощный пенный поток круто падает с четырехметровой высоты. Для байдарок этот порог непроходим. Мы обнесли его правым берегом. Здесь и пообедали.
После обеда прошли не более 500 метров. Новое препятствие – еще один сложный порог. Он, правда, менее мощный, чем предыдущий, но косые валы и камни в сливе очень усложняют его прохождение. К тому же через несколько десятков метров – следующий порог.
Андреич начал было подбивать всех рискнуть и попытаться пройти. Но, не найдя поддержки, вынужден был подчиниться и, как и все, обнести этот порог. Было уже около семи вечера, поэтому решили ночевать.
Вскоре запылали костры, аппетитно забулькали котлы, а Андреич все не мог успокоиться. Он, как медведь, ворочал бревна и швырял их в воду, наблюдая, как поток разбивает бревна о камни.
В этот день за восемь часов было пройдено около четырех километров. Однако нас это не обескуражило. Так и было задумано. Не такой здесь участок реки, чтобы на нем «делать километры».
Следующий день начали с прохождения третьего по счету порога. Он попроще предыдущих. Начинается шиверой, в которой тут и там торчат камни, затем небольшой слив и, наконец, заканчивается главным, довольно крутым сливом.
Основное в этом пороге – войти в главный слив строго параллельно струе. Сразу за сливом образуется зона, где течение меньше. Поэтому, если байдарка войдет в слив под углом к струе, то нос, попав в зону с меньшим течением, как-бы затормозится, а корма будет двигаться с прежней скоростью. Байдарку развернет перпендикулярно к струе и может перевернуть.
Горелов, который проходил порог первым, не учел этого. Уйдя от камня перед сливом, он не поторопился развернуть байдарку и заметил опасность слишком поздно. Пытался довернуться уже в сливе, но безнадежно. В результате – оверкиль. Эта авария не имела серьезных последствий. Страхующие быстро помогли подвести байдарку к берегу и, не вынимая вещей, слить воду. Вещи и продукты остались сухими. Остальные байдарки прошли порог нормально.
Следующий порог группы Воробьева и Савицкого обнесли, не вынимая вещей из байдарок. Порог этот представляет собой мощный двухметровый слив. В самом сливе струя ударяет о камень у левого берега и круто уходит вправо. Затруднен и вход в порог – он весь завален камнями. Группа Лобанова решила провести байдарки главным сливом. Каждую байдарку проводили по тропе. Двое удерживали ее за кормовую и носовую веревки с берега, третий находился в байдарке и управлял веслом.
Маневр был выполнен, можно сказать, удачно. Только неповоротливый трехместный «Салют» где-то зацепил за камень и получил приличную пробоину.
Пятый после водопада порог – коварен и опасен. Он образован двумя каменными глыбами, через которые переливает вода. Она стекает мощным потоком, образуя водяной желоб, довольно широкий и, на первый взгляд, безобидный. Однако в самом конце желоба, где вода менее плотная, так как состоит из пузырьков воздуха и пены, находится подводный камень. Он не виден ни с берега, ни с воды. Но почувствовать его довелось почти всем байдаркам.
Ударившись об этот камень, байдарка вдруг резко и неожиданно для сидящего в ней разворачивается чуть ли не под прямым углом к потоку и выбрасывается на левый берег. В этом месте необходимо поставить страхующего, который либо помогает сидящему в байдарке выйти из нее и затем провести байдарку, либо сталкивает его вместе с байдаркой обратно в поток. При этом, как правило, оставшийся участок порога байдарки проходят кормой вперед.
Необходимо поставить страхующего и перед порогом. Дело в том, что чуть выше по течению имеется довольно приличный слив. Он не сложный для прохождения, но пренебрегать страховкой все же нельзя, так как вероятность переворота имеется. Если после переворота не выловить байдарку до порога, то последствия такой небрежности могут быть весьма плачевными.
На этом пороге у нас перевернулись две байдарки. Савицкий перевернулся в конце слива, ударившись о подводный камень. Страхующие быстро выловили байдарку и помогли втащить ее на правый берег. Последствие этого переворота – небольшая пробоина.
Андреич набрал слишком большую скорость и не сумел совладать с ней. Его ударило о камень перед самым сливом. От удара байдарку подбросило в воздух и перевернуло. Пробоина, которая образовалась при этом, была соизмерима с размерами байдарки. Удачно прошли те байдарки, которые входили в слив не желобом, а чуть левее.
Шестой порог – последний из серии мощных сливов, расположенных выше каньона.Он легко проходится узкой протокой вдоль правого берега. Однако с левого берега эту протоку не видно. Поэтому группа Воробьева, которая пристала к левому берегу, проходила левой протокой, в которую устремляется основная масса воды. В этом месте поток плавно поворачивает вправо и центробежная
Группы Савицкого и Лобанова прошли порог правой стороной. Причем Беляков Володя и Шерстнев Юра проходили уже в сумерках, так как провозились с ремонтом байдарок.
Дальше река представляет собой сплошную шиверу – быстрое течение, буруны, камни. Видно на глаз, как Лена теряет высоту. Из-за высокого уровня воды мы довольно легко прошли этот участок, лишь изредка ударяясь о камни или скребясь по мели. Матросы здесь не успевают за капитанами…
Вокруг уже тайга с завалами и буреломами. Берега стали выше и круче. Итак, знакомство с Леной состоялось. Впереди – каньон!
Каньон
Ленский каньон – один из наиболее сложных участков на этом маршруте. Зажатая с двух сторон крутыми берегами, река мечется из стороны в сторону, как бы пытаясь вырваться из тисков гор.
Веками набрасывается Лена с бешенством на отвесные стены, стремясь их раздвинуть, смыть с пути. И, временами, подмытые стены не выдерживают натиска, обрушиваются в реку, перегораживая ее каменными глыбами, образуя пороги.
Почти за каждым поворотом реки – головоломный порог. Главная сложность в том, что пороги эти трудно осматривать, невозможно наладить надежную страховку. Прижимы и отвесные скалы препятствуют этому.
На этом участке достается и матросам. Чтобы не разминуться с капитанами, им приходится двигаться берегом недалеко от реки, продираясь сквозь кустарник, стланник и завалы (тропы нет, она проходит в нескольких километрах от берега и выводит прямо к Малой Лене). Перед каждым притоком, пусть даже крошечным ручейком, приходится спускаться на сотни метров вниз, а затем вновь карабкаться вверх по кручам. Часто приходится преодолевать бурные потоки вброд.
Только четкая организация, взаимовыручка, дисциплина и
А начался каньон вполне безобидной шиверой. Только мелей много. Если бы не сравнительно высокий уровень воды из-за дождей в этом году, то здесь пришлось бы в основном проводить байдарки.
Но, внимание! Впереди запрыгали белые гребешки волн, послышался характерный шум. Порог!
Приподнявшись в байдарке, видно, что порог простой. Держись струей, и все будет хорошо! А пена, брызги и рёв – это только так запугивает!
Вот еще порог – и опять простенький. Еще один – но снова «все спокойно!».
Постепенно успокаиваешься. Оказывается, не так уж и страшен этот каньон. Вон впереди у поворота очередной порог. После него можно будет пристать, передохнуть немного. Но что это? Вместо привычной, хорошо видимой с воды, струи – огромный водяной вал с белой гривой. Слив так крут, что не видно, что там за ним. Да еще этот камень перед входом! Как его обойти? Справа? Слева?
Нужно приставать! Но поздно!!! Бешеный поток уже несет неудержимо вперед. Еще секунда, другая и… Нельзя терять ни мгновенья!
Резко вправо, от камня! С вершины полутораметрового слива на мгновение открывается вид на весь порог. А потом опять только горбатые волны, да пенные гривы. Камень в сливе! Уйти! Хорошо!! А теперь от прижима! Мощно правым! Гребок! Еще гребок!! Еще!!! Уф, пронесло!
Скорее в обратное течение, задержаться, посмотреть, как пройдут товарищи, подстраховать. А вот и они! Один за другим вылетают из-за поворота, ныряют в пенный вал, исчезают с головой, появляются, снова исчезают и, наконец, благополучно проходят последний слив.
Ну, нет! Хватит ощущений. Нужно приставать и, насколько позволит река, осмотреть дальнейший путь. Река, обычно, позволяет немного. Лишь 100-200 метров. На этом участке серьезных препятствий нет. Да и дальше, до поворота, ничего страшного.
К этому времени
И вновь серия простых порогов, перед которыми на первых порах пристаем. Затем, обнаглев (не охота лишний раз ноги мочить), проскакиваем несколько порожков, не просматривая. И, вот опять неожиданно, хотя все время и готовимся к этому, из-за поворота влетаешь в хитроумный порог, когда уже и приставать некогда.
Так мы и шли весь каньон. Порядок прохождения групп непрерывно менялся. То одна группа уходила вперед, то другая. Все зависело от количества аварий в группе и степени сложности этих аварий. Но гонки за выход вперед между группами не было. Наоборот – группа, ушедшая вперед, стремилась дождаться сзади идущих, выяснить, не потерпел ли кто серьезной аварии, не нужна ли помощь. А аварий на участке у нас было предостаточно.
И особенно серьезные – при выходе из каньона. Здесь перед довольно крупным левым притоком на расстоянии не более километра расположен каскад сложнейших порогов. Подробно этот участок описан в отчете Голубцова С. В.
В самом начале, еще на входе в этот участок, на мощном прижиме у левого берега, перевернулись одна за другой все три байдарки из группы Воробьева. При этом байдарку Горелова нанесло на камень ниже прижима и переломило пополам.
В группе Савицкого на этом прижиме перевернулся Гладков. При этом был утоплен рюкзак с продуктами.
Чуть ниже, в следующем пороге, залило и едва не перевернуло Савицкого. Еще на одном камне основательно сидел Гладков. Причем, он оставался один на один с бешеной струей. Его течением вынесло к противоположному от страхующих берегу и там посадило на камень. Помощь пришла со стороны группы Лобанова. Они уже прошли этот участок и решили посмотреть, как проходят другие группы. Шерстнев и Лобанов вовремя оказались в нужном месте. С их помощью Гладкову удалось снять байдарку с камня, не перевернув и не сломав ее. Правда, воды к этому времени она нахлебалась прилично.
Наиболее удачно, без оверкилей и серьезных аварий, не считая пробоин, прошла этот участок группа Лобанова. На починку байдарки Горелова, группа Воробьева затратила полтора дня. Горелов шел на «Нептуне». При аварии были сломаны кильсон, два шпангоута, ахтерштевень, оба фальшборта и весло. Второе весло унесло течением, сорвав с обвязки. Ремонт проходил в отвратительных условиях. Проливной дождь сменялся то снегом, то градом. Только у костра, который пылал весь день, было тепло и можно было работать, напялив от дождя клеенчатые куртки.
Лагерь располагался на небольшом пятачке, зажатый с одной стороны крутым берегом, а с другой – бешено ревущей рекой. Холод, дождь, рев реки, разбросанные по берегу переломанные части байдарки, а впереди – новые пороги. Немудрено, что все это могло вызвать психологический надлом в людях. В таких условиях группа, дрогнув, может сойти с маршрута. Тем более хорошая тропа недалеко. К счастью, этого не произошло. Все стучали, строгали, клепали, с оптимизмом глядя в будущее.
Группа Савицкого, после всех переживаний, решила устроить дневку – нужно было подсушить вещи, залатать дыры на байдарках, передохнуть. До левого притока оставалось пройти последний довольно серьезный порог. А дальше, до самой Малой Лены, всего один последний порог.
Но вот, как раз на этом-то последнем перед Малой Леной, пороге, и потерпел крупную аварию Вася Ланщиков. Порог это можно заметить издали: здоровенный камень, возвышаясь метра на полтора над водой, разбивает поток на две струи. В левой протоке – мощный слив с бурунами и высокими стоячими волнами. Сюда устремляется большая часть воды.
Правая протока – тихая и спокойная, но попасть в нее затруднительно. Порог, как обычно, находится на повороте. Река здесь делает поворот вправо, поэтому вся вода прижимается к левому берегу. Самое правильное – идти левой протокой. Все так и шли.
А Ланщиков в последний момент почему-то решил уйти вправо. Его нанесло на камень, выбросило из байдарки, а байдарку обернуло вокруг камня. С большим трудом, с помощью подоспевшей группы Воробьева, которая прошла остальные пороги каньона благополучно, удалось снять байдарку с камня. Ну и жалкий же вид был у нее!
Ланщиков шел на «Пирите». Первое впечатление – в байдарке не осталось ни одной целой детали. Некоторые шпангоуты измочалены в щепки. Часть обломков унесло течением. И все же, взвесив все более тщательно, было решено байдарку ремонтировать. Многие детали с помощью топора и ножа были изготовлены почти заново. Весь ремонт занял около двух дней.
Еще в первый день аварии, когда снимали байдарку с камня, в воде чуть ниже порога, обнаружили чей-то рюкзак. Когда с помощью блесны, привязанной к камню, его удалось выудить, оказалось, что это рюкзак, который утопил Гладков. Это было еще одним весомым вкладом в решение – с маршрута не сходить. В рюкзаке находился основной запас тушенки.
Дальше до Малой Лены серьезных порогов нет. Однако, встречаются довольно мощные прижимы, к которым надо относиться с почтением. Многие из нас поплатились дополнительными пробоинами из-за беспечности и невнимательности.
Постепенно берег понижается. Над головой уже не угрюмые нависшие скалы, а просторное небо. Лена выходит из каньона. А километров за пять до Малой Лены у ручья Сухарицкого уже можно сажать в байдарки матросов.
И вот каньон позади. Можно смело сказать, что это был хоть и трудный, но очень интересный участок. Если бы была хорошая погода, то можно было бы там задержаться и еще, порыбачить. Нам-то было не до рыбалки. Какая там рыбалка, когда сверху непрерывно льет дождь! Все свободное время тратить либо на сушку вещей, либо на сушку байдарки, чтобы заклеить очередную пробоину.
И все же в группе Воробьева несколько раз умудрились сварить уху из леньков и хариусов. Девушки, которые идут берегом, к вечеру обычно приносят полные полиэтиленовые мешочки грибов. А иногда набирают и ягод на компот.
Каньон пройден, но маршрут продолжается. Рано радоваться и считать, что самое трудное уже позади. Впереди еще длинный путь, и еще много встретятся на нем порогов, прижимов, завалов.
Завалы
У впадения Малой Лены соединились две группы – группа Лобанова и группа Воробьева. Решено было, что дальше эти группы будут двигаться не спеша, поджидая группу Савицкого.
Место у устья М. Лены нам не понравилось. Большинство плотовиков начинают свои маршруты именно отсюда, поэтому весь берег завален щепой, тут и там торчат пеньки, валяются и гниют деревья.
Ленинградцы, которые ехали вместе с нами на «Комсомольце» и догнавшая их группа из Тольятти, поступили благоразумно. Они начали строить плоты чуть выше ручья Сухорицкого. Это километрах в семи выше по течению от М. Лены. В том месте хорошая поляна и много сухостоя.
На следующий день после встречи, группы Лобанова и Воробьева вышли с места стоянки после обеда, оставив Савицкому на видном месте записку. В этот день удалось пройти всего 2 часа. На одном из порожков перевернулся Беляков. Порог несложный. На повороте струя наваливается на камень, за которым образуются высокие стоячие волны.
Роковую роль в перевороте байдарки сыграло низкое вечернее солнце, которое било прямо в глаза, да неопытность матросов. Они ведь всего около двух часов провели в байдарках (у Белякова 2 матроса, так как он идет на трехместном «Салюте»). Поэтому, когда Андреич, увидев опасность, своим громоподобным голосом рявкнул: “Мощно правым!», — Тая Наумова с перепугу гребанула левым веслом. Байдарку нанесло на камень и перевернуло.
При этом в байдарке образовалась пробоина и унесло два весла. Потерять в походе весла – это непростительная небрежность! В нашем походе неоднократно уплывали весла, за которыми самоотверженно бросались в воду страхующие. А весло с байдарки Горелова, которое хотя и было закреплено, но недостаточно, было утеряно окончательно.
И все же, несмотря на все эти предупреждения, Беляков плыл с совершенно незакрепленными веслами. Хорошо еще, что группа плотовиков, догнавшая нас на следующий день, нашла два весла и вернула их нам.
Чтобы дать возможность прийти в себя пострадавшим, а заодно и заклеить байдарку, решили заночевать на этом месте. К великой для всех радости, уже в сумерках, подошла группа Савицкого в полном составе. Наконец-то опять все вместе. В это вечер долго не расходились от костра, пели песни, ели вкусно испеченный Ниной Воробьевой торт.
Ночь была холодной. Утром трава и палатки покрылись инеем. Вода в ведрах замерзла. Но день обещает быть хорошим. Голубое небо с легкими облачками, яркое солнце, которое пока не греет.
Группы отплыли в той же последовательности, как и в начале похода: впереди группа Воробьева, затем Савицкого, замыкает группа Лобанова. Байдарки Горелова и Белякова идут с одним веслом (плотовики догнали нас и вернули весла в этот день несколько позже).
Участок реки здесь вроде бы и несложный, но быстрое течение, бесчисленные шиверки, камни, небольшие порожки и прижимы не дают расслабляться ни на минуту.
И в этот день у нас не обошлось без оверкиля. На этом участке имеется порог, который обозначен на карте и имеет название «Триансов камень» — огромный камень расположен на повороте реки, ближе к левому берегу. Обойти его можно как слева, так и справа (справа все же лучше, так как больше простора для маневра и скорость течения поменьше). Но принять решение, с какой стороны обходить и готовиться к выполнению этого маневра, нужно заранее. Стоит чуть замешкаться, и течением может нанести на камень.
Горелов «зевнул» этот момент. Увидев стремительно приближающийся камень, он предпринял отчаянную попытку уйти в левую струю. Удалось сделать это частично. Байдарку все же прижало к камню и опасно накренило. Вцепившись в камень руками, не обращая внимание на треск разрываемой деки, Горелову вместе с матросом Ларисой Бояровой все же удалось выловить байдарку и протолкнуть ее в струю.
Меньше повезло на этом пороге Савицкому. Пока они с матросами решали, какой протокой лучше идти, байдарку нанесло на камень и перевернуло. Сами они благополучно выбрались на берег, а вот байдарку затянуло под камень. Стоило больших трудов извлечь ее оттуда. Благодаря тщательной упаковке, ни одна из вещей не утонула. Ремонт спаянного кильсона и погнутых стрингеров занял немного времени. К вечеру байдарка была готова и продолжила путь вместе с остальными.
Следующий день ознаменовался тем, что Беляков под нажимом Лобанова и общественного мнения наконец-то выкинул доску из-под кильсона. Байдарка его сразу облегчилась килограммов на двадцать. Появилась надежда, что и пробоин он будет получать теперь меньше.
Утро опять было солнечным, но к обеду собрались тучи и пошел дождь. Он то ослабевал, то усиливался, но не прекращался весь день.
Начались серьезные завалы. Они образуются подмытыми и упавшими в воду деревьями. Обычно основная струя уходит под завал. Это очень опасное и коварное препятствие!
Очевидно, завалы образуются из года в год на одних и тех же местах. Как только река разветвляется на несколько проток (это можно заранее определить по карте), жди завалов. Конечно, ситуация каждый год меняется. Мы, например, не встретили многолетнего завала, перегородившего всю реку, который встречала группа Голубцова в 1960 году.
Почти у каждого завал, на берегу или прямо на сучках можно обнаружить всевозможные детали от байдарок различных типов. У нас сложилось мнение, что если хорошенько «померить» у завалов, прижимов и порогов, то на Лене можно собрать вполне приличную байдарку.
Первыми познакомились с коварством завалов Беляков и Савицкий. Они перевернулись в одном и том же завале. С помощью страхующих быстро вытащили байдарки на берег, слили воду, слегка подсушили вещи и матросов. И двинулись дальше.
Чуть позже, примерно в середине дня, перевернулся Шерстнев Юра. «Помощь» в этом оказали ему девушки из группы Воробьева. Они уже пообедали и собирались отчаливать, как вдруг видят, что из-за поворота вылетает байдарка. С благими намерениями бросились они на берег, крича каждый свое, предупреждая об опасности. Дальше был серьезный завал. Пока Шерстнев и Таня Ерохина пытались понять, чего от них хотят, байдарку нанесло под наклонную березу и перевернуло.
Юра с Таней остались сушиться у костра, разведенного группой Воробьева. В связи с этим вся группа Лобанова вынуждена была задержаться. Группа Савицкого застряла где-то выше, а группа Воробьева ушла вперед.
В эту ночь опять все группы ночевали по отдельности. Опять каждый тревожился за других. Если на этом участке потерпеть серьезную аварию или потерять байдарку, то выбираться в цивилизацию отсюда значительно сложнее, чем из каньона. До ближайшего населенного пункта более 100 км., тропы нет, берега Лены заболочены.
Следующий день был не легче предыдущих. Опять пасмурная погода, опять мелкий противный дождь. И завалы, бесконечные завалы. Осмотреть завал, наметить путь прохождения – это нам еще удавалось. Но вот наладить надежную страховку, особенно для первой байдарки, практически нет. Болотистые берега, бесчисленные протоки и рукава реки не дают обойти завал берегом. В одном месте попался завал, который оказался непроходимым для байдарок.
Пока группа Воробьева лазила по кустам, пытаясь найти выход, подплыл Юра Шерстнев. Он сказал, что сейчас подойдут и остальные. И действительно, через некоторое время из-за поворота показались байдарки. Держась струи, одна байдарка направлялась прямо в завал мимо опупеневших девушек из группы Воробьева во главе с Шерстневым. В байдарке никого не было!
Наконец, поняв, в чем дело, все пришли в себя, подняли страшный крик и гомон. Шерстнев самоотверженно бросился в бурный поток, и в самый последний момент ему удалось ухватить байдарку за корму, а самому зацепиться за наклоненную березу. Пока вытаскивали у завала байдарку и переправляли Шерстнева (он с байдаркой оказался на противоположном берегу), подошли остальные байдарки.
Выяснили, каким образом байдарка оказалась в бурном потоке без капитана и матроса. Оказывается, чуть выше, за поворотом, Лобанову не удалось увернуться от наклоненной елки. Течение нанесло его под елку и перевернуло. Вместе с матросом Лобанов остался висеть на сучках, а байдарка, перевернувшись еще раз у кустов, приняла нормальное положение и продолжала далее путь самостоятельно . Не окажись на месте девушек из группы Воробьева и Шерстнева, байдарка могла бы быть утеряна. Но, к счастью, все закончилось благополучно. Только фотоаппарат утонул.
Пока обедали и сушились, разведали одну из мелких проток. Оказывается, правой протокой можно провести байдарки, обойдя завал. Дальше было решено двигаться вместе, не разъединяясь на отдельные группы. Так спокойнее.
Река стала шире и полноводнее. Да и завалы стали попадаться реже. А после двух избушек на правом берегу Лены (они расположены в нескольких километрах друг от друга), река совсем потеряла интерес с точки зрения спортивного прохождения. Но берега Лены по-прежнему живописны. Попадаются густые заросли черной и красной смородины. Много брусники. Но грибов меньше, чем в верховьях. Уток мы встречали очень мало. Может, дождливая погода загнала их в протоки и под кусты, но за весь поход только однажды группе Лобанова удалось приготовить суп из единственной утки.
Ну что же, можно сказать: поход подходит к концу. Осталось несколько десятков километров пройти по спокойной реке. После всех операций и переживаний в каньоне и в завалах, этот участок кажется скучным. Единственная радость была у нас на этом участке. Однажды, перед устьем Аная – крупным левым притоком Лены, — целый день не было дождя и ярко светило солнце. В этот день была устроена полудневка (отплыли после обеда). Всем удалось постирать вещички, вымыться самим и позагорать.
Следующее утро в устье Аная встретило нас дождем, который с небольшими перерывами, сопровождал нас до самого конца похода.
Конец похода
21 августа при впадении реки Анай все группы встали на ночлег. Палатки поставили на галечной отмели. Весь берег порос густым тальником, сушняка поблизости не оказалось, заготовку дров сделали из плавника. Вверх по течению Аная, по берегам очень много смородины, чем и воспользовались наши девчата. Рыбаки пробовали бросать блесны, но безуспешно. После ужина у костра попели песни, и спать – завтра Чанчур.
Правы были местные жители – с самого утра полил дождь. Хотели переждать в палатках, но время уходило, и в одиннадцатом часу отплыли. Через 4 часа хода показался Чанчур. Остановились на перекус. В самой деревне оказался только один человек (водомер), остальные ушли в тайгу по грибы и ягоды.
Только лайки важно расхаживают по деревне. Видно, собаки не первый раз встречают нам подобных, поэтому относятся к нам очень дружелюбно. Одна огромная такая, через всю деревню несла в зубах к нашему костру большую дровину. Вообще присутствие четвероногих в лагере облегчает труд дежурных – после обеда тарелки становятся чистыми, как новенькие.
В 3 часа отплыли. Лена стала полноводной, чаще стали попадаться моторные лодки. Лагерь разбили на левом берегу Лены. Охотники ходили по уткам. Уток много, но достать битую из воды трудно. К реке очень близко подходили изюбры, слышался их громкий рев, похожий на лай собаки. Чувствовали, что это наша последняя ночевка (особенно капитаны), и расставаться с рекой не хотелось.
К лагерю подплывали местные жители. Наши завхозы меняли репелленты на свежий хлеб. Отплыли в десятом часу. Река широкая и полноводная, в основном шли на веслах. В 5 часов дошли до Бирюлек. Перед селом на правом берегу видели оставленный ленинградцами прощальный привет. Проплыли еще немного, нашли удобную заводь и наши «корабли», пройдя последние метры, причалили к берегу.
Байдарки и снаряжение собирали под дождем. С небольшим трудом добыли две машины и – до свидания, Бирюльки. Поздно вечером приехали в Качуг, разместились в подсобном помещении автовокзала.
Утром 24 августа весь груз погрузили на машину (спецрейс) до Иркутска, с которой уехали два «экспедитора» — Шерстнев и Андреич. Следом выехал автобус со всеми остальными. Автобус по пути сломался и 19 путешественников в Иркутск приехали поздно ночью, страшно голодными (жалея, что не предусмотрели НЗ). Экспедиторов нашли на матрацах и в мешках на полу камеры хранения.
25 агуста. Утром баня, экскурсия в город. В обед уже стучат колеса, поезд мчит на Пензу. Скоро дома.
Конец маршрута.
Отчет переработал Игнатьев Александр