Житие «Илюши» — это воспоминания о том, что был некогда в Пензе детский самолет — кинотеатр. Рассказывают, что когда второй секретарь Пензенского обкома КПСС Георг Васильевич Мясников увидел в Куйбышеве самолет-кинотеатр, это соитие инженерной мысли, важнейшего из искусств и полета фантазии вдохновило его настолько, что «родилась интересная идея» – по возвращении домой соорудить то же самое.
Отнесемся к воспоминаниям Г. В. Мясникова, частично опубликованным в книге «Страницы из дневника».
15 февраля 1977 г. Родилась интересная идея в аэропорту [Пензенском, во время проводов Л. Б. Ермина в командировку в Москву – А. Ш.]: добыть списанный самолет и организовать в нем детский кинотеатр. Это было бы событием для города. Попросил у начальника Куйбышевского ГВФ. Говорит, что [надо просить] у зам. министра Мамсурова. Вечером дозвонился до него. Обещал достать Ту-104. Завтра пошлю бумагу. Смотрел город с этой точки зрения. Скорее всего, сквер на углу Чехова и Бакунина, у универмага. (Стр. 281).
12 марта 1979 г. Потом совещание по ударным объектам летнего благоустройства в городе. Набор объектов большой. На каждый назначили комиссаров и создали тройки. Я хочу взяться за самолет Ил-18 … О самолете [говорил] с Шихалеевым. Посылали бригады конструкторов в Ростов и Куйбышев. Не решил, [что оборудовать в самолете] – кинотеатр или кафе. (Стр. 350).
13 марта 1979 г. Заехал на набережную Суры. Определил площадку под установку самолета Ил-18. Скорее всего, пустим его под кафе-мороженое. (Стр. 351).
26 марта 1979 г. Сообщили, что в 14.10 в нашем аэропорту приземлился навечно самолет Ил-18. Надо искать решение, что с ним делать. (Стр. 352).
27 марта 1979 г. К 10.00 – в аэропорт смотреть Ил-18. Ерзунов, Щербаков, Попрядухин, Шихалеев. Потрясает своей мощью и элегантностью. У меня – восторг. Тут же рассмотрели первые варианты его переоборудования под кафе-мороженое «Полет». Заехали на место установки: набережная Суры, за канатным мостом, к «Праздничному» … В 17.00 совещание – по «Полету». Раздал всем задания. Генеральным комиссаром назначил В. И. Киркиянова. Верю в него. После позвал Евдокию Анисимову. И в нее верю. (Стр. 352).
11 апреля 1979 г. Весь день посвятил рассмотрению дел на ударных объектах благоустройства, которые взял под свой контроль и буду за них биться летом этого года: … приспособление самолета Ил-18 под кафе. (Стр. 353).
Газета «Пензенская правда»,
№255, 4 ноября 1979 года.
Проекты
ЛАЙНЕР НА БЕРЕГУ СУРЫ
Горожане уже привыкли к тому, что в Пензе ежегодно появляются интересные по архитектурному решению и необычные сооружения. На этот раз в городской пейзаж впишется самолет-лайнер. Авиаторы подарили детворе отслужившую свой век машину ИЛ-18, которая будет установлена на правом берегу реки Суры между пешеходным мостом и дворцом «Праздничный».
В самолете разместится детское кафе-мороженое. В салоне детей встретят официантки, одетые в форму бортпроводниц. А потом… начнется полет. На магнитофонную пленку записан звук моторов. Так будет имитироваться взлет и посадка. Можно заглянуть в кабину пилота и своими глазами увидеть все приборы.
Немало удовольствия получат дети от посещения такого кафе.
Оно рассчитано на круглогодичную работу. Летом здесь будет прохладно, зимой – тепло. Такой эффект достигается при помощи мощных обогревательных и вентиляционных устройств, размещаемых под землей.
Проект разработал институт «Гипромаш» под руководством главного инженера проектов С. И. Круковской.
Строители приступили уже к закладке фундамента.
Б. Рядовых, главный архитектор института «Гипромаш».
На снимке: таким будет новое кафе.
28 апреля 1980 г. В 11.00 – беседа с руководством Железнодорожного РК КПСС (Марков, Шкуров) по установке самолета на набережной. Загнали проблему в проекты и там утопим. Надо начинать делать. (Стр. 394).
25 августа 1980 г. После обеда рассмотрел вопросы оборудования и окончания строительства «Самолета». Содержание пока отложил. Это будет кафе-лекторий по 45 минут. Надо думать. (Стр. 404).
19 октября 1980 г. Интересно идти по городу. Что ни уголок, то результат твоего труда или твоего участия … Подвесной мост – строил и оформлял его. За мостом самолет Ил-18 – место нашел, выпросил самолет в ГВФ [Гражданский воздушный флот], перевез с аэродрома, теперь думаем, каким он будет внутри. Рядом ресторан «Праздничный». (Стр. 419).
15 июня 1981 г. Вечером отдал самолет Ил-18 управлению кинофикации под кинотеатр «Илюша». Только все надо продумать в противопожарном отношении. (Стр. 447).
Газета «Пензенская правда»,
№61, 14 марта 1982 года.
Подарок юным
И НАЗВАЛИ «ИЛЮШЕЙ»
Стоит в Пензе на правом берегу Суры отслуживший свое самолет ИЛ-18. Однако поставлен он здесь не только как памятник. Самолет-пенсионер еще послужит людям. Скоро полноправными хозяевами в нем станут дети. Для них ИЛ-18 переоборудуется в удобный 60-местный кинотеатр, который его создатели ласково назвали «Илюшей».
Сейчас в «Илюше», который будет филиалом широкоформатного «Современника», идут работы по отделке интерьера. Ребята получат этот подарок к 60-летию Всесоюзной пионерской организации.
Л. Чернышева, Пенза.
21 мая 1982 г. Заехал к самолету. Баранцева молодец. Дотянула, и 30 июня «Илюша» может открыться. Это – объект года, еще один подарок городу. (Стр. 488).
29 мая 1982 г. Н. Баичкин по открытию кинотеатра «Илюша». Ему отвечать, если что случится. Говорит, что опасных позиций не видит, но я спросил: «Могу перерезать ленту?» Сказал «да». Важно, чтобы следил и не стоял в стороне. (Стр. 489).
30 мая 1982 г. Торжественное открытие самолета «Илюша». Егор тут, его класс и Клара Петровна. Интерес ребят большой. Родилась идея превратить весь берег в детский городок, и даже пляж. (Стр. 490).
Газета «Пензенская правда», №127, 1 июня 1982 года.
ЗДРАВСТВУЙ, «ИЛЮША»!
Новый детский кинотеатр в… самолете
Первыми узнали все вездесущие мальчишки. Еще стояли морозы и люди, пришедшие к самолету на берегу Суры, только думали, как и что станут делать, а самые смелые из ребят уже спрашивали: «Когда?»
Весной они стайками ходили за рабочими: «Дядя, покажите…» Их интересовало все: зачем рядом с самолетом «летающая тарелка» (касса), останется или нет кабина пилота, каким будет экран…
В день последнего звонка к ИЛ-18 гурьбой пришли нарядные школьники.
– Ну, когда же, когда? – спрашивали они.
– В воскресенье, – сказали им.
И вот оно, это воскресенье, наступило. 30 мая детский кинотеатр «Илюша», разместившийся в самолете, принял первых зрителей.
Но прежде состоялось торжественное открытие, в котором участвовал второй секретарь обкома КПСС Г. В. Мясников. Здесь выступили секретарь горкома КПСС Ю. С. Виноградов, мастер завода «Электроавтомат» Г А. Николаев, ученица школы №43 Лена Столярова и другие. Первый секретарь Железнодорожного райкома КПСС В. Ф. Марков вручил многим из создателей «Илюши» Почетные грамоты. А создавался он, можно сказать, методом народной стройки. В работах приняли участие коллективы института «Гипромаш», аэропорта, фабрики пианино, строительно-монтажного управления ОКСа УВД, ДРСУ-1 и многие другие.
Да, взрослые люди приложили немало умения, мастерства, изобретательности чтобы превратить старенький ИЛ-18 в комфортабельный кинотеатр для детей. Поднялись ребята по трапу, и попали в фойе: оно небольшое, но стулья в нем покрыты настоящими летными чехлами, а за стеклом – кабина пилота с пультом управления. Прошли дальше – длинный круглый зал с голубыми креслами, обшитый сверкающим металлом.
Здесь хорошо потрудились работники завода «Электроавтомат» – мастер Герман Анатольевич Николаев, молодые слесари-сборщики Евгений Конкин и Вячеслав Зуев, монтажник Александр Пресняков, столяр Борис Васильевич Лукьянов. Все работали не просто старательно, а увлеченно, с выдумкой. Ювелирную работу выполнил, например, Борис Васильевич Лукьянов – столяр более чем с 40-летним трудовым стажем. Он изготовил экран: взял большое прозрачное стекло и вручную превратил его в матовое.
Дело в том, что в «Илюше» будка киномеханика расположена необычно – за экраном. Узкопленочный киноаппарат «Украина-5» будет передавать изображение на зеркало, а уже оттуда оно отразится на экран. В кинобудке хозяйничают два комсомольца. У них не только одинаковые имена, но и фамилии очень похожие: старший инженер Владимир Никулкин и киномеханик Владимир Никулин.
И вот он стоит, самолет-пенсионер: двадцать лет провел в небе, а теперь навсегда приземлился на берегу Суры. Река тихо скользит мимо серебристо-белой машины, окруженной елочками-малышками и березками-подростками. Пройдет еще время, и все изменится вокруг ИЛа. Вполне возможно, что вырастет неподалеку веселое деревянное здание – кафе для детей, какая-нибудь «Лакомка» или «Белоснежка», а к берегу причалит катер, такой же старичок, как ИЛ, где ребята будут коротать время до начала сеансов.
Счастливая, долгая жизнь суждена «Илюше»!
Л. Чернышева, Пенза.
На снимках:
вверху – первые зрители «Илюши»;
внизу – работники завода «Электроавтомат», оборудовавшие салон кинотеатра, – Б. В. Лукьянов, Г. А. Николаев, Е. Н. Конкин и В. В. Зуев.
Фото А. Узалия.
Газета «…», №…, май 1982 года.
КИНОТЕАТР – САМОЛЕТ
«Илюша» – так называется новый пензенский детский кинотеатр, расположившийся в фюзеляже самолета «ИЛ-62»: это подарок управления гражданской авиации. «Илюша» установлен в живописном месте, на самом берегу Суры. У серебристого крыла его, близ трапа, как ни в чем не бывало, стоит билетер, а касса работает близ хвостового отсека. И хотя «ИЛу» никогда уже не взлететь в воздух, зато «Илюша» помогает ребятам совершить полет в сказку, в мечту, в мир подвига. В репертуаре кинотеатра – фильмы пионерские, приключенческие, фильмы-сказки. В пору каникул его посетят сотни и сотни юных пензенцев.
В. Федоров,
Пенза
.
Газета «Молодой ленинец»,
№87, 22 июля 1982 года.
НА БОРТУ САМОЛЕТА – СКАЗКА
Помните песенку: «Самолет, самолет, ты возьми меня в полет…»! Мы стояли, задрав головы, смотрели на удаляющуюся точку и обязательно ее напевали. А вот сегодняшним мальчишкам и девчонкам стоит захотеть, и серебряная птица с добрым именем «Илюша» примет их у себя на борту. Нужно только подняться по трапу,
Вам тоже захотелось побывать в этом кинотеатре? Но тут я должна вас огорчить: в сказку пускают только ребят, а обиженным такой несправедливостью родителям приходится ждать их на земле. Как они, наверное, завидуют своим детям!
А что же дети? Нравятся ли им такие полеты? Рейс заканчивается, открывается дверь-люк, и семьдесят ребятишек с сияющими лицами спешат к мамам и папам. Я воспользовалась случаем и взяла интервью у самого маленького зрителя.
– Как тебя зовут?
– Тоша («Антон – и ему четыре года», – добавляет взволнованная мама).
– Ты сегодня впервые в этом кинотеатре?
– Я уже был пять, нет, девять раз: сегодня, вчера и послезавтра («Только три, и ему очень нравится «Илюша», – это опять мама).
Антону надоели мои вопросы, и он тянет маму в сторону – наверное, спешит поделиться впечатлениями. Что ж, не будем им мешать и поговорим вон с тем серьезным человечком в голубой матроске.
Правда, для этого пришлось покрутить с ним шасси, а потом подняться по трапу и подождать, пока он купит билет еще на один сеанс (третий за сегодня). Но я все же успела задать Диме несколько вопросов:
– Твой любимый мультфильм? Про Лелека и Болека? А если бы предложили сниматься в кино, кого бы ты хотел сыграть? Зайца!? Но ведь… Ах, он ловкий и умный. Понятно.
Димке новый кинотеатр нравится, но вот «если бы детям отдали еще и корабль…».
Мнения зрителей мы теперь знаем, стоит, наверное, познакомиться и с теми, кто управляет чудо самолетом.
Сергей Кошман – командир корабля, киномеханик. Это благодаря ему оживают на экране забавные зверушки, веселые трубадуры и злые разбойники.
Бортпроводницы – контролер Н. Я. Савченко и кассир А. И. Максимова – сейчас, пожалуй, самые известные люди в городе. Они мне говорили, что раньше у них никогда не было столько знакомых. Но нравится им работа по другой причине: «Зритель наш хороший, вежливый и благодарный. Мы с ребятишками хлопот не знаем, а вот с родителями приходится воевать – зал очень уж маленький, не может всех принять…».
Вот опять поднимаются по трапу счастливые обладатели билетов, а родители достают газеты,
Т. Корытникова.
Фото автора.
Газета «Пензенская правда»,
№198, 27 августа 1982 года.
Вы когда-нибудь смотрели кино в самолете? Нет? Тогда вам остается только позавидовать пензенской детворе: она имеет такую возможность. В последний день весны детский кинотеатр «Илюша», разместившийся в самолете, принял первых зрителей. Стоит на берегу Суры, раскинув крылья, словно большая серебристая птица, ИЛ-18, и веселыми стайками сбегаются к нему малыши.
Все здесь необычно. Узкопленочный киноаппарат «Украина» передает изображение на зеркало, а с него – на экран. И смотрит детвора кинофильмы, а за иллюминатором неторопливо несет свои воды красавица Сура.
Фото В. Рожнова, Пенза
.
«Счастливая, долгая жизнь…», сужденная «Илюше», продолжалась 5 лет 3 месяца и 4 дня.
Интересно, что ото дня, когда «родилась интересная идея…», до дня, когда появился на свет «Илюша», прошло на 8 дней больше.
Итак, что мы имеем, исходя из воспоминаний и публикаций?
Детский кинотеатр «Илюша» был филиалом широкоформатного кинотеатра «Современник», открытого 25 июля 1977 года.
Он находился на правобережье реки Суры, недалеко от дворца «Праздничный» (открыт в конце января – начале февраля 1979 года), на «пересечении» улицы Злобина с пешеходным мостом – подвесным продолжением улицы Максима Горького. Мост был открыт в октябре 1973 года. С 4 декабря 2008 года он именуется – мост Дружбы.
В 60-местном зрительном зале (вместо салона на 95 пассажирских мест) при помощи узкопленочного кинопроектора «Украина-5» в светлое время суток (сеансы в 10-00, 12-00, 14-00 и 16-00) и теплое время года демонстрировались мультфильмы и детские кинофильмы. Входной билет стоил 10 копеек.
Я в нем смотрел мультфильмы «Ну, погоди!» – кажется, «один лишь раз».
Отчетливо помню круглый в поперечнике зрительный зал, изнутри, вместе с иллюминаторами, обитый серебристым металлом, и низкие, чтоб не мешать позади сидящим коллегам, откидные деревянные сиденья небесного цвета. Экран для мультфильмов был расположен в хвосте самолета. Носовая часть, можно сказать, осталась без изменений. Интерьер кабины пилотов не тронули – вынесли только кресла. И разобрали переднюю переборку – заменили ее прозрачным глухим органическим стеклом.
Еще была «фишка»: одно колесо основной стойки шасси – крутилось. И его крутили. Потому что это было интересно! Не менее интересным считалось проникновение в отсеки для шасси, а дальше – по обстоятельствам… Из основных отсеков имелась возможность попасть в пустые мотогондолы – двигатели из них предусмотрительно изъяли, из носового отсека… не оставалось шансов осквернить «святая святых» – в обход ограничительного стекла.
По своему прямому назначению самолет использовался: фактически – 20 лет и 2 дня; документально – 20 лет 2 месяца и 1 день.
Самолет Ил-18Б (заводской номер 189000903, серийный номер 009-03) был построен в 1959 году на авиационном заводе №30 (в настоящее время – Производственный комплекс №2 имени П. А. Воронина в составе ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»).Первый полет совершил с Центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве.
25 марта 1959 года лайнер с бортовым номером СССР-75674 поступил в эксплуатацию – в Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИ ГА), а 4 марта 1971 года – в Ульяновскую школу высшей летной подготовки (УШВЛП).
В Ульяновске ШВЛП обосновалась в 1950 году. Подготовка летного состава для самолетов семейства Ил-18 велась с 1958 по 1985 годы (всего на крыле было 30 бортов). Экипажи Ил-18Б обучались с 1958 по 1980 годы (летали 12 бортов). Машину осваивали не только советские летчики, но и пилоты из стран Европы, Азии, Африки (Ганы, Гвинеи, Мали и др.).
С 1980 года – Учебный центр гражданской авиации Стран Экономической Взаимопомощи (УЦ ГА СЭВ). С 1993 года – Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУГА), кстати, единственное в России.
26 марта 1979 года Ил-18Б, СССР-75674, приземлился в Пензе (аэропорт Терновка) «навечно», прибыв техническим рейсом из Ульяновска (аэропорт Баратаевка, он же Ульяновск – Центральный).
25 мая 1979 года Приказом №79 Министерства гражданской авиации СССР лайнер был списан «по отработке общего срока службы». Некоторое время он стоял на грунте, между двумя рулежными дорожками, ведущими к западному перрону.
После 29 августа 1979 года соседом Ил-18Б стал самолет Ту-124В, СССР-45042. Он прилетел из Казани, тоже – «навечно». Рейсом – чисто техническим, с биографией – более звездной, но целью – отнюдь не киношной.
В 1980 году, в одну из ночей, частично разобранный Ил-18Б (со снятыми полукрыльями, чтобы вписаться в дорожный просвет) перевезли на правый берег Суры. Там лайнер опять собрали и указали ему место «вечной» стоянки – в поле зрения УВД по Пензенской области. В спецоперации принимал участие авиатехник с авиационно-технической базы Пензенского объединенного авиаотряда Борис Филиппович Гендельман – ныне покойный.
Ил-18 не был для пензенских пассажиров «чужой птицей», такой, например, как Ту-104, предполагавшийся к установке изначально. Самолеты Ту-104 пензенский аэропорт никогда не принимал, а самолеты Ил-18 выполняли регулярные авиарейсы. С 1 июня 1975 года (впервые через Пензу) Фрунзе – Пенза – Рига. С 1976 года Красноярск – Пенза – Харьков – Симферополь (из Пензы в Крым можно было попасть за 24 рубля). С 15 мая 1979 года (еще не списанный борт №75674 в это время стоял между двух рулежных дорожек и ждал своей участи) Караганда – Пенза – Ленинград. С 197. года Новосибирск – Пенза – Львов.
По кинотеатральному назначению «Илюша» использовался в течение 1922 дней.
Для сравнения: от идеи Г. В. Мясникова до ее воплощения в жизнь минуло 1930 дней.
В 1979 – 1981 годах отлетавший, и даже установленный на месте своей последней стоянки, лайнер по-прежнему находился… в подвешенном состоянии.
15 июня 1981 года по самолету Ил-18Б, наконец, было принято окончательное решение, и началась его вторая жизнь – в роли самолета — кинотеатра «Илюша».
В среду 19 мая 1982 года Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина исполнилось 60 лет. Этому событию и было посвящено открытие детского кинотеатра.
В воскресенье 30 мая 1982 года в 10-00 состоялся первый киносеанс. Показывали художественный фильм «Лебеди Непрядвы».
Последний киносеанс 1982 года случился в воскресенье, 3 октября – «Каникулы в Простоквашино».
В 1983, 1984, 1985, 1986 и 1987 годах «Илюша» работал в весенне-летний период.
В среду 2 сентября 1987 года в 14-30 состоялся последний киносеанс. Показывали мультфильмы.
Первый самолет, переоборудованный в детский кинотеатр, появился в СССР после 27 августа 1973 года. В 1973 – 1974 годах, по причине одновременного массового списания самолетов Ан-10 с пассажирских авиалиний, значительное количество их приобрело статус «объектов культурного наследия».
Одним из «счастливчиков» стал лайнер Ан-10А с бортовым номером СССР-11200. Переоборудованный в детский кинотеатр «Антошка» и установленный в куйбышевском парке имени Ю. А. Гагарина, он и приглянулся товарищу Мясникову.
Первый Ил-18 снизошел на пьедестал в 1976 году. Это был Ил-18В, СССР-75525, увековеченный в городе Переяслав-Хмельницкий (Киевская область, Украинская ССР). Самолеты этого типа со временем установили не менее чем в 34 городах бывшего Советского Союза.
Ил-18Б, СССР-75689.
Детский кинотеатр «Илюша».
Прибыл в 1977 году из Баку (списан 29 июля 1977 года).
Установлен 13 апреля 1978 года в парке Гагарина, рядом с кинотеатром «Космос».
~12 апреля 2000 года был демонтирован.
Запорожье
Ил-18Б, СССР-75658.
Детский кинотеатр «Полет».
Прибыл из Львова (списан 30 ноября 1978 года).
Установлен в ~1979 году в парке Трудовой Славы («Алюминиевая балка»).
В конце июля 1999 года сгорел и был демонтирован.
Свердловск
Ил-18А, СССР-75748.
Детский кинотеатр «?».
Прибыл из Душанбе (списан 24 сентября 1973 года).
Установлен 29 июня 1977 года в парке Энгельса.
В 1992 году сгорел и был демонтирован.
Саратов
Ил-18В, СССР-75540.
Детский кинотеатр «?» (видеосалон – ?).
Прибыл 18 марта 1981 года из Челябинска (списан 18 мая 1981 года).
Установлен рядом со стадионом «Сокол» (ул. 3-я Дачная).
В 1988 (не ранее 1994 – ?) году сгорел и был демонтирован.
Ровно
Ил-18, СССР-…
Детский кинотеатр «Полет», потом пневматический тир.
Установлен в 1980-х в парке «Юбилейный».
Уничтожен.
Душанбе
Ил-18, СССР-…
Детский кинотеатр «?».
Установлен в 1980-х недалеко от станции юных техников.
В начале 1990-х уничтожен.
Как видим, похожая судьба уготована была всем «Илюшам» и его братьям, расставленным по городам и весям бывшего Советского Союза в культурно-образовательных целях. В новый формат – бескультурно-развлекательной идеологии они уже отнюдь не вписывались…
Летом 2014 года на постсоветском пространстве «в живых» оставался только один ближайший родственник пензенского «Илюши» – Ил-18Б, СССР-75659, «приземлившийся» в спальном районе города Луцка, возле жилых домов на проспекте Молодежи.
Отмучился
13 ноября 1994 года «Илюша», самолет-кинотеатр стоял на месте – представляя собой печальное зрелище, но еще оставаясь не расчлененным.
Во время предвыборной президентской кампании 1996 года (выборы Президента РФ состоялись в два тура – 16 июня и 3 июля 1996 года) то немногое, что еще оставалось от самолета, было окончательно демонтировано.
В настоящее время на месте самолета находится магазин «Сура-Авто», открытый ? года (г. Пенза, ул. Злобина, 27). Сохранились два башмака из бетона – под носовую и левую основную опоры шасси, заросшие кустами красной черемухи. Башмак из-под правой опоры отступил под натиском торговой точки.
Осталась входная группа бывшей электрощитовой камеры – помещение странной архитектуры, расписанное граффити. Под нею, наверняка, есть какие-то секретные коммуникации – наличие подземного бункера выдает прямоугольная асфальтовая заплатка. И нет уже рядом «летающей тарелки» – бывшей билетной кассы с «инопланетной» тетенькой и заветными голубыми листочками по десять копеек…
Газета «Молодой ленинец»,
№22, 30 мая 2000 года.
КТО УГНАЛ «ИЛ-18»?
БЕССЛАВНАЯ ГИБЕЛЬ ЛЮБИМЦА ДЕТВОРЫ
Ровно 18 лет назад, 30 мая 1982 года, в Пензе был открыт необычный детский кинотеатр «Илюша», который размещался в самолете «ИЛ-18». Некогда гордый покоритель воздушной стихии, раскинув крылья, замер на набережной реки Суры. В самолете установили кинопроектор «Украина», и пензенские ребятишки вместе с родителями с удовольствием приходили к гостеприимному «Илюше» посмотреть мультики и, находясь на борту экс лайнера, представить себя настоящими пилотами.
Мы не могли не отметить символического совершеннолетия самолета-кинотеатра, потому что «Илюша» для нескольких поколений пензенцев стал символом счастливого безмятежного детства. К сожалению, принимать поздравления с 18-летием сейчас некому – уже несколько лет «Илюши» на набережной не видно. Редакция «Молодого ленинца» решила выяснить, что же случилось с кинотеатром-самолетом, и как сложилась его судьба.
Николай Васильевич Гоголь еще сто с лишним лет назад изумлялся: «Всяк в России так и хочет памятник поставить. Кто себе, кто герою, а кто и глупости, и разгильдяйству». Идут годы, а нравы так и не меняются. Георг Мясников когда-то увидел в Куйбышеве самолет-кинотеатр. Синтез технического прогресса и искусства настолько покорил пензенского чиновника, что тот решил и в нашем городе открыть такой же чудо-кинотеатр. Не смутило Георга Васильевича даже то обстоятельство, что кинотеатр с крыльями был пожароопасным. Куйбышевский самолет как-то загорелся прямо во время сеанса. К счастью, обошлось без жертв.
Несколько лет «Илюша» исправно работал на ниве культуры.
А потом настали сложные времена, как для российского народа, так и для маленького пензенского самолетика. По словам директора «Киновидеообъединения» Валентина Алонзова, на балансе управления кинофикации «Илюша» не числился. Он считался филиалом кинотеатра «Современник». С конца 80-х годов кинотеатры отошли в муниципальную собственность Пензы, а из-за недостатка средств на их содержание и приобретение новых фильмов многие из них потихоньку перестали функционировать по своему прямому назначению.
«Илюша» умер как рудиментарный придаток «Современника». Одинокий и бесхозный самолет долгое время сиротливо стоял на набережной. Сначала влюбленные назначали свидания у «Илюши», а тинейджеры спасались в нем от непогоды. Потом изобретательные и крайне бесстыжие граждане сделали из бывшего кинотеатра отхожее место. Видимо, сказалось соседство с питейным заведением – рестораном «Праздничный» – и отсутствие в радиусе двух километров общественных туалетов. «Илюша» все безропотно сносил и, несмотря на надругательство, по-прежнему имел вполне респектабельный вид. Какие-то крутые ребята, соблазнившись летной экзотикой, даже хотели устроить на борту «Илюши» летнее кафе. Но санэпидемстанция не позволила осуществить их планы. По санитарным нормам самолет не годился на такое дело: ни воду, ни канализацию подвести к нему невозможно.
В начале 90-х годов «Илюшу», как и все, что плохо лежит, стали буквально растаскивать по частям. Вандалы, не таясь, средь бела дня сначала отодрали обшивку самолета, а затем и вовсе оторвали у него хвост. Кто-то тащил детали самолета в пункты приема цветмета, кто-то находил применение запчастям у себя на даче.
Некоторое время «Илюша» пугал горожан своим неприглядным видом, а потом и вовсе исчез. За
разъяснениями, куда делась достопримечательность набережной Суры, мы отправились к бывшему заместителю начальника управления кинофикации Валерию Исаеву. Он нам ответил: «Да, кинотеатр я открывал, а вот дальнейшая его судьба мне не известна. И вообще, «Илюша» теперь не в моем ведомстве».
По слухам, «Илюша» (а вернее, то, что от него осталось) долгое время лежал неподалеку от школы №25. По наивности мы даже предположили: не взялись ли школьники за реставрацию самолета-кинотеатра. Но директор школы Ольга Федоровна Полякова развеяла наши иллюзии: «Уже лет пять, как останки самолета растащили на цветмет досужие пензенцы. Кто доставил «Илюшу» на территорию школы, я не знаю».
Так почил в бозе памятник тщеславия одного из городских чиновников. Всеобщая бесхозяйственность и вседозволенность убили крылатого друга целого поколения пензенской малышни.
Маргарита Яковлева (Мирослава Рузавина).
Материал подготовил Александр Шилин,
Клуб путешественников «ЗАГОСКИНЪ».
Спасибо. Очень интересно. Собираю информацию об истории авиации. Добавлю, что саратовский Ил-18 сгорел (был сожжен). На его месте установили городок из торговских ракушек. В кабине Ил-18 был авиамодельный кружек.