В это велосипедное путешествие хотели поехать многие пензенские велотуристы. Однако, в силу объективных и субъективных причин, на встречу с Европой поехали лишь четверо: Елена Носова – командир и переводчик; Тамара Колокольцева – завхоз и повар; Миша Колокольцев – штурман и главный «костратор»; Владимир Медведев – механик и летописец, турист-водник, сменивший байдарку на велосипед.
В ночь с 1 на 2 июля 2005 года поезд «Челябинск – Минск» увозит нас в велосипедное путешествие на встречу с Европой. В Минск мы приехали рано утром 3 июля, в день независимости Белоруссии. До Бреста поедем на электричке, а пока обмениваем рубли на «зайчики» и гуляем по городу неподалеку от вокзала. Минск – очень красивый и чистый город. Мы с удовольствием любуемся им, вдыхая прохладу умытых улиц.
В 9:00 сели на электричку. Машинист произнес белорусскую фразу: «Остерожно, двэры зачыняются, наступна станция…» – и поезд покатил в город Брест. Через 5 часов мы приехали. Нашли фирму, которая обещала нас отправить из Бреста в Кёльн. Командир быстро договорился с диспетчером о ночлеге на территории базы. За незначительную плату мы попарились в сауне. Вечер после баньки прошел быстро. У каждого появились первые впечатления, и каждый хотел ими поделиться. Итоги первого этапа: мы на границе с минимальными затратами, крыша над головой, питание по норме, покой.
Наша команда
Утро 4 июля. Проснулись, приняли душ, позавтракали и приготовились к посадке в автобус, т. е. сложили велосипеды, палатки и рюкзаки. Получился приличный «бугор».
Сидим, ждём свой автобус. Они регулярно подходят на базу, даже ночью, вывозя с необъятных просторов России всех тех, кто собрался «туда». Едут за барахлом, за машинами, к родственникам и, реже, такие, как мы, в путешествие. Все автобусы приходят, как правило, с опозданием на час. Наш автобус опоздал на два часа. Места в автобусе готовы принять нас, но багажное отделение, как я сразу заметил, было забито наглухо. Однако командир отдал приказ выгрузить всё и как-то воткнуть наш «бугор». Я попытался что-то сделать, но это вызвало бурный протест пассажиров. Все положительные эмоции от безмятежного начала путешествия улетучились в один миг. Дело дошло до лёгкого рукоприкладства и дикого ора. Наши силы были раз в десять меньше, т. е. 4 против 40. Автобус медленно и печально выехал за ворота базы без нас.
Флаг Европейской велонедели
Всплакнув от горя и высказав диспетчеру свои впечатления от баталии, происшедшей при погрузке, Елена сказала: «Есть проблема, её надо решать». Нашёлся
Потолкавшись среди таксистов на привокзальной площади, получив информацию, приняли решение. Вечером в 18:00 от вокзала уходят два автобуса в Германию. Если там будут места, то нас возьмут, если таковых не окажется, то едем на электричке через границу до Тересполя, а там как Бог даст. На наше счастье, один автобус вез детей из Новосибирска на фестиваль детских хоров в Германию. У детей было мало вещей, благодаря этому, мы свободно разместили в багажнике наши велосипеды и рюкзаки.
Заплатив 105 евро за билет и 20 за багаж, мы сели на первые места, что позволило нам хорошо просматривать местность, мелькающую вдоль дороги. Через 3 км граница.
На границе простояли недолго, часа два, и то потому, что мы попали в пересменку. Польская таможенница на ломанном русском спросила нас про водку и икру. Получив утвердительный ответ: «Везём, но в пределах дозволенного», – проверять не стала. Пересекли границу. Первое впечатление: хорошая дорога, ухоженная земля и чистота.
Через два часа поездки нас покормили в посольском ресторане. Ужин был довольно вкусный и сытный. Одноразовое питание входило в стоимость билета. Для того чтобы питание было дешевле, кормили в Польше. Ночью приехали в Варшаву.
Второй водитель ушел в отсек, где расположена кровать для отдыха и сна. Пересев на его кресло, я начал беседовать с первым водителем, спрашивая про его ночную работу. Он рассказал мне, что все, кто ездят за границей, имеют график своей работы, который рисуется автоматом-самописцем. Водители называют его «шайбой», т. к. он имеет круглую форму диаметром 20 мм, разбитую на сектора. В поездке должно быть не менее двух водителей, каждый из которых не должен в течение двух суток работать более 22 часов. Через каждые 4 часа они меняются, при этом в самописец вставляется своя личная «шайба». Если полиция проверит, а она периодически это делает, и обнаружит, что водитель вел машину более четырех часов без отдыха, то оштрафует его на крупную сумму евро.
Через двое суток водители должны обязательно остановиться и отдохнуть в кемпинге. Политика европейской полиции такова: «Уставший водитель за рулем потенциально опасен». На одной из стоянок я наблюдал, как один водитель фуры просто сидел и ждал, пока пройдет время, которое предписывается ему для отдыха. Для меня, россиянина, поездившего в командировки много и далеко, было диковато: «Как же это так? Просто сидеть и ждать». Наши жмут до тех пор, пока глаза не начинают слипаться, а мозги перестают работать. Стоянки у них заслуживают отдельного описания.
С автобана дорога плавно уходит вправо. Метрах в двухстах, параллельно автобану, построены ещё две дороги, между собой соединенные «елочной» стоянкой для автомобилей. На площадке стоят добротные столики и скамейки, детская площадка, специально оборудованное место для костра и туалет.
В туалете рукомойники, писсуары и унитазы изготовлены из нержавеющей стали и заделаны в стены так, что сломать их без какого-то инструмента невозможно. Рядом с каждым гигиеническим предметом встроенный в стену сенсорный включатель воды. Поднёс руку и получишь порцию воды помыть руки или смыть нечто. Везде туалетная бумага и бумажные полотенца. Всё продумано до мелочей. Интересен тот факт, что ни на одной из стоянок я не видел человека, который обслуживал её, хотя такой, конечно существует.
К концу следующего дня, накатавшись по Германии, нас пересадил к себе в микроавтобус руководитель автобусной компании «Вектор», некто Отто. Наш автобус вместе с водителями, с которыми за сутки мы подружились, отправили с группой туристов в Россию. Что поделаешь, в это время потоки туристов значительно увеличиваются и Отто, для того чтобы заработать, приходится часто принимать нестандартные решения, которые порой наносят дискомфорт его клиентам.
Нам повезло, что нас до Кельна довез сам шеф. Мы познакомились с ним и этот факт, на обратном пути, сыграл для нас важную роль.
Итак, пассивная часть путешествия закончилась. Мы встали на колеса и поехали в кельнский парк, где наши «Ласточки» знали раскидистое дерево, под кроной которого с наступлением темноты мы поставили палатки и переночевали. Погода стояла хорошая. Все получалось так, как мы задумали. Рано утром мы быстро собрались и стали велотуристами, любующимися
Кёльнский собор
Пока мы с Мишей ходили на экскурсию в собор, Лена с Тамарой познакомились с двумя немцами. Они, узнав о нашем путешествии, предложили нам маршрут движения, отличный от того, что предложил нам Лионель (наш французский друг). Маршрут начинался прямо от собора и пролегал вдоль Рейна и впадающей в него реки Мозель. Этот маршрут хотя и оказался длиннее, но зато он был более ровный и очень живописный, т. к. проходил вдоль рек. Посовещавшись, мы единогласно решили ехать по нему. Тепло попрощавшись с немцами, мы выехали на набережную Рейна, вдоль которой проложена велосипедная дорожка до самого Понт-а-Муссона.
Езда доставляла огромное удовольствие: едем по набережной реки, велодорожка ровная, поэтому под колеса не смотрим, а любуемся
На фоне Рейна
За те 600 км, которые мы проехали по Германии и Бельгии, на обочинах я увидел не более 20 бутылок. Этого не могу сказать про Францию – они ближе к русским. Было ещё одно наблюдение, о котором хочется рассказать. Реки, вдоль которых мы ехали, судоходны. Параметры их как у нашей Суры. Через каждые 20-25 км стоят плотины со шлюзами, что позволяет использовать их, как транспортные артерии. Фарватер очищен, а вдоль берегов насыпаны камни, для того чтобы не размывало берега волнами от проходящих судов. В одной из деревушек завернули к виноделу. Он налил всем по несколько маленьких стаканчиков вина для пробы. Попробовав три вида выпускаемого им вина, мы выбрали одно. За 5 евро купили 4 больших бокала прекрасного «Рейнского светлого».
Дегустируем вино Мозеля
Там же во дворе за столиком и пообедали, потягивая вино. Позже, во Франции, мы пили многие вина, но вся наша команда отметила что, это рейнское было лучше всех. У этого немца в собственности 12 гектаров виноградников на склонах гор. Ежегодно он выпускает от 14 до 17 тысяч литров вина. В его доме винные подвалы, а в пристрое дома маленький разливочный цех со всем необходимым оборудованием, дегустационный зал, барная стойка и магазинчик. По его словам, со сбытом никаких проблем не возникает. Немец 5 лет учился на винодела в Кельне и в своем деле знает толк.
В гостях у немецкого винодела
Поехали дальше. В день мы проходили по 80-90 км. Первая ночевка была на берегу Рейна у ручья, текущего с гор. Метрах в трехстах находилась паромная переправа. Место от дороги было скрыто деревьями и кустами. На этой полянке кто-то уже жег костер, значит, и нам можно было разжечь свой «Мерседес».
«Мерседесом» мы называем печку и два котла, которые сделали из нержавейки накануне поездки. Очень удобная вещь в таких походах, где костры нельзя разжигать открыто, как мы это делаем в России. Два литра воды закипают на нем за 6 минут, при этом сжигается небольшая кучка прутиков. А «Мерседесом» она названа потому, что нижняя решетка, куда укладываются дрова, выполнена в виде двух колец с тремя радиальными лучами.
Ночевка прошла без приключений. С утра позавтракали и в дорогу. Во второй половине дня у Миши сломалась педаль. Дальше ехать стало невозможно. Поломка типичная, я её называю «болезнь алюминиевых шатунов». Такая же поломка была у Тамары в Бельгии, такая случилась и у меня во Франции при подъеме на гору Муссон. Хорошо, что мы не успели далеко отъехать от небольшого немецкого городка, куда и развернули своих стальных коней. Мы с Тамарой остались под большим мостом через Рейн, а Лена с Мишей поехали в город искать магазин или мастерскую. Часа через два они приехали в сопровождении русской женщины Людмилы, проживающей в этом городе. Она помогла найти им магазин, где был отремонтирован велосипед Миши. Здесь под мостом мы обнаружили лежанку бомжей. Это нас очень удивило, а Людмила сказала, что бомжи есть и в Германии и что государство платит им 10 евро ежедневно. Это сообщение Людмилы навело на мысль: «А не побомжевать ли и нам здесь?!». Мы с Тамарой покормили гостью нашими продуктами из России и распрощались.
Знаменитая река Мозель
Дальнейшая дорога пролегала по не менее симпатичным местам. Мы ехали и рассматривали Германию. Были две ночевки: одна в кемпинге и ещё одна на берегу реки Мозель. По времени мы чуть-чуть опаздывали к началу велонедели и поэтому решили километров 80 проехать на электричке. Решение это было принято по двум причинам. Первая причина в том, что нам всем хотелось проехать на поезде и сравнить их поезда с нашими. Вторая, Лене очень хотелось быстрее встретиться с друзьями. В субботу 9 июля после обеда мы прибыли в славный немецкий город Триер.
Над городом кружил вертолет, а основные магистрали были перекрыты полицией. Окольными путями вдоль железной дороги мы добрались до вокзала. Около него стояло много полицейских машин, включая водометную. Около батальона полицейских, экипированных, как на войну, находились на привокзальной площади. Какой-то человек, владеющий русским языком, объяснил нам, что в центре города идет политическая демонстрация с требованием каких-то прав. Мы, можно сказать, побывали в центре политической борьбы. Без всяких проблем купили билеты на поезд и запаслись немецким пивом в дорогу. Подкатил поезд, следующий в Люксембург.
Прямо с перрона завезли велосипеды в вагон, на борту которого был знак велосипеда. В Европе, по моим наблюдениям, на электричках ездит гораздо меньше народа, нежели в России. По всей видимости, отлично развитая сеть автомобильных дорог больше привлекает немцев, и они предпочитают передвигаться на велосипедах, машинах и мотоциклах. В вагоне есть специальное место, где мы поставили свои велосипеды и рюкзаки, а сами сели в удобные кресла, расположенные неподалеку. Пока дегустировали немецкое пиво, доехали до Люксембурга. Здесь у нас была пересадка. Мы с Мишей вышли в город на привокзальную площадь. Впечатление, мягко говоря, не очень. Бродят обкуренные или обколотые, пьяные субъекты, одетые чуть лучше наших бомжей. Покрутившись у вокзала около пяти минут, ушли на перрон, т. к. подходило время отправки нашего поезда во Францию. Так же без проблем завезли велосипеды в вагон и сели. Пока мы ехали, познакомились с одной русской девушкой, живущей с родителями во Франции. Столь приятное знакомство и беседа скрасили время поездки.
Вид на город Понт-а-Муссон
Прибыли в Понт-а-Муссон часов в 5 вечера. Быстро на перроне собрали велосипеды, погрузили багаж и поехали. Нашли место, указанное в проспекте и пришли в недоумение. Это оказалось большое футбольное поле с небольшим зданием, на котором нарисован велосипедист и вокруг ни единой души. Что-то здесь было явно не так. Пошли с Леной в разведку. За зданием велоклуба находилось небольшое кафе. В нем мы нашли четверых мужчин и женщину. Все они французы, изрядно выпившие и не понимающие ни русский, ни английский, ни немецкий языки. Это первые французы, с которыми мы попытались общаться. Хозяин угостил нас каким-то очень плохим коктейлем. Попробовав его, Лена попросила меня допить. Показать, что это не вкусно было неудобно и мне пришлось её выручить.
Процесс переговоров, однако, пошел быстрее. Мы сунули им пригласительные билеты на велонеделю, где был указан телефон организаторов. Один
Надо сказать, что место нам досталось очень удобное. В десяти метрах стоял бетонный стол со скамейками, а ещё через пять метров уже была река Мозель с удобным входом в воду. На берегу стояло большое раскидистое дерево, которое в жару дарило нам тень и прохладу. Обустроившись, мы дружно двинулись на ужин, который для нас устроили Лионель и Мари Роз. Вечер прошел очень весело с французским вином и «Касуле» (тушеная фасоль, картофель, овощи и мясо), колбасой и обязательным сыром. Вторая часть велосипедного путешествия закончилась счастливым и безмятежным сном.
Ужин с французскими друзьями
На следующий день состоялось открытие велонедели. Мы позавтракали и одели наши желтые губернаторские майки. Подъехали к рецепции с нашими друзьями.
Здесь уже собрался народ. Возраст от 5 и до 70 лет и даже старше. Старики и старушки, для своего возраста, выглядят очень хорошо. Люди здесь встречали старых друзей по прошлым велонеделям. Наших «Ласточек» взяли в кольцо поляки. Представители всей Европы очень разные, красивые, жизнерадостные люди, любящие велосипед и путешествия. Организаторы велонедели официально открыли её и сообщили, что присутствует на ней 1200 человек из 15 стран. Подняли флаг Ассоциации интернациональных туристов, раздали кубки и сувениры активным участникам и тем, кто принимал участие в её подготовке. Также выступил организатор прошлой велонедели, которая была в Бельгии, некто Раймонд.
Открытие велонедели
Церемония открытия закончилась. Организаторы вывели колонну велосипедистов на улицы города, а затем и за его пределы на первый тридцатикилометровый маршрут. Мы ехали с первого до последнего дня командой из семи человек. Колонна растянулась километра на два. Франция. Кругом зрелая пшеница, кое-где уже скошенная. Тихие ухоженные деревушки. В селении обязательно есть стандартная католическая церковь с часами, мэрия, домики здесь все с окнами, закрывающимися ставнями, около домов корзины и вазоны с цветами. Около каждого дома чистый пластмассовый бак для сбора мусора. На улицах почему-то очень мало людей, то ли на работе, то ли отдыхают в тени своих квартир.
На маршруте
Пейзаж чем-то напоминал мне Россию. Отличие в том, что среди полей шла небольшая, но очень ровная и хорошая дорога. Поля подходили прямо к обочине дороги, здесь нет ни одного метра брошенной земли. Пшеница – тучная, низкорослая и, главное, не видно сорняков. Луга, как правило, огорожены проволокой. Там пасутся стада коров, и их никто не охраняет. Хозяин вывозит с утра на луг бочку воды с автопоилками и ещё приезжает доить коров несколько раз в день. Вот и весь уход. Большую часть жизни скот проводит на воле, предоставленный сам себе: хочешь, ешь, хочешь, лежи, хочешь, попей водички.
На многих полях идет уборка. На поле, как правило, работает только один комбайн, ещё стоит трактор, чуть мощнее нашего «Белоруса» с прицепленной огромной фурой, в которую входит не менее 15 тонн зерна. Хозяин-француз находится здесь же на поле, сидит в легковой машине и наблюдает, как идет уборка и не уходит ли зерно налево. Поля у них, по сравнению с нашими, меньше, однако, урожай очень хорош. Не менее 40 центнеров с гектара, что видно невооруженным глазом. Вывозит его французский фермер не как мы «ЗИЛами» и тележками по 3-3,5 тонны, а сразу фурой 15-18 тонн, что обусловлено экономией топлива. Солярка во Франции стоит примерно 1 евро или 35 рублей (данные 2005 года). Цена черного хлеба 3 евро, французской булки 1 евро, т. е. 1 литр солярки стоит столько же, сколько французская булка. По сравнению с российскими ценами это соответственно 15 рублей и 9 рублей 50 копеек. Учитывая, что фермер ведет хозяйство более качественно и бережливо, думаю, что им живется неплохо. Уборка идет напрямую, т. е. идет косьба и обмолот одновременно. Сразу после обмолота, трактор подцепляет механизм уборки сена, которое он подбирает и скатывает в рулоны. Следом выходит подъемник и тот же трактор, но уже с фурой, куда грузят тюки. Их иногда свозят на край поля, как у нас стога, но в большинстве случаев увозят в большие крытые хранилища, расположенные около фермы. Вот такие мои наблюдения о французском фермере.
Могила Шарля де Голля
Поехали дальше. Проживание наше на велонеделе, благодаря нашим друзьям, проходило интересно и насыщенно. Фрэнсис и Лионель после велопробега и обеда, который часто проходит в виде пикника на маршруте, везут нас в город на экскурсию. Лионель, в частности, возил нас на могилу генерала де Голля, который захоронен по собственному завещанию в провинции, там, где жил и работал в молодые годы. Могила расположена на деревенском кладбище, рядом с небольшой церквушкой. В ней кроме генерала похоронена его жена и 28-летняя дочь. Место упокоения этого великого человека обозначает большая плита из белого мрамора и простой без выкрутасов крест. На вершине господствующего холма стоит огромный крест, который виден издалека со всех сторон. Как нам сказал Фрэнсис, крест был символом жизни де Голля. Недалеко от могил стоит ещё один крест, вокруг которого много плиток из камня, и на которых выгравированы слова любви и благодарности в адрес генерала и президента Франции.
На следующий день Фрэнсис увез нас в город Нанси, расположенный в 30 километрах от нашей базы. Город очень красивый. Особенно нам запомнилась площадь перед мэрией. Старинный дворец, площадь вымощенная камнем, здания, соборы, фонтаны – все только что отреставрировано. Все это излучает теплый белый свет и блистает сусальным
Если в Париже она «чужестранка», то здесь у неё родной дом или, лучше сказать, рабочее место. Шарманщик здесь зарабатывает свой кусок хлеба. Недалеко от площади расположился ботанический сад с разнообразными и великолепными цветами, растениями, кустарниками и деревьями. Все это аккуратно рассажено по грядкам, на каждой из которых табличка с названием растения. На выходе из сада растет экзотическое «обезьянье дерево». Почему его называют обезьяньим, я так и не понял. Может быть, потому, что ветки его похожи на хвосты обезьян. Хотя обезьянам по нему лазить совершенно невозможно, т. к. ветки его – сплошные колючки, как у кактусов. День подходил к концу. Мы еще немного погуляли по городу, посмотрели на французов, которые сидели за столиками уличных кафе, пили вино, пиво, курили сигареты и беседовали. Жизнь в это время здесь только начинается. По дороге домой заехали в супермаркет, чтобы
Тайная вечеря у палатки Фрэнсиса
Фрэнсис решил устроить нам романтический ужин. Мы быстро разложили столик перед его палаткой, на него выставили нехитрую снедь и зажгли свечи. До глубокой ночи мы сидели и беседовали, шутили и смеялись. В конце концов, все хорошее, как, впрочем, и всё плохое, проходит, и лагерные старички и старушки, которые ночевали в палатках, начали поминать нас не самыми добрыми словами. С сожалением мы разошлись по своим палаткам. Ночь была звездная и теплая. Спать совсем не хотелось. И хотя купаться «ferbotten», мы всем семейством потихонечку искупались в Мозели, тем самым нарушив порядок.
Центральная площадь города Нанси
Утро началось с туалета. Мы с Мишей пошлепали через футбольное поле к блокам душевых и туалетов. Устройство их автономно. Вагончик 3×6, вдоль одного борта штук пять умывальников, с другого бока четыре душевых кабины и электрический нагреватель воды. Все сделано с умом, компактно и удобно. Такой блок можно погрузить на машину и привезти в любое место скопления народа. Воду можно заливать в баки, можно подключать от водопроводов. Слив можно организовать, либо как выгребную яму, либо отвести его в канализацию. Электропитание возможно от автономного генератора. Примерно также устроены общественные туалеты. Приняв душ, пошли завтракать. Все продукты у нас при себе. В течение всего месяца мы принимали минимальное количество еды. Кипятили воду на кемпинг-газе и заливали кипятком сублимированный картофель. Добавляли масла и зелень, кусок копченой колбасы или тушенки. Салат из овощей и кофе, или чай с печеньем – вот примерный наш завтрак.
Накануне дня независимости Франции, 14 июля, в городе проводились всевозможные мероприятия. После недолгой поездки по маршруту, мы пошли гулять по городу. В этот день проводились гонки на мотоциклах и квадроциклах. Масса народа скопилась у импровизированного мотодрома. Выступление начали каскадеры. Мы стояли у ограждения высокого трамплина. Уже стемнело, кругом кричали зрители, выстреливали ракеты и петарды. Вдруг раздался рев голосов, который заглушил ещё более мощный рев мотоцикла. Через секунду трамплин выстрелил мотоциклом с его ездоком на высоту десяти-пятнадцати метров. Там, на этой высоте, в её мертвой точке, каскадер сделал стойку на одной руке, держась за руль. Через секунду вся эта композиция начала падать. Публика заохала, сердца замерли. На высоте 5 метров каскадер сел в седло своего друга и приземлился на специально подготовленный склон. Короткий пробег с отрицательным ускорением, резкий разворот, толпа облегченно вздохнула и взорвалась визгом и аплодисментами. Следующим трюком было выступление второго каскадера. Он висел в воздухе в ещё более экзотической позе. Шоу продолжалось минут 30. В заключение ребята пересели на маленькие мотоциклы, перешли на меньший трамплин и несколько раз сделали
Затем были гонки на мотоциклах. Оказалось, что это был этап чемпионата Франции по мотогонкам. Человек 40 спортсменов с ревом, заглушающим все вокруг, устремились на ночную трассу, освещенную прожекторами. Лихие виражи,
Домой в кемпинг мы приехали в два часа ночи. Ворота уже закрыты, но мы нашли сторожа, и он нас впустил на территорию. К сожалению, Миши с нами не было в этот вечер. Он мирно спал в палатке. Утром мы не стали рассказывать ему об увиденном, чтобы не огорчать его. Сказали, что мы были на танцах, куда собственно и собирались. Кстати о танцах. Культурная программа, подготовленная для нас организаторами велонедели, была совершенно никакой. Девчата рассказывали нам, что на велонеделе в Бельгии устраивались танцы, где народ тусовался и знакомился, беседовал и обменивался адресами и т. д. Здесь же, на въезде в лагерь стоял балаган, покрытый тентом. В нем находился телевизор и один из организаторов велонедели.
Вечерами сюда приходила публика смотреть велогонку Тур де Франс, которая в это время проходила во Франции. В углу стояла старая стойка, где продавали пиво и всякую пакетированную мелочь. Цены заломили такие, что даже для наших французов это было не по карману. Отсутствие развлекательных вечерних мероприятий было не по душе обитателям нашего лагеря. Люди потихоньку начали скучать. В один из вечеров в балаганчике появилась плохенькая музыка. Ваш покорный слуга, махнув 150 разведенного спирта и поужинав у Мари Роз с вином, в сопровождении всей честной компании двинулся на звуки музыки. Вечер и выпитое вино располагали к танцам. В балаганчике было около пяти человек. Нас было пятеро. Начали танцевать и я, естественно, приглашал всех импортных женщин. Моя половина смотрела на это безобразие недолго, потом решительно подошла, и отшвырнула англичанку прочь. У меня отвисла челюсть, у англичанки округлились глаза. Тамара победоносно взяла меня в руки (знай наших!) и сказала мне: «Я тоже хочу танцевать!» Международный скандал удалось погасить методом устройства хоровода. Мне кажется, иностранки в этот момент вспомнили Некрасова: «Есть женщины в русских селеньях…»
На следующий день организаторами был разработан маршрут, на котором устраивался всеобщий пикник. Наша компания подъехала туда около 12 часов. На краю небольшой деревушки поставили столы и скамьи человек на 80. Натянули тент, чтобы прикрыть обедающих от палящего солнца. На свои талоны стоимостью 9 евро мы купили кусок французской булки и тарелку, на которой оказались глупый салат, лапша, три вида колбасы диаметром 120 мм и толщиной такой, что нельзя поддеть вилкой. Через такую нарезку хорошо смотреть солнечное затмение. Участники ралли все продолжали подъезжать, а мест уже не хватало. Должен был быть десерт, но мы его ждать не стали. В сердцах Фрэнсис бросил фразу: «Мне стыдно за своих соотечественников, организовавших такой праздник». Проехав несколько километров, мы нашли прекрасную площадку для отдыха, вынули свои продукты и устроили свой – настоящий пикник.
Обед на маршруте
Вечером на центральной площади Понт-а-Муссона были народные гулянья. На смонтированной для этого случая сцене, выступали артисты. Люди танцевали на помосте, тоже уложенного для этого праздника. У меня воспалился седалищный нерв, поэтому я активного участия в танцах не принимал. К сожалению русской женщины, которой хотелось танцевать. Публика здесь была очень разнообразная, похожая на нашу. Пожалуй, русские в таких случаях более нарядные и более красивые. Врезалось в
Каждое утро к нашему лагерю приплывала большая рыба. Она нахально ходила вдоль берега, видимо искала корм. Её верхний плавник разрезал гладь воды и одновременно рвал сердце Михаила. Как жаль, что я отговорил его взять с собой удочку, тут бы он отвёл душу, да и нас бы подкормил. Он бросает в неё камень, в надежде оглушить, но промахивается и рыба уплывает. Она не привыкла к такому обращению. Где-то в зарослях здесь жила выдра, часто приплывали утки и лебеди. Они не боялись людей. На одном из перекусов, который мы устроили на берегу реки Мозель, к нам вышла стая диких,
Мне вспомнился рассказ моего учителя по туризму Г. В. Черняева. Угнанный в Германию во время войны, четырнадцатилетний мальчишка, голодный и холодный, он, на заточенный гвоздь в виде крючка ловил этих уток, рискуя жизнью. Сидя на берегу, закинув крючок с насаженным хлебом в воду, подсекал глупую утку, подтаскивал к берегу, сворачивал голову, прятал в сумку и убегал в лагерь. Там он её варил и съедал. В то время за это могли расстрелять. Немцы никогда, даже в войну, не позволяли гражданскому населению убивать живность. Рыбу ловят, это мы наблюдали.
Сегодня на реке проходила подготовка к чемпионату Франции по гонкам на гидроциклах. Большая лодка расставляет огромные разноцветные шары – буи на якоря, они обозначали трассу гонки.
Соревнования гидроциклов и их наездников
Наша команда с утра, как обычно, собралась на маршрут, но сегодня с нами не было Мари Роз. Она очень устала, так как вчера мы ездили по горам. Она обещала приготовить нам обед и просила долго не задерживаться. Фрэнсис и Лионель вели нас по щадящему, не очень длинному маршруту. К обеду мы возвратились в город. На реке уже шли соревнования. Мы остановились на мосту, отсюда очень хорошо просматривалась вся трасса. Зрелище это было захватывающее для нас, в некоторой степени необычное, потому что видели мы такое впервые. Гидроциклы одиночки (их человек 15-20) стартовали от набережной. Сначала они стояли в воде, чуть пониже пояса, потом завели моторы, руки положили на руль управления.
Прозвучал стартовый выстрел и спортсмены резко дали газ. Стальной дельфин, заглатывая воду, резко выплёвывает её назад. Рывок поднимает нос скутера и в этот момент хозяин прыгает на спину своего скакуна. Вся эта ревущая флотилия, выбрасывая фонтаны воды, устремилась на середину реки. Каждый старался быть первым, чтобы хорошо вписаться в трассу, это является залогом победы. Несколько кругов они носились по глади воды, хотя гладью её назвать нельзя. Скорее это котёл с кипящей водой. Фрэнсис сделал фотографию с моста, но скорость была столь велика, что в кадре остались только бурун от водомёта гидроцикла. Я прошёлся вдоль берега по набережной. Публика удобно расположилась в импровизированных кафе. За столиками и на травке лениво потягивала пиво, ела мороженое и чипсы, наблюдая за гонкой. В соревнованиях наступил перерыв. Мы вспомнили, что нас ждёт Мари Роз и Лионель, который уехал помочь накрыть стол.
Приехав в лагерь, быстро приняли душ и побежали столоваться «на халяву». Обед как всегда проходил шумно и весело: разговоры, шутки, рассказы. Два наших переводчика, Лена и Миша, успешно справлялись со своими обязанностями, успевая при этом пить вино, есть фрукты, овощное рагу и обязательный сыр. У французов такая традиция: чем бы они ни угощали, в конце трапезы обязательно подают сыр. Во Франции великое множество сортов сыра. Лионель, прежде чем подать порцию, давал по кусочку на пробу от трёх видов. Я попробовал один из них, который, по словам Лионеля, очень дорогой. Усилием воли я его прожевал. Сыр с плесенью и специфическим запахом. По-русски они не понимают, и я говорил им о своих ощущениях, особо не стесняясь, но Лену просил в переводе соблюсти дипломатический такт. Невольно вспоминаю забавный случай, который произошел с нами, когда мы ехали в Париж. Иногда мимо нас проезжали грузовики с дурным запахом. Когда я спросил об этом феномене у Фрэнсиса, он объяснил мне, что это везут сыр потребителю. О вкусах, конечно, не спорят, но без перевода я ему сказал: «Извращенцы». Поздно начавшийся обед плавно перешёл в ужин.
На следующий день мы поехали на гору Муссон. На подъёме у меня сломалась педаль, и остаток пути мы преодолевали пешком. Замечу, холодно не было. Нашли мы дворик с детской площадкой, в углу двора был стандартный стол, на улице вода. Вход на площадку детям до десяти лет. Русские дети и их французские друзья расположились в тени дома, падающей на стриженый газон.
Мы немного перекусили и уже пешком поднялись на самую вершину горы. Здесь в давние времена стоял замок, от него остались лишь фрагменты стен. Место, где стоял замок, оформлено как небольшой музей под открытым небом. На территории замка стоят пластины, на которых выгравированы философские высказывания писателей и других известных людей. Здесь же смотровая площадка в виде большой беседки, внутри которой стоит распятие Христа, выполненное в модерновом стиле. На куполе расположились ретрансляционные антенны. Соединение искусства с практическими нуждами, дало эффект несуразности. Со смотровой площадки Лена сделала отличный панорамный снимок Понт-а-Муссона.
Проезжая многочисленные деревушки Германии и Франции, я всё время посматривал, имеются ли у них пчёлы. Почему-то я их никогда не видел. А здесь, в одном из двориков, примыкающих к музею, я, наконец, увидел около восьми ульев. Они стояли в тёмном саду. Я как пчеловод, получил удовольствие, наблюдая за работой этих трудяг.
Даём интервью
С горы мы катились в режиме торможения. Моя сломанная педаль лежала в подрамной сумке, но от группы я не отставал. На въезде в город мы заехали в веломагазин, где нам за 10€ отремонтировали велосипед. Какого товара здесь только нет.
По возвращении в родной кемпинг, у нас состоялась встреча с корреспондентом местной газеты. На площадке, перед балаганом, мы встретились с симпатичным молодым человеком. Корреспондент местной газеты взял у нас интервью и сфотографировал, в результате чего через два дня о российских путешественниках с берегов Волги, узнала вся читательская аудитория Понт-а-Муссона.
Время, отведённое на проведение велонедели, подходило к концу. Наша команда съездила на озеро, где был оборудован пляж, и имелась служба спасения, душевые, туалеты и т. д. Тогда за всё время пребывания во Франции, я один-единственный раз вдоволь накупался. Как правило, на реках и озёрах, где не оборудованы посты спасения, купание запрещено.
«Володя, «ferboten», – говорил Фрэнсис мне, стоящему на берегу очередного водоёма и с тоской смотрящего на воду. Около четырёх часов мы отдыхали на этом пляже: купались, пили вино и закусывали. Возвращаясь в кемпинг, мы заехали в супермаркет, прикупили спиртное, продукты, так как вечером мы пригласили наших друзей на ужин. Угощали мы их гречневой кашей с тушёнкой, которой во Франции почему-то нет, бутерброды с красной икрой, чай, кофе и сухарики, которых во Франции тоже нет. Просидели опять до темноты
На следующий день мы должны были уезжать. Лионель и Мари Роз любезно предложили нам сопровождение на участке в 100 километров. Они погрузили наши рюкзаки, назначили место встречи на маршруте в одном из кемпингов на пути в Париж. Фрэнсис уезжал в другую сторону. Прощание с ним было тяжёлым, мы все его очень полюбили, женщины плакали. После того, как мы обнялись, у меня тоже ком подкатился к горлу. Чтобы не показывать своего состояния, я резко отвернулся, взял велосипед и ушёл.
Мы выехали на мост через Мозель и долго-долго махали Фрэнсису, который собирался домой в кемпинге.
Начался новый этап нашего путешествия. Мы ехали в Париж. Ехали легко, сказывалась
С Михаилом дела пошли ещё лучше. Мы катили, как на ралли, кто быстрее, скорость 24-28 км/ч, ориентировались хорошо и поэтому быстро приближались к намеченной точке. По пути окунулись в одной очень чистой и холодной речке, заехали на ферму налить воды, где познакомились с одной милой французской крестьянкой. Из нашего общения она поняла, что мы русские с Волги, едем в Париж и хотим напиться.
Когда Лионель вернулся за нами, до места нашей ночевки оставалось ехать 20 км. Лионель очень удивился нашему быстрому продвижению. За 2,5 часа мы махнули 70 км. Уже на машине мы прибыли в пятизвёздочный кемпинг, где нас ждали женщины и ужин. Вечером, приняв тёплый душ, мы уснули в своей палатке, а Лена ушла ночевать в караван, к Мари Роз.
Утром наши старички проводили нас на вокзал. Мы купили билеты, тепло распрощались с ними и поехали в Париж. Через час сбылась наша заветная мечта. Мы выкатили наши велосипеды на платформу восточного вокзала Парижа. Купив сим-карту, Лена созвонилась со своей подружкой, Ириной. Она назначила нам встречу в центре Парижа у собора Святой Магдалены в полдень.
Мы в Париже!
Раздобыв карту города, с гружёными велосипедами, мы двинулись в свой первый поход по городу. Первые 20-30 минут мы шли по улице чёрного квартала. Впечатление такое, что мы приехали не в столицу европейского государства, а в город африканской страны. Редкие белые прохожие поддерживали нашу уверенность в том, что мы все-таки в Париже.
Закончился квартал, кончилось чернокожее население. Зашли в какой-то скверик и пообедали в нашем стиле: кипяток и т. д. Через два часа не лестнице собора мы расцеловались с нашей замечательной Ириной. Она работает здесь недалеко в бутике «Диор». Обменявшись первыми впечатлениями, мы разбежались, так как ей надо было на работу, а нам дальше знакомится с Парижем. На велосипедах мы быстро докатили до Эйфелевой башни. Туристов, желающих подняться на неё, было видимо-невидимо. Стоимость посещения первого этажа 4,5€, второго 7,5€, посещение самой высокой смотровой площадки стоит 16€.
Кто не мечтает о такой фотографии?!
Доступ на третью площадку ограничен, т. к. всех желающих она вместить не может. Внизу, у кассы, табло периодически информирует о возможности приобретения билетов на третью площадку. Основная масса туристов попадает на вторую площадку, её высота составляет 154 метра. С четырёх ног башни ходят лифты, к каждому подъёмнику стоит очередь, человек 200-250. Чтобы попасть на башню необходимо простоять в очереди около часа.
В этот день на башню мы не попали, т. к. у нас были с собой велосипеды. Мы побродили в районе башни по Елисейским полям, сфотографировались, пообедали в сквере на лавочке и потянулись ближе к району, где проживает Ирина. Двигались по знаменитым улицам Парижа. Одна из них Плас-Пегаль – улица, где всегда тусуются проститутки и расположены магазины соответствующего назначения.
Заходили на знаменитое кладбище «Пьер-Лашез». Здесь похоронены многие знаменитости: Бальзак, Шопен, Эдит Пиаф и многие-многие другие. Их кладбищенская культура очень сильно отличается от русской. Стоят фамильные склепы, могилы, закрытые большими каменными плитами. На территории кладбища расположен крематорий и пантеон. Побродив по кладбищу, мы вернулись к своим велосипедам, которые стояли у входа, под присмотром француженки, торговавшей картами и открытками кладбища.
С кладбища, ориентируясь по карте, мы, не останавливаясь, поехали в северо-восточную часть Парижа, к нашей пензенской парижанке. Быстро нашли нужный район, это почти окраина Парижа, где проживает очень много эмигрантов – негров и арабов. Они проживают в брошенных пятиэтажках без света, воды и других благ цивилизации.
По рассказам Ирины, очень не благополучный, грязный и вонючий район. Для того чтобы оградиться от этого безобразия, пять больших 12-этажных домов огорожены высоким железным забором, с несколькими калитками, на которых установлены электронные кодовые замки. Войдя внутрь этой территории, сразу ощутили европейскую цивилизацию и дизайн. Дворы чистые, ухоженные, художественно оформленные растениями, природными валунами и цветами.
Дома здесь очень похожи на наши панельные многоэтажки с улучшенной планировкой. Есть некоторые отличия, которые мне запомнились: подъезды домов оборудованы домофонами, у входа в подъезд имеется помещение, куда жители могут поставить велосипеды, детские коляски и др. Ключ находится у консьержки, чем мы и воспользовались. Если жилец постоянно пользуется этим помещением, то он может
Не имей сто рублей, а имей друзей…
В Париже!
Мы быстро затащили свои баулы в квартиру, распаковались, привели себя в порядок и приготовили ужин. Чуть позже пришёл Рами. Долго-долго мы сидели на кухне, пили вино, «Русский размер», чай, кофе, вели бесконечные беседы, пока не стали клевать носом, особенно те, кто не владеет языком. Для ночёвки нам выделили зал. Женщины расположились на широкой тахте, а мы с Мишей в спальниках, на полу. Утром после туалета и завтрака все разбежались: хозяева на службу, а мы на велосипедах, смотреть Париж. Благодаря нашим стальным коням очень много посмотрели.
В этот день мы ходили смотреть знаменитый собор «Нотр Дам де Пари» или Собор парижской Богоматери. Всё что я видел до сих пор, меркнет перед красотой этого храма. Я даже не хочу его описывать, это нужно видеть. День прошёл быстро, мы ездили и ходили, любуясь красотами Парижа, наблюдали жизнь парижан и его гостей, которых здесь великое множество. Моё сугубо личное впечатление: туристы, если не кормят Париж, то, по крайней мере, дают денег на завтрак и ужин каждому парижанину. В городе практически нет ни одного завода. Здесь есть только жилые дома, дворцы, храмы, отели, офисы, бесчисленные кафе и рестораны, магазины, казино, увеселительные заведения и т. д. Каждый метр не очень широких улиц несёт огромную нагрузку. На узкие тротуарчики днём выставляются маленькие столики и стулья почти у каждого кафе или бара.
Проходя мимо можно запросто задеть за ногу сидящего посетителя, лениво потягивающего бокал вина или сигарету.
После обеда мы побывали у Лувра, который в этот день не работал. Женщины зашли в большой парижский магазин, типа нашего ГУМа, а мы с Мишей караулили велосипеды и одновременно звонили в Пензу, прямо из телефона-автомата.
На следующий день в Париж приехал Фрэнсис – по служебным делам. Он нашёл нас при помощи телефона и приехал утром за нами. Мы были очень рады его появлению. Всю компанию он повёз на экскурсию по Парижу. Через час припарковались на стоянке, ближайшей к Эйфелевой башне и пешком пошли к символу Парижа. В связи с терактами, прошедшими в Лондоне, всех посетителей тщательно проверяли. Наконец мы поднялись на площадку.
День стоял пасмурный, изредка выглядывало солнце. В один из таких моментов мы увидели всю красоту города. Погуляв по башне, пешком спустились на первую площадку и затем на землю. Фрэнсис привёз нас к Триумфальной арке и Булонскому лесу.
Булонский лес – это большой парк, в одном из районов Парижа. Здесь, в случае отсутствия денег для оплаты гостиничного номера, туристам можно переночевать в палатках. Правда, ближе к ночи в лесу собираются проститутки, «голубые», «розовые» и ещё чёрт знает какие. Все занимаются своими делами и им наплевать, зачем ты сюда приехал. Одним словом, в Булонском лесу процветает демократия. Главное правило – ты меня не трогай, я тебя не трону. Время шло к вечеру, и первые жрицы любви прохаживались по тротуару, проложенному вдоль леса.
Фрэнсис довёз нас до дома Ирины, мы распрощались, и он уехал к себе домой. Мы договорились о встрече в субботу, в одном из кемпингов, куда мы должны будем заехать, возвращаясь в Кёльн. Вечер прошёл стандартно: стол, вино, еда и разговоры до отбоя.
На следующий день Ирина не работала и повела нас на бульвар Монмартр, который располагался не далеко от её дома. Особого впечатления на меня он не произвёл.
Слегка подвыпившие художники на скорую руку рисуют пейзажи, портреты и тут же их продают, тем самым, зарабатывая себе на жизнь. Наш Арбат в Москве, пожалуй, по круче будет. В этом районе живут состоятельные люди, он очень зелёный и экстравагантный.
На Монмартре – Парижском Арбате
Мы поднялись на холм, где стоит красивый собор Сакре-Кёр, посмотрели и уже собрались идти в Лувр, как вдруг вспомнили, что забыли дома пакет с едой. Женщины решили вернуться домой, а мы с Мишей пешком пошли в центр. У нас получилась очень приятная прогулка. Не спеша, беседуя и разглядывая улицы, дома, магазины двигались мы к знаменитому музею – Лувру. Здесь, у входа, мы договаривались встретиться со своими девчонками. Они приехали на метро. Впечатление от его посещения у них сложилось отрицательное.
Купив билеты за 8,5€ (Миша как школьник прошёл бесплатно), спустились вниз, под стеклянную пирамиду. Здесь бесплатно раздают буклеты с планом расположения экспозиций Лувра на многих языках мира. Лувр это, как наш Эрмитаж. Прежде всего, посмотрели Мону Лизу, а она смотрела на нас, причём на всех сразу, тех, кто слева и тех, кто справа. Для этой картины выделили зал, она весит на стене, но доступ к ней ограничен полукруглым барьером. Если переходить вдоль барьера справа-налево, то Мона Лиза постоянно смотрит на тебя, этот эффект я проверил на себе. Искусство Леонардо – потрясающее. Дальше описывать Лувр не имеет смысла – всё это нужно смотреть и воспринимать каждому индивидуально. Скажу лишь только, что шести часов, проведённых там, оказалось мало.
На фоне Лувра
Конечно же, мы потеряли друг друга. Заранее обговорив этот случай, мы встретились под стеклянной пирамидой, в тот момент, когда музей закрывался. Пешком мы отправились домой. Это была прощальная прогулка по Парижу. На следующий день нам надо было уезжать. На подходе к дому мы купили кое-какие продукты и устроили прощальный ужин. Во время ужина мы тепло поблагодарили Ирину и Рами за предоставленные удобства и гостеприимство.
Из Парижа мы выезжали на северо-восток. Рюкзаки наши заметно похудели. Без особых приключений выехали на нужную дорогу – началась последняя стадия нашего путешествия. На окраине Парижа расположен огромный аэрокосмический завод, мимо которого мы ехали сорок минут. Впереди, перпендикулярно нашей дороге взлетали огромные лайнеры всех авиакомпаний мира с интервалом в 3-4 минуты, иногда парами (видимо, с двух взлётных полос). По карте Миша определил, что это международный аэропорт имени Шарля де Голля. Если даже отбросить поезда, автотранспорт и другие средства передвижения, то масса туристов, прибывающих и убывающих огромна.
Дорога, по которой мы выезжали из Парижа, напомнила нам нашу родную, российскую. На обочине были грязь, пластиковые бутылки, стаканчики и прочая дрянь, вплоть до свалок. Сегодня мы должны проехать 120 км и остановиться в обозначенном городе в кемпинге. Задачу выполнили успешно. Вечером мы въехали на территорию кемпинга и расположились на одной из площадок. Приняли душ, приготовили ужин, поели и легли спать. Никто к нам не подошёл и не попросил плату за стоянку. Утром рано мы собрались и уехали. Хозяев так и не оказалось, так что мы сэкономили 16€. Недалеко от кемпинга мы остановились в ожидании Фрэнсиса. Мы дружно замахали ему, тем самым, обозначив себя. Мы в третий раз встретились с ним. Погрузили рюкзаки в машину и согласовали маршрут движения. Тактика была такова, его машина уезжала вперёд, километров за 20-25 и ждала нас, затем манёвр повторялся. Обедать Фрэнсис привёз нас в один красивый замок, который находился на вершине горы, высотой 300 метров, немного в стороне от нашего маршрута. Место оказалось очень красивым, но подъезд по серпантину – тяжёлым. Я ехал и жутко матерился. Вместо того чтобы двигаться ближе к Кёльну, мы убивали свои силы и время на этот жуткий подъём.
Тем не менее, приехали, пообедали, посмотрели собор и покатили дальше. Ехали хорошо, средняя скорость 22 км/ч. В конце дня компьютер зафиксировал 150 км. Ночевать остановились в кемпинге на краю огромного оборонительного рва, который окружал старинный город. Ширина его составляла 25-30 метров, а глубина 8-10 метров. В город вела дорога через мост, перекинутый через ров. Только мы расположились, как хлынул сильный дождь. Еду готовили на газе. Перед отходом ко сну мы сходили принять тёплый душ. Утро следующего дня встретило нас холодной, пасмурной погодой.
Поехали уже по Бельгии. Ландшафт изменился. Дорога проходила горами, поросшими лесом. Мы, то спускались с горы, то тянулись наверх. С вершины горы открывались красивые виды. В одном месте дорога проходила по хребту горы. Справа и слева внизу до горизонта лежали поля, пастбища, хутора и деревеньки. Ближе к обеду мы свалились в долину реки. Там наш путь лежал вдоль неё по ровной дороге. Обедать мы остановились в городе Динан. Шел дождь. Мы слегка промокли и замёрзли. После обеда приняли решение, Лену с Мишей посадить в машину к Фрэнсису и отправить в город Льеж, в кемпинг. Мы с Тамарой поехали по карте, своим ходом. Фрэнсис должен был вернуться и встретить нас.
Где-то в Бельгии
В 18:00 мы спустились в долину, где был расположен город. Он оказался большим, нам самим кемпинг было не найти, поэтому мы приняли решение, подождать Фрэнсиса у въезда в город. По нашим подсчётам он давно должен был нас встретить, но его все не было. В голову начали лезть всякие мысли, мы начали думать, что, возможно, он проехал мимо нас и теперь где-то мечется по дорогам и нас ищет. Решили стоять до победного конца. Минут через тридцать увидели машину Фрэнсиса, которая выезжала из города. Больше всех переживал Фрэнсис, а Лена его успокаивала. Слава Богу, мы встретились, и уже ночью въехали в кемпинг, который был расположен «у чёрта на куличках», правда «кулички» эти находятся в той стороне, куда нам ехать дальше, то есть в восточной части города.
Фрэнсису нужно было ехать домой, на службу, но мы его уговорили переночевать. Часов в пять он тихо встал, не желая нас беспокоить, оделся и хотел уехать, но мы обнаружили пропажу, выскочили из палатки и
Эмоциональные нагрузки, которые свалились на нас в это раннее утро, уже не позволили нам уснуть. Сходили в душ и приготовили завтрак. Свернувшись, мы расплатились за ночлег и двинулись дальше на восток. С утра погода была прекрасная, было тепло и солнечно. Все шло как-то буднично. Медленно и печально мы крутили педали, в результате чего к 13:00 прибыли в город Ахен. С вокзала Лена позвонила в фирму и подтвердила, что мы в назначенное время, в назначенном месте будем ждать свой автобус. Судя по расстоянию, которое нам предстояло проехать до Кельна, нам необходимо было ехать около пяти часов, то есть 80-90 км. Проезжая по улицам города, Лена познакомилась с немцем-велосипедистом, который любезно проводил нас по городу на нужную нам дорогу.
На выезде из города вступил в действие «закон подлости». Ни с того, ни с сего, у меня в задней втулке запали «сухари». Ремонт был неизбежен. Команда, забравшись на гору, ждала меня, а я вел свой велосипед пешком. Нашли подходящее место и встали. Пока я ремонтировал велосипед, женщины приготовили обед. В это время навалилась ещё одна «подлость». Дважды налетел сильнейший дождь. Чтобы собрать колесо, мне понадобилось немного густой смазки, типа солидола. Где мы его только не искали: в доме напротив, где живёт старый дед, который так и не понял, чего мы от него хотим, на заправочной станции, у проезжающих автомобилистов. Как оказалось, они с собой такие вещи не возят, всё делают в мастерской. В конце концов, я взял сливочное масло, смазал канавку втулки, уложил в неё шарики и с величайшей осторожностью собрал узел. С момента поломки прошло 3-4 часа. Стало ясно, что засветло в Кёльн мы не приедем. Опять пошел дождь. Завтра в 10:00 от кёльнского вокзала уезжал наш автобус.
Несмотря на то, что мы очень хотели въехать в Кёльн своим ходом, нам пришлось добираться оставшиеся 50 км на поезде. Стало смеркаться, когда мы вышли из электрички. Вместе с велосипедами зашли в грузовой лифт, который вывез нас с платформы вокзала, и уже оттуда мы выехали прямо к Кёльнскому собору. В темноте мы поехали в парк, под свое «родное дерево». Вечер повторился. Утром Елена пошла за кипятком к уже знакомому немцу, и он принял её как старую знакомую. В 10:00 мы в полной готовности ждали погрузки в автобус. Он подъехал по расписанию, мы начали погрузку, и тут водитель назначил нам цену – 50€ за каждый велосипед. Это был натуральный грабеж. После долгих дебатов и уговоров он нас посадил, сказав, что довезет до офиса, а там, как решит хозяин. Вот здесь пригодилось наше знакомство с Отто.
Приехав на базу, наши женщины пошли к нему в офис на приём. После недолгого разговора он дал команду взять с нас по 20€ – такую же цену, какую мы заплатили, когда ехали из России. Мы даже проработали вариант, который предусматривал бросить один велосипед здесь, в Германии, но всё обошлось, правда, водитель был недоволен.
Автобус был переполнен. Он ехал до Минска, а нам надо было сойти в Бресте. Домой ехали с меньшим комфортом. Границу пересекли без проблем, но на таможне стояли долго. Через 1,5 суток, глубокой ночью, нас высадили в 14 км от Минска, на воднолыжной базе. Уже светало, когда мы выбрали место, поставили палатки и легли досыпать. Наш поезд уходил из Бреста через два дня. Получился вынужденный отдых, коим мы с удовольствием и воспользовались: хорошо выспались, искупались, позавтракали, съездили на вокзал и известили железную дорогу о том, что будем садиться в поезд не в Бресте, как куплены билеты, а в Минске. Вечером долго сидели у костра, наслаждаясь его теплом и светом.
Заключительный вечер под Минском
На следующий день в 14:00 свернулись и поехали на вокзал. Подошёл наш поезд. После небольшой перебранки с проводницей по поводу погрузки велосипедов, мы заняли своё купе. Поезд тронулся. Домой мы ехали с легкой грустью в душе и огромным светлым пятном, навсегда оставшимся в нашей серой, обыденной жизни.
Владимир Медведев, июль 2005 года.
В любом походе, в том числе и в велосипедном путешествии необходима