Маршрут: река Хулга — река Сыня пройден пензенскими туристами на байдарках с мотором в 1972 году, и с тех пор пензенцами не был повторен.
Отчет о туристском походе на байдарках по маршруту: река Хулга, ручей Танюра-нюр, оз. Налима-ты, р. Мокрая Сыня, Сыня (Приполярный Урал – Полярный Урал).
Водный маршрут пос. Саранпауль – пос. Овгорт. 28 июля – 31 августа 1972 года.
Маршрут предусматривал подъем на двух байдарках с мотором «Салют» по реке Хулга от поселка Саранпауль до слияния рек Хаймаю и Грубею, образующих Хулгу (229 км., подъем по вертикали 300 м. Волок через водораздел на реку Колокольня Восточная (7 км.), сплав по рекам Колокольня, Мокрая Сыня, Сыня, Горная Обь до поселка Мужи (280 км.). Всего 516 км.
Однако, после того, как мы потратили 7 Суток на дорогу до Саранпауля и после беседы с геологами, мы решили облегчить и упростить маршрут, дойдя до правого притока Хулги Верхняя Делено, сделать волок на озера и по системе проток и озер выйти на Мокрую Сыню. Что из этого «упрощения» получилось – увидите в описании маршрута.
Группа состояла из 5 человек. Двое из них имели опыт
Протяженность маршрута составляет 450 км.
210 км – пройдены против течения от поселка Саранпауль по реке Хулга.
8 км. – комбинированный волок (не разбирая байдарок – то по озеру, то пешком).
70 км – по протокам и озеру Налима-ты.
161 км – по рекам Мокрая Сыня, Сыня до поселка Овгорт.
Перепад высоты на маршруте составляет около 100 м. Крупных порогов на маршруте нет.
На реке Хулга от поселка Саранпауль до места волока населенных пунктов нет, за исключением небольшого поселка Яссунт, расположенного в 12 км от Саранпауля. На реке Мокрая Сыня населенных пунктов нет. По реке Сыня населенные пункты попадаются часто.
На прохождение маршрута группа затратила 34 суток, при запланированных 28. Задержка связана с нелетной погодой, ожиданием поездов, теплоходов по реке Обь, с малым уровнем воды в притоках, нарушением графика движения поездов.
Доставка на маршрут: поезд до поселка Сергино, вагон с дрезиной до пристани, речной трамвайчик до поселка Октябрьское, теплоход до поселка Березово, самолет до поселка Саранпауль.
Возвращение с маршрута: речной трамвайчик от поселка Овгорта до поселка Мужи, теплоход до Солехарда, речной трамвайчик до Лабытнанги, поезд до Пензы.
Состав участников похода
Данишкин Тимофей Тимофеевич (1946) – руководитель.
Данишкина Елена Ивановна (1945) – завхоз.
Беляков Андрей Владимирович (1941).
Андрианов Владимир Семенович (1945).
Орлова Людмила Александровна (1939) – медсестра.
Описание маршрута
Из Пензы мы выехали 28 июля поездом Адлер-Челябинск. Планировалось ехать до Свердловска, сделать пересадку и доехать до поселка Сергино на Оби. На Свердлвск через Пензу идет только один поезд Сочи-Свердловск №108. На него почему-то билетов не оказалось, и мы решили ехать через Челябинск. Как выяснилось позже, на поезд 108 можно было
При посадке в поезд в Пензе возникло недоразумение с проводницей – она никак не хотела сажать нас в вагон с байдарками. Все-таки нам удалось ее уговорить, и вот поезд тронулся. Все облегченно вздохнули.
На следующий день в 12.00 с опозданием были в Челябинске. Поезда на Свердловск идут через час. Закомпостировали билеты довольно быстро. Но произошла небольшая неприятность – двое опоздали к поезду, и в результате Мила одна с девятью упаковками уехала в Свердловск, а мы прибыли через час. К счастью, все обошлось благополучно, если не считать «мелочи» — мы опоздали на поезд Свердловск-Сергино, который ходит раз в сутки.
Сдаем вещи в камеру хранения, на ночь устраиваемся в комнате отдыха при вокзале. Поезд на Сергино идет в 17.57, у нас почти целый день свободный. Решили закупить канистры для бензина и канистру с автолом. Нам попались круглые канистры по 8 литров. Они оказались намного удобнее плоских. Лена с Милой успели сходить в Геологический музей. Для этой цели наверное специально стоит выделить время. Это богатейший музей, на четырех этажах которого размещены редчайшие минералы.
В 17.57 выехали в Сергино. Поезд идет 26 часов. Попасть в Сергино можно и через г. Серов. Все это время с короткими перерывами идет дождь, прохладно.
Добрались до Оби
В Сергино прибываем в 20.40. Оказывается, до самого поселка поезд не идет. До Оби ходит дрезина с вагоном. Еще минут 20 тряски, и мы прибыли к поселку. Уже темно. Речной трамвайчик, идущий на Октябрьское, стоит у причала. Он обычно забирает всех приехавших. Мы делаем две ходки и трамвайчик отчаливает от пристани. Усталые, но веселые, мы расположились на палубе. Холодно, но дождя нет.
Через 2 часа мы в Октябрьске (Тюменская область). Здесь узнаем, что теплоход до Березова будет только через сутки, 2 августа, в 4.15 утра. Остаток ночи коротаем в здании речного вокзала.
1 августа утром идем к начальнику пристани тов. Архангельскому. Ничего утешительного. Сегодня от них в Березово судов нет. Вместе с нами ждут теплохода 4 москвичей. Они тоже добираются до Саранпауля.
Октябрьск – районный центр с населением около 5 тысяч человек. Имеется несколько магазинов, универмаг, почта, столовая и пр. В здании речного вокзала, расположенном на высоком берегу, имеются комнаты отдыха, мужская и женская на 7 коек.
Продукты здесь дороже, особенно овощи. Ширина Оби около 1 км, скорость течения 5 км/час. За день раз пять шел дождь. К обеду освободились места в комнате отдыха и мы легли спать, так как всю ночь бодрствовали.
Встаем в 3 утра. У дежурной по вокзалу вскипятили чай, позавтракали. В 4.15 подходит теплоход «Генерал Карбышев». Быстро грузимся, располагаемся у левого борта. На теплоходе еще одна группа москвичей (6 человек), а через остановку садится еще группа ивановцев (7 человек). До Березова теплоход идет 12 часов. В 16.50 мы в Березово.
К нашему «счастью» теплоход «Петр Шлеев», курсирующий по маршруту Березово-Саранпауль-Березово, ушел в Саранпауль вчера. До Саранпауля он идет сутки и 10 часов.
Долгое ожидание вылета
Ивановцы здесь второй раз. Вместе с ними командир идет на аэропорт. Самолетов на Саранпауль сегодня нет и билеты проданы на 6 число включительно. Сегодня на Саранпауль было 2 дополнительных рейса, тк как скопилось много пассажиров. Самолет берет 7 человек и груз (байдарки). А нас 22 человека, да еще 3 девушки, которые не смогли улететь сегодня со своей группой. Они полетят завтра в первую очередь.
Арендуем машину и перевозим весь груз в здание аэровокзала. Здание новое, современное. На ночь располагаемся в здании вокзала. Рядом – столовая. На случай, если будут билеты – разыгрываем, кто полетит первым. Наша группа оказывается четвертой из четырех.
Утром 3 августа встаем в 6.30. Москвичи берут билеты на 4 и 5 число, так как часть пассажиров улетела вчера дополнительным рейсом. Всю ночь шел дождь. Аэродром раскис, погода нелетная. К нашему несчастью ремонтировали взлетно-посадочную полосу.
Идем на пристань. Ни одной посуды в Саранпауль не идет, даже за деньги. Дождь кончается. Спешим в аэропорт. Появляется солнце, аэропорт открыли. Улетают две группы москвичей. Ивановцы улетают спецрейсом. Мы подсчитали свои финансы и взяли билеты на 4 число. Идем осматривать Березово. Это тоже районный центр, побольше, чем Октябрьское.
Вечером приезжают из Салехарда пятеро рижан. Они идут на плотах по Кожиму. Вторая ночь в здании аэровокзала.
4 августа
Погода опять нелетная. Но вот часов в 9 появилось солнце. Аэропорт открыли, и мы в воздухе. Под нами болота, болота и чахлый лес. Только по берегам рек лес тянется узкой полосой. А метрах в 50 от берега опять болота. Очень много озер. Через 1 час 40 мин. мы приземляемся в Саранпауле.
К нашему счастью, через летное поле ехала подвода, и за полкружки «московской» наш багаж был доставлен к берегу Хулги. Рядом с берегом находится столовая, сельсовет, почта. Погода стоит отличная. Солнце, комаров мало. Вдали виднеются заснеженные горы Уральского хребта. С какой силой манят они!
В Саранпауле закупаем 64 литра бензина, запас хлеба на 4 дня, соли. Послали телеграммы о выходе на маршрут, сделали отметку в маршрутной книге. Так как схемы волока у нас не было, отправились к геологам. В Саранпауле расположено 2 геологических партии. Карты имеются и у летного наблюдателя. К счастью, встретился геолог, работающий в районе предстоящего волока. Он посоветовал делать волок не от слияния Хаймаро и Грубею, а немного ниже по течению, после прохождения правого притока Верхняя Делё-Ю. Мы решили последовать его совету.
Это не Сура. Вода вкусная и чистая
К шести часам байдарки загружены, поставлен мотор и мы решили с часок пройти, чтобы заночевать подальше от поселка. Но ночевать пришлось на противоположном берегу, мотор никак не хотел заводиться.
На следующий день отчалили в 12.00 местного. С утра искали сапоги Володе Андрианову, так как его яловые болотные пропускают воду, как решето. Сапог в магазине не оказалось и весь поход он проходил в обмотках.
В Саранпауле очень много моторных лодок и можно договориться с местными жителями о доставке на лодке вверх по течению километров на 65 до устья Хальмерью, так как после впадения Хальмерью идут плесы (с целью экономии сил и времени), при нормальном уровне воды. Мы шли при низком уровне воды, так как не было дождей.
5 августа
В 12.00 местного времени мы покинули Саранпауль. Погода отличная. Прошли около 20 км. Остался позади последний населенный пункт на Хулге – небольшой поселок Яссунт, расположенный на левом берегу в 14 км от Саранпауля. На участке от Саранпауля до устья Хальмерью 65 км, попадается много перекатов, через которые байдарки приходилось проводить вдоль берега. В 31 км от Яссунта встречается остров.
Настроение бодрое! Впереди 400 километров
До впадения Хальмерью мы дошли 7 утром в 11.00, а в 14.00 остановились на перекус у устья Нияю. Здесь стоит свежесрубленная изба. На участке от устья Хальмерью до устья Балбанью плыть одно удовольствие. Течение очень слабое и все время плесы, плесы, плесы. Река очень сильно петляет. Берега повышаются. Перекаты без труда проходим под мотором.
В 19.30 прошли устье Малой Хасаи, но базы Саранпаульского оленесовхоза – Хулга – не видели. Много уток.
8 августа
Прошли устье Большой Хасаи. Слазили на вышку, стоит на правом берегу. Горы кажутся совсем близко. В 20.30 дошли до избы на левом берегу. В ней сушился хлеб, висело ружье, боеприпасы – и ни души. Мы переночевали на берегу в палатках, на песчаной отмели.
9 августа
Утром оставляем в избе значок «Пенза» и двигаемся дальше. Через полчаса хода – устье Неркаю. А вскоре прошли и устье Енготаю. Чуть выше устья на р. Балбанью увидели людей и костер. Подумали, что это рыбаки. Как выяснилось позже, это была группа ленинградцев, идущих параллельным путем с нами.
После устья Балбанью попался остров, мы прошли правой протокой (если смотреть по ходу нашего движения). Между островом и берегом перекат. В 20.00 встали на ночевку. Минут 10 впервые покапал дождь. Андреич в сумерках четырьмя выстрелами застрелил 7 уток.
10 августа
Встали поздно, дежурные проспали и разбудили всех в 9.30. Вышли в 12.30.
Через полчаса опять остров. Мы пошли правой протокой (если смотреть против течения), а в левую впадает ручей, вытекающий из озера Балбанты. Об этом позже нам рассказали ленинградцы. Они случайно наткнулись на него. В устье этого ручья много окуней и щук. А мы искали этот ручей несколько выше.
В этот день шли всего часа 4. На ночь останавливаемся на шикарной галечной отмели, они стали попадаться все чаще и чаще.
Следующий день у нас тоже ушел на поиски протоки из оз. Балбанты. Река Хулга с этого места и выше течет рукавами. В один из таких рукавов мы и зарулили, приняв его за протоку из озера. Через полтора часа ходьбы мы вышли к основному руслу Хулги. На берегах этого рукава мы видели много свежих лежек лосей и свежие следы медведей. Часов в 18 встретили ленинградцев. У них карта оказалась точнее.
Перекаты стали попадаться так часто (через каждые 100-200 м), что пришлось снять мотор и вести байдарки на бечеве. На ночь останавливаемся вместе с ленинградцами.
12 августа
После перекуса Андреич пропорол байдарку. Проводить «Салют» против течения трудновато. Необходимо разгружать нос, иначе его сносит течением в сторону, а корма не разворачивается. В 21.30 с большим трудом доходим до ленинградцев, мокрые по пояс. Они помогают нам разгрузить байды, развести костер. Ложимся во втором часу ночи.
13 августа
Выходим лишь в 15.30. Сушили вещи и продукты из байды Андреича, так как упаковано все было очень небрежно.
Шиверы стали мощнее. В одном из порогов перевернулась байда командира, ее нос вытолкнули из-за камня в струю, и вода мгновенно опрокинула ее. Потерялась одна рукавица и промокли фотоаппараты. Вещи почти все сухие. До стоянки ленинградцев не дошли.
На следующий день утром увидели ленинградцев. Они шли по течению обратно. Оказалось, что они дошли до места волока, разведали его. Ручей, по которому мы должны были идти в Сыню, почти пересох. У них кончались отпуска и продукты, поэтому решили повернуть обратно. Мы дали им часть продуктов и распрощались. У нас было еще 9 дней и мы решили идти только вперед.
15 августа
Прошли правый приток Верхнюю Делё-ю. Ленинградцы же сказали, что не видели притока. Но, кажется, что они просто не дошли до места волока. После перекуса с Андреичем идем на разведку волока. Горы совсем близко.
Второй день дует сильный ветер. Комары и мошка почти совсем исчезли. Успели просмотреть только часть озер. Завтра придется еще посмотреть ручей.
16 августа
С утра моросит дождь. Ждать некогда, упаковываемся под дождем. У начала волока оставляем все вещи, забираем двухместную байдарку и идем искать ручей Танра-нюр. Весь день ушел на поиск и обследование ручья. Воды в нем было на 20-30 см меньше обычного, но для байдарки он оказался проходим. До этого ручья нам предстояло пройти 5 километров пешком и проплыть 3 км через 3 озера.
17 августа
Сделали волок. Начали в 9.00, закончили в 20.30. Байдарки не разбирали, так как основная часть пути проходила по тундре и озерам.
Озера торфяные, с коричневой водой. По пути встречались полярные куропатки, много уток. С озер очень хорошо видны горы. Вечером прошли по ручью минут 30 и встали на ночлег.
Ручей, вполне проходимый вначале, вымотал нас, когда потек вниз. Частые перекаты, мели, местами сплошной кустарник, завалы. К озеру Налима-ты вышли к концу второго дня, 19 августа. Часх в шести хода до озера, ручей становится шире, глубже. Встретили настил через ручей.
Озеро освещалось последними лучами заходящего солнца. На его зеркальной поверхности плавало множество уток. Уже в сумерках ставили палатки. Ночью быд мороз, замерзла вода в котелках. Но днем было тепло. Пока искали выход из озера, устроили полудневку. В северной части озера расположена посадочная площадка для вертолетов. Как нам потом рассказали москвичи, от этой площадки на север должна быть тропа до реки Мокрая Сыня, протяженностью 4 км. Мы об этой тропе не знали.
В восточной части озера нашли протоку, соединяющую озеро с р. Мокрая Сыня и озером Танюра-ты. Озеро пересекали 40 минут. Вначале протока оказалась очень мелкой, но широкой. Сразу же по выходу из озера наткнулись на хариуса. Он гонялся за падающей мошкой. Спинной плавник высовывался из воды. Началась ловля рыбы.
Пошел мелкий дождь. Рыбалку пришлось закончить. На одном из перекатов пропороли байдарку. Дырочка сантиметров 10. Часть вещей промокла. На следующий день вышли только в 12.30, так как сушились.
Видимо, здесь прошла группа, так как часть завалов была перепилена, что облегчило наш путь. А вскоре наткнулись и на их «следы» — тлеющую площадку 10х3 м. Пришлось заливать ее. Если бы не дождь – быть пожару. Виной этому оказался плохо залитый костер. Слой мха очень толстый и, видимо, ветром раздуло огонь.
22 августа
Прошли правый приток, вытекающий из озера Танюра-ты. По берегам много глухарей, тетеревов, рябчиков. Перед его впадением и после ручей течет в широком и глубоком русле, что обычно бывает перед впадением в водоем. И точно, 23 августа утром, мы вышли в р. Мокрая Сыня. В этом месте очень много щук. Сварили уху.
Через четыре часа после перекуса мы дошли до слияния Сухой и Мокрой Сыни, где остановились на ночлег. Здесь пошли места, уже обжитые туристами.
Берега Сыни
Выходим в 11.00. Решили идти с мотором. Порогов нет. Перекаты и шиверы проходим с поднятым мотором. Дошли до Тильтима. Прошли Евыргорт и Мугорт. В Мугорте живут ханты – старик со старухой, да на лето к ним приезжают внуки. Тильтим «населяет» одна семья хантов.
В это время года из низовьев Оби поднимается сырок и другие породы рыб. Сыня – река заповедная и промысловый лов рыбы в ней запрещен.
25 августа
С обеда пошел сильный дождь, кончился он только под вечер. Километрах в 10 от Тильтима на левом берегу еще поселок. Затем поселок на правом берегу, наверное, Овалингорт. На ночь останавливаемся в рыбацкой избе, расположенной километрах в 5-6 ниже Овалингорта на левом берегу.
26 августа
Утром ловим и отпускаем щук. Выходим в 11.00. Через 3 часа слева опять поселок. В 17.00 мы причаливаем в пос. Овгорт, откуда до Мужей ходит трамвайчик. В Овгорте есть почта, магазин.
Вместо 17.00, трамвайчик пришел в 23.30 и в Мужи пошел только 27 августа в 5.00. К нашему счастью, теплоход, идущий в Салехард, опоздал, и через 7 часов мы пересели с борта нашего трамвайчика на борт теплохода «Римский-Корсаков».
От Овгорта до Мужей можно идти и на байдарке. Уже перед Овгортом русло Сыни расширяется. Скорость течения падает. Тайга остается позади. После Овгорта трудно выбрать место для ночлега. Берега болотистые, плохо с дровами. При встречном ветре трудно идти дальше по течению. Но все это компенсируется обилием водоплавающей птицы – уток и гусей. Охота разрешается с 25 августа.
До Салехарда идем 8 часов. В 20.00 мы в Салехарде. Здесь нам опять повезло – трамвайчик на Лабытнанги стоит у причала, и мы опять пересели с борта на борт. Через 1, 5 часа мы в Лабытнанги. Ловим попутную машину и едем на вокзал. Поезд в Сейду в 10.41. Ночуем на вокзале.
28 августа в 18.45 мы в Сейде. Здесь нас ждет сюрприз. Поезд Воркута-Новосибирск сняли и направили за студентами. Решили ехать с пересадками в Котласе, Кирове и Горьком. К счастью, время между пересадками было не более двух часов. 31 августа, вместо 28, были в Пензе.
Отчет переработал Игнатьев Александр