Известный пензенский турист Николай Вырыпаев во время войны пятнадцатилетним подростком работал трактористом. Тогда, работая в поле, он и пытался поймать аэростат.
Все мы хорошо знаем нашего старейшего путешественника – Николая Петровича Вырыпаева. Друг и соратник Стрита Голубцова; вело-лыже-водно-пешеходный путешественник; участник велопоходов по местам боёв наших земляков – пензенцев; один из главных основателей слёта СТРИТ; участник спасательной экспедиции в Армению после землетрясения в Спитаке в 1988 году. Николай Петрович автор нескольких книг и многочисленных рассказов. А вот про его молодые года мы узнаем из нового рассказа. Во время войны ему было всего 15 лет. Тогда он работал трактористом в деревне Шафтель , недалеко от знаменитого ныне на весь мир села Лермонтово. Рассказ о тех временах приводится ниже.
Воспоминания маленького тракториста
До войны особенностью жизни нашей семьи было то, что мы зимой жили в городе, а летом в деревне Шафтель. Отец занимался пчёлами, а я целыми днями пропадал около трактористов тракторной бригады, занятых ремонтом своих стальных коней. С грязью на моей одежде и моем теле дома мирились. В Шафтеле меня знакомила с техникой знатная комбайнёрка Ольга Кошелева. Моя первая техника – трактор «Универсал 2». Он является копией американского трактора «Фармол». Прежде чем я расскажу о приключении, в которое попал на своем тракторишке в годы войны, я должен рассказать об этом тракторе.
Что он собой представлял? Завод ВТЗ Красный Путиловец в Ленинграде (ныне Кировский завод) сделал копию этого Фармола — отличного помощника… американского фермера на хлопковых полях. Стремление сделать этот трактор маленьким и доступным даже к управлению ребенком, привели к тому, что мотор его был очень слабосильным. У Универсала – 2 он был всего лишь 22,00 л.с. Это в парадных условиях. А в рабочих условиях надо понизить до 20,00 – 18, 00 л.с. на крюке. Этот трактор не имел никакой платформы над своими конструкциями. И над всем этим было металлическое, без всяких удобств, сиденье для водителя.
Трактор постоянно терял щитки, предохраняющие тракториста от ошмётков грязи с ведущих колес со шпорами, И потому, в насмешку, в народе его прозвали «беспортошным»…
Через
Трактор-инвалид
Летом 42 года я стал работать трактористом на тракторе Универсал – 2 в Аргамаковской МТС. Но во что он превратился после многочисленных ремонтов!
В погоне за облегчением трактора заводские конструкторы отказались от рамы и заменили ее деталью в виде вилки с шаровой головкой – опорой. Эту деталь не могли сделать в мастерских нашей МТС. Характер поломки этой детали я потом, когда уже был инженером, определил как усталость металла.
А тогда это привело к постоянным простоям. В МТС не было электросварки. Пытались заменить ее кузнечной сваркой, а она требует хорошего молотобойца. Какой молотобоец мог получиться из меня – пятнадцатилетнего пацана? Но мне все же пришлось освоить и эту специальность. Я научился слушаться кузнеца, подсказки его молотка – ручника. Место удара кувалды молотобойца и его силу нужно было соизмерять со звуком и направлением удара ручника. Кузнечная сварка, к сожалению, не могла обеспечить необходимую прочность. Так что мой трактор Универсал-2 был инвалидом, и мне пришлось работать на этом больном тракторе.
Однажды, работая с культиватором, подготавливая поле под посев озимых, увидел баллон аэростата. Он плавно и низко летел прямо на мой тракторишко, а за ним тянулся длинный трос…
Аэростатные заграждения
Во время Второй мировой войны аэростаты широко применялись для защиты городов, промышленных районов, военно-морских баз и других объектов от нападения с воздуха. Наличие в системе ПВО аэростатов заграждения вынуждало самолёты противника летать на больших высотах и затрудняло прицельное бомбометание с пикирования.
Первый немецкий самолет был «пойман» над Москвой в августе 1941 года. Всего зафиксировано более 120 столкновений самолетов с тросами заграждений, 35 самолетов разрушилось. В целом над Москвой за Великую Отечественную войну аэростатами заграждения было уничтожено не менее 150 самолетов противника.
По описаниям в газетах и фронтовым киносборникам я имел представление о аэростатах, используемых в заграждениях охраняемого пространства, например Москвы.
Никогда я не думал, что мне придется увидеть этот баллон наяву и так близко… Наша местность располагается примерно в 600 км юго-восточнее Москвы. Северо-западный ветер пригнал в наши края этот баллон, сорванный с места его боевого поста. А может быть, он оборвался после столкновения с фашистским самолётом?
Баллон плавно и низко летел прямо на мой тракторишко и за ним тянулся длинный трос… Я решил, что сумею поймать этот огромный баллон и отвезти в Военкомат. Отцепил культиватор, прицепил трос аэростата и пустил трактор следом за ним по ветру. Устройство для прицепа было только сзади трактора и за него я и прицепил трос баллона.
И вдруг мой трактор стал подпрыгивать и приподниматься вверх. Меня осенило. Если ветер усилится, то со своим тракторишкой не смогу удержаться, и аэростат унесёт меня в неизвестные мне края и начнутся мои новые приключения…
Я отцепил трос от баллона. И пожалел, что приключения с этим аэростатом будут теперь у кого – то другого, а не у меня. Хвалится нечем. Оставленный аэростатом, я оказался не на высоте положения. Попросту говоря, немного струсил. А баллон, подпрыгивая на кочках, медленно исчез в неизвестном направлении.
Пытался поймать аэростат Николай Вырыпаев
(1) комментарий