Хрустальная туфелька Золушки. Что означала для бедной девушки потерянная ею и найденная принцем туфелька? Ну да – счастливый билет в новую прекрасную жизнь. В реальности все сложнее.Туфелька сегодня хранится в Никольском музее стекла и хрусталя, а знаменитого завода «Красный гигант», где она была изготовлена хрустальная туфелька Золушки, уже нет.
Хрустальная туфелька Золушки — символ надежды
Но хочется видеть в ней символ надежды на продолжение в Никольске старинных традиций, нового их расцвета. Тем более что есть в городе мастера – художники, стеклоделы, граверы, работают небольшие предприятия, выпускается продукция, отвечающая современным требованиям. И даже проводится международный симпозиум по художественному стеклу…
Хрустальная туфелька Золушки была сделана по заказу компании Уолта Диснея перед премьерой фильма «Золушка». Вернее, заказ был на 100 экземпляров. Перед входом в каждый кинотеатр, в котором шел премьерный показ, стояли такие туфельки. Понятно, что пришлось выпустить несколько пробных вариантов, прежде чем приступить непосредственно к выполнению заказа. Самый удачный из них теперь хранится в музее. Наверное, все девушки мечтали о таких волшебных туфельках, одну из них держит в руках жительница Никольска Ирина Козина, которую мы попросили продемонстрировать столь символичный экспонат.
Время Паниканова
Сейчас в музее, который является филиалом Пензенской картинной галереи имени К. А.Савицкого, хранится 14 тысяч экспонатов. А начинался он с «образцовой комнаты» в (страшно подумать!) 1789 году. В этой комнате покупатели могли познакомиться с образцами изделий, выпускаемых тогда на заводе, и выбрать понравившиеся. Но то был не хрусталь. Производилась простая стеклянная посуда для трактиров, чайных. Владельцами предприятия поочередно становились три поколения столбовых дворян Бахметевых. На смену им пришел князь Александр Оболенский. Вот при нем-то в 1914 году и был открыт музей.
А через два года на свет появился человек, которому суждено было заметно пополнить его коллекцию своими изделиями. Не дворянин и не князь, простой деревенский мальчишка. Хотелось было сказать, что родился он в нужное время и в нужном месте. Но это было бы неправдой. Для Федора Паниканова дорога в Никольск оказалась трудной.
Родился он не в самом Никольске, а в деревне Чепурлейка Никольского района. Но отец его был раскулачен, и вся семья выслана на Урал. Только старший брат Петр сумел этого избежать – не было его дома в тот момент, когда семью выпроваживали из родной деревни. Так больше они и не виделись с ним. По дороге в Челябинск умерли родители, трое детей оказались в детдоме. Федор был старшим среди них. И когда начал работать, забрал одну сестру из детдома, и они вернулись на свою малую родину. Вот здесь уже он поступил на работу на завод, где делали хрусталь. Взяли его учеником. Мастер Иван Сидоров, которому поручили опекать и обучать Паниканова, быстро заметил, что парень обладает удивительным видением (сейчас это называется художественным вкусом), фантазией и особым пониманием алмазной грани. Он пробовал резьбу под разными углами, находил такие сплетения, что хрусталь искрился, играл, переливался…
Изделия из Никольска украшают залы Кремля
Мне повезло лично познакомиться с Федором Николаевичем в самый расцвет его славы. Он не очень рад был, что приходится отвечать на вопросы молодой журналистки. И повел меня в музей. Рассказывал не столько о себе, сколько об истории, старых никольских мастерах братьях Вершининых, Н. Протасове, В. Рогове и своих современниках, чьи творения стояли на полках, о том, что люстры и бра из Никольска украшают интерьеры Владимирского зала Кремля, гостиницы «Москва» и Театра Советской армии, метрополитенов Москвы и Ленинграда.
В тот год Паниканов отметил 60-летие, но о «заслуженном отдыхе» говорить было просто нелепо – такого уровня мастеров на пенсию не отправляют. Спросила, что подарили ему на заводе к юбилею. Он открыл маленький секрет: разрешили самому себе сделать подарок, и он собственноручно огранил для себя крюшонницу. Заговорили о войне (Федор Николаевич прошел ее с первого до последнего дня, был связистом), он тоже обошелся без подробностей. Назвал только
Сегодня, завтра и всегда
Сегодня в музее много работ Федора Николаевича Паниканова. Кроме специальной юбилейной выставки, посвященной 100-летию мастера, его творения есть и в постоянной экспозиции. В том числе и уникальный сервиз «Ажурный» из 138 предметов. Ему отвели особое место, но все предметы не удалось поместить в одной витрине. Здесь и крюшонница с бокалами и черпаком, и корзины для конфет и фруктов, и фужеры с рюмками, и салатники с розетками, и поднос с кувшином. «Ажурный» был сделан в двух экземплярах. Один отправили в Кремль в подарок. Другой был предназначен для продажи. Но
– Каждый год в музее появляются новые экспозиции. Причем не только местных мастеров. По весне проводится здесь международный симпозиум по художественному стеклу. Инициатором его стал Александр Фокин, чья мастерская работает на базе бывшего завода «Красный гигант». С его легкой руки проведение симпозиума стало традицией, в этом году он пройдет уже в седьмой раз, – рассказала директор музея Ольга Панюшкина.
В симпозиумах принимали участие и местные мастера, и гости из Чехии, Польши,Белоруссии, Латвии, Москвы, Санкт-Петербурга. Оригинальные работы известных художников по стеклу Иржи Шугаека, Казимежа Павляка, Дайниса Гудовскиса, Бориса и Светланы Федоровых, Юлии Мерзликиной, Ольги Мохначевой и других остались в Никольске, и украшают залы музея.
В стекле отражается время
Наверное, в этих творениях лучше всего отражается наше время. Кстати, один из постоянных участников симпозиума академик РАНХ Борис Федоров высказал любопытную мысль: «Стекло – это в основном песок, а песок – это время, поэтому я делаю со временем, что хочу». Действительно, их творения – это воплощенная в стекле фантазия, игра мысли, свобода самовыражения. И победа над временем.
Вот такой музей есть у нас в Пензенской области. Здесь всегда работали люди увлеченные. Перед входом в музей не случайно висит мемориальная доска С.М. Шевченко, который долгие годы был его директором и благодаря которому построено современное здание для музея. Своими работами пополняли фонды музея замечательные художники по стеклу И. Вайсман, Н. Воинов, А. Иванов, В. Ежов, Н. Прилепкин, Е. Дубская и другие. Именно рассказом о нем мы решили открыть новую рубрику «Сокровища Сурского края». В ней мы будем рассказывать о достопримечательностях, которыми пензенцы могут гордиться, о том, что мы можем показывать гостям, куда имеем счастье приходить и приезжать сами, любоваться и восхищаться. Это наше, родное, пензенское…И не только хрустальная туфелька Золушки…