Новые дороги на пензенских просторах постоянно и очень активно разведывает велотурист Александр Зайцев.
Субботние велоизыскания маршрута через Анучино и Головачёвку
Давным-давно, ещё осенью прошлого года после памятной ночной покатушки до Анучино у меня в голове зародилась идея проехать с Булычёво грунтами. Но на карте этих дорог не было, со спутника что-то различить было тоже сложно, поэтому надо ехать и по факту уже на местности понимать — а есть ли там дорога? Время для покатушки я выбрал довольно приятное — в этом году сентябрь поражает своим теплом, но осень неумолимо приближается, и ко дню осеннего равноденствия деревья уже не все зелёные, а значит, должно быть красиво.
После ночёвки на даче с пятницы на субботу я отправился в Бессоновку — впервые мне пришлось уезжать с этой станции.
В 8.55 подошла «Сурская Стрела», и через полтора часа я уже был в Булычёво. Первые 7 км маршрута прошли довольно быстро, по отличному асфальту и знакомой дороге, а вот дальше начинался первый неизвестный участок, извините за тавтологию, заканчивающийся у посёлка Госсортучасток. Свернув на Дмитриевку и проехав переезд, я к своему приятному удивлению обнаружил роскошный грунтовый автобан вдоль лесополосы. Катить по нему было приятно, но некий дискомфорт доставлял западный ветер, периодически дующий в лицо, да ещё и комбайны, убирающие поле, разносили земляную пыль.
Но вскоре обрабатываемые поля остались позади, автобан ушёл вправо, а я покатил по простой грунтовке дальше. Она-то меня и довела до Госсортучастка — это небольшой посёлок, около пяти домов, где меня приветливым лаем встретили две местные собачки.
Абсолютно без агрессии потявкали вслед, и дальше я ушёл на знакомую по прошлогодней августовской «ночнушке» дороге на Анучино.
После Анучино и тягунка по полю с перелеском мне предстояло исследовать возможность проезда к Головачёвке — ещё одному небольшому селу. Интерес был в том, что Головачёвка находится с другой стороны от железной дороги, и какой-либо переезд или проезд под путями там отсутствует. Оставалась надежда на полевые грунтовки, может быть, какие-то тропки к разъезду 54 километр, а уж после «железки» дорога-то и на карте уже была отмечена.
Вначале всё шло, как по маслу: грунтовка была приличная, накатанная, но в конце стала уходить от направления на разъезд, и я понял, что где-то тут начинаются конкурсы. Хотя нет, почему конкурсы, скорее, просто блуждания. Некие намётки на колею нужного направления, утопающую в осенней траве, вскоре были найдены и можно было ехать дальше. Проскакав по кочкам метров 500, я понял, что и эта «дорога» уходит куда-то в сторону, но уже не хотелось разворачиваться и трястись обратно. Вдруг подумалось — а что, если колея совершенно внезапно свернёт в сторону разъезда? На моё счастье, так оно и произошло. Чуть поодаль над лесом возвышалась мачта — не то сотовой, не то какой-то другой связи, и колея, прошмыгнув мимо неё, прошла вдоль кладбища и вывела меня к самому началу, к первой стрелке разъезда 54 километр! Вот так удача!
Ну а дальше, на той стороне от стальной магистрали, виднелась вполне себе накатанная грунтовка в Головачёвку. Но хоть она и была указана на карте, как чуть ли не основная, проезд по ней был затруднён глубокой колеёй и высокой крапивой и репейником. Наконец, выбравшись из цепких объятий Головачёвки, я покатил в сторону Тоузаково. Надо сказать, что дорога эта была скорее всего не единственной из Головачёвки, и я, возможно, выбрал самый трудный путь, но для детального изучения тамошних дорог туда надо ещё минимум раз приехать. В Тоузаково появился весьма приличный асфальт, да и ветер в целом перестал досаждать, так что теперь самым главным было докатить до Лунино.
В Лунино я по традиции перекусил у знакомого ларька с шавермой и направился в сторону Чертеима. Я планировал дальше проехать на Пазелки, но вовремя встретившийся мне знакомый лесник в Засурском отговорил меня от этой идеи — дескать, сейчас там песка слишком и слишком много, мол, лучше проехать через Екатериновку на Заводской и Ёру. Что ж, наверное, хватит на сегодня испытаний, а песок — ещё то испытание, особенно когда уже проехал более 90 км. Но и на этом, по словам лесника, нормальном участке, пришлось повозиться и поматериться. Кусок до Заводского сошёл благополучно, а вот потом, чем ближе я подъезжал к Вазерскому лесничеству, тем больше меня стало заносить на песке, а последние полтора километра и вовсе пришлось под горку идти пешком!!! Вот такой у нас сухой сентябрь, что в Грабовский лес сейчас лишний раз лучше с великом не лезть!
Но всё же дорога имеет свойство заканчиваться, и в конце концов песок сменился нормальными грунтами и грейдером после Ёры, а от Колоса до Вяди удалось проехать не по песчаным дорогам. В итоге дома я оказался почти в 23.30, устал очень сильно, но конечно, доволен тем, что удалось открыть новые дороги и направления!
Новые дороги осваивал Зайцев Александр