Река Тумча привлекла к себе пензенских туристов. В июле-августе 2021 года группа из 12 человек на двух катамаранах совершили сплав по рекам Тунтсайоки – Тумча.
Заманчивая Тумча
Идея пойти на Тумчу (юго-запад Мурманской области) вынашивалась Дмитрием Макуриным почти год. Это речка с «четверошными порогами». У самого Дмитрия, как и у всей команды, был опыт прохождения только «троек». После долгих размышлений решили все же идти на Тумчу, планируя тщательно осматривать пороги и принимать решения о прохождении уже на месте. Один член команды вообще никаких порогов не проходил ранее, только весной сплавлялся с нами по реке Койва в Пермском крае.
Итак, два катамарана «шестерки», полностью укомплектованные экипажами, и, как всегда, безмерным количеством груза, отправились на Тумчу. Как обычно, на микроавтобусе «Мерседес» три дня пути с двумя ночевками.
Оказалось – «идти на Тумчу», значит сплавиться сначала по одной из рек – Кутсайоки или Тунтсайоки. В месте впадения Кутсайоки в Тунтсайоки и начинается река Тумча. А до водохранилища по ней всего лишь день пути. На всем протяжении населенных пунктов нет. Кутсайоки – река с «пятерошными» порогами. Кроме того там есть два фактически водопада – Оба-На («пятерка+) и Маманя (тридцатиметровый водопад «шестерка+»). Если Оба-На еще проходится на катамаранах некоторыми спортсменами, то Маманя совершенно непроходима. Есть сведения, что в 2002 году водопад Маманя был пройден на каяках.
Основная масса туристов сплавляется по Тунтсайоки, и мы пошли по тому же пути. На реке около 30 интересных порогов – от «двойки» до «четверки». Одни названия говорят сами за себя – Юрьев День, Кошмарики, Яма, Котел, Карниз, Шляпа и тому подобные веселые «имена».
Сплав начинается чуть выше поселка Алакуртти. Это поселок военный, так как рядом финская граница. Первые пороги – Первенец (3 категории сложности) и Падун (4 категории) находятся прямо в черте поселка. Осмотрев пороги с берега, мы весело и легко прошли первые препятствия.
Характер реки обычный для Карелии и Кольского полуострова – после порога сразу начинаются плесы. Тогда приходится грести. У каждого порога четвертой категории вытоптаны туристами мощные тропинки для осмотра. В итоге все пороги были пройдены без обносов почти всеми участниками группы.
Пресловутая Яма. 1 августа
Можно сказать – как я в яму попал. Или как я в Яме «попал».
Порог 4 категории сложности. Он оказался не только впечатляющим на вид, но и коварным. Причем свое коварство решил применить именно ко мне. После слива мощная бочка. Перед бочкой справа мощная отбойная струя. Катамаран Макурина прошел удачно. Следующие мы. Капитан Боря Кан дает указание: как только плюхнемся вниз и попадаем в бочку, грести изо всех сил. Пошли. Течение все ускоряется. У меня в голове только одна мысль – не упустить весло…весло…грести… грести в бочке. А дальше…
В пороге Яма катамаран Макурина
Дальше у меня случился очередной день рождения. Как известно, впередисидящим достается водички побольше, особенно на тяжелогруженной «шестерке». Все произошло в одно мгновение. Мощная отбойная струя ударила по правой гондоле, перехлестнула и сбила меня в воду. Правая нога выскочила из стремени, а левая голеностопом каким-то образом запуталась в стремени. Я висел в воде вниз головой, но весло, будто это волшебная палочка, не отпустил. Кипящая вода умывала лицо.
В пороге Яма. На левой гондоле впереди меня не видно в воде
Влад пытался вытащить меня за весло на катамаран, но ему не удавалось поднять из воды мои 90 пенсионерских килограммов. Пытался он выдернуть меня и за спасжилет, но пластиковые замки разлетелись вдребезги. В этот момент из русского языка я вспомнил только самые нецензурные слова. И тут раздался крик: «Камень!» Я повернул голову, и впервые за эти длинные секунды испугался. Меня несло головой на валун, которую навряд ли спасла бы каска под мощным ударом катамарана. В последнее мгновение меня вытащили из воды и поздравили со вторым днем рождения. Наивные, никто не знает, что у меня это был как минимум пятый «второй день рождения».
На берегу все по очереди подходили, сочувственно хлопали меня по плечу, интересовались моим самочувствием. Мне было неловко и досадно, что это произошло именно со мной. Сильно болел голеностоп, было мокро, холодно и как-то пусто в голове. Хотелось только спирту.
Ошибки сплава
Этого «адреналинового» момента можно было избежать, если бы я перед бочкой на секунду уцепился за веревку, которой был связан груз. К тому же перед этим мы с Колей поменялись местами, так как у него болела рука, и грести на левой гондоле ему было несподручно. А у него на правом стремени сломался замок, и он завязал стремя узлом под свою ногу. Так как у меня конечности ощутимее длинней, то правая нога еле заходила в стремя. Надо было заранее перевязать под себя, что я неблагоразумно проигнорировал.
Ступня опухла и не лезла ни в какую нормальную обувь. Правда, нормальной обуви у меня и не было. Были пластмассовые шлепанцы и силиконовые тапочки с неопреновыми носками для сплава. Кроссовки были мною благополучно забыты в автобусе. Хромал я до конца похода. Опухоль спала только по возвращении домой.
От Макурина я получил выговор за то, что выпал не очень фотогенично, и благодарность за то, что не выпустил из рук весло.
В результате моего оригинального купания вышестоящее начальство решило, что мне оставшиеся «четверки» идти не стоит, ибо « что мы скажем твоей жене, если что». Следующие «четверки» я обходил по берегу. Честно говоря, хотелось, но «желание боролось с некоторыми опасениями». Хотя сейчас очень жаль. Тем не менее, я выполнял три важные функции – созерцателя, переживателя и видеооператора. Но, как говорится, две большие разницы – созерцать прохождение порога или самому окунаться в эти бурлящие воды. Адреналин разного качества.
После похода я почитал отчеты о прохождении «Ямы» и посмотрел
Лодки с водометами
После порога Котел встали на ночевку. Разбивая лагерь, услышали странный звук – как-будто катера идут по реке. Откуда здесь катера? Может быть, это вертолет? И вдруг из-за поворота реки выскочили две надувные лодки. В каждой лодке по двое крепких ребят. На лодках установлены водометные двигатели «Ямаха». Что они вытворяли на воде! Выписывали такие замысловатые фигуры, вплоть до полных разворотов на месте. Познакомились. На вопрос, кто они такие, переглянувшись, с ухмылкой ответили, что вертолетчики. Правда, больше они походили на «братков».
Лодки с водометными двигателями
Водометный мотор стоит 400 тысяч русских рублей, а все вместе с лодкой, по их словам – миллион все тех же дензнаков. Ребята покатали Юрку и Диму Макуриных, а потом доверили руль нашему адмиралу. На лодке вверх по течению он ходил под самый порог. Иногда слышен был скрежет сопла двигателя о камни в реке.
Стоянки и рыбалка
Стоянки встречаются, но не слишком часто. В основном перед порогом или после него. Главное, чтобы какая-нибудь другая группа не заняла удобное место. Как обычно бывает, все стоянки украшены многочисленными надписями «здесь был Вася» — то есть с указанием города, названия команды или турклуба. Например, встретилось такое название — «ОПГ Васильки». Влад тоже решил оставить
Грибы, ягоды и рыба – обычный подножный корм туриста. Если с грибами и ягодами было все в порядке, то с рыбой – не очень. Ловили, конечно, форель и хариуса. Не более того. Как впоследствии нам рассказали местные рыбаки, мы много потеряли. И щуки, оказывается, здесь по 12 килограмм, и плотва у них по килограмму…
Последние пороги
И вот последние пороги перед выходом в Иовское водохранилище. Каньонный и Змейку, как и другие «двоешные» пороги, проходили сходу. Особенно понравился порог Змея, в котором пришлось активно поработать веслами, маневрируя по узкому и извилистому потоку между скалами и большими камнями. Этот слалом мы совершили удачно, не сев ни на один из камней.
Последний порог перед выходом в Иовское водохранилище – Шляпа (4к.с.). Сразу за порогом виднелась избушка с дымящейся трубой и большой баркас, на котором по Иовскому водохранилищу (50 километров) вывозят закончивших сплав туристов. С утра шел мелкий, но нудный дождь, периодически усиливаясь. Основная правосторонняя струя с силой наваливается на каменистый остров, сразу поворот налево на 90 градусов, через двадцать метров снова такой же крутой поворот, но уже направо.
Порог Шляпа
Первый катамаран удачно прошел первый поворот, но после второго их развернуло, и они кормой сели на камень. Долго пытались сползти, скакали, будто объезжали мустанга. Было видно, как катамаран прогнулся посередине. Казалось, что он вот-вот переломится. Но обошлось. А вот второму судну не повезло. Их прижало мощным течением к скале так, что катамаран стал совершать «восхождение», постепенно наползая на скалу. Сидящие на правой гондоле висели в воздухе, а на левой стали медленно уходить под воду. Вот они уже по пояс в воде… На этот раз тоже пронесло – удалось оттолкнуться. Зато на выходе камень ловко обошли, учитывая ошибки первого экипажа. Для прохождения этого порога обычно разгружают катамараны, чтобы придать им большую маневренность.
Сутки под дождем
Сразу после порога на левом берегу встали на стоянку. Дождь все усиливался. Под дождем и сильными порывами ветра натянули тент. Под дождем же ставили палатки. Правда, место найти было непросто – почва глинистая, вся стоянка – сплошное болото. Для палаток выбирали лужи помельче. Костер разожгли тоже в луже, но, тем не менее, приготовили на нем ужин.
Здесь Боря Кан наловил ведро плотвы, которую приготовили в коптильне. Дима Макурин, правда, плевался, что рыба была не очищена от чешуи. Боря молча пошел и наловил еще ведро рыбы. Эту рыбу Боря почистил. Вторую порцию съели с тем же аппетитом. Палаток поставили мало, думали, что потеснимся. В результате некоторые участники сидели под тентом до утра.
Водохранилище. Антистапель
Зато на следующий день погода была прекрасной – солнечно и безветренно. С утра мимо нас прошел баркас, с бортов которого нам махали многочисленные туристы, покидающие Тумчу. Мы же на собственном моторе, сцепившись катамаранами, проделали весь путь по водохранилищу за один день. Изредка только останавливались на островах размять чресла и оправиться. Островов на водохранилище множество. На водохранилище много моторок с рыбаками. Мы планировали пару дневок на этих островах, половить рыбу, но, насытившись походной жизнью, решили плыть до конца, а сэкономленные дневки потратить на Онежском озере. Облака рисовали фантастические, завораживающие картины. Казалось, что лучи веером разлетаются из-за горизонта ввысь.
Когда подошли к поселку Зареченск – конечному пункту маршрута, погода стала резко портиться. Пришла огромная туча, сопровождаемая громами и молниями. Антистапель у нас проходил под дождем.
Долгое ожидание эвакуации
Стас вызвал такси и уехал в Алакуртти за микроавтобусом. Обещал вернуться через два часа. В связи с тем, что микроавтобус к самому водохранилищу подъехать не мог (большие валуны торчали на дороге), нам пришлось таскать хоть изрядно полегчавший, груз вверх по дороге до базы отдыха «Иова». Изрядно устали. И вот прошло два часа. Стаса нет. Потом прошел еще час, и еще один. Потом стемнело. Нас нещадно грызли комары, даже на маршруте они нас так не домогались. Стараясь скоротать время, ходили туда-сюда. Звонили Стасу, но «электронная тетенька» отвечала, что он не в сети.
Вот и полночь наступила. Пошли узнавать, сколько стоит ночевка на базе. Оказалось, что дорого, но мест свободных нет вообще. Зато договорились, что можно поставить палатки на территории Базы, только «чтобы не сорить». Наконец, в два час ночи появился Стас. Рассказал, что дорога «никакая». Зато он привез нам хлеба и пива. Не имея ни крошки во рту, практически с завтрака, мы отламывали большие куски от буханок и жадно пожирали хлеб, запивая пивом. Так и заночевали в палатках на территории Базы отдыха. Рано утром на рассвете выехали и заполночь были уже на Онежском озере, где у нас произошла удивительная встреча с Джонни-пешеходником. А Стас купил у местных «артельщиков» в Алакуртти 30 килограммов горбуши по 100(!) рублей за килограмм. Вот мы попировали на Онеге!
Выводы
Тунтсайоки и Тумча – замечательные реки с интересными порогами. Они используются спортсменами-водниками для оттачивания спортивного мастерства перед прохождением более сложных рек в Саянах или на Алтае. Для этого они разгружают катамараны и по несколько раз проходят один и тот же порог, всячески кувыркаясь и наслаждаясь своим мастерством. Пороги короткие, но мощные, особенно «четверки». В некоторых отчетах отдельные пороги указаны как «пятерки». Поэтому перед сплавом по Тунтсайоки необходимо все-таки иметь определенный опыт прохождения порогов. Эти пороги требуют серьезного к себе отношения. А примером служит мое незапланированное купание в Яме.
Река Тумча подарила второй день рождения Игнатьеву Александру
(3) комментария