Река Березайка и река Мста привлекли пензенских туристов-водников. Отчет о байдарочном походе 2 категории сложности.
Настоящий поход был подготовлен и проведен силами школы инструкторов водного туризма и ставил своей целью дать участникам возможность ознакомиться с техникой и тактикой прохождения порожистых рек, методами разведки препятствий и организации страховки людей.
Реки Березайка и Мста были выбраны по следующим причинам:
- Соответствие опыта участников с категорией маршрута (2 категория);
- Небольшое время похода и удобные подъезды к началу маршрута (поход проводился в майские праздники и с дорогой занял 10 дней);
- Максимальная безопасность (возможность в любое время сойти с маршрута, получить помощь от проходящих групп, починить снаряжение и закупить продукты в случае их утери);
- Низкая стоимость похода (общая сумма на одного человека 61 рубль).
Река Березайка и река Мста, по которым проходила нитка маршрута, относится к числу популярных рек северо-запада страны. Можно без преувеличения сказать, что десятки групп таких городов, как Москва, Ленинград, Ярославль, Новгород, начиная с половодья и кончая глубокой осенью. Спускаются по рекам до станций Боровичи, Топорок, Мстинский мост. Но, несмотря на казалось-бы чрезмерную многолюдность, реки «не заезжены». Берега их чисты и красивы, воды прозрачны, леса мало потоптаны и засорены. Наша Сура производит куда более тягостное впечатление.
Конечно, в наиболее популярных местах и здесь много кострищ и консервных банок, но и нередки участки с совершенно не хожеными берегами, а Опеченско-Боровичские пороги, пожалуй, сделают честь многим карельским рекам.
Сочетание всех этих качеств делает Мсту и Березайку очень удобным полигоном для тренировочных походов.
Состав группы
Воробьев Дмитрий Серафимович (1938) – руководитель.
Карагизова Лариса константиновна (1942) – врач.
Козинский Николай Александрович (1949) – реммастер.
Терехина Галина Григорьевна (1949) – завхоз.
Судак Владимир (1949) – участник.
Грибова Лидия Кузьминична (1951) – участник.
Сашкин Валерий Павлович – зам. руководителя.
Сашкина Валентина Петровна – участник.
Описание маршрута
Общая длина реки Мста и ее притока реки Березайки 510 км. Пересечение их с линиями железных дорог позволяет регулировать длину маршрута в четырех пределах:
- Станция Березайка – станция Боровичи – 143 км.
- Станция Березайка – станция Топорок – 200 км.
- Ст. Березайка – станция Любытино – 244 км.
- Станция Березайка – станция Мстинский мост – 314 км.
Возможен также выход на реку Мста из Вышнего Волочка и Бологого (описание можно прочитать в специальной литературе).
Для своего похода мы остановились на втором варианте. Он по своей длине подходил в минимум «двойки», и, самое главное, у нас сохранялся некоторый резерв времени на тщательное прохождение Опеченско-Боровичских порогов. Мера, как мы считаем, нужная, так как опыт участников варьировался от 4 до 1 категории, да и цель была не только пройти маршрут, но и чему-то научиться.
Путь до станции Березайка занял у нас в общей сложности 26 часов. Правда, в Москве пришлось сидеть 18 часов. Дело в том, что в Березайке останавливается один поезд из 15, идущих по Октябрьской железной дороге за одни сутки (вроде бы существует дополнительный поезд, но данных об этом у нас нет).
Цена билета от Пензы 12 руб. 30 коп. В Москве, сразу по приезду, купили билеты на обратную дорогу. Обеспечив таким образом свое будущее, мы со спокойной душой дождались 2.35 ночи. К перрону поезд подали примерно за 1 час. Времени хватило свободно перенести вещи в первый вагон. Туристов на вокзале собралось много – и байдарочников, и лыжников. Оказывается, в конце апреля в Хибинах еще полно снега, и любители горных лыж имеют возможность покататься в майские праздники.
Существует еще одна возможность добраться до Березайки. Нужно доехать до Бологого, где останавливаются все поезда, и дальше ехать электричкой.
26 апреля. Река Березайка
К началу маршрута прибыли в 8.10. До реки от перрона 15 мин хода с грузом. Дорога идет в направлении Ленинграда вдоль железнодорожного полотна. Говорят, есть еще один более короткий путь, но тогда надо идти под двумя низкими мостами, и где эта дорога, мы не знали. Возле станции находятся почта и магазин.
Место сбора байдарок на станции Березайка
Перенесли весь груз в три хода на поляну у железнодорожного моста, где 78 групп из Москвы и Ленинграда уже собрали свои лодки. Большинство идут на RZ-85, но есть и “Салюты» и «Лучи», и еще какие-то хитрые надувные конструкции. Экипировка вызывает уважение. Все лодки под фартуками, экипажи в спасжилетах и шлемах.Правда, мы тоже не выглядели бедными родственниками, а спасжилет Коли Козинского несколько шокировал даже видавших виды туристов.
Собрались самыми последними. Не было необходимости слишком торопиться со сборами. Это время вполне можно нагнать в пути.
Река Березайка. Первые километры
На месте сбора река шириной метров 35-40, течение 4-5 км/час. Сразу же за поселком река Березайка начинает делиться на рукава и имеет вид нашей Суры в половодье в районе Канаевки. Плотно перекусив на одном из островов, взялись по-настоящему за работу. Максимум воды в реке уже прошел, и ехать прямо по затопленной пойме нельзя, но и русло определяется с трудом по зарослям вдоль берегов.
Красота природы
Река меандрирует так сильно, что видно, как за поворотом мелькают весла последней лодки, идущей в обратном направлении. Не ожидая от реки особой прелести, мы были поражены берегов – то высоких, поросших сосняком, то низких, заболоченных, заросших густыми кустами. Чем-то берендеевским веет от этих мест. В этих местах Рерих задумал написать своего «Гонца», а он понимал в
Постепенно нагоняем другие группы. Хотя едем без шлемов, но организация у нас явно лучше. Один час работы веслами сменяется 15 минутным отдыхаем, мы сыты и полны желания идти вперед.
Река Березайка
Берега реки повышаются, вода идет одним руслом. Много прекрасных мест для стоянок. Перед озером Пирос на правом берегу почти все группы остановились на ночлег. Река Березайка пересекает восточный угол озера. Выход запружен плотиной ГЭС. Пройти нельзя, слив перегорожен стальными балками, высящимися в 30-40 см над водой. Обнесли левым берегом метров 200 (можно обнести и правым).
Плотина на озере Пирос
На ночь встали на левом берегу. За 3 часа 20 минут хода пройдено 23 км. В первый день график перевыполнили.
27 апреля
Если рассматривать Березайку с технической стороны, то особых препятствий на ней нет. В литературе пишут о перекатах, но они открываются летом. Из искусственных препятствий на второй день встретили один низкий мост (обнос 30-40 м правым берегом), несколько высоких мостов (проходы не представляют сложности) и один маленький мостик, в три доски шириной. Несмотря на внешнюю безобидность, он мог принести нам большие неприятности. Проход возможен только у самого правого берега, причем мост закреплен к сваям толстой проволокой, натянутой в 15-20 см под водой и в 60-70 см над водой. Байдарка заезжает на подводный провод, зацепляется рулем, ее ставит боком к опорам моста и наваливает на них. При известной неосторожности до переворота, а то и слома – один шаг. У нас в группе в такую ситуацию попал Володя Судак, но его вовремя подстраховали с моста. Проволоки, висящие над водой, легко поднимаются веслами.
К искусственным препятствиям следует отнести две старые мельничные плотины, в двух км от Любитово и в селе Тугановичи. Проход их возможен только при высокой воде. Летом рисковать не стоит: удовольствия получишь мало, а насадить байдарку на гвоздь или скобу предельно просто. Высота падения воды около одного метра, на второй плотине чуть больше. С воды все плотины видны прекрасно метров за 250. Причалить для осмотра можно прямо вплотную к ним.
Слияние
При слиянии с Мстой река Березайка представляет довольно мощную реку, мало чем отличающуюся от Суры в Районе Узы. Как лодки вошли в Мсту, мы просто не заметили. Справа влился какой-то ручеек (это и была Мста). Если бы не туристы, да хорошие ориентиры на берегу (деревня Березовый рядок), так этого и не узнали бы.
Причины маловодности Мсты, по нашему разумению следующие: река Березайка течет лесами, которые аккумулируют воду и отдают ее в реку постепенно, а леса в верховьях Мсты вырублены, вода сливается в считанные дни и получается, что половодье на этих двух реках бывает в разное время.
В верховьях Мсты оно уже кончилось, а в Березайке еще нет. Примерно в километре Березовского рядка с левого берега хороший лес и место для стоянки. Но он был битком набит туристами, поэтому встали лагерем на правом берегу, менее красивым и людным.
За второй день пройдено 45-48 км.
28 апреля
Первый порог на Мсте расположен чуть ниже Березового рядка и заметен только в малую воду. В половодье это быстрина с маленькими волнами. Метрах в 500 от первого нашего лагеря на Мсте в реку впадает ручей, недалеко от его устья есть старая мельничная и старая бобровая плотина. От первого порога до поселка Жадино препятствий нет, только возле деревни Большой Чернец быстрина с небольшими стоячими волнами.
Малый порог
За Чернецом течение замедляется, ширина реки достигает 100 и более метров. Если есть свободное время, можно просто позагорать, сидя в лодке, как мы и сделали. Лес по берегам то отступает от реки, то снова приближается к ней. Кусты по берегу есть везде и костер развести можно.
Из прочих достопримечательностей на этом участке можно отметить минеральный источник на острове ниже впадения Увери. Сам источник был затоплен, и только запах сероводорода указывал на его местоположение.
Хорошей приметой поселка Жадино, а следовательно, начала порогов, является заводская труба. Ошибиться и войти в трехкилометровый порог просто невозможно. Если верить литературе, Жадинский порог опасен только в малую воду. Мы увидели протоки с быстрым течением и небольшими волнами. Идти можно без разведки.
Вообще описания Мстинских порогов, прочитанные нами в литературе, разноречивы и неубедительны. Можно найти все – начиная с категорических «не пытайтесь проходить Боровичские пороги, а объезжайте их по берегу», до того, что почти все пороги можно идти без просмотра. Как всегда бывает – истина лежит где-то посередине. Ежели лоцманы Петра 1 умудрились проводить по реке свои неуклюжие лодки, то река явно проходима для байдарок и в то же время идти без разведки можно только хорошо схоженной и опытной группе.
Как отличить поселки?
Все поселки – Жадино, Опеченский посад и Опеченский рядок, по сути дела одна деревня. Очевидно, когда-то они стояли врозь, затем разрослись и границы между ними нет, во всяком случае, с воды не видно. Пытаясь уточнить, где мы плывем, Валера Сашкин обратился с вопросом к местному рыбаку: «Что это, Опеченский посад или Опеченский рядок?». Рыболов поднял голову и выдал, налегая на букву «о»: «Вы, молодой человек, наверное, дурак. Это одно и то же». Нам оставалось только хлопать глазами. Наконец, одна сердобольная старушка внесла ясность. На левом берегу Мсты – Опеченский рядок, а на правом – Опеченский посад. Заодно бабушка постращала порогами.
Три километра до Малого порога байдарки идут за 20 минут. Порог заметен издали. Разведку производили с левого берега. У порога скопилось несколько групп. Общая длин а его 500 м. Идти можно несколькими путями. Мы шли, сначала уклоняясь к правому берегу, затем пересекли реку и зачалились на левом берегу. На наш взгляд, это наиболее безопасный путь. В стороне остаются большие сливы и волны. Пошли хорошо, только зачалились в разных местах берега, метрах в 40 друг от друга.
Лагерем встали у начала Большого порога. Время было 19 часов, а идти в главный порог на ночь не хотелось. Место для лагеря хорошее. Ровная поляна, дрова и вода есть, есть и время для разведки. Остальные группы ушли в порог сразу. К чему привела спешка, определилось на следующий день.
29 апреля
Проплывая после Большого порога мимо их лагеря, можно было любоваться натянутыми веревками, на которых сушились штаны, спальные мешки и другой скарб. Прошлую ночь кому-то спать было не слишком жарко.
Вечером адмирал осмотрел порог один, утром вышли всей командой. Несмотря на то, что порог длиной не менее 2 км, запоминается он легко. Весь путь можно разбить на три этапа.
Третий каскад Большого порога
Слив третьего каскада Большого порога
Конец Большого порога
В каждом из них характерный для него слив через плиты. Никаких особо хитрых маневров не требуется. Высота волн в наиболее опасных местах не более 2 метров. Через порог шли парами: Воробьев-Судак, Сашкин-Козинский с интервалом 15 минут. Это позволило снимать прохождение на пленку и организовать страховку с воды. Проскочив порог, встретили двух туристов, тащивших на себе байдарку, чтобы пройти Большой еще раз.
Пещеры и подземная река
Берега Мсты возле порога сложены известняками и имеют вид отвесных стен, метров 20 вышиной. Если полазить по ним, то можно найти окаменелости. Ландшафт возле реки носит карстовый характер. Видны провалы, воронки. Метрах в 800 от Большого порога из 2 пещер на левом берегу реки водопадом впадает в Мсту подземная река Поперетка. Здесь же одноименный порог, который прошли сходу. Осмотрев водопады Поперетки, к месту ее ухода под землю не пошли. Путь, отмеченный вешками, ведет через пашню, а топтать ее 2 км нам стало лень.
Отдохнув на берегу в прекрасном сосняке, группа пошла далее. Карты реки Мсты у нас не было. Главным пособием, помогавшим проходить реку, была книга «Избранные маршруты для отдыха на реке», изд. ФИС, или, как мы ее называли, «Требник». В ней дается описание всех препятствий.
Время от времени наши байдарки сходились в плот и адмирал с завыванием читал, что предстоит преодолеть в ближайшие 2-3 часа. «Требник» гласил: «от порога Поперетки до деревни Ровное препятствий нет». Только какой длины этот участок, оставалось не ясно (впоследствии выяснилось – от Большого порога до Ровного 5 км). Пройдя Большой, самое грозное препятствие на реке, люди расслабляются. Река Быстра и спокойна, гула воды не слышно, солнце греет ласково. Юбки фартука только мешают, снять их прочь. Что?! Порог! Лестница?! Да где он, наверное, еще плыть полдня!
Злосчастная Лестница
Вот здесь-то река и ловит простачков. Наши байдарки начали входить в протоку. И только адмирал собирался почитать описание, как увидел, что река на всю 70-ти метровую ширину, обрывается метра на 2 вниз и встает за сливом двухметровым валом стоячей волны. Что-либо предпринять было поздно. Адмиральская байдарка нырнула вниз и повисла в сливе, зацепив баллером руля за край плиты. Рядом с ней шлепались остальные байдарки нашей и чужих групп. Последней, оторвав от обрамления руль вместе с баллером, зачалила к берегу лодка Воробьева. Оверкиля не получилось, но «Лестница» послужила хорошим уроком. Отлив ведра по три воды из каждой лодки, поплыли вниз, весьма довольные приключением.
На день позже нас, через этот порог шли около пятидесяти экипажей ленинградцев (они проводили водное ралли). Так вот, вся эта орава занырнула в этот порог сразу, причем перевернулось 50 %. Не следует думать, что это очень опасный порог. У самого левого берега есть проход метров 10 шириной, где может пройти самый неопытный экипаж. Важно вовремя обнаружить порог.
Порог Егла
До деревни Егла серьезных препятствий нет. Напротив села с левого берега отходит плита, закрывая половину реки. Обойти ее не сложно. Порог Егла начинается сразу за деревней двумя островами. Плиты загораживают почти всю реку, оставляя проход у острова с левого берега, но можно наметить по крайней мере еще два пути: у правого берега и серединой. Пока мы раздумывали, где идти, чужая байдарка прошла левым берегом. Нам оставалось поступить так же.
Оригинален проход порога. Начинается он с поперечного маленького вала, за ним следует вал побольше и еще три больших. Обычно бывает наоборот.
Плита у д. Углино
До деревни Углино препятствий нет. Ниже деревни длинный порог. Можно идти без разведки точно по центру реки. По правому берегу проходит дорога до Боровичей. Издали видны трубы города. Встали сразу за порогом. Дальше плыть не стоит – очень мало леса. От лагеря до Боровичей 35 минут хода, через несколько мелких порогов. В городе остановились возле железного моста.
Пройдено за день 27 км.
30 апреля
Их всего три: бетонный, навесной и железный. На правом берегу почта (10-12 минут ходьбы). Станция с левого берега. Заводская часть Боровичей пыльная и грязная, видно даже с воды. С великой радостью вырвались мы из тисков города к зеленым берегам и тихой реке.
Река Мста ниже Боровичей
Прорезав известняки у Боровичей, Мста успокаивается, разлившись на 100-130 метров. До Топорка оставалось 53 км и почти 3 дня времени. Можно было не спешить. Почти весь этот путь прошли, сплавляясь плотом. До деревни Волок лесов мало, хотя встать на ночь есть где и дрова найти можно вполне. От Боровичей отошли на 30 км. Место стоянки прекрасное. Высокий берег с сосновым бором и массой дров. Чем больше к Топорку, тем больше групп появляется на реке. И мы догоняем, и нас тоже. Ходят слухи, что 50-60 туристов на станции – это не диво.
Пройдено за день 25 км.
Первого мая устроили полудневку.
2 мая
До станции не более 4-5 км. Слышны гудки поездов. К 14 часам доплыли до моста через реку. Воробьев и Сашкин сходили на станцию. Она на левом берегу, от реки до перрона 15 минут хода с грузом.
Из остатков продуктов сварили последний обед и к 18 часам перенесли упаковки на станцию. Разбирать байдарки лучше всего у самого моста с правой стороны. Народу набралось порядочно – человек 70. Поезд рабочий 4-5 вагонов, не более. Ходит от станции Небольчи до станции Окуловка. Ехать около часа.
Пройдено за день 28 км.
В Окуловке останавливается один пассажирский поезд. Целесообразно доехать на электричке до Бологого (2,5 часа). Электричка отходит через 15 минут по прибытии поезда Неболчи-Окуловка. Вещи надо перенести с платформы на платформу 30-40 метров. Если вы попали в Бологое, то до Москвы доехать не трудно. Здесь останавливаются все поезда, начиная с «Красной стрелы». Интервал у поездов примерно 1 час. Мы выехали в столицу 3 мая около 2 часов. Поезд идет 4 часа, так что, если вагон плацкартный, то можно и поспать. 4 мая 1975 года группа была в Пензе. Конец похода.
Итоги
Подводя итоги путешествия, можно сказать следующее. Поход превзошел наши ожидания как по технической, так и по эмоциональной стороне. Маршрут можно рассматривать как перспективный для отработки прохождения порогов, как учащимся школы туризма, так и просто спортсменам-водникам.
Лучшие условия для
Не целесообразно продолжать тренировочные походы далее Боровичей из-за отсутствия препятствий на реке. Сэкономленное время можно провести на порогах. Следует отметить большие возможности района для рыбаков и охотников.
И последнее. Имеются возможности, если не самим организовать, то принять участие в водных ралли таких городов, как Москва и Ленинград, регулярно проводимых на реке Мста.
График путешествия (реальный)
24.04.75. Г. Пенза – Г. Москва.
26.04.75. Станция Березайка.
26.04.75. Станция Березайка – озеро Пирос (23 км).
27.04.75. Оз. Пирос – река Мста (поселок Березовский рядок) – 54 км.
28.04.75. Поселок Березовский рядок – порог Большой (46 км).
29.04.75. Порог Большой – порог Углино (27 км).
30.04.75. Порог Углино – Боровичи – село Волок (25 км).
1.05.75. Полудневка.
2.05.75. Село Волок – станция Топорок (28 км).
3.05.75. Станция Топорок – Пенза.
Отчет переработал Игнатьев Александр
























