Игорь Тужилов начинал знакомство с туризмом в Пензе. Впоследствии он перебрался в Москву. Ныне проживает в Лондоне. Его рассказ – о весеннем сплаве на байдарках по реке Щегринка в Новгородской области в 2001 году.
Щегринка, левый приток Мсты, один из наиболее сложных в спортивном отношении. Маршрут по Щегринке изобилует препятствиями, требует от водников хорошей технической подготовки. Сплав возможен только в период половодья.
Весенний сплав по реке Щегринка
Из Москвы — поездом в сторону Питера. Остановка где-то на половине пути до Питера. Выгружаемся на заброшенном полустанке в четыре часа утра. За плечами — нелёгкий груз: две двухместные байдарки, провизия и т.д. Нас всего четыре человека: шеф, менеджер компании, инженер по знаниям (студент) и я. Дошли до места, где река Щегринка выливается под железнодорожными путями могучей струёй. Немного страшно, так как это мой первый опыт использования байдарки. Собираем байдарки, конечно, под руководством опытного менеджера. Перенесли на воду, садимся, и … Оказалось, не всё так страшно. Байдарка очень хорошо управляется, но немного тяжеловата. Кроме того, нет защитных фартуков, которые могли бы спасти от захлёстывающей воды. Но пока это не проблема — река здесь относительно спокойна. Вопросом жизни это станет позже.
Особенность сплава по этой реке именно в это время года (самая кульминация таяния снегов) — сильное, сбивающее с ног течение, характерное для горных рек. Кто бы мог подумать, что такая река находится между Москвой и Питером! Кроме того, серьезную проблему представляют кусты и деревья над поверхностью воды: если зазеваешься, можно потерять голову в буквальном смысле слова (течение несёт быстро и неотвратимо, а байдарки тяжёлые). Поэтому идём в шлемах и, как положено (и не зря, как станет ясно далее), в спасательных жилетах. Порой встречается горизонтальное дерево примерно в пятидесяти сантиметрах выше уровня воды. В этом случае нужно наклоняться вперед, складываясь пополам на дне байдарки. Также нужно постоянно следить за состоянием реки: очень часто встречаются завалы, которые можно преодолеть только по узкому проходу. Если прохода нет, применяется метод “обноса” (нести байдарку по берегу).
Первое приключение
Первое приключение произошло с байдаркой шефа: она напоролась на что-то острое во время прохода через очередной порог. Был ли это острый камень, или ветка дерева, или ещё что-то — это неважно. Важно, что в кормовой обшивке образовался разрез длиной около сорока пяти сантиметров. Конечно, срочно причалили. Наш экипаж (менеджер и я) начал готовить клей и материал для ремонта. Решили ремонт совместить с обедом, т.к. высадились недалеко от деревни. В то время как наш экипаж готовился к ремонту, пострадавшие пошли в деревню за пивом. Ремонт удался, как и обед.
Далее пришли к автомобильному мосту. Здесь принято делать привал. Рядом — довольно крупное село. Опытные байдарочники рассказывают, что на этом участке были случаи нападения аборигенов на туристов, когда последние останавливались на привал. По этим сведениям, туристы избивались и нещадно грабились. Так аборигены взимали контрибуцию за проплыв по “их” реке. Эти варвары пользовались деревянными кольями в качестве оружия, а также численным превосходством, т.е. воевали не умением, а числом вопреки совету известного полководца. Однако, один раз байдарочники высадились сразу на нескольких байдарках с кольями и изрядно отходили оными аборигенов. Нас никто не встретил (видимо, у аборигенов отбили охоту пиратствовать).
Оверкиль
Далее ещё ниже по течению нашли уютное место для ночлега. Наутро — снова в байдарки. Впереди очередное поперечное дерево очень низко над водой. Струя течения с огромной скоростью приближает нас к нему. Наклоняемся … Прошли. За нами идёт вторая байдарка. Река сделала резкий поворот, и мы не видим, как прошли этот опасный участок наши коллеги. Смутное предчувствие какого-то события заставляет нас высадиться и пройти назад. Может быть, нужна помощь. Предчувствие нас не обмануло — они перевернулись (наверное, кто-то зацепился за дерево). К счастью, их лодку вынесло сразу на нас, и пострадавшие уже успели вылезти на берег. Один из них (коллега инженер), конечно, весь мокрый, а другой — сухой, так как в гидрокостюме. Здесь ещё сохранился снег. После переодевания и выливания воды из байдарки стали играть в снежки.
Пороги
И вот мы подошли к кульминации всего сплава: впереди — бешеные пороги, огрызающиеся огромными гранитными камнями. Первой идёт наша байдарка. Огромные волны перехлёстывают через борт, лодка наполняется водой, тяжелеет, теряет управляемость, оседает. Дно байдарки трётся об острые камни. Один из них на самой середине реки стал для нас роковым: лодка села своей центральной частью на камень, получив при этом огромную пробоину. Вода нахлынула и перевернула байдарку, выбросив меня вниз по течению. Менеджеру ценой невероятных усилий удалось удержаться рядом с байдаркой. Получая множественные ушибы от камней, он всё-таки вывел лодку к берегу. Меня ещё долго течением несло по камням.
Здесь и пригодился спасательный жилет. Удалось зацепиться за ветку дерева. Вылезаю на берег. Итог происшествия — переломанные шпангоуты и стрингеры байдарки, множественные ушибы. К счастью, переломов костей нет. Коллеги, следующие за нами, вовремя замедлили ход и причалили. Теперь стало ясно, что
Ночь прошла без приключений. Разожгли большой костёр. Утром — пеший переход до автотрассы. Далее — автостопом до ближайшей железнодорожной станции. Электричка на Тверь. Электричка на Москву.
Игорь Тужилов