Традиции пензенского края изучают пензенские велотуристы. В своих путешествиях по Пензенской области им удается совершить множество уникальных открытий.
Традиции пензенского края зовут в дорогу
Этот сезон богат на «длинные» выходные, особенно май месяц. Встал естественный вопрос: как их разумно потратить? Поскольку Вальпургиеву ночь (с 30 апреля на 1 мая) мы как бы заранее отметили на Лысой горе в Палеологово, то Первомай отмечали на грядках и других местах.
Что касается маршрута, то он был известен заранее. С прошлого года остался «должок» за Неклюдовским городищем. К тому же для подготовки к фестивалю в г.Саранске необходимо было раздобыть холст и лапти. Поэтому было решено в очередной раз посетить Нижний Катмис. Маршрут в этот раз, в основном, состоял из ранее известных частей предыдущих походов.
Серьёзный 3-дневный поход требовал серьёзной подготовки, в том числе и привлечения новых членов. На этот раз группа собрала рекордное количество участников. К классическому трио присоединились Слава Андреев и супруги Сергей и Ольга Сергацковы. Слава горел желанием намотать тренировочные километры перед большим походом. Сергею же и Ольге не терпелось отведать грязь ещё не хоженых пещер.
Большая часть группы выехала электричкой Пенза — Кузнецк до Чаадаевки 9 мая. Там нас уже ждал Слава, выехавший заранее по своему графику. Славик сделал попытку заснять свою версию «Прибытия поезда», но был задержан бдительной милицией. После формальностей был отпущен с явным неудовольствием обеих сторон.
Без каких-либо проблем добрались до села Уранка, где неожиданно узнали информацию о каких-то немецких лагерях. О каких немцах шла речь, понять не удалось, но, скорее всего, военнопленные добывали щебень открытым способом. Было, конечно, заманчиво обследовать местность на предмет возможных пещер, но решили не уклоняться от намеченного маршрута.
Немного не доезжая Нижнего Катмиса, устроили небольшой привал и перекус, при этом не забывая любоваться открывшейся панорамой. Наше предположение, что в этот праздничный день народ соберётся в доме культуры, полностью подтвердилось.
Лапти и холст добыты
Застать чаепитие ветеранов не удалось, но нам были очень рады, напоили чаем и подарили лапти и холст. А главное, нам продемонстрировали старинную одежду в отличной сохранности. В классификации этнографов это была эрзянская руця. Но местные бабушки называют её мокшанский панар или по-местному паньджар. В процессе поиска хозяйки панара Татьяну пытались сосватать за местного паренька. Демонстрацию старинного моделирования одежды провели на Ольге.
Наше пребывание в Катмисе заставило несколько изменить планы, т.к. на 10 мая был назначен отчётный концерт творческого коллектива дома культуры. Такое мероприятие мы не могли пропустить, тем более, что ожидалось выступление фольклорной группы. Чтобы закрыть «холстовую» тему, решили поехать в село Водолей, а затем провести ночь на Ош-Пандо — Катмисском городище. Однако, свои коррективы внесла погода. В 800 метрах от Водолея нас застигла гроза с градом. Срочно пришлось укутывать себя и велосипеды тентами и пережидать непогоду.
Этот знак судьбы мы приняли как нежелание пускать нас в Водолей. То ли ввиду отсутствия интересующего нас предмета, то ли с намёком посетить это село в другой раз. Стало ясно, что нужно ехать на Ош-Панду, ставить лагерь, т.к. несмотря на обильное чаепитие, силы наши поубавились. Поднявшись на гору, решили не рисковать техникой, таща её по оврагам. Мы с Андреем отправились на поиск более удобного пути к городищу. Слегка побродив, нашли валы и дорогу, по которой к вечеру прямиком попали на этот весьма интересный объект. Дождь к тому времени прекратился, обустройство лагеря не вызвало каких-либо осложнений. Спать укладывались под звуки салюта, доносившиеся из села.
Поутру не досчитались одного члена команды. Слава подумал, что посещение концерта ему не очень интересно, и решил до обеда сделать кружок в 60 км через Сосновоборск.
Исследование Катмисского городища. Археологическая находка
Остальные занялись исследованием городища. В результате нашли осколок красно-коричневой керамики, которую археологи относят к буртасам (XI-XII вв.)
Концерт в клубе доставил нам удовольствие. Хотя молодёжь представляла «попсовое» направление, всё с лихвой компенсировала фольклорная группа.
После концерта, пообщавшись с жителями села и с районным руководством культуры, мы продолжили наш маршрут в село Соловейка, по пути нас догнал Слава: рекордный состав группы был восстановлен.
В Соловейке запаслись водой из родника. В Дигилёвке хотели посетить школьный музей (о котором узнали из сайта местной школы). Но, учитывая выходной день и напряг со временем, решили не останавливаться и ехать в г. Городище. Там нас ждал любимый магазин «Берёзка». Здесь выяснилось, что наше пополнение в лице Сергея и Ольги не может продолжать маршрут в полном объёме. Им был предложен запасной вариант — возвращаться домой электричкой от ст. Канаевка, который был успешно реализован.
Оставшись вчетвером, группа продолжила поход через Мордовский Ишим на г.Сурск. Взяв крутой подъём и пополнив запасы в магазинах этого славного города, продолжили движение в с.Турдаки, где нам подсказали, как перейти границу районов. Как и во многих других случаях, граница проходит по реке Колдаис, которую перешли вброд с велосипедами на плечах. А в качестве отдыха некоторые открыли купальный сезон.
Время классического домашнего ужина давно прошло, и, проезжая с.Наскафтым, мы уже начинали подумывать о ночлеге. Тем более, приветливое местное население не спешило, как обычно, предложить баню и прочие атрибуты гостеприимства (кризис!).
Поиски Неклюдовского городища
Усталость и вечная болезнь «правого уклонизма» не позволили доехать до второй плановой ночёвки — Неклюдовского городища. Заночевали в березнячке, кишащем майскими жуками и кабанами. Последних, конечно, определяли их следы.
С утра вышли на нужную дорогу и, проскочив Пиксанкино, быстро добрались до Неклюдово. Пополнив запасы воды в местном роднике, выехали на заброшенную дорогу, которая должна была привести нас к городищу. В этот раз ориентировались по карте, на которой были обозначены древние валы, и по спидометру. Проехав необходимое расстояние, уперлись в болотистую местность, в которой автор этих строк заподозрил знакомые места. За 20 лет произошло слишком много изменений. Главное, не было будки, но интуиция подсказывала, что городище где-то рядом. Однако, опыт руководителя говорил, что оставлять велосипеды ни к чему, т.к. время ограничено, и старая болезнь «правого уклонизма» увела группу в лес. При этом, скорее, велосипеды ехали на нас, чем мы на них, что вызвало решительные возражения Татьяны.
Разумно оказалось устроить привал с хорошим перекусом, и, пока варился чай, появилась возможность прочесать местность. Результат не замедлил сказаться: через 10 минут был найден внешний вал городища.
Исследование Неклюдовского городища
Воодушевлённые находкой, славно подкрепившись (не забыв отметить находку), мы потащили велосипеды на искомый объект, т.к. дороги основательно заросли и едва просматривались. За внешним валом обнаружили странное сооружение, которое приняли за остатки наблюдательной башни. Как потом оказалось, это раскоп археологов. Вход в пещеру оказался основательно завален, но не специально, как утверждали слухи, а естественным образом. Хотя на поверхности были видны следы раскопов, целью которых были попытки проникнуть в заваленные ходы сверху. Применялся даже бульдозер, но всё это основательно заросло, что говорило о давности произошедшего. Откапывать пещеру не стали.
Казалось бы, задача всей экспедиции была решена, но неугомонные Слава и Андрей решили пройтись по овражным дебрям. Там они и обнаружили один очень интересный объект, который можно классифицировать как пещеру.
Нося характер лисьей норы, пещера, тем не менее, имеет проходимую длину в 2 м. Потолок перекрыт плитой из твёрдого песчаника, по вертикальной трещине которого сочится вода. Перед входом имеется яма, в которой лежат камни — осколки плитняка. Возможно, здесь была келья отшельника, затем потолок обвалился. В 70-х годах прошлого века археолог М.Р.Полесских утверждал, что пещеры Неклюдовского городища имеют природный характер и вымыты водой. Возможно, этот вывод он сделал, как раз исследуя найденный нами объект, который даёт, в свою очередь, много пищи для размышлений. Но это будет сделано отдельной статьёй о пещерных городах буртасских времён.
Довольные сделанным открытием, знакомым по прошлому году маршрутом без особых сложностей вернулись в Пензу, намотав в этот день 113 км.
Маршрут: Чаадаевка — Уранка — Н.Катмис — Ош-Панда — Н.Катмис — Соловейка — Дигилёвка — Городище — М.Ишим — Асеевская — Сурск — Турдаки — Наскафтым — Пиксанкино — Неклюдово — Неклюдовское городище — Армиёво — Шемышейка — Пенза.
239 км. 9-11 мая 2009 г.
Алексей Плотников. Фото участников.
Редактор Татьяна Белявская.